Саранский институт им огарева. Требования для поступления в Мордовский Государственный Университет имени Н. П. Огарёва. О вузе и его структуре

Вопрос высшего образования стоит особенно остро в современной реальности. Без должного уровня знаний во многих сферах устроиться на хорошую должность невозможно. Даже специалисты с уже имеющимся высшим образованием стараются все время повышать квалификацию, что уж говорить о людях без базовой подготовки. Бесспорным плюсом современности является обилие учебных заведений. Минус - в огромном количестве вузов легко запутаться, упустив из вида то, что действительно подходит конкретному абитуриенту. В данной статье рассматривается Саранский медицинский институт, его история, структура, образовательные программы, проходные баллы и требования. Также будут рассмотрены отзывы о данном учебном заведении.

История института

Саранский медицинский институт - структурное подразделение огромного вуза федерального уровня. Наименования его - Национальный исследовательский Н. П. Огарева. На сегодняшний день Саранский медицинский институт объединяет в себе несколько направлений деятельности, большую команду, собранную из высококвалифицированных профессионалов своего дела, обладает высоким потенциалом в области научной и образовательной деятельности.

Открыт институт был еще в 1967 году. Изначально данное структурное подразделение было факультетом. Позже, с приростом клинических дисциплин и улучшением уровня образования, факультет был переименован в институт. Сейчас ему уже более половины века. Во главе структурного подразделения Мордовского вуза стояли многие известные деятели науки. На сегодняшний день руководство находится в руках доктора медицинских наук, профессора Л. А. Балыковой.

О вузе и его структуре

Относится Саранский медицинский институт к списку подразделений имени Огарева. Помимо медицинского подразделения, к нему относятся аграрный, институт механики и энергетики, национальной культуры, физики и химии, электроники и светотехники и историко-социологический институт. Также у вуза есть два филиала в других городах: Ковылкинский и Рузаевский.

За 85 лет существования университет развил широкий спектр научно-исследовательских направлений, открыл множество подразделений, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку в области научных исследований, открытий, улучшения жизни общества, а также обучения подрастающего поколения специалистов. К подразделениям университета относятся:

  • "Центр Интернет".
  • НИИ "Материаловедение" и Регионологии.
  • Бизнес-инкубатор для малых предприятий.
  • Дворец культуры и искусств.
  • Жилищно-спортивный кооператив, Санаторий-профилакторий, Спортивный клуб.
  • Издательство университета и Редакция журналов.
  • Межрегиональный центр финно-угроведения.
  • Музейный комплекс и Научная библиотека.
  • Отделы главного метролога, механика, энергетика.
  • Отделы менеджмента качества, по управлению имущественным комплексом, социального развития и инклюзивного сопровождения, по управлению интеллектуальной собственностью.
  • Попечительский совет, приемная комиссия, правовое управление;
  • Сектор грантов и программ.
  • Сектор организации и сопровождения НИОКР.
  • Совет молодых ученых.
  • Совет ректоров вузов Республики Мордовия.
  • Управления по безопасности и по бух. учету и финансовому контролю.
  • Управления делами, кадрами, международными связями, научными исследованиями, внеучебной работой, связям с общественностью, подготовке кадров высшей квалификации, охране труда и пожарной безопасности.
  • Учебно-методическое управление и Учебный совет Университета.
  • Финансово-экономическое управление.
  • Центр информационной безопасности.
  • Центр М. М. Бахтина.
  • Центры новых информационных технологий, олимпиадной подготовки по программированию, по работе с инновационными образовательными учреждениями.
  • Центры поддержки технологий и инноваций, развития дистанционного образования, содействия трудоустройству выпускников университета, суперкомпьютерных технологий, трансфера технологий.

Деятельность учебного заведения

Как видно из вышеизложенного списка подразделений, учебное заведение не останавливается на одном определенном направлении, а развивается во многих важных для современности отраслях науки, трудовой и творческой деятельности. Студентам вуза и его подразделений, в том числе и Саранского медицинского института, доступны огромные массивы информации, открыты пути на различные олимпиады, конкурсы, конференции и выставки, доступны музейные, исследовательские и спортивные комплексы. Все это дает учебному заведению и его учащимся огромное преимущество перед другими образовательными организациями, не обладающими такой богатой инфраструктурой. Особенно много программ создано именно в отношении исследований и научных открытий.

Инфраструктура института и преподаватели

Те, кто включен в списки поступивших в Саранский медицинский институт, получают доступ к образованию на высшем уровне. Учебный процесс проходит у лучших преподавателей, профессионалов своего дела, имеющих различные звания в области научной деятельности и медицинской работы. Инфраструктура представлена двадцатью кафедрами, научно-исследовательским комплексом регионального масштаба и отделом по производственной практике, которая происходит, к слову, в максимально близких к будущему трудовому процессу условиях. Также на территории института имеются спортивные и культурные комплексы, библиотека с читальным залом, лыжная база, общежития и столовые.

Образовательные программы

В настоящий момент времени Саранский медицинский институт готовит врачей по четырем специальностям. Небольшое количество направлений, в отличие от многих других медицинских вузов. Но это нисколько не уменьшает качества обучения, выгодности и будущей успешности. На сегодняшний день готовят специалистов по следующим направлениям:

  • "Лечебное дело".
  • "Стоматология".
  • "Фармация".
  • "Педиатрия".

Что важно для медиков, в институте осуществляется беспрерывное образование. То есть, после окончания бакалавриата или специалитета студент продолжает учиться в ординатуре и аспирантуре, может повышать квалификацию, а также переподготовиться. На данный момент ординатура готовит по 35 специальностям, аспирантура по 21, повышение квалификации по 24 специальностям.

Сроки обучения и стоимость

Что касается сроков обучения, здесь отличий от других вузов нет. Медицинские специальности - очень ответственная и важная работа, от специалистов этой области зависят жизни и здоровье людей. Поэтому обучение длительное. "Стоматология" и "Фармация" займут у студента 5 лет обучения в специалитете, "Педиатрия" - 5-6 лет, - 6-7 лет обучения.

Стоимость обучения в Саранском медицинском институте достаточно приемлемая по сравнению с другими ведущими вузами, осуществляющими подготовку по данным специальностям. Год обучения в учебном заведении обойдется студенту в 77 тысяч рублей при обучении по направлению "Педиатрия" и "Фармация", 85 200 рублей по направлению "Лечебное дело" и 112 тысяч в год - "Стоматология".

Что нужно для поступления

Приемная комиссия Саранского медицинского института осуществляет набор абитуриентов со средним полным образованием - 11 классов. Абитуриенты должны сдать ЕГЭ. Предметами, необходимыми для поступления в институт, являются: химия (профильный), русский язык и биология. Суммарный проходной балл в Саранском медицинском институте за 2017 год составил 239-262 балла по результатам ЕГЭ. Наивысший проходной балл по направлению "Стоматология".

Начало приема заявлений на поступление - 20 июня. В этот момент начинают подавать заявление все группы абитуриентов по всем направлением и условиям обучения. Окончание приема заявлений от лиц, поступающих по результатам ЕГЭ на очную форму обучения - 26 июля. Лица, поступающие по внутренним вступительным испытаниям должны успеть подать заявление до 16 июля.

Заявления от заочников, сдавших ЕГЭ, принимаются с 20 июня по 20 августа. Заочники, желающие сдать внутренние экзамены, должны успеть до 10 августа. Лица, поступающие на платную основу - подают заявление до 20 августа (ЕГЭ) и 27 августа (внутренние испытания).

Информация о количестве мест

Бюджетных мест не так уж и много, так что абитуриентам стоит поторопиться оформить все необходимые документы вовремя. К слову, на очно-заочной и заочной форме обучения вообще не предусмотрено бюджетных мест. На очной их выделено всего 230. На специальность "Лечебное дело" - 150 бюджетных мест, 125 - на коммерческой основе. Специальность "Педиатрия" может принять 40 бюджетников и 25 "платников". На стоматологов бесплатно могут обучаться 15 человек, платно - 55. Фармацевты бесплатно обучаются в количестве 25 человек, платно - 10.

Итого, на курс в общей сложности принимается 445 человек по разным направлениям и формам обучения. Для того, чтобы попасть в списки абитуриентов Саранского медицинского института, необходимо вовремя написать заявление, приложить информацию о ЕГЭ или сдать внутренние испытания, а также предоставить оригиналы документов.

Мордовский государственный университет создан 2 октября 1957 года на базе организованного 1 октября 1931 года Мордовского государственного педагогического института. Его создание означало качественно новый шаг в развитии высшего образования Мордовии. Сегодня Мордовский университет является одним из крупнейших центров высшего образования, науки и культуры не только в Республике Мордовия, но и в России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 812-р в отношении МГУ имени Н. П. Огарева установлена категория «национальный исследовательский университет».

Подготовка по программам высшего (ВПО) и среднего (СПО) профессионального образования студентов, зачисленных в университет до 2011 года, осуществляется по государственным образовательным стандартам II поколения, а зачисленных в 2011 и в последующие годы — по федеральным государственным образовательным стандартам III поколения.

По стандартам II поколения обучение ведётся по 69 специальностям ВПО, 26 направлениям подготовки бакалавриата, 22 направлениям подготовки магистратуры и по 7 специальностям СПО.

По стандартам III поколения кадры готовятся по 8 специальностям ВПО, 48 направлениям подготовки бакалавриата, 21 направлениям подготовки магистратуры и по 8 специальностям СПО.

Университет расположен в центральной части России, в 620 км от Москвы. Функционируют 2 филиала, 28 корпусов, 12 общежитий, в которых проживают 4800 человек, из которых 3320 студентов, в том числе 50 аспирантов, и 544 семьи сотрудников университета.

Научно-педагогический потенциал университета составляет 1 655 человек. Из них докторов наук, профессоров – 225 (13,5 %); кандидатов наук, доцентов – 1 089 (66 %).

Обучение студентов в Мордовском университете ведется по очной, заочной и вечерней формам. В вузе обучается 24 290 студентов, из них 12 780 – по очной форме, 5 992 – по заочной и 276 – на вечерней форме обучения. В сокращённые сроки (на базе имеющегося ВПО и профильного СПО) обучаются: 4886 – по заочной, 99 – по вечерней формам обучения. Кроме того, в университете обучаются 248 иностранных граждан на очном отделении и 9 – на заочном.

Продолжительность обучения по очной/заочной (вечерней) формам обучения: 5/6 лет (подготовка специалистов), 4/5 лет (бакалавриат) и 2/2,5 года (магистратура). В Медицинском институте, соответственно, 6/7 лет. Подготовка специалистов осуществляется в форме лекций, лабораторных, семинарских и практических занятий.

Образовательный процесс в вузе ведется на государственном языке Российской Федерации — русском. По решению Ученого совета вуза занятия могут проводиться на языках народов Российской Федерации и иностранных языках.

Присуждаемые дипломы и степени: дипломированный специалист, кандидат наук, доктор наук, бакалавр и магистр. После завершения обучения выполнившим учебный план выдается российский государственный диплом установленного образца о высшем образовании и квалификации.

Полное название Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Сокращенное название ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва»
Год основания 1957 год
Сайт

Высшее образование играет большую роль. При правильном выборе учебного заведения, вы получите не только знания по профессии, но и окунетесь в интереснейший мир студенческой жизни. Поэтому подойти к выбору ВУЗа и факультета нужно крайне серьезно – ведь это определит то, как вы будете жить в ближайшие пять лет.

Школа (гимназия) №29

Школу обычно не выбирают – где живешь, там и учишься. Вот и я пошла учиться в школу №29 в городе Саранск, до которой было ближе всего ходить. Но и отзывы о ней были хорошие. Через несколько лет она приобрела статус гимназии, так что заканчивала я уже гимназию №29. Я училась хорошо и окончила школу с золотой медалью.

Среди предметов мне больше всего нравились математика, физика и литература. В школе я вела активную общественную жизнь – танцевала, пела в хоре, входила в совет старшеклассников, занималась в театральном кружке, играла в вокально-инструментальном ансамбле на синтезаторе, и конечно, участвовала в различных олимпиадах по математике, химии, русскому языку и других.

Учиться всё сложнее

С каждым годом современным детям приходится учиться все сложнее. Многие предметы, которые в мое время изучали, начиная с пятого класса, например, иностранный язык или информатику сейчас можно увидеть в расписании второклассника.

Значительно усложнились выпускные экзамены в девятом и одиннадцатом классах. Я тоже сдавала ЕГЭ, но обязательным этот экзамен был только по математике. По русскому языку мы писали сочинение. Сейчас же по многим предметам экзамены сдают в виде ЕГЭ. При этом вокруг создается такая шумиха – столько нервов, слез и денег!

Я очень рада, что училась в другое время. Конечно, за меня тоже родители переживали, но вместо того, чтобы искать кого-то, кто сделает за меня высокий балл, в течение двух лет оплачивали занятия с репетитором. Да и учитель математики у нас был очень талантливый. В итоге я сама сдала ЕГЭ по математике на 91 балл.

Выбор направления, с чем связать свою жизнь?

То, что я пойду учиться на математический факультет, было ясно давно. После третьего класса в нашей гимназии №29 ввели профильное обучение. То есть нужно было выбирать, в каком классе ты будешь учиться: в математическом, танцевальном, хоровом или в том, где учатся не очень умные и талантливые дети. Скажем так, чтобы никого не обидеть. Вам кажется странным такое деление? Это объясняется тем, что в то время наша гимназия только что получила статус эстетической.

Мама долго заставляла меня отвечать на какие-то вопросы, просила выполнить задания, пытаясь понять, какой у меня склад ума. Наверное, по ее подсчетам получилось, что математический, и я пошла учиться в самый сильный математический класс. А уж там благодаря талантливому математику-классному руководителю я полюбила алгебру и геометрию. До сих пор могу доказать теорему Пифагора, хоть ночью разбуди!

С математической направленностью мы определились, но в нашем городе (Саранск) есть два ВУЗа – МГУ им. Н.П.Огарева и Педагогический институт им. Евсевьева. Мы со школьной подругой с младших классов хотели пойти в педагогический – нас учили такие замечательные люди, что хотелось работать учителями, несмотря на сложность профессии и невысокую заработную плату! Но потом, благодаря неоспоримому решению родителей, я пошла подавать документы в МГУ, а она уехала поступать в Москву. Вот так педагогический институт остался за бортом.

Вопрос о платном обучении даже не стоял. И денег у нас на это не было, и наличие золотой медали и довольно высокого балла по ЕГЭ располагали к поступлению на бюджетную основу. Подсознательно я всегда знала, что буду учиться в университете. Как любой ребенок знает, что после детского сада он пойдет учиться в школу, так я знала, что после школы пойду в университет. Для меня это был последний этап перед взрослой рабочей жизнью.

Передо мной долго стоял вопрос, на какое отделение математического факультета пойти – на прикладную математику или на общую? К счастью, я выбрала прикладную специализацию, потому что посчитала, что знания и умения грамотно обращаться с компьютером мне понадобятся больше, чем глубокие знания математического анализа, дифференциальных уравнений и теории функций комплексного переменного. В дрожь бросает от таких мудреных названий предметов, не говоря уж об их детальном изучении! :)


Поступление - проверка на прочность!

Как и собиралась, я подала документы на факультет прикладной математики. Но при возможности подать заявление еще куда-нибудь, я решила не упускать ее и схалявить. А халява заключалась в следующем. На экономическом факультете профилирующим предметом была математика ЕГЭ. Чтобы поступить без экзаменов, нужно было иметь золотую медаль и балл по ЕГЭ, не ниже проходного. В прошлом году проходной балл был равен 75. У меня была медаль и балл 91. Но попытка не удалась:(Планку подняли до 95, и тогда для поступления необходимо было сдавать другие предметы устно.

Для поступления на математический факультет нужно было сдавать математику устно. И в случае сдачи на пятерку при наличии золотой медали можно было поступить. При сдаче на более низкую оценку пришлось бы писать сочинение и сдавать другие обязательные экзамены, как все немедалисты.

В день экзамена я немного волновалась, но была уверена, что сдам. Наш учитель так нас «натаскал», что я почти не готовилась. Тем более я сдавала и алгебру, и геометрию устно, как предметы по моему выбору в 11 классе. Все прошло гладко – мне выпал легкий билет с нетрудной задачей. Пятерка – и волнения закончились, а лето наконец-то началось!

Я поступила в Мордовский Государственный Университет имени Н.П.Огарева на факультет прикладной математики в родном городе Саранске на бюджетную основу.

Первый год обучения в МГУ имени Н.П.Огарева

Когда я смотрела списки групп (на нашей специализации их было три – две бюджетных и одна платная), я увидала фамилию одноклассника, моего хорошего друга. Я знала, что он собирается поступать туда же, куда и я, но даже представить не могла, что мы будем учиться в одной группе. Родной человек рядом, это всегда хорошо. На первое сентября мы пошли вместе.

Остальные наши одногруппники оказались разными по характеру, привычкам и поведению, но достойными и интересными людьми. Сразу же нам дали куратора с третьего курса. Он, как человек опытный, организовал нас. Рассказал, как тут учиться, что необычного, что хорошего, что – не очень. Я быстро вписалась в обстановку, и мне понравилось на новом месте учебы – много новых людей, новые преподаватели, совершенно не похожие на школьных учителей и сама бытность студенческой жизни. Даже воздух здесь был другим! Декан раздал зачетки – первый официальный документ – и пожал руки. Понеслась!..

Компьютерно-математический гранит науки

После школьных уроков пары казались такими длинными… Но отсутствие домашних заданий радовало. Лекции, практики, занятия в компьютерных лабораториях. Пока ничего не предвещало беды, только рассказы «старожилов» о том, как тот или иной преподаватель принимает экзамены.

Честно сказать, математические дисциплины с их дотошностью, углубленностью и значительной сложностью заставили меня разлюбить математику. В школе были цветочки! А в университете все оказалось гораздо сложнее. Все чаще возникали вопросы: «Зачем это вообще может понадобиться?» Как человек грамотный, я могла дать ответ на этот вопрос, но как обычный человек, практического опыта я в этом не видела.

Зато компьютерные занятия мне очень нравились! Интересные задания по программированию на разных языках, графические редакторы, базы данных… Мы даже Paint во всей красе проходили и досконально изучали Word, Excel и PowerPoint. А на 3-5 курсах мы программировали в системе 1С: Бухгалтерия. Вот то, что реально пригодится. И знание по созданию и поддержанию работы баз данных всегда требуется. Я ни капельки не пожалела, что выбрала именно прикладную специальность.

Математические дисциплины заставляли не спать ночи напролет во время сессии. Но не они одни. Кроме них есть еще несколько гадких предметов – физика (так любимая мною в школе), история, философия, правовые дисциплины. Но я твердо знала, что нужно собрать силы в кулак и двигаться вперед. Просто перетерпеть. Но мыслей о том, чтобы бросить все, никогда не было. Я перфекционистка по жизни. И если что-то делаю, то делаю это хорошо и до конца. К счастью, добиться хороших оценок можно было знаниями и стараниями, а не родительскими деньгами. Никто не верит, но наша группа ни разу не собирала пакетов и других денежных поощрений преподавателям. Просто даже повода не было! (на фотографии изображен один из корпусов НИ МГУ имени Огарёва)


Мои друзья – мое богатство!

За время учебы мой школьный друг стал настоящей поддержкой и опорой. Я всегда знала, что могу на него положиться. Кроме того, я нашла трех верных подруг. Мы до сих пор общаемся, хотя окончили университет еще в 2008 году (поступили в 2003). Одна из них даже стала крестной матерью моей дочки. Пять лет тесного общения не прошли даром. Что-то я взяла от них, чему-то научила – на то и есть друзья!

Работа – не волк

Стипендия у нас хорошая, только маленькая:), как говорил Михаил Евдокимов про пенсию в одном из монологов. Вот и приходится подрабатывать. Первым местом работы у меня был мордовский детский лагерь «Энергетик». А все началось с того, что мне рассказали, что в нашем университете активно работает Содружество Педагогических Отрядов (СПО). На каждом факультете есть педотряд. У нас он называется «Матрица». Это неслучайно. Ведь кроме названия известного фильма, это математический термин, означающий совокупность чисел. СПО проводит занятия с новичками, обучает детской психологии, орлятским песням, развивающим играм и другим интересным и полезным вещам. По окончании курса выдается свидетельство о том, что можно работать с детьми. Это интересная, ответственная и веселая работа! Правда, оплата символическая. За смену (21 день) я получила 3000 рублей. Но оно того стоило!

Только приходилось досрочно сессию сдавать, что иногда было неудобно. Некоторые преподаватели считают, что если пришел учиться, так учись, а не «пляши перед детьми по лесам».

Еще я работала промоутером по вечерам. Другими словами, проводила промоакции. Оплата по тем временам была небольшая. За месяц можно было заработать 1500-2000 рублей. Учебе это не мешало, ведь на время сессии можно было отказаться от работы. Хотя встречая некоторых преподавателей в супермаркетах во время дегустации или просто акции, было неприятно выслушивать, что «лучше учиться и готовиться к олимпиадам, чем пельменями торговать!» Но каждому свое.

Дальнейшие планы и перспективы

МГУ имени Огарева считается самым престижным ВУЗом в Мордовии, а на факультете прикладной математики всегда большой конкурс. Несмотря на «мужское лицо» профессии программиста, здесь учится много девушек, хотя редко кто потом работает по специальности. Но самое главное, что дает обучение на математическом факультете – это способность быстро вникать и обучаться любому делу. Еще бы! После таких предметов, как уравнения математической физики, бухгалтерия или делопроизводство покажется семечками:).

Я окончила университет в 2008 году, через неделю нашла работу. А помог опять же родной университет. Когда подписываешь обходной лист, нужно заполнить анкету в университетской службе занятости. Они передают данные работодателям, а те состыковываются с интересующими людьми и приглашают на работу. Так было и у меня. Меня пригласили на собеседование, а затем взяли на работу.

Работа у меня очень интересная! Я обучаю сельских бухгалтеров работе на компьютере с программными средствами фирмы 1С. Несмотря на сложность, напряженность и командировочный характер, я люблю свою работу. Да и доход она приносит хороший. Для девушки заработок в 18-20 тысяч в месяц в нашем городе считается более чем приличным. Сейчас я в отпуске по уходу за ребенком, но скоро выйду, и снова буду работать.

Близкие люди

Во время учебы на 4 курсе, я познакомилась с будущим мужем, а уже на 5 курсе мы поженились. Через два месяца после знакомства стали жить отдельно от родителей – сняли квартиру. А сейчас живем в собственной новостройке. Спасибо правительству республики – поддерживают молодые семьи, дают субсидии и прочие льготы на покупку жилья.

С парнями из группы мы просто дружили. До сих пор встречаясь, мы не можем наговориться – у каждого своя жизнь. Но тот отрезок времени, что мы провели вместе, навсегда останется в памяти. Это наше, и другого уже не будет.

В течение жизни разные люди встречаются нам на пути. Кто-то проходит мимо, кто-то играет лишь эпизодическую роль, а кто-то остается. В моей жизни остались надолго лишь три университетских подруги. Остальные только знакомые и приятели, не больше.

Главное достоинство факультета прикладной математики

Как я и думала, на факультете прикладной математики я научилась в совершенстве владеть компьютером. Это важно при устройстве на любую работу. А вообще, даже тот, кто учился удовлетворительно, с легкостью освоит новую профессию и сферу деятельности. Потому что главное, что дает математический факультет – это умение понимать, систематизировать и логически мыслить. Я ни на секунду не разочаровалась в своем выборе! Учиться трудновато, этот факультет не для лентяев. Но чем труднее даются знания и навыки, тем дороже они ценятся. Можно окончить факультет физического воспитания или сельскохозяйственной направленности, тоже будет высшее образование. Но если вы хотите получить не только диплом, а научиться мыслить и иметь широкий кругозор, то вам сюда.

Учеба именно в этом учебном заведении и на этом факультете сделала меня такой, какая я есть. Здесь я повстречала друзей, обрела мудрых наставников, научилась многому, что пригодилось в жизни. Однозначно, годы учебы прошли для меня не зря!

    Обучение студентов в Мордовском университете ведется по очной , очно-заочной и заочной формам .

    По данным на 2009-й год на всех специальностях ВУЗа обучается 24 725 студентов, из них 6 650 иногородних. В университете обучаются 148 иностранных граждан.

    Научно-педагогический потенциал (по данным на 2006-й год) университета превышает 1720 человек. Докторов наук, профессоров - 183; кандидатов наук, доцентов - 1012.

    Продолжительность обучения по очной форме - 5 лет, по вечерней и заочной - 6 лет, на медицинском факультете - 6 и 7 лет. Бакалавриат - 4 года.

    Подготовка специалистов осуществляется в форме лекций, семинарских и практических занятий.

    Присуждаемые дипломы и степени: дипломированный специалист , кандидат наук , бакалавр и магистр . После завершения обучения выполнившим учебный план выдается Российский государственный диплом установленного образца о высшем образовании и квалификации.

]История университета Мордовский государственный педагогический институт имени а. И. Полежаева

    1 октября 1931 - в целях повышения уровня качества высшего образования в Мордовской автономной области решениемСовета народных комиссаров РСФСР (Совнаркома РСФСР) был создан Мордовский агропединститут с агрохимико-биологическим , историко-экономическим , физико-техническим и политехническим отделениями - первое высшее учебное заведение в Мордовии .

    23 ноября 1932 - агропединститут преобразован в Мордовский государственный педагогический институт (МГПИ) . Созданы отделения: историческое , математическое , химическое , литературы и языка , биологическое .

    1933 - в составе педагогического института открыт учительский институт.

    1934 - 1935 - созданы четыре факультета: языка и литературы с мокшанской, эрзянской и русской секциями,исторический , естественный , физико-математический .

    1935 - в институте состоялся первый выпуск специалистов - 73 человека .

    1938 , 10 февраля - постановлением ЦИК Мордовской АССР Мордовскому педагогическому институту присвоено имя русского поэта Александра Ивановича Полежаева , который был уроженцем мордовских земель.

    1952 - открыт факультет иностранных языков ; на историко-филологическом факультете создано мордовское отделение .

Мордовский ордена Дружбы народов государственный университет имени н. П. Огарёва

    2 октября 1957 - на базе МГПИ имени А. И. Полежаева создан Мордовский государственный университет систорико-филологическим , физико-математическим , инженерно-техническим , сельскохозяйственным факультетами , а также факультетом естествознания и факультетом иностранных языков .

    11 июня 1958 - организована многотиражная газета «Мордовский университет» («Голос Мордовского университета»).

    1958 - в университете открыта аспирантура по трем научным специальностям: мордовский язык , ботаника , зоология .

    1962 - состоялся первый выпуск специалистов - 713 человек .

    20 сентября 1962 - инженерно-технический факультет разделен на строительный и электротехнический ; из состава сельскохозяйственного факультета выделен факультет механизации сельского хозяйства .

    23 июня 1969 - открыты факультеты: экономический ,иностранных языков .

    7 мая 1970 - постановлением Совета Министров РСФСР № 286 «Мордовскому университету было присвоено имя русского поэта, публициста и революционера Николая Платоновича Огарёва ».

    1982 - за заслуги в подготовке специалистов и развитие научных исследований указом Президиума Верховного Совета СССР № 6349 от 7 января 1982 Мордовский университет имени Н. П. Огарёва награждён орденом Дружбы народов .

    26 октября 1989 - учрежден научно-публицистический журнал «Вестник Мордовского университета» .

    12 июля 1991 - созданы: НИИ Регионологии , НИИ Агрокомплекс , НИИ «Человек и свет» .

    1991 - Создан факультет национальной культуры .

    1992 - на базе Мордовского университета открыт Саранский городской естественно-технический лицей (ныне МОУ «Лицей № 43» ).

    28 января 1993 - создан «Региональный учебный округ», представляющий собой добровольное научно-методическое объединение учебных заведений и других организаций, заинтересованных в развитии образования.

    1995 , 4 июля - создан Историко-социологический институт .

    1996 - вышел в свет первый номер научно-методического журнала «Интеграция образования» .

    11 марта 1996 - при МГУ открыта многопрофильная академическая гимназия .

    1996 - создан НИИ Строительства .

    1997 , 2 октября - открыт музей истории университета.

    1998 - создан НИИ Математики .

    1998 - на базе экономического факультета создан НИИ Экономики .

    2000 , 13 апреля - открыты филиалы университета в городах Ковылкино иРузаевка .

    2001 - подведение итогов выполнения Программы развития Мордовского государственного университета на 1996-2000 годы , принятой на расширенном заседании ученого совета вузов в 1996 году и одобренной Правительством РМ и коллегией Госкомвуза РФ.

    2002 - при университете открыт региональный научный центр Поволжского отделения Российской академии образования .

    Создан Инновационный образовательный центр , основными задачами которого являются совершенствование образовательной деятельности, внедрение современных методов управления и мониторинга качества подготовки специалистов.

    2003 - получена новая лицензия на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации университета с двумя филиалами.

    Принята «Миссия университета» , провозглашающая общественную значимость, фундаментальные и долговременные основы деятельности.

    2004 - университет награжден дипломом лауреата конкурса «Золотая медаль „Европейское качество“»

    Университет награжден дипломом Всероссийского конкурса «1 000 лучших предприятий и организации в сфере образования и науки» .

    По результатам конкурса на лучшую научную работу студентов вуз занял 5 место в России и 1 место в Приволжском федеральном округе.

В 2003 году среди 86 классических университетов страны Мордовский университет занял 23-е место.

    2005 - По данным агентства «РейтОР» вуз занял 13-е место в рейтинге вузов страны , готовящих кадры для управления в высших эшелонах власти.

    Вуз - дипломант конкурса

    Вуз - дважды лауреат Всероссийского конкурса «Золотая медаль» «Европейское качество»" в номинации «100 лучших вузов».

    Создан Московский филиал университета.

    Открыто представительство вуза в районном центре Торбеево Республики Мордовия.

    Введены в эксплуатацию аудиторный блок и учебно-лабораторный корпус общей площадью 12 416 кв.м. На открытии присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе А. В. Коновалов, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко и Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин.

    В университете открыт межвузовский центр трансфера технологий .

Создано структурное подразделение Российской академии наук - представительство Отделения общественных наук РАН .

    2006 - 19-е место в рейтинговой оценке вузов страны, проводимой Министерством образования и науки РФ

    Вуз - лауреат конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» , организованного Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

    Первое место среди вузов России по результатам III Всероссийского конкурса «Организация воспитательной работы в образовательных учреждениях» , проводимого Федеральным агентством по образованию.

    Республика Мордовия, представленная университетом, заняла 5-е место среди регионов России в конкурсе молодых докторов наук .

    Открыты четыре представительства университета в районах республики: г. Ковылкино, с. Кемля, п. Комсомольский, с. Рождествено.

    Создан Межрегиональный научный центр финно-угроведения .

    2007 - Президентом Российской Федерации подписан Указ о награждении ректора университета орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

    Создано представительство вуза в п. Зубова Поляна.

    При университете открыты Центр международного сотрудничества и академической мобильности , Центр европейского и международного права , Венгерский центр .

    По инициативе полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе в структуре университета создана Малая академия государственного управления Республики Мордовия .

    Телепрограмма «Наш университет» и сайт «Студенческие ресурсы» (www.students.mrsu.ru) стали финалистами конкурса студенческих газет, теле-радио передач «Медиа-Поколение-2007».

    2008 - Студент юридического факультета скороход Денис Нижегородов стал бронзовым призером игр в Пекине по спортивной ходьбе на 50 км.

    Мордовская спортсменка и студентка математического факультета Ольга Каниськина стала олимпийской чемпионкой по спортивной ходьбе.

    Мордовский университет стал победителем открытого конкурса на право создания регионального центра по сопровождению внедрения типовой модели системы качества образовательного учреждения в Приволжском федеральном округе.

    Университет зарабатывает в год порядка 160 млн руб. (2009), в основном за счет платных студентов, в то время как, к примеру, Томский политехнический институт - 8 миллиардов рублей на продаже инновационных разработок.

    Медицинский факультет преобразован в Медицинский институт.

    2010 - В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2010 года №812-р МГУ имени Н.П. Огарева официально установлена категория "национальный исследовательский университет".

Университетская площадь - площадь города Саранска , названная так в честь Мордовского университета имени Н. П. Огарёва решением исполкома Саранского горсовета от 6 мая 1972 года . Площадь соединяет университет сРеспубликанской библиотекой имени А. С. Пушкина . Это старейшее культурное учреждение Саранска основано в 1899 году в ознаменование столетия со дня рождения поэта. Об этом напоминает мемориальная доска у входа в здание.

2 апреля на базе Волонтерского центра МГУ им. Н.П. Огарева все желающие могли пройти комплексное обследование на состояние здоровья и выявление факторов риска заболеваний. Это стало возможным благодаря ежегодной Всероссийской акции «Будь здоров», приуроченной к Всемирному дню здоровья, который отмечается 7 апреля. Инициаторами проведения бесплатной экспресс-диагностики организма среди студентов, преподавателей и сотрудников вуза стали волонтеры-медики совместно со специалистами республиканского центра здоровья.


Предлагаем Вам принять участие в исследовании «Рейтинг вузов России», ежегодно проводимом рейтинговым агентством RAEX. Принять участие в онлайн-опросе могут представители научного и академического сообщества, студенты и выпускники вузов, представители компаний и работодатели. Цель исследования - создание независимой системы оценки вузов, опирающейся на статистические данные и результаты опросов целевых групп.


Учебно-научная лаборатория технологии лекарственных средств была создана на базе Института физики и химии в 2019 году благодаря совместным усилиям Мордовского университета и АО «Биохимик». Это стало логичным шагом после открытия в 2018 году базовой кафедры химии и технологии физиологически активных веществ, выпускающей студентов по направлению подготовки «Химическая технология». Лаборатория оснащена современным оборудованием, позволяющим проводить как учебные занятия, так и научные исследования в области разработки технологий создания фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм.


В регионах страны проходят широкие общественные дискуссии по реализации поручений Президента РФ В.В. Путина в сфере добровольчества (№ Пр-38ГС от 16 января 2019 г.). В Саранске дискуссия прошла 1 апреля. Говорили о Концепции развития добровольчества в России, о популяризации волонтерства в регионах страны, а также о расширении международного сотрудничества в сфере добровольчества. Обсудили возможные мероприятия, направленные на ресурсную поддержку, обучение, нематериальное стимулирование участников волонтерских инициатив, проведение конкурсов на получение различных форм поддержки и вовлечение в добровольческую деятельность граждан всех возрастов и т.д.


Двое молодых учёных МГУ им. Н.П. Огарева вошли в число получателей в 2019 г. социальных выплат на приобретение жилых помещений, предоставляемых молодым ученым в рамках реализации государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Сертификаты на право получения соответствующих выплат из федерального бюджета в размере более 1 миллиона 300 тысяч рублей вручил ректор Мордовского университета С.М. Вдовин.


29 марта в актовом зале Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина состоялась публичная презентация проекта «Сам себе клипмейкер» и открытие фотовидеостудии «Серебряный объектив».


Как отметил Е.Н. Каблов, сегодня мир стоит на пороге научно-технической революции, заключающейся в переходе к новому, шестому технологическому укладу, в котором аддитивным технологиям отводится ключевая роль. Аддитивные технологии становятся ярким примером того, как новые разработки существенно улучшают традиционное производство, обеспечивая конкурентные преимущества изделий и открывая новые возможности для многих отраслей промышленности.


На базе юридического факультета Центром содействия трудоустройству выпускников МГУ им. Н. П. Огарёва была проведена лекция по успешному трудоустройству для студентов выпускных курсов. Гостем мероприятия стала начальник отдела кадрового и организационного обеспечения Министерства юстиции Республики Мордовия И. А. Гордеева. Она подробно осветила деятельность ведомства, рассказала об актуальных вакансиях, условиях труда и гарантиях для молодых специалистов.


29 марта на базе МГУ им. Н.П. Огарева состоялась Всероссийская научно-общественная конференция «Адмирал Фёдор Ушаков: уроки истории и вызовы современности». Конференция призвана решить две ключевые задачи: во-первых, придать новый импульс патриотическому воспитанию молодого поколения в учебных заведениях на примере великих соотечественников; во-вторых, осветить деятельность Ф.Ф. Ушакова, в том числе флотоводческую, государственную и военно-политическую, духовную стороны его жизни, связи личности флотоводца с историей региона.


Департамент ситуационного реагирования и аналитики ПАО «Ростелеком» в Саранске открыл программу стажировки для студентов IT-направлений. Огарёвцы стали участниками Дня открытых дверей. Встретились со специалистами департамента, познакомились со спецификой работы отделов, обсудили перспективы сотрудничества с компанией в вопросе подготовки IT-специалистов и потенциал для развития IT-направления в Саранске.