В методе опросов. Опросные методы. Метод опроса - виды

Метод анкетирования используется для опроса большой группы людей, проживающих на большой территории, для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. Инструментом опроса является анкета, которая содержит инструкцию по заполнению и перечень вопросов с возможными вариантами ответов, из них анкетируемый (респондент) должен выбрать наиболее подходящий. Лицо, проводящее исследование, называется анкетер.

Что собой представляет анкета

  1. Касающиеся личности респондента (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение и др). Данные служат для осуществления дальнейшей обработки материалов анкетирования относительно групп людей, что позволит сопоставить полученную информацию из аналогичных подгрупп.
  2. Определение фактов сознания , которые способствуют выявлению у респондентов мнений, планов, мотивов, ожиданий, оценочных суждений.
  3. Определение фактов поведения , которые руководят поступками, действиями и результатами деятельности людей.

Какие существуют методы анкетирования

В анкетах могут встречаться открытые, закрытые и полузакрытые вопросы . Так, на открытый вопрос должен последовать полный ответ, который опрашиваемый должен сформулировать самостоятельно. Закрытые вопросы позволяют сопоставить результаты анкет респондентов, но они не содержат всей полноты ответов, мнений или оценок испытуемых, что приводит к необдуманности и машинальности ответов. Полузакрытый вопрос применяют тогда, когда составитель не знает все возможные варианты ответов или желает более точно выяснить индивидуальное мнение всех обследуемых лиц. Для этого в анкете рядом с готовыми ответами содержится графа «другие ответы» и несколько пустых строк.

Метод анкетирования отличается опосредованным характером взаимодействия между анкетером и респондентом, их общение происходит при помощи анкеты, респондент при этом самостоятельно читает вопросы и самостоятельно фиксирует ответы в анкете. Опрос бывает очным и заочным, анонимным и персонифицированным, а вопросы, в зависимости от способа их формулирования, бывают прямыми и косвенными. Первые предполагают получить от испытуемого такой же прямой и честный ответ.

Если требуется получить откровенный ответ на вопросы относительно личной оценки событий или личностей, выразить критическое отношение к ним, вводят косвенный вопрос, маскирующий критическую составную информации. С этой целью используется какая-либо воображаемая ситуация, на которую респондент должен дать свой вариант ответа. Основные вопросы направлены на получение подробной информации от каждого респондента. Если необходимо получить сведения от части респондентов, используют вопросы-фильтры. Они представляют собой «анкету в анкете».

Этапы проведения анкетирования

Метод анкетирования предполагает прохождение определенных этапов, среди них:

  1. Определение темы анкетирования, постановка решаемых проблем и задач.
  2. Разработка анкеты с большинством открытых вопросов.
  3. Пилотажное анкетирование и его анализ.
  4. Уточнение текстов инструкций и вопросов.
  5. Проведение анкетирования.
  6. Обобщение результатов опроса и подготовка отчета.

В чем плюсы и минусы анкетирования

Анкетирование не может охватить всех членов изучаемой общности, поэтому имеет выборочный характер . А получение достоверной и надежной информации зависит от репрезентативности выборки. При разработке текста анкеты, нужно использовать разнообразные типы и формы вопросов, ведь все они имеют свои достоинства и недостатки. Нужно учитывать и последующую обработку анкетных данных. Более сложно обработать открытые вопросы, в то же время, закрытые вопросы в форме «меню», шкал, таблиц являются более удобными для обработки, но не гарантируют всей полноты оценок респондентов.

К плюсам метода можно отнести:

  • Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.
  • Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.
  • Возможность осуществления компьютерной обработки информации.
  • При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.

К минусам метода относятся:

  • Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.
  • Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.

Выводы

При наличии многих негативных мнений относительно метода анкетирования, сегодня он относится к одним из основных для изучения отдельных личностей при приеме их на работу, учебу, с его помощью изучают любые аспекты общественных отношений.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

  • Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
  • Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одними из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов являются телефонный или интернет-опрос .

Вопросы

Правила составления вопросов

  • Каждый вопрос должен быть логичным и отдельным и совмещать отдельные подвопросы.
  • Запрещено употребление малораспространённых, малопонятных слов и специальных терминов.
  • Вопросы должны быть краткими.
  • При необходимости вопрос может сопровождаться пояснением, но сама формулировка должна оставаться лаконичной.
  • Вопросы должны быть конкретными, а не абстрактными.
  • Вопросы не должны содержать подсказку. Если в нём упомянуты возможные варианты ответов, то их список следует дать полным.
  • Формулировка вопроса должна предотвратить получение шаблонных ответов.
  • Вопрос не должен принуждать респондентов к неприемлемым для них ответам.
  • Язык вопросов не должен вызывать отвращение (к примеру, быть слишком экспрессивным).
  • Недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.

Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами

  • Закрытые - открытые
    • Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
    • Открытые (неструктурированные) вопросы не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
  • Субъективные - проективные
    • Субъективные вопросы спрашивают респондента об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации.
    • Проективные вопросы спрашивают о третьем лице, не указывая на респондента.

По материалам: Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

См. также

Примечания

Литература

  • Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб. : Речь, 2002. - ISBN 5-9268-0140-0
  • Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования . - 2011. - № 3. - С. 112-116.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод опроса" в других словарях:

    метод опроса - сюда относятся: 1) беседа; 2) анкетирование; 3) интервью. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

    метод опроса - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN interrogation method …

    метод опроса - метод сбора информации о профессиональной деятельности,проводимый в виде интервью,беседе по заранее составленному плану …

    метод опроса в этнопсихологии Этнопсихологический словарь

    МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ - один из наиболее распространенных методов этой науки. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками. Форма опроса может быть разной. Устный о., осуществляемый в виде… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    интерфейс, использующий метод опроса абонентов - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN polled interface … Справочник технического переводчика

    Или лэддеринг метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление причинно следственных связей между свойствами (attributes)… … Википедия

    Метод анкетирования психологический вербально коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов анкета. В социологии анкетирование это… … Википедия

    Метод беседы психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы … Википедия

    Психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды интервью … Википедия

Книги

  • 61 клинический случай. От астмы до язвы. Из практики врача-гомеопата , Штерншис Б.И.. Эта книга - результат почти двадцатилетней практики применения метода классической гомеопатии в условиях поликлиники и стационара. Разобран 61 клинический случай, каждый из которых…

Виды : Анкетирование; Метод лестницы;Свободный; Устный; Письменный; Стандартизированный. Достоинства методов опроса: 1) стандартизация, обусловлен­ная тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них; 2) простота, так как рес­пондентов посещать не обязательно, можно передавать им вопросни­ки по почте или опрашивать их по телефону, не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных про­фессионалов; 3) возможность глубокого анализа, обусловленная применением последовательных уточняющих вопросов; 4) возмож­ность табулирования и проведения статистического анализа с ис­пользованием методов математической статистики и соответствую­щих статистических пакетов для персональных компьютеров. Недостатки: возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.

9.Интервью как психологический метод. Его особенности и виды.

Интервью - это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента. Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности. Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека. Виды: 1. Структурированное интервью - Для проведения структурированного интервью обычно разрабатывается специальный бланк с перечнем основных вопросов; 2. Свободное интервью - Носит характер непринужденной беседы; 3. Интервью по компетенциям - Сочетает в себе элементы свободного и структурированного интервью.

10.Требования к проведению беседы.

11.Общая характеристика метода анкетирования.

Анкетирование - это письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т. е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом при анкетировании, в отличие от интервьюирования, сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность. Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

4. Метод опроса в психологии

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме : анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед : непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

Опросные методы относятся к методам, достаточно широко используемым в социально-психологических исследованиях как теоретического, так и практичсски-прикладного характера.

В общем цель любого опроса можно определить как получение информации об объективных и (или) субъективных фактах (например, мнениях, настроениях и т.д.) со слов опрашиваемых 1 .

Таким образом, социально-психологический опрос можно определить как метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне 1 .

История применения опросных методов в психологических исследованиях началась на рубеже XIX и XX вв. с работ Ф. Гальтона, А. Бине,

С. Холла. Гальтон одним из первых применил в психологическом исследовании анкету для изучения умственных качеств и условий развития ученых, Бине использовал данный метод для изучения интеллекта детей, а Холл исследовал психологические особенности детского и юношеского возраста .

Специфика применения опроса в современной социальной психологии связана со следующими моментами: в социальной психологии опрос не является основным методическим инструментом, по сравнению, например, с социологией; опрос, как правило, не используется для выборочных исследований, а применяется как сплошной опрос на реальных социальных группах; чаще всего социально-психологический опрос проводится в очной форме; в социально-психологическом исследовании анкета обычно представляет собой не просто вопросник, а комплекс специальных приемов и методик (шкалы, ассоциативные приемы, тесты др.), применяемых для изучения объекта .

Широкую распространенность применения опросных методов можно объяснить тем, что данный метод достаточно универсален, а также характеризуется сравнительной легкостью применения и обработки данных. Использование опроса позволяет социальному психологу в достаточно короткий срок получить информацию как о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, так и о его субъективных мнениях, настроениях, намерениях .

Однако, как отмечают исследователи, целый ряд факторов может оказать влияние на качество социально-психологических данных, получаемых при помощи применения опросных методов: умение исследователя переводить изучаемую проблему на язык обыденного сознания; опыт, добросовестность анкетеров и интервьюеров; качество инструктажа; ситуация опроса, эмоциональные состояния респондентов; нормы, обычаи по отношению к опросу; тематика опроса .

В целом можно обрисовать следующую область применения опросного метода в социальной психологии: на ранних стадиях исследования, для сбора предварительной информации или при проведении пилотажного исследования; как средство расширения, уточнения и контроля данных; как основной метод сбора эмпирической информации 1 .

Все разнообразие опросных методов можно свести к двум основным разновидностям: опрос «лицом к лицу» (интервьюирование) и заочный опрос (анкетирование) .

Выделяют несколько видов анкетирования’, прессовое, почтовое, раздаточное (экспресс-опросы). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, а в особенности почтового и прессового опроса отмечается низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством их заполнения, возможность использования только очень простых по структуре и но объему анкет .

Составляющие анкету вопросы могут быть классифицированы по нескольким основаниям. Исходя из цели, с которой задаются вопросы, можно разделить их на содержательные (результативные) и функциональные. Функциональные вопросы, в свою очередь, подразделяются на функционально-психологические, вопросы-фильтры и контрольные. По содержанию могут быть выделены вопросы о мнениях, установках, интересах, отношениях, мотивах и т.д. По наличию вариантов ответов разделяют открытые, полузакрытые и закрытые вопросы .

После составления анкеты ее необходимо проверить в ходе пилотажного исследования. Пилотажное исследование может выявить следующие недостатки анкеты : пропуски вопросов (часто являются следствием неудачного формулирования вопросов, использования специальных терминов, затрудняющих их понимание); преобладание единообразных ответов типа «все или ничего», т.е. отсутствие различий в ответах у респондентов (может быть связано с высокой стереотипностью вопроса); большое количество ответов «не знаю, затрудняюсь ответить» (причина - излишняя неопределенность вопросов, их «расплывчатость»); большое количество неуместных комментариев опрашиваемых (возникает как результат неполного перечня возможных альтернатив ответа); значительный процент отказов (связан с плохой композицией анкеты, неудовлетворительной инструкцией) .

Если опрос проводится в устной форме, то он называется интервью. Существует два основных вида интервью , применяемых в социально- психологических исследованиях: стандартизированное и нестандартизи- рованное.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. К достоинствам стандартизированного интервью относят то, что полученные данные легче сопоставлять друг с другом; оно считается более надежным, поскольку результаты повторных интервью одной и той же группы респондентов чаще совпадают; в стандартизированном интервью до минимума сведены ошибки в формулировании вопросов; такое интервью предъявляет менее высокие требования к квалификации интервьюера. Однако данный вид интервью имеет и определенные недостатки: возможны ошибки из-за неоднозначного понимания разными людьми тех или иных слов, содержащихся в вопросах; опрос носит несколько формальный характер, в результате чего затрудняется установление контакта между интервьюером и опрашиваемым; невозможность задать дополнительные вопросы.

Нестандартизированное интервью характеризуется значительной гибкостью процедуры проведения. У интервьюера имеется лишь общий план интервью, на основании которого он по ходу опроса и в зависимости от конкретной ситуации формулирует отдельные вопросы. К основным достоинствам нестандартизированного интервью относят то, что оно предоставляет возможность стандартизировать смысл вопросов, а не другие внешние и поверхностные аспекты вербальных реакций респондента; большая обоснованность, поскольку по форме нестандартизированное интервью ближе к обычной беседе, вызывая более естественные ответы; гибкость данной формы опроса позволяет эффективнее приспосабливаться к конкретной индивидуальной ситуации; получаемая исследователем информация является более глубокой. Основным недостатком нестандартизированного интервью считается то, что достаточно трудно бывает сопоставить полученные данные по причине вариаций либо даже ошибок в формулировках вопросов и их последовательности.

Существует и третий вид интервью, в значительной степени объединяющий достоинства двух описанных выше видов личного опроса, - это полу- стандартизированное («фокусированное») интервью, в котором используется так называемый путеводитель интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов 1 .

Эффективность проведенного интервью можно оценить по следующим критериям:

  • широта (интервью должно позволить опрашиваемому но возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы);
  • специфичность (в интервью должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы);
  • глубина и личностный смысл (интервью обязательно должно быть нацелено на выявление эмоционального, когнитивного и ценностного аспектов отношения респондента к обсуждаемой ситуации);
  • личностный контекст (интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта) .

Выбор одного из типов опроса определяется целями исследования, его программой, уровнем изученности проблематики. Основное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его профессиональной доступностью. С другой стороны, информация, получаемая в интервью, более содержательная и глубокая в сравнении с анкетой. Однако недостатком интервью является, прежде всего, трудно контролируемое влияние личности и профессионального уровня интервьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искажению объективности и надежности информации 1 .

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

Цель : обобщить знания студентов о преимуществах и недостатках опросных методов социально-психологического исследования; способствовать овладению технологиями использования методов социально-психологического анкетирования и интервью.

Оснащение", раздаточный материал для выполнения практических заданий по числу студентов.

Порядок работы

  • 1. Обсуждение отдельных видов опросных методов, применяемых в социальнопсихологических исследованиях.
  • 2. Знакомство с основными правилами и технологиями конструирования социально-психологической анкеты или опросника для интервью.
  • 3. Обсуждение различных видов вопросов, отработка навыков их конструирования.

Этап 1. Обсуждение отдельных видов опросных методов применяемых в социально-психологических исследованиях

Занятие начинается с беседы, цель которой состоит в актуализации имеющихся у студентов знаний об опросных методах социально-психологического исследования, их специфике, общих целях применения, достоинствах и недостатках.

  • Марковская , И. М.

Во время выступления однокурсника студенты должны выполнить следующее задание: графически изобразить классификацию опросных методов социальнопсихологического исследования в виде наглядной схемы. После завершения доклада проверяется выполнение задания, дополнительно обсуждается вопрос о специфике каждого из типов опроса, сравниваются их достоинства и недостатки.

В качестве образца готовой схемы можно использовать следующий рисунок.

Классификация опросных методов в социальной психологии

Для закрепления информации об имеющихся типах социально-психологического опроса студентам предлагается выполнить практическое задание. Для этого группа разбивается на несколько микрогрупп численностью 4-5 чел. и получает заранее подготовленный преподавателем распечатанный материал с примерами социально- психологических исследований, выполненных при помощи метода опроса. В результате группового обсуждения студенты должны определить, какой вид опроса был применен в каждом примере раздаточного материала. После завершения группового этапа работы проводится общее обсуждение и проверка правильности выполнения задания.

Этап 2. Знакомство с основными правилами и технологиями конструирования социально-психологической анкеты или опросника

  • Марковская, И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб, пособие / И. М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 52 с.
  • Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. - Л.: ЛГУ, 1977.
  • Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений: учеб, пособие / 3. В. Сикевич. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 203 с.
  • Ядов, В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. - М.: Паука, 1988 ; Самара: Самарский университет, 1995.

Перед началом доклада студентам предлагается перечень вопросов, ответы на которые они должны найти и зафиксировать по мере прослушивания сообщения:

  • 1. Каковы основные принципы составления социально-психологической анкеты?
  • 2. Какова типичная последовательность смысловых блоков анкеты?
  • 3. Какие требования предъявляются к верстке анкеты и ее внешнему виду?
  • 4. На что нацелен пилотаж разработанной анкеты?
  • 5. Как можно классифицировать вопросы, содержащиеся в опроснике: по цели, наличию вариантов ответа? Какие подвиды закрытых вопросов можно выделить?

После завершения доклада и самостоятельной работы студентов проводится общее обсуждение перечисленных выше вопросов.

Этап 3. Обсуждение различных видов вопросов, отработка навыков

их конструирования

На данном этапе занятия преподаватель предлагает более подробно поговорить о видах вопросов, используемых при проведении анкетирования и стандартизированного интервью.

Для этого студентам предлагается разделиться на микрогруппы (они могут быть теми же, что и при выполнении предыдущего группового задания) и выполнить следующее задание.

Соотнесите виды и примеров вопросов, приведенные в данной таблице. Составьте свои примеры вопросов каждого вида.

Окончание таблицы

Классификация закрытых вопросов по форме представления вариантов ответов

  • 1. Вопросы типа «да - нет»
  • 2. Альтернативные вопросы
  • 3. Шкальные вопросы
  • 4. Вопросы-меню

A. Часто ли вы посещаете кинотеатр?

Очень часто (каждый день)..........1

Часто (2-3 раза в неделю).............2

Не очень часто (3-4 раза в месяц)...3

Редко (1-2 раза в месяц)...............4

Очень редко (еще реже)...............5

Б. Как вы думаете, что наиболее беспокоит вашего ребенка?

Отношения с учителями Отношения с родителями Отношения с детьми

B. Какое значение имеет для вас присутствие

в вашей работе такого качества, как разнообразие?

Г. Много ли v вас друзей?

Затрудняюсь ответить

Классификация вопросов по используемым приемам получения информации

  • 1. Прямые вопросы
  • 2. Косвенные вопросы

А. Устраивает ли вас ваша теперешняя работа? Б. Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на свое прежнее место работы?

Проверку задания лучше проводить в два этапа: на первом дать студентам возможность рассказать о результатах выполнения задания по соотнесению видов вопросов с конкретными примерами, а уже потом попросить студентов озвучить самостоятельно составленные варианты вопросы различных типов.

При обсуждении выполнения задания очень важно тактично выделить возможные недочеты в формулировках вопросов и вариантов ответов, чтобы показать, каким образом подобные «огрехи» могут приводить к искажению получаемых эмпирических данных.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Дайте определение социально-психологического опроса.
  • 2. В чем состоит основная цель применения опросных методов в социальнопсихологических исследованиях?
  • 3. Охарактеризуйте историю применения опросных методов в психологии.
  • 4. В чем специфика применения опроса в социальной психологии в отличие от смежных научных дисциплин?
  • 5. Приведите классификацию методов опроса, применяемых в социальной психологии.
  • 6. Укажите основные смысловые блоки социально-психологической анкеты.
  • 7. Перечислите достоинства и недостатки различных видов социальнопсихологического интервью.

Практическое задание

В качестве самостоятельной работы по данной теме студентам предлагается составить анкету или вопросник для стандартизированного интервью но выбранной социально-психологической проблеме. Помимо собственно анкеты или вопросника, работа студента должна содержать формулировку темы исследования, а также его целей, задач и гипотез.

Журавлёву А. Л. Социальная психология: учеб, пособие / А. Л. Журавлёв, В. А. Соснин, М. А. Красников. - М., 2006.

Марковская, И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб, пособие / И. М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 52 с.

Методы социальной психологии / под рсд. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова. - Л.: ЛГУ, 1977.

Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений: учеб, пособие / 3. В. Сиквевич. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 203 с.

Ядов, В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы / В. А. Ядов. - М.: Наука, 1988 ; Самара: Самарский университет, 1995.

  • См.: Классическая социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов /[И. Г. Антипов и др.]; общ. ред. Е. И. Рогова. М.: ВЛАДОС, 2011. 414 с.; Методы социальнойпсихологии.
  • См.: Журавлёв А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Указ. соч.
  • Исследователи Дуб и Гросс (Doob, Gross, 1968) изучали агрессивное поведение водителей Солт-Лейк-Сити. При проведении исследования из городскойадресной книги случайным образом было выбрано 100 адресов. Исследовательобращался к проживавшему по выбранному адресу водителю, который чащевсех членов семьи управлял автомобилем, с просьбой заполнить специальноподготовленный опросник. Подходящие испытуемые нашлись в 93 семьях. Испытуемым выдавали опросник и конверт с маркой для пересылки ответов по почте. Если они не отвечали в течение двух недель, их снова просили заполнитьопросник. Пятьдесят девять (63% от общего числа) опросников были заполненыи возвращены исследователям. Результаты опроса говорили о том, что большаячасть водителей периодически испытывают гнев или раздражение, вызванныеповедением других водителей, что иногда приводит к проявлению агрессивныхреакций.
  • Лангер и Малви (Langer, Mulvey, неопубликованные данные) провелиисследование с целью определения специфических видов поведения, приписываемых старым людям. Респондентами были 75 чел. различного возраста.Исследование проводилось в форме устной беседы с каждым респондентом.В начале разговора респонденты информировались о цели исследования, а затем отвечали на ряд вопросов, касающихся их социально-демографическиххарактеристик. Затем их просили перечислить виды поведения, которые онисчитали характерными для людей, представляющих различные возрастныегруппы (35-45 лет, 65-75 лет, старше 75 лет). Далее респондентов просилипросмотреть весь составленный перечень и отмстить, какие из характеристикповедения они считали признаками одряхления. Затем респонденты читалиописания различных эпизодов и должны были описать вероятное с их точкизрения поведение дряхлого человека в каждой из предложенных ситуаций.В последнем вопросе респондентов просили оценить вероятность того, что онисами когда-либо станут дряхлыми. Результаты исследования показали наличиеустойчивых стереотипов восприятия пожилого человека, характерных для людейразличных возрастов.