Виды речи внешняя и внутренняя. Виды речи. Смотреть что такое "внешняя речь" в других словарях

Внешняя и внутренняя речь - два основных вида речи, которые различают психологи. С первой все в целом понятно: это то, что мы и привыкли понимать под речью. Например, слова, которые вы сейчас читаете, - внешняя речь автора текста.

Если вы выскажете мнение о прочитанном другу, это уже будет ваша внешняя речь. Проще говоря, это слова, произнесенные и услышанные, записанные и прочитанные.

Внутренняя речь - это специфическая форма речевой деятельности, которая активно изучается главным образом в психологии и литературоведении. Подобно внутренним монологам героя в художественном произведении, которые помогают читателям понять характер персонажа, внутренняя речь человека дает богатейший материал для психологов.

Две стороны речи: обращенная к другим и обращенная к себе

Внутреннее проговаривание - это спутник мышления, приспособленный для выполнения мыслительных операций. Какие это могут быть операции? Самые разные: запоминание, внимательное слушание других, сосредоточенное чтение про себя, решение задач в уме…

Речь такого типа не предполагает устного или письменного оформления: она нужна самому говорящему, а не собеседнику. Если рассматривать термин в более узком смысле, то можно сказать, что это этап планирования внешней речи, первая стадия высказывания до его реализации для слушателя.

Составленный в голове план или конспект высказывания, за которым потом следует его звуковое оформление, - это только одно проявление того, как связаны внутренняя и внешняя речь. Подобный процесс предшествует и записи того или иного текста: перед ней мы мысленно перебираем фразы, слова, предложения, определяя наиболее подходящие.

Кроме того, например, в результате психофизиологических исследований было доказано, что внутреннему говорению, как и внешнему, сопутствует артикуляция (движения губ и языка), только скрытая. Кстати, эксперименты с артикуляцией показали, что механизм внутренней речи в самом деле во многом завязан на ней. Наблюдается обоюдная зависимость.

К примеру, мысль о том, что нужно произнести определенный звук, запускает микродвижения языка и губ, в то же время их колебания воспринимаются мозгом, в результате чего мысль течет в нужном направлении.

Одна форма речевой деятельности может переходить в другую. Когда внешняя становится внутренней, говорят о процессе интериоризации (от interior, что по-латыни значит «внутренний»), а когда наоборот - процесс называется экстериоризацией (от латинского exterior - «наружный», «внешний»).

Интериоризация всегда связана с сокращением речевой структуры, экстериоризация – напротив, заставляет делать высказывания более развернутыми, строить их в соответствии с правилами грамматики. Несоблюдение строгих речевых норм - одна из главных характерных черт внутренней речи. В целом ее особенности кратко можно представить в виде следующего списка.

  • Отрывочность, фрагментарность.
  • Обобщенность.
  • Ситуативность (смысл высказывания обусловлен ситуацией и меняется в зависимости от нее).
  • Вторичность (строится на основе внешней речи).
  • Большая скорость (если сопоставлять с внешней речью).
  • Формальные элементы диалога (например, вопросительные предложения), которые, однако, не должны вводить в заблуждение: внутренняя речь - это монологическое по природе образование.

Все эти особенности обусловлены тем, что говорим мы в данном случае для себя, а значит, нам не требуются ни языковые нормы, ни средства выразительности, ни дополнительные разъяснения - все, что делает сообщение понятным не только говорящему, но и слушающему.

Общение детей: сначала для других, потом для себя

Как происходит формирование внутренней речи? Этот вопрос занимал не одно поколение исследователей. Его рассматривали, например, психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист Соломон Давидович Кацнельсон, психолог .

Выготский образно говорил, что внутренняя речь - это превращение слова в мысль, тогда как внешняя представляет собой прямо противоположный процесс. Ученый считал, что есть связь между такими феноменами, как внутренняя речь и эгоцентрическая речь.

Напомним, что последний термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже для характеристики особого мышления, присущего детям примерно до 10-11 лет. Какое же это мышление? То, которое концентрируется вокруг одной-единственной личности - самого ребенка. Соответственно, и точка зрения на все происходящее тоже существует одна, принадлежащая ему же.

Дети даже не допускают, что возможны другие, может статься, противоречащие их собственным, суждения. Ребенок бы не смог этого представить, даже если бы захотел. Ярче всего эта особенность личности видна как раз в речи. Ребенок говорит для других так же, как для себя, не старается сделать свою мысль более ясной или преобразовать ее для собеседника. Ему даже не приходит в голову, что это может быть необходимо.

И правда, зачем? Ведь другие, думает маленький человек, понимают его без усилий, так же, как сам он понимает себя. В периоде, по Пиаже, эгоцентрическое мышление преодолевается и уступает место более взрослому мировоззрению.

По мнению Выготского, эгоцентрический способ излагать свои мысли не отмирает: внутренняя речь формируется как раз из эгоцентрической. И эгоцентрическая, таким образом, становится переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Действительно, с возрастом ребенок все больше взаимодействует с окружающими, учится смотреть на мир с других точек зрения, да и скидок ему делают уже меньше и ждут, что он будет доносить свои мысли и желания так, чтобы собеседник понимал его легко, а не разгадывал загадки. И эгоцентрическая речь обращается извне вовнутрь: как средство коммуникации она теперь неэффективна, но с успехом может использоваться как инструмент управления поведением, планирования высказываний.

Кстати, вспомним про микроартикуляцию при внутренней речи. Александр Николаевич Соколов, еще один видный отечественный психолог, предполагал, что у ребенка закрепляется связь между звуком и движением мышц, которое он ощущает, когда его произносит.

Примерно до трех лет ребенок не может эти движения задержать, поэтому не способен ни шептать, ни тем более говорить «про себя». Здесь любопытно отметить, что и дети, и даже взрослые при усложнении производимых в уме операций, как правило, переходят от внутреннего проговаривания к внешнему – сначала тихому, а потом все более громкому. Автор: Евгения Бессонова

Различают речь внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь бывает в виде монолога (один говорит — другие слушают) или диалога (разговор с одним или, поочередно, с несколькими собеседниками).

По форме различить эти виды речи нетрудно. Важнее разобраться в их особенностях по содержанию (по полноте, глубине, развернутости изложения). При сравнении монологической и диалогической форм устной речи надо иметь в виду, что монолог должен быть значительно более полным и развернутым по сравнению с диалогом.

Ведь в диалоге выясняется, что собеседнику (или собеседникам) известно и что не известно, с чем они согласны и с чем не согласны. Об известном не надо информировать, по пунктам согласия не надо убеждать. В монологе же надо дать всю возможную информацию, прежде смотреть все возможные возражения.

Письменная речь по сравнению с устной также должна быть более полной, четкой, развернутой, убедительной. Ведь письменная речь, как правило (за исключением обмена короткими записками), является монологом. Кроме того, письменная речь в противоположность устной лишена таких мощных союзников, как жесты и интонация.

Полнота и развернутость, которые должны быть присущи письменной речи, не означают, что она должна быть длинной. Надо стремиться к тому, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Наименее четкой и развернутой является внутренняя речь. Она тесно связана с внешней, особенно устной, речью. Теперь доказано, что внешне незаметные движения звуковоспроизводящих мышц имеют место во всех случаях внутренней речи.

Но внутренняя речь — это беседа с самим собой. И, хотя «внутренний спор» может быть весьма ожесточенным, он протекает в формах «свернутой» речи, где бывает достаточно понять общий смысл. Иное дело, если мы во внутренней речи «репетируем» внешнюю речь. Тогда мы и во внутренней речи стремимся соблюдать все правила внешней речи.

Все эти особенности разных видов речи надо учитывать не только тогда, когда речь применяется для общения с другими людьми, но и тогда, когда речь является основой индивидуального мышления. Мысль начинает у нас «созревать» в виде внутренней речи (хотя источником мысли всегда является внешняя деятельность человека).

Но ведь внутренняя речь является «свернутой» и нечеткой. Поэтому нечетким является и «зародыш» мысли. Чтобы сделать мысль четкой и ясной даже для самого себя, надо произнести ее вслух или хотя бы «прорепетировать» это произношение. Но лучше всего объяснить свою мысль другим.

Тогда и для вас самих она станет более ясной. Анекдотический рассказ о профессоре, который утверждал, что начинает понимать предмет тогда, когда в третий раз объясняет его студентам, не лишен зерна истины. Но особенно полезным для оформления четкости и законченности мыслей является их изложение в письменном виде, если вы ведете дневник, заносите в него не только фактическое описание событий, но и ваши мысли по поводу этих событий. Такое письменное «обдумывание» жизни принесет вам большую пользу.

Развитие речи в процессе возрастного развития человека является длительным и сложным процессом. С первых дней жизни ребенка начинается подготовительный, доречевой период в овладении речью. Уже крики развивают дыхательный и речевой аппарат ребенка (надо помнить, что крики ребенка — это сигнал о каком-то неблагополучии в его состоянии). Затем возникает лепет, имеющий уже прямое отношение к формированию речи.

Понимание слышимых слов, овладение ими как сигналами сначала первой сигнальной системы (для обозначения конкретных предметов), а затем второй сигнальной системы (допускающими обобщение и отвлечение) начинается в конце первого — начале второго года жизни, еще до того, как ребенок начинает пользоваться речью для общения с окружающими.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пи­шущим и читающим создает определенные трудности в построе­нии письменной речи. Пишущий лишен возможности использо­вать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменя­ют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее вырази­тельна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обрабо­танной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукопися­ми Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необык­новенно тщательная и требовательная работа по словесному выра­жению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвы­чайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поко­лению.

Итак, внешняя речь включает следующие виды:

Диалогическую;

Монологическую;

Письменную

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. В повседневном и обыч­ном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в зна­чительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опреде­ленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше тре­бований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна спе­циальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники на­ходятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полу­слова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к со­беседникам при диалогической речи - уметь выслушивать выска­зывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

· последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

· грамматически правильное оформление;

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.

Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологиче­ская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лек­ции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности - до­стигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным на­пряжением.Она требует от говорящего умения логически, после­довательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетли­вой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слуша­телей.

Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации [‎7].

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и - в какой-то мере - переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда, между близкими людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь - ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, - более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь - это контекстная речь.

Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда - особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи

Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано.

Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает непосредственно служить средством сообщения, для того чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: "внутренняя" речь несомненно производная форма от речи "внешней". Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхождения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.

Внешняя речь

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "внешняя речь" в других словарях:

    ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ - ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ. Речь, оформленная средствами естественного языка. Основным признаком В. р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения, эмоциональная окраска и др …

    внешняя речь - речь в собственном смысле слова, т.е. облеченная в звук, имеющая звуковое выражение … Толковый переводоведческий словарь

    внешняя речь - Материально выраженная (устная или письменная) речемыслительная деятельность, имеющая очевидную, непосредственно наблюдаемую словесно предложенческую форму … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ - РЕЧЬ ВНЕШНЯЯ. См. внешняя речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - ← … Википедия

    Речь Посполитая Rzeczpospolita Obojga Narodów (pl) Рѣч Посполита (sla) Конфедерация, королевство ← … Википедия

    Разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… … Литературная энциклопедия

    Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

    речь - и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. <...> речь – не только система звуков, но и система… … Словарь Л.С. Выготского

    речь устная - вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • "Внутренний человек" и внешняя речь , Ефим Эткинд. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Предлагаем вашему вниманию книгу Е. Эткинда ""Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки…
  • Внешняя отделка вашего дома. Материалы и технологии , Йожеф Косо. Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию очередной том из серии изданий, объединенных названием "Дизайн и технология", венгерского автора Йожефа Косо. Издатели поставили перед собой…

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

  1. внутреннюю.

2.1 Внешняя речь

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

  • интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак-доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время. Часто автор даже вообще не знает своего читателя, не поддерживает с ним связи. Отсутствие непосредственного контакта между пи­шущим и читающим создает определенные трудности в построе­нии письменной речи. Пишущий лишен возможности использо­вать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты) для лучшего изложения своих мыслей (знаки препинания не заменя­ют в полной мере этих выразительных средств), как это бывает в устной речи. Так что письменная речь обычно менее вырази­тельна, чем устная. Кроме, того, письменная речь должна быть особенно развернутой, связной, понятной и полной, т. е. обрабо­танной.

Но письменная речь обладает другим преимуществом: она в отличие от устной речи допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. Если ознакомиться, например, с черновыми рукопися­ми Л. Н. Толстого или А. С. Пушкина, то поражает их необык­новенно тщательная и требовательная работа по словесному выра­жению мыслей. Письменная речь как в истории общества, так и в жизни отдельного человека возникает позже устной речи и формируется на ее основе. Значение письменной речи чрезвы­чайно велико. Именно в ней закреплен весь исторический опыт человеческого общества. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поко­лению .

Итак, внешняя речь включает следующие виды:

    • диалогическую;

      монологическую;

  • письменную

Рисунок 1 – Виды внешней речи

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса. В бытовом диалоге партнеры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно. В повседневном и обыч­ном разговоре диалогическая речь не планируется. Это речь под­держанная. Направленность такой беседы и ее результаты в зна­чительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить опреде­ленный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше тре­бований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна спе­циальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники на­ходятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полу­слова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к со­беседникам при диалогической речи - уметь выслушивать выска­зывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

    последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

    грамматически правильное оформление;

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен.

Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологиче­ская речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лек­ции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности - до­стигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

Как правило, монологическая речь протекает с известным на­пряжением.Она требует от говорящего умения логически, после­довательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетли­вой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слуша­телей.

Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации .

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь – как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его представляется излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Между двумя собеседниками, объединенными общностью ситуации и – в какой-то мере – переживаниями, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда, между близкими людьми, достаточно одного намека, чтобы быть понятым. В таком случае то, что мы говорим, понимается не только или иногда даже не столько из содержания самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находятся собеседники. В разговорной речи многое поэтому не договаривается. Разговорная устная речь – ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового содержания речи, имеется целая гамма выразительных средств, при помощи которых передается то, что не досказано в самом содержании речи.

В письменной речи, обращенной к отсутствующему или вообще безличному, неизвестному читателю, не приходится рассчитывать на то, что содержание речи будет дополнено почерпнутыми из непосредственного контакта общими переживаниями, порожденными той ситуацией, в которой находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, – более развернутое построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического, логически связного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из ее собственного смыслового содержания, из ее контекста; письменная речь – это контекстная речь.

Письменная речь - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда - особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи .