Работа над речью. Основные этапы работы над речью. Тренировка произношения согласных

Всем людям приходится много говорить в жизни. И качество речи сильно влияет на многие параметры жизни – отношение окружающих, способность убедить в своей правоте, достижение целей, успех и другие. Красивая и правильная речь вызывает доверие у людей, а тренированная дикция гарантирует, что голос будет более мелодичным. Это оказывается важным во многих случаях – при желании произвести впечатление, получить работу, удачно сделать презентацию или представить проект.

Улучшение дикции можно осуществить с помощью различных методов. В частности, среди них выделяются упражнения, которые помогают улучшить произношение звуков, и техники развития дыхания. При этом важно работать над интонацией, которая подсознательно у каждого человека влияет на то, как воспринимаются произносимые слова. Наконец, необходимо расширять свой словарный запас, для того чтобы речь была разнообразной и характеризовала Вас как образованного и умного человека.

Улучшение дикции

Чтобы заставить людей слушать себя, необходимо развивать свое умение говорить. Самым простым, но затратным с точки зрения времени является этап увеличения четкости произносимых слов. Для того чтобы достичь результатов, необходимо регулярно выполнять следующие действия:

  1. Читать, учить и произносить скороговорки . Среди них выделяются те, которые тренируют конкретные проблемные звуки, а также те, которые позволяют отработать сложные сочетания в комплексе. Изначально необходимо начинать с медленного чтения с тщательным проговариванием каждого слова. Далее скороговорки учатся наизусть, а темп их произношения постепенно ускоряется. При этом необходимо определить наиболее проблемные звуки, чтобы в первую очередь уделять внимание им.
  2. Усложнять и разнообразить упражнения со скороговорками . Данный этап осуществляется после освоения первого и заключается в том, что теперь фразы необходимо произносить не только четко и с выражением, но и с чем-то во рту – это могут быть орехи или леденцы, количество которых постепенно должно расти.
  3. Контролировать дыхание . Данный аспект необходим для того, чтобы не прерывать фразу в ее середине, не доводя ее до логического конца. Чтобы научиться контролировать дыхание, необходимо увеличить продолжительность времени, которую организм может спокойно выдержать без очередного выдоха и вдоха. Для этого может подойти даже простая задержка дыхания на время с постепенным увеличением интервалов. Кроме того, легкие развиваются благодаря спорту и пению.

Работа над речью

Большинство людей понимают, что при решении проблемы, как улучшить дикцию и речь, недостаточно просто работать над произношением слов. Важной составляющей является стремление к красивой и правильной речи. Не менее важен хорошо поставленный голос. Поэтому, пытаясь улучшить свою речь, важно помнить о следующих рекомендациях:

  1. Работа со словарным запасом . Наверное, это самый важный шаг в достижении поставленной цели. Для увеличения количества узнаваемых слов необходимо читать не менее 20 страниц в день. Даже если Вы не являетесь поклонником книг, попробуйте найти тот жанр, который будет Вам интересен, и поначалу читать книги только этого направления. Постепенно мозг привыкнет к постоянному чтению, и Вы сможете перейти к другим произведениям. При этом, встречая незнакомое слово, необходимо посмотреть его значение и постараться его запомнить: для этого хорошо подходят ассоциации, возникающие со словом. В случае, если совсем нет времени на книги, можно отдать предпочтение их аудиоверсиям.
  2. Увеличение разнообразия используемой лексики . Этот шаг важен для внедрения новых понятий и выражений в раздел активно используемых слов. Самый эффективный для этого способ – работа с каждым словом по отдельности. Можно придумывать синонимы (располагая их в порядке увеличения или уменьшения интенсивности) или антонимы к выбранному слову, а также формировать из него однокоренные части речи. Например, к слову «восхитительный» можно подобрать похожие слова, расположив их следующим образом (согласно степени восхищения: отличный, удивительный, поразительный, изумительный, исключительный. При этом можно выделить следующие антонимы – отвратительный, ужасный, омерзительный.
  3. Интеллектуальное развитие . Хорошо развитый человек может с честью выйти из любой ситуации, и найти подходящие слова и поддержать беседу. Чтобы этот процесс не был скучным и не отнимал много времени, достаточно время от времени разгадывать кроссворды или сканворды, а также развивать память.
  4. Работа над голосом . Для того чтобы речь хорошо воспринималась окружающими, голос должен быть уверенным и спокойным. Данные параметры зависят от внутреннего состояния человека – от его проблем и того, как он их воспринимает, от удовлетворенности своей жизнью и непосредственно собой, а также от умения контролировать свои эмоции. Это сложная работа, которая в результате должна привести к изменению отношения к жизни и окружающим и, как следствие, к положительным изменениям в голосе. Кроме того, над голосом можно работать следующим образом: читать вслух, записывая себя на диктофон и затем прослушивая запись, тем самым понимая, что следует изменить: возможно, речь слишком быстрая и потому тяжело воспринимается, или тон голоса слишком высокий или низкий.

Таким образом, вопрос о том, как улучшить дикцию и речь, решаем и требует только небольшого количества свободного времени и упорства. При этом все приложенные усилия быстро вознаградятся и помогут в жизни любому человеку, вне зависимости от его профессии, социального статуса и увлечений

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический

Процесс общения людей между собой посредством языка называется речью.Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

При постановке музыкального спектакля огромное значение уделялось работе с голосом.

СВОЙСТВА ГОЛОСА

интонация тембр полетность сила

высота благозвучность подвижность

· Интонация - это выразительность голоса. Она складывается из соотношений звуковысотных тонов, в которых слышится то или иное отношение к предмету или человеку. Шаляпин говорил, что интонация - главное в пении и речи. Он называл интонацию окраской звука, которая служит выражению смысла слова или фразы, в соответствии с характером персонажа, сущностью его психологических оценок и поступков. В интонации, её характере очень важны темп, ритм, метр, мелодия речи, чередование повышения и понижения голоса..

· Сила - это громкость голоса, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Актер должен уметь варьировать силу голоса. Для развития активной работы органов речи, мы выполняли артикуляционную гимнастику (зарядка для губ, для челюсти и шеи, для языка).

· Высота - это способность голоса к тональным изменениям, то есть его диапазон. В бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 звука. Перед нами стояла задача расширить музыкальный диапазон исполнителей до полутора октав. С этой целью мы использовали упражнения направленные на расширение музыкального слуха.

· Подвижность голоса - это способность голоса без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель. Поэтому наши актеры должны были точно проанализировать свои художественные образы и точно подобрать интонации передающие образы героев.

Техника речи - это качество, которое помогает воплотить и донести переживания героя до зрителя в совершенной художественной форме. Отработанная техника речи должна обеспечивать «музыкальность, выдержанный, верный и разнообразный ритм, хороший, спокойно передаваемый темп, мысли и чувства» [К. С.Станиславский].



Техника речи связана с искусством слова, с актёрским мастерством. Процесс работы над техникой речи очень сложный и многогранный. Нам пришлось преодолеть немало трудностей: дикционные, постановка ударения в словах, интонационное произношение отдельных фраз, работа по корректировке местного диалекта, ритмика слова.

В ходе репетиций мы использовали различные упражнения на развитие диафрагматического, нижнереберного дыхания, тренировку лицевых мимических мышц. Тренировка речевых навыков проводилась на материале стихотворных художественных произведений самых различных жанров. (Приложение 8)

Таким образом, все перечисленные речевые особенности играют огромную роль в создании полноценного сценического произведения. С помощью голоса можно передать те или иные ощущения и переживания. Работая над развитием главных качеств голоса, дыхания и артикуляционного аппарата, мы смогли достичь точной и яркой передачи художественных образов музыкального спектакля, что сделало его понятным для детей с ОВЗ.

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!

Основные этапы работы над речью

(в классических риториках)

Как видно из изложенного, в классической риторике боль­шое внимание уделялось докоммуникативной фазе публичной речи, предварительной работе над выступлением. В современной науке об ораторском искусстве эта установка получила свое под­тверждение и развитие.

Выбор проблемы и темы выступления;

Определение целевой установки;

Подбор материалов;

Изучение и анализ отобранного материала;

Разработка плана выступления;

Работа над композицией;

Написание текста выступления;

Овладение материалами выступления.

Выбор проблемы и темы выступления ‒ один из важнейших начальных этапов подготовки публичного выступления. Любое выступление должно быть направлено на разрешение какой-то проблемы. Проблема ‒ это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема ‒ это сторона, аспект избранной для обсуждения проблемы. Например, проблема «Как улучшить благо­состояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа».

Выбор проблемы и темы выступления не всегда зависит от воли оратора. Нередко проблему и тему выступления предлагают оратору организаторы мероприятия или диктуют сложившиеся обстоятельства. В этом случае оратор должен подумать о том, как конкретизировать предложенную тему, выделив в ней опреде­ленный круг вопросов для освещения.

Если же оратору дана возможность самостоятельного выбо­ра проблемы и темы выступления, то рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:

1) выбирать надо такие проблему и тему, которые соответс­твуют знаниям и интересам оратора;

2) выбранные проблема и тема должны соответствовать инте­ресам аудитории. Зная характер аудитории, оратор должен учитывать, какие проблемы волнуют его слушателей в дан­ный момент, что вызовет у них наибольший отклик.

Когда проблема и тема выбраны, то следует позаботиться об интересной, значимой формулировке темы. Удачная форму­лировка темы выступления положительным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи.

Формулировка темы должна отвечать целому ряду требований:

1) тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможнос­ти кратко. Длинные формулировки, включающие незнако­мые слова и выражения, могут вызвать отрицательное отно­шение к предстоящему выступлению;

2) выбранная формулировка должна отражать содержание выступления;

3) эта формулировка также должна привлечь внимание слуша­телей, заинтересовать их.

Необходимым условием успешной подготовки является точное определение цели выступления . Эффективность речи определяется степенью реализаций ее целевой установки . Цель ‒ это то, к чему стремится выступающий, какого результата от своего выступления он хотел достичь: поставить ли новую про­блему; опровергнуть чужую точку зрения; настроить людей на определенную линию поведения и т. п. Так, в выше обозначенной нами теме выступления «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?» оратор может поставить такую цель: убедить людей заниматься частным предпринимательством. Или же эту тему можно раскрывать таким образом, чтобы убедить людей не мешать частным предпринимателям, а, наоборот, подде­ржать их усилия. Реализация этого призыва, например, актуальна для предпринимателей-фермеров, которые встречаются с нега­тивным отношением к ним окружающего населения.

Подбор материалов для выступления . Содержание выступ­ления, как отмечалось выше, играет важнейшую роль для его эффективности. Поэтому оратор должен приложить максимум усилий, чтобы собрать интересный и полезный для аудитории материал по выбранной теме. Откуда же оратор должен почерп­нуть этот материал? Если это опытный оратор, оратор со стажем публичных выступлений, то он обращается к собственным знаниям и опыту, к своему архиву. Архив, как правило, содержит необходимую фактологическую базу для подготовки конкретного выступления. Новые же идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи можно найти, обратившись к:

Официальным документам;

Справочной литературе (энциклопедиям, энциклопедичес­ким словарям, словарям по различным отраслям знаний);

Научной и научно-популярной литературе;

Статьям из газет и журналов;

Материалам, помещенным в Интернете;

Передачам радио и телевидения;

Результатам социологических опросов;

Художественной литературе;

Личным контактам, беседам, интервью;

Размышлениям и наблюдениям.

6. Наиболее распространенной структурой устного публично­го выступления считается трехчастная, включающая в себя сле­дующие части: вступление, основную часть и заключение .

Цель вступления ‒ заинтересовать аудиторию, привлечь внимание слушателей к теме выступления. Во вступлении оратор решает важную психологическую задачу ‒ подготовить слуша­телей к восприятию данной темы. В связи с этим во вступлении, как правило, подчеркивается актуальность темы, ее значение для данной аудитории, формулируется цель выступления.

Во вступлении различают зачин и завязку . Цель зачина - подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, при­влечь внимание. Опытные ораторы используют в качестве зачина пословицы и поговорки, крылатые выражения, интересные при­меры. Эффективным средством завоевания внимания слушателей являются вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в мыслительную деятельность, активизируют слушателей. Завязка направлена на переход к изложению основной части выступления. В ней оратор стремится заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждаемого вопроса, познакомить ауди­торию с пунктами плана.

Начинающему оратору следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего особого начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее подготовленности, и эмоциональный настрой в данный момент самого оратора.

Наиболее ответственной является основная часть речи. В ней излагается основной материал, формулируются и доказываются содержательные положения, слушатели подводятся к необходи­мым выводам.

Структура основной части зависит от избранного оратором метода изложения материала. В ораторском искусстве традици­онно используются следующие методы изложения материала:



Индуктивный

Дедуктивный

Аналогии

Концентрический

Ступенчатый

Исторический.

Индуктивный метод предполагает изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретных слу­чаев, фактов, а затем подводит слушателей к обобщенным выводам.

Дедуктивный метод , напротив, изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то общие положения, а затем разъясняет их смысл на каких-то кон­кретных примерах, фактах.

Метод аналогии состоит в сопоставлении, проведении параллелей между различными явлениями, фактами, событи­ями. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей.

Концентрический метод ‒ расположение материала вок­руг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод ‒ последовательное изложение одно­го вопроса за другим. Рассмотрев какую-то подтему, оратор уже больше к ней не возвращается.

Исторический метод ‒ это изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в данном явлении, предмете, лице с течением времени.

Каждый из методов изложения имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор того или иного метода определяется коммуника­тивной ситуацией. Однако рекомендуется использование в одном и том же выступлении различных методов. Это позволяет сделать структуру основной части оригинальной и интересной для слу­шателей. Какими бы методами ни пользовался оратор, его речь должна быть аргументированной, доказательной, убедительной. Солидная аргументация ‒ один из ключевых моментов эффек­тивности публичной речи.

Завершающая часть выступления - заключение - в зна­чительной мере определяет эффективность речи. Известно, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края», т. е. лучше запоминается то, что излагается в начале и в конце сообщения. Поэтому в заключении рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммируются наиболее важные положения, делаются выводы, а также ставят­ся перед слушателем задачи, которые вытекают из содержания выступления. В связи с этим особое значение приобретают пос­ледние слова оратора, или как их называют на профессиональном уровне - концовка . Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова - усилить эффект выступления: мобилизовать слушателей, воодушевить их, при­звать к активной деятельности, к конкретным поступкам или определенной линии поведения.

7. Работа над композицией текста может происходить, что называется, «в уме». Оратор сосредоточенно составляет текст выступления в своем уме, не прибегая к записям. В каких-то ситуациях это единствен­ная форма подготовки и овладения материалом. Однако если есть такая возможность, то всю подготовительную работу следует проводить в письменной форме - готовить полный письменный текст речи.

Процесс овладения этим текстом может свестись к простому заучиванию . В отдельных случаях это оправданно. Речь на митин­ге, любое приветствие на торжественном мероприятии, на банкете и т.д. не следует читать «по бумажке». Хотя и в этих случаях неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправиль­ное словоупотребление могут снизить эффективность речи и даже навредить оратору. Поэтому и в таких случаях речь лучше сначала написать, откорректировать, а потом заучить.

Короткую речь можно просто заучить, а длинный доклад, лекцию заучить трудно. В этом случае необходимо так подгото­вить текст, чтобы можно было произносить речь, не читая текста, а только с «опорой на текст» .

Процесс овладения текстом для такого выступления предполагает работу с ним по следующим стадиям:

1) Составить полный текст.

2) Осмыслить и пересказать его своими словами.

3) Разметить текст, подчеркнуть основные положения речи.

4) Пронумеровать основные вопросы.

5) Выделить фамилии, названия, статистические данные, нача­ло и конец цитат, обозначить примеры и т. п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться с аудиторией.

1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит «вжиться» в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета.

2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И. П. Пав­лов, К. А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями.

3. Репетировать речь нельзя по «кускам», а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступле­ния. Если запутались, не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести про­пущенное в удобное место, сказав: «Чуть было не забыл, ... Вы еще спросите, ...» - добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчи­вость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии ауди­тории к говорящему.

4. Готовясь к речи, вы можете составить «шпар­галку» - несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить ‒ смотрите в «шпаргалку»!

5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного ‒ разверну­тый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и «шпаргалку».

6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи ‒ аудиторию, помещение.

7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффек­ту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запо­минания: ваша цель ‒ запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушате­лями, а не читать наизусть.

8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет полу­чаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли.

9. На листке плана оставьте широкие поля ‒ на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответс­твующий раздел. На основной части листка напишите фактичес­кую часть («шпаргалку») к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь «на ходу».

Центральную роль при произнесении речи играет установ­ление контакта, овладение вниманием аудитории. Только наличие полного контакта обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, ока­зания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

В заключение суммируем положение общей риторики, посвященные речевому поведению оратора:

1. «Слушателя надо уважать!» - советует риторика.

2. «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует», - рекомендует риторика.

3. «Уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора – заразительны: они передаются слушателям», - обобщает риторика.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит эффективность ораторской речи?

2. Из чего складывается искусство хорошего оратора?

3. Какими личностными характеристиками должен обладать оратор?

4. Что относится к основным навыкам оратора?

5. Расскажите об основных этапах при подготовке к публичной речи?

6. Какова структура устного публичного выступления?

7. Как освоить текст публичного выступления?

8. Какие существуют факторы, обуславливающие контакт с аудиторией?