Российские армии в первой мировой войне. Русская императорская армия и стратегический план россии накануне первой мировой войны. Основные слабые места плана

К 1914 г. русская армия являла собой весьма внушительную боевую величину. Ее мощь, подорванная русско-японской войной, постепенно возрастала. Русская армия мирного времени насчитывала в 1914 г. в своих рядах 1 млн 284 тыс. человек, примерно столько же, сколько служило в армиях потенциальных противников - Германии и Австро-Венгрии вместе взятых (1 млн 246 тыс. человек). Боевая подготовка солдат и офицеров русской армии находилась на должном уровне. Однако среди высшего командного состава было немало лиц, не соответствовавших своему назначению.

Русская армия была в принципе неплохо обеспечена артиллерией. Она имела положенное по штату число орудий (7,1 тыс.), на каждое из них приходилось но 1000 выстрелов, каковых, однако, оказалось явно недостаточно. Русская 76-миллиметровая пушка ни в чем нс уступала лучшим зарубежным аналогам. И все же германская артиллерия существенно превосходила русскую. Германский корпус имел 160 орудий (в том числе 34 гаубицы), а русский - 108 (среди них 12 гаубиц). Всего Германия располагала к 1914 г. приблизительно 9,4 тыс. орудиями, а Австро-Венгрия - 4,1 тыс. При этом тяжелых орудий у Германии было 3260, у Австро-Венгрии - 1000, а у России - только 240.

В русской армии не получили должного развития инженерные и технические войска. Правда, по числу самолетов она занимала второе место в мире. Однако собственного самолетостроения не было . Недостаточно развитый промышленный потенциал страны отрицательным образом сказывался на ее обороноспособности. Русские заводы не выпускали авиационных моторов, автомобилей, минометов и пр.

Правящие круги России прилагали немалые усилия для восстановления морской мощи страны. Флот понес особенно сильные потери во время войны с Японией, когда неприятелем было потоплено или захвачено 15 эскадренных броненосцев, 11 крейсеров, 22 эсминца и пр. Балтийское и Тихоокеанское побережья оказались практически без защиты.

Накануне Первой мировой войны Россия заняла третье место в мире но расходам на флот, уступая в этом отношении только Англии и США. К 1914 г. были приняты четыре крупные судостроительные программы, на реализацию которых предполагалось отпустить 820 млн руб. Однако выполнить их планировалось в основном к 1917-1919 гг. К этому же приблизительно времени предполагалось осуществить и принятые также в преддверии войны программы развития сухопутных вооруженных сил, предусматривавшие увеличение численности армии к 1917 г. на 40% и существенное повышение уровня ее технической оснащенности.

Таким образом, в 1914 г. страна еще не была вполне готова к участию в широкомасштабном вооруженном конфликте. Однако принимавшиеся в России меры по укреплению ее обороноспособности вызывали серьезную тревогу в стане потенциальных противников, которые вольно или невольно преувеличивали уже достигнутые в этом отношении результаты. Начальник германского Генерального штаба Мольтке-младший в феврале 1914 г. счел нужным констатировать: «...Боевая готовность России со времени русско-японской войны сделала совершенно исключительные успехи и находится ныне на никогда еще нс достигавшейся высоте. Следует в особенности отметить, что она некоторыми чертами превосходит боевую готовность других держав, включая Германию...»

Дополнительные библиографические источники и материалы

Исследования

  1. Апушкин В. А. Генерал от поражений В. А. Сухомлинов. Л., 1925.
  2. Барсуков Е. З. Артиллерия русской армии (1900-1917 гг.). М., 1948.
  3. Барсуков Е. З. Подготовка России к мировой войне в артиллерийском отношении. М., 1926.
  4. Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX века. Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986.
  5. Головин Н. Н. Военные усилия России в Мировой войне. Париж, 1939.
  6. Зайончковский А. М. Мировая война 1914-1918 гг. Общий стратегический очерк. М., 1924.
  7. Зайончковский А. М. Подготовка России к империалистической войне. Очерки военной подготовки и первоначальных планов. М., 1926.
  8. Поликарпов В. В. Государственное производство вооружения в России (1905 г. - февраль 1917 г.): Историческое исследов.: Автореф. дисс. … канд. ист. наук. М., 1986.
  9. Сидоров А. Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны. М., 1960.
  10. Федосеев С. Л. Пулемёты Русской армии в бою. М., 2008.
  11. Шацилло К. Ф. О диспропорции в развитии вооруженных сил России накануне Первой мировой войны (1906-1917 гг.) // Исторические записки. М., 1969. Т. 83.
  12. Шацилло К. Ф. От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М., 2000.

Официальные издания

  1. Смета Военного министерства по Главному артиллерийскому управлению на 1909 год. СПб., 1908.
  2. Смета Военного министерства по Главному артиллерийскому управлению на 1911 год. СПб., 1910.
  3. Смета Военного министерства по Главному артиллерийскому управлению на 1912 год. СПб., 1911.
  4. Смета Военного министерства по Главному артиллерийскому управлению на 1913 год. СПб., 1912.
  5. Смета Военного министерства по Главному военно-техническому управлению на 1915 год. СПб., 1914.
  6. Смета Военного министерства по Главному инженерному управлению на 1910 год. СПб., 1909.
  7. Смета Военного министерства по Главному инженерному управлению на 1914 год. СПб., 1913.
  8. Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1909 год. СПб., 1908.
  9. Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1910 год. СПб., 1909.
  10. Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1911 год. СПб., 1910.
  11. Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1912 год. СПб., 1911.
  12. Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1913 год. СПб., 1912.
  13. Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1914 год. СПб., 1913.
  14. Смета Военного министерства по Главному интендантскому управлению на 1915 год. СПб., 1914.
  15. Смета Военного министерства по Главному управлению по квартирному довольствию войск на 1914 год. СПб., 1913.
  16. Смета Военного министерства по Главному управлению по квартирному довольствию войск на 1915 год. СПб., 1914.
  17. Смета Военного министерства по Главному управлению Генерального штаба на 1910 год. СПб., 1909.
  18. Смета Военного министерства по Главному управлению Генерального Штаба на 1911 год. СПб., 1910.
  19. Смета Военного министерства по Главному управлению Генерального Штаба на 1913 год. СПб., 1912.
  20. Смета Военного министерства по Главному штабу на 1909 год. СПб., 1908.
  21. Смета Военного министерства по Главному штабу на 1910 год. СПб., 1909.
  22. Смета Военного министерства по Главному штабу на 1914 год. СПб., 1913.
  23. Смета Военного министерства по Чрезвычайным расходам на 1909 год. СПб., 1908.
  24. Смета Военного министерства по Чрезвычайным расходам на 1912 год. СПб., 1911.

Архивные документы

  1. РГВИА. Ф. 2000. Оп. 1. Д. 170.

Тема № 2. Армия Российской Империи

Лекция № 1. Первая мировая война.

Учебные вопросы:

1. Русская армия накануне войны.

2. Причины и ход войны.

3. Военно-политические итоги Первой мировой войны. Введение

Социально-экономические условия, сложившиеся в начале XX века оказались глубокое воздействие на методы подготовки и способы ведения войн.

Уже первые войны, этого периода – испано-американская (1898 г.), англо-бурская (1899-1906 гг.), русско-японская (1904-1905 гг.) и особенно первая мировая (1914-1918 гг.), наглядно показали их существенные отличие от войн предыдущих исторических эпох.

Важнейшая, определяющая особенность первой мировой войны в том, что безвозвратно канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками, войны ведутся теперь народами.

Другая важная особенность первой мировой войны состоит в том, что при ведении ее резко возросло значение экономического фактора. Существование огромных армий стало возможным только на базе высокоразвитой промышленности и транспорта. Чтобы обеспечить потребность фронта, в тылу напряженно трудятся сотни миллионов людей.

Участие в войнах широких народных масс привело к повышению роли морального фактора. Значение морального фактора непрерывно возрастало по мере увеличения численности армий и совершенствования средств вооруженной борьбы. При этом на ход и исход войны влияли не только морально-боевые качества личного состава вооруженных сил, но и политико-моральное состояние всего населения страны. Следовательно, войны в эпоху империализма превратились во всестороннее испытание для воюющих государств. Одной из характерных их особенностей явилось широкое применение в них различных видов мощной боевой техники и быстрое их совершенствование.

Многообразная боевая техника, применяемая в огромных масштабах создавала новые условия и возможности для ведения войн. Первая мировая война приобрела огромный пространственных размах. Боевые действия в ходе ее развернулись на фронтах протяженностью в тысячи километров и велись непрерывно зимой и летом, днем и ночью, на земле и в воздухе, на воде и под водой. Войне стали присущи также высокая степень боевого напряжения и большой разрушительный характер.

1. Русская армия накануне войны

Мировая война 1914-1918 гг. начатая 19 июля (1 августа) 1914 г. охватила большинство стран мира, в неё было втянуто свыше полутора миллиардов человек. Невиданные по своей численности людские резервы и материальные средства непрерывно поступали на театры военных действий. За период было мобилизовано свыше 70 млн. человек.

Армии России, Франции, Германии, Австро-Венгрии комплектовались на основе всеобщей воинской повинности, позволявшей иметь огромную кадровую армию и огромные военно-обученные резервы.

В России общий срок службы в сухопутных войсках длился 18 лет, из которых 3 года на действительной службе 15 лет в запасе первого (7 лет) и второго (8 лет) разрядов. Мужское население, не служившее в составе полевой армии, но способное носить оружие, входило в состав государственного ополчения (2-х разрядов). Призывались в армию в возрасте 20-21 года. Призыв происходил по округам, на которые подразделялась вся страна (12 округов).

Русская армия вступила в войну подразделенной на фронтовые объединения: Северо-западный фронт, включавший две армии и Юго-Западный фронт – четыре армии.

Три старых рода войск - пехота, артиллерия и конница – продолжали свое развитие под влиянием все возраставшей военной техники. Основным и главным родом войск продолжала оставаться пехота, она составляла в сухопутных силах примерно 70%, на артиллерию приходилось до 15%, на конницу до 8% и прочие войска от 7% и более.

Основными образцами стрелкового вооружения русской армии, были винтовки образца 1891 года (7,62 мм), пулемет Максима на станке Соколова (7,62 мм) и револьвер системы нагана (7,62 мм).

Дивизионная артиллерия состояла из 75-77 мм скорострельных пушек. Корпусная из 122-мм легких гаубиц. Артиллерия русской армии насчитывала 7030 орудий, 9388 – Германия и 4088 – Австро-Венгрия. Русская армия была слабо обеспечена полевой тяжелой артиллерией. К началу войны были изготовлены опытные образцы орудий специального назначения – противосамолетные, в России 76 мм пушка образца 1914 года, установленная на автомобиле.

С началом войны для стрельбы по воздушным целям приспосабливали легкие полевые пушки. Специальных противосамолетных орудий насчитывалось очень мало: русская действующая армия лишь к концу войны имела 72 зенитных 76-мм пушки образца 1914 года.

Только просчетом можно объяснить отсутствие орудий батальонных и полковых – орудий непосредственного сопровождения пехоты в бою. В русско-японской войне применялась стрельба минами, вырабатывались способы ближнего боя. Однако этот полезный опыт, применявшийся по инициативе самих войск, не был учтен. Минометы к началу войны имела только германская армия.

В конце XIX века в России, Франции, Германии и других странах стало развиваться дирижаблестроение – управляемое воздухоплавание. Развитие дирижаблестроения, как и авиации, особенно усиливается в последние пять лет перед войной. Однако дирижабли ввиду их большой уязвимости не могли использоваться на полях сражений, не оправдали они себя и как средство бомбардировок населенных пунктов. Дирижабль показал свою пригодность как средство морской войны – в борьбе с подводными лодками, в ведении морской разведки, патрулирование мест стоянок судов и их сопровождение в море. К началу войны Германия имела 15 дирижаблей, Франция – 5, Россия – 14.

Военная авиация перед войной была еще несовершенной и рассматривалась главным образом, как средство ведения разведки. Первый опыт военная авиация получила в 1911-1912 гг. в войне Италии с Турцией.

В этой войне участвовало семь итальянских самолетов. В первой Балканской войне 1912-1913 гг. в составе болгарской армии действовал русский добровольческий авиационный отряд. Ведя главным образом разведку, корректировку артиллерийской стрельбы, аэрофотографирование, самолеты прибегали к бомбардированию войск противника, больше всего конницы. Русские летчики применяли авиабомбы крупного для того времени калибра (около 10 кг). Летно-тактические данные самолетов доходила до 120 л.с., скорость редко превышала 100 км в час, потолок 2500-3000 м, продолжительность полета 2-3 часа; экипаж состоял из летчика и наблюдателя.

За несколько лет до войны шла работа над созданием авиационного ранцевого парашюта. В России оригинальная конструкция такого парашюта была разработана и предложена в 1911 г. военному ведомству Г.Е. Котельниковым. Но парашют Котельникова был использован в 1914 г. лишь частично для снаряжения летчиков, летавших на тяжелых самолетах “ Илья Муромец ”.

Перед войной авиация входила в состав вспомогательных войск и не была вооружена. Работы по вооружению хотя и велись, но к началу войны они оказались незавершенными (русский офицер Поплавко впервые в мире создал установку пулемета на самолете, но она не была правильно оценена и не принята на вооружение).

Численность самолетов в составе военной авиации была небольшой. Россия имела 263 самолета, из которых в авиационных отрядах было 224, Франция насчитывала 156 самолетов в стою, Германия 232, Австро-Венгрия 65, Англия из 258 самолетов направила на Западноевропейский ТВД – 30 самолетов.

В 1914 году автомобильный парк состоял: во Франции - 6000 автомашин, в России - 4500, в Германии - 4000, в Англии 900. В незначительном количестве во всех армиях имелись бронеавтомобили и опытные бронепоезда.

Оценивая состояние нашей армии перед войной А.А. Брусилов пишет:

“В общем следует признать, что в техническом отношении мы были подготовлены неудовлетворительно и что если бы военное министерство не занималось преимущественно войной с Государственной думой, а шло бы с ней рука об руку, то результат подготовки получился бы иной. Объяснение, что мы предполагали быть готовыми лишь к 1917 году и что война застала нас врасплох, только усугубляет нашу вину, ибо нам было известно, что немцы подготавливаются к 1914 году, а следовательно, мы также должны были, чего бы это не стоило, подготовиться к этому году, а не к 17-му. И это было хотя и трудно, но возможно; мы же готовились недостаточно энергично, спустя рукава, не желая привлекать к этой работе общественные силы из личных политических соображений внутреннего порядка, и дошли до того, что начали войну имея только по 950 выстрелов на легкое орудие, а тяжелых орудий почти совсем не имели.

Готовясь к войне генеральные штабы всех важнейших европейских стран перерабатывали свои уставы и наставления и готовили в соответствии с их требованиями войска. Лучшим уставом полевой службы был русский (утвержденный в 1912 г.). В нем в большей мере учитывался последний опыт русско-японской войны. Устав полевой службы представлял каждому начальнику и рядовому бойцу самостоятельность в исполнении данной ему задачи, требовал проявлять собственный почин в действиях сообразно изменениям обстановки.

Наибольший интерес вызвал раздел Устава, посвященный действиям в бою частей. Раздел открывается напоминанием, что успех в бою на стороне того, кто ясно представлял себе цель, лучше ориентирован в положении своих войск и войск неприятеля, действует решительнее, смелее, искуснее и проявляет дольше упорства в достижении цели, что самым действенным средством для поражения неприятеля служит нападение на него. Нужно быть сильнее противника на направлении решительного удара во время его нанесения.

В уставе подробно описывается боевой порядок, который разделялся на две части: на боевую, предназначенную для ведения боя огнем – доведения его до рукопашной схватки, и резерв, предназначенный для усиления боевого участка, для развития удара и для противодействия охвату и прорыву в районе участка. Войска должны развертываться в боевой порядок в таком расстоянии от неприятеля, чтобы не подвергнуться артиллерийскому огню в глубоких и сосредоточенных колоннах. Протяжение боевого порядка по фронту: батальона - 1/2 км, полка - 1 км, бригады – 2 км, дивизии – 3 км и корпуса 5-6 км.

Наступательный бой Устав рассматривает по периодам: сближение, наступление, атака, преследование.

В период сближения (5-3 км от противника) избираются объекты для наступления, происходит развертывание войск в боевой порядок. Артиллерия в это время ведет борьбу с артиллерией противника. Период наступления, начинавшиеся с занятия пехотой первой позиции, состоял из сочетания движения с огнем со стрелковых по­зиций, движение осуществлялось цепью с одной позиции до другой. Артиллерия в это время поддерживает наступление пехоты. С послед­ней стрелковой позиции пехота, усиленная резервами, бросается я атаку - в штыки и затем при успехе энергично преследует неприятеля.

К обороне, записано в Уставе приходится прибегать, когда поставленная цель не может быть достигнута наступлением. Однако, обороняясь, надо стремиться всеми способами и средствами рас­строить неприятеля огнем, и подорвав его нравственные силы, перейти в наступление и разбить его. Оборонительные позиции предусматривали устройство окопов и опорных пунктов.

Однако Устав недооценивал самоокапывание пехоты при наступлении. Не предусматривалось в Уставе и ведение специальной артил­лерийской подготовки перед атакой противника. Что касается обо­ронительного боя, то Устав говорит об устройстве оборонительной позиции опорных пунктов, но он недоучитывал новой формы обороны выявившееся во время русско-японской войны в виде сплошных непрерывных линий окопов.

Устав полевой службы в ряде своих статей рассматривает боевые действия ночью, говорит о пользе прожекторов, применявшихся в русско-японскую войну. Ночное время рекомендовалось ис­пользовать для внезапных нападений, для подхода к неприятелю без потерь от огня.

Наряду с Уставом полевой службы, разрабатывались наставле­ния для действий в бою каждого рода войск.

В наставлении для пехоты рассматривались движение, огонь, штыковая атака, действия роты и батальона, полка, бригады, дивизии, встреча атаки конницей и ночные действия, указывалось, что сила пехота заключается в огне ружейном, пулеметном, в ма­невре - решительном движении вперед и в ударе - атаке в штыки.

Наставление определяло для боя пехотных частей боевой порядок:

роты из взводных участков цепи и ротного резерва, батальона из ротных боевых участков и батальонного резерва, полка из батальонных боевых участков и полкового резерва, бригады из боевых участков и бригадного резерва, причем в боевые участки могли быть назначе­ны полки и батальоны. Боевой порядок дивизии составлялся из боевых участков бригад, полков, иногда даже батальонов и диви­зионного резерва.

Перед началом каждого движения должны быть определен и пос­тавлены: цель движения и общее направление движения, а для крупной части - полоса движения. Рассыпной строй (стрелковая цепь) при­меняется для движения и расположения на месте в сфере ружейного огня противника. Развернутый строй с его видоизменениями приме­нялся в резервах, а также для движения и расположения под ар­тиллерийским огнем противника и в сфере ружейного огня, для уменьшения потерь этот строй можно разомкнуть и, наконец перейти к одношереножному строю - сомкнутому и разомкнутому.

Наставление придавало большое значение действиям во фланг противнику.

Переработанные уставы и наставления вносили изменения в боевую подготовку войск, подчиняя ее единым взглядам на харак­тер наступательного и оборонительного боя.

Проводилось усиление индивидуального обучения бойцов и подготовка унтер-офицерского состава. Русская пехота владела высоким искусством стрельбы, чему способствовала отработка самостоятельных действий стрелков. В обучении унтер-офицеров главное внимание также обращалось на боевую подготовку: на тактику и ведение меткой стрельбы.

Русские артиллеристы по своим боевым качествам по праву за­нимали первое место среди европейских армий. Конница также была неплохо обучена ведению боя, но она не была подготовлена к действиям крупными массами.

Как отмечают историки, русская армия вышла на войну с хорошими полками, посредственными дивизиями и плохими армиями, иначе говоря, за считанными исключениями вооруженная мощь оказалась в руках слабо подготовленного и малоспособного высшего командования.

Изонов В.В. Подготовка русской армии накануне Первой мировой войны

// Военно-исторический журнал, 2004, №10, с. 34-39.

OCR, корректура: Бахурин Юрий (a.k.a. Sonnenmensch), e-mail: [email protected]

Вопросы подготовки русской армии к войне всегда привлекали внимание исследователей, занимающихся изучением военной истории России. Разумеется, в одной статье нет возможности рассмотреть избранную проблему во всей ее совокупности, поэтому автор ограничивается особенностями боевой подготовки частей и соединений, включая профессионально-должностную подготовку офицеров русской армии, накануне Первой мировой войны.
Боевая подготовка проводилась по определенному плану, который предусматривал разделение учебного года на два периода: зимний и летний. Последние подразделялись на более мелкие. Для обеспечения однообразия обучения разрабатывались единые программы и издавались специальные наставления{1}. Обучение солдат, прибывавших на действительную службу, проходило в несколько этапов. На первом этапе, продолжавшемся четыре месяца, осваивалась программа молодого солдата. Привитие профессиональных навыков начиналось с одиночного обучения, которое включало строевую и физическую подготовку, овладение оружием (огневая подготовка, штыковой и рукопашный бой), выполнение обязанностей одиночного бойца в мирное время (несение внутренней и караульной службы) и в бою (служба в дозоре, полевом карауле, действия наблюдателя, связного и т.п.). В последующие годы солдаты повторяли то, что они изучали ранее.
Приказы требовали «при обучении нижних чинов, будут то молодые, старослужащие, учебной и других команд, придерживаться системы показа и бесед»{2}. Главной задачей было «воспитание солдата в преданности царю и своему долгу, выработка в нем строгой дисциплины, обучение -34- действию оружием и развитие физических сил, способствующих перенесению всех тягот службы»{3}.
Занятия молодых солдат проходили отдельно от старослужащих{4}. Проводил их ротный командир, иногда один из младших офицеров. К сожалению, до Русско-японской войны 1904-1905 гг. в руководящих документах по обучению солдат обязанности младших офицеров не были определены, поэтому они командовали взводами и полуротами лишь на строевых занятиях, а по отношению к новобранцам делали «только то, что прикажут»{5}. Только в период военных реформ 1905-1912 гг. резко возросла ответственность младших офицеров, и они были непосредственно включены в процесс обучения и воспитания своих подчиненных. Теперь младшие офицеры в подразделениях непосредственно занимались обучением рядовых и унтер-офицеров. Этого требовал военный министр.
На период зимних занятий ротный командир выбирал «учителей молодых солдат» из числа унтер-офицеров или старослужащих из расчета один на 6-10 новобранцев. «Дядьки» должны были обладать многими качествами, среди которых: «спокойствие, беспри­страстие, добросердечность, бескорыстность, наблюдательность»{6}. «Учителям молодых солдат» предстояло научить новобранца беречь свое здоровье, отучить от дурных привычек, следить за тем, чтобы солдат получал все виды довольствия и т.д.
Некоторые ротные командиры считали необходимым подбирать для каждого новобранца двух учителей: один преподавал бы только уставы и занимался с солдатом в часы занятий, а другой - следил бы за каждым шагом солдата в свободное от занятий время. При выборе «учителей молодых солдат» офицерам рекомендовалось, чтобы «один из них был «инородец», которому можно было бы поручить его земляков»{7}. Это, безусловно, значительно облегчало одиночную подготовку солдат нерусской национальности. Разделы курса обучения новобранцев «распределялись между учителями в зависимости от их способностей и нравственных данных»{8}.
Впоследствии, в годы Первой мировой войны в некоторых запасных частях формировались особые команды «учителей молодых солдат». Перед ними ставилась задача организовать занятия так, чтобы «солдаты могли быть поставлены в строй через шесть недель после начала их обучения, и никак не позднее как через два месяца»{9}.
В ходе военных реформ 1905-1912 гг. принимались решительные меры, направленные на совершенствование физического воспитания в войсках. Для достижения физического развития военнослужащих учебные занятия (по гимнастике и фехтованию) и физические тренировки стали проводиться систематически. В зимний период обучения занятия проводились ежедневно в течение всей службы во всех родах войск, а в летнее время, «когда люди и без того имеют много физического труда», занимались ежедневно «лишь по возможности»{10}. Продолжительность ежедневных занятий была от получаса до часа.
В зимний период обучения, независимо от занятий по одиночной подготовке солдата, считалось необходимым поддерживать боевую готовность целых частей, «для чего производить прогулки, проездки, учения и маневры и маневрирования с боевой стрельбой»{11}. Военнослужащие специальных войск, таким образом, получали практику и возможность «выработки практической сноровки и наилучших дел технической работы личного состава, обслуживающего полевые искровые станции, придаваемые к крупным войсковым соединениям»{12}. Как видим, подобная система боевой подготовки в русской армии позволяла систематически обучать одиночного солдата только четыре месяца.
Второй этап обучения включал совместные действия в составе отделения, взвода, роты и батальона. Боевая подготовка летом осуществлялась в два этапа. На первом проводились занятия по родам
войск: в пехоте по-ротно – 6-8 недель, по-батальонно – 4 недели, занятия в составе полков – 2 недели{13}. Руководство военного ведомства требовало, чтобы основное внимание при обучении уделялось сознательному усвоению военнослужащими приобретенных ими знаний, навыков и умений, выработке у них сообразительности, выносливости, стойкости и ловкости. Например, командующий войсками Туркестанского военного округа генерал от кавалерии А. В. Самсонов{14} для укрепления здоровья, физического развития и ловкости, необходимых для боевых действий, требовал в летний период времени как можно чаще организовывать в лагерях гимнастические игры с выдачей призов, хотя бы недорогих»{15}.
Значительное место в системе обучения войск летом занимала огневая подготовка. Считалось, что пехота огнем своего ручного оружия должна сама подготовить атаку, поэтому из каждого солдата воспитывали хорошего стрелка. Обучение стрельбе производилось на разные дистанции и по разнообразным целям: одиночным и групповым, неподвижным, появляющимся и движущимся. Цели обозначались мишенями разных размеров и имитировали залегших бойцов, артиллерийские орудия, атакующую пехоту, конницу и др. Обучали одиночному, залповому и групповому огню, стрельбе на все дистанции до 1400 шагов, а до 400 шагов учили поражать любую цель одним-двумя выстрелами. От офицеров требовали «при подготовительных к стрельбе упражнениях и самой стрельбе вести обучение таким образом, чтобы нижние чины были ознакомлены со всеми видами стрельбы и из-за укрытий»{16}. Так, во время Первой мировой войны в бою под Гумбиненом 17-й германский корпус понес 50 проц. потерь исключительно от сильного ружейного огня 27-й пехотной дивизии. Очевидцы, осматривавшие поле боя, нашли массу германских солдат и офицеров, пораженных винтовочными пулями в голову и грудь{17}.
Второй этап летних занятий также включал «общие сборы всех трех родов оружия» и делился на четыре недели{18}. В силу целого ряда причин в обучении войск совместным действиям принимали участие далеко не все воинские части.
В зависимости от климатических условий командующие войсками военных округов сами определяли сроки перехода от зимних к летним занятиям, а также время отдыха войск.
С 90-х годов
XIX века в некоторых военных округах начали проводить зимние подвижные лагерные сборы частей различных родов войск. Учебный год заканчивался проведением так называемых больших маневров. Тактические учения и маневры приобрели особенно большое значение в боевой подготовке войск в связи с переходом к системе кадровой армии, когда в соединения и части ежегодно стал вливаться контингент необученных новобранцев. В этих условиях сформировать части и соединения, добиться их постоянной готовности можно было только путем регулярного проведения учений и маневров. Продолжительность батальонных маневров составляла 1-2 суток, полковых маневров – 4-10 суток. На теоретические занятия отводилось не более 10 проц. общего количества времени, предназначенного для маневров{19}.
Кроме общевойсковых, практиковались санитарные, крепостные, десантные (совместно с флотом) учения и маневры, на которых более детально отрабатывались специальные учебные задачи. В 1908 году были проведены десантные маневры воинских частей Одесского военного округа и морских сил Черного моря с целью «принести пользу как сухопутным войскам, так и флоту, показать его личному составу, как действовать при выполнении всеми боевыми силами Черноморского театра десантной операции»{20}. В 1913 году там же были проведены большие маневры с последующей высадкой десанта в Одессе, Севастополе и Батуми{21}. Подобные маневры вошли в практику обучения армии и проходили ежегодно.
Командующие войсками военных округов учили части и соединения на маневрах «только требованиям решительного наступления»{22}. Проводились также маневры, в которых принимали участие войска одного или двух-трех военных округов. Из наиболее массовых следует упомянуть маневры 1897 года под Белостоком, 1899 года в Варшавском военном округе на р. Бзуре и 1902 года под Курском, где участвовали войска четырех военных округов. В 1903 году проводились крупные маневры в Петербургском, Варшавском, Виленском и Киевском военных округах. В 1912 году прошли последние большие маневры в трех западных приграничных округах и Иркутском военном округе. В маневрах принимали участие 24 1 / 2 пехотные дивизии и 2 стрелковые бригады
{ 23 } .
В практике проведения маневров того времени было много серьезных изъянов. «Атака против хорошо организованной оборонительной позиции безнадежна»{24} – так считал высший командный состав русской армии, основываясь при этом на опыте Русско-японской кампании, когда такие позиции приходилось атаковать без численного превосходства и без поддержки тяжелой артиллерии. Во время маневров «после штурма обороны» преследование противника не проводилось.
Были и другие причины, наносившие большой ущерб нормальному ходу боевой подготовки войск. Рассмотрим главные из них. На собрании офицеров Генерального штаба Варшавского военного округа докладчик капитан И. Лютинский{25} отмечал, что «до последней войны{26} на боевую подготовку нижних чинов обращалось вообще мало внимания, а на подготовку одиночного бойца и того меньше»{27}.
В заключительной сводке комиссии, образованной при штабе 2-й армии, воевавшей в Маньчжурии, были вскрыты причины неудовлетворительной подготовки солдат, среди которых: «1) малая культурность контингента (громадный процент неграмотных); 2) неправильная постановка обучения солдата»{28}.
Фактически непрерывная подготовка проводилась в течение курса обучения молодых солдат и первого лагерного сбора. Все остальное время было занято тяжелой караульной и внутренней службой и работами в полковом хозяйстве. Причем зачастую нагрузка была излишней. Например, командующий войсками Одесского военного округа генерал от кавалерии А.В. Каульбарс{29} при личной проверке караулов в Николаеве убедился, что во многих случаях пехота гарнизона охраняла пустые здания различных ведомств.
Кроме того, в отчете об осмотре войск в 1907 году генерал-инспектор пехоты отмечал, что «нельзя ожидать надлежащей подготовки молодых солдат, если ротные командиры и офицеры будут опаздывать на занятия или под различными предлогами и вовсе на них не появляться...».
Существенный вред делу обучения солдат наносило большое число неграмотных, призывавшихся в войска. «Наделенный от природы, а также историческим складом социально-экономического быта русской жизни богатейшими духовными и физическими силами, наш солдат, – отмечалось в военной литературе, – к глубочайшему несчастью нашей родины -35-, обречен судьбою уступать другим в отношении умственного кругозора и образовательной подготовки»{30}. В 1913 году около трети призванных на военную службу были неграмотными. Когда начались Первая мировая война и всеобщая мобилизация, оказалось, что в России 61 проц. призывников были неграмотными, тогда как в Германии – 0,04 проц., в Англии – 1 проц., во Франции – 3,4 проц., в США – 3,8 проц., в Италии – 30 проц.{31}.
Ограниченность финансовых возможностей военного ведомства не позволяла в рассматриваемый период разместить войска в казармах, что, несомненно, ухудшало боевую подготовку подразделений и частей. С 1887 года сооружение казарменных помещений было возложено на «войсковые строительные комиссии», действовавшие на основе утвержденного 17 января того же года «Положения о постройке казарм распоряжением войскового начальства хозяйственным способом»{32}. Несмотря на огромные трудности, войсковые строительные комиссии частично решили проблему строительства казарм. В то же время это наносило ущерб боевой подготовке войск.
Условия расквартирования оставляли желать лучшего. Зачастую было невозможно вести правильное обучение и воспитание войск при неудовлетворительном гигиеническом состоянии{33}.
В 1910 году на постройку отвечающих всем требованиям казарм военному ведомству было выделено в Европейской России и на Кавказе 4 752 682 руб., в Финляндии – 1 241 686 руб., в сибирских округах – 9 114 920 руб.{34} Однако финансирование казарменного строительства в военном ведомстве по остаточному принципу не позволило к началу Первой мировой войны разместить войска в благоустроенных военных городках, а личному составу заниматься на подготовленных учебных полях и полигонах.
Еще более отрицательное влияние на ход боевой учебы войск оказывали так называемые вольные работы. «Мы всегда были бедные деньгами, а поэтому на громадную армию отпускали совершенно недостаточные средства, – писал военный министр генерал-лейтенант А.Ф. Редигер{35}. – Поэтому армия и должна была сама себя обслуживать и даже, на вольных работах, сама зарабатывала себе средства на свое пропитание и мелкие нужды солдата»{36}.
Вольные работы были введены в
русской армии Петром I в 1723 году. Рядовым и унтер-офицерам было разрешено наниматься на работы в местах дислокации воинских частей, при этом «штаб-, обер-, унтер-офицерам к такой работе, если сами не пожелают, принуждения отнюдь не чинить»{37}. При продолжительных сроках службы вольные работы распространялись очень широко, так как при довольно простой системе обучения нижних чинов считалось, что ущерба боевой подготовке войск они не причинят. Как правило, командир части или подразделения, а иногда и фельдфебель заранее подыскивал какие-либо работы на частном или казенном предприятии или строительстве.
В защиту вольных работ раздавались единичные голоса, доказывавшие, что работы эти позволяют поддерживать связь солдата с землей, с деревней, с производством и т.п.
Активным противником вольных работ был главнокомандующий войсками гвардии и Петербургским военным округом великий князь Владимир Александрович{38}, приказом которого вольные работы в округе в 1900 году были «прекращены раз и навсегда»{39}. В 1906 году в связи с сокращением сроков службы, улучшением материального положения войск, увеличением нижним чинам денежного содержания и усилением требовательности к боевой подготовке войск вольные работы были запрещены повсеместно{40}.
Огромный вред боевой подготовке наносила так называемая хозяйственность. Перевооружение армии, модернизация артиллерии в конце
XIX – начале XX века требовали больших расходов. Войска были вынуждены сами себя содержать. Приходилось строить помещения, одевать и довольствовать войска хозяйственным способом «без расходов от казны».
Полковые хлебопекарни, сапожные мастерские, шорни, столярные и плотничьи артели стали отнимать «все силы войск и все внимание начальников»{41}. Вся служба, в частности ротных командиров, стала заключаться во всевозможных покупках, проверке разных отчетностей. «Драгоценное время, – писала газета, – тратится на ведение прошнурованных, пронумерованных и казенной печатью пропечатанных книг самого разнообразного характера»{42}. Все помыслы и устремления командиров были направлены на хозяйственную часть. Например, командир 36-го Сибирского стрелкового полка полковник Быков одновременно получил благодарность «за расположение
полка, содержащегося отлично и в полном порядке» и замечание «за неудовлетворительную подготовку обучения полка»{43}.
Отметим еще один момент, налагавший на армию определенный отпечаток, – усиление ее полицейских функций. Именно в конце
XIX -начале XX века, в годы царствования Николая II {44} участие войск в подавлении народных восстаний приобрело массовый характер. Военные газеты писали: «Казармы опустели, войска живут по деревням, по фабрикам, по заводам, военные начальники сделались губернаторами»{45}.
Командирование войск по городам для оказания помощи полиции, охраны железных дорог, государственных учреждений и т.п. мешали организации и проведению занятий по боевой подготовке.
Инспектор кавалерии великий князь Николай Николаевич{46} в отчете о деятельности инспекции за 1905 и 1906 гг. подчеркивал, что «во многих полках не имелось возможности в должной степени подготовить новобранцев... и вообще вести занятия правильно и систематически, как то исполнялось до командировок»{47}.
Кроме того, много солдат находилось в служебных командировках. Из строевых рот назначались денщики не только для своего батальона, полка, но и для офицеров, генералов и военных чиновников различных высших штабов и управлений до военного округа включительно. В 1906 году в армии состояло 40 тыс. денщиков{48}. Даже после введения нового положения о денщиках оставалось около половины этого числа. Конечно, отрыв солдат от учебы понижал уровень боевой готовности.
Вопрос профессионально-должностной подготовки офицерского состава русской армии вплоть до начала Первой мировой войны оставался нерешенным. Изданная в 1882 году Инструкция для занятий с офицерами, представлявшая собой программу тактической подготовки командных кадров и просуществовавшая без изменения до 1904 года, уже не отвечала требованиям боевой практики. В офицерской среде бытовало мнение, что «теоретическая подготовка нисколько не помогает разбираться в обстановке военного времени, так как во время войны неизбежно выводятся из равновесия духовные стороны человека, благодаря чему многое из того, что хорошо известно в мирное время, упускается из виду с первым шагом в поле»{49}.
Кроме того, офицеры русской армии не отличались хорошей физической подготовкой.
-36-
Перед Военным министерством была поставлена задача ликвидировать эти недочеты. К началу Первой мировой войны кое-что в этом направлении было сделано. По указанию военного министра в комитете по образованию войск была создана «комиссия по выработке мер для обеспечения нашей армии офицерским и командным составом соответственно требованиям настоящей службы»{50}. Комиссия пришла к единодушному мнению о необходимости разработать новый законодательный акт, который бы регламентировал и направлял подготовку офицеров в войсках.
К 1909 году комитет по образованию войск подготовил проект нового наставления для офицерских занятий и передал его на рассмотрение в военное ведомство. После рассмотрения на Военном совете военный министр утвердил документ. По новому наставлению обучение офицеров частей состояло из трех главных разделов: «занятий военно-научных, упражнений в составе воинских частей и особых тактических занятий (сюда же относилась военная игра)»{51}.
Командиры воинских частей на каждый учебный год планировали занятия с офицерами на зимний и летний периоды. Вся ответственность за организацию и проведение занятий возлагалась на командира части. Они проходили преимущественно в часы занятий с нижними чинами и продолжались не более 3 ч в день. Зимой они проходили 1 раз в неделю, а в летний период только на частных сборах не более 1 раза в 2 недели{52}.
Военно-научная подготовка офицеров, расширение их военных знаний, знакомство с военной литературой, тактико-техническими характеристиками новой техники и вооружения организовывались в той или иной степени в каждой части. В соответствии с возможностями и наличием средств в каждую библиотеку полка выписывали военную литературу, а в офицерские собрания – журналы и газеты. В то же время нельзя не отметить, что библиотеки пополнялись литературой плохо.
Военные беседы (сообщения или лекции) проводились, как правило, при штабах воинских частей и на них привлекались не только младшие офицеры, но и начальники всех степеней как в интересах развития дела, так и ради поддержания их авторитета. Темы для бесед выбирались «наиболее жизненные, ближе всего касающиеся вопросов обучения и
воспитания подчиненных, тактической подготовки различных родов войск»{53}.
Для проведения бесед привлекались офицеры Генерального штаба, военные инженеры и представители полевой и крепостной артиллерии. Особенно интересными были доклады офицеров, имевших боевой опыт. Военные беседы обязательно должны были заканчиваться обменом мнений по изложенной проблеме{54}. Такая форма проведения занятий способствовала совершенствованию профессионально-должностной подготовки офицерских кадров.
Следующим этапом подготовки офицеров были тактические занятия. Обычно они велись побатальонно под руководством командиров батальонов. На занятиях офицеры упражнялись «в решении задач по Строевому и Полевому уставам, в чтении карт и планов, в решении тактических задач на планах и в поле, производили различного рода разведки, составляли описание маневров и тактических учений и донесения»{55}.
Большое значение придавали оценке местности в тактическом и инженерном отношении. Ведь «из оценки должно быть видно, почему именно решающий задачу остановился на данном решении, а не на другом»{56}. Кроме того, офицеры привлекались к участию в полевых поездках и военных играх.
На занятия по возможности приглашались офицеры всех родов войск гарнизона. Опыт Русско-японской войны показал, что «сквозь всю войну, хотя и не резко, проглядывает отдельная мирно-учебная жизнь всех трех родов оружия, которая во время войны выражается в разрозненности действий каждого из них и непонимании друг друга. Там, где нужно бы ударить одним кулаком, каждый род оружия работает по отдельности»{57}. Офицеры, имевшие боевой опыт, считали, что совместные занятия офицеров всех родов войск дают возможность установить тесные взаимные контакты.
Командиры бригад, отдельных воинских частей, начальники штабов дивизий ежегодно привлекались к военной игре тактического характера под руководством командиров армейских корпусов на срок от 3 до 7 дней. Собирались старшие офицеры в местах, указанных командиром корпуса, или при штабах дивизий под руководством начальников дивизий.
К военной игре теперь стали привлекаться и начальники родов войск дивизий и корпусов. Они участвовали в ней под руководством командующих войсками военных округов или более старших начальников.
До Первой мировой войны в штабе Киевского военного округа обычно два раза в течение каждого зимнего периода проводилась военная игра офицеров Генерального штаба, которые вызывались в штаб округа в две очереди{58}. Руководителем был генерал-квартирмейстер
{ 59 } . В ходе военной игры обозначались действия войск округа и прибывших частей других округов согласно разработанному на случай войны плану стратегического развертывания.
Наряду с военной игрой часто проводились крепостные и военно-санитарные игры{60}. Командование крепостей считало желательным, «чтобы офицеры крепостных саперных рот привлекались к участию в крепостной игре, где таковая производится совместно с прочими офицерами гарнизона крепостей»{61}.
Принципиально новым содержанием наполнились полевые поездки офицеров, которые имели цель: «а) подготовить высших начальников к разрешению стратегических задач преимущественно на предполагаемом театре войны; б) утвердить в строевых начальниках способность к быстрой оценке тактического положения и свойств местности; в) доставлять генералам, офицерам и врачам практику в распоряжении войсками в поле, не отвлекая для того войска от занятий»{62}.
Полевые поездки разделялись на дивизионные, крепостные, корпусные и окружные. Для совершенствования подготовки старших офицеров кавалерийских частей и специальных войск в дивизиях проводились специально-кавалерийские поездки. Полевые поездки, как правило, заканчивались проведением двухстороннего маневра.
Корпусные, дивизионные и специально-кавалерийские полевые поездки проводились ежегодно, крепостные – в разное время года, а окружные – по мере возможности распоряжением командующего войсками с разрешения военного министра. При этом, организуя полевые поездки, командиры разных степеней учитывали региональные условия проведения занятий.
Важным направлением в решении проблемы профессионально-должностной подготовки офицерских кадров были специальные занятия в войсках. Например, в 1908/09 учебном году в крепостных воздухоплавательных отделах в специальных занятиях принимали -37- участие от 50 проц. офицеров в Ивангородской крепости, до 77 проц. в учебном воздухоплавательном парке, в крепостных воздухоплавательных ротах, от 60 проц. офицеров в Варшавской крепости, до 62,5 проц. во Владивостоке, в полевых воздухоплавательных батальонах, от 49,2 проц. офицеров в 1 -м Восточно-Сибирском, до 82,2 проц. в 3-м Восточно-Сибирском{63}. На специальных занятиях в воздухоплавательных частях офицеры поднимали и опускали воздушные шары и аэростаты, осуществляли свободные полеты, доставляли на воздушных шарах секретные пакеты, пролетали над городами, фотографировали железные дороги, крепости, проводили метеорологические наблюдения и др.{64} В течение учебного года офицеры совершили 55 полетов, из них 5 ночных и 6 зимних.
Офицеры рот искрового телеграфа на специальных занятиях разрабатывали вопросы укладки приборов станции на двуколке для пехоты, кавалерии и артиллерии, настраивали станции на определенную длину волны, усовершенствовали некоторые механизмы системы искрового телеграфа и др.{65}
Военный министр требовал от офицеров знакомиться с военным прогрессом в больших армиях, изучать на практике со своими частями все новые приемы применения военной техники{66}.
Тенденция к качественному улучшению профессионально-должностной подготовки в войсках, имевшая место в изучаемый период, была связана с проведением некоторых мероприятий Военного министерства. Накануне Первой мировой войны главнокомандующий войсками Кавказского военного округа во всеподданнейшем докладе отмечал: «...могу засвидетельствовать повышение качественности и интенсивности работы офицерского состава, что, конечно, следует объяснить повышением служебных требований и улучшением материального положения офицеров»{67}. Кроме перечисленных занятий, офицеры совершенствовали свои знания, участвуя в качестве начальников различных степеней в комиссиях по контролю за занятиями в подразделениях и воинских частях.
Наряду с подготовкой младшего офицерского состава военное ведомство впервые пыталось принимать меры к повышению военных знаний старших и высших офицеров. С целью обмена опытом по различного рода вопросам
оперативного искусства и тактики ежегодно в штабах военных округов проводились лекции, сообщения, беседы{68}.
Для практического ознакомления с новейшими артиллерийскими системами начальники дивизий, командиры бригад, начальники штабов корпусов и дивизий командировались один раз в четыре года на три недели на армейские полигоны{69}.
Несмотря на предпринятые меры, общевойсковые командиры недостаточно эффективно использовали возможности артиллерии на учениях и маневрах. «Войсковые начальники забывают об артиллерии, – писал в военном журнале артиллерийский офицер, – когда им приходится руководить действиями отряда из всех родов оружия»{70}.
Никаких других школ и курсов усовершенствования профессионально-должностной подготовки командиров полков, начальников дивизий и командиров корпусов не существовало. И даже в офицерской среде бытовало мнение, что «в нашей армии достаточно получить полк или высшую командную должность, чтобы совершенно обеспечить себя от каких бы то ни было дальнейших требований в теоретической подготовке по военным наукам. С того времени все сводится только к практике, и если кто не занимается добровольно, то он может даже совсем поглупеть, и тем легче, что это нашими уставами, кажется, не возбраняется»{71}.
Как видим, профессионально-должностная подготовка старших офицеров от командира полка до командира корпуса оставалась весьма ограниченной. Высший командный состав встретил Первую мировую войну, не имея достаточной практики управления войсками в боевых условиях.
О том, насколько была готова Россия к войне в плане боевой готовности, свидетельствовал русский и советский военный историк
A . M . Зайончковский{72}: «В общем, русская армия выступила на войну с хорошими полками, с посредственными дивизиями и корпусами и с плохими армиями и фронтами, понимая эту оценку в широком смысле подготовки...»{73}.
Это слабое место не укрылось от зоркого, холодного взгляда вероятного противника. Характеризуя армии будущих своих противников, германский генеральный штаб подметил невысокое качество подготовки наших войсковых объединений. «Поэтому при столкновении с русскими, – констатировалось в 1913 году в ежегодной докладной записке, – германское командование может осмелиться на маневры, которые оно не позволило бы себе против другого равного противника»{74}.
Русской армии пришлось переучиваться в ходе войны.

Примечания

{1} См.: Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории России. М., 1957.
{2} Строевой офицер. 1909. 13 янв.
{3} Наставление для обучения нижних чинов пехоты. СПб., 1907. С. 3.
{4} См.: Арехов К.А. Программа занятий с молодыми и старослужащими. Могилев-Подольский, 1907. С. 4.
{5} Военный голос. 1906. 19 мая.
{6} Измаилович В. Как обучать молодых солдат: Советы учителю-дядьке. СПб., 1902. С. 2.
{7} Бутовский Н. О способах обучения и воспитания современного солдата: Практические заметки ротного командира. СПб., 1908. Т. 1. С. 19.
{8} Практика воинского воспитания. 1908. 1 февр.
{9} Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 329. Оп. 1.Д. 53.Л.45.
{10} Наставление для обучения войск гимнастике. СПб., 1910. С. 10.
{11} Строевой офицер. 1910. 28 окт.
{12} Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВ и ВС). Инж. док. ф. Оп. 22/277. Д. 2668. Л. 36.
{13} См.: Положение об обучении войск всех родов оружия. СПб., 1908.
{14} Самсонов Александр Васильевич (1859-1914) – генерал от кавалерии. Участник русско-турецкой (1877-1878), Русско-японской (1904-1905) войн. В 1909-1914 гг. – командующий войсками Туркестанского военного округа. В начале Первой мировой войны командовал 2-й армией Северо-Западного фронта.
{15} Приказ войскам Туркестанского военного округа № 310 от 1909 г.
{16} Приказ войскам Туркестанского военного округа № 265 от 1908 г.
{17} См.: Зайончковский A . M . Мировая война. М., 1939.
{18} РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 820. Л. 24.
{19} См.: Циркуляр Главного штаба № 63 от 1909 г.
{20} Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 609. Оп. 1. Д. 64. Л. 4 об.
{21} См.: там же. Ф. 418. Оп. 1. (Т. 2). Д. 784.
{22} Приказ по войскам Московского военного округа № 625 от 1907 г.
{23} Всеподданнейший отчет о действиях -38- Военного министерства за 1912 г. СПб., 1916. С. 15.
{24} Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 33987. Оп. 3. Д. 505. Л. 248.
{25} Лютинский И. капитан Генерального штаба, накануне Первой мировой войны служил в Варшавском военном округе.
{26} Имеется в виду Русско-японская война 1904-1905 гг.
{27} Лютинский И. Последовательность в деле боевой подготовки. Варшава, 1913. С. 1.
{28} РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 714. Л. 675.
{29} Каульбарс Александр Васильевич (1844-1929) – генерал от кавалерии. Участник русско-турецкой (1877-1878), Русско-японской (1904-1905), Первой мировой (1914-1918) войн. В 1905-1909 гг. – командующий войсками Одесского военного округа.
{30} Грулев М. Злобы дня нашей армии. Брест-Литовск, 1911. С. 74.
{31} Чернецовский Ю.М. Россия и Советский Союз в мировой политике
XX в. СПб., 1993. Ч. 1. С. 81.
{32} Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1394. Оп. 1.Д.41.Л. 115.
{33} РГВИА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 84. Л. 3.
{34} Там же. Д. 106. Л. 30 об.
{35} Редигер Александр Федорович (1854-1920) – генерал от инфантерии. Участник русско-турецкой войны (1877-1878). В 1905-1909 гг. – военный министр.
{36} РГВИА. Ф. 280. Оп. 1. Д. 4. Л. 100.
{37} Военная энциклопедия / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. СПб., 1911. Т. 7. С. 30.
{38} Романов Владимир Александрович (1847-1909) – великий князь, генерал от инфантерии. Участник русско-турецкой войны (1877-1878). В 1884-1905 гг. – командующий войсками гвардии и Петербургского военного округа.
{39} Приказ по войскам гвардии и Петербургскому военному округу № 20 от 1900 г.
{40} Приказ по военному ведомству № 23 от 1906 г.
{41} Военная газета. 1906. 8 июня.
{42} Новое время. 1908. 20 дек.
{43} Приказ войскам Приамурского военного округа № 187 от 1911 г.
{44} Николай
II (Романов Николай Александрович) (1869-1918) – последний российский император (1894-1917). С 1915 г. – Верховный главнокомандующий.
{45} Военный голос. 1906. 4 мая.
{46} Романов Николай Николаевич (Младший) (1856-1929) – великий князь, генерал от кавалерии. Участник русско-турецкой войны (1877-1878). С началом Первой мировой войны назначен Верховным главнокомандующим. В 1915-1917 гг. – наместник Кавказа и главнокомандующий Кавказским фронтом.
{47} РГВИА. Ф. 858. Д. 811. Л. 42.
{48} Армия. 1906. 1нояб.
{49} Разведчик. 1903. № 664
{50} РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 713. Л. 106-108.
{51} Там же. Д. 830. Л. 329.
{52} Там же. Ф. 868. Оп. 1. Д. 830. Л. 329.
{53} Там же. Ф. 1606. Оп. 2. Д. 666. Л. 26.
{54} Там же. Ф. 868. Оп. 1. Д. 713. Л. 23 об.
{55} Архив ВИМАИВ и ВС. Инж. док. ф. Оп. 22/554. Д. 2645. Л. 78-80 об.
{56} Там же. Оп. 22/575. Д. 2666. Л. 42.
{57} Тарасов М. Наши офицерские школы // Вестн. Офицерской стрелковой школы. 1906. № 151. С. 80-81.
{58} Бонч-Бруевич М.Д. Драгомиров о боевой подготовке офицеров. М., 1944. С. 16.
{59} Генерал-квартирмейстер – начальник оперативного отдела штаба.
{60} Приказ по военному ведомству №511 от 1911 г.
{61} Архив ВИМАИВ и ВС. Инж. док. ф. Оп. 22/555. Д. 2646. Л. 80 об.
{62} Наставления для офицерских занятий. СПб., 1909. С. 37.
{63} Архив ВИМАИВ и ВС. Инж. док. ф. Оп. 22/460. Д. 2462. Л. 5-6 об.
{64} Там же. Л. 10-29.
{65} Там же. Л. 81-95.
{66} РГВИА. Ф. 165. Оп. 1. Д. 654. Л. 10.
{67} Там же. Ф. 1. Оп. 2. Д. 689. Л. 8.
{68} РГВИА. Ф. 868. Оп. 1. Д. 830. Л. 328 об.
{69} Приказ по военному ведомству № 253 от 1909 г.
{70} Незнакомство общевойсковых начальников с употреблением сов­ременной артиллерии//Вестник Офицерской артиллерийской школы. 1912. № 3. С. 65.
{71} Розеншильд-Паулин А.Н. Боевая подготовка личного состава армии. СПб., 1907. С. 7-8.
{72} Зайончковский Андрей Медардович (1862-1926) – российский военный историк, генерал от инфантерии. Участник Русско-японской войны (1904-1905). В Первую мировую войну – командир пехотной дивизии и армейского корпуса, командующий Добруджанской армией. Автор трудов по истории Крымской и Первой мировой войн.
{73} Зайончковский
A . M . Мировая война 1914-1918 гг. В 4 т. М. , 1938. Т. 1.С. 23-24.
{74} РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 505. Л. 246. -39-

Перед тем как приступить к рассмотрению боевых действий на Восточном фронте в период Первой мировой войны, необходимо вспомнить/выяснить/пояснить/рассказать (нужное подчеркнуть), что представляла Русская Императорская армия в данный период.

Во многих источниках (как импортных, так и отечественных) много говорится о том, что перед Первой мировой Русская Императорская армия была самой многочисленной, но самой отсталой по вооружению в Европе.

После поражения в Русско-японской войне стало ясно, что армии нужны реформы.

В марте 1909 г. генерал Владимир Александрович Сухомлинов был назначен военным министром, и военная реформа получила приоритетный статус.

Почему не раньше?

С 1905 по 1907 годы в стране происходили события Первой Русской революции, и было, мягко говоря, не до реформ. Когда страсти улеглись, настало время подумать и об армии, чтобы не допустить поражений по типу Русско-японской войны, хотя мы ставим под некоторое сомнение проигрыш в военном плане. Здесь, скорее, было политическое поражение.

Стоит также отметить, что в данный период произошло создание Главного Управления Генерального штаба, которые было отделено от Военного министерства.

Первому передавались все функции и вопросы подготовки страны к войне. Второму оставлены административная часть и хозяйство.

Параллельно с военной реформой нужно было проводить и ускоренное развитие промышленности.

Ни для кого сегодня не является секретом, что значительную часть заказов на производство вооружений Россия в то время была вынуждена размещать за границей, так как своих мощностей не хватало.

И дело тут не в каверзах пятой колонны, как думают некоторые, а в специфике исторического развития. Да, Россия перед Первой мировой кормила хлебом всю Европу, сельское хозяйство было флагманом экономики. Промышленность хоть и развивалась семимильными шагами, но сильно отставала от ведущих стран Европы.

Из основных направлений деятельности нового министра можно отметить следующее:

Создание автомобильных частей;

Императорский военно-воздушный флот (хотя здесь огромная заслуга одного из родственников Николая Второго, но об это в подробностях в соответствующей статье);

Создание военной контрразведки;

Введение пулемётных команд в пехотных полках и авиаотрядов в корпусах;

Расформирование резервных и крепостных (гарнизоны крепостей) частей, за счет чего удалось усилить полевые армии, общее число корпусов выросло с 31 до 37.

Необходимы изменения были проведены в офицерском корпусе, так как часть его не соответствовала занимаемым ими командным должностям.

Сотни офицеров из-за своей некомпетентности был отправлены в отставку. Подобное явление, имеется ввиду некомпетентность, было присуще не только русской армии того периода, но и к примеру, английской армии. В Великобритании даже во время войны должность и звания получали по происхождению, а не по умениям и заслугам. У нас же с этим стали бороться до начала боевых действий.

Царская армия представляла из себя достаточно большую организованную группу людей с гигантским по меркам того времени мобилизационным запасом.

Сухопутные войска состояли из постоянной армии и ополчения.

Постоянная армия в свою очередь делилась на регулярную армию и резерв, казачьи войска и инородческие части.

В мирное время в армии насчитывалось почти 1,5 млн. человек, за 45 суток при объявлении всеобщей мобилизации она могла быть увеличена до 5 млн. человек (что и произошло в августе 1914 года).

Военнообязанными были мужчины в возрасте от 21 года до 43 лет.

В то время в пехоте служили 3 года, что позволяло постоянно иметь более 60% личного состава нижних чинов 2-го и 3-го года службы, то есть, достаточно подготовленных для ведения активных боевых действий солдат.

По истечению срока на действительной службе в сухопутных войсках, человек 7 лет состоял в резерве 1-го разряда, 8 лет - 2-го разряда.

В Российской империи в начале ХХ века проживало 170 млн. человек, поэтому призывали не всех граждан призывного возраста, а примерно половину. Остальных кто не служил, но был по всем критериям годен, записывали в ополчение. Сюда зачислялась большая часть мужчин в возрасте от 21 года до 43 лет.

Ополчение делилось на две категории.

Также в русскую армию принимали на добровольной основе, что давало некоторые привилегии. Хочешь служить и хорошее здоровье - милости просим.

Стоит отметить, что представители не всех национальностей подпадали под воинский призыв. Это были мусульмане Кавказа и Средней Азии (они платили специальный налог), финны, малые народы Севера.

Правда, горцы с Кавказа все же могли попасть на действенную службу, благодаря «инородческим войскам» (иррегулярные конные соединения, формировавшиеся на добровольной основе).

Отдельным военным сословием являлось казачество, но об этом мы поговорим в отдельной статье.

В мирное время территория Империи делилась на 12 военных округов, во главе с командующими войсками: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский и Приамурский.

До войны в императорской армии насчитывалось 208 пехотных полков. Полевая армия делилась на 37 армейских корпусов: Гвардейский, Гренадерский, I-XXV пехотные, I-III Кавказские, I и II Туркестанские, I-V Сибирские.

В данные корпуса входили все пехотные дивизии со своей артиллерией. Штатный состав корпуса был следующим: две пехотные дивизии, дивизион легких гаубиц (две 6-орудийные батареи), саперный батальон.

В каждом пехотном полку 4-х батальонного (16 ротного) состава по штату от 6 мая 1910 года была пулемётная команда с 8-ю станковыми пулемётами Максима. В военное время в полку должно было быть по штату 3776 человек. У наших прямых противников - немцев, было шесть пулемётов (7,92 мм пулемёт MG08), на полк 12 ротного состава.

Основным вооружением пехотинцев была 7,62-мм винтовка системы Мосина обр. 1891 года. Винтовки выпускалась в драгунском, пехотном и казачьем вариантах. В 1910 году в связи с введением нового патрона, потребовалась модернизация. Так была введена новая изогнутая прицельная планка системы Коновалова, компенсировавшая изменение траектории пули.

Несмотря на то, что винтовка производилась на трёх оружейных заводах, заводы все равно не справлялись с необходимыми объёмами производства. Поэтому заказы были вынуждены размещать в США и Франции. Это существенно удорожало производство винтовок, но деваться было некуда.

Как уже писалось выше, в состав пехотного полка была введена пулеметная команда. Это был существенный шаг по увеличению огневой мощи пехотных частей, так как до этого пулеметы закупало в основном морское ведомство, и они предназначались для размещения в крепостях. При орудийном лафете и весе в 250 кг, это было не удивительно. НО! Во время русской японской войны в русской армии смогли оценить эффективность данного вида оружия и суровую необходимость наличия его у пехоты.

Пулемёт прошел модернизацию, и в пехотном варианте стал весить прядка 60 кг. Что существенно увеличило его мобильные свойства.

Начиная с 1914 года, в русскую армию активно внедряли бронеавтомобили.

Первые полевые радиостанции, созданные Поповым и Троицким, появились в вооруженных силах ещё в 1900 году. К 1914 году радиостанции стали если не конкурентом проводной телефонной связи, то помощником.

К 1914 году во всех корпусах были созданы «искровые роты», первые в мире части РЭБ, рожденные в русско-японскую войну и получившие дальнейшее признание и развитие.

Развивалась военная наука, были изданы труды ряда военных теоретиков: Н. П. Михневич - «Стратегия», А. Г. Елчанинов - «Ведение современного боя», В. А. Черемисов - «Основы современного военного искусства», А. А. Незнамов - «Современная война».

В 1912 году издан «Устав полевой службы», «Наставление для действий полевой артиллерии в бою», в 1914 году «Наставление для действий пехоты в бою», «Наставление по ведению стрельбы из винтовки, карабина и револьвера».

Главным видом боевых действий считали наступление, но большое внимание уделялось и обороне. В атаке пехоты применялись интервалы до 5 шагов (более редкие боевые порядки, чем в других европейских армиях).

Разрешалось переползание, движение перебежками, выдвижение отделениями и отдельными солдатами от позиции к позиции под прикрытием огня товарищей. От солдат требовали окапываться, не только в обороне, но и при наступательных действиях.

Изучался встречный бой, действия в ночных условиях. Кавалеристов учили действовать не только в конном, но и в пешем строю.

Хоть работы по реформированию армии шли полным ходом, и были существенные подвижки, не обошлось и без негативных моментов.

Часть офицерского корпуса противилась изменениям, отрицательно сказывалась зависимость от поставок вооружения зарубежными фирмами, мало внимания было уделено подготовке резервов, только казаки регулярно проводили смотры и учения.

Ополчение было обучено недостаточно или вовсе не имело подготовки. В последствии скажется пренебрежение развитием тяжелой артиллерии (но об этом в отдельной статье), и надежда на быструю войну (отсюда и недостаточный запас снарядов).

Не была реализована в полной мере идея строительства большого числа железных дорог на западе империи, что во время войны ускорило бы мобилизацию, переброску и снабжение армии.

Но тут мы тоже зависели от западных «друзей», не удивляйтесь кавычкам, ссуду на данное мероприятие хотели взять у Англии. Той самой страны, которые без малого 10 лет назад помогала противникам России.

Войны всегда начинаются неожиданно, и можно сказать что Русская Императорская Армия была готова к войне, не на 100%, но готова. А вот почему она в ряде крупных сражений потерпела поражения - тема для отдельного разговора.

В любом случае, даже несмотря на то, что реформы в русской армии не были доведены до конца, это была далеко не та армия, что сражалась под Мукденом и при Порт-Артуре. Неприятные уроки были усвоены, и РИА встала на путь эволюции.