Валерий марциал. Марциал марк валерий. Поэтические достоинства творчества Марциала

Х, где Марциал упоминает мартовские Календы (то есть 1 марта) как свой день рождения и говорит, что ему исполняется 57 лет.

«Поэт Марциал несколько раз называет себя кельтибером из Билбила» (Джон Коллис «Кельты: истоки, история, миф»).

Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. В Бильбиле он получил грамматическое и риторическое образование. В он (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката) приезжает в Рим . В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошёл корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить своё однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. LIBRIS
  3. Sopena G.  Celtiberian ideologies and religion (2005) (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года. (англ.)
  4. цитата по публикации А. И. Малеина (1900), с.86 - см.
  5. - портрет Марциала в профиль (неопр.) . Архивировано 28 ноября 2012 года.
  6. - портрет Марциала анфас
  7. (исп.) , (англ.) и

Марк Валерий Марциал - знаменитый римский поэт, прославившийся благодаря эпиграммам. Именно в его творчестве эпиграмма стала тем, что мы сейчас понимаем под этим литературным термином. Он жил в I веке нашей эры. Его книги и произведения сохранились до наших дней.

Биография поэта

Марк Валерий Марциал родился в городе Бильбисе, сегодня он находится на территории современной Испании в районе холма Бамбола. По оценкам исследователей, он появился на свет между 38 и 41 годами нашей эры, установить его дату рождения точнее не удается.

Установить приблизительно время рождения римского поэта Марка Валерия Марциала удалось по одной из его эпиграмм, которая были им написана в конце 90-х годов н. э. В ней автор упоминает мартовские Календы как свой день рождения (то есть 1 марта), уточняя при этом, что ему исполняется 57 лет. К тому же Марк Валерий Марциал неоднократно называл себя кельтибером из Белбила, что служит лишним подтверждением его места рождения.

О своей малой родине поэт часто с особой любовью пишет в своих стихотворениях. Именно там он получил начальное образование, обучился риторике и грамматике. В 64 году он отправляется в Рим, предположительно, чтобы стать адвокатом.

В столице ему удается достаточно быстро наладить отношения с известными земляками, среди них с племянником, поэт Лукан. В это время подходит к концу правление боится предательства, в Риме бушуют репрессии. В 65 году правительство объявляет о раскрытии антинероновского заговора. Сенека и Лукан по приказу императора вскрывают себе вены, так как следствие установило их причастность к заговору.

После этих событий жизнь Марка Валерия Марциала меняется в худшую сторону. Он живет в бедности, получая деньги от своих богатых патронов.

Нерон пал

В 68 году недовольство правлением Нерона достигло апогея. Сенат объявил его врагом народа и заявил о намерении предать публичной казни. На своей загородной вилле император перерезал себе горло.

Новым правителем Рима стал Сервий Сульпиций Гальба Цезарь Август. Правда, он пробыл у власти всего полгода. Начался период целой череды правителей, которые надолго не задерживались на месте императора, не оставляя о себе значительных следов в истории.

Римскому поэту Марку Валерия Марциалу удача начала сопутствовать только после прихода к власти Тита Флавия Веспасиана в 79 году, а также в годы правления Тита Флавия Домициана. Именно при Тите Марциал стал популярным литератором, а при Домициане к нему, наконец, пришли слава и популярность.

В это время стихи Марка Валерия Марциала ценят и любят римские граждане и коллеги по цеху. Он сближается с поэтом Силием Италиком, ритором Квинтилианом, магистратом и адвокатом Близко между собой общались сатирик Ювенал и Марциал. Своих образованных земляков он нередко упоминает в произведениях, именно среди них находит покровителей и почитателей своего таланта.

Через влиятельных вольноотпущенников, которые близки ко двору, подносит свои произведения императорам.

Сборник эпиграмм

Первый сборник эпиграмм Марка Валерия Марциала выходит в свет в 80 году. Он был написан по случаю торжественного открытия амфитеатра Флавиев, Колизея. Публикация сборника принесла автору известность, а император пожаловал почетное вознаграждение. Марциал получил льготы, которыми могли пользоваться римляне, имевшие трех сыновей.

Привилегии, полученные поэтом при Тите, при Домициане были только расширены. Марциал получил звание всадника, став представителем одного из привилегированных римских сословий. Правда, значительного достатка это не принесло, но позволило жить, не испытывая нужды. В районе Номентана он смог обзавестись собственным поместьем, а в Риме поселиться в доме.

"Гостинцы" и "Подарки"

К 84 году выходят еще две известные книги стихов Марка Валерия Марциала - "Гостинцы" и "Подарки". Начиная с 85 года он практически каждый год выпускает сборники эпиграмм, которые имеют большой успех. В это время улучшается и его материальное положение, правда, это напрямую не зависит от продажи книг. Своим достатком он в первую очередь обязан покровительству состоятельных друзей.

Заработать на литературе в Риме было неимоверно сложно, так как тогда не было понятия авторского права. Произведение, вышедшее в свет, автоматически становилось публичным достоянием, любой мог отдать его в переписку и начать продавать снова. Правда, как в точности обстояли дела с выплатой гонораров за литературные произведения, неизвестно. Очевидно лишь, что жить на такой доход было невозможно. Находит это отражение и в творчестве Марциала:

Мне говорят, будто ты, Фидентин, мои сочиненья

Всем декламируешь так, точно их сам написал.

Коль за мои признаешь, стихи тебе даром отдам я,

Коль за свои, - покупай: право получишь на них.

Так что, несмотря на популярность и всенародное признание, Марк Валерия Марциал, биография которого приведена в этой статье, продолжает вести клиентский образ жизни.

В 88 году поэт отправляется в длительное и далекое путешествие в Корнелиев форум в Галлии Цизальпийской. Там выходит третья книга его эпиграмм. Вернувшись в Рим, Марциал уже не покидает его, пока императорами не становятся Нерва и Траян. При них ему не удается снискать расположения. Поэтому в 98 году он вынужден покинуть город, в котором к тому времени прожил уже 34 года. Он отправляется на свою малую родину, в Испанию, где остается уже до конца жизни.

Последние годы поэт проводит под покровительством состоятельной Марцеллы, которая дарит ему поместье неподалеку от Бильбилы. Там он и проводит свои последние дни. А в 101 году выходит последняя книга эпиграмм Марка Валерия Марциала. В сборниках она располагается под номером 12.

Поэт умирает предположительно в 101 или 102 году, но точно не позднее 104 года нашей эры. Когда известие о его смерти доходит до Рима, Плиний Младший пишет в одном из посланий о том, что горюет об этом талантливом, едком и остром человеке, в стихах которого было много желчи, соли и искренности. Теперь вы знаете, кто это такой - Марк Валерий Марциал.

Сохранившиеся изображения

До нашего времени сохранилось несколько изображений, по которым можно составить представление о том, как выглядел герой нашей статьи.

Во-первых, это словесный автопортрет Марциала, который содержится в 65 эпиграмме десятой книги. В произведении подчеркивается такая его характеристика, как "кельтиберийский", знаковый характер пышной прически на голове. В античной скульптуре и графике изображение Марциала можно встретить в книгах-свитках, которые, как правило, содержали не только тексты, но и рисунки. По мнению немецкого филолога Отто Крузиуса, высказанного в 1896 году, в многочисленных античных изданиях-свитках часто размещали рисованный портрет Марциала. В одной из книг упоминалось, что его маска украсила библиотеку молодой римской аристократии.

В 1814 году появился портрет поэта, воспроизведенный лондонским изданием. На рисунке Апириона изображен небритый Марциал. Также существует фотография скульптурного портрета, выполненная уже в XX столетии. На ней запечатлен бронзовый бюст героя нашей статьи, который установлен на его малой родине в испанском городке Калатаюде. Его автором стал скульптор Хуан Круз Мелеро, умерший в 1986 году. Теперь вы в курсе, кто это - Марк Валерий Марциал.

Творчество римского поэта

Выдающийся римский поэт по имени Марциал, стихи которого любили многие его современники, оставил 3 книги, объединенные одной темой, они называются "Подарки", "Зрелища" и "Гостинцы". Также его перу принадлежат 12 книг смешанного содержания. Среди них особенно выделяется книга "Зрелища", стихотворения в которой называются эпиграммами, но относятся исключительно к играм, посвященным открытию Колизея в 80 году. Всего Марк Валерий Марциал оставил после себя 15 книг эпиграмм.

Интересно, что две из них представляют собой эпиграммы совершенно особого рода. Они состоят из двустиший, которые предназначены для сопровождения подарков. Их в то время отправляли друзьям, а затем обменивались в праздник Сатурналий, который отмечали в декабре.

Например, сборник, который называется "Подарки", был посвящен подношениям исключительно съестного типа, сборник "Гостинцы" - подаркам, которые было принято раздавать после окончания праздничной трапезы, а гости забирали их с собой. Как правило, это были полезные и даже бесполезные безделушки, предметы домашнего обихода, картинки, небольшие статуэтки, произведения знаменитых писателей того времени.

Марциал - это поэт, который оставил после себя обширное наследие. Его основные 12 книг представляют собой образцы так называемого классического наследия эпиграмм. Девять из них он написал еще при императоре Домициане, одну даже целиком посвятил этому императору. 11 и 12 книги опубликовал при Нерве и Траяне, когда уже был не так востребован и ценим властями. Свою последнюю книгу эпиграмм Марк Марциал отправил в Рим из Испании.

В своем творчестве поэт использовал не только старые классические греческие образцы, которые были давно и хорошо известны и изучены римскими авторами, но и новые латинские приемы. Можно в его произведениях встретить и философские размышления:

В самый сильный разгар Дианы Цезарской только

Что в поросной свинье быстро засело копье.

Поросенок прыгнул у матери бедной из раны.

Злая Люцина, ужели это и значит родить?

Пожелала бы та умереть от множества копий,

Лишь бы всем детям открыт этот печальный был путь.

От произведений его предшественников эпиграммы Марциала отличаются тем, что в них присутствует метрическое разнообразие. Вместе с элегическим дистихом он активно использует целых семь разнообразных стихотворных размеров.

В те времена все знали, кто это - Марциал. Он выделялся среди других поэтов большим тематическим разнообразием произведений. В них встречались литературные заявления, замечания личного характера, описание окружающей поэта обстановки, предметов и явлений, пейзажные зарисовки. В некоторых своих поэтических произведениях он прославлял современников, правителей и исторических деятелей, откровенно льстил императорам и своим влиятельным и богатым покровителям, в то же время выражал скорбь по поводу смерти близких и известных личностей.

Творчество римского поэта представляет огромный интерес с точки зрения изучения истории и быта Рима того времени. В наши дни многие аспекты быта были восстановлены как раз по произведениям Марциала. Его стихи всегда отличались реалистичностью, умением ярко и точно обрисовать мельчайшие детали, и все это мастерски удавалось ему выразить в задорной, яркой и короткой эпиграмме. Благодаря своему поэтическому дару поэт стал не только основоположником эпиграммы в современном понимании этого жанра, но и вообще одним из самых заметных поэтов современности. Всего на счету Марциала 1 561 эпиграмма.

Энциклопедия римской жизни

Как критики называли поэтический роман "Евгений Онегин" Александра Пушкина "энциклопедией русской жизни", так и творчество Марциала можно назвать энциклопедией римского быта и нравов. В своих стихах поэт погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры.

После окончания гражданской войны, когда власть забрал император Октавиан Август, прошло около века. На протяжении всего первого столетия нашей эры Вечный город возглавляет большое количество императоров с самым различным характером правления. После относительно мягкого режима, который существовал при Веспасиане и Тите, признававших права сената, к власти приходит Домициан. Он обязывает подчиненных в обращении к себе обязательно добавлять слова "господин и бог". Именно на его правления приходит расцвет творчества Марциала.

Поэт в деталях описывает жизнь и быт, который царит в городе. Стоит признать, что это был один из немногих римских литераторов, которые намеренно отказываются в своем творчестве от масштабных философских проблем, от абстракций, оторванных от жизни. Вместо этого он делает выбор в пользу проповедования здравого смысла психически полноценного человека, который остается верен себе, даже будучи окружен нравственной вседозволенностью. За счет этого герою нашей статьи в своих стихах удается избавиться от лицемерия, свободно пользоваться всевозможными поэтическими средствами, руководствуясь только принципом "где надо и сколько надо". Отсюда появляются так называемые "обсценные" эпиграммы, которые при этом не производят отталкивающего впечатления, включая даже случаи, когда Марциал откровенно поносит своих адресатов самым непристойным образом, ругая их.

В своих стихах Марциал не боится и не стесняется называть людей и явления своими именами, совершенно не заботясь о вероятных негативных последствиях этого. Очень разнообразно содержание всех его 12 книг эпиграмм. В них он касается различных обстоятельств жизни, рисуя яркую и реалистичную картину быта и нравов второй половину первого века в Римской империи.

Лесть и разврат

В творчестве Марциала особенно следует выделить два аспекта. Это изображение половой распущенности, которая часто доходит до совершенного бесстыдства, а также пресмыкательство и лесть перед состоятельными гражданами и богами. Принимая во внимания, что такие стихотворения принадлежат одному из первых поэтов своей эпохи, которого с увлечением читают его современники обоих полов, приходится признать, что в то время литература не отличалась высокой нравственностью, это одна из характерных черт общества времен императора Домициана.

Грязи нет только в одной книге Марциала, которую он целиком посвятил самому Домициану, умышленно избавив от любых непристойностей, в большом количестве присутствовавших в других книгах. Но именно эта книга насыщена образцами лести.

Оправдывая большое количество непристойностей в своих текстах, Марциал еще в предисловии к первой книге эпиграмм ссылался на своих предшественников, например, на Катулла, которого многие считали основоположником римской эротической эпиграммы. К тому же, как отмечал герой нашей статьи, он стремится писать языком своих читателей, которые имеют тягу к бесстыдству, любят разнузданные праздники и зрелища. При этом Марциал не скрывал, что его эпиграммы могут быть привлекательны не для всех читателей:

Я бы, Флакк, не желал такой сухопарой подруги,

На руки коей могли б кольца надеться мои,

Той, что ляшкой скребет и своими коленьями колет.

Коей пилою хребет, книзу торчащий копьем.

Но подруги я тож не желал бы и в тысячу фунтов,

Тело я точно люблю, но я не падок на жир.

Очевидно, что человек, который сам придерживается строгих нравов, не станет так часто затрагивать в своем творчестве тему пошлости и разврата. Для Марциала же это не только верный способ снискать популярность, но и метод поиздеваться, подчеркнуть отношение определенных лиц к самому этому явлению.

Существует несколько скабрезных фактов из биографии самого поэта, которые можно восстановить по некоторым его стихотворениям. Но при этом не стоит забывать, что границы пристойности различны в разные эпохи, поэтому то, что в наше время может казаться вульгарным и неприемлемым, во времена Марциала было в порядке вещей.

Если возвращаться к теме лести к императорам в творчестве поэта, а особенно к Домициану, то стоит отметить, что подобным образом в то время вел себя не только герой нашей статьи. Такого же типа произведения писал его соперник и современник Стаций, который тоже считался выдающимся поэтом. При этом сами они друг о друге никогда не упоминали. Даже Квинтилиан, из соображений личной безопасности, считал необходимым льстить такому императору, как Домициан. Но никому не удавалось делать это так виртуозно, как Марциалу. Его лесть в отдельных случаях была настолько груба и противоестественна, что его можно было даже заподозрить в откровенном издевательстве, в двойном дне. Но при изменении политических обстоятельств Марциал уже восхваляет преемников Домициана, а самого императора порицает, прославляя, например, Нерву.

Примечательно, что сам поэт в своих эпиграммах иногда снисходительно относился к неприкрытой лести, отмечая, что стихи без "уксуса" никому не интересы.

Такие утверждения можно найти в произведениях Марка Валерия Марциала. Цитаты это только подтверждают:

Сладкие только одни ты пишешь всегда эпиграммы;

Блеска побольше у них, чем румян на лице.

Соли ж крупинки там нет, горькой желчи там капли не видно.

Все же, безумец, ты ждешь, чтобы читались они.

Но ведь коль уксуса нет, и пища сама неприятна;

Если улыбка мертва, не миловидно лицо.

Яблок медовых и смокв безвкусных ребенку дать можешь;

Мне ж смокву хийскую дай, - в ней есть укол язык.

Поэтические достоинства творчества Марциала

К безусловным художественным достоинствам автора исследователи относят развитие им жанра эпиграммы, который появился в Риме еще во времена Цицерона. Но все поэты, которые работали в этом жанре, никогда не специализировались целиком в нем. Например, Катулл и Кальв использовали его, чтобы бороться со своими литературными и политическими врагами.

Сам Марциал неоднократно признавался, что уступает в эпиграмме Катуллу, которому даже старался подражать, но именно он довел до абсолютного совершенства римскую эпиграмму. Когда Петроний украшает свое главное произведение стихотворными вставками, можно увидеть и пародии на стиль Марка Валерия Марциала в "Сатириконе".

В чисто литературном плане произведения героя нашей статьи - это работы крупного поэта своего времени. Он доработал римскую эпиграмму, в ней стала встречаться сатира, Марциал использовали приемы элегии, экспериментировал с размерами.

Он стал признанным мастером средней и малой поэтической формы, легкой и непринужденной импровизации. Его язык четок и ясен, он непохож на искусственную риторику, которая была так распространена в то время в Риме. Его коронными приемами были антитезы, сентенции, параллелизм, повторы, все это гармонизировало с его авторским стилем. В жанре эпиграммы он превосходил всех своих современников.

У Марциала эпиграмма приобретает всевозможные оттенки, может быть простой стихотворной надписью на предмете, а может превратиться в остроумную и виртуозную игривую шутку. В них можно встретить самые разнообразные сюжеты обыденной жизни. В конце концов, герою нашей статьи принадлежит первенство в эпиграмме, как Горацию в лирической, а Вергилию - в эпической поэзии. Конечно, это сравнение не ставит его в один ряд с этими поэтами. Но именно в написании эпиграмм он заслуженно получает первое место, и в этом легко убедиться если прочесть хотя бы пару десятков произведений Марка Валерия Марциала. Цитаты - прямое тому подтверждение:

Продал вчера ты раба за двадцать тысяч сестерций,

Каллиодор, чтоб обед пышный устроить гостям.

Только обед-то был плох: в четыре фунта барвену

Подал ты; в этом одном соль и приманка стола.

Хочется крикнуть: злодей, не рыба тут вовсе, не рыба,

Тут человек, - и его, Каллиодор, ты пожрал!

Оценка творчества Марциала

Ни одного который писал бы эпиграммы, не читали с таким упоением и желанием, как Марциала. У него было огромное количество поклонников, плагиаторов и подражателей. По его произведениям можно представить себе масштаб, в котором различные поэты выдавали свои работы за его творения.

Читали хорошо знали произведения Марциала, и сам он был прекрасно осведомлен о своей популярности, ведь даже в Британии и древнеримской глуши, как он сам утверждал в своих эпиграммах, его читают и им восхищаются. Если же ему противопоставляли так называемые "серьезные" виды поэзии, например трагедию или эпос, то он всегда, гордясь популярностью своих произведений, отвечал, что эпос и трагедию все только хвалят, а его читают.

Уже в восьмой книге эпиграмм герой нашей статьи, вполне в духе Горация, начинает предсказывать себе бессмертие. Как оказалось, это пророчество, впрочем, как и у Горация, сбылось. Произведения и того и другого сегодня хорошо известны и переведены на множество языков.

После смерти Марциала Плиний, который с уважением относился к его творчеству, писал, что его ждет бессмертие и слава. Его еще долго продолжали читать, ценить и переиздавать во всей Римской империи. Например, известно, что император по имени Элий Вер, который был приемным сыном Адриана, хранил у себя всегда под рукой эпиграммы Марциала вместе с "Искусством любви" Овидия. Эти книги лежали у изголовья его кровати.

Начиная с IV века Марциала начинают активно цитировать писатели-грамматики, а многие поэты подражают ему. В Средневековье его творчество было хорошо известно по многочисленным антологиям, его читали даже римские папы, епископы и священники, несмотря на то, что в текстах было немало скабрезностей. Уже в XIV веке Джованни Боккаччо опубликовал найденную им рукопись с эпиграммами Марциала, которая до этого была неизвестна. В эпоху Возрождения это был один из самых читаемых авторов, творчество которого оказало большое влияние на развитие европейской эпиграммы.

За образец его брал поэт XVIII века Лессинг, строя на произведениях героя нашей статьи собственную теорию эпиграммы. Творчеством Марциала интересовались Гете, Шиллер, Вяземский. Любил Марциала и Александр Пушкин. Хорошо известно стихотворение Иосифа Бродского "Письма римскому другу", которое имеет подзаголовок "Из Марциала".

В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошел корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

Тексты и переводы

Латинские тексты Марциала

  1. В формате HTML по изданиям XX века
    1. . Архивировано
    2. По изданию Lindsay на веб-сайте thelatinlibrary . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (Он-лайн библиотека латинских авторов)
  2. В формате цифровых книг по изданиям XV-XIX века. MDZ - Mюнхенский центр оцифровки . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
    1. Издание Фридлендера (Лейпциг, 1886) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
    2. Двенадцать старопечатных изданий Марциала (XV-XVI век) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  3. Образец рукописного издания Эпиграмм Марциала, 1465 год . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - три страницы выборочно. Источник - Собрание рукописей Библиотеки им. Лейбница . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , Нижняя Саксония.
  4. Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? - «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» - файлы в формате MP3 - эпиграмма I-96 «Счастливая жизнь» . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , читает В. Фостер (Университет Миссури) и эпиграмма V-20 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  • Латинские тексты . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в 2 томах, 3 книгах.

Русские переводы

  • Марциал . Эпиграммы. / Пер. А. Фета , предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 стр. Ч. 2. 467-933 стр.
  • Избранные эпиграммы. / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 стр. 10000 экз.
  • Эпиграммы. / Пер. Ф. Петровского. (Серия «Библиотека античной литературы »). М., Худож. лит. 1968. 487 стр. 50000 экз.
  • Марк Валерий Марциал . Эпиграммы. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 стр. (первое полное издание )

Литература

  • Андреевский Н. А. Валерий Марциал: Культурно-биографический очерк из эпохи Домициана. Магистерская диссертация. Харьков, 1880. 134 с.
  • Олсуфьев А. В. Марциал: Биогр. очерк. СПб, 1891. 139 стр.
  • Малеин А. И. Марциал. Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации. СПб, 1900. 203 стр.
  • Martial, The Unexpected Classic. J. P. Sullivan . Cambridge University Press,

Марциал Марк Валерий

(ок. 40 – ок. 104 гг.)

поэт

Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге.

Книжки мои соблюдать приучены меру такую: лиц не касаясь, они только пороки громят.

Правдивей правды.

Не могу жить ни с тобой, ни без тебя.

Люби, чтобы тебя любили.

Тот, кто всюду живет, нигде не живет.

Порядочный человек всегда простак.

Грабь, хватай, копи, владей – все придется оставить.

Жизнь легко презирать, когда очень трудно живется; мужествен тот, кто сумел добрым в несчастии быть.

Истинна скорбь у того, кто втихомолку скорбит.

Слава, которая приходит к тому, кто стал уже прахом, – запоздалая слава.

Сам бог повелевает тебе помнить о смерти.

Не бойся последнего дня, но и не призывай его.

Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды.

Из книги Все монархи мира: Греция. Рим. Византия автора Рыжов Константин Владиславович

КЛАВДИЙ II, Марк Аврелий Валерий Римский император в 268-270 гг. Род. ок. 214 г. Умер 270 г.Клавдий происходил из незнатного иллирийского рода (впрочем, было распространено мнение, что он один из побочных сыновей Гор-диана II). Военную службу Клавдий начал при Деции, а Валериан

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР, Марк Флавий Валерий Римский император в 305-306 гг. Род. ок. 250 г. Умер 25 июля 306 г.Говорят, что Констанций по матери приходился внуком императору Клавдию. В 293 г. Диоклетиан провозгласил его своим соправителем с титулом цезаря. При этом он велел Констанцию

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

МАКСЕНЦИЙ, Марк Аврелий Валерий Римский император в 306-312 гг. Сын Максимилиана. Род. ок. 280 г. Умер 28 окт. 312 г.Максенций был зятем Галерия, но не получил своей доли во власти, так как император откровенно недолюбливал его. Всю жизнь прожив вдали от Рима, Галерий предполагал

Из книги Русский рок. Малая энциклопедия автора Бушуева Светлана

МАКСИМИАН ГЕРКУЛИЙ, Марк Аврелий Валерий Римский император и 286-305, 307-308 гг. Род. ок. 250 г. Умер 310 г.Геркулий происходил из сельской местности в Паннонии. Он родился недалеко от Сирмия в семье поденщика. По свидетельству Аврелия Виктора, Геркулий был необузданного нрава,

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

МАРЦИАЛ (ок. 40 - ок. 104) римский поэт Тому, кто все покупает, возможно, придется все продать. * * * Многие хвалят одни книги, но читают все же другие. * * * Не бойся последнего дня, но и не призывай его. * * * Деньги даются теперь только одним богачам. * * * Чтоб быть любимым, люби. * *

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора Душенко Константин Васильевич

СЮТКИН ВАЛЕРИЙ Родился 22 марта 1958 года. (Собака, Овен) в Москве.В начале 70-х играл в школьных ансамблях на бас-гитаре и барабанах.С 1980 по 1984 выступал в группе «Телефон», где проявил себя как незаурядный вокалист.В 1985 году был приглашен в группу «Зодчие», где оставался до 1988

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Валерий Максим (1-я половина I в. н.э.) писатель, историк Имеет все тот, кто ничего не желает.Клочок земли, у которого больше хозяев, чем требуется работников. (О бедном крестьянском хозяйстве).Счастье и умеренность плохо уживаются друг с другом.Чрезмерное пристрастие

Из книги автора

Катулл Гай Валерий (ок. 87 – ок. 54 гг. до н.э.) поэт То, что говорит женщина любящему ее человеку, писано на ветре и быстротекущей воде.Нет ничего глупее глупого смеха.Будь упорен и

Из книги автора

Марциал Марк Валерий (ок. 40 – ок. 104 гг.) поэт Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге.Книжки мои соблюдать приучены меру такую: лиц не касаясь, они только пороки громят.Правдивей правды.Не могу жить ни с тобой, ни без тебя.Люби, чтобы тебя

Из книги автора

Марциал Марциал (ок. 40 - ок. 104) - римский поэт, один из наиболее прославленных остроумцев прошлого. Родился в Испании, переехал в Рим. Полвека назад наши литературоведы подчёркивали, что в его эпиграммах слышатся „жалобы талантливого, но задавленного нуждой поэта“.

Из книги автора

МАРЦИАЛ Марк Валерий Марциал (ок. 40 – ок. 102) – римский поэт.* * * Мужествен тот, кто сумел добрым в несчастии быть. Люби, чтобы тебя любили. Уметь наслаждаться прожитой жизнью – значит жить дважды. Грабь, хватай, копи, владей – все придется оставить. Порядочный

Из книги автора

МАРЦИАЛ Бесчестно поступает тот, кто изощряет свое остроумие на чужой книге. «Эпиграммы», I, предисловие (11, с.609)

Из книги автора

Гай Валерий КАТУЛЛ (Gaius Valerius Catullus, ок. 87 – ок. 54 до н. э.), римский поэт 128 Плачь, Венера, и вы, Утехи, плачьте! Плачьте все, кто имеет в сердце нежность! Бедный птенчик погиб моей подружки. Бедный птенчик, любовь моей подружки. «Книга стихотворений», 3, 3–4; пер. Адр. Пиотровского?

Из книги автора

Марк Валерий МАРЦИАЛ (Marcus Valerius Martialis, ок. 40 – ок. 104), римский поэт 271 Пусть шаловливы стихи – жизнь безупречна моя. «Эпиграммы», I, 4, 8; пер. Ф. Петровского? Марциал, с. 31 У Катулла: «Сердце чистым должно быть у поэта, /Но стихи его могут быть иными» («Книга стихотворений», 16, 5–6;

В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошел корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

Тексты и переводы

Латинские тексты Марциала

  1. В формате HTML по изданиям XX века
    1. . Архивировано
    2. По изданию Lindsay на веб-сайте thelatinlibrary . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (Он-лайн библиотека латинских авторов)
  2. В формате цифровых книг по изданиям XV-XIX века. MDZ - Mюнхенский центр оцифровки . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
    1. Издание Фридлендера (Лейпциг, 1886) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
    2. Двенадцать старопечатных изданий Марциала (XV-XVI век) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  3. Образец рукописного издания Эпиграмм Марциала, 1465 год . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - три страницы выборочно. Источник - Собрание рукописей Библиотеки им. Лейбница . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , Нижняя Саксония.
  4. Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? - «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» - файлы в формате MP3 - эпиграмма I-96 «Счастливая жизнь» . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , читает В. Фостер (Университет Миссури) и эпиграмма V-20 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  • Латинские тексты . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в 2 томах, 3 книгах.

Русские переводы

  • Марциал . Эпиграммы. / Пер. А. Фета , предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 стр. Ч. 2. 467-933 стр.
  • Избранные эпиграммы. / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 стр. 10000 экз.
  • Эпиграммы. / Пер. Ф. Петровского. (Серия «Библиотека античной литературы »). М., Худож. лит. 1968. 487 стр. 50000 экз.
  • Марк Валерий Марциал . Эпиграммы. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 стр. (первое полное издание )

Литература

  • Андреевский Н. А. Валерий Марциал: Культурно-биографический очерк из эпохи Домициана. Магистерская диссертация. Харьков, 1880. 134 с.
  • Олсуфьев А. В. Марциал: Биогр. очерк. СПб, 1891. 139 стр.
  • Малеин А. И. Марциал. Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации. СПб, 1900. 203 стр.
  • Martial, The Unexpected Classic. J. P. Sullivan . Cambridge University Press,