Путешествие пермь-пянтег-чердынь-ныроб-камни ветлан и полюд. Мой пермский край: Ныроб

25 сентября 2017 г. 20:26 Пермский Край — Россия Сентябрь 2017

Сбылась моя давняя мечта: наконец-то мне удалось отправиться в путешествие на север Пермского края в составе туристической группы. Я увидела горы Среднего Урала, населенные пункты, входившие некогда в Чердынь Великую (село Пянтег, города Чердынь и Ныроб), завершила свое знакомство с культурой Западного Урала посещением Краеведческого музея и Художественной галереи города Перми.

Именно с Чердыни Великой пошло заселение Пермского края русскими. В XII веке новгородцы проложили северный путь через места, где сегодня располагается город Чердынь: по реке Колве на Печору. У тамошних жителей новгородцы обменивали свои товары на ценную северную пушнину, а также высокохудожественные серебряные изделия Сасанидов. Местные жители платили новгородцам дань, и название самой высокой горы в здешних местах звучит напоминанием об этом. Гора Полюд обязана своему названию полюдью, то есть дани, собираемой «по людям».

Потом, во времена монголо-татарого ига, когда пали некогда процветавшие государства, этот торговый путь был позабыт. Но после освобождения от татар и с началом объединения русских княжеств вокруг Москвы торговый путь с Уралом и Печорой возродился.

Завоевание и освоение Урала было невозможно без объединяющей идеи, которой стала православная вера. Около 1375 года миссионер Стефан, который впоследствии войдет в историю православной веры под именем святого Стефана Великопермского, создал для зырян (коми-зырян) письменность, которой до того они не имели. В качестве алфавита он использовал зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки, состоявшей из 24 букв, Стефан перевел на язык зырян богослужебные книги и частично Священное Писание. Осенью 1379 года святой Стефан, благословленный московским патриархатом, отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Однако миссионерской деятельности Стефана Великопермского способствовали его талант проповедника, знание языка зырян и глубокая вера в правоту своего дела. Ему также помогла природная кротость зырян. Православно-просветительская деятельность Стефана Великопермского была успешной и в дальнейшем послужила основой христианизации чердынских земель.

1


ПЯНТЕГ

Путешествие нашей туристической группы начиналось с села Пянтег, что недалеко от Чердыни, куда мы добрались из Перми поздно вечером, чтобы переночевать на местной турбазе. Существует гипотеза, согласно которой изначально Чердынь начиналась (строилась) на месте, где сейчас находится это село. По одной из версий Пянтег — это имя языческого бога.

Утром прямо из окна нашей комнаты я увидела широкое речное раздолье Камы. Наскоро позавтракав, вышла на берег реки. Впала в меланхолическую задумчивость среди кедровых сосен, в сакральном месте древних племен коми, заселявших когда-то эти места. Сосны были похожи на экзотических чудищ в которых вселились духи древних: с мощными ветвями-руками, поднятыми к небу, оголенными корнями-ногами, держащими искривленные тела-стволы… Племена коми поклонялись кедровым соснам. Они, поселившись в этих местах, оставили многочисленные клады из предметов высокохудожественного серебра cаcсанидов, которые привозили в обмен на ценный мех в чердынские земли по рекам Каме и Волге, через Булгарское царство, из Сасанидской Персии и Византии…Такие блюда есть и в пермском краеведческом музее, и в столичных музеях. Посмотреть на это стоит: в этой поездке мы увидим древние артефакты в чердынском краеведческом музее.

1


1


1



Пройдя по берегу Камы, я увидела интересную шестигранную деревянную сторожевую башню с православной луковицей и крестом, увенчанную некогда деревянным шатром. Это самое старое на Урале деревянное строение, сохранившееся до наших дней: Богородицкая церковь, датируемая концом XV — началом XVI веков. Она старше знаменитых Кижей. Русские, осваивая уральские земли, построили на берегу Камы, в сакральном для коми месте, сначала сторожевую башню (оборонительное укрепление), а затем, утвердившись здесь, переделали ее в христианскую церковь.

4


В селе Пянтег находили и до сих пор находят фигурки пермского звериного стиля, закопанные древними племенами, называемыми некоторыми краеведами племенами Хранителей. Это большое количество захоронений металлических оберегов, амулетов, целого пантеона духов, так называемого Пермского звериного стиля древних племен. Мы их должны увидеть уже сегодня в Чердынском краеведческом музее. Можно их посмотреть и в Пермском краеведческом музее, и в музеях Петербурга и Москвы. По богатству образов и разнообразию предметов культура Пермского звериного стиля превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя. Хранители, чья цивилизация исчезла около тысячи лет назад, жили вдоль рек Выми, Вычегды, Камы, Колвы и Вишеры. Они занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией; торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазанского каганата, с родственными племенами обских угров за Уральским хребтом. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты Пермского звериного стиля, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов. Интересно, что изготовлением литых фигурок звериного стиля занимались женщины Хранителей. Их мужчины изготавливали оружие. Под натиском племен коми и войск Волжской Булгарии, Хранители вначале были вытеснены в чердынские земли, а затем через ущелья Уральского хребта ушли в Зауралье, где растворились среди обских племен.

Перед последним походом Хранители захоронили в чердынских землях своих богов. Заселившие эти земли после ухода Хранителей племена коми создали легенды о таинственном народе Чудь, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от «злого» и таинственного духа, бросив находку в воду. Постепенно в легендах коми живые Хранители превратились в духов здешних мест.

1

ЧЕРДЫНЬ

К обеду наша туристическая группа уже приехала в Чердынь. Основное мое ощущение в Чердыни — это ощущение свежести и угрюмой чистоты города. Низкое серое небо. Малолюдные улицы, почти без автомобилей и, конечно, без светофоров. Коровы, отдыхающие на холодной, мокрой от дождя земле на фоне старой церкви, невозмутимо жующие жвачку. Маленькая женщина-экскурсовод, взахлеб рассказывающая о своем родном городе. Я внимательно слушала ее, с интересом задавая уточняющие вопросы. Получила приглашение приезжать в гости и телефон… Видимо, чем дальше провинция от столицы, тем люди там более добры и гостеприимны, менее скаредны при своей мизерной, по сравнению со столичной, зарплате…

Самую высокую точку окрестностей — гору (камень) Полюд, похожий на застывший гребень волны, я впервые увидела с крутого берега реки Колвы в городе Чердыни. Говорят, на Полюде в стародавние времена разжигали тревожный костер, предупреждавший всех об опасности, приближении врагов, кочевников-вогулов.

1

Большое впечатление на меня произвел исторический рассказ о часовне, построенной в память о погибших родителях. При очередном нашествии на Чердынь вогулов все мужское население города вышло с оружием навстречу врагу. Но силы были неравные. Вогулов было значительно больше. Все чердынские мужчины погибли, но вогулы почему-то ушли, не тронув город и даже не войдя в него. Своей смертью мужчины спасли остававшихся в городе жен и детей. Дети выросли и построили в память об этом событии часовню…

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой (Чердыни) в состав Московского государства. Вычегодско-Вымская летопись упоминает город с 1451 года. В то время на этих землях правили великопермские князья. Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: «чер» — приток и «дын» — устье, — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Великопермские чердынские князья принимали христианство, становились московскими вассалами, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятичами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. Первая попытка «крестити ко святей вере чердынцев» была предпринята епископом Питиримом. Попытка оказалась неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан первый на Западном Урале христианский Иоанно-Богословский мужской монастырь. После войны с Новгородом и его окончательного включения в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 г. московские полки под командованием воеводы стародубского князя Федора Пестрого разбили пермское войско и взяли в плен местного князя Михаила. Так окончательно было сломлено сопротивление местных правителей Чердыни московским властям

Скрытая непокорность (упрямство) чердынской земли проявилась, на мой взгляд, и в своеобразии христианского церковного убранства. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Однако пермские деревянные боги имеют ярко выраженные черты коми: раскосые глаза, выступающие скулы, темные волосы. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Чердынсмком музее веры и в Пермской художественной галерее, но все они были найдены, в основном, на чердынской и соликамской земле. Особенно интересна, на мой взгляд, деревянная икона Святой Параскевы Пятницы, хранящаяся в пермской художественной галерее. День этой святой совпадает с днем поклонения древней языческой богине, изображаемой вместе со склоненными к ней слева и справа мифическими существами. По бокам от святой Параскевы на барельефе деревянной иконы также располагаются ангелы — один слева, другой справа. И языческий, и христианский праздники имеют похожую направленность — поклонение плодородию и материнству.


Еще один пример непокорности, но уже значительно более поздней исторически, удивил меня в Чердыни. Сюда был сослан во времена сталинизма известный поэт О. Мандельштам, сочинивший в самый разгар культа личности:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца —
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина

Стихотворение передавалось в устной форме в Москве самым доверенным людям. Кто-то из «доверенных» донес куда следует… О чердынской ссылке Мандельштама напоминает мемориальная доска на фасаде больницы.


НЫРОБ

«Ныр» в коми-пермяцком языке означает «нос», «ыб» — «поле», то есть «Носово поле», или «поле Но-са» (в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).

Я долго не хотела посещать этот поселок. Испытывала чувство противоречия. Мол, люди вначале издеваются над какой-либо грандиозной личностью, пытают, казнят. Потом, спустя некоторое время, возводят эту же личность в статус святого и начинают ей поклоняться, придумывая и создавая все новые и новые признаки святости не только замученного, но и здешних и около-здешних мест.

В 1601 году, во времена Бориса Годунова, в Ныроб был сослан (и вскоре здесь умер) боярин Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Этот заключённый был также двоюродным братом царя Федора Иоанновича, последнего представителя прямой линии Рюриковичей на российском престоле (по женской линии) и одним из самых богатых людей государства Российского. М. Н. Романов был красив и необыкновенно силен. Легенда гласит, что когда он, по прибытии в Ныроб, понял, какая его ожидает участь, то в порыве отчаяния, отшвырнул, перевернув, дорожную карету, в которой его сюда привезли. Боярина Романова, закованного в кандалы, заточили в яму. В этой яме он и должен был ждать своей смерти, мучаясь от голода и холода лютой северной зимой, грязный и немытый, лишенный возможности справлять свои естественные потребности в каком-либо другом месте. Жители Ныроба, как могли, помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, приносили ему еду. Наконец, устав ждать смерти боярина, тюремщики его задушили. Впоследствии, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

До 1917 года помолиться в яме-темнице, где принял мученическую смерть боярин Романов, и припасть к его оковам стремились до шести тысяч паломников в год. В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.

Сейчас стало модным снова возить туристов и паломников в эти места. Однако, как я заметила, посетители в основном жаждут получить некое чудесное избавление от собственных проблем различного направления. Совершенно не ясно, как можно, например, получить исцеление, прощение грехов и прочая, всего лишь побывав на месте лютой смерти боярина Романова или испив воды из здешнего «святого» источника. Тем не менее, я не жалею, что побывала здесь.

Сейчас Ныроб и все, что севернее — это зона тюрем. Следуя к достопримечательностям, связанным с именем Романова, видишь длиннющий забор с колючей проволокой с возвышающимися за ним тюремными строениями. Многих интересных личностей: как борцов за справедливость, так и пособников зла, — видели эти стены. В Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов. Сюда свозили репрессированных во времена Сталина. Недавно здесь отбывал наказание (но почему-то спустя недолгое время был выпущен) один из последних аферистов нашего времени, Г. П. Грабовой.

Недалеко от великолепного Никольского храма, построенного в память о замученном боярине Романове, по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» установлен памятный деревянный знак в виде креста с надписью на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003». Одному замученному боярину — великолепный храм, а тысячам замученных не царского звания — деревянный крест. Как говорится: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволену быку».

В поселке создается музей, причём руками людей, отбывающих здесь свой срок заключения или вышедших уже на свободу. Не знаю, как он будет потом называться. Сейчас это все подряд, что может кого-либо заинтересовать: предметы быта ушедшего века, фотографии потомков Романовых, приезжающих сюда из далекой заграницы, картины и костюмы эпохи смутного времени, в которые разрешают наряжаться туристам и прочая. Вообще, постоянно в Ныробе можно услышать фразу: «Это зэки делали».

Самое, на мой взгляд, интересное в Ныробе — это Никольский собор. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел в Ныробе построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 году). В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 году состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.

Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты. Хорошо виден знаменитый «жучковый орнамент» или «жужалица» (как буквы Ж, стоящие рядом), часто встречающийся в архитектуре церквей «русского барокко», особенно на Урале. В нём зашифрованы буквы I и Х — «Иисус Христос». В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Внутренняя кладка купола храма необычна — в ней выложены кресты Голгофы. В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них — святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников. Интересно, я бы сказала, «языческое» изображение этого святого, которого еще называют Христофор-ПСЕголов. Это святой с головой пса. Раньше в день святого Христофора принято было кормить до отвала мясом быка всех собак. Опять языческие традиции! До сих пор на гербе Ныроба изображен бык…

1

Выкладывал, тогда же хотел и Ныроб выложить. Ведь ездили-то мы туда в один день. Но не выложил. А сейчас спохватился. И решил, что лучше уж поздно, чем никогда.
В Чердыни мы остановились у памятника Ленину и стали спрашивать дорогу в Ныроб. Впрочем, об этом я уже писал. А потом мы долго ехали через проливной дождь, грязь, заросли огромного борщевика. И думали, а не свалится ли нам на голову бревно с проезжающего лесовоза. Раньше, когда я служил в этих краях, такое бывало. Но за двадцать с лишним лет крепления на лесовозах стали надёжнее. А ещё мы думали, а не повернуть ли нам назад, уж слишком мокрым, грязным и гиблым казалось место.
Но любопытство пересилило. И вот, мы въезжаем в Ныроб.

В нескольких постах я уже писал о древней истории Ныроба. Писал и о том, что название Ныроб переводится с коми-пермяцкого как "Поле Носа". Одного из четырёх первых жителей крошечной тогда (в начале 17-го века) деревушки звали Иванко Нос. Впрочем это имя у Белдыцкого упоминается, можете прочесть сами.
А скульптурный портрет того Иванки Носа я тоже как-нибудь выложу. В чердынском музее имени Пушкина этот портрет есть, только вот пост про него я так и не написал.

Мы едем по посёлку. Ныроб - посёлок длинный. Он состоит из трёх частей. У каждой части - своё предназначение. Первая часть называется Люнва. Здесь тюрьмы. Зоны жилые и рабочие. Лесопилки и огромные кучи опила за высокими заборами. Здесь же была и наша часть внутренних войск.

Следующая часть - историческая, деревянная. Собственно Ныроб. Здесь стоят храмы и старинные дома, здесь находится та самая яма, в которой томился Ныробский узник - Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя из династии Романовых, тоже Михаила. Здесь же музей. И ещё одна часть посёлка называется Городок. Там стоят довольно большие по деревенским меркам каменные дома, в которых раньше жили офицеры внутренних войск, а теперь живут сотрудники ГУФСИН.


И где-то там же, в Городке было Управление Ныробских лагерей, которое раньше называлось "Ныробспецлес" или Ш-320. Спецлес - потому что там использовали труд "спецконтингента" - заключённых. "Спецлесу" подчинялись тюрьмы и лагеря на огромной территории Чердынского района. Теперь многие из этих тюрем уже покинуты людьми, заброшены.
А мы едем и едем мимо длинных заборов с колючей проволокой и вышками. Говорят, что здесь, в Ныробе живёт людей больше чем в райцентре, в Чердыни. Причём большая часть их живёт здесь, за колючей проволокой.

Проезжаем допотопную заправку, которую построили ещё, наверное, при Брежневе.

И ни одного знакомого места. А ведь я прожил здесь около года, когда служил в армии. Осталось только смутное общее впечатление. Низкорослые северные сосны, дождь, туман и пропитанный водой песок под ногами. Может быть, тут всё изменилось после того, как построили дорогу? Но дорога была здесь и раньше. И насколько я помню, она проходила прямо под окнами нашей части.
Вдруг вижу - почта. Вот. Это именно та почта, куда я ходил получать посылки и переводы из дому. Значит воинская часть совсем недалеко.

И тут я увидел водонапорную башню. В восьмидесятых годах её построил полковник по фамилии Ганаба. И этот офицер словно Демидов в Невьянске решил увековечить с помощью башни своё имя. На каждой грани шестигранной башни он установил щит с одной буквой своей фамилии. Когда я приехал впервые в часть, то сразу увидел эту башню и спросил:
-А что здесь написано?
-Написано "Ганаба", это фамилия нашего бывшего зампотылу.
Вон она, эта башня, совсем немного выглядывает справа из-за забора. Не знаю, сохранились ли на ней те самые буквы. А часть наша была вон там, где белые дома. Сейчас после расформирования той части внутренних войск, которая охраняла заключённых, эти здания принадлежат ГУФСИН. Мы хотели дойти дотуда, но решили, что далеко, дождливо и грязно. И не пошли.

К тому же нам больше хотелось увидеть темницу Михаила Никитича.
Тут из дверей почты вышел пожилой мужчина в серой куртке. Он был единственным здесь человеком кроме нас. И Аля спросила его:
-А где тут храм, где темница Михаила Никитича?
Мужчина только развёл руками.
-Не знаю.
Я заметил на груди этого человека довольно большую беленькую табличку. Человек с табличкой действительно мог не знать, где тут и что. Это был заключённый-бесконвойник. Хоть его уже не держат взаперти в зоне, но скорее всего, он так и живёт тут в этом довольно большом тюремном мирке и нет у него необходимости выходить в посёлок. Он туда и не ходит, вот ничего и не знает.
А я вспомнил, что дорога тут одна, что если ехать строго по ней, то как раз туда, куда нужно и приедешь.

А это ворота зоны. Вон та зелёная дверь служит для пропуска людей в зону. Коричневая дверь ведёт внутрь периметра. Зайдёшь туда и окажешься между двумя высокими заборами. А на воротах для транспорта скорее всего написаны разные грозные предупреждения. "К воротам не подходить, с караулом и заключёнными не разговаривать, ничего им не передавать. Карается тем-то и тем-то".

Дождь пошёл с новой силой, мы залезли в машину, поехали и скоро увидели впереди купола храма. Это Никольский храм. Тот самый, который в своё время восстанавливал известный уральский предприниматель и политик Валерий Язев. Он родился недалеко от этих мест.

А я на сегодня свой рассказ закончу. Про храмы, темницу Михаила Никитича и музей напишу потом.

НЫРОБ

Пермь - 350 км.

Ныроб можно назвать городом узников, ведь местного населения по некоторым данным здесь даже меньше, чем содержащихся в местных колониях заключенных. Любопытно, что, находясь в Чердынском районе Пермского края, Ныроб по численности населения (чуть более 7 тысяч человек) превосходит сам районный центр.

Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов.

Тюремные традиции у Ныроба сложились издавна. В 1601 году именно сюда был сослан царем Борисом Годуновым его главный соперник – обвиненный в колдовстве Михаил Никитич Романов – дядя будущего царя Михаила Федоровича, первого из царской династии Романовых. Именно поэтому небольшая захолустная деревенька стала известна всей России.

Для именитого заключенного на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. Условия были по-настоящему ужасными. Яма была сырая, холодная, темная. Лишь к зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В добавок с Михаила не снимали тяжелых цепей.

Местные жители как могли помогали заключенному. Тайком его подкармливали, бросая украдкой в яму еду. Когда их разоблачили, уже сами жители были наказаны. Шестерых ныробцев арестовали и отправили из деревни в столицу. Спустя несколько лет обратно вернулись лишь двое – остальные погибли.

Несмотря на тяжелые условия содержания в яме, Михаил прожил еще достаточно долго – почти год. Скончался Михаил в августе 1602 года. Похоронили его неподалеку от места заключения. Спустя четыре года прах извлекли и перевезли в Москву, в родовую усыпальницу Романовых.

В 1613 году к власти пришел Михаил Федорович Романов. За помощь узнику жителей Ныробки освободили от налогов и построили здесь церковь.

В Ныробе две главные достопримечательности, ради которых стоит сюда приехать, – яма, в которой содержался Михаил Романов, и старинная Никольская церковь.

Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году. Церковь украшена красивым фигурным кирпичом.

Близ Никольской церкви находится другой памятник архитектуры - Богоявленская церковь, построенная в 1736 году на месте могилы Романова. В настоящее время она обезглавлена и достаточно невзрачна, совсем не похожа на культовое учреждение.

Между тем, именно в ней хранились оковы Михаила Романова. Они были главной святыней Ныроба, прикоснуться к которой ежегодно приходило несколько тысяч паломников. Люди были уверены в их чудотворности, целительной силе. В настоящее время оковы хранятся в краеведческом музее Чердыни, а их копия – в музее города Красноуфимска Свердловской области (по другой версии – наоборот в Чердыни лишь копия, споры по этому вопросу не утихают

Яма Романова находится в паре сотен метров отсюда. До революции над ямой стояла сначала деревянная, затем каменная часовня. Ее назвали во имя духовного покровителя Михаила Романова – во имя Архангела Михаила.

Вокруг ямы - забор с любопытными каменными столбами, установленный к 300-летию дома Романовых. На столбах ограды можно увидеть вычеканенные медные памятные доски.

Советская власть не обошла это место стороной. В 1930-е годы часовню уничтожили, украшения с забора отбили. На месте романовского сквера был парк отдыха.

После падения режима романовский сквер стали потихоньку восстанавливать. В 1997 году расчистили фундамент часовни и яму, в которой сидел Михаил Никитич. В 2000-х над романовской ямой снова поставили небольшую металлическую часовенку. К сожалению, в 2010 году она куда-то пропала. По рассказам очевидцев ее зачем-то перевезли в Чердынь. В настоящее время исторически значимое место, в котором обрел свою гибель Михаил Романов, представляет собой печальное зрелище – необихоженную яму под открытым небом.

К 400-летней годовщине дома Романовых власти Пермского края обещают установить над ямой новую часовню, а также превратить Ныроб в значительный туристический центр.

Можно сказать, что Ныроб – это настоящий край географии Пермского края. Севернее его находятся одни лишь зоны для заключенных.

Около Ныроба находится уникальный Свято-Никольский родник. Он расположен с правой стороны при въезде в село.

Вода источника чистая, вкусная, имеет примеси серебра, что придает воде укрепляющие и оздоравливающие свойства.

По легенде в 1619 году в этом месте явилась икона Николая Чудотворца и забил родник. В честь такого события в Ныробе построили Никольский храм, а над родником на месте явления иконы возвели деревянную часовню.

В революционную смуту икона была утрачена. Ее копия хранится в Музее истории веры в Чердыни.

Как доехать до Ныроба?

Ныроб находится в Чердынском районе Пермского края. Чтобы в него попасть, нужно ехать на автомобиле или автобусе через Пермь, Соликамск и Чердынь От Чердыни до Ныроба – 41 километр.

Сайт Ныроб, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Ныроб

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Ныроб. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Ныроб. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Ныроб представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Ныроб вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Ныроб. Быстрая доставка.