Символ военно-морского могущества франции - подводная лодка "сюркуф". Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование. Служба в Северной Атлантике

«Сюркуф» сошел со стапелей в 1929 году. Он был задуман и спроектирован как рейдер, вооруженный орудиями самого крупного калибра, который разрешал Договор пяти держав, заключенный в ходе Вашингтонской конференции 1921-1922 годов по ограничению морских вооружений, тихоокеанским и дальневосточным вопросам.

«Сюркуф» стал вершиной экспериментальных проектов послевоенного периода, стремившихся сочетать скрытность подводных лодок с огневой мощью надводных кораблей. Гигантская субмарина водоизмещением 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении обладала огромной грузоподъемностью, несла 22 торпеды и могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Ее длина равнялась 110 метрам, дальность плавания - 12 тысяч миль. В 1932 году подводная лодка вступила в строй и была названа «Сюркуф» в честь легендарного французского пирата.


Спущена на воду 18 октября 1929 года, введена в состав флота в мае 1934-го. Названа в честь знаменитого капера Робера Сюркуфа, была крупнейшей подводной лодкой в мире до постройки японских лодок I-400.

Предназначалась для крейсерских действий на океанских коммуникациях, помимо торпедного вооружения, обычного для подлодок, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт предназначенный для разведки и корректировки артогня.

Поскольку подписанный в 1922 году Вашингтонский договор наложил существенные ограничения на тоннаж и численность надводных кораблей, но не содержал никаких упоминаний о подводных лодках, почти все ведущие морские державы сделали попытку создать подводные лодки, способные выполнять роль крейсеров.

В 1927 году во Франции была заложена серия из трёх крейсерских субмарин, первой и единственной достроенной лодкой в которой был «Сюркуф». Практически сразу после постройки лодки в силу вступил Лондонский морской договорограничивший главный артиллерийский калибр подлодок 155-мм орудиями. Специальной оговоркой в договоре для «Сюркуфа» было сделано исключение, но дальнейшее строительство лодок серии было невозможно.

Подводная лодка была вооружена восемью торпедными аппаратами калибра 500 мм и четырьмя калибра 400 мм. Для ведения надводного артиллерийского боя предназначались два морских орудия 203мм/50 образца 1924 года, в спаренной башенной установке. Калибр орудий соответствовал главному калибру тяжёлых крейсеров. Боекомплект орудия составлял 60 снарядов. Управление огнем осуществлялось с помощью механического вычислительного прибора и оптического дальномера с пятиметровой базой, обеспечивавшего замеры на дальности до 11 км. Для разведки и корректировки огня на дальних дистанциях лодка несла гидросамолёт Besson MB.411 в герметичном ангаре. На крыше ангара были установлены два 37-мм зенитных орудиях и четыре 13.2-мм пулемета.

Эта подводная лодка, названная в честь знаменитого французского пирата обладала чрезвычайно мощным вооружением — на ней имелись два 203-мм орудия в башне, которые могли быть заряжены и наведены на цель при нахождении лодки на перископной глубине. В кормовой части ограждения рубки размещался герметичный ангар с разведывательным самолетом. Орудийная башня, рубка и палуба "Сюркуф" были защищены броней. Но, подобно подводным крейсерам других стран, "Сюркуф" не избежал ряда серьезных недостатков, и Франция больше не строила корабли такого типа.

"...Пожалуй, никто не мог с уверенностью сказать, - писал по этому поводу один из английских специалистов, - с какой целью она была построена. Правда, ее считали способной выйти победителем в артиллерийской дуэли с эсминцем того времени. Но если бы в лодку попал хоть один снаряд, она не могла бы уже погрузиться, и быстроходный эсминец, безусловно, взял бы над ней верх...".

После разгрома Франции германскими вооруженными силами в июне 1940 года "Сюркуф" ушел из Бреста, где стоял на ремонте, и пришел в Плимут, где был захвачен англичанами.

В начале 1942 г. "Сюркуф" базировался на Бермудских островах. 9 февраля на лодку поступил приказ следовать на Таити через Панамский канал, и 3 дня спустя она (с одним неисправным двигателем) под командованием капитана Луи Безона отошла от пирса.

18 февраля из порта Колон (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) вышел союзный конвой, в состав которого входил военный транспорт "Томсон Лайкс". В тот же день в 22.30 по стандартному восточному времени транспорт столкнулся с незамеченным с него судном, получив при этом серьезные повреждения носовой оконечности.

Спустя месяц в Нью-Орлеане (США) состоялось закрытое заседание комиссии по расследованию этого инцидента. Входивший в комиссию на правах наблюдателя английский морской офицер впоследствии докладывал своему командованию: "...Никто из свидетелей корабля, с которым произошло столкновение, не видел.

Примерно через минуту... под килем "Томаса Лайкса" раздался сильный взрыв. Обширные повреждения форштевня транспорта ниже ватерлинии дают основание полагать, что корабль, в который он врезался, был большого тоннажа и низко сидел в воде. Как корабли, следовавшие встречными маршрутами, они ("Томас Лайкс" и "Сюркуф") неизбежно должны были пройти на близком расстоянии друг от друга..."
Комиссия не сделала однозначного вывода, что "Томас Лайкс" столкнулся именно с "Сюркуф". Она лишь констатировала, что транспорт столкнулся с "неопознанным судном неизвестной национальности, в результате чего это судно и его экипаж полностью погибли". Тем не менее, последующие исследования не ставили под сомнения тот факт, что погиб именно "Сюркуф".

Стоит отметить, что хотя данный инцидент и можно отнести к разряду навигационных аварий, к летописи таких аварий в военное время следует относиться с большой осторожностью. Дело в том, что некоторые из столкновений подлодок с надводными кораблями могли и не быть такими авариями в полном смысле этого слова.

Нельзя забывать, что военное время уже само по себе резко повышает нагрузку на судоводителей. Необходимость плавания без ходовых огней в темное время суток, применение на судах камуфляжной окраски, затрудняющей определение их истинных размеров и курсов, погашенные навигационные знаки, и многие другие причины подчас ставят капитанов и штурманов в положение ловцов черной кошки в темной комнате. Да еще и постоянно напряженные нервы, когда каждую минуту на тебя может обрушиться неожиданный удар с воздуха или из-под воды.

Поэтом вполне допустимо предположить, что капитан "Томаса Лайкса", неожиданно увидевший перед собой неизвестную подлодку, и не имевший оповещения о наличии в этом районе своих кораблей, посчитал необходимым утопить незнакомца таранным ударом, не слишком интересуясь его национальной принадлежностью.

Что касается гибели подлодок в военное время конкретно от навигационных аварий, то история с "Сюркуф" показывает, что здесь далеко не все и не всегда может быть так просто и понятно. Спустя 40 лет после победы в западной печати появились сведения, заставившие по-новому взглянуть на эту страницу войны...

В 1983 г. английский журнал "Sandy Taims Magazin" опубликовал большую статью, где приводилось немало новых подробностей.

Оказывается, вскоре после прибытия "Сюркуф" в Англию поступила информация, что не исключена возможность возвращения лодки в распоряжение вишистского правительства. 3 июля англичане попытались захватить ее силой. В результате возникшей на борту перестрелки погибли и были ранены несколько англичан и один француз. После этого экипаж подлодки заменили почти полностью за счет французских военных и торговых моряков, ранее примкнувших к "Свободной Франции", а из офицерского состава остался Луи Брезон, которого через некоторое время назначили командиром.
Однако, смена экипажа не оздоровила обстановку на борту. Английский офицер связи, прикомандированный к "Сюркуф", доносил своему руководству о "плачевном моральном состоянии экипажа" и высказал сомнение в компетентности командира.

21 ноября 1941 г. "Сюркуф" на маневрах у берегов США столкнулся с американской подлодкой, в результате чего образовалась течь в третьей и четвертой цистернах главного балласта. Спустя некоторое время на переходе из Галифакса в Сен-Пьер, Канада, "Сюркуф" попал в сильный шторм. Ударами волн у него помяло ограждение рубки, заклинило орудийную башню, повредило надстройку и подпалубные торпедные аппараты.

В феврале 1942 г. у "Сюркуф", совершавшего переход из Галифакса на Бермуды вышел из строя один из главных дизелей.

Все эти аварии, конечно, не способствовали морального состояния экипажа.
Командующий ВМС Великобритании в районе Америки и Вест-Индии адмирал Чарлз Кеннеди-Пэрвис в своем сообщении адмиралтейству отмечал, что "дисциплина на "Сюркуф" неудовлетворительна, офицеры почти утратили контроль... В настоящее время лодка практически потеряла боевую ценность... По политическим соображениям, возможно, будет сочтено желательным оставить её в строю, но, с моей точки зрения, ее следовало бы направить в Великобританию и списать".

Но это сообщение не было принято во внимание, и 9 февраля лодка вышла в свой последний поход. Что в действительности произошло на ее борту в открытом море - неизвестно. Английский радист, служивший в годы войны на Бермудских островах, много лет спустя рассказывал, что получил от шурина (находившегося на лодке в качестве радиста при английском офицере связи) радиограмму следующего содержания: "Я заперт в радиорубке. У меня револьвер. Позаботься о жене и детях".
Руководитель ФБР легендарный Дж.Эдгар Гувер, пока работала следственная комиссия, направил управлению разведки ВМС США секретный меморандум. В нем он сообщал, что, по его сведениям, "Сюркуф" затонул у острова Мартиника 3 марта 1942 г, т.е. спустя почти 2 недели после столкновения "Томсон Лайкса" с неизвестным объектом.

В начале 1983 г. бывший капрал морской пехоты США, служивший в феврале 1942 г на крейсере "Саванна", заявил, что им было приказано встретиться около Мартиники с английским крейсером и потопить "Сюркуф". Последний, якобы, сделал попытку напасть на одно из судов союзников. Однако, добавил капрал, когда они прибыли на место, подлодка уже затонула.
Сразу же после исчезновения "Сюркуф" представители "Свободной Франции" потребовали независимого расследования, затем участия в работе следственной комиссии, наконец разрешения на ознакомление с вахтенным журналом "Томсон Лайкса"... Во всем этом союзники им отказали.
Так что же все-таки произошло с "Сюркуф"? Было ли причиной его гибели случайное столкновение, или его сознательно уничтожили союзники после подавления восстания, предпринятого экипажем с целью переметнуться на сторону Виши и "пересидеть" войну на "тихой" Мартинике? В то время остров находился в руках вишистов. Ответа на этот вопрос нет и по сей день.

Спуск на воду 18 октября 1929
Выведен из состава флота 1942

Современный статус - погибла

Основные характеристики

Тип корабля Крейсерская ДПЛ
Скорость (надводная) 18½ узла
Скорость (подводная) 10 узлов
Рабочая глубина погружения 80 м
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 8 офицеров, 110 матросов

Размеры
Водоизмещение надводное 3 250 т
Водоизмещение подводное 4 304 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 110 м
Ширина корпуса наиб. 9 м
Средняя осадка (по КВЛ) 7,25 м

Силовая установка
2 дизеля по 7 400 л.с., . 2 электромотора по 3 400 л.с., два винта

Вооружение
Артиллерия 2х203мм/50 орудия в спаренной установке
Торпедно-минное вооружение ТА: 8х550мм, 14 торпед и 4x400мм, 8 торпед
ПВО 2 пушки 37 мм, 4 пулемёта калибра 13,2мм
Авиация 1 гидросамолёт Besson MB.411

"Сюркуф" была крупнейшим французским подводным судном. Она служила как во французском флоте, так и в свободных военно-морских силах во время Второй мировой войны. Она была потеряна в ночь с 18 на 19 февраля 1942 года в Карибском море, возможно, после столкновения с американским грузовым судном. Лодка была названа в честь французского капера Робера Сюркуфа. Она была самой большой подводной лодкой, построенной до тех пор, пока в 1943 году ее не превзошла первая японская субмарина класса I-400.

Исторический контекст

Вашингтонское военно-морское соглашение установило строгие ограничения на военно-морское строительство основных морских держав, а также перемещение и вооружение линейных кораблей и крейсеров. Тем не менее никаких соглашений не было заключено для регулирования характеристик легких судов, таких как фрегаты, эсминцы или подводные лодки. Кроме того, для обеспечения защиты страны и своей колониальной империи Франция организовала строительство большого подводного флота (79 единиц в 1939 году). Подводная лодка "Сюркуф" должна была стать первой в классе подводных судов. Однако она была единственной законченной.

Роль в войне

Миссия новой модели субмарины заключалась в следующем:

  • Обеспечить связь с французскими колониями.
  • В сотрудничестве с французскими военно-морскими эскадронами искать и уничтожать вражеские флоты.
  • Погоня за вражескими конвоями.

Вооружение

У крейсера "Сюркуф" была турель с двумя пушками с 203-миллиметровым (8-дюймовым) орудием, такого же калибра, как у тяжелого крейсера (главная причина, по которой он и был назван «круизер су-марин» - «крейсерская подводная лодка») с 600 патронами.

Субмарина была спроектирована как «подводный тяжелый крейсер», предназначенный для поиска и участия в надводном бою. В разведывательных целях на борту судна находился наблюдательный поплавочный самолет Besson MB.411 - в ангаре, построенном на корме боевой башни. Однако самолет также использовался для калибровки оружия.

Лодка была оснащена двенадцатью механизмами запуска торпедных аппаратов, восемью торпедными аппаратами в 550 мм (22 дюйма) и четырьмя торпедными аппаратами на четыреста миллиметров (16 дюймов) в дополнение к двенадцати запасным торпедам. Орудия 203 мм/50 образца 1924 года производства находились в герметичной башне. Оружие лодки "Сюркуф" имело емкость магазина в шестьдесят патронов и управлялось механическим вычислительным прибором с дальномером пять метров (16 футов), установленным достаточно высоко для обзора горизонта одиннадцати километров (6,8 мили) и способным стрелять в течение трех минут после наплавка. Используя перископы лодки для управления огнем главных орудий, "Сюркуф" мог увеличить эту дальность до шестнадцати километров (8,6 миль в час; 9,9 миль). Первоначально подъемная платформа должна была поднимать смотровые площадки высотой пятнадцать метров (49 футов), но эта конструкция была быстро заброшена из-за эффекта крена.

Дополнительное оснащение

Самолет наблюдения "Бессон"некогда использовался для направления огня на максимальную дальность орудия - 26 миль (42 км). Зенитная пушка и пулеметы были установлены на вершине ангара.

"Сюркуф" также перевозил моторную лодку длиной 4,5 метра (14 футов 9 дюймов) и содержал грузовой отсек с приспособлениями для содержания 40 пленников или 40 пассажиров. Топливные баки подводной лодки были очень большими.

Максимальная безопасная глубина погружения составляла восемьдесят метров, однако подводная лодка "Сюркуф" могла погружаться до 110 метров без заметных деформаций толстого корпуса с нормальной рабочей глубиной 178 метров (584 фута). Глубина погружения была рассчитана на 491 метр (1611 футов).

Иные характеристики

Первым командиром был капитан фрегата (звание, эквивалентное командующему) Раймон де Белот.

Судно столкнулось с несколькими техническими проблемами из-за 203-миллиметровых орудий.

Из-за малой высоты дальномера над поверхностью воды практическая дальность стрельбы составляла 12000 метров (13000 ярдов) с дальномером (16000 метров (17000 ярдов) с прицелом при помощи перископа), что значительно ниже нормального максимума в 26000 метров (28000 ярдов).

Подводный крейсер "Сюркуф" не был оборудован для стрельбы в ночное время из-за невозможности отслеживать направление выстрела в темноте.

Крепления были предназначены для стрельбы по 14 выстрелов из каждого орудия до того, как их мощности перегружались.

Внешний вид

Подводный крейсер "Сюркуф" никогда не окрашивался в оливково-зеленый, как показано на многочисленных моделях и чертежах. С момента запуска на воду до 1932 года лодка была окрашена в такой же серый цвет, что и надводные военные корабли, затем в "прусский" темно-синий, который сохранялся до конца 1940 года, когда лодка была перекрашена в два тона серого цвета, служивших камуфляжем на корпусе и навесной башне.

Французский подводный крейсер "Сюркуф" часто изображают в состоянии лодки 1932 года, где стоит флаг Свободных французских военно-морских сил, который не использовался до 1940 года.

История в контексте войны

Вскоре после запуска субмарины Лондонский военно-морской договор, наконец, наложил ограничения на конструкции подводных лодок. Среди прочего, каждой подписавшей стороне (включая Францию) было разрешено иметь не более трех крупных подводных лодок, стандартное водоизмещение которых не превышало бы 2800 тонн, с пушками калибра не более 150 мм (6,1 дюйма). ПЛ "Сюркуф", которая бы превысила эти пределы, была специально освобождена от правил по настоянию министра военно-морского флота Жоржа Лейга, но другие крупные подводные лодки этого класса больше не могли быть построены.

В 1940 году "Сюркуф" базировался в Шербуре, но в мае, когда немцы вторглись, его переправили в Брест после миссии на Антильских островах и в Гвинейском заливе. В команде с фрегатом «Капитан Мартин», не способным погружаться под воду и работающим только с одним двигателем и с заклинившим рулем, лодка дрейфовала через Ла-Манш и искала убежище в Плимуте.

3 июля британцы, обеспокоенные тем, что французский флот будет захвачен немецким военно-морским после капитуляции Франции, провели операцию «Катапульта». Королевский флот блокировал гавани, где стояли французские военные корабли, и англичане поставили французским морякам ультиматум: присоединиться к битве против Германии, уплыть в недоступное для немцев место или быть затопленными англичанами. Французские моряки неохотно приняли условия своих союзников. Однако Северо-Африканский флот в Мерс-эль-Кебире и корабли, базирующиеся в Дакаре (Западная Африка), отказались. Французские линкоры в Северной Африке были в конечном счете атакованы, и все, кроме одного, утонули у своих причалов.

Французские корабли, стоявшие в портах Британии и Канады, также брали на борт вооруженных морских пехотинцев, моряков и солдат, но единственный серьезный инцидент произошел в Плимуте на борту судна "Сюркуф" 3 июля, когда два офицера подводных лодок Королевского флота и французский прапорщик Ив Даниэль были смертельно ранены, а британский моряк Л. С. Уэбб был застрелен бортовым доктором.

После поражения Франции

К августу 1940 года англичане завершили переоборудование подводной лодки "Сюркуф" и вернули ее французским союзникам, отдав в пользование Свободному военно-морскому флоту (Forces Navales Françaises Libres, FNFL) для охраны конвоев. Единственный офицер, не репатриированный из первоначального экипажа, капитан фрегата Жорж Луи Блэйсон стал новым командиром. Из-за напряженных отношений между Англией и Францией касательно подводной лодки каждое государство выдвигало обвинения в том, что другая сторона шпионит в пользу Вишистской Франции. Британцы также утверждали, что лодка "Сюркуф" атаковала их корабли. Позже британский офицер и два моряка были отправлены на борт для поддержания связи с Лондоном. Одним из реальных недостатков лодки было то, что ей требовалась команда из более чем ста человек, что представляло три команды по меркам обычных подводных лодок. Это привело к нежеланию Королевского флота вновь принять ее в свой состав.

Затем подводный крейсер отправился на канадскую базу в Галифаксе, Новая Шотландия, и сопровождал трансатлантические конвои. В апреле 1941 года лодка была повреждена немецким самолетом в Девонпорте.

После вступления американцев в войну

28 июля "Сюркуф" отправился на военно-морскую верфь США в Портсмут, штат Нью-Гемпшир, на трехмесячный ремонт.

Покинув верфь, крейсер отправился в Нью-Лондон, штат Коннектикут, возможно, чтобы получить дополнительную подготовку для своей команды. "Сюркуф" покинул Нью-Лондон 27 ноября и вернулся в Галифакс.

В декабре 1941 года корабль привез французского адмирала Эмиля Музелье в Канаду, прибыв в Квебек. Пока адмирал находился в Оттаве, совещаясь с канадским правительством, к капитану лодки обратилась репортер The New York Times Ира Вулфер и спросила о слухах, правда ли, что подводная лодка освободит Сен-Пьер и Микелон для Свободной Франции. Вулфер сопровождала подводную лодку в Галифакс, где 20 декабря к ним присоединились корветы Свободной Франции "Мимоза", "Аконит" и "Алиссе", а 24 декабря флот взял под свой контроль острова Свободной Франции без сопротивления.

Госсекретарь Соединенных Штатов Корделл Халл на тот момент только что заключил соглашение с правительством Виши, гарантирующее нейтралитет французских владений в западном полушарии, и пригрозил уйти в отставку, если президент Соединенных Штатов Франклин Д. Рузвельт решится вступить в войну. Рузвельт так и сделал, но когда Шарль де Голль отказался принимать этот договор между американцами и вишистами, Рузвельт отложил вопрос в долгий ящик. Рассказы Айры Вулферт, очень благоприятные для Свободной Франции, посодействовали разрыву дипломатических отношений США и Вишистской Франции. Вступление США в войну в декабре 1941 года автоматически аннулировало соглашение, но при этом США не разрывали дипломатические отношения с правительством Виши до ноября 1942 года.

В январе 1942 года «свободные французы» решили отправить названную в честь пирата Сюркуфа субмарину на тихоокеанский театр военных действий после того, как она повторно отправилась на Королевскую военную верфь на Бермудских островах. Ее движение на юг вызвало слухи о том, что она собирается освободить Мартинику от вишистов во имя Свободной Франции.

Война с Японией

После начала войны с Японией команде субмарины было приказано отправиться в Сидней (Австралия) через Таити. Она отправилась из Галифакса 2 февраля на Бермудские острова, которые оставила 12 февраля, направляясь к Панамскому каналу.

Субмарина "Сюркуф". Где погибла?

Крейсер исчез в ночь с 18 на 19 февраля 1942 года, примерно в 80 милях (70 морских миль или 130 км) к северу от Кристобаля, Колон, по пути на Таити через Панамский канал. В американском отчете говорится, что исчезновение произошло из-за случайного столкновения с американским грузовым судном "Томпсон Лайкс", плывшим в одиночку из залива Гуантанамо в ту очень темную ночь. Грузовое судно сообщило о столкновении с неким объектом, который царапал его бок и киль.

В результате крушения погибло 130 человек (в том числе четверо военнослужащих Королевского флота) под командованием капитана Жоржа Луи Николя Блэйсона. Потеря подлодки "Сюркуф" была официально разглашена ​​штаб-квартирой Свободной Франции в Лондоне 18 апреля 1942 года, и об этом было сообщено газетой "Нью-Йорк Таймс" на следующий день. Однако изначально не сообщалось, что крейсер был потоплен в результате столкновения с американским кораблем, вплоть до января 1945 года.

Расследование

Расследование французской комиссии пришло к выводу, что исчезновение было следствием недоразумения. Консолидированный патруль союзников, патрулирующий те же воды в ночь с 18 на 19 февраля, мог напасть на подлодку, посчитав ее немецкой или японской. Эта теория подкреплена несколькими фактами:

  1. Свидетельские показания команды сухогруза "Томпсон Лайкс", случайно столкнувшегося с подводной лодкой, описали ее меньшего размера, чем она была на самом деле. На эти свидетельства очень часто ссылаются во всех публикациях по данной теме.
  2. Ущерб, нанесенный американскому судну, был слишком слаб для столкновения с крейсером.
  3. Позиция субмарины, названной в честь Роберта Сюркуфа, не соответствовала ни одной позиции немецких подводных лодок на тот момент.
  4. Немцы не зарегистрировали потерь подводных лодок в этом секторе во время войны.

Расследование инцидента было спонтанным и запоздалым, в то время как более позднее французское расследование подтвердило версию, согласно которой затопление произошло из-за «дружественного огня».

Этот вывод был поддержан контр-адмиралом Ауфаном в его книге «Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне», в которой он заявляет: "По причинам, которые, по-видимому, не носили политический характер, она была протаранена ночью на Карибах американским грузовым судном".

Поскольку никто официально не проверял место крушения крейсера, его местонахождение неизвестно. Если предположить, что инцидент с американским сухогрузом действительно привел к затоплению подлодки, то ее обломки должны лежать на глубине трех тысяч метров (9800 футов).

Монумент в память о гибели субмарины возвышается в порту Шербур в Нормандии, Франция.

Спекуляции и теории заговоров

Поскольку нет окончательного подтверждения того, что "Томпсон Лайкс" столкнулся с субмариной, а место ее крушения все еще не обнаружено, есть альтернативные теории о судьбе подлодки "Сюркуф".

Несмотря на предсказуемую историю о том, что она была поглощена Бермудским треугольником (фантастическая зона, возникшая спустя два десятилетия после исчезновения подводной лодки), одна из самых популярных теорий гласит, что субмарина была потоплена либо американскими подводными лодками USS Mackerel и Marlin, либо дирижаблем береговой охраны США. 14 апреля 1942 года некое судно обстреляло их торпедами по пути из Нью-Лондона в Норфолк. Торпеды прошли мимо, но и ответный огонь не дал результата. Некоторые предположили, что это нападение было совершено "Сюркуфом", что вызвало слухи, согласно которым команда подлодки перешла на немецкую сторону.

В ответ на приведенную выше теорию капитан Юлиус Григоре-младший, который подробно исследовал и написал книгу об истории "Сюркуфа", предложил приз в один миллион долларов любому, кто может доказать, что эта субмарина участвовала в действиях, наносящих ущерб союзническому делу. По состоянию на 2018 год приз так и не был вручен, ибо такой умелец еще не нашелся.

Джеймс Рассбриджер изложил некоторые теории в своей книге «Кто потопил ""Сюркуф"?» Он обнаружил, что их все легко опровергнуть, кроме одной - записи 6-й группы тяжелых бомбардировщиков, вылетавших из Панамы, показывают, что они потопили большую подводную лодку утром 19 февраля. Поскольку в тот день в этом районе не было потеряно ни одной немецкой подводной лодки, это мог быть "Сюркуф". Автор предположил, что столкновение повредило радио "Сюркуфа", и поврежденная лодка дрейфовала в сторону Панамы в надежде на лучшее.

Пират Робер Сюркуф и представить не мог, что в его честь назовут судно, которому суждено будет породить такие легенды.

В романе Кристины Клинг «Круг костей» вымышленная история о потере "Сюркуфа" является частью заговора организации «Череп и кости». Заговор был связан с попытками тайного общества уничтожить останки подводной лодки до того, как они будут найдены в 2008 году. Таких спекуляций очень много, потому-что "Сюркуф" - тигр семи морей, и его странное исчезновение было неприятным сюрпризом для всех.

В романе Дугласа Римана «Удар с моря» рассказывается о вымышленном родственном корабле "Сюркуфа" по имени "Суфриер", который передается французским экипажем королевскому флоту и впоследствии используется для обороны Сингапура, после чего передается Свободному французскому флоту.

Любовь французов к подводным лодкам

Французский подводный флот Второй мировой войны был одним из крупнейших в мире в то время. Он играл значительную роль во время Второй мировой войны, но имел сложную историю службы из-за странной позиции Франции во время войны. В ходе конфликта почти шестьдесят подводных лодок, более 3/4 от общей численности, были потеряны.

После Первой мировой войны Франция имела флот почти из сорока подводных лодок различных классов, а также одиннадцать бывших немецких подводных лодок. Они были в основном устаревшими (все были утилизированы к 1930-м годам), и Франция была заинтересована в их замене.

В то же время главные мировые державы вели переговоры по договору об ограничении вооружений на Вашингтонской военно-морской конференции 1922 года. Шли разговоры о полном запрещении подводных лодок, то есть о том, чтобы запретить их использование (курс, одобренный Великобританией). Франция и Италия выступили против этого. Однако конференция наложила ограничения на количество и размер военных кораблей различных типов, которые могли бы построить страны. Морская подводная лодка была ограничена водоизмещением в полторы тонны, в то время как прибрежная подводная лодка была ограничена 600 тоннами, хотя не было никаких ограничений на количество этих судов, которые могли бы быть построены.

Первыми подводными лодками, построенными Францией после Первой мировой войны, были три субмарины. Первоначально построенные по румынскому заказу, они были завершены для французского флота и введены в эксплуатацию в 1921 году.

В 1923 году военно-морской флот Франции разместил заказы на серию прибрежных и морских судов типа 2. Заказ был размещен в трех разных конструкторских бюро, что привело к созданию трех разных конструкций с одинаковыми техническими характеристиками. Известные под общим названием 600-й серии, это были классы Sirène, Ariane и Circé, всего десять лодок. В 1926 году за ними последовала серия 630, еще три класса из того же бюро. Это были классы Argonaute, Orion и Diane, еще шестнадцать лодок. В 1934 году военно-морской флот выбрал стандартизированный дизайн Адмиралтейства, класс Minerve из шести лодок, а в 1939 году класс Aurore, более крупную, значительно улучшенную версию Minerve. И еще судно с более расширенным дизайном было заказано, но не построено из-за поражения Франции в 1940 году и последующего перемирия.

Несколько слов в заключение

Франция смело экспериментировала с концепцией подводного крейсера, наилучшего по сравнению с другими флотами того времени. В 1926 году она построила Surcouf, в течение многих лет самую большую подводную лодку из когда-либо построенных. Однако судно сыграло небольшую роль во французской военно-морской стратегии, и эксперимент не повторился.

Таким образом, в 1939 году Франция имела в своем составе флот из 77 подводных лодок, что сделало ее пятой по величине подводной силой в мире того времени. Огромную роль в ее флоте играли эсминцы типа "Сюркуф".

Surcouf

Исторические данные

Общие данные

Энергетическая установка

Вооружение

Surcouf (рус. «Сюркуф» ) - подводная лодка ВМС Франции , крупнейшая подводная лодка в мире до постройки японских лодок I-400 . Кроме торпедного вооружения, была вооружена двумя 203-мм орудиями, несла гидросамолёт для разведки и корректировки артогня. После окончания Первой мировой войны, являлась вершиной попыток соединить в рамках одного корабля скрытность подводной лодки и огневую мощь надводного корабля. Также особенностью Surcouf была способность вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Погибла 18 февраля 1942 года при до конца невыясненных обстоятельствах.

Общие сведения

Подводный крейсер Surcouf, Касабланка, 1938 год

Surcouf был спущен на воду в 1929 году. Корабль был задуман и спроектирован как рейдер, исходя из условий Вашингтонского договора 1922 года, был вооружен орудиями максимально разрешенного калибра. Подводный крейсер Surcouf, был верхом проводимых экспериментов послевоенного периода, в которых пытались сочетать скрытность подводных лодок с огневой мощью надводных кораблей. Гигантская подводная лодка водоизмещением 2880 тонн в надводном и 4330 тонн в подводном положении обладала огромной грузоподъемностью, несла 22 торпеды и могла вести артиллерийский огонь в полупогруженном положении. Ее длина равнялась 110 метрам, дальность плавания – 12 тысяч миль. В 1932 году подводная лодка вступила в строй и была названа Surcouf в честь легендарного французского пирата.

История создания

С 1916 года, от французских кораблестроителей требовали учитывать опыт войны в отношении подводного флота, необходимость совершенствования. Принимая во внимание опыт Великобритании, французы считали необходимостью постройку подводной лодки с водоизмещением в 2000 т, со 160-мм орудиями и скоростью до 25 узлов. Однако после окончания Первой мировой, задача стала неактуальной и было принято решение только достройки, 9 начатых ПЛ заложенных во время войны.

Спуск на воду

Тем не менее в Высшем совете жарко обсуждалось строительство подводных крейсеров с мощным вооружением и самолетом на борту. Эти споры поддерживал и министр флота. Первую программу по строительству «артиллерийской крейсерской подводной лодки» утвердили 7 июля 1922 года. Однако позднее, решение Вашингтонской конференции оставило Франции уменьшенный тоннаж только на линейные корабли. Для соблюдения условий Вашингтонского договора , Высший совет флота в 1926 году решил, что водоизмещение подводных лодок необходимо увеличивать, и запланировал постройку серии из 4 подводных крейсеров. Проект получил поддержку правительства и финансирование. Однако сложная экономическая обстановка в 1926 году, сказалась на финансировании проекта и средства были выделены только на строительство подводного крейсера Surcouf.

В 1930 году, проведенная Лондонская конференция, вновь наложила ограничения на тоннаж флота и вооружение, но Франция получила разрешение завершить постройку Surcouf.

Описание конструкции

Корпус

Панель управления клапанами балластных цистерн

Корпус подводного крейсера Surcouf имел уникальную конструкцию, состоящую из трех сегментов. Средний сегмент обладал наибольшим диаметром в 8,15 метров и длиной в 36,4 метров. К его краям крепились два других сегмента меньшего диаметра, которые были полностью закрыты легким корпусом. Сверху на корпус монтировалась легкая надстройка, орудийная башня, пост управления огнем, боевая рубка и ангар со шлюзом. Эти надстройки в виде водонепроницаемых цилиндров: башня и ангар размещались горизонтально, а пост управления огнем и боевая рубка вертикально.

Толщина обшивки прочного корпуса 22 мм, легкого от 6 до 8 мм. Снизу на корпус крепился киль длиной 67,7 м, в котором размещался твердый балласт. В 1932 году для снижения качки в надводном положении, установили боковые кили высотой по 0,65 м. Поперечный набор состоял из 196 шпангоутов . Палуба надстройки размещалась на высоте 3 метров над ватерлинией и была обшита деревянными щитами. Surcouf условно разделен на 19 секций. Прочный корпус разделялся 9 водонепроницаемыми переборками разделялся на отсеки. В среднем сегменте были расположены четыре отсека, в крайних по три.

Внутреннее расположение: В 1-м отсеке размещены носовая дифферентная цистерна; торпедные аппараты и 8 запасных торпеда; кубрик на 18 мест; гальюны ; электромоторы брашпиля и носовых горизонтальных рулей; емкости с пресной водой и баллоны с воздухом.

2-й отсек: провизионная кладовая, лазарет, отделение вспомогательных механизмов

3-й отсек: старшинский кубрик на 18 мест; три каюты главных старшин; умывальники; группа аккумуляторной батареи.

4-й отсек - артиллерийский. Размещена податочная труба башни, в трюме и на нижней палубе размещались погреба.

Разрез Surcouf

В 5-м отсеке на главной палубе располагался центральный пост; на нижней каюты офицеров, кают-компания , санузел с ванной; в трюме находилась вторая группа аккумуляторной батареи.

6-й отсек - дизельный . На главной палубе размещен офицерский и матросский камбузы , отделение вспомогательных механизмов, внизу расположены главные дизели, дизель-генераторы и турбовентилятор.

В 7-м отсеке на главной палубе находилось помещение на 40 человек и 6-местный кубрик; на нижней палубе главные распределительные щиты; внизу главные гребные электродвигатели; по бортам располагались топливные цистерны.

8-й отсек: кубрик на 40-мест, хранились 400-мм торпеды, баллоны со сжатым воздухом, топливные цистерны.

9-й отсек: гальюны, провизионные кладовые; емкости с пресной водой и смазочным маслом.

10-й отсек: кормовое отделение вспомогательных механизмов, кормовая дифферентная цистерна.

Энергетическая установка и ходовые качества

Пост управления электродвигателями Surcouf

Подводный крейсер Surcouf имел два главных дизеля Sulzer - восьмицилиндровые, двухтактные простого действия, мощностью по 3800 л.с. Однако, дизели были произведены разными фирмами и различались в конструкции. Испытания шли довольно плохо, в результате только через три месяца, удалось добиться их выхода на максимальную мощность.

В эксплуатации дизель левого борта оказался более надежным, однако имелись проблемы с его разобщительной муфтой. полностью устранить которые удалось только после повторной центровки в 1938 r. B первые годы службы постоянной проблемой была ненадежностъ системы смазки и частые обрывы болтов станин, последнюю удалось решить лишь в 1937 году заменой всех болтовых соединений сварными. Параллельно с дизелями в том же отсеке стояло два шестицилиндровых дизель-генератора системы «Зульцер» мощностью по 720 л.с. (490 кВт) при 415 об/мин. Они вырабатывали ток напряжением 220/235 B. Особым преимуществом наличия отдельных дизель-генераторов являлось отсутствие необходимости запуска главных дизелей на стоянке.

Экипаж и обитаемость

Спальные места

Экипаж подводного крейсера Surcouf, относительно проектной документации, был увеличен на 18 человек, и состоял из 8 офицеров, включая врача и пилота, 3 главных старшины, 21 старшины, 85 матросов и 2 авиационных специалистов. Таким образом, по штату на борту должны были находиться 119 человек. Офицеры и главные старшины располагались в отдельных каютах, а остальной экипаж размещался в трех относительно тесных кубриках. Стационарных коек не хватало, поэтому для 12 человек дополнительно были предусмотрены гамаки. На лодке было три душевых и три гальюна, a также лазарет на 3 койка-места.

Для обогрева помещений, были установлены 27 электрических обогревателей мощностью 850 Вт каждый, которые позволяли поддерживать нормальную температуру внутри лодки при забортной температуре до -15°С. Вентиляция лодки осуществлялась двумя приточными и тремя вытяжными вентиляторами, которые прогоняли воздух через абсорбирующие фильтры. Для очистки воздуха при погружениях, использовались 150 содовых регенерационных патронов и 250 литров кислорода, что позволяло совершить одно 48 часовое и тридцать 18-ти часовых погружений.

Для приготовления пищи использовались два камбуза, однако вентиляция не всегда могла справляться, и при плавании в тропиках температура часто поднималась до 65°. Поэтому около орудийной башни оборудовали еще один камбуз. В проекте не был предусмотрен для продуктов, его установили только по настоятельному требованию командира. Провизионные погреба размещались в оконечностях лодки. Запас пресной воды составлял 22500 л (по 4,4 литра в день на человека). Для пополнения были два опреснителя.

Вооружение

Артиллерия главного калибра

Разрез и план орудийной башни

На Surcouf были установлены 203-мм орудия образца 1924 года, с длиной ствола 50 калибров, которые ставились на всех французских тяжелых крейсерах. Орудие имело простую, но надежную конструкцию. Ствол состоял из внутренней трубы, кожуха и скрепляющего кольца. Затвор - поршневой, с открыванием наверх; заряжание - картузное. Длина орудия - 10,5 метров, вес - 20716 кг. Для орудия имелись два типа снарядов: бронебойные весом 123,1 кг, и фугасные весом 123,8 кг. Заряд состоял из двух частей весом 53 кг, что позволяло развить начальную скорость снаряда 850 м/с.

Орудийная башня устанавливалась на гидравлическом цилиндре. Перед погружением давление масла в нем уменьшалось, и башня опускалась на 20 мм, обеспечивая герметичность соединения c корпусом. В случае падения давления в гидравлической системе башня блокировалась в боевом положении. При срочном погружении или в случае боевых повреждений лодка принимала воду в две балластные цистерны средней группы, и башня в течение 150 секунд занимала нижнее положение. Между башней и корпусом находился уплотняющий материал.

Стоит отметить и недостатки главного калибра Surcouf:

  • количество орудий;
  • небольшая высота установки поста управления артиллерийским огнем ограничивала дальность стрельбы;
  • невозможность наведения до всплытия лодки;
  • невозможность стрельбы в темное время суток;
  • невозможность горизонтального наведения при качке.

Зенитное вооружение

Для защиты от авиации на подводной лодке были установлены две 37-мм/50 полуавтоматических пушки образца 1925 года, размещенных на ограждении рубки, над ангаром. Каждая пушка со станком весила 470 кг и обладала скорострельностью в 30-40 выстрелов в минуту, дальность стрельбы около 7000 метров.

Боезапас составлял 500 снарядов на орудие: 250 обычных и 250 трассирующих. Готовый боезапас включал 98 выстрелов. Остальной боезапас в обоймах по шесть патронов хранился в погребе в 20-кг ящиках, которые приходилось подавать наверх вручную. Приборов управления огнем 37-мм пушек не устанавливалось, был только ручной дальномер . Также были установлены еще четыре 8-мм пулемета Гочкиса образца 1914 года с боезапасом в 16000 патронов.

Торпедное вооружение

Торпедисты Surcouf за работой

Торпедное вооружение крейсера Surcouf состояло из четырех 550-мм носовых аппарата образца 1917 года. (производства компании Forges et Chantiers de la Méditerranée), расположенных под углом 2° к диаметральной плоскости, и два трехтрубных поворотных аппарата модели OSd.1926, в которых средняя труба имела калибр 550 мм, а внешние 400 мм. Помимо 10 торпед, находившихся непосредственно в аппаратах, на борту находились 12 запасных: восемь 550-мм в первом отсеке и четыре 400-мм в восьмом. Эти отсеки были оборудованы специальными люками для погрузки торпед. Перезарядку поворотных торпедных аппаратов можно было производить исключительно в надводном положении, причем требовались определенные условия и в частности полный штиль.

Система управления запуска торпед была схожей с устанавливаемой на подводных лодках типа Requin . В 1932 году торпедные аппараты оборудовали пневматическими толкателями, кроме того, смонтировали аппаратуру, позволяющую производить срочный запуск части торпед (2 из носовых аппаратов и 2 из кормового поворотного) дистанционно с мостика. Для торпед, находящихся в носовых аппаратах, была возможность устанавливать скорость хода и угол отклонения малый (1-2°) или большой (2-3°)‚ но более точное прицеливание осуществлялось только поворотом самой лодки.

Авиационное вооружение

гидросамолет Besson MB-411

После многочисленных испытаний и доработок проектов самолетов, на Surcouf была приписана машина под официальным обозначением МВ-411. 11 июня 1936 года Главный морской штаб сделал запрос на вторую машину для подводного крейсера. Заказ на самолет выдали 10 февраля 1937 года, и в следующем году он был принят флотом. В то же время, оба самолета оборудовали коротковолновыми радиостанциями для связи с подлодкой. Однако антенны радиостанция, которые крепились вдоль передней кромки крыла, при взлете машин очень часто намокали, в результате чего установление связи становилось невозможным. Один МВ-411 (бортовой номер HS.73) находился на Surcouf, когда лодка, 18 июня 1940 года совершила переход из Бреста в Плимут. Этот самолет выполнил несколько вылетов в порту Пупа в Дорсетшире. Позднее, самолет был поврежден во время налета немецкой авиации на Плимут, где стоял на хранении после выгрузки с Surcouf. Когда 10 мая 1941 года подводный крейсер вышел из Плимута, самолета на его борту не было. Его окончательная судьба, как и судьба второго экземпляра МВ-411, оставшегося во Франции, неизвестны.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Surcouf оборудован тремя перископами: командирский и наблюдательный размещались в боевой рубке, а резервный на центральном посту. Для световой сигнализации на мостики размещен съемный прожектор мощностью в 30 Вт.

Радиорубка размерами 4 на 4 метра располагалась на центральном посту, оснащалась главным передатчиком D-100, передатчиком ОС, приемником D-29 и двумя рамочными антеннами RSM для приема в подводном положении. Для растяжки антенн установлены две убирающиеся мачты по левому борту, высотой 15 метров и на расстоянии 50 метров друг от друга. Позже были демонтированы. Еще две 30 метровые антенны протягивались между ограждением рубки и кормовыми стойками. Однако при использовании гидросамолета их необходимо было убирать.

История службы

Адмирал Мюзелье на Surcouf, 1941 год

Весной 1934 года Surcouf начал службу в составе ВМС Франции. С 30 апреля по 4 мая 1934 года, подводный крейсер принимал участие в маневрах совместно со 2-й эскадрой вице-адмирала Дрюжона. До конца мая Surcouf участвовал в походе эскадры к берегам Ирландии и в проведении учений в Бискайском заливе.

1 июня Surcouf официально зачислили в состав 4-го дивизиона подводных лодок. Тогда же, Главный морской штаб решил проверить боевые качества крейсера в дальнем походе на побережье Западной Африки и к Антильским островам. Запланированный на 7 июня выход пришлось перенести на две недели из-за нарушений в работе дизель-генератора левого борта, а 18-го числа произошла поломка масляного насоса правого дизеля, поэтому только 27 июня Surcouf вышел в море.

После посещения Касабланки, 13 июля Surcouf прибыл в Дакар, где провели небольшой ремонт. Починить насос своими силами не удавалось, поэтому принято решение отправиться обратно, и 20-го августа подлодка вернулась в Брест.

4 ноября Surcouf направили для проведения тщательного технического обследования. После обследования выяснилось, что новая подлодка уже требует проведения среднего ремонта. Окончание ремонтных работ запланировали на май 1935 года, но из-за их объема, сроки пришлось дважды переносить.

26 августа 1935 года, командиром корабля назначен Mapсель Дерьен. После ремонта были планы направить лодку в поход по Средиземному морю. Однако назначенный на 2 сентября выход вновь был перенесен, а позднее отменили. Вместо похода, вновь провели ряд испытаний, которые закончились 15 ноября.

После этого подводный крейсер Surcouf отправили для участия в торжествах по случаю З00-летия присоединения к Франции Антильских островов. 23 ноября лодка вышла из Бреста. 27-го ноября Surcouf прибыл в Касабланку, передав информацию об очередной аварии масляного насоса. Сломанные шестерни удалось оперативно заменить запасными.

В Северной Атлантике, 1941-1942 годы

5 декабря Surcouf покинул Касабланку и направился на Антипы. 15-го числа его встретил эскорт в виде крейсера Émile Bertin под флагом контр-адмирала Дюпла. 16 декабря крейсер Surcouf вошел в порт на острове Гваделупа. 10 января 1936 года, артиллеристы подводного крейсера провели учебные стрельбы из 203-мм орудий и 37-мм пушек по скалам в нескольких милях к северу от Порт-оф-Спейна.

В 1936 году, лодка принимала участия в учебных маневрах, проводилась подготовка экипажа, отрабатывались действия команды. В сентября корабль встал на ремонт который по планам должен был продлиться почти полгода, но реально работы заняли более года. В сентябре 1937 года, после завершения ремонта и модернизации, лодка вышла на новые испытания, которые показали весьма посредственные результаты.

С 26 по 28 ноября 1937 года, провели учебные испытания торпедного вооружения, а 13 декабря лодка вновь встала на ремонт, который продлился до середины января 1938 года, после чего экипаж снова вернулся к учебным операциям до середины лета. Затем вновь корабль поставлен на ремонт, который продлился до января 1339 года.

До лета 1939 года, экипаж продолжал выполнять учебные задачи до августа, когда политическая ситуация изменилась, и Surcouf получил приказ отправиться к Антильским островам.

1 сентября 1939 года, французский флот перешел на военное положение, и Surcouf, 4 сентября вошел на рейд Фор-де-Франса. Осмотр корпуса показал, что лодка нуждается в серьезном ремонте, и принято решение о возвращении корабля в Брест. В составе конвоя KJ-2, лодка отправилась домой. 11 октября из-за погодных условий, Surcouf вынужден был оставить конвой. Скорость лодки упала до 10 узлов, и 19 октября Surcouf вошел в гавань Бреста, а на следующий день встал на ремонт.

Операция «Катапульта»

Генерал Де Голль инспектирует Surcouf, 1940 год

Запланирован был весьма большой объем работ. В ноябре два главных электромотора были демонтированы и отправлены на завод, дизели были разобраны для ремонта. Заново проварили швы на балластных цистернах, заменили аккумуляторные батареи, была смонтирована шумопеленгаторная станция, была значительно переделана система вентиляции.

25 апреля 1940 года, Surcouf вышел из дока. Военная ситуация во Франции обострилась и 15 июня капитан 3 ранга Мартен получил приказ о готовности к выходу. Работы велись круглосуточно. 18 июня был получен приказ о переводе подводных лодок на базы Западной Африки или Британии. В 13.30 Surcouf под электромоторами вышел на рейд и погрузил в ангар самолет. При попытках запустить дизели оказалось, что горизонтальные рули заклинены и это вызвало сильнейшую вибрацию. После осмотра выяснили, что исправить это возможно только в сухом доке. От похода в Касабланку отказались и приняли решение отправить лодку в Британию.

Поскольку во Французском флоте царил раскол, то англичане, опасаясь захвата их флота немцами, предприняли попытки нейтрализовать корабли на африканских базах. Операция под названием «Катапульта» , назначена на 3 июля и проводилась одновременно в нескольких точках.

3 июля 1940 года, около 30 вооруженных моряков с HMS Thames, поднялись на Surcouf, разоружили вахту и проникли внутрь. В результате возникшей перестрелки, были жертвы с обеих сторон, но экипаж был блокирован и лодка захвачена. Несколько человек из экипажа дали согласие остаться в Англии и воевать против Германии.

«Свободная Франция»

После переговоров британцев с командованием «Свободной Франции», было подписано соглашении, о возврате в строй кораблей для которых смогут найти экипажи, в том числе и Surcouf. 15 сентября 1940 года, на лодке снова подняли французский флаг. Экипаж составлял 40 человек. После многочисленных споров о применении лодки, она была зачислена в состав 3-й флотилии подводных лодок.

В декабре 1940 года, на лодки завершили ремонтные работы, и вывели ее на испытания. После месяца подготовки экипажа, и проведения учебных походов, несмотря на недостаточную подготовку и отсутствие навыков у команды, командир корабля Ортоли доложил о готовности к боевым действиям.

Служба в Северной Атлантике

На ремонте в Англии

19 февраля 1941 года, Surcouf вышел из Холи-Лох, и 3 марта прибыл в Галифакс. Там принимал участие в сопровождении конвоев. 14 мая 1941 года, лодка получила задание на патрулирование района к западу от Азорских островов, с целью перехвата немецких кораблей снабжения. В течении месяца Surcouf не встретил ни одного корабля.

По окончании задания, лодка прибыла на Бермудские острова, где планировали провести небольшой ремонт, однако возможности базы были ограничены. После отдыха экипажа, Surcouf отправлен в тот же район с той же целью. До 20 июля, задание Surcouf оказалось так же безрезультатным.

В конце лета 1941 года, Surcouf прибыл на американскую военно-морскую базу в Портсмуте, где встал для прохождения ремонта на 3 месяца, однако ремонт несколько затянулся. 20 сентября командование лодкой принял капитан Блэзон. 10 ноября, после окончания ремонта, Surcouf отправился в Нью-Лондон, где планировались совместные учения с флотом США.

21 ноября 1941 года, во время учений Surcouf столкнулся с американской лодкой, получив повреждения, которые требовали ремонта в сухом доке. Однако крейсер покинул Нью-Лондон без ремонта и направился к Бермудам.

В январе 1942 года, принято решение об отправке лодки на Таити, несмотря на постоянные поломки и неудовлетворительное состояние лодки.

Гибель

Существует несколько версий гибели подводного крейсера Surcouf:

B 15.00 12 февраля 1942 года, Surcouf покинул Бермуды и взял курс на Панамский канал через острова Кайкос. Подлодка должна была быть там 19-го февраля. Лодка могла идти на 14 узлах под двумя дизелями, однако из последних радиограмм, полученных с Surcouf, было известно, что он шел под одним дизелем со скоростью не более 10,5 узлов в надводном положении, так как командир Блейсон не хотел идти на риск и погружаться с одним рабочим электромотором.

17 февраля Surcouf прошел Ямайку, передав радиограмму в 13.00 о прибытии в район, находившийся в 280 милях от побережья Панамы. По источникам в британском Адмиралтействе, последняя позиция лодки, относится к 13.00 на 18 февраля - 14°00′ с.ш. и 79°00′ з.д.

Двигаясь на 14 узлах, к 9 часам утра следующего дня он должен был прибыть в Колон - небольшой порт на входе в Панамский канал со стороны Карибского моря.

19 февраля 1942 года, советник британского консульства из Колона отправил через Бермуды в Адмиралтейство радиограмму: «Французский подводный крейсер Surcouf не прибыл, повторяю, не прибыл». Копия военной канцелярией была направлена Черчиллю. Далее в донесении говорилось: «Военный транспорт США Thompson Lykes , вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения c неопознанным судном, которое, вероятно, сразу же затонуло в 22.30 18 февраля в точке 10°4О" с.ш. и 79°30" з.д. Транспорт вел поиск в этой точке до 8.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У транспорта серьезно повреждена нижняя часть форштевня.

Также есть версия, что Surcouf был потоплен немецкой подводной лодкой U-502 , в журнале которой есть запись об атаке цели с тусклыми навигационными огнями. Есть и другие версии гибели подводного крейсера Surcouf, но на сегодняшний день, ни одна из версий не имеет никаких доказательств и фактов. (фр.)

Галерея изображений

Видео

Подводной лодки уходит своими корнями к человеку, в честь которого она была названа – Роберт Сюркуф. Французский капер и пират в свое время получил прозвище «Гроза морей», за то что был неуловимым пиратом для английского флота и смог увести около 15 кораблей Британии за 90 дней.
И вот подводная лодка, получившая имя легендарного француза, также была неожиданным решением с максимальными возможностями для военно-морского применения.

В 1922 году, согласно договору по ограничению численности и водоизмещения надводных кораблей, многие морские государства увидели брешь в договоре – там не были указаны подводные корабли. Началась эра строительства подводных крейсеров с огромными возможностями.

Франция начинает строить подводные крейсера с 1927 года. Закладывают три подводных корабля. Однако французы успели достроить только один из них, как вступает в силу Лондонский договор, согласно которому подводные корабли ограничивают в калибре – главное орудие не должно иметь калибр более 155 мм.

Кстати, данная подлодка в договоре внесена в исключения, но строительство остальных было полностью остановлено.Именно данный подводный корабль получает имя легендарного француза – Сюркуф. Лондонский договор не зря внес подлодку «Сюркуф» в исключения – вооружение лодки составили два орудия 203х50 мм калибра. На то время торпеды – дорогое и новое . Точность и поражающее расстояние торпед совсем небольшие с точки зрения использования торпед как основного оружия подводных лодок. К 1923 году во Франции складывается определенное мнение у специалистов в области построения подводных лодок, что артиллерийские орудия, состоящие на вооружении подводных лодок, не могут быть эффективны при поражении кораблей противника. Артиллерийское орудие калибра 203 мм было обосновано в первую очередь возможностью поражать любые транспорты противника.

«Сюркуф» становится вершиной инженерной мысли того времени. Субмарина сочетает в себе все возможности подводной лодки и огневых возможностей надводного корабля. Огромное водоизмещение субмарины - в 4.3 тысячи тонн, дополнительно вооружена 22 торпедами, с возможностью ведения огня при неполном всплытии. Длина подлодки 110 метров, дальность хода около 12 000 миль. Подлодка несла на себе гидросамолет, так что можно сказать, что «Сюркуф» был выполнен как подводный авианосец.

Подлодка «Сюркуф» поступает на вооружение военного флота Франции в 1932 году. Но то, что оказалось хорошо на чертежах и при осмотре невооруженным взглядом, оказалось совсем не таким в использовании. При неполном всплытии стрелять оказалось практически невозможно, нарушалась герметизация орудийной башни. Ремонт гигантской субмарины оказался очень сложным, при строительстве подлодки использовали нестандартный подход к креплению деталей и блоков, многие соединения откручивались либо в обратную сторону, либо специальным ключом или вообще с применением нестандартного откручивания.

Гидросамолет Бессон МБ.35, который поступил вместе с лодкой на вооружение, уже не справлялся с требуемыми заданиями, его меняют на гидросамолет Бессон МБ.410.01, который был выполнен как артиллерийский корректировщик. Новый самолет собирался очень быстро, вытащенный из специального ангара 2 на 7 метров, расположенного за главной рубкой, он собирался в течение 4-х минут, опускался на воду и поднимался с помощью специального крана.

К началу 2-й мировой войны подводный гигант «Сюркуф» совершил большое количество визитов в различные порты мира, демонстрируя собой мощь и величие морского флота Франции. Объявление войны застало «Сюркуф» далеко от Франции. Вместе с британским конвоем она прибывает во Францию, где становится на ремонт. Чтобы не быть захваченной, в июле 40 года субмарина «Сюркуф» срывается с ремонта и уходит через Ла-Манш в Англию. В середине июля 1940 года она на одном двигателе приходит в Британский Девонпорт. Туда же стягиваются оставшиеся корабли французского военно-морского флота.

Все корабли поступают под командование легендарного французского генерала Шарля де Голля. Начинается раскол среди французских военных на два противоположных лагеря. Не все хотят воевать против своих соотечественников. На «Сюркуфе» происходит саботаж, в результате которого погибают несколько человек. Подлодка «Сюркуф» остается в Британском порту.

Однако события у берегов Алжира в конец портят союзнические отношения. Английские корабли предложили французской ВМБ в Мерсель-Кебире или перейти на сторону союзников и воевать против германо-итальянских нацистов, или сложить оружие. В результате более 1200 французских военных моряков погибает. Это приводит французов в Британии в неадекватное состояние. На примере подводного корабля «Сюркуф» можно оценить эффект от данного действия английского флота. Только 14 человек из порядка полутора сотен членов экипажа остаются для продолжения боевых действий против нацистов. Остальные конвоируются в Ливерпульский лагерь для военнопленных.

На плечи французского офицера Луи Блезона ложится вся ответственность за дальнейшую судьбу «Сюркуфа». Он набирает команду из французских моряков, присоединившихся к «Свободной Франции», и гражданских матросов французского торгового флота. То было непростое время, когда мало кто точно представлял себе всю сложившуюся ситуацию. Немецкие пропагандисты постоянно призывали французов вернуться домой и не слушать английских аристократов. Гидросамолет «Сюркуфа» совершает несколько разведывательных вылетов, но в результате поломок остается на берегу, где его пытались починить своими силами, но неудачно.

В ходе проведения различных операций на море, в которых подлодка принимала участие, она в итоге попадает в американский Портсмут. Положение на подлодке очень плачевное – 10 человек содержались под арестом, общая атмосфера на «Сюркуфе» была крайне низкой. Чуть погодя лодка получает повреждения при маневрах, происходит столкновение с американской подлодкой.

Повреждения не успевают отремонтировать, как лодка получила приказ на переход для пополнения боевой мощи «Свободной Франции». В то время японцы уничтожили американский флот в Перл-Харборе, и союзники нуждались в любых боевых силах, способных увеличить военно-морскую мощь на море. При переходе в Сен-Пьер из Галифакса, в начале 1942 года субмарину преследуют неприятности. Шторм повреждает рубку, заклинивает орудийную башню, повреждает люки, надстройки и торпедные аппараты. Потеряв большую часть мореходности, подлодка возвращается в Галифакс.

Практически сразу «Сюркуф» получает приказ совершить переход на Таити, через Бермуды.«Сюркуф» приходит на Бермуды с опозданием, так как успел получить очередные повреждения. Повреждения получила двигательная установка, примерный ремонт которой требовал около полугода ремонтных работ.
Из секретных донесений, положение на «Сюркуф» не улучшилось. Моральное состояние экипажа было ужасным.

Предлагались разные варианты в связи с огромными повреждениями и тяжелым моральным состоянием экипажа. Один из них - перегнать подлодку в Англию и списать. Но подлодка олицетворяла собой военно-морскую мощь Франции и много значила для морального духа «Свободной Франции». Адмирал Хортон принимает решение о дальнейшем переходе подлодки на Таити. В начале февраля 1942 года подводный корабль получает приказ продолжить движение к Таити.

12 февраля 1942 года подводный крейсер «Сюркуф» вышел из порта в Бермудах и пошел в надводном положении через Карибское море на Таити. Кроме предполагаемого маршрута и приблизительных координат, больше никаких сведений о подлодке «Сюркуф» нет. 19 февраля в Англию приходит секретная телеграмма – подлодка «Сюркуф» не прибыла в пункт назначения.

Было много предположений о возможном столкновении французского «Сюркуф» с американским судном или о переходе «Сюркуф» на Мартинику вследствие полного морального падения на корабле и нежелания продолжать участвовать в боевых действиях. Но как бы то ни было французский подводный крейсер вошел в историю как мощный боевой корабль, который с момента начала своей службы и до сих пор олицетворял и будет олицетворять военно-морскую мощь Франции. Возможно, история о чем-то умолчала, и дух великого французского капера до сих пор волнует воды морских просторов.

Основные характеристики:
- год спуска 1929;
- год выхода из флота 1942;
- официальная версия – затонула;
- тип подлодки - крейсерская ДПЛ;
- скоростные характеристики под/над 10/18 узлов;
- рабочая глубина до 80 метров;
- длительность плавания до 3 месяцев;
- команда корабля до 150 человек;
- ширина 9 метров;
- осадка 7 метров;
- два дизеля общей мощностью 15 000 л.с;
Вооружение:
- два орудия 203х50 мм;
- 14 ТА 550 и 400 мм, боезапас 22 торпеды;
- две артпушки 37 мм;
- четыре 13.2-мм пулемета;
- один гидросамолет Бессон 411

Дополнительная информация.
Не всех до сих пор устраивает официальная версия гибели подводного крейсера «Сюркуф». Французские историки и исследователи до сих пор стараются найти подлодку или узнать точнее о судьбе великого для Франции подводного корабля.


Французская субмарина проектировалась для боев на океанских коммуникациях. На момент создания (1934 год) была самым большим подводным кораблем в мире - водоизмещение 4330 тонн в подводном положении.
Лодка несла боезапас в 22 торпеды для 12 торпедных аппаратов, а так же 2 203-мм орудия и гидросамолет для разведки. Лодка включала в себя все идеи предыдущих проектов подобного класса. так же нововведением было то, что субмарина могла вести артиллерийский огонь в позиционном положении, т.е. будучи полупогруженной.

Для своевременного обнаружения рейдеров противника лодку снабдили небольшим гидропланом-разведчиком.
До начала Второй мировой войны «Сюркуф» совершил значительное количество визитов в иностранные порты демонстрируя военную мощь Франции.
На момент нападения Германии на Францию в 1940 году, лодка все ещё находилась на ремонте в Брестe. С одним работающим двигателем и заклиненным рулём лодке удалось пересечь Ла-Манш и прибыть в Портсмут.


Лодка участвовала в боях во время войны, но из за нестандартного оборудования постоянно возникали проблемы со снабжением ее запасными частями и ремонтом.
12 февраля 1942 «Сюркуф» вышел в море и взял курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан. На лодке исправно работал лишь один двигатель и она не могла развивать скорость свыше 13 узлов.
В Панамский канал лодка не прибыла, официальное расследование установило, что наиболее вероятной причиной гибели было столкновение с американским сухогрузом «Томсон Лайкс» (англ. SS Thompson Lykes) в ночь на 18 февраля. Место катастрофы не было обнаружено.


19 февраля советник британского консульства на Колона-порт (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) направил через Бермуды в Адмиралтейство телеграмму с грифом «Совершенно секретно»: «Французский подводный крейсер «Сюркуф» не прибыл, повторяю, не прибыл».
Далее в телеграмме говорилось: «Военный транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 (восточное стандартное время) 18 февраля в 10 градусах 40 минутах северной широты, 79 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У «Томсон Лайкс» серьезно повреждена нижняя часть форштевня».


«Американские власти, - сообщалось далее, - изучили рапорт капитана транспортного судна, ведется широкий поиск самолетами. По неофициальным сведениям, предварительное расследование указывает на то, что неопознанным судном был сторожевой катер. Пока еще нет достоверных сведений обо всех подводных лодках США, которые могли находиться в этом районе, но их сопричастность считают маловероятной».

Основные характеристики подводного крейсер «Сюркуф»

Скорость (надводная): 18 1/2 узла;
Скорость (подводная): 10 узлов;
Рабочая глубина погружения: 80 м;
Автономность плавания: 90 суток;
Экипаж: 8 офицеров, 110 матросов:
Размеры: водоизмещение надводное - 2 880 т., водоизмещение подводное - 4 304 т., длина наибольшая (по КВЛ) - 110 м, ширина корпуса наиб. - 9 м, средняя осадка (по КВЛ) - 7,25 м;
Силовая установка: 2 дизеля по 7 400 л. с., 2 электромотора по 3 400 л. с., два винта;
Вооружение: 2х203-мм/50 орудия в спаренной установке; 2x37-мм пушки; 4х 13,2-мм пулемёта;
Торпедно-минное вооружение: 8x550-мм торпедных аппарата и 14 торпед; 4x400-мм торпедных аппарата и 8 торпед;
Авиация: 1 гидросамолёт Besson MB.411

Как эпилог можно привести слова одного из офицеров флота о лодке «Сюркуф», которые в больше степени могли бы быть применены ко всем субмаринам подобного класса.

«Подлодка имела башенную установку с двумя восьмидюймовыми орудиями. По идее при сближении с целью мы должны были высовывать жерла орудий и стрелять, оставаясь под водой. Но так не получалось: у нас возникали серьезные трудности с обеспечением водонепроницаемости башни. Что еще хуже, на «Сюркуфе» все было нестандартным: каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище.»

И действительно, идея артиллерийской лодки, «подводного монитора» зародившееся в начале Первой мировой войны оказалась весьма живуча. и попытки создать такой корабль дожили до второй мировой войны.
Но время показало, что подобный корабль в силу конструкции теряет все преимущества подводных лодок, и при этом не может эффективно действовать против кораблей на поверхности. таким образом эти удивительные и несомненно весьма интересные суда остались в истории как анахронизм, пережиток эпохи, когда считалось, что основным оружием на море может быть лишь крупнокалиберная артиллерия.
Время показало то эпоха «супердредноутов» на поверхности, и подводных линкоров в глубине вод уходит в прошлое, уступая арену новым видам вооружения.

Хотя жаль, конструкция весьма необычна и привлекает к себе внимание своей оригинальностью.

Как бы то ни было, на сегодняшний день исчезновение «Сюркуфа» остается одной из тайн, которые море хранит в огромном количестве с начала времен, и узнать ее разгадку нам еще только предстоит.
Свет на произошедшее определенно пролил бы сам «Сюркуф», но его обломки до сих пор не найдены.
В 1965 году аквалангист-любитель Ли Приттимен заявил, что нашел «Сюркуф» на дне пролива Лонг-Айленд, но история быстро заглохла, не пойдя дальше пары газетных статей. По сей день выдвигаются альтернативные теории гибели «Сюркуфа». Одна из наиболее популярных гласит, что экипаж «Сюркуфа» все же пошел на предательство, и что пара американских подлодок «Макрель» и «Марлин» обнаружила его в проливе Лонг-Айленд перегружающим припасы и горючее на немецкую подлодку, в результате чего и «немец», и «француз» были потоплены. Вариации этой версии включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны или британский эсминец.

Некоторые считают, что затопление «неблагонадежного» «Сюркуфа» планировалось союзниками заранее, но огласке не предавалось, чтобы не портить отношения со «Свободной Францией».
В 1983 году бывший морской пехотинец, служивший в 1942-м на крейсере «Саванна», заявил, что его корабль получил в середине февраля приказ объединиться с неким английским крейсером, после чего найти и утопить «Сюркуф», поскольку тот обстреливал союзные корабли.

Правда, согласно этому рассказу, когда крейсера прибыли в назначенное место, «Сюркуф» уже затонул по иным причинам. Весьма весомой выглядит, в отличие от предыдущих, версия, которую выдвинул британский исследователь Джеймс Расбриджер.

В документах американской 6-й бомбардировочной группы он обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была «обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров».
Так как в немецких архивах не зафиксировано потерь лодок в том районе в указанное время, логично предположить, что это был «Сюркуф».
Вероятнее всего, рация лодки была повреждена состоявшимся накануне столкновением с «Томсон Лайкс», и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят своих, а в районе Панамы лодка оказалась потому, что это был ближайший союзный порт, где можно было встать на ремонт.