Скачать пособие егэ по обществознанию. Подготовка к ГИА и ЕГЭ по обществознанию.Кимы и решения

Обществознание. ЕГЭ-учебник. Баранов П.А., Шевченко С.В.

М.: 2014. - 480 с.

ЕГЭ-учебник по обществознанию - уникальное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов, позволяющее в кратчайшие сроки и без привлечения других пособий успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.
В книге раскрываются самые эффективные технологии выполнения заданий разных типов (А, В, С), составляющих экзаменационную работу, и наиболее оптимальные подходы к организации процесса подготовки к экзамену. Учебный материал книги состоит из пяти блоков-модулей: "Человек и общество", "Экономика", "Социальные отношения", "Политика", "Право", каждый из которых включает тематические элементы, представленные в компактной и наглядной форме (схемы и таблицы), вопросы и задания для повторения, примеры заданий и алгоритмы их выполнения и учебно-тренировочные задания для закрепления знаний и умений. В конце книги приведён вариант экзаменационной работы по обществознанию и анкета, позволяющая оценить уровень готовности к сдаче ЕГЭ. Ко всем заданиям даны ответы.

Формат: pdf

Размер: 2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 7
Раздел I
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11
Раздел II
ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 18
ЕГЭ по обществознанию: основная цель, форма проведения, объекты проверки 18
Характеристика заданий экзаменационной работы
по обществознанию и алгоритмы их выполнения 21
Раздел III
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ-МОДУЛИ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 63
1. Человек и общество 64
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 64
1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 64
1.2. Мировоззрение, его виды и формы 66
1.3. Виды знаний 70
1.4. Понятие истины, её критерии 72
1.5. Мышление и деятельность 74
1.6. Потребности и интересы 80
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 82
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы 84
1.9. Основные институты общества 86
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 87
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 89
1.12. Образование, его значимость для личности и общества 95
1.13. Религия 97
1.14. Искусство 100
1.15. Мораль 101
1.16. Понятие общественного прогресса 103
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 105
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 107
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 109
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 113
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 128
2. Экономика 133
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 133
2.1. Экономика и экономическая наука 133
2.2. Факторы производства и факторные доходы 135
2.3. Экономические системы 137
2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 139
2.5. Постоянные и переменные затраты 146
2.6. Финансовые институты. Банковская система 147
2.7. Основные источники финансирования бизнеса 151
2.8. Ценные бумаги 152
2.9. Рынок труда. Безработица 153
2.10. Виды, причины и последствия инфляции 158
2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 160
2.12. Роль государства в экономике 163
2.13. Налоги 167
2.14. Государственный бюджет 171
2.15. Мировая экономика 173
2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 177
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 181
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 185
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 209
3. Социальные отношения 215
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 215
3.1. Социальная стратификация и мобильность 215
3.2. Социальные группы 218
3.3. Молодёжь как социальная группа 221
3.4. Этнические общности 223
3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения 225
3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации 229
3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения 231
3.8. Виды социальных норм 234
3.9. Социальный контроль 236
3.10. Свобода и ответственность 238
3.11. Отклоняющееся поведение и его типы 239
3.12. Социальная роль 241
3.13. Социализация индивида 243
3.14. Семья и брак 245
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 248
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 251
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 268
4. Политика 274
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 274
4.1. Понятие власти 274
4.2. Государство, его функции 276
4.3. Политическая система 279
4.4. Типология политических режимов 281
4.5. Демократия, её основные ценности и признаки 283
4.6. Гражданское общество и государство 285
4.7. Политическая элита 288
4.8. Политические партии и движения 290
4.9. Средства массовой информации в политической системе 292
4.10. Избирательная кампания в РФ 294
4.11. Политический процесс 298
4.12. Политическое участие 301
4.13. Политическое лидерство 302
4.14. Органы государственной власти РФ 304
4.15. Федеративное устройство России 311
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 314
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 317
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 336
5. Право 342
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 342
5.1. Право в системе социальных норм 342
5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 346
5.3. Понятие и виды юридической ответственности 350
5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 353
5.5. Законодательство РФ о выборах 358
5.6. Субъекты гражданского права 359
5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 361
5.8. Имущественные и неимущественные права 365
5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 367
5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 371
5.11. Особенности административной юрисдикции 375
5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 379
5.13. Международное гуманитарное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 382
5.14. Споры и порядок их рассмотрения 385
5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса 387
5.16. Особенности уголовного процесса 391
5.17. Гражданство РФ 396
5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 399
5.19. Права и обязанности налогоплательщика 402
5.20. Правоохранительные органы. Судебная система 405
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 409
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 413
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 431
Раздел IV
ПРОВЕРИМ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ 436
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию 436
Подведём итоги 449
Ответы 452
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 452
1. Человек и общество 452
2. Экономика 454
3. Социальные отношения 456
4. Политика 458
5. Право 461
Система оценивания тренировочного варианта экзаменационной работы по обществознанию 464
Литература 474

Данное учебное пособие - это не обычный учебник по курсу обществознания для средней школы, а руководство по подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию.
Структура пособия обусловлена задачами быстрой и качественной подготовки к ЕГЭ и состоит из четырёх разделов: «Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обществознанию», «ЕГЭ по обществознанию: общая характеристика», «Содержательные блоки-модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию», «Проверим свою готовность к ЕГЭ». Эти разделы, с одной стороны, логически связаны между собой, что позволяет организовать процесс подготовки к ЕГЭ более продуктивно, а с другой - являются в определённой степени автономными, самоценными, что расширяет границы возможного использования учебного пособия в целом с учётом образовательных потребностей экзаменуемых.

Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Майер Амшель Ротшильд

Именно с этих слов мне бы хотелось начать, так как в современном обществе информация является не только сведениями или системой знаний, а предметом рыночных отношений. При получении образования человек накапливает определенный набор знаний, который использует на протяжении всей своей жизни в той или иной степени. Современные стандарты образования задают высокий уровень знаний, которые должен получить человек покидая школьную скамью. Для того чтобы Вы могли подготовиться к сдачи Единого Государственного Экзамена по обществознанию, необходимо определиться со списком литературы, который поможет Вам в систематизации знаний по данному курсу и сформирует правильное направление мышления при ответе на вопросы. Начнем от просто к сложному.

Самым популярным и доступным источником теоретической подготовки, является «Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ» под авторством П.А. Баранова, А.В. Воронцова и С.В. Шевченко, так как он структурирован по сферам (разделам), у каждой из которой есть определенный набор тем содержащих в себе основные понятия и определения, которые помогают при решения заданий части А и В, при правильном решении которых можно набрать балл для преодоления установленного порога. Что касается части С, то тут возникают трудности. Данный справочник имеет практическое значение, с кратким изложением сведений в систематической форме, а задания части С требует более спектрального и расширенного знания и мнения экзаменуемого, в этом случае Вам придет на помощь учебники по Обществознанию для 10 и 11 класса (базового и профильного уровня) Л.Н. Боголюбова. Не могу не согласится, с тем, что данные учебники объемные и в отдельных моментах сложны для понимания без помощи учителя (репетитора и преподавателя), но при правильном подходе это идеальный вариант для решения заданий части С.
Большим спросом так же пользуются учебники по Обществознанию А.И. Кравченко, но тут сталкиваешься с проблемой не актуальности отдельных тем, что приводит к заблуждению читателя, и я советую его только тем кто обладает способностью фильтровать информацию. Наиболее объемным и сложным, но в тоже время наиболее научно проработанным и содержательным, считается учебное пособие по обществознанию под редакцией доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко, которое значительно повысит Ваш уровень подготовки.
При подготовке так же используйте различные словари, но с опорой на выше указанные источники литературы, а так же материалы содержащие в себе схемы и таблицы, позволяющие визуализировать полученную информацию, или же составляйте их самостоятельно. Напоминаю о необходимости использования при подготовки кодификатора.

И так, говоря об информации, я говорю об базисе знаний накопленных Вами по средствам изучения литературы, которая способствует сдачи экзамена на 100 баллов, что в последующем может повлиять не только на Вашу жизнь, но и на жизнь окружающих Вас людей.

Внимание!!! Проверяй год издания, не позднее 2012 года!

© Мария Растворова 2015

Издательство: АСТ

Год: 2014

Страниц: 352

Формат: rtf, fb2

Пособие по обществознанию для подготовки к итоговому экзамену « . Полный курс подготовки к ЕГЭ » состоит из 5 разделов, которые традиционно изучаются в школьной программе за курс средней школы.

Все изложенные в пособии материалы и факты являются общепринятыми. Но здесь все материалы и концепции четко систематизированы, для облегчения предэкзаменационной подготовки.

Издательство: Экзамен

Год выпуска: 2015

Формат: PDF

Пособие по обществознанию для учащихся 11 класса «ЕГЭ 2015. . Практикум: , социология » включает в себя теоретические положения и практические задания по этим двум разделам, так как они входят в обязательный курс обществоведческой подготовки школьника.

К основным вопросам по разделу , изучаемым в курсе и выносимым на экзамен вопросам макроэкономики относятся вопросы о таких общих экономических процессах и явлениях, как инфляция, безработица, экономический рост, государственное регулирование экономики, бюджетная и налоговая политика, банковская система, рынки товаров, труда, ценных бумаг и др.

В разделе социология проверяются знания, многие из которых начали формироваться у учащихся еще в 6 классе. Это относится к таким понятиям, как социальная группа, семья.

Издательство: Экзамен

Год выпуска: 2015

Формат: PDF

Пособие по обществознанию для подготовки к «ЕГЭ 2015. . Практикум: политика, право » знакомит выпускников с 2 разделами обществознания из пяти.

По каждому из разделов здесь имеются задания для учащихся по различным аспектам содержания раздела, которые аналогичны экзаменационным заданиям, содержащимся в КИМах по обществознанию в 2015 году. Все задания комментируются, указывая на ошибки которые могут иметь место при выполнении. К заданиям части 1 даны ответы, а части 2 - критерии верных ответов.

Издательство: Экзамен

Год выпуска: 2015

Формат: PDF

Пособие по обществознанию для девятиклассников «ОГЭ (ГИА-9) 2015. . 9 класс. Практикум. Реальные тесты » позволит учащимся отработать практические навыки выполнения всех типов заданий экзамена по обществознанию.

Структура экзаменационной работы

Состоит из З частей: 1 содержит задания с выбором ответа; 2 - задания с кратким ответом; З - задания с развернутым ответом.

В 1 части рассматриваются 7 тем курса: общество, человек, культура, социальные отношения, политика, право. Задания, сгруппированы в шесть блоков-модулей.

Задания 2 и З частей ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений.

Книга ориентирована на все категории учащихся, выбравших экзамен по обществознанию для сдачи в формате ОГЭ.

Обществознание стабильно лидирует среди предметов, которые российские школьники выбирают для сдачи ЕГЭ. Однако учебный курс по нему никак нельзя назвать лёгким. Ведь он включает в себя комплекс научных знаний по социологии, политологии, социальной психологии и философии. Учитель обществознания Роман Мосин рассказывает об особенностях экзамена и даёт рекомендации по подготовке.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В КИМ (контрольно-измерительные материалы) по обществознанию входят вопросы из школьного курса, который проходят с 5-го по 11-й класс. И курс этот, безусловно, перегружен информацией, поэтому важно понимать, к чему именно нужно готовиться и какая литература может помочь.

Для подготовки к экзамену необходим обычный школьный учебник. Однако нужно помнить, что ЕГЭ по обществознанию определяет не только знания базового курса, но и выявляет навыки, полученные школьником за всё время обучения.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29 заданий - разных по форме и уровню сложности. В каждом билете есть следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор - в каждом из них можно выбрать несколько правильных ответов;
  • задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
  • задание на установление соответствия позиций, которые представлены в двух множествах (таблицах, схемах, графиках);
  • задание на определение терминов и понятий.

Часть 1

Первая часть экзамена содержит 20 заданий, предполагающих краткий ответ. Чтобы выполнить эти задания, нужно знать основные факты, явления, процессы и уметь характеризовать их с научной точки зрения. Эти же задания проверяют навыки работы с текстами, схемами, таблицами, диаграммами (поиск нужной информации), умение анализировать, систематизировать и обобщать разрозненную информацию.

Важно: в заданиях первой части из шести вариантов ответов правильными могут оказаться два-три.

Часть 2

Во второй части девять заданий, и для них уже нужен развёрнутый ответ. В общем, это базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы: социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Задания выявляют умения работы с информацией: поиск, анализ, применение в условиях конкретного задания. А также умение работать с текстом, находить главную мысль и авторскую позицию, умение формулировать своё мнение и аргументировать его, умение составить план развёрнутого ответа.

Эссе

Для эссе нужно выбрать одну из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Иногда эти высказывания афористического характера.

Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок). Но выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Это задание проверяет широкий комплекс умений - раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

  1. Сделайте пробный вариант и выявите «слабые места».
  2. Учите основные термины, понятия и определения.
  3. Для подготовки используйте учебные пособия (школьные учебники, пособия для абитуриентов, сборники схем и таблиц), о которых речь пойдёт ниже.
  4. Правильно распределите время на выполнение заданий.
  5. Это правило вытекает из предыдущего. Выполняйте сначала те задания, которые не вызывают у вас замешательства. К сложным вопросам вернётесь позднее.
  6. Внимательно прочитайте вопрос до конца и отвечайте именно на него. Ошибки в основном случаются именно из-за невнимательности или непонимания вопроса.
  7. Выполняя задания со схемами, таблицами, диаграммами и текстом внимательно изучите информационный материал и только после этого приступайте к его выполнению.
  8. В ответах на вопросы второй части старайтесь особенно чётко отвечать на поставленный вопрос, следить за правильностью формулировок.
  9. В эссе покажите максимум своих знаний и умений. Очень важно, насколько хорошо вы знаете персоналии из обществоведческого курса, умеете аргументированно доказывать свою точку зрения и использовать причинно-следственные связи.
  10. Начинайте подготовку заранее. Если делать всё в последний момент, легко многое перепутать - как уже говорилось, курс обществознания перегружен информацией.

Литература в помощь

Ни одно из пособий полностью не освещает все вопросы курса, каждый автор трактует предмет с позиции своей науки. Поэтому в идеале нужно прочитать всю литературу из списка. Тогда вы с лёгкостью сможете претендовать на высший балл.

  1. Обществознание: Учебное пособие, Арбузкин А.М., 4-е изд., перераб. и доп. 2011.
  2. Обществознание: Учебное пособие, Глазунов М.Н. под ред. Марченко М.Н., 2-е изд., перераб. и доп. 2011.
  3. Обществознание: Учебное пособие, под ред. Петрунина Ю.Ю., 7-е изд. 2011.
  4. Обществознание, 10 класс, Профильный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М., 2007.
  5. Обществознание, Учебник, Курбатов В.И., 2006.
  6. Обществознание, 100 вопросов и ответов, Бочков Б.А., Федоров Н.А., 2006.
  7. Конституция РФ 1993 г.
  8. Гражданский кодекс РФ 1996 г.
  9. Обществознание в схемах и таблицах, 8-11 класс, Лебедева Р.Н., 2016.
  10. Экономика: Базовый курс, Липсиц И.В. 2011.
  11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. П.А Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко, 2009.

Обществознание. ЕГЭ-учебник. Баранов П.А., Шевченко С.В.

М.: 2014. - 480 с.

ЕГЭ-учебник по обществознанию - уникальное пособие для учащихся 10-11 классов и абитуриентов, позволяющее в кратчайшие сроки и без привлечения других пособий успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.
В книге раскрываются самые эффективные технологии выполнения заданий разных типов (А, В, С), составляющих экзаменационную работу, и наиболее оптимальные подходы к организации процесса подготовки к экзамену. Учебный материал книги состоит из пяти блоков-модулей: "Человек и общество", "Экономика", "Социальные отношения", "Политика", "Право", каждый из которых включает тематические элементы, представленные в компактной и наглядной форме (схемы и таблицы), вопросы и задания для повторения, примеры заданий и алгоритмы их выполнения и учебно-тренировочные задания для закрепления знаний и умений. В конце книги приведён вариант экзаменационной работы по обществознанию и анкета, позволяющая оценить уровень готовности к сдаче ЕГЭ. Ко всем заданиям даны ответы.

Формат: pdf

Размер: 2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 7
Раздел I
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 11
Раздел II
ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 18
ЕГЭ по обществознанию: основная цель, форма проведения, объекты проверки 18
Характеристика заданий экзаменационной работы
по обществознанию и алгоритмы их выполнения 21
Раздел III
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ-МОДУЛИ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 63
1. Человек и общество 64
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 64
1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 64
1.2. Мировоззрение, его виды и формы 66
1.3. Виды знаний 70
1.4. Понятие истины, её критерии 72
1.5. Мышление и деятельность 74
1.6. Потребности и интересы 80
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 82
1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы 84
1.9. Основные институты общества 86
1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 87
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 89
1.12. Образование, его значимость для личности и общества 95
1.13. Религия 97
1.14. Искусство 100
1.15. Мораль 101
1.16. Понятие общественного прогресса 103
1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ) 105
1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 107
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 109
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 113
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 128
2. Экономика 133
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 133
2.1. Экономика и экономическая наука 133
2.2. Факторы производства и факторные доходы 135
2.3. Экономические системы 137
2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 139
2.5. Постоянные и переменные затраты 146
2.6. Финансовые институты. Банковская система 147
2.7. Основные источники финансирования бизнеса 151
2.8. Ценные бумаги 152
2.9. Рынок труда. Безработица 153
2.10. Виды, причины и последствия инфляции 158
2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 160
2.12. Роль государства в экономике 163
2.13. Налоги 167
2.14. Государственный бюджет 171
2.15. Мировая экономика 173
2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 177
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 181
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 185
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 209
3. Социальные отношения 215
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 215
3.1. Социальная стратификация и мобильность 215
3.2. Социальные группы 218
3.3. Молодёжь как социальная группа 221
3.4. Этнические общности 223
3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения 225
3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации 229
3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения 231
3.8. Виды социальных норм 234
3.9. Социальный контроль 236
3.10. Свобода и ответственность 238
3.11. Отклоняющееся поведение и его типы 239
3.12. Социальная роль 241
3.13. Социализация индивида 243
3.14. Семья и брак 245
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 248
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 251
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 268
4. Политика 274
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 274
4.1. Понятие власти 274
4.2. Государство, его функции 276
4.3. Политическая система 279
4.4. Типология политических режимов 281
4.5. Демократия, её основные ценности и признаки 283
4.6. Гражданское общество и государство 285
4.7. Политическая элита 288
4.8. Политические партии и движения 290
4.9. Средства массовой информации в политической системе 292
4.10. Избирательная кампания в РФ 294
4.11. Политический процесс 298
4.12. Политическое участие 301
4.13. Политическое лидерство 302
4.14. Органы государственной власти РФ 304
4.15. Федеративное устройство России 311
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 314
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 317
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 336
5. Право 342
Тематические элементы содержания: краткая характеристика 342
5.1. Право в системе социальных норм 342
5.2. Система российского права. Законотворческий процесс в РФ 346
5.3. Понятие и виды юридической ответственности 350
5.4. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ 353
5.5. Законодательство РФ о выборах 358
5.6. Субъекты гражданского права 359
5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 361
5.8. Имущественные и неимущественные права 365
5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 367
5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 371
5.11. Особенности административной юрисдикции 375
5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 379
5.13. Международное гуманитарное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 382
5.14. Споры и порядок их рассмотрения 385
5.15. Основные правила и принципы гражданского процесса 387
5.16. Особенности уголовного процесса 391
5.17. Гражданство РФ 396
5.18. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 399
5.19. Права и обязанности налогоплательщика 402
5.20. Правоохранительные органы. Судебная система 405
Обобщаем и систематизируем: вопросы и задания на повторение 409
Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения 413
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 431
Раздел IV
ПРОВЕРИМ СВОЮ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ 436
Тренировочный вариант экзаменационной работы по обществознанию 436
Подведём итоги 449
Ответы 452
Применяем знания и умения: учебно-тренировочные задания 452
1. Человек и общество 452
2. Экономика 454
3. Социальные отношения 456
4. Политика 458
5. Право 461
Система оценивания тренировочного варианта экзаменационной работы по обществознанию 464
Литература 474

Данное учебное пособие - это не обычный учебник по курсу обществознания для средней школы, а руководство по подготовке к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию.
Структура пособия обусловлена задачами быстрой и качественной подготовки к ЕГЭ и состоит из четырёх разделов: «Роль учебного пособия в подготовке к ЕГЭ по обществознанию», «ЕГЭ по обществознанию: общая характеристика», «Содержательные блоки-модули, проверяемые на ЕГЭ по обществознанию», «Проверим свою готовность к ЕГЭ». Эти разделы, с одной стороны, логически связаны между собой, что позволяет организовать процесс подготовки к ЕГЭ более продуктивно, а с другой - являются в определённой степени автономными, самоценными, что расширяет границы возможного использования учебного пособия в целом с учётом образовательных потребностей экзаменуемых.