Русь и ее соседи. Отношения древнерусского государства с соседями

Соседи Древней Руси в IX – XII веках: Византия, Славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен - ильменских словен , кривичей , полян , охватив затем древлян , дреговичей , полочан , радимичей , северян . В период расцвета (908 – 1132г) Древнерусское государство занимало заметное место на политической карте Европы. Новое политическое образование достаточно сложно находило себе место в международных отношениях, но достаточно быстро втянулось в них. Политическое влияние росло по мере укрепления экономической и военной мощи, за счет вступления в круг христианских государств. В процессе становления государства немаловажную роль сыграли соседи.
Рассмотрим:

  1. Географическое положение соседних с Древнерусским государством стран;
  2. Направление отношений между Киевской Русью и государствами, граничащими с ней;
  3. Политические и социально – экономические отношения Древнерусского государства, сложившиеся с соседними странами.

Южное и Юго – Восточное направление

С южной и юго – восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами – хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. Также на юге находилась Византия, которая сыграла огромнейшую роль в становлении и развитии Руси. Русско-византийские отношения IX - XI вв. - это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор предусматривал льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот Игоря был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 - 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство - первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского Эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский Эмират - в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.

Результатом похода 985 г. стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «тогда не будет межю нами мира, когда камень начнет пла-вати, а хмель почнет тонути». Тем не менее, как только что мы видели, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

Под 986 и 987 гг. летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, Владимиру не понравилась, и он принял христианство.

Из XI в. дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 гг., говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 г. булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

Целую серию военных походов отмечают летописи в XII в. Так, в 1107 г. пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 г. связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60-80-х гг. XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».

В начале XIII в. продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 г. состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 г. булгары совершают ответный поход на Устюг. Под 1220 г. отмечен последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предпринимают ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1224 г.

В 1228 г. был продлен еще на шесть лет мирный договор между Булгарией и Владимиро-Суздальским княжеством. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Таким образом, Булгарский Эмират установила равноправные торговые контакты, поддерживала дипломатические отношения со многими ближними и дальними странами. Высокий экономический потенциал государства и должный уровень организации военного дела позволяли противостоять попыткам соседей утвердиться на волжско-камских торговых путях, проводить активную внешнюю политику, в которой использовались не только дипломатические средства.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось "нанимать" печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.

Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Как уже говорилось ранее, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.

Половцы (иначе - кипчаки или куманы) - тоже тюркская народность - еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в. половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: "Придоша половци первое на Русьскую землю воевать". Вторая половина XI - XII в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью.

Западное направление

Одновременно с Византией, Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Связи Древнерусского государства с другими странами, в частности со странами Западной Европы, были менее интенсивными и всесторонними, чем с Востоком. И, тем не менее, разнообразные контакты между Древней Русью и Западной Европой свидетельствуют о несомненном культурном взаимодействии между этими регионами.

Поскольку Русь в домонгольский период не уступала в своем культурном развитии большинству стран Западной Европы, это взаимодействие было вполне равноправным. Стабилизации этого взаимодействия способствовала принадлежность обоих регионов к христианскому миру, причем православная церковь не препятствовала в домонгольский период этому культурному общению.

Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава - Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь - Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь - Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава - Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав - на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII – начале XIII вв. Связи с Западом выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками.

Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы.

Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад, много русских изделий обнаружено в Скандинавских странах, в частности, на Готланде, достигали они и Западной Европы.

С середины XI в. на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI – XIII вв. не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию – близких соседей Древнерусского государства.

Однако это культурное взаимодействие не затрагивало основ древнерусской архитектуры – крестово-купольной кубической конструкции храмов.

Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

И, тем не менее, русские камнерезчики предпочитали изображать светские сюжеты или жизнерадостные мотивы «мировой гармонии», а не мрачные устрашающие картины «страшного суда», адских мучений и жестоких пыток святых, которые преобладали в каменных рельефах западноевропейских романских соборов.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. В западноевропейской литературе нашли отражение сведения о далекой Руси и русских (в песне о Роланде, в песне о Нибелунгах, не говоря уже о скандинавских сагах). Фольклорные мотивы, связанные с образом Ильи Муромца, вошли в немецкую поэму «Ортнит», одним из главных героев которой является король «Илья русский».

Литературные взаимосвязи прослеживаются в западных хрониках и русских летописях. Так, существует известная параллель между легендой Начальной летописи о «призвании варягов» на Русь и англо-саксонской легендой о призвании англосаксов в Британию.

Культурное взаимодействие между Русью и Западом осуществлялось также через паломников и путешественников, поддерживалась связь и по линии церковных отношений. До раздела церквей в 1054 г. церковные отношения были достаточно прочными.

Общая принадлежность к христианству объединяла и противопоставляла христиан всем инаковерующим – язычникам, мусульманам. Внутрихристианские различия еще не были резко выражены, на Руси принимались без особой враждебности католические посольства от папы или германского императора.

В Киеве, Смоленске, Переяславле действовали католические церкви. В молитве «Святой Троицы», которая использовалась на Руси, звучат имена святых Аль-бапа и Ботульфа, которых почитали только в Англии.

Их имена, видимо, занесли на Русь приезжавшие туда англичане. В Новгороде, где было несколько иноземных «варяжских», т. е. католических, церквей, они посещались новгородцами, которые иногда даже крестили там своих детей.

Однако после 1054 г. начались попытки папства «обратить» Русь в католическую веру. Особенно после разгрома Константинополя западными крестоносцами, а также после организации папством в 40-х гг. XIII в. «крестовых походов» на Русь отношения с католической церковью ухудшились.

Это повлияло и на культурные отношения с Западом. Культурное взаимодействие Руси с Западом стало более ограниченным, чем с Византией, но все-таки оставило определенный след в русской культуре

Культурное влияние Запада было переработано местными русскими традициями и позднее оказалось органически включенным в самобытную культуру Древней Руси.

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии. Значительное влияние на становление государства оказали Западноевропейские государства – соседи, но важнейшую роль в истории Руси на тот период сыграла Византийская империя.

Список источников

  1. Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год) / Ин-т всеобщей истории. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009.
  2. Фортунатов В.В. История: учеб. пособ. – СПб.: Питер, 2012.
  3. http://dic.academic.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/
  5. http://wordweb.ru/

Предки славян (праславяне) принадлежали к индоевропейской семье народов, которые расселились от Европы до Индии. Прародиной славян была территория Полесья, Прикарпатья, Приднепровья, верховий Днестра, а также междуречье Вислы и Одера. В I–II вв. н. э. о славянах под именем «венедов» упоминают античные историки Плиний Старший, Тацит, Птолемей и др. В VI в. о славянах пишут византийские историки, подразделявшие их на венедов, антов и склавинов.

В IV–V вв. начинается расселение славян на юг, затем на запад и на восток, где они встречаются с готами и гуннами, а в VI в. от набегов славян сильно страдала Византийская империя. В ходе расселения славяне разделились на три ветви: западных славян (поляки, чехи, словаки), южных (сербы, хорваты, болгары) и восточных, заселивших Русскую равнину.

До прихода славян на Русскую равнину эти земли были слабо заселены различными финно-угорскими племенами (чудь, весь, эсты, меря, мордва). К VIII в. славяне частично оттеснили их, частично ассимилировали. Огромные территории и малая плотность населения способствовали тому, что славяне и финно-угры наладили мирное сосуществование. К этому времени у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен, самыми значимыми из которых были словене ильменские, кривичи, поляне, древляне, северяне, радимичи и вятичи .

К IХ в. у славян сложился комплекс верований и культов, которые отражали зависимость человека от природы и закрепляли многовековой общественный опыт. Главные природные стихии представляли: Перун – бог грозы и молнии, Дажьбог и Сварог – солнечные божества, Стрибог – бог ветров, Велес был покровителем скотоводства, Мокошь – божество женского начала и женских работ.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие – подсечно-огневое на севере, пашенное на юге. Было развито и скотоводство и различные лесные промыслы (охота, бортничество). Основной единицей социального устройства первоначально, как и везде, была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Только совместный труд коллектива позволял выполнять тяжелые работы по расчистке пашни от леса. В таких общинах не было богатых и бедных. Управляли ими самые старшие и уважаемые члены рода – родовые старейшины.

Постепенно, по мере совершенствования орудий труда и развития торговли и ремесел, у восточных славян начался процесс имущественного расслоения и разложения родового строя. Раньше всего это произошло в регионах рядом с основными речными торговыми путями, проходившими по Русской равнине. Это были существовавший в IX–XIII вв. путь «из варяг в греки» , позволявший попасть по Днепру и другим рекам из Балтийского моря в Византию, и волжский торговый путь , через который шла торговля с Востоком и арабскими странами. На этих путях в VIII–IX вв. появляются города, среди которых выделяются два основных центра восточно-славянской государственности – Киев и Новгород .

Образованию государства на Руси предшествовал период, получивший название военной демократии . Власть в условиях военной демократии принадлежала военному вождю (князю ), который избирался народным собранием (вече ) и правил совместно с племенными старейшинами. Ближайшее окружение князя составляла дружина – профессиональные воины.

В это время племена восточных славян подвергались все более усиливавшемуся натиску со стороны кочевников-хазар на юге и скандинавов (варягов-викингов) на севере. В условиях постоянных войн значение князя усиливалось, его власть постепенно становилась наследственной, на передний план выдвигается военно-дружинная знать. Таким образом, складываются как внешние, так и внутренние предпосылки для образования государства.

Процесс объединения восточно-славянских племен стимулировали скандинавские дружины купцов-воинов,которые в IX в. занимались грабежом и торговлей на водных путях всей Европы. На западе их называли викингами ,илинорманнами , а на Руси – варягами . Первой опорной точкой для варягов на Руси стало поселение Ладога на берегу реки Волхов, недалеко от ее впадения в Ладожское озеро (скандинавское название – Альдейгья , современное – Старая Ладога). Поселение было основано в 753 г. (предположительно скандинавами) и стало центром торговли между финскими, арабскими, славянскими и скандинавскими купцами 1 . В IX в. варяги закрепляются у истока Волхова из озера Ильмень, где на месте будущего Новгорода возникает поселение, известное сейчас как Рюриково городище . Его появление и название связано с летописным свидетельством 2 о том, что в 862 г. жившие вокруг озера Ильмень славянские и финно-угорские племена, страдая от междоусобиц, призвали на княжение варяжского вождя Рюрика. Его преемник Олег (879–912), правивший от имени малолетнего сына Рюрика – Игоря, в 882 г. захватил Киев. Эти события ознаменовали создание Древнерусского государства во главе с варяжской династией. Варяжская дружина была принята в Киеве потому, что помогла полянам освободиться от власти расположенного в низовьях Волги Хазарского каганата, которому до этого они платили дань.

Летописное известие о призвании варягов стало основой для норманнской теории образования Русского государства, сторонники которой говорили о решающей роли варяжского (германского) фактора в образовании государства на Руси. Авторами ее были немецкие ученые XVIII в. Миллер, Шлёцер и Байер. М. В. Ломоносов посчитал такую трактовку оскорбительной для национальных чувств русского народа и в противовес ей выдвинул антинорманнскую теорию, в рамках которой утверждалось, что государство у восточных славян зародилось в связи с внутренними причинами.

Современные историки не отрицают факт утверждения в Киеве варяжской династии и ее роль в ускорении процесса создания Древнерусского государства. В то же время подчеркивается и то обстоятельство, что создание государства является результатом длительного внутреннего социально-экономи­ческого развития общества, в ходе которого родовой строй оказывается уже не способным выполнять функции власти и управления в крупных территориальных поселениях (городах) и возникают новые надродовые структуры власти и управления, которые и определяются термином «государство».

Таким образом, можно сказать, что варяги не принесли на Русь государственность (она уже зарождалась в недрах древнерусского общества), а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению восточных славян в единую Киевскую Русь.

При первых князьях Киевское государство представляло собой союз племен, спаянный необходимостью защиты от общих врагов, а также военной силой и авторитетом киевского князя. Он собирал с племен дань, а в обмен предлагал им защиту, а также возможность получения добычи от успешных военных походов.

Сбор дани осуществлялся в форме полюдья , когда в конце осени князь с дружиной выходил из Киева и обходил свои земли, пользуясь легкостью передвижения в зимних условиях. Одновременно он осуществлял по дороге судебно-административные функции, т. е. судил и решал те проблемы, с которыми не могла справиться местная власть. Весной князь возвращался в Киев и организовывал военные экспедиции и торговые походы в Царьград. Эти меры обеспечивали безопасность границ, приносили добычу и дань, увеличивали авторитет князя как удачливого полководца. Князь Олег (879 912) вел активные завоевательные походы, подчиняя соседние славянские племена. В 907 г. он совершил поход на Константинополь с большим войском, которое состояло из варяжской дружины и славянского ополчения. По итогам похода был заключен выгодный торговый договор, способствовавший налаживанию связей с Византией – сильнейшей державой Европы.

Деятельность Олега продолжил князь Игорь (912 945) – сын Рюрика. Он подчинил племена уличей и тиверцев ; совершил два похода на Византию: неудачный в 941 г. и удачный в 944 г. , после чего с византийцами был снова заключен торговый договор, хотя и менее выгодный. Приводимый в нем список приближенных князя свидетельствует о процессе смешивания варягов и славян и проникновении на Русь христианства.

В то же время правление Игоря показало хрупкость и «рыхлость» государства, прочность которого зависела от авторитета и личных качеств князя. Отношения князя и подчиненных ему племен регулировались обычаем и не были четко зафиксированы, что порождало конфликты, когда одна из сторон вела себя, по мнению другой, неподобающе. Один из таких конфликтов произошел в 945 г. , когда во время полюдья древляне убили князя Игоря, попытавшегося собрать с них слишком большую дань. В этих условиях княгиня Ольга (945 964) , жена Игоря, отомстив древлянам за убийство мужа, регламентировала сбор дани – заменила полюдье повозом : установила места сбора дани – погосты и ее размеры – уроки . Теперь князь сидел в Киеве, а на местах его слуги собирали дань. Так начала складываться более четкая административная и налоговая система.

Княгиня Ольга одной из первых на Руси осознала, что для единства государства необходима общая идеология, которую она увидела в христианстве (на небе – один Бог, в государстве – один правитель). В 955 г. Ольга приняла крещение в Константинополе под именем Елены, однако на тот период это стало лишь личным выбором княгини.

Князь Святослав (964 972) ,сын Игоря и Ольги, в 965 г. разгромил Хазарский каганат, выплата дани хазарам была прекращена. Он совершил походы против Дунайской Болгарии (967 ) и Византии (970 971 ). Святослав также подчинил племена вятичей, жившие в междуречье Волги и Оки. Тем самым был завершен процесс объединения восточно-славянских племен в единое государство, охватившее огромную территорию.

Постоянное отсутствие князя, воевавшего в дальних землях, мешало ему выполнять свои судебно-административные функции, что вызывало злоупотребления и недовольство населения. Святослав направил своих сыновей княжить в самых важных городах. После смерти Святослава это привело к усобице между его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Пришедший по ее итогам к власти Владимир Святославич (980 1015) стал искать способы обеспечить большее единство своих владений. В этих целях в 980 г. им был создан общегосударственный пантеон богов во главе с Перуном, богом войны, грома и молний. Однако вскоре стало ясно, что даже централизованное язычество не обеспечивает единства страны, к тому же языческая Русь оказывалась в изоляции от своих главных соседей, которые исповедовали монотеистические религии.

Согласно «Повести временных лет» князь рассматривал разные варианты проведения религиозной реформы, обсуждая возможность принятия иудаизма, ислама, а также христианства в его католической или православной форме. Иудаизм был отвергнут Владимиром, так как он отличался сложностью догматики и обрядов. Ислам плохо соотносился со славянскими традициями (запрет на употребление свинины и алкоголя, обряд обрезания и т. д.). В пользу христианства говорили близость к основным его центрам и то, что оно уже получило распространение на Руси. Ближайшим христианским центром была православная Византия, с которой Русь поддерживала тесные торговые связи. В пользу православия говорило и то, что православная церковь больше зависела от светской власти и помогала ее укреплению, в то время как католическая церковь в лице Папы Римского, напротив, претендовала на первенство по отношению к светской власти. Существенным доводом в пользу православия было использование при богослужении родного языка, тогда как католическая церковь вела службу на латыни. Создание греками славянской письменности, на которой уже была создана обширная литература, также являлось важным плюсом.

В итоге выбор князя пал на Византию и православное христианство . Традиционно крещение Руси относят к 988 г. В ходе похода на византийскую крепость Херсонес (Корсунь) Владимир крестился сам и крестил дружину, скрепив союз с Византией женитьбой на византийской принцессе Анне. По возвращении в Киев языческие идолы по приказу князя были уничтожены, а киевлян крестили в Днепре. Принятие христианства не было одномоментным событием. Это был длительный процесс, растянувшийся более чем на 200 лет, в ходе которого христианство на Руси вобрало в себя многие пережитки языческой культуры.

Приняв христианство, Русь приобщилась к культуре Византии. На Русь пришли иконопись, каменное зодчество, славянская письменность (кириллица) и обширная христианская литература, дававшая представление о мировой истории. Новая вера способствовала сплочению восточно-славянских племен в единую древнерусскую народность.

Стремясь закрепить монополию рода Рюриковичей на власть, Владимир повторил опыт Святослава и рассадил по ключевым городам и волостям своих многочисленных сыновей. Единство государства поддерживалось и созданием общерусской системы обороны от участившихся набегов новой волны степных кочевников – печенегов, для чего северные города регулярно отправляли на южную границу свои войска. Целям обороны было подчинено и масштабное строительство Владимиром крепостей.

Владимир значительно расширил территорию и укрепил обороноспособность Руси: воевал с поляками за Червенскую Русь (ныне Западная Украина); покорил ятвягов и радимичей.

В историческую память народа он вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко, став одним из главных героев цикла былин о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.).

Однако после смерти Владимира между его сыновьями началась борьба за власть, по итогам которой на киевский престол сел Ярослав Мудрый (1019 1054). При нем Киевская Русь достигла своего наивысшего расцвета.

Ярослав проводил активную внешнюю политику: одержал окончательную победу над печенегами (1036 ); воевал в 1043 г. с Византией; основал города Юрьев (русский торговый форпост в Прибалтике) и Ярославль на Волге. О том, какое место Киевская Русь занимала в Европе, можно судить по династическим бракам: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, своих дочерей он выдал за норвежского, венгерского и французского королей, одного сына, Изяслава, женил на дочери польского короля, а другого, Всеволода, – на дочери византийского императора Константина. Однако гораздо больше Ярослав Мудрый известен своей деятельностью по устроению и развитию Руси. В его правление появился единый для всей территории государства древнерусский письменный свод законов «Русская Правда» , начало которому положила «Правда Ярослава» 1016 г., дополненная в 1072 г. его сыновьями («Правда Ярославичей»). При нем в Киеве, а затем в Новгороде и Полоцке были построены грандиозные Софийские соборы, был издан новый, развернутый по содержанию Церковный устав; активно строились храмы и монастыри.В 1051 г . при поддержке князя митрополитом был избран (а не назначен из Константинополя) русский священник Илларион.

Билет № 3. Киевская Русь: политическая, социально-экономическая и культурное развитие. Взаимоотношения с соседями.

Если до объединения Киева и Новгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этого момента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве – 882 г. Согласно летописи, Олег правил в 882 - 912 гг. Он подчинил большинство восточнославянских племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился успехов во внешней политике, заключив договор с Византией.

Киевский князь правил, опираясь на дружину. Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях. Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, если считала его невыгодным.

Главным источником наших знаний о социально-экономических отношениях в Киевской Руси является древнейший памятник законодательства – "Русская Правда".

Большинство населения Киевской Руси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Дань выплачивалась общиной целиком, хотя и могла рассчитываться подворно. Община у славян называлась вервью. В X - XI вв. славянская община была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX – начале XI в. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшие княжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.

В Киевской Руси было несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь, закупы, рядовичи, смерды.

Отношения с Византией заключались, во-первых, в торговле по пути "из варяг в греки" и, во-вторых, в периодических набегах дружины на берега империи. Первые известные набеги славян на Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде.

Олег организовал поход в 907 г. Греки замкнули бухту Золотой Рог (внутреннюю гавань Константинополя) цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор. По условиям договора русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговли в Византии.

Игорь организовал поход в 941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи "греческим огнем". В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако византийцы предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю.

В 945 г. был заключен новый русско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в 907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не могли больше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонние обязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускать туда дунайских болгар.

При Ольге Русь и Византия сблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Руси христианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.

Святослав первоначально выступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшую тогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел даже перенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный на пересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослава возвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась. Наказав болгар, византийцы опасались усиления Святослава. Новый император Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князь отказался и, по утверждению греческого хрониста, сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла в русско-византийскую. Несмотря на численное превосходство греков, русские сражались успешно.

После ряда сражений Святослав был осажден в Доростоле и вынужден заключить мир. По условиям договора русские уходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любого вторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр.

Греки не выполнили своих обязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет "с малой дружиной". Печенеги устроили в днепровских порогах засаду и убили Святослава. Печенежский князь сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нее и тем приобрести доблесть погибшего врага.

Окончательная нормализация отношений с Византией произошла лишь при Владимире I, в результате крещения Руси.

Крупнейшим восточным соседом Руси являлся Хазарский каганат. Длительное время хазары брали дань с ряда славянских племен. Олег обложил эти племена данью в пользу Киева. Отношения Руси с каганатом ухудшались также под влиянием Византии, соперничавшей с каганатом в Причерноморье, и на почве религиозных разногласий.

Решающий удар каганату нанес Святослав в 964 - 966 гг. Вскоре каганат распался. В степях установилось господство печенегов.

Печенеги нападали на русские торговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. При князе Владимире I границы Руси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это стало необходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линий затруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в. печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. – в двух днях пути.

В 1036 г. князь Ярослав Мудрый нанес печенегам решительное поражение. Вскоре после этого многие печенеги перешли на русскую службу, главной же угрозой Руси с востока стали на два столетия половцы.

Отношения со странами Европы стали активно развиваться в конце X - XI вв., после крещения Руси. Став христианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началось заключение династических браков. Внуки Владимира были женаты на европейских принцессах, а внучки стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

В Х - XI вв. Русь воевала с поляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, где князь Ярослав Мудрый основал город Юрьев.

Таким образом, Киевская Русь осуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию, ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями. Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.

Билет № 4. Причины, сущность и особенности феодальной раздробленности в Европе и на Руси. Владимиро-суздальское, Новгородское, Галицко-волынское княжества.

Началось превращение дружинников в землевладельцев, происходившее в основном на основе княжеского пожалования. Вследствие этого дружина стала менее "подвижной": дружинники теперь не стремились переходить вместе со своим князем на более почетный княжеский престол. Они были заинтересованы в постоянном пребывании вблизи от своих вотчин. Таким образом, главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г., оставив пять сыновей. Сложился "очередной" порядок престолонаследия: киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский – второй брат и так далее, от брата к брату, от дяди к племяннику. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства, становились "изгоями".

До 1068 г. Ярославичи правили Русской землей совместно. В 1068 г. они были разбиты половцами на р. Альте и вынуждены были укрыться в Киеве. Киевляне потребовали выдать им оружие, но получили отказ Изяслава и восстали. Изяслав бежал, а киевским князем был провозглашен дальний родственник Ярославичей – Всеслав Брячиславич, князь полоцкий. Изяславу с помощью тестя, польского короля, удалось вернуться в Киев, но вскоре он поссорился уже с родными братьями и был изгнан вторично. Великим князем стал в 1073 г. Святослав. После его смерти в 1076 г. на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. он погиб во время нападения на Киев его племянника Олега Святославича с половцами. В 1078 - 1093 гг. великим князем был последний из сыновей Ярослава Мудрого – Всеволод. В 1093 - 1113 гг., в соответствии с очередным порядком, в Киеве правил сын Изяслава Святополк.

Ростово-Суздальская (позднее – Владимиро-Суздальская) земля располагалась на Северо-востоке Руси, вдали от традиционно важнейшего торгового пути "из Варяг в Греки" и отделялась от Приднепровья густыми лесами. Славянское население Северо-востока составляли кривичи и вятичи. Здесь жили также балтийские и угро-финские народы. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Землевладельцы Северо-Востока были гораздо сильнее связаны с княжеской властью, нежели со своими земельными владениями.

В XI в. на Северо-восток в массовом порядке переселялись жители Южной Руси в поисках свободной земли и защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородной земли.

Паннония — римская провинция, располагавшаяся на территории современных Венгрии, Австрии, Сербии, Хорватии и Словении. и на восток (в направлении верховьев Волги, Верхнего и Среднего Поднепровья). Предки нынешних поляков были среди тех, кто принял решение остаться на земле своих отцов и дедов. В IX-X веках правители племени полян, от которого и произошло название государства, начали успешное покорение окрестных племен. Легендарным родоначальни-ком первой династии стал крестьянин Пяст, Божьим промыслом вознесенный на престол. Болеслав Храбрый со Святополком входят в Золотые ворота в Киеве. Картина Яна Матейко. 1884 год Wikimedia Commons

Отношения с Русью. Развитие Руси и Польши происходило параллельно. Уже на самом раннем этапе их взаимо-отношений войны и конфликты слу-чались много чаще, чем союзы и сотрудничество. Причиной этого стал цивилизационный выбор, сделанный их правителями с разницей в 20 лет. В 966 году Мешко I принял христианство по западному образцу, а в 988-м князь Владимир — по восточному. В средневековой Европе не существовало представления об этнической солидарности: главным критерием при определении «свой — чужой» была религиозная принадлежность. Разная вера предопределила враждебность двух родственных славянских народов. Впрочем, на то были и более утилитарные причины. Русь и Польша конфликтовали за червенские земли (сейчас — Западная Украина). После побед Владимира в 981 году и Ярослава Мудрого в 1030-1031 годах эти территории отошли к Киеву.

Участвовали поляки и в русских усобицах. В 1018 году Болеслав I Храбрый поддержал своего зятя Святополка Окаянного в борьбе с Ярославом Мудрым и на некоторое время даже завладел Киевом — правда, восставшие горожане вскоре изгнали «ляхов». В 1069 году произошли похожие события: Изяслав Ярославич, изгнанный братьями из Киева, бежал в Польшу к своему племяннику Болеславу II Смелому, тот совершил поход на Русь и восстановил дядю на престоле. Изредка русские и поляки заключали военные союзы, как, например, в 1076 году, когда смоленский князь Владимир Мономах и волынский князь Олег Святославич выступили в союзе с Болеславом II против чехов.


Монголы под Легницей. На пике — голова Генриха II Силезского. Из рукописи Freytag’s Hedwig. 1451 год Wrocław University Library

В 1237 году (начало Батыева нашествия на русские княжества). История двух славянских государств и в дальнейшем продолжила развиваться параллельно. В 1138 году, после смерти Болеслава III Кривоустого, в Польше начался удельный период, так же как и несколькими годами раньше на Руси. В XIII век Польша вступила как конгломерат воюющих между собой княжеств: Куявии, Мазовии, Сандомира, Силезии и других. Характерной чертой польского феодализма стала традиция вечевых собраний (прообраз будущих сеймов), необходимых для установления контроля над удельным князем со стороны феодалов. В 1230-х годах объединительная тенденция была связана с именами силезских князей — Генриха Бородатого и Генриха Благочестивого. Однако вторжение монголо-татар и поражение польской армии в сражении под Легницей в 1241 году, привели к новому витку раздоров и междоусобиц.

Ливонский орден


Карта Ливонии. Подготовлена картографом Йоаннессом Портантиусом. 1573 год Wikimedia Commons

Откуда взялся. В VIII-XIII веках германцы вели со славянскими племенами непримиримую борьбу за расширение своих земель на восток. Для покорения соседей-славян, а позже языческих балтских и финно-угорских племен Ливонии (нынешние Латвия и Эстония) создавались рыцарские ордена и проводились крестовые походы. В 1202 году был создан орден меченосцев. Рыцари подчинили себе ливонские племена и для контроля над этими землями основали ряд городов-крепостей, в том числе Ревель (нынешний Таллин). Меченосцы также воевали с новгородцами и Великим княжеством Литовским. В 1236 году в битве под Шауляем потерпели сокрушительное поражение от литовцев — 48 рыцарей и магистр ордена были убиты. В 1237 году орден меченосцев присоединился к Тевтонскому ордену, переехавшему из Палестины в Пруссию, и стал его ливонским отделением.

Миннезингер Тангейзер в облачении тевтонских рыцарей. Иллюстрация из Манесского кодекса. XIV век Universitätsbibliothek Heidelberg

Отношения с Русью. Ливонский орден претендовал не только на прибалтийские земли: рыцари стремились к распространению своей веры (а вместе с ней и власти) дальше на северо-восток — южное побережье Финского залива, Ижорскую землю, Псков, а со временем и Новгород. Новгородские войска, в свою очередь, нанесли ливонским рыцарям ряд поражений. В 1242 году Александр Невский разбил рыцарей в Ледовом побоище, а в 1253 году его сын Василий во главе новгородских и псковских войск продолжил дело отца. Несколько менее известна Раковорская битва 1268 года, в ходе которой, по словам летописца, псковские, новгородские и владимирские войска разгромили ливонцев и датчан. Стоит отметить, что противостояние не было повсеместным и постоянным. В частности, в 1224 году псковские бояре заключили с орденом меченосцев договор, согласно которому они отказывались от союза с Новгородом, обещали не вмешиваться в новгородско-немецкие конфликты и признавали орден союзниками, в случае нападения новгородцев на Псков.

В 1237 году. Римский папа Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца совершили обряд присоединения остатков ордена меченосцев к Тевтонскому ордену. Возникший Ливонский орден просуществовал вплоть до 1562 года, а в XIV-XVI веках, по сути, превратился в независимое государство на территории Прибалтики.

Литовское княжество

Откуда взялось. Консолидация племен Южной Прибалтики относится
к XI-XIII векам. Ядром нового государства стало племя литва, объединившее вокруг себя племена аукштайтов, жемайтов (в русской традиции — жмудь) и частично ятвягов и земгалов. Основателем Литовского княжества считается Миндовг (правил в середине XIII века). Возникновение государства стало ответной реакцией на экспансию в Прибалтику ордена меченосцев, Тевтонского ордена, Шведского королевства и русских княжеств. В отличие от своих северных соседей — ливов, латгалов и эстов, быстро попавших под власть ливонских рыцарей, литве удалось довольно долгое время не только сохранять свою независимость и языческую веру, но и превратиться в мощную силу в Восточной Европе.

Князь Миндовг. Иллюстрация к хронике Алессандро Гуанини. XVI век Wikimedia Commons

Отношения с Русью. В Повести временных лет (XII век) литва упоминается в числе народов, плативших дань Руси. Военные походы в Прибалтику совершил еще Владимир, обложивший данью ятвягов. С началом усобиц на Руси племена Южной Прибалтики, судя по всему, сначала платили дань полоцкому князю, но уже в 1130-х годах их зависимость от Руси прекратилась. Более того, пользуясь ослаблением русских земель, литва перешла к активной экспансии. В конце XII века под ее власть попало Полоцкое княжество. Таким образом, в Литовском государстве с самого момента его появления присутствовал славянский компонент. В дальнейшем жители Полоцкого, Витебского и ряда других более мелких княжеств стали ядром формирования белорусского народа, в этногенезе которого заметную роль сыграло литовское господство. В XII-XIII веках литовцы совершали многочисленные походы на Смоленск, Псков, Новгород и Галицко-Волынское княжество.

В 1237 году. Монгольское нашествие и последовавший упадок русских земель сыграли на руку амбициозным планам Великого княжества Литовского. Именно в это время князю Миндовгу удалось окончательно объединить государство и положить начало литовской экспансии на русские земли. В XIV веке под власть Литвы перешла большая часть современной Белоруссии, а в 1362 году после победы князя Ольгерда над татарами в битве при Синих Водах — большая часть современной Украины (в том числе Волынь, киевские и северские земли). Теперь до 90 процентов жителей Великого княжества были славянами. На завоеванных землях было ликвидировано татарское иго, а язычники-литовцы терпимо относились к православию. Так, Литва стала одним из возможных центров объединения Руси. Однако в войне с Москвой (1368-1372) князь литовский Ольгерд потерпел поражение и признал право Дмитрия Донского на великое княжение. Уже новый литовский правитель, сын Ольгерда Ягайло, принял католичество и начал притеснять интересы русских бояр и православного духовенства. В 1385 году по условиям Кревской унии, женившись на королеве Ядвиге, Ягайло стал еще и польским королем, фактически объединив под своей властью два эти государства. Со временем прибалтийские племена по большей части приняли католичество, а преимущественно православное славянское население страны оказалось в тяжелом и неравноправном положении.

Волжская Булгария

Булгарское серебряное блюдо с изображением двух львов. XI век

Откуда взялась. В ходе Великого переселения народов (IV-VI века) вместе с гуннами в Европе оказались и многие другие тюркские народы, в частности булгары. После распада Великой Булгарии (государство, ненадолго объединившее булгарские племена, перестало существовать около 671 года) одна из орд под предводительством хана Котрага двинулась из причерно-морских степей на север и обосновалась в районе Средней Волги и Камы. Там тюркам удалось занять лидирующее положение в полиэтнических государственных образованиях VIII-IX веков, наиболее активными из которых были Булгар и Биляр. В это же самое время другая булгарская орда под командованием хана Аспаруха подчинила себе славян на востоке Балканского полуострова. В результате слияния двух этих этнических компонентов появилось Болгарское государство. Участок Волги, который контролировали булгары, был частью Волжского торгового пути, связывавшего Северную Европу с Арабским халифатом и другими странами Востока. Это обеспечивало их благосостояние, но зависимость от Хазарского каганата тормозила процесс становления булгарской государственности вплоть до начала X века. Как свидетельствует очевидец, путешественник и писатель начала Х века Ибн Фадлан, становление самостоятельной политической традиции в Булгарии, было связано с принятием ислама около 922 года.


Булгарский щиток для защиты руки от тетивы лука. XII-XIV века Из альбома-каталога «Светозарная Казань», Санкт-Петербург, 2005 год

Отношения с Русью. Освободиться от власти Хазарского каганата булгарам «помог» князь Святослав, разгромивший в 965 году хазарскую столицу Саркел. В течение Х столетия Киевская Русь неоднократно организовывала походы на Волжскую Булгарию (в 977, 985, 994 и 997 году) — одна из этих кампаний (вероятно, 985 года) завершилась подписанием мирного договора в Киеве. Согласно русским летописям, в 986 году булгарское посольство явилось в столицу Древней Руси не только ради укрепления дружественных отношений, но и с предложением своей религии — ислама. Для Волжской Булгарии Русь была одновременно и главным торговым партнером, и основным конкурентом на западных рынках; исламизация открывала рычаги для манипуляций над экономикой соседа. Отказ князя Владимира был воспринят булгарами спокойно, так как торговые связи были приоритетом в отношениях между Булгаром и Киевом. В 1006 году «партнерский договор» был перезаключен на новых условиях: князь Владимир дал булгарам право свободной торговли в городах по Волге и Оке, русские купцы получили такие же возможности на территории Волжской Булгарии.

Обострение булгаро-русского конфликта пришлось на правление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Финальную точку в приграничном противостоянии поставил Всеволод Большое Гнездо: в 1183 году он разорил новую булгарскую столицу, город Биляр. Этот поход показал явное превосходство Руси, продолжившей колонизацию Волго-Окского бассейна. Соперничество князей Северо-Восточной Руси и Волжской Булгарии за мордовские земли продолжалось и позднее. Последний вооруженный конфликт относится к 1228-1232 годам.

Даже наличие общего грозного врага не привело к примирению недавних торговых партнеров, а теперь внешнеполитических соперников.

В 1237 году. Войска хана Батыя смели Волжскую Булгарию — к 1240 году она окончательно была покорена и вошла в состав Золотой Орды. К XV веку булгары фактически восстановили свое государство, получившее название Казанского ханства.

Половцы

Откуда взялись. Половцы — так называли их русские современники
в XI-XIII веках, в Европе и Византии они были известны как куманы, а в Персии и арабских странах как кипчаки. Это был народ тюркского происхождения, занимавший изначально территории от Юго-Восточного Урала до реки Иртыш. Так как половцы были бесписьменным народом, сведения об их ранней истории наука черпает преимущественно из трудов арабских путешественников. С начала XI века они двинулись на Запад, участвуя в очередной «перекочевке» тюрков на тучные западные пастбища, и потеснили печенегов и торков Торки — одно из тюркских племен, кочевавших в причерноморских степях
в X-XIII веках.
, с которыми русские князья уже успели к этому времени установить сравнительно мирные соседские отношения.

Повесть о походе князя Игоря на половцев: первая битва. Радзивилловская летопись. XV век

Отношения с Русью. Первое крупное столкновение произошло в 1068 году на реке Альте, в ходе которого объединенное войско сыновей Ярослава Мудрого было разбито. После этого набеги половцев приобрели регулярный характер. Русские князья были вынуждены приспособиться к такому соседству, и некоторые в этом особенно «преуспели». В частности, князь Олег Святославич в попытке вернуть принадлежащий ему по праву черниговский престол нанял половцев для борьбы с дядьями Всеволодом и Изяславом — в конце концов Олег добился своего и позволил половцам разграбить город. Пик противостояния пришелся на 1090-е годы и был связан с именем двоюродного брата Олега Владимира Мономаха. В 1094 году половцы нанесли первое и последнее поражение Владимиру Мономаху , заставив князя оставить Чернигов Олегу Святославичу, но уже в 1096 году Мономах нанес ответный удар, разбив половецкое войско у стен Переяславля. В ходе сражения погиб хан Тугоркан, образ которого, злейшего врага Руси, нашел отражение в фольклоре: он, как полагают, упоминается в былинах под именем Змея Тугарина, или Тугарина Змеевича. В результате многочисленных походов Мономах вытеснил половцев в глубь степи за Дон и Волгу, а также дважды разрушал (в 1111 и 1116 году) главный город кочевников Шарукань. После смерти Владимира Мономаха в 1125 году половцы снова стали активными участниками междоусобной борьбы русских князей: как правило, они поддерживали суздальских и новгород-северских князей в военных кампаниях. В 1169 году половцы в рядах войск Андрея Боголюбского участвовали в разграблении Киева.

Русские князья со своей стороны тоже участвовали в половецких распрях. Так в 1185 году князь Игорь Святославич, главный герой «Слова о полку Игореве», выступил в поход в степь против орды хана Гзака (Гзы), поддержав притязания своего свата хана Кончака. Последнее совместное военное предприятие русских князей и половецких ханов против монгольского войска Джэбэ и Субэдэя окончилось неудачей на реке Калке 31 мая 1223 года.

В 1237 году. Половцы были разгромлены войсками Батыя в 1236-1243 годах. Многих половцев угнали в рабство, большая часть растворилась в тюркском населении Золотой Орды, впоследствии внеся свой вклад в формирование таких этносов, как татары, башкиры, казахи, узбеки, балкарцы, карачаевцы, крымские татары. Другая же часть, возглавляемая ханом Котяном, сначала была принята на выгодных условиях венгерским королем Белой IV, а после гибели своего предводителя в 1241 году перекочевала в Болгарию.

Монголы

Откуда взялись. Монгольское государство возникло в начале XIII века в степях Южной Сибири, южнее озера Байкал, на границе с Китаем. Объединил монгольские племена Темучин, нареченный в 1206 году на курултае (собрании монгольской знати) Чингисханом — великим ханом. Он создал многотысячное войско, основанное на суровой дисциплине, и дал монголам законы — Ясу. В ходе своих первых походов Чингисхан подчинил окрестные племена Великой степи, в том числе татар, которые были практически полностью уничтожены. Этот этноним сохранился прежде всего благодаря китайцам, называвшим все кочевые племена к северо-западу татарами, как в свое время римляне называли варварами всех тех, кто жил вне империи.

В ходе своих походов Чингисхан завоевал империю Цинь (Северо-Западный Китай), среднеазиатское Каракитайское царство, а также государство Хорезм в низовьях Амударьи. В 1220-1224 годах несколько отрядов монголов во главе с полководцами Джэбэ и Субэдэем, преследуя шаха Хорезма Мухаммеда, вторглись в Закавказье, разгромили племена аланов и нанесли несколько поражений половцам.

Отношения с Русью. В 1223 году половецкий хан Котян запросил помощи у своего зятя — галицкого князя Мстислава Удалого. На съезде князей в Киеве было принято решение оказать половцам помощь: того требовали союзные и родственные связи, к тому же монголы прямо угрожали причерноморским интересам русских земель. В степь отправились полки во главе с Мстиславом Киевским, Мстиславом Черниговским, Мстиславом Удалым и Даниилом Романовичем Галицким. Однако на съезде не был избран главный военачальник. Русско-половецкое войско было разобщено, каждый князь сражался сам по себе, а Мстислав Киевский и вовсе не выступил на поле боя, укрывшись со своим войском в лагере. Битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 года, окончилась полным разгромом для русско-половецкой коалиции. Погибли шесть князей, а из рядовых воинов, по словам летописца, вернулся лишь каждый десятый. Однако поражение не заставило русские княжества, увлеченные междоусобной борьбой, принять какие-то меры на случай повторения нашествия.

Взятие Суздаля Батыем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Российская национальная библиотека

В 1237 году огромное монгольское войско стояло на границах русских земель, ожидая приказа своего нового повелителя, хана Бату, внука Чингисхана, чтобы напасть на Рязань и Владимир. Волжская Булгария только что была стерта с политической карты мира, мордовские и буртасские земли были разорены. Зимой 1237-1238 годов монгольские полчища двинулись на Русь. Князья не предприняли даже попытки созвать съезд для сбора общерусского войска. За короткое время разгрому и разграблению подверглись Рязань и Владимир, Тверь и Торжок, Киев и Чернигов, Галич и Владимир-Волынский.

В 1243 году русские князья были вызваны в Орду, где признали вассальную зависимость от монгольского государства, до 1266 года входившего в состав Монгольской империи, а позже отделившегося. «Иго» заключалось в уплате дани, необходимости получать от ханов специальные разрешительные документы — ярлыки, подтверждавшие права князей на управление своими землями, и изредка в участии русских войск в монгольских походах.

Нашествие Батыя и долговременные даннические отношения к орде ослабили Русь, подорвали ее экономический потенциал, затруднили контакты с западными странами и косвенно привели к тому, что значительная часть юго-западных и северо-западных княжеств была захвачена Польшей, Литвой и Венгрией. Вместе с тем ряд историков указывают на важную роль «ига» в развитии русской государственности, преодолении раздробленности и объединении земель вокруг Москвы.

Византийская империя

Откуда взялась. Византий, колония греческого города Мегары, был основан в VII веке до нашей эры на берегу бухты Золотой Рог при слиянии пролива Босфор с Мраморным морем. Город находился на пересечении торговых путей: в частности, через город, в который в 330 году нашей эры император Константин перенес столицу Римской империи, проходил кратчайший сухопутный путь, связывавший Европу и Ближний Восток, — via militaris. По этой дороге римские императоры путешествовали в восточные провинции страны, по ней же в Средние века крестоносцы отправлялись на завоевание Иерусалима, через Византий проходили Великий шелковый путь и путь «из варяг в греки». В 395 году после разделения Римской империи Константинополь стал столицей восточной ее части. Чувствуя себя цивилизационными преемниками Рима, византийцы называли себя ромеями, а свою страну — Ромейской (Римской) империей. В соседних странах их называли греками, а их страну — Греческим царством: ромеи говорили на греческом языке и принадлежали к греческой культуре. Своего расцвета Византия достигла в середине VI века при императоре Юстиниане . Тогда в состав империи входили Египет и Северная Африка, Ближний Восток, Малая Азия, Балканы, острова Средиземного моря, Апеннинский полуостров и южная часть Пиренеев. Позднее войны с персами, лангобардами, аварами и славянами ослабили Византию. Значительные территории отвоевали у ромеев арабы в VII веке. С этого времени для византийцев большое значение приобрели земли, находившиеся к северу от черноморского побережья.


Византийский флот отбивает нападение русов в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XIII век Wikimedia Commons

Отношения с Русью. Царьград (так в русских летописях именовался Константинополь) был, пожалуй, важнейшим из соседей русских земель на раннем этапе государственного развития. Туда вел знаменитый путь «из варяг в греки», вокруг которого и возникло в конце IX — начале X века древнерусское протогосударство. С Византией торговали, воевали, заключали мирные договоры и династические браки. В период складывания древнерусского государства четко прослеживается, что основным направлением экспансии было южное. Ее причиной было стремление установить контроль над торговыми путями, а главной целью набегов — Царьград. Византийские источники фиксируют набеги в 830-х годах и в 860 году (в русской летописной традиции этот поход связан с киевскими князьями Аскольдом и Диром). Продолжили их и первые русские князья, сумевшие в конце IX века объединить под своей властью Новгород и Киев и установить контроль над путем «из варяг в греки». Некоторые историки отрицают факт походов на Царьград князя Олега, так как они не нашли отражения в византийских источниках, но точно нельзя оспорить подписание русско-византийских договоров: в 907 году — о праве беспошлинной торговли в Константинополе и 911 году — о мире, дружбе и свободном найме на византийскую службу русских дружин. Меньшего успеха в отношениях с ромеями добился князь Игорь, нарушив свои союзные обязательства, он предпринял два не слишком удачных похода на Царьград — в итоге в 944 году новый русско-византийский договор был заключен на менее выгодных условиях.

Искусная греческая дипломатия не раз использовала русских князей в своих целях: в конце 960-х годов князь Святослав вмешался на стороне ромеев в болгаро-византийский конфликт, а в 988 году князь Владимир оказал помощь императорам-соправителям Василию II и Константину VII в подавлении мятежа полководца Варды Фоки. С этими событиями связан важнейший цивилизационный выбор, сделанный князем Владимиром, — православие. Так в русско-византийских отношениях появился еще один важнейший аспект — установились прочные и долговременные культурные и религиозные связи. Киевский митрополит назначался константинопольским вселенским патриархом, нередко он был греком. Византийское церковное искусство на долгое время стало для русских мастеров образцом: русские фрески и иконы подражали византийским (а многие и вовсе были созданы царьградскими иконописцами), а в Киеве и Новгороде были воздвигнуты храмы Святой Софии — отражения константинопольской святыни.

XII век стал временем ослабления Византии. Она пережила тяжелые поражения от турок-сельджуков и печенегов, в Средиземноморье греков теснили итальянские торговые республики — Венеция и Генуя, норманны завоевали Южную Италию, а союзники-крестоносцы — византийскую Сирию. В таких условиях связи с Русью приобретали для Константинополя решающее значение. Так, в «Слове о погибели Русской земли» Владимир Мономах изображается как сильный союзник, перед которым Византия заискивала. После начала удельного периода на Руси, отношения греков с разными землями развивались неодинаково. Так, например, Владимиро-Суздальское княжество долгое время оставалось союзником Византии,
а Галицко-Волынское, напротив, часто с нею конфликтовало.


Вход крестоносцев в Константинополь. Картина Эжена Делакруа. 1840 год Wikimedia Commons

В 1237 году. Результатом продолжительного кризиса в Византии стало падение Константинополя, в 1204 году захваченного и разграбленного венецианцами в ходе Четвертого крестового похода. На 60 лет империя исчезла с политиче-ской карты мира. Лишь в 1261 году она была восстановлена никейским импера-тором Михаилом VIII Палеологом. Последние 200 лет ее истории прошли в борьбе с сербами на Балканах и турками-османами в Малой Азии. В 1453 году Константинополь был взят турками штурмом, после чего империя окончатель-но прекратила существование. 

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерус­ского государства проходило в тесном взаимодействии с народа­ми окружающих стран Одно из первых мест среди них занимала могущее гвенная Византийская империя, ближайший южный со­сед восточных славян Русско-византийские отношения IX- XI вв - это сложный комплекс, включающий в себя и мирные экономические, политические и культурные связи, и острые воен­ные столкновения С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружин­ников С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попытаться превратить Русь в вассала Византии, осо­бенно при помощи христианизации Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты Свидетель­ством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найден­ных на территории нашей страны После христианизации усили­лись культурные связи с Византией

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, со­вершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград) Менее удачным был поход Игоря

Во второй половине X в наблюдается некоторое русско-ви­зантийское сближение Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружественно принята императором, укрепила отноше ния между двумя странами Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими со­седними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства Святослав проводил ак­тивную внешнюю политику Он вступил в столкновение с могу­щественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг, русские дружинники совершали походы против Хазарин добив­шись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хаза­рам Решающий удар каганату нанес Святослав (964-965), раз­громив главные города каганата и захватив его столицу Саркел Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжест­ва и к освобождению из под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство - первое государственное образование народов Среднего По­волжья и Прикамья



Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причер-54


номорье вызывали беспокойство у Византии Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы Свя­тослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переясла-вец на Дунае Этот результат был неожиданным для Византии Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не уда­лось бы Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Пере-яславец столицу своей земли

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г Первоначально пече­неги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерно­морье Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, со­вершили набег на Киев Святославу пришлось срочно возвра­щаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отпра­вился в Болгарию, там началась война с Византией Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы визан­тийцев слишком превосходили их по численности В 971 г. был заключен мирный договор дружина Святослава получила воз­можность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Ви­зантия удовлетворялась лишь обещанием Руси не совершать на­падений

Однако по дороге, на днепровских порогах, видимо, получив­шие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Свято­слава чашу и пил из нее на пирах По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уваже­ние к памяти павшего противника считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства Незадолго до этого события византийский импера­тор Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь воору­женными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константине полю и претендовал на императорский престол В обмен за по­мощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сест­ру Анну Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит, однако император


не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное поли­тическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Оттону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и же­нитьба на византийской принцессе резко поднимала междуна­родный престиж Русского государства. Чтобы добиться выпол­нения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Влади­мир принял окончательное решение креститься, поскольку, побе­див Византию, он добился того, чтобы Руси не пришлось следо­вать в фарватере политики Византии. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Ев­ропы.

Это положение Руси нашло отражение и в династических свя­зях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа - Индигерде. Дочь Ярослава - Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь - Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь - Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Яросла­ва - Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав - на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

С Германской империей Русь связывали и оживленные торго­вые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочев­никами. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов. Но тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользо­вавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, печенеги осадили Киев. Но Ярослав быстро вернулся и нанес жестокое поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.

Половцы (иначе - кипчаки или куманы)-тоже тюркская народность - еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана, но в середине X в. двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили пече­негов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: 56


«Придоша половци первое на Русьскую землю воевать» Вторая половина XI-XII в - время борьбы Руси с половецкой опас ностью

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, эконо мических и культурных отношениях со многими странами и наро­дами Европы и Азии