Упражнения на закрепление. Урок «Правописание производных предлогов»


(В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым. 2. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. 3. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 4. (В) виде этом много ярких красок. 5. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 6. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 7. А может быть, птица какая-нибудь (в) роде цапли. 8. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в) роде серенькой. 9. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка. 10. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 11. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 12. (По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своём любимце. 13. Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 14. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры. 15. Все эти доходы переведите (на) счёт комсомольской бригады. 16. Люди поговаривают (на) счёт Сергея. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след. 18. Охотники осторожно след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям… 21. Он всегда действовал (на) перекор. 22. Впрочем, (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. 23. Выезжаю пахать - моя полоса лежит (в) виду озера. 24. Обыкновенные смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего: меня, тебя - одним словом, человека. 25. (В) виду плохой погоды выезд откладывается. 26. Он сидел (на) против окна и тревожно вглядывался (в) даль. 27. (На) против сидел молодой человек, ничего себе так, недурненький, брюнет.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым. 2. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. 3. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 4. (В) виде этом много ярких красок. 5. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 6. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 7. А может быть, птица какая-нибудь (в) роде цапли. 8. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в) роде серенькой. 9. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка. 10. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 11. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 12. (По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своём любимце. 13. Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 14. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры. 15. Все эти доходы переведите (на) счёт комсомольской бригады. 16. Люди поговаривают (на) счёт Сергея. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след. 18. Охотники осторожно след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям… 21. Он всегда действовал (на) перекор. 22. Впрочем, (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. 23. Выезжаю пахать - моя полоса лежит (в) виду озера. 24. Обыкновенные смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего: меня, тебя - одним словом, человека. 25. (В) виду плохой погоды выезд откладывается. 26. Он сидел (на) против окна и тревожно вглядывался (в) даль. 27. (На) против сидел молодой человек, ничего себе так, недурненький, брюнет.

Цели:

  1. Закрепление умения написания производных предлогов.
  2. Формирование умения правильного употребления предлогов.

Ход урока

  1. Прочитать предложение, объяснить слитно-раздельное написание (по упр. 295).
  2. Устно упр. 296 (II часть).

II. Синтаксическая разминка.

Задание: записать предложение своего варианта, расставить знаки препинания, объяснить написание предлогов.

I вариант

  1. Разгораясь и потухая, огни поднимают меня высоко в гору, бесчисленной россыпью вытягиваются вдоль берегов залива.
  2. Несмотря на вспыльчивость, был он умелым и дельным хозяином.

II вариант

1) Дачные поезда, проносящиеся вблизи старого дома придают пейзажу еще большую прелесть, заволакивая желтизну лесов облаками паровозного пара.

2) Он разглядывал зажженные, несмотря на белую ночь, фонари.

III. Диагностика усвоения.

Диктант «Проверяю себя».

Морская стихия

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто, а в отдалении лежит густой темно-синей полосой, чуть-чуть подернутой дымкой.

Далеко-далеко белеет одинокий парус. Несмотря на чудесную погоду, море пусто.

Близ берега над волнами носятся чайки. Вдруг чайки, как будто сговорившись, улетают прочь от берега. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели вдали пароход, и они направились к нему. С их отлетом над морем становится по-прежнему тихо. Ниоткуда не слышно никаких звуков. Я всегда с удовольствием вспоминаю свои прогулки по морскому берегу.

(По Д. Э. Розенталю)

IV. Актуализация знаний. Упр. 298, 299, 300 устно.

V. Домашнее задание: упр. 301 письменно, упр. 297.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ

Цели:

1. Закрепление умения употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка.

2. Формирование умения редактировать грамматические ошибки, связанные с употреблением предлогов.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

  1. Записать на доске словосочетания из упр. 301.
  2. Устно упр. 297: прочитать, озаглавить, назвать средства выразительности (олицетворения: верхушки вздрогнули, родник позванивает; эпитеты: аромат тонкий; метафора: овраг унизан дождем росистых ландышей).

II. Грамматическая разминка.

1. Задание: запишите словосочетания, правильно употребив предлог, где это нужно.

2. Устно составьте словосочетания:

приплыть

добраться берег

достичь

препятствовать движение

тормозить

восхищение подвиг

уважение космонавта

гордость

касаться стол

прикасаться

тосковать вы

скучать

гордиться успехи

радоваться

3. Сопоставительный анализ.

1) Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг неповторимый, я бы сказал, речной аромат (3).

  1. Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку (2).
  2. Темные сизые сопки высились вокруг (1).
  3. Персидская сирень густо росла вокруг развалившихся беседок (2).

обводить вокруг пальца, вокруг (нар.) да около.

5. Анализ схем, предложений по этим схемам.

Расшифруйте запись, приведите примеры или выпишите из предложений.

Наречие

  1. навстречу

предлог

  1. на встречу - существительное с предлогом на
  1. Дым багровый кругами всходит к небесам навстречу утренним лучам .
  2. Воздух, бегущий навстречу, свистит в ушах.
  3. Земля снова двинулась нам навстречу.

4) Пока дождь был благодатью, люди поднимали навстречу золотистым, летящим из голубизны каплям просветленные улыбкой и надеждой лица.

5) Автомобиль рванул навстречу выползающей из-за леса фиолетовой туче.

6) Енисей, тяжелый и могучий, падал навстречу, бурлил, уходя под днище теплохода.

Какие положения схемы не проиллюстрированы? Придумайте предложение, в котором будет существительное «встреча» с предлогом «на».

Разъясните различие в написании сочетаний в виду и ввиду , используя следующие схемы:

Глагол + в виду глагол + ввиду(из-за) сущ.

  1. Трудно было понять, какое удобство имел в видустоляр, загибая так немилосердно спинки стульев.
  2. Впрочем, ввиду недостатка времени не будем отклоняться от темы лекции.
  3. «Что вы имеете в виду?» - поинтересовался Огнев.

Домашнее задание упр.303 (4-5 предложений)

1 вариант

  • Глагол + вокруг (наречие)
  • Глагол + вокруг + сущ.
  • Причастие + вокруг + сущ.
  1. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг неповторимый, я бы сказал, речной аромат..
  2. Земля снова двинулась нам навстречу. Она была красива, луг светился ярко и весело. Казалось, от него-то и светлеет вокруг.
  3. Все боязливо стали осматриваться вокруг.
  4. Косички у нее были заплетены вокруг головы.
  5. Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.
  6. Темные сизые сопки высились вокруг.
  7. Персидская сирень густо росла вокруг развалившихся беседок.

«Уравняйте» столбики, придумав свои словосочетания.

Объясните значение фразеологизмов обводить вокруг пальца, вокруг да около. Определите часть речи слова «вокруг» в каждом словосочетании.

2 вариант

Выписать из предложений словосочетания таких моделей:

Навстречу предлог

Навстречу наречие

На встречу – сущ. с предлогом

  1. Дым багровый кругами всходит к небесам на/встречу утренним лучам.
  2. Воздух, бегущий на/встречу, свистит в ушах.
  3. Земля снова двинулась нам на/встречу.
  4. По ка дождь был благодатью, люди поднимали на/встречу золотистым, летящим из голубизны каплям просветленные улыбкой и надеждой лица.
  5. Автомобиль рванул на/встречу выползающей из-за леса фиолетовой туче.
  6. Енисей, тяжелый и могучий, падал на/встречу, бурлил, уходя под днище теплохода.

Какие положения схемы не проиллюстрированы?

Придумайте предложение, в котором будет существительное «встреча» с предлогом «на».


Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (П.). Тёмные глаза смотрели из-под бровей сурово (М. Г.). Здесь Чичиков, не дожидаясь, что будет отвечать на это Ноздрёв, скорее за шапку да по-за спиною капитана-исправника выскользнул на крыльцо (Г.). Из-за мыса, рассекая волны, выплыл пароход (М.Г.). Трудно было понять, какое удобство имел в виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). А может быть, птица какая-нибудь, вроде цапли (Ч.). Я хотел поговорить с вами насчёт квартиры (Гонч.). Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (П.). В продолжение всей болтовни Ноздрёва Чичиков протирал несколько раз себе глаза, желая увериться, не во сне ли он всё это слышит (Г.). У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Т.).

2

В течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание (Т.). В продолжение этой недели я вставала рано (Л. Т.). Трагедия моя идёт, и думаю к зиме её кончить; вследствие чего читаю только Карамзина да летописи (П.). Незнакомец с удивлением посмотрел ему вслед (Т.). Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции (Ч.). Он сидел напротив окна и тревожно всматривался вдаль (Л. Т.). В течение дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). Вокруг одинокой кузницы было безлюдно и пусто (Шол.). Навстречу начдиву выехала группа всадников (А.Н.Т.). В продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты (Л.). В течение пятнадцати минут противник не отвечал (Нов.- Пр.). В продолжение целого часа мы наблюдали зелёные огни на воде (Нов.-Пр.). Вместо девяти часов мы выехали в два (Т.).

Алгоритм обособления согласованных определений: 1. Стоит ли определение с зависимыми словами после определяемого слова? Да Нет Всегда обособляется 2. Имеет ли определение до...

Алгоритм постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении: 1. Имеются ли между частями сложного предложения перечислительные отношения? Да Нет Ставится запятая или, если...

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым: 1. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного (без связки) или неопределённой формой глагола (при подлежащем - именительном пад...

1 Преамбула, превалировать, превзойти, превосходство, преимущество, превращать, президиум, презумпция, прейскурант, прелестный, прелюдия, премиальный, препираться, препона, пресловутый, пресмыкаться,...

11-й класс

Орфографический тренинг перед экзаменом. Слитно или раздельно?

Задание А18

Часть 1

I. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1. А. Вставши утром, она (Мисюсь) (тот)час же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, (так)что ножки ее едва касались земли.

Б. По лестнице снизу (в)верх (кто)то шел.

В. (На)право, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, (то)же старушка.

(в)виду столяр, загибая так немилосердно спинки, и хотелось думать, что тут виноват не столяр, а какой(нибудь) проезжий силач.

2. А. Взглянешь на (бледно)зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, (по)чему теплый воздух недвижим.

Б. Каждое личное сосуществование держится на тайне, и, быть может, (от)части (по)этому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна.

В. Стоило ему только вглядеться (в)даль, (что)бы увидеть лисицу, зайца, дрохву или другое какое-нибудь животное.

Г. Лавочник поднял брови, вышел (из)за прилавка и всыпал в карман Егорушки на копейку подсолнухов, (при)чем мерой служила пустая помадная баночка.

3. А. (На)конец раздались шаги вблизи, (кто)то кашлянул.

Б. Природа (как)будто (что)то предчувствовала и томилась.

В. Но вот (на)конец ветер в последний раз рванул рогожу и убежал (куда)то.

Г. В (полу)версте от станции он сел на камень у дороги и стал глядеть на солнце, которое больше чем (на)половину спряталось за насыпь.

4. А. Саша сидит и придумывает, (что)бы такое сильное и веское сказать (не)навистному дяде.

Б. (Во)время чая, когда уже совсем стемнело и на стене вагона (по)вчерашнему висит фонарь, поезд вздрагивает от легкого толчка и тихо идет назад.

В. Тут всегда, даже в тихую погоду, (что)то гудело в старых амосовских печах, а (во)время грозы весь дом дрожал.

Г. Проходит еще двое суток и (на)конец (в)дали, в смуглом тумане показывается столица.

5. А. Монахи бросились к старику (на)(встречу) и осыпали его вопросами, но он, (в)место того чтобы обрадоваться им, горько заплакал.

Б. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, (что)бы не видеть падающих звезд, которые (почему)то пугали ее.

В. Эта прелестная улица (от)части заменяла сад, (так)как по обе стороны ее росли тополи.

Г. В жизни все зло, мне кажется, от праздности, от скуки, от душевной пустоты, а все это (не)избежно, когда привыкаешь жить (на)счет других.

6. А. Я вставал рано, с рассветом, и (тот)час же принимался за какую(нибудь) работу.

Б. Я помогал Степану, это мне нравилось, и, когда он уходил (куда)нибудь, я охотно оставался (в)место него.

В. (От)чего вы не бываете у меня? – спросила Мария Викторовна, поднимая свои умные, ясные глаза, а я сильно смутился от радости и стоял перед ней (на)вытяжку.

Г. (В)месте мы пили чай, варили кашу или по целым часам сидели молча, ожидая, не утихнет(ли) дождь.

7. А. (В)начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил (на)конец – и потекли ручьи.

Б. Говорят, что Моисей уже купил себе имение с переводом долга и постоянно справляется в банке (на)счет Дубечни, которую (то)же собирается купить.

В. Поезд уже ушел, покинув вас здесь. И шум его слышится (чуть)чуть и замирает (на)конец.

Г. Летом это была мелкая речушка, которую легко переходили (в)брод и которая обыкновенно пересыхала к августу, теперь(же), после половодья, это была река саженей в шесть ширины.

8. А старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, но (за)то часто присылал с земляками гостинцы и письма, написанные (чьим)то чужим почерком.

Б. В саду тихо шумели деревья, и прекрасная вечерняя заря горела (по)праздничному, захватив (пол)неба.

В. (Чего)бы только нельзя наговорить и накричать, если бы с этим ненавистным человеком не была связана (на)веки и безнадежно судьба сестры Веры?

Г. Саша пошла к избе, (что)бы пожаловаться; за нею шла Мотька, которая (то)же плакала.

9. А. На дачу выезжать (не)(за)(чем), так(как) и в городе хорошо.

Б. Егор Семеныч (с)начала ходил важный, надутый, как(бы) желая дать понять, что для него интересы справедливости и порядка выше всего на свете.

В. (И)так, с хозяином мы жили тихо и мирно, но все-таки то нечистое и оскорбительное, чего я так боялся, поступая в лакеи, было (на)лицо и давало себя чувствовать каждый день.

Г. Всматриваясь (по)тому направлению, где в прошлом году показался (в)первые черный монах, Коврин постоял минут двадцать, пока не начала тускнуть вечерняя заря.

10. А. Мы ослабели, опустились, пали (на)конец, наше поколение (в)сплошную состоит из неврастеников и нытиков.

Б. Надо сесть за стол и заставить себя, (во)(что)(бы) (то)(ни)(стало), сосредоточиться на одной какой(нибудь) мысли.

В. Покойный отец, Аким Иваныч, был братом хозяина, а все(таки) боялся старших, (в)роде этого жильца, и заискивал у них.

Г. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что(то) живое жалобно гудело, точно дуло (в)пустую бутылку.

11. А. Большая старая овчарка грязно(белого) цвета… раза три покойно обошла (во)круг лошади.

Б. Топорков… занимался одними только постукиваниями, выслушиваниями и выговорами (за)то, что воздух не чист, компресс поставлен не на месте и не (во)время.

В. Маруся (не)даром начиталась романов, в которых женятся и выходят замуж (на)зло любимым людям.

Г. (Темно)серые, точно грязью вымазанные, облака (в)сплошную заволакивали небо и своей неподвижностью наводили тоску.

12. А. Когда тень вербы начинала отходить (от)того берега, наступал (пол)день.

Б. Евтихий Кузьмич… умывается с мылом, от которого пахнет чем-то таким, (от)чего чихают все в доме, кушает в постные дни скоромное и ищет образованную невесту, а (по)тому считается самым умным жильцом.

В. Птица (на)счет ягод вредная, это верно, но все(таки) тварь.

Г. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в (полу)открытые, неподвижные глаза Варьки и в ее (на)половину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы.

13. А. От бессонницы и (в)следствие напряженной борьбы со мной происходит (не)что странное.

Б. Прошел Топорков через зал, гостиную и столовую, (ни)(на)(кого ) не глядя, важно, (по)генеральски, на весь дом скрипя своими сияющими сапогами.

В. Днем княгиня крепилась, ночью(же) давала полную свободу слезам и плакала всю ночь, (в)плоть до утра.

Г. Марусе хотелось хоть чем(нибудь) успокоить (без)умолку и, как ей казалось, на весь дом стучавшее сердце.

14. А. И мне даже стало досадно на этих детей (за)то, что они чинно ходят и о чем(то) солидно разговаривают.

Б. Я думал, а выжженная солнцем равнина, громадное небо, темневший (в)дали дубовый лес и туманная даль (как)будто говорили мне: “Да, ничего не поймешь на этом свете!”.

В. Было(бы) гораздо умнее, если (в)место чахоточных лип, желтой акации и редкой, стриженой сирени росли бы тут высокие сосны и хорошие дубы.

Г. (В)виду пересмотра “Уложения о наказаниях” не мешало бы, (к)стати, внести в него статьи.

15. А. Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей (за)то, что они (не)герои, может только узкий или озлобленный человек.

Б. Михаил Федорович злословит, Катя слушает, и оба не замечают, в какую глубокую пропасть мало(помалу) втягивает их такое, (по)видимому, невинное развлечение, как осуждение ближних.

В. Приезжая сняла пальто, (от)чего опять сузилась (на)половину, стащила с себя плисовые сапоги и тоже села.

Г. Николай приходит обыкновенно ко мне по праздникам, (как)будто за делом, но больше (за)тем, чтоб повидаться.

Часть II

II. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1. А. Расспрашиваю (на)счет имений (то)же самое.

Б. Холмов уже (не)было, а всюду, куда(ни) взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина.

В. Над травой носился легкий туман, и на небе мимо луны куда(то) (без)оглядки бежали облака.

Г. Что(то) бешеное, злобное, но глубоко несчастное с яростью зверя металось вокруг трактира и старалось ворваться (во)внутрь.

2. А. Казалось даже, что сам воздух трещал, (не)вынося холода; но, (не)смотря на это… озябшая полиция была уже на катке.

Б. Далеко, на том берегу, в непроглядной мгле, горело (в)рассыпную несколько ярко(красных) огней.

В. Егорушке показалось, что солнце было (не)на своем месте, (так)как вчера оно всходило за его спиной.

Г. Я (на)удачу пошел по одной из боковых аллей, насвистывая какой(то) мотив.

3. А. В один из июньских вечеров, когда солнце уже зашло, но широкий след его – багрово(золотистая) полоса еще красила далекий запад и пророчила (на)завтра тихий и ясный день, я подъехал… к флигелю.

Б. Солнце грело (по)летнему, голубое небо ласково манило (в)даль.

В. Должен же был когда(нибудь) ударить гром и брызнуть дождь, что(б) освежить душную атмосферу.

Г. В тот(же) день (во)время вечерних занятий я в лице Зиночки заметил резкую перемену.

4. А. Это было сказано (полу)шепотом, но так, (что)бы я слышал.

Б. Никита бьет (по)чем попало и уверен, что без этого не было(бы) здесь порядка.

В. Алехин простился и ушел к себе (в)низ, а гости остались (на)верху.

Г. Глухой (то)же сидел в лавке или без шапки, заложив руки в карманы, ходил по улице и рассеянно поглядывал то на избы, то (в)верх на небо.

5. А. (В)дали (по)прежнему машет крыльями мельница.

Б. Увидел Егорушка (то)же самое, что видел и до (полу)дня.

В. (Из)за холмов неожиданно показалось (пепельно)седое кудрявое облако.

Г. Набожности Андрей Ефимыч не проявлял и на духовную особу (в)начале своей врачебной карьеры походил (так)же мало, как теперь.

6. А. Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него (ни)какого двора (не)было.

Б. (Пол)минуты Ефрем стоял (не)шевелясь и тупо глядел на скамью.

В. Оба, сапожник и сирота, идут по полю, говорят (без)умолку и (не)утомляются.

Г. Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду (не)ведомый столяр.

7. А. (В)прочем, на одной стене в серой деревянной раме висели какие(то) правила с двуглавым орлом.

Б. (На)право темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что(то) неведомое и страшное.

В. Сиделка принесла чай и побранила Пашку (за)то, что он (не)оставил себе хлеба к чаю.

8. А. Холмов уже (не)было, а всюду, куда (ни)взглянешь, тянулась без конца бурая равнина.

Б. Дымов (ни)кого (не)боялся.

В. Все стали смотреть (в)даль и искать глазами лисицу, но (ни)чего не нашли.

Г. Солнце жгло (по)вчерашнему, воздух был (не)подвижен и уныл.

9. А. Подводчик Степка… в длинной рубахе, без пояса и в широких шароварах (на)выпуск… сбежал (в)низ по крутому бережку.

Б. Щука исчезла под раками, а (в)место нее всплыли (на)верх окуни и линь.

В. Этот улыбающийся человек (не)чувствовал и вкуса каши, потому(что) жевал как-то машинально.

Г. Егорушка (ни)чего (не)понимал в церковном пении и был равнодушен к нему.

10. А. (Не)знакомец, когда его разглядели, оказался человеком лет тридцати, (не)красивым.

Б. Около домиков (не)было видно (ни)дворов, (ни)деревьев.

В. Природа (как)будто что(то) предчувствовала и томилась.

Г. Егорушка, давно уже (не)навидевший Дымова, почувствовал, как в воздухе вдруг стало (не)выносимо душно.

11. А. (Ни)кто (не)отозвался.

Б. Около машины (не)подвижно стояла какая(то) девочка.

В. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я (не)делал решительно (ни)чего.

Г. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, (не)надо (ли)послать за доктором.

12. А. И жизнь потекла (по)прежнему, такая(же) суровая, бестолковая.

Б. Хромая Пелагея была больна целый год, (ни)какие доктора и лекарства (не)помогали.

В. Мне (не)хотелось домой, да и (не)(за)(чем) было идти туда.

Г. Егор Семеныч и Таня как (ни)(в)(чем) (не)бывало гуляли рядышком.

13. А. Об Оленьке (ни)кто (не)мог подумать дурно.

Б. (В)первые сутки (не)обращаешь на тайгу внимания.

В. В Ореанде сидели на скамье, (не)далеко от церкви, смотрели (в)низ на море.

Г. (Не)понимая, (от)чего так резко изменились их милые отношения, Таня… жалась к отцу и с тревогой заглядывала ему в глаза.

14. А. В один день можно было много сработать, (при)том время бежало быстро, (не)заметно.

Б. Приобретайте друзей богатством (не)праведным – так сказано, потому(что) вообще нет и не может быть богатства праведного.

В. На (пол)пути я садился и смотрел на город, (не)решаясь подойти к нему близко.

Г. Ефрем раньше (во)всю свою жизнь (не)видал таких лиц.

15. А. Будущее наше рисовалось нам так: (в)начале на Кавказе, пока мы ознакомимся с местом и людьми, я надену (виц)мундир и буду служить.

Б. Но я (не)успел побывать в этом средневековом учреждении, (так)как в сентябре оно было закрыто молодым военным врачом.

В. Сильные морозы зимою и сырость (в)течение всего года… ставят (черно)рабочего в положение иной раз едва выносимое.

Г. Ачмианов (то)же скоро простился с компанией и пошел (в)след за Надеждой Федоровной.

16. А. Здесь есть пахотная земля, есть скот, но (ни)разу (не)было урожая.

Б. Еще (не)давно она (речка Аркай) была настоящей рекою и в ней ловили горбушу, теперь же, (в)следствие лесных пожаров и порубок, она обмелела и к лету пересыхает совершенно.

В. Здесь на открытом месте каждое из деревьев (в)одиночку ведет жестокую борьбу с морозами и холодными ветрами; и каждому приходится… качаться (не)угомонно из стороны в сторону.

Г. (В)прочем (во)время сильных дождей речка разливается.

17. А. (В)заключение (не)сколько слов об японцах, играющих видную роль в истории Южного Сахалина.

Б. (В)начале этого столетия (в)первые обратила внимание на Сахалин и наша дипломатия.

В. (По)видимому, у японцев… возникла мысль о колонии, быть может даже (сельско)хозяйственной.

Г. Рассказывают про семьи, которые (в)течение зимы (не)имели ни куска хлеба и питались одною только брюквой.

18. А. Летом люди, запряженные в бревно в (пол)аршина и толще, а в длину (не)сколько сажен, производят тяжелое впечатление.

Б. Каждый чиновник… (на)сколько я мог убедиться, может брать себе (не)ограниченное число прислуги.

В. Эти партии бродят по совершенно (не)исследованной местности, на которую… (не)ступала нога человека.

Г. Внешностью своей Корсаковка до обмана похожа на хорошую русскую деревушку, (при)том глухую, которой еще (не)коснулась цивилизация.

19. А.Лаевский чувствовал утомление и (не)ловкость человека, который, быть может, скоро умрет и (по)этому обращает на себя всеобщее внимание.

Б. (В)первые дни знакомства Каштанка думала, что он говорит много (по)тому, что очень умен.

В. Сидел Топорков в санях (так)же, как и в кресле: важно, держа прямо голову и плечи, (не)глядя по сторонам.

Г. (Небо)склон побледнел, и (во)всю ширь его разлилась бледная, приятная зелень.

20. А. Митя вытащил (из)кармана нумер газеты, подал отцу и ткнул пальцем (в)место, обведенное синим карандашом.

Б. Несется (на)встречу другая тройка и (то)же во весь дух.

В. (В)продолжение всего года дорога остается (не)возможной.

Г. (На)пример, нагрузка и выгрузка пароходов, (не)требующие в России от рабочего исключительного напряжения сил, в Александровске часто представляются для людей истинным мучением.

Ключи к заданиям

1 – В 2 – Б 3 – Г 4 – Г 5 – А
6 – В 7 – Б 8 – Г 9 – В 10 – А
11 – В 12 – Г 13 – А 14 – Г 15 – В

Конспект урока по русскому языку

студентки IV курса I группы

Чижиковой Натальи Леонидовны.

К проведению урока допускаю:

Семёнова Л. А.:

Зуева А. А.:

Тема: «Правописание производных предлогов». 2-й урок.

Цель: совершенствовать на практике правописание производных предлогов.

Задачи:

Ведущее слово.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем изучение правописания производных предлогов. Откройте тетради, запишите дату. Сегодня двадцать пятое февраля. Классная работа. И тема: «Правописание производных предлогов».

Глобальное слушание.

Запись в тетради.

Двадцать пятое февраля.

Классная работа.

Правописание производных предлогов.

Записано на доске.

2. Повторение изученного материала.

Ведущее слово.

Давайте вспомним, в каких случаях производные предлоги пишутся слитно, а в каких раздельно.

Ведущее слово.

Мы с вами вспомнили правила слитного и раздельного написания предлогов. Теперь давайте выполним следующее задание. Вам нужно будет выбрать – слитно или раздельно пишутся производные предлоги и определить группу предлогов по составу. Составьте 2 предложения с любыми из предложенных вам словосочетаний. К доске пойдут 4 человека – остальные работают в тетради. Записываем под диктовку предложение, потом объясняем.

Ведущее слово.

Теперь давайте посмотрим, как справились с заданием ребята у доски.

и т.д.

Слитно пишутся предлоги - вследстви е , ввиду (в значении из-за ), насчёт (в значении о ), вместо, наподобие, вроде (в значении подобно ), ввиду, несмотря (на).

Раздельно пишутся предлоги - в течени е , в продолжени е , в отличи е

В течение всего отпуска я не сумел посетить музей. В течение – пишется раздельно, на конце е – значение времени; составной. Вследствие засухи река обмелела. Вследствие – пишется слитно, можно заменить предлогом из-за ; простой. Навстречу мне выбежала собака. Навстречу – пишется слитно, т.к. образован от наречия; простой. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. Насчёт – пишется слитно, потому что можно заменить предлогом о, простой. В заключение конференции был дан концерт В заключение – пишется раздельно с е на конце; составной .

1-й ученик.

Навстречу мечте – слитно, потому что образован от наречия; простой, в течение долгого времени – раздельно с е насчёт работы – слитно, потому что можно заменить предлогом о , вслед уезжающим – слитно, т.к. образован от наречия; простой, напротив дома – слитно, потому что образован от наречия; простой.

2-й ученик.

Вопреки приказу – слитно, т.к. образован от наречия; простой , наперекор родителям – слитно образован от наречия; простой , вроде сока – слитно, т.к. можно заменить словом подобно, в продолжение недели - раздельно с е на конце, потому что имеет значение времени; составной, сверх нормы – слитно, т.к. ; простой , напротив остановки – пишем слитно, т.к. образован от наречия; простой.

3-й ученик.

Вместо учителя – пишется слитно; простой, в целях защиты – пишется раздельно; составной, в связи с непогодой – пишется раздельно; составной, впереди всех – пишется раздельно, т.к. образован от наречия; простой, не взирая на трудности – пишется раздельно; составной.

4-й ученик.

В продолжение переговоров – пишется раздельно с е на конце, потому что имеет значение времени; составной, за счёт переутомления - пишется раздельно; составной, посреди недели – пишется слитно, т.к. образован от наречия, вследствие жары – пишется слитно с е на конце; простой, в качестве примера – пишется раздельно; составной.

Записать словосочетания на доске заранее.

Языковой материал.

В течение всего отпуска я не сумел посетить музей. Вследствие засухи река обмелела. Навстречу мне выбежала собака. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. В заключение конференции был дан концерт.

Языковой материал (для детей у доски) .

1)(на)встречу мечте, (в)течени_ долгого времени, (на)счёт работы, (в)след уезжающим, (на)против дома;

2) (во)преки приказу, (в)роде сока, (в)продолжени_ недели, (с)верх нормы, (на)против остановки;

3) (в)место учителя, (в)целях защиты, (в)связи(с) непогодой, (в)переди всех, (не)взирая(на) трудности;

4) (в)продолжени_ переговоров, (за)счёт переутомления, (по)среди недели, (в)следстви_ жары, (в)качестве примера.

3. Проверка домашнего задания.

4) Повторение пройденного.

Ведущее слово.

На дом вам было задано выполнить 701-е упр. на 98-й странице. Давайте посмотрим, насколько хорошо вы справились с заданием. Работаем устно.

Ведущее слово.

С домашним заданием вы хорошо справились. Теперь давайте выполним упражнение 703-е на 98-й стр. Прочитайте задание под номером 1.

Сообщающее слово.

Кроме того, предлог ввиду (в значении из-за ) нужно отличать от устойчивого сочетания слов иметь в виду. В этом случае данный предлог пишется раздельно. Прочитайте 2-е задание.

Давайте поработаем у доски.

1) Поговорить н ас чёт бл и жайших планов на будущее. Насчёт – предлог, т.к. к нему нельзя задать вопрос и можно заменить предлогом о ; ближайших – проверим словом близко.

Перевести деньги в банк на счёт упр а вляющего. На счёт – существительное с предлогом, т.к. можно задать вопрос перевести куда? на счёт, нельзя заменить предлогом о ; 2) Идти в течени е пол уч аса. В течение – предлог, потому что к этому слову нельзя задать вопрос, на конце е, т.к. в этом предлоге всегда на конце пишется е; получаса – пишем слитно, потому что частица полу всегда пишется слитно. Пр е одолеть пр е пятствия в течени и ручья. Преодолеть – пишем в приставке е , т.к. приставка пре- равна приставке пере-, препятствие – в корне пишем е – словарное слово.; в течении – пишем раздельно, т.к. предлоги со словами пишутся раздельно; на конце пишем и, т.к. это предложный падеж. 3) Ждать в продолжени е месяца. В продолжение - пишем раздельно с е на конце, т.к. это предлог. Позн а комиться с судьбой героев в продолжении книги. Познакомиться – пишем в корне а, словарное слово; в продолжении – пишем раздельно с окончанием е, так как это существительное с предлогом в предложном падеже. 4) Сов е ршить ошибку вс ледстви е ра сс ея нн ости. Вследствие пишем слитно с е на конце, т.к. это предлог; рассеянный пишем с сс, т.к. рас- - приставка , -сея- - корень, суффикс – нн- , потому что существительное образовано от отглагольного прилагательного рассеянный. Устр а нить ошибку в следстви и по уголовному делу. В следствии – пишем раздельно с е на конце, т.к. это существительное с предлогом в предложном падеже.

Объясните, почему слова в виду, и ввиду пишутся по-разному, используйте следующие схемы.

Если от глагола можно задать вопрос к слову в виду, то пишем раздельно. Слитно пишем тогда, когда предлог ввиду можно заменить предлогом из-за.

Опираясь на схемы, объясните выбор написаний. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

1)Трудно было понять, какое удобство имел в в иду столяр, заг и бая так н ем илосердно спинки стульев. ( А. Чехов ) Запятая перед словом загибая ставится потому, что это обособленное обстоятельство; в виду пишем раздельно, т.к. это устойчивое сочетание иметь в виду; в слове загибая в корне пишем и, т.к. можно проверить словом изгиб; немилосердно – причастие, в данном случае пишется слитно, т.к. оно не имеет зависимых слов и противопоставления с союзом а. 2) Впрочем, вв иду н ед остатка времени, н е б удем откл о няться от пр е дмета лекции. ( А.Чехов ) Ввиду недостатка времени выделяем запятыми, т.к. это уточняющая конструкция; ввиду - пишем слитно, т.к. его можно заменить предлогом из-за ; недостатка - пишем слитно, потому что можно заменить словом без не – малого количества; не будем - пишем слитно, т.к. не с глаголами пишутся раздельно; отклоняться - напишем в корне о, потому что можно проверить словом клонит, предмета – в корне пишем е – словарное слово. 3) «Что вы имеете в в иду?» - поинт е ресовался Огнев. ( В. Кочетов ) Что вы имеете в виду – пишем в кавычках, потому что это прямая речь, после в виду ставим вопросительный знак; в виду – пишем раздельно, т.к. иметь в виду – устойчивое выражение; в слове поинтересовался пишем в корне первую е - словарное слово. 4) Вв иду скорого ок о нчания плав а ния, настр о ение к о манды сделалось весёлым и пр и поднятым. После плавания ставим запятую, т.к. это уточняющая конструкция; ввиду – пишем слитно, т.к. можно заменить предлогом из-за; в слове плавания в слове настроения букву о можно проверить словом настрой; слово команды напишем через о, т.к. это словарное слово; в слове приподнятым напишем в приставке и – написание запомним. ( В. Станюкович )

Языковой материал.

1)Поговорить (на)счёт бл_жайших планов на будущее. Перевести деньги в банк (на)счёт упр_вляющего. 2) Идти (в)течени_ (полу)часа. Пр_одолеть пр_пятствия (в)течени_ ручья. 3) Ждать (в)продолжени_ месяца. Позн_комиться с судьбой героев (в)продолжени_ книги. 4) Сов_ршить ошибку (в)следстви_ ра(с, сс)ея(н, нн)ости, устр_нить ошибку (в)следстви_ по уголовному делу.

Языковой материал.

гл. + в виду

гл. ввиду = из-за сущ.

Языковой материал.

1)Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду столяр, заг_бая так (не)милосердно спинки стульев. (А. Чехов ) 2) Впрочем (в)виду (не)достатка времени (не)будем откл_няться от пр_дмета лекции. (А.Чехов ) 3) Что вы имеете (в)виду поинт_ресовался Огнев. (В. Кочетов ) 4) (В)виду скорого ок_нчания плав_ния настр_ение к_манды сделалось весёлым и пр_поднятым. (В. Станюкович )

Вызвать 2-х человек сразу.

5. Тестовая работа.

6. Домашнее задание.

Ведущее слово.

Откройте дневники, запишите задание на дом. Страница 98-я, упражнение 702-е. Прочитайте задание.

Инструктивное слово.

Дома вам нужно будет списать текст, раскрыть скобки и подписать часть речи у выделенных слов. Кто не понял?

Спишите предложения, раскрывая скобки. В каких случаях выделенные слова являются производными предлогами, а в каких – словами других частей речи?

Спросить 2 – 3 человека.

7. Подведение итогов.

Ведущее слово.

Мы завершили тему: «Правописание производных предлогов».

Репродуктивная беседа.

Давайте вспомним случаи слитного и раздельного написания производных предлогов.

Оценочное слово.

Вы хорошо работали на протяжении двух уроков.

Ведущее слово.

Сохраните памятки, которые я вам раздавала на первом уроке – они вам ещё пригодятся. Спасибо за работу! Можете идти.

Всегда слитно пишутся предлоги, образованные от наречия - навстречу, впереди, напротив, посреди и т.д.

Слитно пишутся предлоги - вследстви е , ввиду (в значении из-за ), насчёт (в значении о ), вместо, наподобие, вроде (в значении подобно ), ввиду, несмотря (на).

Раздельно пишутся предлоги - в течени е , в продолжени е , в отличи е , в виде, в качестве, в связи, в целях, за счёт, по мере, со стороны.