Равнозначны ли понятия аттракция и физическая привлекательность. Внешние и внутренние факторы межличностной аттракции. Факторы формирования аттракции

Аттракция - это (в психологии) сложное и разностороннее понятие. Если говорить вкратце, то оно определяет симпатию одного человека к другому. Аттракция - это тяготение, причем взаимное.

Психологическое определение

Разные источники дают примерно одинаковое толкование этому понятию, однако все они означают примерно одно и то же. Аттракция - это выражение симпатии, приветливый тип общения, проявление теплых и дружественных чувств. А развитие привлекательности происходит, как правило, в результате эмоционального и несколько специфического отношения одного индивида к другому. Оценка ощущений, возникающих при этом у участников коммуникативного акта, порождает огромную гамму чувств, блистающую разнообразием. Это может быть всё что угодно, начиная с обычного человеческого интереса и заканчивая влюбленностью, которая зачастую быстро перерастает в любовь. И все эти эмоции выражаются в особенной установке одного человека в отношении другого.

С момента возникновения психологии специалисты данной вместе с социологами изучают принцип формирования привязанностей, а также различных чувств между людьми. Вследствие проведения различных исследований появилось и понятие "аттракция", это потом стало толчком для дальнейшего изучения людей. вызывают и причины появления симпатии, то, при каких обстоятельствах это произошло, какое между ними было расстояние, как часто видятся оппоненты и многое другое.

Индивидуальность - определяющий фактор

Почему один человек воспринимается разными людьми неодинаково? Одному он может невероятно нравиться, и тот с удовольствием общался бы с ним часами напролёт. Другой этого человека просто на дух не переносит и мечтает об исчезновении того из его жизни. Всё дело в индивидуальности. Но не только в этом.

Первое впечатление и мнение, создавшееся на его почве, очень важно. Психологами доказано, что именно оно является основой для выстраивания последующего общения. За несколько секунд можно понять, есть перспектива для общения или нет. И в большинстве случаев первое мнение не обманывает людей. Внешность, запах одеколона, жесты, поведение, одежда, манеры, интонация, взгляд - всё это формирует мнение одного оппонента о другом. Всё это показывает человека таким, каким он является. Кое-что, конечно, можно утаить, однако за всеми мелочами уследить невозможно. И если два человека соответствуют стандартам друг друга, то вероятность возникновения симпатии или как минимум желания пообщаться велика.

Грамматика

Кстати, следует отметить, что аттракция - это также оборот, который выражается в отсутствии определенной синтаксической связи между одним и вторым членами предложения. То есть вместе с подлежащим не мог употребляться приименный родительный падеж. Один из самых ярких примеров - это фраза, звучащая как "убит ногами слонами". Звучит странно, однако в то время, когда в языке господствовал паратактический строй, это было нормально. В наше время выглядит так - "убит ногами слонов". Видно применение родительного падежа. В этом и заключается специфика синтаксической аттракции.

Уровни аттракции

Аттракция - это в психологии довольно развёрнутый термин, который в себя включает ещё несколько. Стоит поговорить про её уровни. Различают всего три - симпатия, дружба и любовь. Как можно видеть, уровни положительные. Нет такого, как "неприязнь", например. Всё верно, поскольку аттракция - это проявление А вот эмоциональная оценка "ненавижу" начинает формироваться в том случае, если один индивид по какой-то причине начинает раздражать другого. Ситуации бывают разные, и практически всем нам они знакомы.
Каждый уровень отличается своими особенностями. Симпатия, например, это проявление доброжелательности, вежливости, желание проявить внимание, помочь или пообщаться. Дружба - кое-что более основательное, характеризующееся возникновением сильной и устойчивой привязанности одного человека к другому. И, наконец, любовь. Это самая высокая степень отношений. О ней следует поговорить немного подробнее.

Аттракция в близких отношениях

Почему бывает так: парень перезнакомился с несколькими сотнями девушек, но все они его отвергли, но на шестом десятке он встретил ту, которая проявила неимоверную тягу к близким отношениям с ним и, по счастливой случайности, подошла по его параметрам? Потому что он соответствует её стандартам. А она - его. Ей нравятся именно такие люди. Значит, у всех предыдущих девушек были другие вкусы. И совершенно другие представления о межличностных отношениях. Здесь и проявляется аттракция. Это лишь один случай из миллионов.

Если говорить о близких отношениях, то стоит отметить, что здесь играет роль всё. Внешность, характер, интересы, взгляды на жизнь, цели. Межличностная аттракция - это не просто ещё и социальная установка, сформировавшаяся на основе анализа личности, с которой происходит общение, и всего, что с ней связано. Пускай некоторые и утверждают, что им важна лишь внешность или характер - это лишь первое время так кажется. Нужно помнить о таком понятии, как баланс. Оно напрямую касается термина "аттракция". Что это? Гармоничное сочетание всех личностных и внешних Вкус у каждого свой, однако все люди хотят иметь близкие отношения с тем, кто будет и выглядеть хорошо, и интересы со взглядами иметь схожие, и характер приятный. Все имеют свой идеал. И каждый такой образ - совершенство для человека, который о нём мечтает в подсознании. А иногда и в реальности. Только зачастую такие люди так и остаются одинокими, поскольку редко получается найти тот идеал, который удалось нарисовать у себя в воображении. Другие же, давно поняв, что совершенство встретить вряд ли получится, уже забыли об этих образах и счастливо живут с тем человеком, который, может, не во всём идеален, однако именно с ним всё получилось, причем хорошо.

Аттракция в переводе с английского языка (attraction) означает тяготение или притяжение к другому человеку. Аттракция обусловлена интересом людей друг к другу. В результате данного тяготения индивид включается в совместную деятельность с другим индивидом. Аттракция измеряется с помощью шкалы межличностных оценок.

Аттракция — это в психологии означает дружелюбный тип отношений между людьми, а также выражение симпатии друг к другу. Другие источники дают следующее определение этого понятия: аттракция обозначает возникновение привлекательности в процессе восприятия индивида другим индивидом. Развитие привязанности происходит у субъекта вследствие результата эмоционального, специфического отношения, оценка которого рождает разнообразную гамму чувств, включая такие чувства, как неприязнь, симпатию и любовь, и выражается в виде социальной особой установки на другого индивида.

Социологи вместе с психологами экспериментально изучают механизмы формирования дружеских чувств и привязанностей при восприятии друг друга, причины возникновения эмоционального отношения, в отдельности роль сходства характеристик объекта и субъекта восприятия, а также ситуаций, в которых они находятся. А именно влияние характеристик, таких как близость по общению партнеров, расстояние между ними, частота их встреч; влияние условий взаимодействия – совместная деятельность, помогающее поведение.

Межличностная аттракция

В зарубежной и отечественной психологии в качестве термина эмоциональных отношений развивающихся на первом этапе знакомства утвердился термин «аттракция», синонимом которого выступает «межличностная аттракция».

Понятие аттракция представляет собой буквально притяжение в физическом смысле, одновременно с этим это и некоторая тенденция к объединению. Это понятие включает особую форму восприятия одного индивида другим, основанное на формировании эмоционально устойчивого положительного чувства к нему. Индивиды не просто так воспринимают друг друга, они формируют по отношению друг к другу определённые отношения. На основании сделанных оценок возникает разнообразная гамма чувств, включающая приятие того или иного человека, а также проявление к нему симпатии, любви или неприятие. Область исследований, которая связанна с механизмами образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому индивиду, получила определение исследования аттракции.

Межличностная аттракция выступает процессом формирования привлекательности какого-то индивида для другого. Аттракцию также рассматривают как особый вид социальной установки на другого индивида, в которой превалирует эмоциональный компонент. Включенность аттракции в межличностное восприятие раскрывает тот момент, что общение выступает реализацией определённых отношений, как общественных, так и межличностных.

Аттракция зачастую преимущественно связана с межличностным отношением, реализуемым в общении. Эмпирические исследования межличностной аттракции главным образом нацелены на выяснение факторов, приводящих к возникновению эмоциональных положительных отношений между людьми.

Эмпирические исследования изучают следующие вопросы:

  • сходство характеристик объекта и субъекта восприятия в процессе формирования интереса друг к другу;
  • экологические характеристики в процессе общения (частота встреч, близость партнёров по общению);
  • связь между особым типом взаимодействия и аттракцией, между партнерами.

Следует отметить, что данное понятие не объяснительное, а метафорическое (описательное). Теория баланса (равновесия) Хайдера объясняет так взаимную социальную аттракцию: если вы замечаете, что вам симпатизируют, то это также делает наиболее вероятным и вашу симпатию к человеку.

Аттракция — эмоция, которая имеет своим предметом человека и ее относят к устойчивой оценочной реакции, побуждающей к действиям определённым образом.

Формирование аттракции

Диапазон привлекательности одного индивида для другого можно представить в виде эмоциональных оценок: люблю, очень нравится, нравится, нейтральный, не нравится, ненавижу.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «люблю» формируется, когда другой значит для вас все, и вы желаете быть вместе с ним постоянно.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень нравится» формируется, когда вы относите человека к другу, и вам нравится строить совместные планы и быть вместе.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нравится» формируется, когда человек у вас вызывает положительные эмоции и вам приятно говорить с этим человеком.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «нейтральный» формируется, когда индивид не вызывает ни отрицательных, ни положительных эмоций и вы не избегаете его и не ищите с ним встреч.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «не нравится» формируется, когда человек вызывает негативные эмоции, и вы предпочитаете с ним не разговаривать.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «очень не нравится» формируется, когда человек попадает в список нежелательных лиц, и вы с ним активно избегаете контактов.

Уровень аттракции с эмоциональной оценкой «ненавижу» формируется, когда вы выходите из себя при виде этого человека, а в мыслях желаете причинить ему вред.

Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия — внутреннее расположение, влечение или одобрительное, устойчивое эмоциональное отношение индивида к другим группам, людям или социальным явлениям, которое проявляется в доброжелательности, приветливости, восхищении, побуждающее к оказанию помощи, внимания и к общению.

Дружба – вид индивидуально-избирательных, устойчивых межличностных отношений, которые характеризуются взаимной привязанностью участников, а также усилением быть в обществе друга или друзей.

Любовь относится к высокой степени эмоционально-положительного отношения, при котором объект выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов, а также потребностей субъекта.

Факторы аттракции

К внутренним факторам аттракции, а также межличностным детерминантам аттракции относят инфантильную внешность, фактор сходства партнёров по общению, физическую привлекательность, демонстрируемый стиль общения, фактор поддержки.

Инфантильная внешность отмечается чертами характера взрослого человека, но с детской внешностью. Если облик человека пусть и в незначительных деталях напоминает детский облик, то это зачастую воспринимается людьми доброжелательно. Особенности детской внешности говорят о слабости, беззащитности, доверчивости, что не ведет к развитию опасения и тревоги у других людей. Поэтому взрослых с детскими чертами внешности относят к слабым, зависимым, наивным людям, считая их добрыми, эмоциональными, честными.

Большинство людей испытывают потребность в самоутверждении, однако желают этого достичь легко и быстро, через доминирование над более слабыми индивидами. Чтобы удовлетворить эту потребность они взаимодействуют с теми, кто даст эту возможность . Поэтому существует две причины, которые делают привлекательными инфантильных людей. Это невосприятие их как несущих угрозы и возможность над ними доминировать. Зачастую мнение об инфантилизме оказывается ошибочным и вполне за детской внешностью скрывается твёрдый, решительный характер.

Одновременно с тем, связь между аттракцией и физической привлекательностью неоднозначна. Бывает, что симпатию вызывают люди, которые на первый взгляд не предстают приятными. Но в процессе взаимодействия люди меняют свое отношение к ним и, если наблюдается ум, обаятельная улыбка, доброжелательные жесты и взгляды, возникает желание пойти навстречу. И, напротив, при красивом обличье человек может выглядеть отчужденным и холодным, демонстрировать эгоизм и заниматься самолюбованием, совершать при этом некорректные, неэтичные поступки по отношению к другим людям. Этот человек симпатии не вызовет.

Это связано с тем, что в формировании симпатии играет целый спектр позиций: какая личная жизнь человека, какой образ жизни ведет, отношения с коллегами, друзьями, родственниками, его моральные достоинства и принципы, отношение к делу, характер и поведение. Иногда всего одна негативная характеристика, а имидж уже воспринимается не так, как желалось. В связи с этим именно привлекательность индивида имеет значимость в глазах окружающих.

Привлекательные люди зачастую более охотно улыбаются; обладают хорошим чувством такта и юмора; смеются над собой; ведут себя ровно и естественно в разных ситуациях; жизнерадостны, веселы, оптимистичны; охотно и часто говорят комплименты; дружелюбны, уверены в себе, контактны; достаточно легко выводят человека на разговор о нем; демонстрируют готовность помочь, откликаются на просьбы, радуются чужим успехам, умеют работать в команде, приятны внешне (со вкусом одеты, эстетичны).

Психологические исследования подтверждают, что когда человек в себе уверен, он выбирает красивого партнера. Отсутствие такой уверенности заставляет ориентироваться на низкий или средний уровень физической привлекательности другого индивида. При общении ценится умение быть коммуникабельным и приятным гораздо больше, чем внешняя природная красота при неразвитой аттракции. Подмечено, что влияние внешней привлекательности зачастую выше в начальный период знакомства и понижается по мере узнаваемости о других чертах человека.

Аттракция – (от фр.- притяжение, привлечение, тяготение) рассматривают как – процесс взаимного тяготения людей друг к другу; формирования привлекательности одного человека для другого; механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви;

Факторы межличностной аттракции .

1. Пространственная близость . Нас привлекают те, кто рядом – многие исследования показали, что простое физическое присутствие рядом другого индивида увеличивает вероятность возникновения дружбы.

Существует несколько причин, почему пространственная близость приводит к взаимному притяжению.

1) во-первых, если человек рядом, для развития дружбы с ним попросту меньше препятствий (легче постучаться в соседнюю дверь, чем подниматься по лестнице, чтобы встретить человека);

2) во-вторых, регулярно бывая в обществе какого-то человека, мы получаем больше информации о нем, можем выяснить, есть ли у нас общие интересы, совпадает ли наше отношение к миру;

3) в-третьих, пространственная близость может привести к взаимному притяжению посредством эффекта простой экспозиции. Чем чаще люди оказываются рядом с другим, тем больше этот другой становился для него привлекательнее.

2. Сходство установок . Люди, разделяющие наше мнение по тому или иному вопросу, дают нам возможность чувствовать себя правыми, а это служит нам своеобразным вознаграждением, а поэтому нам и нравятся люди, которые с нами согласны. И напротив, мы стараемся держаться дальше от тех, кто не разделяет наших мнений и убеждений, т.к. в данном случаеесли человек не согласен с нами, то возникает вероятность, что мы не правы, а это своеобразное наказание.

3.Похвала и оказанная услуга . Многие эксперименты показали, что нам гораздо больше нравятся люди, оценивающие нас позитивно, чем люди, которые относятся к нам отрицательно. Однако этот механизм не всегда работает. Если похвалы слишком расточительны, или если они кажутся незаслуженными, или хвалящий извлекает выгоду из «втирания в доверие», то этот человек не вызывает симпатии.

Точно так же нам нравятся люди, оказывающие нам какие-либо услуги. Однако, люди не любят получать подарки, если за ними что-то стоит, если они предполагают какие-то ответные дары; более того, людям не нравится принимать услуги тех, кто извлекает из оказания их какую-то пользу для себя.

4. Индивидуальные свойства человека. Выделяют три важнейшие индивидуальные характеристики, определяющие аттракцию: компетентность, физическую привлекательность и самооценка.

Компетентность - чем более компетентен человек, тем больше он должен нам нравиться. Однако, хотя высокий уровень компетентности повышает привлекательность, еще более привлекательным станет человек, если появится какое-то доказательство того, что и он способен на ошибку. Данный феномен был назван эффектом «посадки в лужу».


Физическая привлекательность . Исследованиядемонстрирует, что именно физическая привлекательность является главным фактором межличностной аттракции.

Физическая привлекательность вызывает романтическое влечение посредством положительного стереотипа: если человек красив, мы склонны автоматически наделять его множеством других положительных черт. Привлекательные люди считаются менее скромными, однако более сексуальными и светскими, чем непривлекательные, а также более общительными, авторитарными (более уверенными в себе) и более душевно здоровыми (то есть счастливыми и эмоционально устойчивыми). Такие стереотипы не безосновательны. С раннего детского возраста мы учимся тому, что с добродетелью ассоциируется определенный эталон красоты.Например,фильмы и детские сказки.

Отношение к нам и самооценка. В работах многих исследователей показано: когда другие испытывают к нам симпатию, мы также склонны испытывать ее по отношению к ним. Эксперименты показывают, что испытуемые, считавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, Они вели себя «зеркально».

Неуверенный в себе человек с симпатией отнесется к любому, кто проявит к нему интерес, а уверенный в себе человек окажется более разборчивым. Более того, неуверенный человек будет даже искать менее привлекательного партнера с целью уменьшить вероятность оказаться отвергнутым.

21. Конфликты в малой группе

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противопо­ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъек­тов взаимодействия.

Конфликт– вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников. На психологическом уровне это противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников по отношению к ситуации, оппонентам и самим себе.

Противоречие, которое лежит в основе конфликта, порождает «объективную конфликтную ситуацию», которая имеет свою обязательную структуру, это стороны конфликта и его объект .

Сторона конфликта - это конкретные люди и их цели. Эти цели близки в рамках одной стороны и находятся в противоречии с целями оппонентов – тех, кто составляет другую сторону.

Объект конфликта– это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся все участники данного взаимодействия. Этот объект обладает двумя «неприятными» свойствами, которые и превращают его в эпицентр разногласий:

Ø Он неделим, и по убеждению оппонентов может принадлежать только одной стороне весь целиком;

Ø И он обладает разной степенью доступности для участников. Каждый пытается всеми доступными средствами сделать его более доступным для себя и менее доступным для другого.

Если взаимодействие имеет такую структуру (2 стороны и объект), оно имеет много шансов превратиться в настоящий психологический конфликт.

Это становится возможным, если объективное противоречие пройдет стадии идентификации и формирования субъективного образа конфликта.

1 стадия . Нахождение лиц, препятствующих достижению цели.

2 стадия . Формирование у оппонентов образа конфликтной ситуации. Субъективный образ конфликтной ситуации включает:

Ø Представление о себе в конфликте (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях);

Ø Представления участников конфликта о противоположной стороне, оппонентах (об их потребностях, возможностях, ценностях и целях);

Ø Представление конфликтующих сторон о ситуации, в рамках которой развивается конфликтное взаимодействие.

В конфликте люди взаимодействуют не друг с другом и не в реальном контексте. Их поведение опосредовано образами конфликтной ситуации, которые могут более или менее совпадать с некоторой объективной реальностью.

Стадии развития конфликта.

Конфликт проходит 4 последовательные стадии развития:

1. Возникновения объективной конфликтной ситуации. Это стадия потенциального конфликта. Однако в деловых и м/л отношениях существует его реальный зародыш.

2. Возникают инциденты. Это различные события, которые демонстрируют участникам взаимодействия существование некоторой проблемы: не поняли друг друга, не разобрались, не поделили. Возникают напряженность, размолвки, ссоры. Именно на этой стадии начинает формироваться образ конфликта.

3.Стадия конфликтных действий – центральная. На этой стадии отношения оппонентов бурно развиваются, что приводит к изменению практически во всех структурных звеньях конфликтной ситуации, меняет самих участников, их позиции, объект и ситуацию вокруг конфликта. Объект конфликта разрастается и охватывает все зоны отношений, объективно не противоречивые.

4. Стадия исхода. Существует две большие возможности решения конфликта: создание условий, не допускающих дальнейших инцидентов, и разрешение самого объективного противоречия.

Снятие инцидента . Этого можно достичь следующими способами:

- Обеспечение выигрыша одной из сторон. В этом случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что встречается очень редко. Победа одной стороны – временное состояние, до ближайшего серьезного инцидента.

Снятие конфликта с помощью лжи.Люди в этом случае действуют по принципу: «нет инцидента – нет конфликта». Это заблуждение. Отношения, содержащие в своей основе объективное противоречие, подтачиваются изнутри личность каждого участника (например, детская тревожность), исподволь разрушают сами отношения.

Изменение целевых установок хотя бы одним из участников. Когда одна из сторон в силу обстоятельств или в результате переговоров не желает обладать объектом конфликта.

Аттракция

(от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком (см. ) привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения (см. ), оценка к-рого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви ) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Карпенко Людмила Андреевна

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Аттракция

Понятие, означающее появление при восприятии человека человеком (см. ) привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка коего порождает разнообразную гамму чувств - от неприязни до симпатии и даже любви - и проявляется как особая установка социальная на другого человека. Экспериментально изучаются механизмы формирования привязанностей и дружеских чувств (см. ; ) при восприятии другого человека, причины появления эмоционального отношения, в частности - роль сходства характеристик субъекта и объекта восприятия, а также ситуации, в коей они находятся:

1 ) влияние таких характеристик, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и пр.;

2 ) влияние условий взаимодействия - «поведение помогающее», деятельность совместная, и пр.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Аттракция Этимология.

Англ. attraction - притяжение, тяготение.

Категория.

Установка на другого человека.

Специфика.

Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность.

Диагностика.

Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.

Литература.

(Ed.) Huston T. Foundations of Interpersonal Attraction. N.Y., 1974


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АТТРАКЦИЯ

1. Поведение приближения к объекту или только обращение внимания, проявление интереса к ч.-л. Ср. аттракцион - эффектный цирковой или эстрадный номер; развлечение.

2. В социальной психологии А. называют дружелюбный тип отношений между людьми, симпатии их друг к другу Следует заметить, что это понятие не объяснительное, а чисто описательное и к тому же метафорическое. В теории равновесия (баланса) Ф. Хайдера постулируется (принцип реципрокности ), что социальная А. взаимна: если вы обнаруживаете, что кто-то вам симпатизирует, то это делает более вероятными ваши к нему симпатии. См. , . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "аттракция" в других словарях:

    АТТРАКЦИЯ - (лат. attractio, от attrahere привлекать). Привлечение; сила притяжения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АТТРАКЦИЯ [лат. attractio стягивание] 1) психол. понятие, обозначающее возникновение… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аттракция - (Attractio притягивание) это оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предложения. Примеры аттракции: «убит ногами слонами», «обносили чашей зеленым вином» вместо убит ногами слонов, обносили чашей… … Литературная энциклопедия

    Аттракция - АТТРАКЦИЯ (Attractio притягивание) это оборот, грамматически выражающийся в отсутствии синтаксической связи между двумя членами предложения. Примеры аттракции: «убит ногами слонами», «обносили чашей зеленым вином» вместо убит ногами слонов,… … Словарь литературных терминов

    аттракция - и, ж. attraction f., лат. attractio. 1. физ. Притяжение. Все телеса и твари взаимно себя по некаким правилам привлекают. Ту силу телес называют аттракцией. Кантемир Сатир. 7 161. Для атракции уже нужен + и, нужна единица и квантитет. 31. 12.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Аттракция – это прежде всего эмоция, имеющая своим предметом другого человека. Вместе с тем это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком. Тем самым аттракция предстает как определенный вид социальной установки, как отношение одного человека к другому. Таким образом она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.

33. Внешние и внутренние факторы межличностной аттракции

Внешние факторы аттракции

«Потребность в аффилиации» - это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей.

Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремиться к людям, старается сделать так, чтобы его заметили.

«Эмоциональное состояние» в конкретной ситуации общение может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Э то состояние можно описать словами – «сегодня мне все нравиться» вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет.

«Пространственная близость» - при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной среде (социальной, экономической, бытовой), пользуются сходной социальной инфраструктурой. В результате они имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам и даже взаимопомощи. Следствием может стать близкое личное знакомство между ними.

Если бы пространственная близость была решающим фактором, влияющим на аттракцию, легко было бы предсказать дружбу между теми, кто живет рядом. Увы, из жизненного опыта хорошо известно, что находящиеся близко люди не только выбирают, но и отвергают друг друга.

Рассмотренные выше факторы определяются как внешние детерминанты аттракции именно потому, что выступают в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми. Помимо того, как только люди вступили в контакт, начинает действовать новая группа факторов, вызванных самим процессом межличностного взаимодействия.

Внутренние факторы аттракции

«Физическая привлекательность»

Связь красоты с аттракцией:

    Красота является положительным подкреплением, нам приятно видеть красивое.

    Красивые люди могут быть более коммуникабельными, обладать более развитыми коммуникативными навыками, что может объяснятся различными условиями социализации красивых и некрасивых людей.

    Популярность красивых людей может быть вызвана определенными выгодами общения с ними. Красивый человек как бы повышает уровень физической привлекательности своего партнера.

    Действие эффекта ореола – «красивый - значит, хороший», люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками, а некрасивость с отрицательными.

Более высокий уровень физической привлекательности не обеспечивает стабильного успеха в долговременных отношениях: влияние внешней привлекательности обычно более высоко в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаем о других чертах этого человека.

«Стиль общения»

Манера общения. Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

«Фактор сходства» - нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас.

Факторы усиливающие воздействие сходства на аттракцию:

    Число вопросов, по которым люди достигают согласия;

    Важность, значимость тех или иных взглядов;

    Взаимность.

Даже с самыми близкими друзьями мы согласны не по всем вопросам. И все же именно с друзьями число тем, в отношении которых мы достигаем согласия, существенно выше, чем с людьми, которых мы не любим. Мы выбираем наших друзей отчасти потому, что с ними у нас много общего во взглядах, и склонны соглашаться с ними по большому числу вопросов, потому что мы – друзья. Более того, один вопрос не может сформировать или разрушить дружеские отношения, но вот число вопросов, по которым мы достигаем согласия, становится хорошим показателем того, будут ли наши отношения продолжительными.

Некоторые взгляды занимают центральное место в нашем мировоззрении, они более устойчивы, их трудно изменить, даже если это требуется для достижения симметричных отношений. Поэтому согласие по важным мировоззренческим вопросам оказывается зачастую принципиальным моментом в установлении наших отношений с другими. Если разногласия возникают по вопросам, не имеющим большого значения для собравшихся вместе людей, то даже их наличие не повлияет на приятельский характер отношений. Если же обсуждаемая проблема имеет большую важность для кого-то из собеседников, то несовпадение в ее оценке скорее всего скажется на отношениях между ними. Поскольку жизненные установки человека формируются в определенной социокультурной среде, такие личностные характеристики, как образование, прошлый опыт, разделяемые духовные ценности и т. д., могут повлиять на то, будет ли другой человек привлекателен для него. Брак между представителями разных рас, религиозных взглядов, социоэкономических групп, разного уровня образования имеет большую вероятность закончиться разводом, чем брак между людьми, имеющими сходство по этим показателям.

Взаимность – еще одна переменная, усиливающая воздействие принципа сходства на межличностную аттракцию. От того, чувствуем ли мы, что тот, кто нам нравится, испытывает те же чувства к нам, что этот человек к нам не равнодушен, во многом зависит, станет ли наше увлечение сильнее. Знание того, что мы нравимся другому человеку, оказывается своеобразной наградой, повышает самооценку. Если же наше чувство не вызывает взаимности, мы постараемся справиться с ним, уменьшая или утрачивая интерес к этому человеку.

«Дополнительность»

Теория дополняющих потребностей (Р. Винч) – при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбираем тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеет место тогда, когда два человека имеют скорее дополняющие, а не сходные потребности.

Винч выделял 2 типа дополнительности:

    Два человека могут удовлетворять разные потребности друг друга. Например, А. имеет сильную потребность в том, что бы защищать, а Б. – сильную потребность в зависимости от кого-то.

    Два человека могут удовлетворять одну и ту же потребность. Например, когда А. имеет сильную потребность в доминировании, а у Б. эта же потребность выражена значительно слабее.

«Фактор поддержки» - аттракция возникает в ответ на положительны действия, неприязнь – на отрицательные.

Поддерживающий стиль поведения можно определить как любое поведение, в результате которого другой человек начинает больше себя ценить. Неподдерживающий стиль – поведение, в результате которого другой человек оценивает себя ниже, ценит себя меньше.

Отказы в поддержке иногда могут быть ненамеренными, являться результатом непонимания важности поддержки для личностной самооценки. Однако в обоих случаях результатом становится использование индивидом психологических защит.

Следующие виды сообщений воспринимаются скорее как поддержка:

    обращение к партнеру по имени: имя символизирует личность человека, соответственно, такое обращение демонстрирует внимание к данной личности. Восприятие его, как правило, окрашено положительной эмоцией;

    комплименты, то есть похвала, содержащая небольшое преувеличение положительных качеств того, кому делается комплимент;

    прямое признание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т. п.;

    выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано;

    благодарности.

Среди сообщений, вызывающих чувство отказа в поддержке, можно выделить:

    уход от обсуждения, когда собеседник реагирует на сказанное, но быстро переводит разговор в другом направлении;

    безличные предложения – подчеркнуто правильная, наукообразная речь, отказ от личного обращения;

    прерывание говорящего;

    противоречие между вербальным и невербальным содержанием сообщения, или неконгруэнтное сообщение. Например, фраза «разумеется, решение должен принимать только ты» говорится раздраженным тоном.

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.

    Способы изменения межличностной аттракции.

(Межличностная аттракция – процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии) .

Для измерения психологической близости в общении предлагаются различные способы, в частности такие, как:

1. шкала социальной дистанции;

2. социометрический тест;

3. эгоцентрическая и социоцентрическая модели.

В 1925 году Е. Богардус сделал одну из первых систематизированных попыток измерения социальных установок (аттитюдов), предложив Шкалу социальной дистанции.