Славяне и Киевская Русь (до XI вв.). Восточные славяне в древности: появление, расселение, быт

Восточные славяне в древности представляли собой объединенную группу народностей, которая включала в себя тринадцать племен. Каждое из них имело свои особенности, место расселения и численность.

Племена восточных славян

Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

Племя

Место поселения

Особенности (если есть)

У берегов Днепра, к югу от современного Киева

Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

Новгород, Ладога, Чудское озеро

Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

Полочане

На юге от реки Западная Двина

Незначительный племенной союз

Дреговичи

Между Днепром и верховьями Немана

Древляне

Южнее Припяти

Волыняне

В истоках Вислы, на юге от древлян

Белые хорваты

Между Вислой и Днестром

На востоке от белых хорватов

Самое слабое славянское племя

Между Днестром и Прутом

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Местность, которая прилегает к Десне

Радимичи

Между Днепром и Десной

Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

Вдоль Оки и Дона

Предок этого племени – легендарный Вятко

Рис. 1. Карта расселения славян.

Основные занятия восточных славян

Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

Общественный строй восточных славян

Социальное устройство не отличалось сложностью: наименьшей единицей была семья, которую возглавлял отец, семьи объединялись в общины под руководством старейшины, а общины уже составляли племя, важные вопросы жизни которого решались на народном собрании – вече.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Народное вече.

Система верований восточных славян

Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

Рис. 3. Статуя Перуна.

Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 445.

В VII-IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но земля, лесные угодья и скот оставались в общем владении.
В это время выделилась родоплеменная знать — вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т.е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания (веча) и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь ». Одним из таких племенных князей был Кий (V в.), княживший в племени полян. Русская летопись «Повесть временных лет » называла его основателем Киева. Таким образом, в славянском обществе уже появлялись первые признаки государственности.

Религия, быт и обычаи восточных славян . Древние славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны, Сварог — бог огня, Велес — покровитель скотоводства, Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждь-бог, Ярило, Хорос, — что говорит об отсутствии еще устойчивого славянского межплеменного единства.

Славяне жили небольшими селениями по берегам рек . В некоторых местах для защиты от неприятеля селения огораживали стеной, вокруг которой выкапывали ров. Такое место называли городом.

Славяне были гостеприимны и добродушны . Каждый странник считался дорогим гостем. По славянским порядкам можно было иметь несколько жен, но больше одной имели только богатые, т.к. за каждую жену надо было платить выкуп родителям невесты. Нередко, когда умирал муж, жена, доказывая свою верность, убивала и себя. Повсеместно был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами больших земляных насыпей — курганов . Чем знатнее покойник, тем выше насыпали холм. После погребения справляли «тризну», т.е. устраивали пиршества, боевые игры и конские ристалища в честь умершего.
Рождение, свадьба, смерть — все эти события в жизни человека сопровождались заклинательны-ми обрядами. У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и различных времен года. Целью всех обрядов было обеспечение урожая и здоровья людям, а также скоту. В селениях стояли идолы, изображавшие божества, которым «всем миром» (то есть всей общиной) приносили жертвы. Рощи, реки, озера почитались священными. У каждого племени существовало общее святилище, куда сходились члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.


О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись «Повесть временных лет». Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях — древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи , огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки — вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь… женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян — височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского «племени». Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

Расселяясь по столь обширному пространству , восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена — потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур — важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Более сложными были отношения с теми этносами , которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Тюркскими племенами были и хазары , которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата , как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды «искателей славы и добычи, пенителей морей» — норманнов, которых называли на Руси варягами . Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием — секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» — общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и т. д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: «И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив . — Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане».

Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан — о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, — старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. — переломное время княжения Владимира — они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию — общения населения с князем. Старцы градские — племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина . Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча — народные собрания — возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

Эту триаду — князь, совет старейшин и народное собрание — можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Восточные славяне относятся к западной ветви древнейших индоевропейских племен. История их начинается задолго до нашей эры, но восточные славяне в 6-9 веках только смогли образовать долгосрочные объединения союзных племен, которые составляли прообраз государственного строя.

Восточные славяне в древности

6-9 века нашей эры отдалены от нас прожитыми столетиями. Тем не менее некоторые сведения об истории славян в те далекие времена стали известны. Например, не вызывает вопросов тот факт, что на современных территориях России, Украины и Беларуси восточные славяне появились в эпоху великого переселения народов. Они заселили лесную и лесостепную зоны Восточной Европы и сыграли значительную роль. Соседи восточных славян 6-9 века уже образовали свои государства: с запада поселения прарусичей окружали византийские земли, с юга - гуннское государство. Позднее на окраинах славянских земель возникали нестойкие государственные образования кочевых народов - держава аваров (обров), Булгарское царство.

Соседи славян

Отношения с соседями складывались непросто. Восточные славяне в 6-9 веках неоднократно отражали нападения противника, ходили в военные походы, заключали военные союзы. Основным другом-врагом в эту эпоху становится могущественная Византия. Первые упоминания о восточных славянах как об организованной силе встречаются в византийских источниках. Например, известный летописец Прокопий Кесарийский указывал, что у антов и склавов нет царя, живут эти племена интересами общины, поклоняются одному богу и говорят на одном языке.

Территория восточных славян

Первой родиной восточных славян были территории, находившиеся на побережьях реки Одер. Самой восточной точкой расселения считаются западные склоны Карпатских гор. Постепенно шло освоение более восточных земель. Мягкий климат и плодородные земли приднепровской равнины освоили и заселили восточные славяне в 6-9 веках. Расселение на север произошло уже позднее, в период становления Киевской Руси. Славянские племена оседали на берегах Невы и Ладоги, доходили до и сурового побережья Северной Двины. В приграничных землях происходила постепенная ассимиляция славянских племен с балтийскими и финно-угорскими народностями. Памятники, содержащие изображения славянских божеств, до сих пор можно найти на наших северных территориях.

Племена восточных славян

Восточные славяне в 6-9 веках образовывали объединения, которые складывались не по родовому, а по территориальному признаку. Например, поляне жили в лесостепи, которая располагалась по среднему течению Днепра. Правобережье занимали древляне. К северу от этого племени между берегами Припяти и Западной Двины раскинулись земли дреговичей. Такое название произошло от славянского слова «дрягва». Рядом расположились полочане, названные так по реке Полота, на берегах которой жили эти племена. Известны были племена тиверцев, вятичей, радимичей, кривичей, а на западных склонах Карпат расселялись белые хорваты. Путешественники, посещавшие славянские земли, отмечали, что восточные славяне в 6-9 веках, как и в начале тысячелетия, населяли свои территории неравномерно. Наиболее плотные поселения оказались на территории Поднепровья, где жили поляне.

Одно из названий, которое закрепилось за этим народом, звучало как Русь. Вопрос о происхождении данного термина до конца не выяснен. Постепенно и их ассимиляция с коренными племенами приводила к возникновению сравнительно прочных племенных союзов. Так закладывались основы государственности, и формировался общественный строй восточных славян 6-9 века.

Как жили славяне в давние времена

Большую роль в жизни славянского племени играла община (вервь). Низкая производительность труда требовала применения сил всего коллектива. В задачи старейшин входил контроль над использованием ресурсов и над соблюдением справедливого распределения результатов труда.

Постепенное усовершенствование орудий труда и оседлая жизнь способствовали большей самостоятельности отдельных семей и родов. Основные занятия восточных славян 6-9 века — вырубка леса, посев сельскохозяйственных культур, скотоводство, охота и рыболовство. Единое хозяйство постепенно распалось, огромные дома, в которых жили по нескольку сот человек, уступили место небольшим жилищам, предназначенным для проживания отдельных семей. Наступление подарило людям железные топоры, плуги с металлическими наконечниками, мотыги, лопаты, а также усовершенствовали оружие: в обиходе появился лук со стрелами, мечи, дротики. Так постепенно возрастали возможности отдельных семей не только самостоятельно вырастить урожай, но и сохранить свою безопасность. Общие владения распадались на небольшие участки - наделы, но охота на крупного зверя, расчистка земли аграрного назначения по-прежнему требовали значительных усилий.

Усиление неравенства

Постепенно возрастающее благополучие каждой семьи приводили к появлению излишков продукции. Так возникало имущественное, а позднее — и Старая родовая знать стала сливками феодального общества, постепенно захватывая новые земли и заставляя свободных общинников платить дань. Так восточные славяне в 6-9 веках формировали новый феодальный общественный строй. И феодальные владения, и крестьянские хозяйства в большинстве своем имели натуральный характер производства. И те и другие не считали созданные продукты труда товаром. Небольшие излишки шли на уплату дани или служили средством обмена на ремесленные товары. Центрами таких сделок становились города. Из оборонного сооружения, призванного охранять близлежащие земли и служить защитой княжеской семье, города превращались в центры торговли.

Верования и быт восточных славян

В 6-9 веках первого тысячелетия нашей эры религиозные взгляды наших предков составляли устойчивую религию, хорошо адаптированную к повседневным реалиям каждого славянина.

Истоки верований находились в глубинах древности. Многие представления о мировом порядке вещей пришли из индоевропейского прошлого, или даже из эпохи палеолита. Например, главой славянского пантеона стал Сварог - бог всего окружающего мира. Его сыновья несли людям свет и огонь. Бог солнца Даждьбог считался национальным божеством - недаром «Слово о полку Игореве» называет древних русичей «даждьбожьими сынами». Молились славяне древнему Роду и рожаницам - богиням семьи и плодородия. Велес считался покровителем скота и торговли, а Стрибог стал повелителем ветров.

Верования славян

Культура восточных славян 6 - 9 века базировалась на поклонении своим богам. Археологи находят множество доказательств тесной связи духовного и материального мира наших предков. Многочисленные идолы, древние капища и обреги-вышивки показывают нам тот удивительный мир, полный мифических существ, в котором жили и в который верили восточные славяне в 6-9 веках. Кратко их мировоззрение сводилось к существованию трех миров - небесного, земного и подземного.

Небесный мир был жилищем богов и молний, земной населяли люди, животные и различные мифологические существа. Подземный мир являлся обиталищем мертвых.

Наряду с распространением языческих верований выстраивались и социальные лестницы. Общество все больше расслаивалось на независимую знать и воинов и зависимых крестьян. Все больше земель концентрировалось в руках князей и вельмож, все чаще крестьянам приходилось платить налоги и отбывать повинности. В обществе устанавливались феодальные отношения, приведшие к возвышению племени полян и образованию государства Киевская Русь.

Расселение, занятия, религия и общественный строй восточных славян.

В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

Таким образом, сложилась сплошная территория, заселённая восточными славянами и простиравшаяся от Балтийского до Чёрного моря.

Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг - южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена – мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники - тюрки, авары, хазары. В IX в. там появились печенеги, а в XI в. в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.

Первые письменные свидетельства о славянах появляются в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. Древние славяне обитали в небольших поселениях, в не слишком вместительных домах из глины или дерева. На юге преобладали помазанные глиной полуземлянки (хаты), на севере – просторные по тогдашним меркам наземные срубы (избы). Дом нередко служил местом жительства для большой семьи, однако большую часть времени обитатели проводили вне его стен – за сельской работой. Основным занятием славян было земледелие и скотоводство, при этом земледелие явно преобладало. Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. Немалую роль играло бортничество, а также охота и рыбная ловля. У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костяные предметы обихода.



Древние славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы – землю, небо, солнце, луну, ветер, гром. Боги древних славян: Перун – Бог грозы – он был по преимуществу богом воинов. Велес (Волос) – Бог животного мира, богатства, загробной страны (противник Перуна), это был Бог простых общинников. Мокошь – Богиня-мать, воплощавшая землю. Даждьбог – бог солнца, считавшийся предком славян и их князей. Стрибог –Бог ветра. Язычество – система первобытных верований, основанных на многобожии, обожествлении сил природы, животного и растительного мира.

Славяне жили общинами, иначе именовавшиеся «миром». Мир делился на меньшие подразделения, тоже роды, представлявшие собой больше семьи, возводящие своё происхождение к общему предку. Общины объединялись в племена, названия их либо образовывались от места жительства (поляне, древляне), либо представляли собой «отчества» (кривичи, вятичи) чаще всего от личных имён. Крупнейшей политической единицей было объединение племён – племенной союз, он состоял из нескольких племён, объединившихся для совместного ведения войн. В славянском племени основную массу населения составляли свободные общинники – люди. Являясь основой племенного ополчения, они участвовали в управлении через народное собрание – вече . На вече заседали только мужчины – главы больших семей.

Функции вече : оно являлось высшей судебной властью; решало вопросы войны и мира; утверждало международные договоры; выбирало племенных вождей и иных предводителей; разрешало земельные сопоры и распоряжалось племенными угодьями. Такая форма общественного устройства получила название – военной демократии , что предшествовало образованию государства.

Немалую роль в управлении племенем играли и служители славянской языческой религии – жрецы, волхвы. Их власть над душами соплеменников приобретала весьма конкретное наполнение – с учётом, например, того, что жрец мог обречь любого человека на смерть при жертвоприношении. Во главе племени стоял князь, пользовавшийся властью верховного жреца. Наряду с вождём, в славянском племени имелся и военный предводитель, называвшейся воеводой, то есть вождём воинов. Он возглавлял племенную дружину, сначала ещё непостоянную, собиравшуюся для конкретных походов. Постепенно дружина становится постоянной и княжеской, а князь превращается в главу племени, как в военных, так и в гражданских делах. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье ”. Существовало ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования государства у восточных славян родовая община (мир ) сменилась территориальной общиной (вервь ). В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которые по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Постепенно княжеская власть становится наследственной, из числа «малых» князей выделяются со временем великие князья – главы племенных союзов.

Таблица 13

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовить сообщение или презентацию на тему «Славянский пантеон и языческие обряды».

2. Подобрать материал по теме «Споры о происхождении и роли варягов. Точки зрения на природу государственности на Руси».

Формы контроля самостоятельной работы:

Защита сообщений и докладов;

Устный опрос;

Защита презентаций;

Проверка рабочих тетрадей.

Вопросы для самоконтроля по теме

Ответьте на вопросы теста:

1. К восточнославянским народам относятся:

А) поляки;

Г) русские.

2. Особенность исторического развития восточных славян:

А) колонизация земель;

Б) воинственный характер;

В) менталитет;

Г) геополитика.

3. Что обусловило однообразие природных факторов?

А) развитие славян по традиционному пути;

Б) специализация хозяйства;

В) однотипность хозяйственной деятельности;

Г) развитие внутренней и внешней торговли.

4. Система земледелия, распространенная у славян в 6-7 веках, называлась:

А) подсечно-огневая;

Б) ирригационная;

В) двухпольная;

Г) трёхпольная.

5. Народное собрание у древних славян называлось:

6. Славянский бог - покровитель скотоводства и искусства одновременно:

А) Макошь;

В) Стрибог;

7. Антский племенной союз сложился

А) в верховьях Дона;

Б) в бассейне Волги;

В) в бассейне Днепра и Днестра;

Г) на берегах Ладожского озера.

8. В VI – VII вв. основными противниками восточных славян становятся:

Г) хазары.

9. Основная отрасль хозяйства восточных славян –

А) бортничество;

Б) посредническая торговля;

В) кочевое скотоводство;

Г) подсечно-огневое земледелие.

10. Военный вождь у восточнославянских племен называлсятак:

А) старейшина;

В) староста;

Г) дружинник.

Тема 4.2 «Древняя Русь»