Условия обеспечивающие конкурентоспособность выпускника вуза. Современные проблемы науки и образования. Результаты диссертационного исследования

Направления подготовки Инноватика, Системный анализ и управление
Адрес Первый корпус, правое крыло, аудитория 1301
Телефон, e-mail 8 (831) 436-73-74, [email protected]
Почтовый адрес 603950, г. Н. Новгород, ул. Минина, д. 24, кафедра "Упр-ние ин-ной деят-ю", ауд. 1301
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Лапаев Дмитрий Николаевич

Миссия кафедры

Подготовка высококвалифицированных управленческих кадров для инновационного экономики России, комплексное решение научно-практических задач управления инновационным развитием экономики регионов и отраслей.

Стратегия

  1. Обеспечение развития науки в области инновационного управления реальным сектором экономики.
  2. Формирование передового уровня высшего управленческого профессионального образования.
  3. Расширение партнерских связей.

Цели и задачи

    Повышение интеллектуального и творческого потенциала выпускников.

    Обеспечение высокого уровня востребованности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

    Повышение эффективности деятельности кафедры на рынке образовательных услуг в соответствии с современными тенденциями.

    Содействие реализации инновационно-инвестиционных проектов на базе научно-технических разработок НГТУ с целью повышения экономического, социального и инновационного развития регионов и отраслей.

    Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательной деятельности.

    Обеспечение высокой квалификации ППС кафедры.

    Содействие росту инновационной активности коллектива кафедры.

Профессорско-преподавательский состав кафедры

  • 7 профессоров, докторов наук
  • 7 доцентов, кандидатов наук
  • 4 старших преподавателя

Направления подготовки

Кафедра выпускает:

1. Бакалавров по направлениям подготовки:

27.03.05 «Инноватика»

Профиль подготовки: «Управление инновациями»

Формы обучения:
- очная форма (4 года);
- заочная форма (5 лет);

27.03.03 «Системный анализ и управление»

Профиль подготовки: «Системный анализ и управление научно-техническими разработками»

Форма обучения:
- очная форма (4 года);
- заочная (5 лет).

2. Магистров по направлению подготовки:

27.04.05 «Инноватика»

Направленность: «Управление инновационными процессами»

Форма обучения:
- очная форма (2 года);
- заочная форма (2,3 года).

Приказом директора ГИИ т. Тюркина П.А. (№ 203 от 07.06.35) была образована кафедра «Организация и планирования производства», которую возглавил выпускник НММИ (ныне НГТУ) 1930 г. Ястребов Н.Е . инженер завода «Красное Сормово». Коллектив кафедры читал для студентов ГИИ только три дисциплины «Организация и планирование производства», «Техническое нормирование» и «Охрана труда и противопожарная безопасность».

С 1940 г. кафедра стала называться «Экономика и организация производства» и постепенно увеличивалось количество читаемых дисциплин, которые были ориентированы на конкретные отрасли промышленности.

В 1976 г. из состава преподавателей кафедры образуется новая кафедра «Охрана труда и техники безопасности» (в настоящее время «Инженерной экологии и охраны труда»), а в 1985 г. – выделена еще и кафедра «Экономика и организация приборостроения и энергетики» (в настоящее время «Экономика и предпринимательство»).

В 1985 г. кафедра переименована в кафедру «Экономика и организация машиностроения» (ЭОМ). С целью оптимизации распределения учебной нагрузки между кафедрами социально-экономического факультета, кафедра стала осуществлять подготовку по специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» по различным формам обучения.

В 2005 г. кафедра открыла новую специальность «Управление инновациями» и была переименована в кафедру «Управление инновационной деятельностью». Состав кафедры насчитывает 27 человек профессорско-педагогического состава.

В настоящее время заведующим кафедрой является Лапаев Дмитрий Николаевич , , действительный член российской академии естественных наук по секции проблем макроэкономики и социального рыночного хозяйства, а также академии инженерных наук им. А.М. Прохорова по секции инженерной экономики.

Кафедра имеет прочные связи с ведущими ВУЗами РФ, в том числе с Государственным университетом управления (г. Москва), Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом и Самарской государственной экономической академией.

Заведующие кафедрой

Яшин Сергей Николаевич

Федоров Олег Васильевич

Дурандин Михаил Матвеевич

Третников Николай Иванович

Момин Георгий Михайлович

Бобрынин Борис Николаевич

Зельцбург Лев Моисеевич

Ястребов Николай Ерофеевич

Направление подготовки «Системный анализ и управление»

Образовательная программа бакалавриата направлена на подготовку профессионалов в области исследования, анализа, разработки, проектирования и внедрения современных сложных систем и технологий, а также интеллектуальных систем управления.

Выпускники владеют методами и способами моделирования, анализа, синтеза, производства и эксплуатации систем различного назначения. Это системные аналитики- специалисты по разрешению информационных, организационно-технических и управленческих проблем.

Выпускники востребованы в IT-компаниях, в научно-исследовательских и отраслевых институтах, банках, органах государственного и муниципального управления, на предприятиях промышленности и других организациях: администрации гор. Н. Новгорода, районов Нижегородской области, ОАО РЖД,ОАО «Газпромбанк»,ЗАО «Банк ВТБ 24 и др.

Направление подготовки«Инноватика»

Образовательная программа подготовки бакалавров нацелена на кадровое обеспечение инновационных преобразований национальной экономики.Особенностью данного направления являетсямеждисциплинарное взаимодействиедисциплин в областях техники, технологий, экономики и управления.

В процессе обучения студенты приобретают знания и навыки управления процессами инновационных преобразований и инновационной деятельностью, а также навыки информационного, технологическогои финансового обеспечения деятельности предприятия.

Выпускники востребованы в следующих сферах: органы государственной власти и управления, организации и предприятия инновационной сферы, академические и научно-исследовательские организации, учреждения профессионального образования: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Нижегородской области,ОАО «Газпромбанк», Волговяткий Банк ОАО Сбербанк России, «1С-Рарус», Компания Мера НН, Предприятия группы «ГАЗ», Федеральная налоговая служба, ОАО «РЖД», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «НИАЭП», а также в структурные подразделения НГТУ.

Магистерская программа предназначена для роста профессиональной квалификации студента, проявившего склонность к научной работе.

В процессе обучения магистранты приобретают навыки моделирования инновационного проекта; развития инструментальных средств, обеспечивающих поддержку и активизацию деятельности руководителя проекта на всех этапах жизненного цикла инновационного процесса.

Выпускники востребованы в следующих сферах: органы государственной власти и управления, организации и предприятия инновационной сферы, академические и научно-исследовательские организации, учреждения профессионального образования: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Нижегородской области,ОАО «Газпромбанк», Волговяткий Банк ОАО Сбербанк России, «1С-Рарус», Компания Мера НН, Предприятия группы «ГАЗ», Федеральная налоговая служба, ОАО «РЖД», ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», ОАО «НИАЭП», а также в структурные подразделения НГТУ. Ряд выпускников продолжают обучение в аспирантуре по специальности 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством.

Заведующий кафедрой Лапаев Дмитрий Николаевич

Должность, ученая степень, ученое звание:

Заведующий кафедрой «Управление инновационной деятельностью», заместитель директора ИНЭУ по научной работе, председатель Нижегородского регионального отделения ВЭО России, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор

Аленкова Ирина Владимировна

Должность:

Заместитель заведующего кафедрой по учебной работе, старший преподаватель

Саксина Елена Валерьевна

Должность:

Заместитель заведующего кафедрой по научной работе

Кандидат экономических наук, доцент

Мурашова Наталья Александровна

Должность:

Заместитель директора ИНЭУ по общим вопросам

Ученая степень, ученое звание:

Кандидат технических наук, доцент

Глебова Ольга Владимировна

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор

Корнилов Дмитрий Анатольевич

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН

Митякова Ольга Игоревна

Ученая степень, ученое звание:

Доктор экономических наук, профессор

Морозова Галина Алексеевна

Как уже отмечалось, конкурентоспособность вуза во многом зависит от конкурентоспособности его выпускников, которые представляют собой продавцов знаний и профессиональных навыков на рынке трудовых ресурсов.

В последние годы динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, что вынуждает вузы учитывать предъявляемые к ним требования со стороны работодателей, которые считают, что вузовская подготовка отстает от запросов бизнеса.

По мнению работодателей, выступающих заказчиками образовательных услуг, главными проблемами вузов, осуществляющих подготовку выпускников экономических специальностей, являются устаревшие программы и оторванность от практики. Однако это не единственные проблемы. Сравнительный анализ ответов опрошенных работодателей в период 2000–2010 гг. показал увеличение их требований, предъявляемых к выпускникам экономических вузов (табл. 5.7) .

Таблица 5.7. Требования работодателей к выпускникам экономических вузов

Требования работодателей

Умение понимать миссию компании

Свободное владение иностранным языком

Владение компьютерными и информационными технологиями

Умение адаптироваться к деловой культуре компании

Готовность работать в команде

Наличие опыта работы

Способность системного мышления

Способность к переработке большого объема информации и вычленению главной

Умение применять на практике полученные в вузе знания

Нацеленность на карьеру

Из табл. 5.7 следует, что перечень требований к выпускникам вузов за десять лет значительно расширился. Это во многом обусловлено развитием новых тенденций в содержании и структуре рабочих мест. Работодатели стремятся обеспечить бо́льшую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие трудовых навыков, повышение адаптивности, непрерывное обучение, внедрение гибких графиков рабочего времени и т. п.

Современный выпускник должен обладать так называемым проектным типом мышления, в основе которого лежит не стремление к стабильной и постепенной карьере в рамках одной организационной структуры, а интерес к конкретному проекту и достижению признания коллег-профессионалов.

Изменение требований работодателей происходит не только в профессиональной сфере труда, но и в социально-психологической и социально-культурной плоскостях. Если основными морально-психологическими качествами работника раньше были: дисциплина, знание своего места в организационной иерархии и технологической цепочке, исполнительность, то новые императивы ориентируют на бо́льшую инициативу и самостоятельность, способность работать во временных рабочих группах (командах), высокую мотивацию к переобучению.

Западные эксперты утверждают, что образовательная услуга производится качественно только в том случае, если вуз знает своего потребителя и требования работодателя.

В последнее время российские работодатели проявляют заинтересованность в установлении контактов с высшими учебными заведениями с целью определения требований к будущим специалистам. Ниже приведены результаты исследования, проведенного независимым рейтинговым агентством "РейтОР".

Пример

Результаты исследования показали слабый учет реальных проблем отрасли при организации учебного процесса и отсутствие у выпускников навыков решения конкретных производственных задач (3,1%), недостаточный уровень владения современными знаниями и навыками применительно к отрасли (2,9%), низкий уровень самообразования выпускников, поиска нужной информации (2,8%).

Были выявлены также негативные факторы, влияющие на закрепление молодых специалистов на предприятиях, среди которых выделяются недостаточный размер заработной платы, отсутствие навыка самостоятельного анализа и решения возникающих проблем, а также неумение применять полученные знания. При приеме на работу наиболее важными критериями для работодателей являются репутация вуза, наличие у выпускника соответствующей специальности, средний балл диплома. Были также определены причины необходимости дополнительной подготовки молодых специалистов, которую вынуждены проводить предприятия. Наиболее важными из них считаются недостаток практических навыков и умений, отсутствие опыта работы в команде. Приведенные факты свидетельствуют о том, что бизнес стал серьезнее относиться к образованию, так как его развитие требует привлечения все большего количества квалифицированных специалистов.

Конкурентоспособность выпускников зависит от их востребованности на рынке труда, которая определяется уровнем знаний, полученных в результате освоения образовательной программы, способностей и личных качеств.

По мнению работодателей, конкурентоспособность выпускников характеризуют следующие факторы: знание современных технологий, способность проводить переговоры и деловые встречи, умение применять теоретические знания на практике, способность генерировать новые идеи, мотивация к карьерному росту, жизненный оптимизм и др.

В учебной литературе предлагаются различные модели, характеризующие конкурентоспособность специалиста. Модель, представленная в табл. 5.8, ассоциируется с успехом как в профессиональной, так и в личностной сферах.

Таблица 5.8. Модель конкурентоспособности специалиста

Компетенции и способности выпускника

Составляющие

Общенаучные

Умение вести научно-исследовательскую деятельность

Умение структурировать знания и проводить эксперименты

Умение оценивать результаты исследований.

Умение применять экономические законы и теории, определять экономические показатели

Умение анализировать, моделировать и разрабатывать стратегии

Способность к самостоятельной подготовке

Способность участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности и др.

Общетехнические и гуманитарные

Знания в области:

математики;

психологии;

правоведения;

информационных технологий;

иностранных языков и др.

Экономические и организационно-управленческие

Знания в области:

маркетинга;

менеджмента;

экономики;

инновационного менеджмента.

Умение разработать бизнес-план

Умение организовать работу коллектива

Специальные

Знания, умения и навыки в конкретной области деятельности

Широкий кругозор в конкретной области деятельности

Способности

Аналитические

Творческие

Практические

К непрерывному профессиональному росту

К непрерывному саморазвитию

К лидерству

Личные качества

Ответственность

Добросовестность

Инициативность

Оценка проводилась по 5-балльной шкале.

Аннотация:

В статье обозначена проблема повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Конкурентоспособность выпускника определена как система способностей, ориентированная на социум, сложное интегральное свойство личности, способность максимального расширения собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности. Проанализированы факторы, влияющие на возможности реализации и развития, накопленных молодыми специалистами в процессе профессионального образования знаний, умений и навыков. Выявлены факторы, оказывающие первостепенное влияние на повышение конкурентоспособности выпускников вузов в современных условиях.

Ключевые слова:

конкуренция, конкурентоспособность, выпускник, высшее образование, сфера образования, ВУЗ, личность, система подготовки.

Прежде всего, человек - это биосоциальное существо. Каждый из нас, уже с рождения, наделен определенными качествами, их принято называть врожденными, и к ним мы можем отнести, например, темперамент, психический склад личности, гендерные, половые и возрастные особенности и другие. Но ведь человеку недостаточно обладать лишь этим набором качеств. Сейчас очень важно отличаться от других людей не врожденными особенностями, а приобретенными, например, объемом накопленных знаний и умений, уровнем образования, что, по сути, и делает наше существование уникальным и отличным от других.

Для целей нашего исследования важно определить, что следует понимать под конкурентоспособностью личности. Согласимся с позицией Т.Г.Кутейцыной, объясняющей конкурентоспособность личности как систему способностей, ориентированную на социум, включающую свойства и качества личности, которые характеризуют максимальное расширение собственных возможностей, высокое качество результатов ее деятельности, определяют соответствующее индивидуальное поведение и обеспечивают внутреннюю гармонию и уверенность в себе .

Важно понимать, что понятие «конкурентоспособность» произошло от слова «конкуренция». Оно является комплексным, многофункциональным, системным, междисциплинарным и многоуровневым. Ученые из множества научных сфер занимались проблемами образования и его взаимосвязи с экономикой.

Значимыми составляющими национального богатства, в нынешних условиях, являются уровень образования и интеллектуальный потенциал социума, а основой прогресса, безопасности и стабильности страны - уровень образованности, профессиональной подготовки человека, его умение решать нестандартные задачи и стремление к творчеству^^. 67].

Человечество переживает смену веков и тысячелетий, что неизбежно влечет за собой глобальные изменения в социальной сфере: на смену индустриального общества пришло постиндустриальное общество, основным отличием которого является изменение отношения к человеку. Если в индустриальном обществе человек - объект и средство, то в постиндустриальном, он субъект и главная цель развития.

Сегодня, актуальность проблемы конкурентоспособности студентов и выпускников ВУЗов стоит очень остро. Ведь, не редки случаи, когда в период студенческой жизни абсолютно нет времени на поиск, а тем более, па сам процесс работы в организации. Поэтому, как только студент выходит из стен ВУЗа, он тут же сталкивается с высокими требованиями работодателей, особенно с теми, что касаются опыта работы .

В России о конкурентоспособности личности стали говорить не так давно. Во времена СССР, к данному понятию относились предвзято, ибо считали, что конкуренция - это антагонистическая борьба за более выгодные условия производства и сбыта товаров между частными производителями; при капитализме - она считалась борьбой за получение наивысшей прибыли между капиталистами; в социалистическом обществе считалось, что конкуренции нет .

Разумеется, в годы СССР выпускнику ВУЗа было гораздо легче влиться в социальную структуру общества, при том, что он обладал качественными знаниями и участвовал в общественной жизни. Поэтому, юный специалист в мог добиться более высокооплачиваемой и интересной работы, а значит, что он обладал высокой конкурентоспособностью. В то время студент или выпускник мог обладать и минимальными знаниями и навыками, и не оказаться безработным. Ведь в Советском союзе система планирования позволяла обучать лишь столько специалистов, сколько это требовалось для поддержания должного уровня экономики, именно поэтому выпускники ВУЗов не сталкивались с трудностями трудоустройства . Сейчас же современная Россия столкнулась с наступлением поры всесторонней оценки конкурентоспособной личности во всех сферах общественной жизни.

В настоящее время в России очень важно обеспечивать молодежь фундаментальными и постоянно совершенствующимися знаниями, которые поспособствовали бы формированию потребности в саморазвитии. Такое самостоятельное развитие важно для индивида как для создания профессиональной карьеры в настоящем, так и для обеспечения устойчивого политического и социального положения в будущем. Сейчас основной миссией образования стало развитие и воспитание высокообразованной, свободной и духовной личности, которая способна к самообразованию в условиях постоянно изменяющегося мира .

Обязательным качеством для высокообразованной личности является профессиональная, образовательная, социальная, культурно- духовная и информационно-коммуникативная компетенции. Чтобы сформировать эти компетенции у выпускника, очень важно совершить переход в образовательных заведениях от традиционного знаниево- ориентированного образовательного процесса к компетентностному . Это предоставит возможность обеспечить конкурентоспособность выпускников ВУЗов, которые смогут, благодаря данному подходу, выполнять социальные функции в обществе, участвовать в развитии инновационной экономики и реализовывать свой личностный и профессиональный потенциал.

Вопрос о формировании конкурентоспособности выпускников сейчас является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед ВУЗами. Понятие конкурентоспособность можно определить не только такими показателями, как востребованность профессии па рынке труда, уровень квалификации, мобильность, но и учитывать, что сюда также заложены жизненные цели, принципы, установки и самосознание будущего специалиста.

В конкурентоспособности выпускника можно выделить следующие составляющие: квалификационную, личностную, деловую и мотивационную :

  • - квалификационной составляющей присваивается центральное место среди остальных, так как она напрямую касается профессиональной трудовой деятельности и тем или иным образом затрагивает другие составляющие конкурентоспособности;
  • - личностная составляющая играет огромную роль при отношении и поведении выпускника к работодателю;
  • - деловая составляющая подразумевает, конкурентные преимущества молодого специалиста и влияет на формирование стратегии поведения во взаимодействии с работодателем, а также на построение карьерного роста;
  • - мотивационная является системообразующей составляющей, так как она определяет необходимые качества и способности для развития, также она связана и с системой ценностей и целей выпускника, которые так или иначе связаны с их трудовой деятельностью.

При рассмотрении составляющих конкурентоспособности недостаточно учитывать лишь потенциал выпускника, поскольку, помимо этого существуют еще и объективные особенности, например промежуточное положение выпускника, так как в процессе обучения ВУЗ оказал некое воздействие (соответствие выпускника требованиям данного учебного заведения), также выпускник подвергается влиянию требований работодателя и рынка труда. Немаловажным фактором здесь являются и условия, которые уже сложились на рынке труда, степень адаптированное™ к ним самого выпускника и умение эффективно взаимодействовать с работодателем.

В современный период высшее образование претерпевает значительные изменения и появляются некие тенденции в его развитии, например: введение информационных технологий в образовательную сферу, увеличение значимости стабильного взаимодействия между образовательной, научной и производственной сферой, повышение роли стандартизации учебных процессов, ужесточение конкуренции среди учебных заведений, что позволяет увеличивать качество работы каждого из них и др.

Бесспорно, особую значимость сейчас приобретает умение молодого специалиста приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям в экономике и технологиях. И задача высшего образования в данном случае должна заключаться в формировании у него способностей самостоятельно и непрерывно приобретать знания на протяжении всей жизни. Ведь на просторах современной экономики, человек, с его способностями, потенциалом, умениями, навыками и знаниями становится самым важным ресурсом. Поэтому, в качестве основного приоритета в социально-экономическом развитии страны выступает система самосовершенствования личности за счет качественного преобразования всей системы образования.

Современные требования экономики приводят к созданию многоцелевого образования, которое обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров. Например, целями такого образования можем выделить: формирование современной, социальной личности, формирование надлежащих компетенций специалиста, подготовка квалифицированных кадров.

Безусловно, наиболее конкурентоспособными выпускниками являются выпускники учебных заведений, которые занимают лидирующие позиции на рынке образовательных услуг. В данном случае, конкуренция предстает как соперничество за привлечение способных абитуриентов между образовательными учреждениями. Немаловажным фактором являются участие в инновационно-инвестиционной деятельности и труды профессорско-преподавательского состава.

Одним их главных критериев эффективности ВУЗов является конкурентоспособность их выпускников. В широком смысле конкурентоспособность специалиста подразумевает степень полезности качеств рабочей силы потенциальному покупателю - работодателю, а в узком - обладание такой профессией и такими качествами, которые дают работнику преимущество в борьбе с конкурентами за вакантное рабочее место . Уровень конкурентоспособности молодого специалиста во многом зависит от степени его соответствия профессиональным знаниям и личностным качествам требованиям профессии.

Компетентность выпускника - еще один существенный фактор, способствующий повышению его конкурентоспособности. Она проявляется, как правило, в профессиональной деятельности и содержит способности, знания, умения и навыки, которые необходимы для претворения в жизнь творческой деятельности личности.

В Японии, например, особое внимание уделено развитию целостного мышления, обеспечивающееся совместными усилиями организаций и ВУЗов. В США конкурентоспособность команды формируется за счет эффективности их деятельности.

Самыми распространенными системами подготовки специалистов являются: германская (в приоритете - химия, математика, физика, биология, то есть, естественное научная система) и американская (философия, социология, история, психология, то есть, гуманитарные науки). В связи с переходом России к рыночным отношениям, получила развитие американская система подготовки кадров, которая проявила себя в экономическом образовании. Однако, такой подход, в основном, дает сведения о прошлом, нежели о перспективах будущего, так как трудоемкость обучения при этом невысокая. И помимо ответа на вопросы кто? когда? каковы результаты? специалистам необходимо отвечать на вопросы и такого типа как: почему? как с этим работать? и к чему это может привести в будущем? Ведь, при ответе на последние вопросы, трудоемкость обучения сможет значительно увеличиться. Итак, гуманитарная подготовка не в состоянии создать систему образования, которая отвечала бы современным требованиям. Таким образом, возникает необходимость, использовать в учебных программах системную подготовку по вопросам экономической теории, маркетинга, менеджмента, экономики предприятий и др., тем самым повышая конкурентоспособность выпускников.

Таким образом, успешность молодого специалиста, а именно его конкурентоспособность на рынке труда, во многом зависит не только от качества предоставляемого образования, но и от личностных характеристик. Чтобы ВУЗам «вырастить» компетентного и способного выпускника, необходимо мотивировать студентов к самостоятельной работе, к развитию его творческих способностей в ходе учебных занятий и во внеучебной деятельности, а также не оставлять без внимания взаимодействие теоретического и практического обучения.

Список использованной литературы:

  • 1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://slovaronlinc.com/search?vord=KOHKypeHniiK.
  • 2. Карпенко, Е.З. Развитие системы профессиональной ориентации в интересах увеличения отечественного человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014.- № 6. - С.148-153.
  • 3. Карпенко, Е.З. Сверхзанятость учащейся молодежи как фактор снижения качества человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.-№ 8. - С.69-75.
  • 4. Карпенко, Е.З. Условия формирования и развития человеческого капитала // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2015.- № 2. - С.65-70.
  • 5. Конкурентоспособность выпускников высшего профессионального образования на рынке труда [Электронный ресурс] URL: http://pandia.ru/text/77/366/34271 .php
  • 6. Королева С.И. Результаты доступности и качества образования // Вестник Академии. 2011,-№4.-С.117- 119.
  • 7. Кутейницына Т.Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций - 2014 - №2.- С. 1-24.
  • 8. Михалкин В.С. Концепция целостности естественно-научного цикла дисциплин технического ВУЗа // Интеграция образования.- 2003.-№1.-С.77-79.
  • 9. Москвитин Г.И. Теория и практика принятия решений. М: Издательство. Кно- рус, 2016.
  • 10. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]

URL:http://www.studfiles.ru/preview/l 721433/page:3/ - пособие.

11. Терелянская И.В. Психологические подходы к понятию конкурентоспособности личности/ И.В. Терелянская, И.В. Курышева // Мир науки, культуры, образования,- 2012.-№2.-С.236-238.

Колобова Татьяна Викторовна

магистрант факультета Экономики, управления и финансов. АНО ВО «Российский новый университет»