Сахаров (левин) игорь константинович

Левин Александр Алексеевич. Генерал- майор авиации (1940). Русский. Кандидат в члены ВКП(б) с 1932 г. (состоял в РКП(б) с 1919 г. по 1921 г. и выбыл из нее по собственному желанию).

Родился в августе 1896 г. в г. Саратове в семье рабочего-столяра. Окончил реальное училище в 1914 г. в г. Вятке и два курса Петроградского лесного института. В 1916 г. поступил на военную службу в качестве вольноопределяющегося в 1-ю авиационную роту. В том же году окончил теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте, а в 1917 г. - Севастопольскую школу летчиков. После Февральской революции 1917 г. - председатель ротного и член школьного комитетов той же школы. Последние чин и должность в старой армии - прапорщик, помощник инструктора Севастопольской школы летчиков. В декабре 1917 г. получил отпуск и уехал к родителям в г. Вятку, где и был демобилизован из армии. С весны 1918 г. работал техником-мелиоратором в Вятском губернском земельном отделе.

В Красной армии добровольно с августа 1918 г. Участник Гражданской войны. В годы войны занимал должности: инструктора высшего пилотажа, заведующего полетной частью Московской авиашколы, помощника командира и командира отряда особого назначения (против войск генерала Мамонтова). С ноября 1919 г. - начальник Московской авиашколы. В 1920 г. назначен начальником воздушной обороны г. Москвы.

После Гражданской войны на ответственных должностях в ВВС РККА. В 1921 г. был в служебной командировке в Афганистане. По возвращении из Афганистана назначен начальником учебных заведений Главвоздухфлота (по совместительству с основной должностью начальника Московской авиашколы). С декабря 1922 г. - старший технический приемщик заграничного отдела Управления ВВС РККА. Занимался отбором и приемкой закупаемой авиационной техники и оборудования в Германии, Англии, Франции, Голландии. С августа 1925 г. - заместитель начальника того же отдела. С апреля 1926 г. - начальник заграничного отдела ВВС РККА. В1927 г. окончил КУВНАС при Военной академии имени М. В. Фрунзе. С мая 1927 г. и до августа 1930 г. - помощник начальника Научно-испытательного института (НИИ) ВВС РККА. Из приказа

начальника ВВС РККА П. И. Баранова № 115 от 8 августа 1930 г.: «Приказом РВС СССР 29 июля с. г.№ 644/193 помощник начальника Научно-испытательного института тов. Левин А. А. назначен начальником 7-й военной школы летчиков. За время своей службы в НИИ т. Левиным проделана большая и плодотворная работа по непосредственному руководству полетными испытаниями образцовых самолетов, разработке новых тактических вопросов и новых вспомогательных средств, используемых Воздушным флотом. Благодаря огромному летному опыту, многосторонним знаниям в области подготовки и применения ВВС и личным качествам организатора и руководителя, деятельность т. Левина в высокой степени помогала успешному развитию НИИ. Стремясь разрешать наиболее актуальные вопросы полетной практики, в частности обращая особое внимание на постановку и разрешение тактических вопросов, тов. Левин этим самым приблизил деятельность НИИ к работе строевых частей, повысив авторитет НИИ как научно-исследовательского учреждения, непосредственно связанного со строем. Наряду с прямыми своими служебными обязанностями т. Левин принимал живейшее участие в инспектировании и инструктировании частей ВВС, оказывая большую помощь Управлению ВВС в надлежащей постановке летной работы...» С августа 1930 г. - начальник 7-й (Сталинградской) военной школы летчиков. С августа 1932 г. - начальник управления (с февраля 1933 г. - отдела) военно-учебных заведений Управления ВВС РККА. В 1934 г. в составе авиационной делегации СССР посетил Италию. В июле 1937 г. зачислен в распоряжение начальника ВВС РККА. Затем был возвращен на прежнюю должность. С июля 1940 г. - начальник управления военно- учебных заведений Главного управления ВВС Красной армии. Из аттестации на комдива А. А. Левина, подписанной в феврале 1939 г. начальником ВВС РККА командармом 2-го ранга А. Д. Локтионовым: «Комдив т. Левин к порученной ему работе врид начальника управления ВУЗ ВВС РККА относится добросовестно и с ней справляется. Руководство по подготовке летно-технического состава ВУЗ осуществляет вполне удовлетворительно. Личная подготовка по технике пилотирования хорошая. Общая военная подготовка вполне удовлетворительная. Дисциплинирован. В работе настойчив. Кандидат ВКП(б). В своей практической работе на деле показывает преданность делу Ленина - Сталина. Занимаемой должности соответствует». С декабря 1940 г. - заместитель командующего ВВС Ленинградского военного округа.

Награжден орденом Ленина (1936. Знак ордена № 2942).

Арестован 9 июня 1941 г. Особым совещанием при НКВД СССР 13 февраля 1942 г. по обвинению в шпионаже, вредительстве приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 февраля 1942 г. Определением Военной коллегии от 17 декабря 1955 г. реабилитирован.

Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им равные). 1937-1941. Биографический словарь. М., 2012, с. 461-462.

Дмитрий Андреевич Левин (1777-1839) - русский военный, генерал-майор.

Биография

Происходил из рода дворян Орловской губернии Левиных. Состоял в родстве с Д. В. Давыдовым и А. П. Ермоловым, поддерживал с ними тесные отношения.

В военную службу вступил 7 июня 1778 года сержантом; в сражении под Аустерлицем, за которое получил орден Св. Анны 4-й степени, участвовал в чине штабс-капитана; с 17 августа 1806 года - капитан.

Сражался с французами в 1807 году под Гутштадтом и Гейльсбергом; за сражение при Фридланде был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом; 27 декабря 1807 года был произведён в полковники.

Сибирский гренадерский полк, шефом которого Левин был назначен 24 сентября 1811 года, в начале 1812 года находился в составе 3-й бригады 2-й гренадерской дивизии в 8-м пехотном корпусе 2-й Западной армии. Левин участвовал в сражениях под Смоленском, Бородином, Тарутиным, Малоярославцем, Красным. За Бородинское сражение он был награждён, 31 декабря 1812 года, орденом Св. Георгия 4-го класса № 1151:

В сражении под Люценом был ранен пулей навылет в правое плечо, а под Лейпцигом - в правую ногу ниже колена. За сражение при Люцене награждён орденом Св. Владимира 3-й степени; за кампанию 1813 году получил прусский орден «За заслуги»; за отличие в разных сражениях 15 сентября 1813 года получил генерал-майорский чин. За сражение у Парижа в 1814 году, был награждён орденом Св. Анны 1-й степени.

До 2 января 1820 года, когда он был уволен по болезни с мундиром и полным пенсионом, Д. А. Левин командовал бригадой 3-й гренадерской дивизии.

Был женат на дочери отставного подполковника Анне Дмитриевне Львовой.

Источник

  • Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг. // Российский архив: Сб. - М., студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996. - Т. VII. - С. 452.

САХАРОВ (Левин) Игорь Константинович

Лейтенант (полковник?) Национальной армии Испании

Полковник ВС КОНР

Родился 7 августа 1912 г. в Саратове. Русский. Из семьи офицера. В 1923 г. вместе с матерью, братом и сестрой выехал к отцу в Берлин. В первой половине 30-х гг. служил офицером в армиях Аргентины, Уругвая и Китая. Участник Гражданской войны, в Испании 1936–1939 гг. в составе Национальной армии генералиссимуса Ф. Франко, член Фаланги. За боевые заслуги отмечен многими знаками отличия и боевыми наградами. В 1940–1942 гг. проживал в Берлине. В начале марта 1942 г. откликнулся на предложение сотрудника Абвера С.Н. Иванова принять участие в формировании русской экспериментальной части из военнопленных под прикрытием Абвера в прифронтовой полосе группы армий «Центр» (район Смоленска). В середине марта в составе группы С.Н. Иванова выехал в Смоленск в распоряжение начальника отдела контрразведки штаба группы армий «Центр» подполковника Вермахта Г. фон Зеебурга. С конца марта - заместитель русского начальника Абвергруппы-203 С.Н. Иванова в Осинторфе под Смоленском (РННА). В мае вместе с С.Н. Ивановым посещал шталаг ХIII-А в Луккенвальде под Берлином, где содержался командующий 19-й армией Западного фронта генерал-лейтенант М.Ф. Лукин, с целью убедить Лукина в целесообразности принять на себя командование РННА. С конца мая фактически командовал оперативной группой РННА (ок. 300 чел.) в боях против подразделений блокированного в районе Дорогобужа 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майора П.А. Белова. В связи с отстранением от занимаемой должности подполковника фон Зеебурга и изменением отношения к РННА со стороны командующего группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала Г. фон Клюге в сентябре отозван в Берлин. В конце марта 1943 г. в рамках нового начинания С.Н. Иванова по линии СД выехал вместе с большой группой эмигрантов в район ст. Глубокое (юго-западнее Полоцка) для приема особой русской бригады СД подполковника В.В. Гиля. С апреля - заместитель командира Гвардейского батальона РОА С.Н. Иванова (фактически - полковника К.Г. Кромиади), на базе которого предполагалось развернуть отдельную Гвардейскую бригаду РОА в населенном пункте Стремутка в 15 км от Пскова. В июне участвовал с чинами батальона в трех антипартизанских операциях. В начале июля по делам подразделения выехал в Берлин и обратно не вернулся, получив назначение на должность оперативного адъютанта при генерал-лейтенанте РОА А.А. Власове.

В январе 1945 г. по личному приказу Главнокомандующего Вооруженными Силами КОНР сформировал отдельный противотанковый отряд в количестве 50 чинов ВС КОНР на базе батальона охраны КОНР, юнкерской роты и добровольцев из числа курсантов Дабендорфской школы. 6 февраля прибыл в 9-ю армию Вермахта генерала пехоты Т. Буссе (группа армий «Висла» рейхсфюрера СС Г. Гиммлера) в оперативную полосу 303-й пехотной дивизии «Деберитц», во главе сформированного подразделения. В 00.00 10 февраля атаковал населенный пункт Карлсбизе, находившийся в полосе обороны 230-й стрелковой дивизии 9-го стрелкового корпуса (5-я Ударная армия 1-го Белорусского фронта). К 2.00 после ожесточенного боя захватил Карлсбизе и соседний Ней-Левин. На рассвете вывел подчиненную группу из боя. До 24 февраля командовал противотанковым отрядом еще в 3-х операциях в районе Штеттина - в двух разведках боем у г. Шведт и противотанковой обороне близ г. Старгард. 24 февраля принял командование над 2 батальонами 714-го восточного пехотного полка, входившего в состав 599-й русской бригады в Дании и переброшенными из Дании в бригаду «Клоссек» 3-й танковой армии Вермахта, сформировал на основе указанных батальонов 1604-й русский пехотный полк в составе бригады «Клоссек». 10 марта занял с полком участок фронта в районе Гарца во 2-й линии обороны. В активной обороне 5 апреля захватил пленных. 9 апреля убыл с полком в район Франкфурта-на-Одере и 16 апреля прибыл в расположение 1-й пехотной дивизии Вооруженных Сил КОНР генерал-майора ВС КОНР С.К. Буняченко, образовав 4-й пехотный полк дивизии. На марше дивизии с Одерского фронта в Богемию командовал полком в арьергарде. 4 мая прибыл в Сухомасты. На совещании старших офицеров дивизии высказался за поддержку дивизией планируемого восстания, направленного против гарнизона Вермахта и СС в Праге. 5 мая со своим полком двигался на Прагу на левом фланге дивизии вдоль шоссе Бероун - Прага, вслед за 3-м пехотным полком подполковника ВС КОНР Г.П. Александрова. К 12.00 6 мая достиг Пльзенского проспекта и районов Праги - Мотол и Коширже, продолжая движение по направлению в Смиховский район города. Достигнув Смихова, развернул полк против господствующих в данном районе высот - холмов Страгов, Петршин и Градчаны и около Страговского монастыря впервые вступил в огневой контакт с противником. Однако часть Вермахта, занимавшая район монастыря, согласилась через парламентера сложить оружие и сдаться. В связи с вышеуказанным обстоятельством отдал приказ о прекращении огня, по получении крайне важного известия выехал в комендатуру дивизии в район Йинонице для личного доклада командиру дивизии. В расположение полка возвратился ночью 7 мая. В первой половине для пытался вести самостоятельные переговоры с комендантом Праги генералом пехоты Р. Туссенном и командованием Пражского гарнизона. Во второй половине дня 7 мая атаковал и захватил район Петршина, одновременно вступил в контакт с группой американских военных репортеров, оказавшихся в Праге. На рассвете 8 мая, выполняя приказ командира дивизии, вывел полк из города к месту прежней дислокации в Сухомасты. 9 мая командовал полком в арьергарде дивизии при ее марше на Пльзень. После приказа Буняченко о роспуске дивизии бежал за линию демаркации в американскую зону оккупации. Насильственной репатриации в мае - августе 1945 г. избежал.

В 1945–1946 гг. во французской зоне оккупации руководил действиями группы молодых власовских офицеров по спасению бывших советских граждан от насильственных репатриаций. Летом 1946 г. в беженском лагере Кемптен спас большую группу «Ди-Пи» от репатриации, забаррикадировавшись с ними в одной из школ лагеря и подняв над зданием черный флаг массового инфекционного заболевания, что отпугнуло советскую репатриационную миссию. Осенью 1946 г. с группой беженцев переехал в Фюссенн (Бавария), а в начале 1947 г. - в лагерь Шляйхсгайм под Мюнхеном. В 1948 г. стал одним из создателей Союза Андреевского Флага (САФ), член Военно-политического Совета и Главного управления САФ. С 12 февраля 1950 г. - в «Деловой оппозиции» САФ, член временного Главного управления САФ. В августе участвовал в создании Комитета Объединенных Власовцев (КОВ). В начале 50-х гг. переехал в Австралию.

В 1977 г. погиб в автокатастрофе.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ЛЕВИН КУРТ. Известный психолог и социолог Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм С 1926 г и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в

Из книги Содом тех лет автора Воронель Нина Абрамовна

Ханох Левин Как-то во время спектакля в одном из театральных залов Тель-Авива разразился бурный скандал, взорвавший обычное вежливо-прохладное молчание театральной публики. Скандал этот напомнил славную эпоху разгрома выставок импрессионистов в Париже и разгула

Из книги Воспоминания о Бабеле автора Утёсов Леонид

Ф. Левин ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ Говорят, что первое впечатление самое верное. Так бывает не всегда. Но бывает. По крайней мере, у меня.Есть в Москве широкий и короткий Копьевский переулок. На одном конце его здание, в котором ныне Театр оперетты. Другим концом переулок выходит к

автора

Из книги Литературные Воспоминания автора Чуковский Николай Корнеевич

Писатель Левин приехал Точно в назначенное время у входа в «Литературную газету» я был остановлен вахтером, который выспросил, кто я, куда иду. Я объяснил, что иду к Левину, который временно заменяет Огнева.- Ах, Огнева! - Вахтер заглянул в какойто список, в котором он

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Л. Левин ТАЛАНТЛИВАЯ ПАМЯТЬ (ПРЕДИСЛОВИЕ) Николай Чуковский начинал как поэт. 13 марта 1923 года М. Горький писал М. Слонимскому: «Привет Николаю Чуковскому, мне очень нравится его «Козленок». Идет в первой книге «Беседы».М. Горький жил тогда в Берлине и редактировал журнал

Из книги Неужели это я?! Господи... автора Басилашвили Олег Валерианович

Из книги Мы знали Евгения Шварца автора Пантелеев Алексей

Левин Виктор Давидович Левин был не только выдающимся ученым. Еще он был членом месткома Института русского языка. Эта должность предполагала особую манеру поведения: осанистость, степенность и взгляд – о! взгляд деятеля, посвященного в государственные тайны и планы,

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Лев Левин 21 октября 1956 года Евгению Львовичу Шварцу исполнилось шестьдесят. Некоторые его московские друзья поехали на юбилейные торжества. Мне тоже очень хотелось поехать, но не удалось. Я стал сочинять поздравительную телеграмму. Это оказалось крайне трудным делом.

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Григорий Михайлович Левин Тут среди собравшихся прошел шум: в холле появился пожилой, как мне казалось (ему было тридцать девять лет), человек в потертом сером пальто, с всклокоченной седоватой прической, в очках с толстыми стеклами. Это был Григорий Михайлович Левин,

Из книги Дочери Урала в солдатском строю автора Молчанов Эдуард Прокопьевич

Писатель Левин приехал Точно в назначенное время у входа в «Литературную газету» я был остановлен вахтером, который выспросил, кто я, куда иду. Я объяснил, что иду к Левину, который временно заменяет Огнева.– Ах, Огнева! – Вахтер заглянул в какой-то список, в котором он

Из книги Он между нами жил… Воспоминания о Сахарове [сборник под ред. Б.Л. Альтшулера и др.] автора Альтшулер Борис Львович

К. Левин (1890–1947) Эрнест Резерфорд высокомерно заметил: «Науки делятся на две группы – на физику и филателию». Как ни обиден для психологов этот упрек, многие из них, если не большинство, его вполне заслуживают. Коллекционирование ярких картинок (в лучшем случае

Из книги Притяжение Андроникова автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

А. Левин НАША НАДЕЖДА Когда я увидел ее в белоснежном халате, прошелся, словно сквозь строй, мимо кроватей ее больных, мне вспомнились стихотворные строки фронтового поэта, посвященные врачам: «И я просить правительство хочу: в День медицины рядовому просто соорудите

Из книги Шахерезада. Тысяча и одно воспоминание автора Козловская Галина Лонгиновна

Из книги автора

ЛЕВ ЛЕВИН. Ленинградец Андроников Недавно мне опять повезло – я провел целый вечер в обществе Ираклия Луарсабовича Андроникова. Это было в Москве в середине июня. Андроников только что совершил две поездки – в Михайловское, где состоялся традиционный праздник поэзии, а

Из книги автора

Теодор Левин Теодор Крейг Левин (Theodor Craig Levin; Тед, р. 1951) – американский музыковед и этнограф, доктор философских наук и продюсер, изучавший народное музыкальное искусство народов Центральной Азии и Тувы и прославивший тувинское горловое пение на Западе. Специалист

Дерзкий слух о том, что Петр I – не истинный царь, а коварный антихрист, распространился по всей России. По тогдашним законам такое мнение приравнивалось к оскорблению императорского величества и каралось смертной казнью. Среди тех, кто лишился головы из‑за разговоров об антихристе, был и инок Варлаам.

В миру его звали Василием Андреевичем Левиным . Он родился около 1681 года. Его отец был помещиком. Детство Василия прошло в родительском имении под Пензой, в селе Левино .

Разговоры об антихристе дошли и до села Левино. Помещичий сын обладал пылким воображением. Оно рисовало ему жуткие картины последних времен: воцарение сатаны, гонения на христиан, пытки и казни.

В 1701 году Василий по приказанию отца пошел в армию. Но служил он без охоты. Его полк находился в Малороссии. Через десять лет Левин был произведен в капитаны.

Мысли об антихристе, о том, что он служит ему, угнетала совесть Василия. Он скучал, грустил и, наконец, заболел душевным расстройством. К этому присоединились припадки падучей болезни.

В 1715 году Левин с полком находился в городе Нежине . Однажды капитану пришла в голову мысль постричься в иноки и уйти куда‑нибудь подальше от антихриста. Василий обратился к своему генералу с просьбой позволить ему оставить службу и уйти в монастырь.

Генерал не согласился. Ведь по приказу Петра солдатам и офицерам запрещалось принимать иночество. Огорченный Левин пошел в храм к обедне.

В это время в Нежин из Петербурга приехал митрополит Стефан (Яворский), известный деятель Синодальной Церкви и ненавистник староверов. Случилось так, что Василий пришел именно в тот храм, где служил митрополит.

Во время литургии капитан так горько плакал, что Стефан обратил на него внимание. После службы он пригласил Левина зайти к себе для беседы.

Василий явился к митрополиту и рассказал о службе, о болезни, о желании постричься, об отказе генерала. Стефан сказал:

– Тебя не отпустят. Вас, больных, велено для свидетельства присылать в Петербург. И когда ты туда приедешь, ты ни к кому прежде не являйся, а явись ко мне.

Через четыре года припадки падучей усилились. И генерал отослал капитана в Петербург для врачебного освидетельствования.

Василия признали негодным к армейской службе. Он явился к Стефану и получил от него разрешение на постриг – письмо к архимандриту Соловецкого монастыря.

Но Василий не поехал в далекую обитель. Он остался в новой столице.

Тут Левин познакомился с духовником князя Меншикова – священником Никифором Лебедкой. Этот иерей был убежденным старообрядцем, хотя и тайным. Василий стал его духовным чадом.

Однажды на исповеди Левин сказал Никифору:

– Служить нельзя. Государь жестокий. И я признаю его антихристом.

– Петр – антихрист. И когда дочку замуж выдам, то, покинув супругу, пойду в монастырь, – ответил Василию духовник.

Между тем по Петербургу поползли ужасные слухи. Будто бы из‑за моря пришли

корабли, а на них клейма – печати антихриста. Всех будут клеймить. И только тем, кто примет печать антихриста, будут давать хлеб. Остальных заморят голодом.

Перепуганный Левин покинул столицу и скорее отправился в отцовское имение. Здесь жил его старший брат Герасим. Но в нем Василий не нашел сочувствия. Брат не верил вздорным слухам о Петре.

На родине отставной капитан решил проповедовать свои взгляды. Однажды в декабре 1721 года в церкви во время службы он закричал народу:

– Послушайте, православные христиане! Слушайте! У нас преставление света скоро будет.

Священник сказал Василию:

– Для чего ты такие слова говоришь? Я велю тебя взять твоим же крестьянам.

Но Левин не унимался и кричал попу:

– Будут и вам бороды брить. И станете табак тянуть. И будет у вас по две жены и по три, как кто хочет.

Подобные выходки Василия пугали его родных. И они упрашивали Левина поскорее уйти в монастырь.

В начале 1722 года Василий наконец‑то принял иночество в небольшой мужской обители под Пензой и был наречен Варлаамом. Припадки падучей не оставляли его. Однажды после очередного припадка чернец решил идти в Пензу проповедовать об антихристе.

В городе инок появился в ярмарочный день. Варлаам пришел на базар, залез на плоскую крышу одной из мясных лавок и закричал:

– Послушайте, христиане, послушайте! Много лет я служил в армии. Меня зовут Левин. Жил я в Петербурге. Петр Алексеевич не царь, а антихрист. Весь народ мужеска и женска пола будет он печатать. Хлеб будут давать только тем людям, которые будут запечатаны. А на которых печатей нет, тем хлеба давать не станут. Бойтесь этих печатей, православные. Бегите, скройтесь куда‑нибудь. Последнее время! Антихрист пришел!

Варлаам вернулся в монастырь, но ненадолго. Вскоре за ним прибыли солдаты. Инока схватили, привезли в Пензу, заковали в цепи и отправили в Москву. Здесь чернеца ждали строгие допросы и беспощадные пытки – дыба и кнут. Но Варлаам держался мужественно.

Правда, на допросах он выдал десятки сообщников – от влиятельного митрополита Стефана до родного брата Герасима. Инок сделал это нарочно. Он хотел, чтобы как можно больше людей пострадало вместе с ним от антихриста и приняло от него мученическую смерть.

Все, кого чернец оговорил, были допрошены. Большинство из них было оправдано. Но некоторые, например, Никифор Лебедка, были казнены – их обвинили в том лишь, что они чтили святую веру предков.

Когда Варлаам понял, что и ему не избежать казни, то испугался и стал отрекаться от своих слов. Он несколько раз менял показания. То объявлял себя старообрядцем, то соглашался креститься тремя перстами.

В конце концов инок сдался и попросил прощения у императора. Но это не помогло Варлааму. Его обезглавили на Болотной площади в Москве 26 июля 1722 года. Перед казнью чернецу вырезали язык.

Голову Варлаама отвезли в Пензу и поставили для устрашения народа на каменном столбе на базаре, где некогда чернец пытался проповедовать. Тело инока сожгли.

- 11 -

СВОЯ ПРАВДА

«Дорогой мой мальчик, - посмотри, как много еще неизвестного человеку, как много нераскрытых тайн. Не теряй времени напрасно, работай, учись, проживи жизнь так, чтобы что-нибудь вложить в общую сокровищницу знаний и опыта. Не окажись пустоцветом, прозябающим и живущим ТОЛЬКО ради ощущения жизни, ради некоторых внешних, примитивных ее удовольствий. Одним словом, самое страшное для тебя и позорное для меня, если ты подготовишь себя и будешь жить - мещанином.

Верю, что этого не будет. Для этого же помимо всего другого дарю тебе эту книгу.

Твой Папка

12.1.37 г.»

Эта дарственная надпись была сделана отцом 14-летнего подростка на книге проф. С. П. Глазенапа «Друзьям и любителям астрономии». Он подарил ее своему сыну в самом начале неизъяснимо трагического «зловещего 37-го».

- 12 -

Человек, которому принадлежат приведенные выше строки, не был ни писателем, ни ученым, ни журналистом, ни политиком... Он был классным военным летчиком и командиром Красной Армии высокого ранга.

Этот человек посвятил всю свою жизнь фактически одной-единственной цели - обеспечению защиты и независимости своей Отчизны. И он успел, как мы увидим, сделать для этого очень многое. А сама его сознательная жизнь пришлась как раз на те самые бурные и противоречивые годы нашей новейшей истории, о которых еще долго будут спорить историки да и все общество.

Речь пойдет об одном из первых советских авиационных военачальников, генерал-майоре авиации Александре Алексеевиче Левине.

Он в упомянутые годы лично участвовал в принятии множества сложных и ответственных решений, переживал ряд прямых и завуалированных опасностей, психологических «ошибок», радостей от успехов и тяжесть невосполнимых потерь. Столько, сколько в другую пору, может быть, хватило бы на несколько жизней.

Но для нас сегодня важно то, что, с одной стороны, в его судьбе отразилось очень многое из того, чем жило наше общество в те годы, чем оно гордилось и от чего страдало,

- 13 -

а с другой - и то, что историю жизни этого конкретного человека можно воссоздать достаточно полно и правдиво.

Почему? Да потому, что она будет опираться на уже беспристрастную теперь базу фактов и данных, ставших достоянием архивов.

В этой повести, по существу, нет мемуаров. Все, что цитируется, взято из документов, хранящихся в государственных архивах. Они - главный источник. Лишь весьма скромно используются свидетельства, относящиеся к памяти еще живых современников и близких.

Всем им уже много лет, они далеки от политики, т. е. воистину свободны от всяких мирских обязательств, кроме обязательств перед собственной совестью. ПРАВДА об этом человеке, который внес специфический, но неоспоримый вклад в дело подготовки победы в Великой Отечественной войне, порадует многих еще живых его учеников и сослуживцев, а новым поколениям поможет понять кое-что очень важное из нашего недавнего прошлого. А может быть даже и из ближайшего будущего.

Он родился в городе Саратове, 20 августа 1896 г. и был окрещен Александром. В августе 1918 г. 22-летний Александр Левин, один из первых российских летчиков «из народа»,

- 14 -

принял присягу на верность этому народу и пронес ее через все испытания, которые уготовила ему эта небывало бурная эпоха.

Конец же его воинской службы оказался таинственным и непонятным не только для широких кругов авиаторов, но даже и для руководящих работников Военно-воздушных Сил Красной армии. Характерный пример.

В 1947 г. его сын, прошедший на фронте всю войну, поступал в Военно-воздушную инженерную Академию им. проф. Н. Е. Жуковского. Мандатная комиссия в приеме ему отказала. Однако Управление кадров ВВС поддержало офицера, успешно сдавшего вступительные экзамены. Начальник этого управления, генерал-лейтенант Орехов, направил соответствующее представление члену Военного Совета ВВС, который был вправе решить вопрос о приеме. Но его резолюция на указанной бумаге была очень характерной для своего времени и предельно красноречивой: «В чем дело с отцом? - начертал синий карандаш,- но лучше от приема воздержаться». Но в том-то и была «закавыка» этого вопроса, что никто в руководстве ВВС Советской армии не знал, в чем заключалось «Дело» бывшего генерал-майора авиации А. А. Левина. Тем более, ничего не знали и тысячи летчиков и технических специалистов, учившихся в предвоенные годы в 52 ави-

- 15 -

ационных и авиационно-технических школах, лично знавших его или слышавших о нем, как об опытном, справедливом, деятельном, авторитетном начальнике, который мастерски летал сам и был признанным законодателем в деле обучения летной профессии. О его, по крайней мере, внешнем спокойствии в рискованные минуты профессиональной деятельности воспоминания некоторых очевидцев носят несколько легендарный характер. Может быть, короче всего об этом написал (в присущей ему благожелательно-ироничной манере) в своем газетном очерке известный в те годы журналист М. Кольцов.

В 1928 г. М. Кольцов от газеты «Правда» присутствовал при подготовке к старту сложнейшего по тем временам авиаперелета Москва - Пекин на одном из первых самолетов отечественной конструкции. Для тех лет это было весьма ответственное мероприятие. Руководство подготовкой перелета и его стартом было возложено на А. Левина, а вылет был запланирован с аэродрома под г. Серпуховом.

Подготовительные работы шли круглые сутки, но время старта неоднократно задерживалось из-за многочисленных организационных и технических неувязок. Все нервничали. Когда, наконец, все утряслось, то собравшиеся на проводы узнали, что из-за неблаго-

- 16 -

приятной погоды по трассе взлет вновь откладывается на 12 часов. Вот что по этому поводу написал в газетном очерке М. Кольцов: «Объявив нам о переносе срока вылета, как всегда невозмутимый, Левин на своем самолете улетел в Москву... побриться».

Необходимо признать, что ни происхождение Александра Алексеевича, ни детские годы никак не могли предвещать ему судьбы одного из первых военных летчиков Красной Армии, будущего авиационного генерала. Семья, в которой он родился, состояла из отца, рабочего-столяра с одногодичным церковно-приходским образованием - Алексея Алексеевича Левина и юной, 18-летней матери Наталии Ивановны (в девичестве Артамоновой), которая вообще никогда не ходила в школу.

До женитьбы молодые жили на одном дворе в г. Саратове. У их отцов были похожими только судьбы: каждый из них отслужил в солдатах по 25 лет и женился после ее окончания, когда им было уже далеко за 40. Вслед за первенцем в молодой семье родилось еще семеро детей. Но трое умерли в раннем детстве из-за болезней. При одном работнике жилось нелегко.

В поисках заработка семья переехала в г. Вятку, где глава семьи устроился работать столяром в вагоноремонтных мастерских.

- 17 -

Следует напомнить, что город Вятка тех времен был для многих политических деятелей местом ссылки (среди них были А. И. Герцен, А. Л. Витберг, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), а они, в свою очередь, заметно влияли на нравственный уровень передовой части населения, особенно интеллигенции. По существу, безграмотные родители отдали своего старшенького Александра в начальную школу, где хорошие способности, трудолюбие и любознательность мальчика, а также необычайно редкостный сердечный климат в его семье особо отметили две школьные учительницы - просветительницы по духу.

До знакомства с ними Наталия Ивановна читала в основном Евангелие, Житие святых и Библию. Основам грамоты ее научил дома старый солдат - отец.

Молодые учительницы подружились с ней, занялись ее образованием и всячески содействовали продолжению обучения ее старшего сына. Именно по их совету после успешного окончания начальной школы отец повел сына в гимназию. Директор гимназии встретил скромно одетых пришельцев неожиданным вопросом к отцу: «А чем вы занимаетесь?» И когда тот ответил, что он - столяр, директор закончил встречу словами: «Ну вот видите, вы - столяр, а яблочко от яблони не должно далеко падать. Зачем вашему сыну

- 18 -

гимназия?» (Характерно, что эту распространенную пословицу Александр Алексеевич не любил всю жизнь, видимо, как память об унизительной встрече). Тем не менее дальнейшие усилия учительниц оказались решающими для принятия мальчика из бедной семьи в существенно более демократичное, чем гимназия, но полноценное городское Реальное училище. Учеба протекала успешно, подросток хорошо знал цену полученной возможности продолжить образование. Наряду с основными предметами оставалось время и на участие в школьном оркестре (играл на скрипке), и на увлечение гимнастикой, и на игру в шахматы. Эти занятия «для души» оказались потом в жизни далеко не бросовыми. Игра на скрипке в кинотеатре перед сеансами и дача частных уроков позволили просуществовать 2 студенческих года в столице, а гимнастика способствовала физическому развитию, необходимому для овладения летной профессией. Шахматы в его жизни служили лучшим занятием для отдыха в те короткие и редкие промежутки времени, которые не занимала работа. Уровень его шахматной игры был относительно высок. В 1918 г. в Вятке на сеансе одновременной игры с будущим чемпионом мира А. А. Алёхиным наш герой свел партию вничью, чем заслуженно гордился. Очень цепными оказались, как мы увидим из дальней-

- 19 -

шего, и основы, заложенные в области изучения иностранных языков, прежде всего французского, на котором после училища Александр Алексеевич практически мог изъясняться.

В год начала 1-й Мировой войны А. А. Левин, окончив «Реальное», едет в Петроград, где поступает в Лесной институт. Учиться, а главное, жить в столице без материальной помощи родителей, которую они не в состоянии были оказывать, было предельно трудно. Война же все больше «набирала обороты». В 1916 г. стало известно, что студенты младших курсов будут призваны в армию. Не дожидаясь этого, Александр Алексеевич покинул институт и пошел в армию добровольцем.

Образование и юношеский романтизм привели вчерашнего студента на Петроградские теоретические курсы, после окончания которых началось практическое обучение летному делу, но уже в Крыму в Севастопольской (Качинской) авиационной школе летчиков. Это было старейшее российское учебное заведение подобного профиля. Через несколько месяцев, когда основной курс обучения был завершен, приказом А. Ф. Керенского выпускникам было присвоено звание прапорщиков.

Судя по всему, способности Александра Алексеевича передавать знания и находить контакт с учениками, а главное, конечно, хо-

- 20 -

рошо летать, были уже тогда подмечены его наставниками и начальством. Левина оставили в школе на должности помощника инструктора летного дела.

Одновременно он начал совершенствоваться в редком тогда искусстве так называемого высшего пилотажа у знаменитого в те времена аса, К. К. Арцеулова (первого в России летчика, который преднамеренно ввел самолет в выполнение эволюции, получившей позднее название фигуры высшего пилотажа - «штопор»).

Он не чурался общественной жизни. В бурные события после февраля 1917 был выбран Председателем ротного комитета, членом Комитета Севастопольской военно-авиационной школы летчиков.

Октябрьскую революцию встретил в Севастополе, а в декабре, получив бессрочный отпуск, уехал домой в Вятку, где и демобилизовался. До августа 1918 г. жил в семье родителей, работал гидротехником-мелиоратором, химиком в геологической экспедиции, а в августе 1918 г. вступил в Красную Армию и был направлен в Первую Московскую школу красных военных летчиков на должность инструктора высшего пилотажа. Однако в 1919 г. учебная работа школы внезапно прервалась из-за положения на фронтах. К Москве ринулась конница генерала

- 21 -

К. К. Мамонтова. Это был один из острых моментов гражданской войны.

Из персонала авиашколы был сформирован отряд особого назначения, призванный, прежде всего, вести разведку быстро передвигавшихся масс конницы Мамонтова. А. Л. Левин был назначен помощником командира отряда, а возглавил отряд начальник летной школы.

Однако события приняли вскоре неожиданный поворот. Вот как об этом рассказано в автобиографии самим Александром Алексеевичем: «После того, как командир отряда перешел к белым в плен (и потом был ими расстрелян), принял командование отрядом. По возвращении с фронта был награжден золотыми часами и назначен начальником школы».

А до этого произошел еще один характерный эпизод. При вылете на разведку под Тулу один из самолетов отряда был подбит и вынужденно совершил посадку за линией фронта. Потеря даже одной машины была для школы тяжелым ударом, так как в исправности были считанные единицы самолетов. Александр Алексеевич с двумя механиками-добровольцами, перейдя ночью линию фронта, нашел подбитый самолет и на трех подводах в полуразобранном виде вывез его в расположение красных войск. После ремон-

- 22 -

та этот необычайный летательный аппарат еще долго служил делу обучения летчиков. А его необычайность заключалась в том, что он был неповторимым детищем инженерной мысли того времени - так называемым «трипланом», т. е. самолетом со своеобразной этажеркой из трех крыльев, расположенных одно над другим. Этот удивительный «импорт» можно и сейчас увидеть в музее авиации под Москвой (г. Монино).

Как и в Севастополе, обучение летчиков в Московской школе осуществлялось на материальной части английских и французских фирм. Своих серийных самолетов и их промышленного производства в России практически не было.

В 1920 г. во время полета с учеником Александр Алексеевич потерпел единственную в своей жизни авиационную аварию. Потом им были налетаны тысячи часов, но в тот раз из-за растерянности и нелепых действий «учлета» при выполнении фигуры высшего пилотажа самолет разбился. Вот сколь скупо говорится об этом эпизоде в автобиографии: «В феврале 1920 г. при полете с учеником на «фармане-20» потерпел аварию. Получил множественные ушибы головы и тела, трещины в позвоночнике». Московская авиационная школа размещалась тогда на нынешнем Ленинградском проспекте, а аэродромом служило

- 23 -

историческое Ходынское поле. Хирурги (ныпе Боткинской больницы) регулярно возвращали в строй пострадавших, а если уж не могли ничего сделать, то на Ваганьковском кладбище долгие годы погибших хранили могилы, обозначенные по существовавшей тогда традиции деревянными пропеллерами от разбившихся самолетов. Там была целая аллея с подобными специфическими надгробьями. Возглавлял хирургов Боткинской больницы известный московский профессор В. Н. Розанов. Во время его похорон в многотысячной толпе, буквально запрудившей весь проезд от Ленинградского проспекта до здания Боткинской больницы, встретились многие из тех, с кого начиналась в Советской России «авиационная эпоха»: Арцеулов, Громов, Шибанов, Шестаков, Моисеев и многие другие.

Новый, только начавшийся 1921 г. ознаменовался одним из ключевых моментов в судьбе 25-летнего командира Красной Армии. В РКП (б) молодой человек вступил еще в 1919 г. и полностью признавал политику своей партии, включая ее экономические аспекты. И это естественно, так как в годы гражданской войны практика продразверстки у большинства членов партии не вызывала сомнений в своей необходимости. Однако, как только война окончилась, взгляды на продразверстку перестали быть единодушными.

- 24 -

Уже в декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов некоторые из выступавших поднимали вопрос об ее отмене, но большинством съезда эти предложения приняты не были.. Однако ход обсуждения и его результаты, видимо, не убедили молодого командира в правоте большинства "съезда, к он принял непростое решение. Будучи очень искренним по натуре, в связи с несогласием с политикой партии Александр Алексеевич подал заявление о выходе из РКП (б) по собственному желанию.

Но предоставим слово ему самому, процитировав соответствующие строки из рукописной автобиографии (1933 г.), хранящейся в личном деле:

«В 1921 г. вышел из партии по собственному желанию. Этот интеллигентский поступок явился следствием моей невыдержанности, горячности и того, что считал себя слишком умным. Крестьянские мелкобуржуазные настроения были мною восприняты, к сожалению. Мероприятия военного коммунизма и продразверстки во время гражданской войны понимались мною как абсолютно необходимые, но по окончании войны с Польшей, зная настроения крестьянства, я считал, что продразверстка и отношение к крестьянству

- 25 -

в духе военного коммунизма политически опасны. Особо трудно мною воспринималось то, что я должен был выступать, убеждать и агитировать за то и в правильности того, что я сам считал неправильным. Этот разлад привел меня к выходу из партии».

Это был ПОСТУПОК. Но попутно отметим, что и партия была в те годы такси, что подобные действия отнюдь не были однозначно связаны с должностными оргвыводами.

В РКП (б) не только допускалось, но и фактически существовало разномыслие, даже если оно входило в противоречие с мнением большинства. Фактически Александр Алексеевич опередил события буквально на 1 - 1,5 месяца, поскольку, будучи рядовым членом партии, конечно, никак еще не мог знать, что в это самое время в Политбюро РКП (б) уже началась работа по изменению политического курса, и что вскоре специальная комиссия представит Пленуму ЦК РКП (б) проект Постановления о замене разверстки натуральным налогом. В результате всего через пару десятков дней после указанного выше решения о выходе из РКП (б), на своем X съезде партия фактически признала правоту взглядов своего молодого, горячего, но теперь уже... бывшего члена.

На этом съезде с докладом о необходимо-

- 26 -

сти принятия указанного решения выступил, как известно, В. И. Ленин. В своем выступлении он, в частности, сказал: «Мы не должны стараться прятать что-либо, а должны говорить прямиком, что крестьянство формой отношений, которые у нас с ним установились, недовольно, что оно этой формы отношений не хочет и дальше так существовать не будет».

Согласимся, что в такой исторической обстановке выход из партии был, пожалуй, не только поступком, но и свидетельством наличия политического чутья, самостоятельности и честности взглядов, хорошего знания реальной жизни. Казалось бы, можно было теперь только радоваться развитию событий и вернуться в партию «под аплодисменты», воодушевленным своей личной правотой и политической прозорливостью. Однако события пошли по другому пути.

Предоставим вновь слово самому герою: «После X съезда в партию не возвратился, т. к. я оставался начальником авиашколы и ложное самолюбие не позволило идти в ячейку (состоящую сплошь из курсантов) и признать свою неустойчивость, крупнейшую политическую ошибку».

Вот так и сложилась часто встречающаяся в человеческих судьбах ситуация, когда пра-

- 27 -

вот а мыслей соседствует с непредсказуемой ошибочностью поступков.

А события на окраинах молодого Советского государства вновь прервали учебные будни авиационной школы. В 1921 г. Особый авиационный отряд был направлен в Среднюю Азию для помощи в борьбе с басмачами. Двигались на Восток железнодорожным эшелоном. До боевых вылетов дело на этот раз не дошло. Эшелон вскоре завернули обратно в Москву. Но в пути произошла одна из тех необычайных встреч, которые нежданно определяют личные судьбы людей иногда на долгие годы, а то и навсегда. Особенно часто это бывает именно в периоды исторических потрясений в обществе.

На одной из станций воинский эшелон встал рядом с поездом, в котором возвращались в центральную Россию жители ее западных провинций, эвакуированные оттуда в начале первой мировой войны. Возвращалось в нем и семейство Михалевского, мелкого таможенного чиновника из Варшавы. Дочь Михалевского, Лариса, познакомилась с молодым летчиком. Внешне очень привлекательная, девушка была из весьма набожного и чинного семейства, но, видимо, молодость, годы пережитых и еще не утихших волнений бурной эпохи, а также нежная влюбленность нового знакомого сделали невероятное. Это была по-

- 28 -

истине любовь с первого взгляда. Вопреки воле родителей невесты, молодые люди зарегистрировали в Ташкенте гражданский брак, и. девушка уехала с воинским эшелоном, став женой бравого пилота и признанной любимицей относительно тесного кружка тогдашних московских авиаторов. По приезде в Москву состоялось венчание и свадьба глубоко верующей невесты с атеистом-летчиком в небольшой церкви села Всехсвятского (это теперь в районе метро «Сокол»). Это была любовь.

Такое небольшое, но необычное личностное событие подчас ярко характеризует его участников, но и не только их. Оно. в какой-то мере свидетельствует о ломке привычных устоев, о торжестве освобождения от догм, что всегда связано с эпохой нравственных трансформаций.

Вспомним, как много подобных неожиданных встреч, случаев и судеб отражено в литературе о Великой Отечественной Войне.

Однако впереди молодую семью ожидали короткое счастье... и непоправимое горе: через 13 месяцев после свадьбы, в условиях бедственного состояния московской медицины тех лет (см., например, книгу Герберта Уэллса «Россия во мгле») в июне 1922 г. молодая мать (ей исполнилось 19 лет) умирает после родов от занесенной инфекции, оставив на

- 29 -

руках потрясенного отца здорового двухнедельного сына.

Выручила бабушка, Наталия Ивановна. Она увезла внука в Вятку и взяла на себя все заботы по его воспитанию (это после того, как вырастила своих пятерых детей). С бабушкой он жил первые 8 лет.

А в стране после окончания гражданской войны началось медленное, но неуклонное, в трудных условиях внешнеполитической и экономической изоляции возрождение и развитие разрушенного, а во многом и просто отсталого хозяйства.

Дошло дело и до решения вопроса о путях создания отечественной авиации. Динамичная гражданская война (по сравнению с опытом позиционного противостояния в первой мировой войне) продемонстрировала наглядно будущее значение авиации на российских просторах.

Для того чтобы начинать развитие в этой области, нужны были хотя бы образцы самолетов мирового технического уровня. А для формирования строевых частей - хотя бы небольшие партии военных машин. Их можно было приобрести только за рубежом. Напомним, например, что первый самолет отечественной конструкции знаменитого в будущем А. Н. Туполева взлетел лишь 21 октября 1923 г.

- 30 -

Через аппарат созданного в то время, так называемого, Управления внешних заготовок начинаются переговоры с английскими, французскими, голландскими и другими фирмами о закупке образцов и небольших партий авиационной техники. Хотя в те годы еще не догадывались о возможности создания таких органов как пресловутый КОКОМ, но тем не менее на продажу партии боевых машин с вооружением бывшие союзники России не пошли... Изготовить ее (70- 80 шт.) на относительно высоком техническом уровне взялась только на заводах в Голландии полуразоренная войной фирма «Фоккер».

Для выбора техники, ее опробования в воздухе и приемки нужен был квалифицированный представитель заказчика (ВВС) - летчик, способный испытывать самолеты разных конструкций и при этом, прежде всего благодаря четному мастерству, он должен был заслужить авторитет у фирм-продавцов. Выбор падает на начальника Московской школы летчиков. Профессионализм, большой практический опыт пилотирования самолетов разных типов, а также личная щепетильность, честность и уважение со стороны коллектива школы, видимо, перевесили «груз беспартийности»

В ноябре 1922 г. А. А. Левина командировали за границу в официальной должности старшего техника службы приемки. В 1923г.,

- 31 -

ненадолго возвратившись в Москву, он перед отъездом за границу женится вторично.

В течение почти трех лет в Германии. Голландии, Франции и Великобритании велась напряженная работа по отбору и приемке закупаемых образцов самолетов разных типов, авиационного оборудования, а также заказанной партии военных машин у фирмы «Фоккер».

Интенсивно наращивались практические знания иностранных языков. Как он сам шутливо рассказывал, овладение английским языком происходило в основном на втором этаже лондонского автобуса. Дневной «урок» состоял в заучивании не менее 10 слов «туда» и 10 слов по дороге с работы - «обратно». При этом в качестве спарринг-партнера нередко выступал сотрудник английской контрразведки, почти открыто сопровождавший по городу иностранца, командированного из Советской России.

По возвращении на родину в 1925 г. А. А. Левина назначили начальником заграничного отдела, который координировал взаимодействие ВВС и авиапромышленности с иностранными фирмами. Эта работа продолжалась до мая 1926 г., когда последовало назначение на должность помощника начальника впервые созданного в стране (Москва) На-

- 32 -

учно-испытательного института Военно-воздушных Сил Красной Армии (НИИ ВВС).

В НИИ ВВС работа продолжалась более трех лет. В самом конце этого периода произошло событие, в значительной мере определившее дальнейшее профессиональное направление авиационной карьеры.

В 1931 г. возник вопрос о назначении нового начальника ВВС КА, т. к. прежний руководитель, Петр Ионович Баранов, был переведен на работу в промышленность (в 1933 г. он погиб в нелепой воздушной катастрофе).

На должность нового Начальника Военно-воздушных Сил Красной Армии было решено назначить одного из бывших энергичных командиров сухопутных строевых частей. Им стал кадровый военный, активный участник гражданской войны, латыш по национальности Яков Иванович Алкснис. Последние годы он занимал пост заместителя начальника ВВС.

Я. И. Алкснис был не только очень деловым, требовательным и неутомимым командиром, но и обладал широким кругозором. Он прекрасно понимал, что хорошо руководить таким родом войск, как военная авиация, может лишь лидер, пользующийся в своей среде серьезным профессиональным авторитетом. Поэтому он выдвинул условием своего (Назначения на новую должность обучение летному

- 33 -

мастерству. И в этом он был безусловно прав. (До авиации Яков Иванович служил, как и Г. К. Жуков, в самых дисциплинированных воинских частях того времени - в коннице). С поставленным им условием согласились. На учебу Сталин отвел ему один месяц. Возник вопрос о том, кому поручить решение поставленной задачи в подобный срок со всей складывающейся при этом ответственностью. Выбор пал на А. А. Левина.

Летом, в Крыму, там, где он сам почти 10 лет назад постигал азы летного мастерства, а течение одного месяца интенсивных занятий Александр Алексеевич сумел не только обучить своего ученика основам теории и практики летного дела, но и заложить необходимые фундаментальные основы и правила принятия решений в авиации, сочетающие необходимую смелость с разумной осторожностью.

Впоследствии Я. И. Алкснис очень много летал, овладел высшим пилотажем на истребителе, пилотировал красиво и не имел ни одного аварийного происшествия.

В период обучения между этими двумя людьми установилось не просто должностное знакомство, но и уважительная личная дружба. В основном их обоих сближала беззаветная отдача всех своих сил и способностей по-

- 34 -

рученному и очень важному для Родины делу.

Назначение нового начальника ВВС по времени совпало с началом этапа становления отечественной авиационной промышленности. В войска стали поступать серийные самолеты отечественных конструкций. Началась эпоха великих перелетов.

Планомерно формировались и развертывались строевые части военной авиации. Во весь рост встала проблема массовой подготовки авиационных кадров: летчиков, штурманов и техников. Для этого необходимо было расширять старые и открывать новые военно-авиационные школы.

По планам такого развития одно из крупнейших новых авиаучилищ должно было вырасти в Сталинграде. Наличие в этом районе ряда аэродромных площадок, значительное число «летных», т. е. светлых, сухих дней в году, позволяли развернуть здесь учебный процесс в широких масштабах. Училище и строилось, и- наращивало выпуск пилотов почти одновременно с освоением мощностей и выпуском тракторов на Сталинградском тракторном заводе.

Создателем этой новой школы, ее начальником по представлению Я. И. Алксниса, был назначен 1 августа 1929 г. А. А. Левин.