Сквернословие и влияние его на здоровье. Сквернословие. Сквернословие и здоровье

СКВЕРНОСЛОВИЕ И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА ЗДОРОВЬЕ

Вдумайтесь в факты!

За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания. А это будущие матери, носители генофонда нации. Ежедневная смертность населения России более 2500 человек в день. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте - среди женщин, 54% Молодежь, родившейся в 80-е годы, не способна окончить среднюю школу. Стремительно растет количество алкоголиков, безумцев, самоубийц. Народонаселение сокращается с каждым годом. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность - СКВЕРНОСЛОВИЕ! Около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. Давным-давно В.Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».

Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Матерный язык слышен везде, в семье на улице, в транспорте, даже среди людей, имеющих какую-то власть. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев. «Гнилые» слова стали частью обыденной речи. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми.

Ими «перекидываются» даже влюбленные. «Невинная» привычка употреблять «мат» привела к тому, что многие используют его для связки слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Недавно, по первому каналу телевидения шел фильм «Школа». Школьники там, общаясь между собой, через слово вставляли «невинное» слово «блин». Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова «скверно». А с какой легкостью люди относятся к произнесению ругательств! Они явно убеждены, что в этом нет ничего страшного. Но, дав права черному слову, мы облегчаем путь черным делам и постепенно уродуем свой духовный мир.


«Сквернословие - это склонность к совершению дурных поступков», - сказал Аристотель.

Недаром, в древности сквернословов изгоняли из общества, как прокаженных.

«Говорить нецензурными словами - это умываться грязью» (пословица).

Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке.

Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других «опустившихся» лиц, то теперь всё в корне изменилось. Матерные слова, как выхлопные газы, дурят голову и отравляют душу. Тяжело и дышать в доме матерщинников. Там смрад. В матерных похабных посылах великая разрушительная сила. Сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к вам. В основе сквернословия лежат такие проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т.д. Если сквернословишь, то превращаешь свой мир, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Мат, обидные, колючие замечания глубоко ранят человека.

Вспомните, когда вас самих обругали - грубо, грязно (не важно по поводу или без повода), начинает сильно колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствам, а последние - к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, раку, инфаркту и инсульту и, что ещё страшнее, к шизофрении.

Длительный стресс, который могут спровоцировать постоянные унижения от хама-начальника или грубияна - соседа, приводит к психическим расстройствам, к снижению иммунитета.

Каждое сквернословие и ссора есть уже хвала тьме . Нынче среди многих селян считается модным, этаким даже шиком, культурно-фольклорным изыском, отвечать на дружеское приветствие откровенным матом. Все перечисленные беды русского языка отражаются, прежде всего, на подростках.


Воспитание - это культура взрослых, культура общества.

Матерясь, подростки стараются обратить на себя внимание, но на самом деле, выглядят животными, которые способны только «мычать». Не секрет, что сквернословие в речи молодых людей и просто прохожих на улице стало обыденным делом. Порой, нецензурные слова употребляют для «украшения» речи, при этом наивно полагают, что такая «окраска» делает речь эмоционально привлекательной.

Матерятся для дурацкого самоутверждения. Ведь кроме мата им нечем «утвердиться». Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.

В прежние времена за сквернословие строго наказывали, так как полагали, что в мате присутствует сатанинский дух . И недаром в русском народе матерщинников называли богохульниками.

Сквернословие неприятно слушать абсолютно всем, даже тем, кто сам этим грешит.

Оно порождает новые болезни,


Уничтожает атмосферу планеты. У сквернослова очень быстро разрушается интеллект. Особенно опасно это для ребенка.

В медицине известен термин «синдром Туретта». Человек теряет дар речи, но сохраняет способность сквернословить.

Матерщина, хулительство - это оскорбление Божьей Матери и своей собственной матери.

Мистические корни сквернословия уходят в далёкую языческую древность.

Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким . Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его . Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки. Когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной поступок. То есть, придают себе более скверности, чем есть на самом деле . Для страха или от страха. Они призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Таким образом, так называемый «мат» является языком общения с демоническими силами.

Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. "Инфернальной" - означает адской, из преисподней. Но силы зла - силы исключительно только зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов - погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком - грешником, каковыми являются хулители, сквернословы. И если человек сам свидетельствует о своей скверности, он сам вершит себе приговор и отдаёт себя в руки дьявола..."


Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Люди давным-давно заметили, что «злое слово убить может», а доброе слово «и кошке приятно».


Одна из гипотез, дающая объяснение такому влиянию звуков, - это представление об информационных свойствах воды.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из неё) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма (а как считают некоторые исследователи, и от смысловой нагрузки) эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. Но, к сожалению, между знанием и соблюдением известных элементарно простых правил — дистанция огромная изо дня в день, образуя со временем несмываемые залежи. Если пыль можно вытереть, то последствия мысли или слова никем и никогда не могут быть уничтожены. Они будут лежать до срока, и когда-нибудь начнёт действовать, как говорится, обратный удар, называемый в народе "бумерангом".


Сегодня ученые получили новые подтверждения значения ритмов в жизни природы, в том числе и человека. Например, отклик на ритм, звучание и эмоциональный строй слова «здравствуй» всегда оказывается положительным. Еще указано в святых писаниях, что мир начинался с тайны - мысли и, опять же, со слова. То есть, слово - есть тайна, содержащая большое значение. Лишь малая часть тайны звука известна людям.

Инфразвуком можно напугать, ультразвуком можно лечить. Что же такое «мат», сквернословие, хулительство и какую опасность они несут человеку, их произносящему?

Мало кто задумывается над тем, что звук - не просто определенный набор звуковых волн, но носитель информации. Длинное слово не обязательно несет больше информации, чем короткое. Все зависит не только от того, из каких звуков состоит слово, и даже не от их порядка в слове, а от того, какова информативная емкость этого звука.


Волны звука, вибрация, ультроизлучение - это формулы силы слова.
Звуковое наполнение каждого звука тоже различно - от обычных, длинных до жёсткого ультракороткого излучения, действующего на подкорки головного мозга человека, его подсознание. Именно из этих коротких волн и состоят слова-заклинания. А если эти ультро-формулы закреплены письмом самого мыслителя-хама, хулителя (на бумаге ли, на компьютере или посыл кому-то в сети), то Сила Слова закрепляется в теле носителя, не осталяя шансов очиститься.

Наши предки, зная, что каждое слово, а тем более имя, несет в себе ту или иную энергетику, старались давать имена и определения красивые. Почему, например, давалось имя святого ребенку? - чтобы объединить его с высоким подвижником, ввести под защиту его высоких энергий.

Но и служители тьмы прекрасно осведомлены о скрытой силе слова и стремятся, как можно больше людей увести за собой в ад. Например, в бранных формулах часто встречается слово «мать». Во многих словарях матерного языка слово, начинающееся на букву «б» и заканчивающееся на мягкий знак. Трактуется как обозначающее женщину легкого поведения. На самом же деле этимология этого слова куда более глубока и уходит в языческое прошлое нашей страны. Так язычники называли демона распутства и разнузданного поведения, тогда это слово было мужского рода. «Б-ь» наказывал женщин за непотребное поведение неутомимой жаждой сексуальных похождений, что сейчас принято называть «бешенством матки».


Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Особенно страшно это влияние, когда речь идет о женщине, самой природой предназначенной не просто для продления человеческого рода, но к самой ответственной части этой функции - вынашиванию будущего человека.

Религия с самых древнейших, ветхозаветных времен предостерегала людей от сквернословия: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе." В современном обществе картину мы наблюдаем прямо противоположную: к употреблению даже в обычной разговорной речи «родного матерка» отношение самое снисходительное.


Это стало, чуть ли не нормой русского языка: взрослые сквернословят в семьях не только между собой, но зачастую и детей, в чем-либо провинившихся, поливают «по матушке», не понимая, какой непоправимый вред наносится и ребенку, и самому такому вот, с позволения сказать, родителю. Тем более, если речь идет о матери. Например, в воспитательных целях нельзя говорить ребенку слово «плохой», «ты сделал плохо». Это слово по энергетике ниже слова «горе». Вы ребенка еще больше опустите, сделаете его мене разумным - «животным».

Если мы хотим, чтоб наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - человеческий язык.

Апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово, да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4:29)



Слова должны приближать к Богу а, не удалять от Него. Например, слово «благодарю» обладает вдвое большей животворящей силой, чем слово спасибо.


Когда человек говорит матерные, хулительные слова, он не только оскверняет свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли - сеет зло, даже когда сам этого не осознает.

Когда мы слышим, что человек ругается «матом, хулит» кого-то, нам следует его поправить, чтобы он не говорил подобных слов, но если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе .

Как сказано в Писании: «Отвращайся от зла, прилепляйся к добру» (Рим. 12:9).

На разных полюсах стоят слова созидательные и слова разрушительные, слова молитвы и слова брани. Первые лечат и совершенствуют сущность человека, вторые вызывают болезни и низводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами.

Оскверняясь матом, сквернословием, человек отталкивает от себя Дух Божий. В России сквернословие связано практически только с половыми органами. Пробужденная в подсознании информация о сексуальных извращениях начинает постепенно, незаметно для человека воздействовать не только на его нравственность, но и на физиологические процессы, определяющие зарождение и развитие маленького человека. Не только ученые, но и писатели давно заметили, что дети, появляющиеся у любящих друг друга родителей, не только меньше болеют и быстрее развиваются, но даже красивее зарожденных «мимоходом» или в состоянии подпития. И именно поэтому, пока еще не до конца понятому учеными, но очень действенному процессу зарождения красивых, нормально развивающихся людей наносит свой невидимый, но сокрушительный удар сквернословие.


Учёный Петр Горяев, после проведение многочисленных опытов, пришел к выводу, что некоторые человеческие слова обладают не энергетическим, а информационным воздействием на ДНК. Сила эффекта зависит главным образом от содержания, сообщенного текста. Так, наследственные программы повреждались, когда исследователи говорили нечто ужасное, - например, злословили растению, из которого получили препарат ДНК. И тогда провели противоположный эксперимент. Через свой препарат ученые "благословили" семена пшеницы, убитые радиоактивным облучением мощностью в 10 тысяч рентген. Результат превзошел все ожидания: перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили и взошли. А в контрольной группе они так и остались мертвыми. Наконец, ученые "благословили" через аппарат здоровые зерна пшеницы. В результате они, в отличие от контрольной группы, стали, бурно расти. Казалось бы, от растений до людей - дистанция огромного размера. Но другие исследования показали, что генетические аппараты всех живых существ работают по универсальным законам. И одинаковые информационные воздействия вызывают очень похожие эффекты у растений, животных и людей.

Ученые уверены, что посланные через аппарат злословия и "благословия" вызвали бы в ДНК человека изменения, подобные тем, что произошли в растениях. Но в принципе ученые не открыли ничего нового. Ведь их аппарат воспроизводит и усиливает способность людей воздействовать словами на программы наследственности. Эта способность человека известна с древних времен. Молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия повреждают. По молитвам многих святых исцелялись безнадежно больные.


Благословение святых распространялось на несколько поколений. Зомбирование, наговоры, заговоры, материнские проклятия, способные лишить человека воли, здоровья, а то и самой жизни, в качестве своего главного инструмента имеют слово. Самым сильным по достигаемому результату всегда считалось материнское проклятие, потому что снять его с человека не в силах никто, кроме той, кто его произнесла.

Волновые генетики утверждают: генетическому аппарату (то есть, телу) человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает или читает. Ибо любая информация может впечататься в так называемый волновой ген. Другими словами, с кем человек поведется, от того он в итоге и наберется наследственных программ. При этом аппарат ДНК не способен разобрать, от кого вы получаете информацию, будь то живой собеседник или экран телевизора. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, способная очень существенно изменить всю вашу жизнь.


Молекулы ДНК способны обмениваться этой информацией с помощью акустических и электромагнитных волн. Но самое поразительное, что многие чудеса учёные вызывали словами. Ученые создали аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания, способные влиять на молекулы наследственности - ДНК. И оказалось, что некоторые слова вызывают мутагенный эффект чудовищной силы. Корёжатся и рвутся хромосомы, меняются местами гены. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы, которые тиражируются организмом, передающим потомству программы самоликвидации.

По оценкам специалистов, эти странные слова вызывали мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью 30 тысяч рентген! Страшно даже подумать, что стало бы с человеком после такой словесной обработки, если 50 рентген считается для него смертельной дозой.

К счастью, эти эксперименты проводили на семенах растения арабидопсис. Они почти все погибли. А выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровых организмов. Такие монстры получают множество болезней, которые передаются по наследству в более тяжелой форме. Потомство полностью вырождается через несколько поколений.

Но больше всего удивило ученых, что мутагенный эффект не зависел от звуковой силы воздействия. Они произносили слова то громким, то тихим голосом, а иногда шептали еле слышно, но результаты получали одинаковые. Может, аппарат усиливал энергию звуковых вибраций? Исключено: он работал от двух батареек "Орион", которыми обычно заряжают карманный фонарик. Для эффекта в 30 тысяч рентген нужно создать напряжение в тысячи раз больше, чем могут дать эти батарейки.


Волновая генетика обнаруживает, что слова, используемые человеком, влияют на его генофонд. Добрые и красивые слова его - выправляют и совершенствуют, бранные и нецензурные - разрушают.


С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причём сделать это в резкой и циничной форме.

Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность - вот основная причина, как психической, так и физической патологии.

Изменение отношения человека к самому себе - очень важный путь, ведущий к здоровью. Любое произнесённое слово - это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь.

К ещё более поразительным выводам недавно пришёл уральский учёный Г. Чеурин. Он утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя всё живое. Гипотезу Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ - столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга и Барнаула. И доказать теорию удалось! Вместе с коллегами учёные в лаборатории в целях эксперимента поливали зёрна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода - только молитвы. В результате первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Вода, наслушавшаяся «вялого» мата, показала результат получше — 53 %. Семена, которые поливали водой, заговорённой молитвами прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии.

Генетическая мина замедленного действия работает и сегодня

При ослаблении власти неизбежно начинаются междоусобицы и братоубийственные войны, которые ослабляют государство и оно становится легкой добычей иноземных завоевателей. Чтобы не повторилась такая беда, наши предки совершили великий подвиг соборного уединения. Была подписана Грамота Московского Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 года. Но, предвидя новую смуту, составители Грамоты дали потомкам некий инструмент для врачевания этой болезни: «И кто же пойдет против сего Соборного постановления? да проклянется таковой в сем веке и в будущем? не буди на нем благословения от ныне и до века». Увы, Россия убеждается в этом на горьком опыте.

Самый грандиозный эксперимент с человеческим генофондом был проведен в России в начале XX века. Революционеры и богоборцы нарушили обет, который дали за них предки в 1613 году, и пошли под соборное проклятие - «в клятву облекошися», разумеется, со всем своим потомством. До тех пор в генофонде нации преобладали созидательные программы, запущенные благословениями предков. Но после февральской октябрьской революции стали преобладать отрицательные: сработала генетическая мина замедленного действия Звучание слов должно быть прекрасно, - такая гармония рождает и мышление возвышенное.


Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта .

Безобразие во всех видах есть опасная болезнь. Но человечеству нужно понять, где целение и где разложение. Антипод молитвы - сквернословие. Оно смущает и грязнит пространство. Запрещено в городах иметь фабрики, полные ядовитых газов, но кощунства и сквернословие по следствиям своим вреднее. Люди не хотят освободиться от самого губительного вещества, порождающего устрашающие разрушения.

Упаситесь от сквернословия!

Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать? (вопрос учащимся). До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли, слова и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.


ВЫВОДЫ:

Часто человек вначале мимоходом, не подозревая по незнанию «сеет» вокруг себя зло, не, только оскверняя свои уста, но и льет грязь в уши окружающих даже сам этого не осознавая.

Ниже приведена «Шкала тонов» - шкала эмоционального, энергетического состояния - потенциала здоровья.

Ноль - это смерть.

Тон 40, когда человек мыслью может управлять другими.

Тон 30 «постулаты». То что энергетически запостулировал - то сбудется. Неоднократно проверено.

«Скука 2.5» - это состояние энергетики, когда вы лежите в постели и вам надо идти на работу. Вы лежите и знаете, что вас накажут, а вы лежите! Это состояние можно (как при измерении температуры) принять за точку отсчета.

То, что ниже "скуки"- это не совсем адекватный человек. Это сила болезни. До человека не «достучаться», с какими либо предложениями ему помочь. Это зона болезней. Его надо «поднять» выше скуки, тогда он вас «услышит». Выше тона «энтузиазма» человек не болеет.

ШКАЛА ТОНОВ

40,0

Безмятежность бытия: исполнение (бытия) намерения (управляет другими)

30,0

Постулаты человек планирует (постулирует) и его планы сбываются чудесным образом (вовремя учитель, книга или деньги, появляются)

22,0

Игры

20,0

Действия

8,0

Радость, восторг ! (творчество)

6,0

Эстетика (восхищение)

4,0

Энтузиазм (не болеет)

3,5

Веселье, бодрость


Поле брани

Существует несколько слов и выражений, общеизвестных, хотя и не общепринятых, которые занимают особое положение в языке. Издавна считается неприличным и недопустимым вслух называть некоторые предметы и явления, связанные со строением человеческого тела и половой функцией. В рамках европейской культуры закрепилось отношение к сексу как чему-то постыдному, поэтому при освещении этого вопроса пишущая братия по сей день

разрывается между сухой научной лексикой и так называемыми непечатными словами. Впрочем, в последние годы эти слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: уже никого не удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в выражениях. Российское законодательство предусматривает ответственность за сквернословие в общественных местах и оскорбление словом. Однако даже опытные юристы затрудняются припомнить, чтобы кто-либо был ощутимо наказан за словесную невоздержанность. Сквернословие стало, увы, чрезвычайно распространенным, будничным. Одни считают это нормальным, другие, как говорится, притерпелись.

Взрослые люди как в делах, так и в словах проявляют себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться. Впрочем, ругательство при этом даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи. Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще, увы, и «чисто женского») разговора считают соленое словцо, с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы. Люди достаточно воспитанные относятся к брани брезгливо; для них выругаться столь же немыслимо, как, скажем, высморкаться в занавеску.

Однако и те, и другие, и третьи сходятся в едином мнении: нецензурные слова - это «взрослая» лексика и ребенку употреблять их непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово, немедленно следует резкая, отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность.

Попытаемся разобраться, насколько справедлив и эффективен этот подход.

В первые годы жизни ребенок - существо поначалу бессловесное - стремительно овладевает родным языком. Все слова для него - новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас. Уже трехлетний малыш в состоянии внятно выразить достаточно сложную мысль, пользуясь большим набором слов. Конечно, понадобится еще долгое время, чтобы он овладел богатством языка во всем многообразии и сложности. И ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь. Причем малыш слышит не только те слова, с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.

Можно, конечно, поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли эта задача выполнима на практике. Конечно, плохо, если малыш находит себе развлечения, крутясь возле пивного ларька и ловя многоэтажные тирады его завсегдатаев. Там ему не место, и это большинство родителей, к счастью, понимает и без дополнительных разъяснений. Однако невозможно посадить ребенка под стеклянный колпак, непроницаемый для бацилл сквернословия. Так или иначе, ребенок столкнется с дурными словами, которые, увы, нынче просто витают в воздухе.

И.Г. Отец Виктор, что–то произошло с нашим народом, со всеми нами. То, что научно называется «ненормативной лексикой», стало обычной средой нашей жизни. Это отмечают решительно все: если тридцать - сорок лет назад услышать грязные слова можно было на улице только от сильно выпивших людей, то сейчас - это «нормальный» способ общения во всех социальных и культурных группах, во всех возрастах, в частной и общественной жизни. Их можно услышать и с экрана телевидения. Иногда можно услышать, как молодая мать обращается к своему малышу, используя эти слова. Они так прочно вошли в нашу речь, что их нередко используют даже в церковной среде.

Более того. Многие люди считают что, что это наше наследство, наш язык - зачем же его лексику делить на хорошие и плохие слова? Подростки и даже маленькие дети уже не стесняются ругаться ни на улицах, ни при старших. Как отучить ребенка от этого яда?

О.В. Нужно, чтобы ребенок понимал, что он говорит, зачем и как. Если он сказал какую–то гадость, можно спросить:

А что ты сейчас сказал? Ты можешь понять, что ты сказал?

Часто они не понимают.

Давай сейчас вместе разберемся!

Если это мат, то можно сказать:

Посмотри, ты разрушаешь то, что нельзя разрушать: почтение и любовь к матери. В матерном слове ты говорил не о своей матери, а о матери другого человека. Ты посягнул на самое дорогое, что есть в жизни. Слово должно помогать жить, слово должно творить жизнь, но не разрушать. Когда ты так говоришь, ты разрушаешь жизнь, ты портишь себя, портишь окружающих людей.

Если это стало такой привычкой, от которой ребенок уже не может оторваться то, тут можно сказать:

Если тебя наказать за это, ты не исправишься. Ты должен сам хорошо подумать, что ты делаешь, какая цель этого. Какой смысл каждого твоего слова? Человек может словом обрадовать, утешить, может дать какое–то знание. Но слово дано не для того, чтобы его направлять к злой цели.

Слово - великий дар Божий человеку. Словом творится жизнь. Христос говорит: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» .

Если слово отнять у людей, то вся жизнь превратится в пустыню.

Но человек может неправильно пользоваться ценным даром: он часто направляет слово на разрушение, а не на созидание жизни, т. е. смерть и жизнь во власти языка.

Мы видим, как некоторые люди постоянно сквернословят и находят в этом низменное удовольствие.

В беседах с детьми можно услышать такие слова:

Вчера я ругала учительницу матными словами.

Сквернословящий человек всегда неприятен. Возникает вопрос: откуда в человеке такая тяга к нечистому?

Сквернословие - показатель духовной порчи человека. Язык всегда обнажает сердце человека. Есть гниль в дереве, в теле, в душе. Апостол Иаков говорит, что не может из одного источника изливаться одновременно сладкая и горькая вода.

Если сердце человека чистое, исполнено любви и Духа Святого, духа жизни, то оно никогда не будет источать смрад, каким является мат: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» . Духовный человек творит жизнь в себе и вокруг себя. Все, что он творит, глубоко проникает в его душу, умиротворяет и живит ее.

Но когда в человека вселяется дух злобы, дух смерти, то его сердце уже не источник, из которого течет чистая вода. Дух злобы рождает злое слово, мат, человек находится во власти черной магии, цель которой - разрушать жизнь. Когда сквернословие касается области отношения полов, то это означает стремление разрушить нормальное, естественное состояние пола и привести его в противоестественное.

Слово мат связано со словом мать , и из этого видим, что сквернословы покушаются на самое святое.

У восточных народов мать - величайшая святыня. Почитание родителей - святой закон. И там не позволяют унижать имя матери, за плохое слово о ней можно лишиться жизни.

Как бороться с закоренелой привычкой сквернословия?

Разлияние пошлости, зла, нельзя искоренить внешним образом - запретами, штрафами. Запрет недейственен. Разве он изменит сердце сквернословящего школьника или высокопоставленного чиновника?

Нужно, чтобы человек изменил свою жизнь, стал внутренне чистым, т. е. не прилеплялся ко злу, которое, маскируясь под добро, приходит в такой оболочке, что человек обманывается и принимает его за добро.

Человеку необходимо подняться на ступень духовную. Живя анонимно с Богом, не встретившись с Ним, не впустив Его в свою жизнь, человек отдает себя во власть темных сил, которые делают с ним все, что хотят.

Многие люди имеют все, однако при этом печальны и беспокойны: им не хватает Христа.

На первое место в своей жизни человек должен поставить Бога, а не себя, Бога, а не деньги, власть, пищу, напитки, работу. Все, что не Бог - вторично, и не есть смысл и цель жизни.

Поэтому по зрелому размышлению человек выбирает Бога как высшую ценность, как свою жизнь, и тогда он становится способным жить духовно, в меру своего достоинства.

Человек, живущий с Богом и в Боге, всегда следит за движением своей души, сердца, внимателен к словам, которые он произносит, поэтому он органично не может сквернословить, пользоваться словом недостойно, превращая его во зло. Он не может благословлять Бога и проклинать людей, сотворенных по подобию Божию.

Мудрые взвешивают свои слова, поэтому язык праведного - «отборное серебро» .

Мудрый всегда говорит слово жизни, слово, которое творит жизнь, т. е. добрые отношения, радость, улыбку, взаимопонимание.

Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми».

Но у того, кто отвергает Бога, отнимается и Слово Божие, и слово человеческое.

Будем помнить: словом своим я вхожу в другую личность и что–то оставляю в ней. Что оставляю? Семя добра или зла.

Нечистые разговоры, скверные анекдоты, порождающие нехороший смех, грязнят душу человека, бесчестят слушающего.

Современный человек, к сожалению, утопает в негативных, циничных разговорах, всех критикует, всех высмеивает, жалуется на плохую жизнь.Но важно понять простую истину: хорошая жизнь начинается с исправления самого себя, с нашей доброй совести.

Жизнь каждого человека зависит только от Бога.

Наступает в жизни человека момент, когда он почувствует присутствие Бога, ощутит сердцем Его любовь. Тогда он начнет разговаривать с Ним, т. е. молиться. Он сможет из глубины сердца сказать: «Господи, давай жить вместе!» И тогда Господь даст ему дар чистого слова.

Поле брани

Существует несколько слов и выражений , общеизвестных, хотя и не общепринятых, которые занимают особое положение в языке . Издавна считается неприличным и недопустимым вслух называть некоторые предметы и явления, связанные со строением человеческого тела и половой функцией. В рамках европейской культуры закрепилось отношение к сексу как чему-то постыдному, поэтому при освещении этого вопроса пишущая братия по сей день разрывается между сухой научной лексикой и так называемыми непечатными словами . Впрочем, в последние годы эти слова перестали быть непечатными в буквальном смысле: уже никого не удивляет, когда герои современных литературных произведений и кинофильмов не стесняют себя в выражениях . Российское законодательство предусматривает ответственность за сквернословие в общественных местах и оскорбление словом . Однако даже опытные юристы затрудняются припомнить, чтобы кто-либо был ощутимо наказан за словесную невоздержанность. Сквернословие стало, увы, чрезвычайно распространенным, будничным. Одни считают это нормальным, другие, как говорится, притерпелись.

Взрослые люди как в делах, так и в словах проявляют себя по-разному. У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без того, чтобы не выругаться . Впрочем, ругательство при этом даже не выступает как таковое, а является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи . Другие обычно ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а все чаще, увы, и «чисто женского») разговора считают соленое словцо , с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы . Люди достаточно воспитанные относятся к брани брезгливо; для них выругаться столь же немыслимо, как, скажем, высморкаться в занавеску.

Однако и те, и другие, и третьи сходятся в едином мнении: нецензурные слова - это «взрослая» лексика и ребенку употреблять их непозволительно ни в коем случае. Если же из детских уст вылетает запретное слово , немедленно следует резкая, отрицательная реакция: взрослые стремятся пресечь и наказать подобную распущенность.

Попытаемся разобраться, насколько справедлив и эффективен этот подход.

В первые годы жизни ребенок - существо поначалу бессловесное - стремительно овладевает родным языком . Все слова для него - новые. Он активно, как губка, впитывает их и усваивает, с каждым днем обогащая свой словарный запас . Уже трехлетний малыш в состоянии внятно выразить достаточно сложную мысль, пользуясь большим набором слов . Конечно, понадобится еще долгое время, чтобы он овладел богатством языка во всем многообразии и сложности. И ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова , как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь . Причем ребенок слышит не только те слова , с которыми обращаются к нему родители и которыми они обмениваются между собой, но и те, что на улице бормочет неопрятный красноносый дядя с нетвердой походкой. Маленький ребенок еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания.

Можно, конечно, поставить перед собой задачу оградить ребенка от нежелательного словесного фона. Однако едва ли эта задача выполнима на практике. Конечно, плохо, если малыш находит себе развлечения, крутясь возле пивного ларька и ловя многоэтажные тирады его завсегдатаев. Там ему не место, и это большинство родителей , к счастью, понимает и без дополнительных разъяснений. Однако невозможно посадить ребенка под стеклянный колпак, непроницаемый для бацилл сквернословия . Так или иначе, ребенок столкнется с дурными словами , которые, увы, нынче просто витают в воздухе.

Вне всякого сомнения, надо стремиться ограждать малыша от чужой грубости . Но необходимо трезво отдавать себе отчет, что не все здесь в нашей власти. Никто не станет в здравом уме валяться в луже, но никто и не застрахован от того, что его не обдаст грязью проносящаяся мимо машина. Образно говоря, постараемся просто обходить лужи.

Если же ребенок узнал нежелательное выражение , наивно надеяться, что он его враз забудет. Человеческая память устроена очень хитро. Можно волевым усилием заставить себя что-то запомнить (это, говоря языком психологов, произвольное запоминание). Но невозможно заставить себя забывать. Поставив перед собой такую цель, скорее всего, получишь обратный результат. Пытаясь заставить ребенка выкинуть слово из памяти, мы тем самым лишь сконцентрируем его внимание и глубже забьем ржавый гвоздь в формирующееся сознание.

Добиться того, чтобы ребенок не узнал, а тем более, узнав, забыл неприличное выражение , - задача невыполнимая. Впрочем, признаемся: каждому из нас нецензурные слова знакомы. Суть в том, чтобы их не употреблять , не произносить вслух. Этого, и только, этого можно требовать от ребенка . Как этого добиться?

Когда малыш в первый раз произносит нецензурное слово , оно, как эти ни покажется странным, в его устах вполне невинно. Для него это еще одно усвоенное слово , почти ничем не отличающееся от прочих. «Почти» касается того, что смысл практически любого слова ребенку ясен, а вот смысл ругательства он еще постичь не в состоянии. Он лишь смутно ощущает, что такими словами в речь вносится сильный эмоциональный акцент.

Родительский гнев возникшей проблемы не решит, а только усугубит ее. В сознании ребенка непечатное слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, малыш может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости. «Если кому-то можно так говорить, значит, можно и мне. Не надо только нарочно сердить родителей !» И запретное словцо начинает мелькать в его речи, становясь от многократного повторения привычным.

Если вы услышали из детских уст неприличное слово или узнали о таком его проступке от заслуживающих доверия людей, не надо впадать в гнев. Ситуация неприятная, что и говорить! Но постарайтесь, чтобы она не приобрела для ребенка сильной эмоциональной окраски. Нельзя оставлять словесный сор без внимания. Реакция родителей должна быть однозначно негативной , но не бурной. Надо ясно дать понять ребенку , что услышанное вам неприятно. Следует объяснить почему. Объяснение, доступное пониманию дошкольника, примерно таково. Слово , которое случайно (!) произнес ребенок , придумали грубые, невоспитанные люди, и они обычно так говорят, когда хотят кого-то обидеть. Ни один воспитанный человек таких слов не произносит. Ни мама , ни папа так никогда не говорят, ведь правда?

Порядочный человек , слыша такие слова, очень огорчается и обижается. Поэтому так говорить не надо, чтобы тебя не считали грубияном.

Чтобы проверить достоверность ваших слов , ребенок может нарочно повторить злополучное слово. В той мере, которая принята в семье , надо недвусмысленно продемонстрировать ему, что вы действительно недовольны и огорчены. Каждый ребенок дорожит добрым отношением родителей . Гневный окрик, конечно, неприятен, но куда сильнее задевает его явно демонстрируемое родительское огорчение. Если в семье действительно добрые отношения, малыш постарается не ставить себя в положение всеми осуждаемого грубияна. Однако там, где младший член семьи постоянно испытывает неудовлетворенность и огорчение от взаимоотношений со старшими, не приходится удивляться, что он может использовать такое сильное средство, как ругательство , просто для того, чтобы привлечь к себе внимание (когда его явно недостает) или чтобы «дать сдачи» старшим за многочисленные обиды. Здесь сквернословие выступает лишь как средство, и в этом случае приходится решать проблему не словесной невоздержанности, а нормализации отношений.

Овладевая языком, ребенок усваивает разные слова . Рано или поздно он услышит и эти. Важно, чтобы ребенок знал: повторяя бранные слова , он поступает плохо. Редкий ребенок будет намеренно ставить себя в положение провинившегося. Зная, что за грубость его обязательно осудят близкие любящие люди, он по крайней мере не станет упражняться в сквернословии .

Однако по мере взросления проблема становится все более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат - лексика старших, запретная для ребенка , то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Срабатывает механизм, аналогичный тому, который порождает подростковое курение: с привлекательного образца «слизывается» самый доступный, поверхностный слой.

В такой ситуации жесткий запрет крайне неэффективен, он только утверждает подростка в сознании правильности своего поведения. Приемлемая психологическая рекомендация в данном случае, к сожалению, может быть лишь самой общей. Стремление подростка к независимости приобретает уродливые формы, когда у него создается впечатление, что родители блокируют путь его взросления. Желание во что бы то ни стало доказать свой возросший статус («Я уже не ребенок !») особенно обостряется тогда, когда родители отказывают подростку в признании этого статуса.

Поэтому борьба со сквернословием , равно как и борьба с курением, приобретает характер лечения симптомов, а не болезни. Подобно тому как туберкулез не излечивается таблетками от кашля, искажения в мироощущении подростка нельзя устранить попытками «вычистить» его язык . Если растущий человек с удовольствием ощущает свой рост и встречает со стороны близких одобрение и поддержку, ему нет нужды самоутверждаться с помощью уродливых символов.

Негативное отношение родителей к сквернословию в таком случае не воспринимается как консерватизм занудливых «стариков». Если во взаимоотношениях с взрослеющим сыном или дочерью удалось избежать подросткового бунта, то родителям проще объяснить свое отношение к брани как неприличному словоблудию никчемных людей. Подросток , дорожащий мнением матери и отца , прислушается к такому отношению. С его языка может порой сорваться «соленое» словцо (по крайней мере, чтобы не ударить в грязь лицом в компании сверстников ), но в привычку это не войдет. Если же добрых отношений с родителями в раннем детстве сформировать не удалось, то в подростковом возрасте сквернословие накатывается вместе с валом других проблем. Как себя вести, чтобы подобного не произошло? Об этом, собственно, и написана вся книга, а не только эта глава.