Юридические факты, поступки, события. Внеклассные мероприятия по обществознанию

Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Человеку не так важно получить помощь, как важно то знание, что он сможет ее получить». Проблема человечности интересовала мыслителей всех времен, и в наше время она актуальна как никогда. На чем же стоит такое понятие, как человечность? Как можно понять, является ли наш коллега по работе или просто случайный знакомый гуманным и отзывчивым?

Главное свойство Homo Sapiens

Человек без человечности не сможет вести нормальную жизнь - он будет страдать сам. Обычно те, кто не проявляет гуманности, не творит добрых дел, ощущают внутреннюю пустоту. Нередко те люди, которым не хватает милосердия в жизни, страдают от одиночества. У них возникает ощущение, что другие попросту пользуются ими. Однако это чувство приходит как раз в тот момент, когда сам человек начинает использовать других только ради удовлетворения своих потребностей - по крайней мере, так говорят психологи.

Человек и человечность - эти два понятия являются нераздельными, поскольку сама человечность является свойством любого представителя вида Homo Sapiens. Каждый предмет обладает теми или иными свойствами. Снег холоден и бел; небо - глубокое и синее; Вселенная - бескрайняя и загадочная; а настоящим человеком, в отличие от животных, может называться только тот, кто проявляет те качества, которые присущи его роду.

Отношение к себе

Чтобы проявлять милосердие, гуманизм, сострадание, необходимо черпать силы в течение всей жизни. И о том, где их брать, знает далеко не каждый человек. Человечность же не может проявляться у той личности, которая не способна позаботиться даже о самой себе. Когда индивид полностью находится во власти обстоятельств, поглощен депрессивным состоянием, не видит радости в жизни, то часто о милосердии и сострадании к другим в этой ситуации приходится только мечтать.

Чтобы отдавать, нужно принимать

Это неудивительно - ведь он сам является тем объектом, которому в данный момент времени необходимы любовь и сострадание. Обычно эти ресурсы может дать только другой человек. Человечность, проявленная по отношению к своему ближнему, - это один из самых благородных поступков, которые могут совершать люди. Ведь когда к тому, кто испытывает несчастье и страдания, было проявлено милосердие, то он тоже будет рад творить добрые дела, отдавать свою любовь. Но здесь действует и обратная связь.

Психология жестокости

Часто из ребенка, которому родители уделяли недостаточно внимания или который мог страдать от несправедливого отношения сверстников, вырастает жестокий человек. Человечность для него - это качество, о котором он ничего не знает и не может знать. Ведь по отношению к нему самому постоянно в том или ином виде проявлялась агрессия. Как он может отдавать другим то, чем не обладает сам? Школьники не изучают психологию в средних классах. Предмет, по которому необходимо пройти тему «Человек и человечность», - обществознание. В 6 классе, однако, учащиеся уже являются достаточно взрослыми, чтобы рассматривать достаточно сложные вопросы. В старших классах и в высших учебных заведениях эта тема будет относиться к области философии, психологии, социологии.

Источники энергии

Есть еще немало источников, из которых может черпать энергию человек. Человечность, как мы уже рассмотрели, избытка внутренних сил, но никак не недостатка. Совершить благородный поступок или правильный выбор можно только при условии постоянного накопления жизненной энергии, в результате чего личность формирует свой внутренний стержень. Откуда же люди обычно берут эти силы?

Для некоторых главной ценностью в жизни является знание. Такая личность обычно черпает вдохновение, посвящая свое время изучению различных научных областей. Для других людей самое главное - это работа на благо общества. Психологами замечено: если люди выбирают для себя цели, которые непосредственно не связаны с другими людьми, нередко эти цели так никогда и не достигаются. Ведь в случае, когда нет надобности взаимодействовать с другими, нести перед ними обязательства, то для выполнения задачи может попросту не хватить мотивации.

Жизнь как творчество

Для третьих источником энергии служит творчество - один из самых больших источников позитива, которым только может воспользоваться человек. Человечность (6 класс - обычно учащиеся именно на этом этапе занимаются рассмотрением такого непростого вопроса) не всегда является свойством творческой личности. Классические пример - это Адольф Гитлер, который хотел стать художником, но стал самым страшным тираном прошлого столетия. Однако когда в процессе созидания личность реализует себя, наслаждается полетом фантазии, проявляет интерес к предмету своей работы, то это не может на нем не сказаться. Те люди, которые действительно находят себя в творчестве, обретают умиротворение и согласие с окружающим миром, что нередко делает их более человечными.

Пример человечности в литературе

Одним из писателей, который стремился обличить любое оправдание жестокости, является Ф. М. Достоевский. Настоящим примером в его произведении «Преступление и наказание» является Эта героиня является полной противоположностью Раскольникова. Она проявляет истинную человечность своими поступками - чтобы спасти от голода детей, идет торговать собственным телом. Раскольников же, напротив, считает, что «общее благо» может быть допустимо ценой крови отдельно взятых людей, которые к тому же не приносят пользы обществу. У него нет истинного сострадания - ведь это слово состоит из двух частей. Сострадание буквально означает «страдать вместе».

Раскольников считает, что то преступление, которое было совершено «по совести», на самом деле преступлением не является. Соня же, напротив, сохраняет истинное человеколюбие. Она жертвует своей жизнью во имя высших принципов. Несмотря на то, что ее посещают тяжелые мысли, она хочет покончить с собой, образ голодающих детей останавливает ее от этого поступка. И зесь также героиня проявляет человеколюбие, думая не о своих интересах. И с такой же самоотверженостью, с которой она спасает жизнь детей, Соня бросается спасать Раскольникова.

«Человек и человечность»: презентация (6 класс, обществознание)

А иногда учащиеся получают такое задание, как подготовить презентацию по данной тематике. Такая работа для некоторых может быть даже интереснее, чем простое прочтение параграфа или написание сочинения. Как же ее можно оформить? Рассмотрим примеры, которые можно использовать в создании презентации.

  • Слайд 1: Определение понятий «человек и человечность» в обществознании.
  • Слайд 2: Примеры человечности из различных источников: СМИ, литература, кино.
  • Слайд 3: Категории людей, которые могут нуждаться в милосердии.
  • Слайд 4: человека как вида.
  • Слайд 5: Рассказ о великих гуманистах. Например, это могут быть такие персоналии, как Томас Мор, Эразм Роттердамский.
  • Слайд 6: Отношение к старикам, родителям.
  • Слайд 7: Описание поступков, которые можно расценивать как гуманные.

Это лишь приблизительный план, по которому можно создать презентацию «Человек и человечность». Обществознание в 6 классе - один из самых интересных предметов. А с помощью этого задания можно как проявить свои творческие способности, так и узнать много новой информации о милосердии, гуманизме. Однако этот план могут использовать в своей работе не только для изучения детьми темы «Человек и человечность» в 6 классе. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) урока во многом пересекается с теми тезисами, которые освещены в плане презентации, поэтому он будет полезен и учителям.

Уважение к почтенному возрасту

Также необходимо помнить и о таком проявлении милосердия и гуманизма, как уважение к Во многих религиозных течениях к старикам принято относиться с уважением. Это не только морально-этическое требование. В юности много сил, а в старости уже сложнее делать обычные движения, появляется неповоротливость. Такова реальность человека. Человечность в 6 классе проходят не просто так - это еще один способ научить школьников уважительному отношению к старшим.

Продолжаем разбор трудных заданий ЕГЭ по обществознанию и сегодня разберем задание 19. Это задание оценивается 2 первичными баллами, если нет ошибок, и 1 баллом, если есть хотя бы одна ошибка. Баллы не ставятся, если допущено больше 1 ошибки в задании 19 ЕГЭ по обществознанию.

Трудности у абитуриентов при выполнении этого задания возникают в определении характера суждений, которые могут представлять собой констатацию факта, оценочные суждения или могут носить характер теоретических суждений. Вообще для качественного выполнения этого задания я рекомендую ознакомиться с моими прошлыми статьями, чтобы наработать фоновые знания, так сказать.

Например в статье, я подробно описываю этот вид деятельности. Также рекомендую ознакомиться с материалом статьи . А лучше всего Вам будет проработать мой полный видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

Чтобы не пропускать новые и полезные статьи, а также быть в курсе свежей информации своевременно, и оформите подписку!

Итак, друзья, после того, как вы ознакомитесь с этими материалами, можете переходить к рекомендациям в этой статье. Итак задание 19 ЕГЭ по обществознанию.

Разберем конкретное задание из реального теста ЕГЭ:

Постарайтесь сделать его сейчас сами и только затем читать ответы! Для выполнения этого задания надо ясно себе уяснить, что факты — это реально произошедшие события , которые констатируются в тестовом задании. Констатировать можно что угодно: действия людей, события, не зависящие от воли людей (наводнение, цунами, аварии и другие более миролюбивые события;))

Оценочные суждения — это суждения, выражающие мнение, или позицию другого человека. Например один и тот же факт можно по-разному оценить, и само собой любую оценку можно оспорить.

Теория — суждение, которое строится на основе многочисленных фактов общественной жизни. Такие суждения выражают некую закономерность, которая прослеживается на основании фактов.

Теперь перейдем к заданию. (А) Гражданин К., 44 лет, прошел собеседование при приёме на работу. Это суждение констатирует факт, что некий человек тупо прошел собеседование. Нет ни мнения (плохо или хорошо прошел), просто прошел. Никаких теоретических выводов о том, что влияет на прохождение собеседование не сделано. Значит мы имеем дело с констатацией факта.

Такого же плана будут и другие подобные суждения: «он завалил экзамен», «он не пришел на пару», «она пьет... газировку;)» и т.д.

Читаем задание 19 ЕГЭ по обществознанию далее: (Б) Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе гражданина К на три года.

Вот она боль, трагедия жизненная! Сейчас кстати так реально и происходит: молодым везде дорога, а старики пусть с голода подыхают, милостыню просят... Извиняюсь, что отвлекся от темы. Какое же это суждение: факт, оценка или теория?


Даже толковые ребята могут здесь ошибиться, ведь многим же говорили доморощенные репетиторы, или не дай Бог в школе: «Ищите в тексте оценочные слова, если есть — значит это оценочное суждение!», и люди, даже премного опытные могут поставить здесь неверную цифру 2. А на самом деле это предложение — тоже констатация факта!

Обратите внимание, что я подчеркнул. То есть основной смысл высказывания уже ясен из первой части предложения (Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту.) Вторая часть — уточняющая, и отвечает на вопрос: почему работодатель так поступил? И это тоже констатация факта, даже несмотря на оценочные слова «менее успешно». Другими словами, если вы видите, что оценочные слова относятяс не к всему предложению, и не влияет на смысл предложение, а также (что немаловажно),главный смысл предложения — в констатации факта, то предложение носит фактический характер!

Далее читаем 19 ЕГЭ по обществознанию: (В) Похоже, что работодатель плохо знает содержание статьи 64 трудового кодекса РФ, не допускающей установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от возраста.

Главное в предложении то, что, по мнению автора (который написал этот текст), работодаель плохо знает трудовое законодательство. Между тем, это не констатация факта, так как автор не утверждает этого, а выражает предположение вводя вводное слово «Похоже». Если было написано так: «Данный работодатель плохо знает трудовое законодательство» — это был бы факт: реально плохо знает. То есть когда спрашиваешь про 64 статью его, он не знает вообще, о чем его спрашивают!

Но предложение в тексте носит характер оценочных суждений.

Это тоже мнение автора — характер оценочных суждений. По его мнению, это было бы правильным. Но автор не в курсе, что чтобы это сделать надо пройти через огонь, воду и медные трубы и не факт, что достигнешь успеха. На мой взгляд, правильным было бы пойти в инспекцию по трудовым спорам, которая есть в каждом городе (Это предложение, кстати, тоже оценочное суждение). Ключевое слово «правильным было бы».

И напоследок последнее предложение этого задания 19 ЕГЭ по обществознанию: (Д) Урегулирование трудовых споров является одной из функций государства.

Это суждение носит теоретический характер. Так как сделан теоретический вывод.

Друзья! Чтобы решать такие задания быстро, качественно и на максимальные баллы, надо постоянно тренироваться! Много умников на ютубе говорят, что надо 80 % учить теорию и только 20 % — усилий тратить за решение тестов. Это, друзья полный бред. Надо в равной мере тратить усилия и на теорию и на практическое решение тестов, то есть 50 на 50.

В следующих постах мы обязательно продолжим разбор трудных заданий, поэтому !

Предмет «Обществознание»

Игра «Я - обществовед»

Участники - 10-11 классы.

Задание № 1 (12 баллов)

выполняют 2-3 человека команды

  1. Фемида - богиня, символ правосудия. (4 балла)

Перечислены символы богини Фемиды, кратко объясните каждый из них.

Весы - ______________________________________________________

Меч -________________________________________________________

Мантия - _____________________________________________________

Повязка на глазах -_____________________________________________

  1. Французские городовые по распоряжению Наполеона должны были носить.. (1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • красные повязки
  • зелёные ботинки
  • белые чулки
  1. Первые правила дорожного движения были изобретены... (1 балл)

Нужное подчеркнуть.

  • Иван Грозный
  • Юлий Цезарь
  • Людовик XVI
  1. Как называли донос в XVI-XVIII веках? (1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • ябеда
  • наговор
  • извет
  1. В Древней Персии людей, которые взимали плату за проезд по дорогам, звали... (1 балл). Нужное подчеркнуть.
  • гады
  • радары
  • гаишники
  1. В средневековье за философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было подвергнуться страшной казни через...(1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • щекотку гусиными перьями
  • эпиляцию
  • сверление зубов
  1. Самое экстравагантное наказание провинившимся водителям придумали полицейские индийского штата Бихар. Они заставляют правонарушителей... (1 балл). Нужное подчеркнуть.
  • отстоять целый день на обочине с огромным плакатом в руках о вреде лихачества за рулем
  • собрать отходы жизнедеятельности священных коров у дороги
  • прыгать вдоль обочины и выкрикивать имя любимого политика
  1. Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Над ними устраивались показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Но за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые... (1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • весили больше 50 кг.
  • имели светлые волосы
  • родили больше семерых детей

9 . Тариф - это... (1 балл) Нужное подчеркнуть.

  • фамилия римского сенатора, придумавшего множество налогов
  • название острова в Средиземном море, где впервые стали брать плату за стоянку в порту
  • должность стражника у городских ворот, решавшего, кого пускать в город

Предварительный просмотр:

Предмет «Обществознание»

Игра «Я - обществовед»

Участники - 10-11 классы.

Задание № 2 (4 балла)

(выполняет 1 член команды)

ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Впишите правовые акты, в которых находятся данные статьи (4 балла).

Б) Семейный кодекс РФ

Г) Конституция РФ

3. "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния".

1.____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Предмет «Обществознание»

Игра «Я - обществовед»

Участники - 10-11 классы.

Задание № 3 (20 баллов)

выполняется 2-3 членами команды

ВИКТОРИНА: «Паспорт гражданина России»

1. Сколько страниц в паспорте?_____________________________________

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? ____________________

3. Что написано на первой странице паспорта?________________________________________________________________

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?______

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? __________________________________________________________

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте?________________________________________________________________

7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»?________________________________________________________________

8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? _________________

9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? ________________

10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? ________________________________________________________________

11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения?___________________________________

12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? ____________

13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? _____

14. В каком году началась выдача паспорта нового образца?___________ _

15. Указывается ли в паспорте национальностьгражданина РФ? _________

16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? ______________________

17. Сколько цифр в номере паспорта? _______________________________

18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? __________________________________________________

19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. В каких случаях паспорт необходим гражданину страны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Севастьянова Т.Б.

2015 год

Неделя гуманитарных наук

в ФМЛ № 30

ПРАВОВОЙ ТУРНИР
Задание № 1 (12 баллов)

1. В древнегреческой мифологии богиней правосудия является Фемида , (ЛАРИСА) вторая

супруга Зевса. Иносказательно: Фемида - правосудие, закон, слуги Фемиды - слуги закона,

судьи. Символ правосудия ФЕМИДУ - изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания

судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия.

Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы

понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Её атрибутами являются весы, меч, мантия, повязка на глазах.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и

зло, вина и невиновность. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается

воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч богини -

обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука -

правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем

определенной церемонии, правосудия. Важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное

платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различия

между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

2. Французские городовые по распоряжению Наполеона должны были носить...

а) красные повязки ; (Цвет Французской Республики при Наполеоне.)

б) желтые чулки;

в) зеленые ботинки.

3. Первые правила дорожного движения разработал еще...

а) Иван Грозный; В Др.Риме по его указу в 50хг. До н.э. было введено односторон.

б) Юлий Цезарь : движение. Знатные вельможи обеспечивая себе проезд

в) Людовик XIV. высылали вперед скороходов

4. Как называли донос в русском государстве в XVI-XVIII веках?

а) Ябеда; Изветная челобитная. В Русском гос-ве извет без подписи

б) наговор; назывался подметным письмом.

в) извет.

5 . В Древней Персии людей, взимающих плату за проезд по дорогам, звали...

а) гады; б) радары ; в) гаишники.

6. В средневековье за философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было подвергнуться страшной казни через...

а) щекотку гусиными перьями;

б) эпиляцию;

в) сверление зубов . Примитивная бормашина.

7. Самое экстравагантное наказание провинившимся водителям придумали полицейские

индийского штата Бихар. Они заставляют правонарушителей...

а) отстоять целый день на обочине с огромным плакатом в руках о вреде лихачества за рулем;

б) собрать отходы жизнедеятельности священных коров у дороги;

в) прыгать вдоль обочины и выкрикивать имя любимого политика.

8 . Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Над ними устраивались

показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Но за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые...

а) весили больше 50 кг; с читалось 50 кг.,максимальный вес который сможет поднять

б) имели светлые волосы; метла, а без этого ср-ва передвижения невозможно попасть

в) родили больше семерых детей. на шабаш.

9. Тариф - это...

а) фамилия римского сенатора, придумавшего множество налогов;

б) название острова в Средиземном море, где впервые стали брать плату за стоянку в порту:

в) должность стражника у городских ворот, решавшего, кого пускать в город.

Задание № 2 (4 балла)

Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запре-

щенными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности

супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи

актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)

Задание № 3(10 баллов)

Вопросы викторины:

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия,

имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное

положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две - 14 и 15.)

8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)

9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)

10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями

здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)

13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

14. В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)

15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене

фамилии.)

20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)


Падало ли яблоко на голову Ньютона?

Одной из самых популярных легенд о великих людях является легенда об упавшем на голову Ньютона яблоке. Милая, наивная и детская история объясняет прозрение, после которого гений открыл, почему предметы падают на землю. История настолько проста, что, казалось бы, не может быть правдой. Так или иначе, легенда отчасти правдива - Ньютон в своей биографии упомянул, что он впервые заинтересовался силой тяжести, когда увидел, как яблоко упало на землю. Существуют достоверные записи, в которых даже указана дата падения чудесного плода: это случилось в 1666-м году, когда Ньютон бежал от чумы в Кембридж. Он сидел на земле в саду своей матери и думал, и ему показалось, что та сила, которая повлияла на падение яблока, может быть применима к Луне и другим небесным телам. Тогда он и решил выяснить, нет ли какой-либо силы, могущей объяснить всё. Современная версия рассказа несколько приукрашена - на голову Ньютона яблоко не падало. Однако именно яблоко косвенно послужило причиной его интересов и последующей работы, так что в основном это история - правда.

Миф о том, что Энштейн был двоечником

Многие нерадивые ученики в оправдание своих оценок приводят такой аргумент: некоторые гении, например Эйнштейн, учились в школе из рук вон плохо. Это не соответствует действительности: да, маленький Альберт не был в числе первых учеников, но и двоечником он точно не был. Всё дело в том, что Эйнштейн большую часть времени учился в Германии, но получал школьный аттестат в Швейцарии, где система оценок была противоположна немецкой: в Германии высшим баллом была единица, чуть ниже двойка и так далее, а швейцарские учителя использовали прямую шестибалльную систему. В школе Эйнштейн особенно преуспел в математике и естественных науках, уделяя меньше времени французскому языку, географии и рисованию - эти предметы его не слишком интересовали, но его средний балл составлял около пяти баллов из шести (по швейцарской системе). Кстати, Нобелевскую премию физик получил отнюдь не за теорию относительности, как многие полагают, а за разработку квантовой теории фотоэффекта.

Мы живём в самую мирную эру за всю историю человеческого рода

На вопрос «наступит ли когда-нибудь окончательный мир на нашей планете» большинство людей отвечает отрицательно. Во-первых, воинственность заложена в нас природой и связана с естественным отбором, а во-вторых, она играла и продолжает играть важную роль в истории развития человеческой цивилизации. Мы живём в самую мирную эпоху за всю историю человечества Стивен Пинкер Психолог из Гарварда Стивен Пинкер много лет занимался изучением истории, связанной с войнами и насилием и обнаружил в ней обнадёживающий тренд: «Мы живём в самую мирную эру за всю историю человеческого рода», - пишет он в своей книге «Лучшие стороны нашей натуры». Пинкер согласен, что воинственность и склонность к постоянному соперничеству, доставшиеся нам в наследство от древних предков, никогда не позволят создать «рай на Земле». Но человек совершенно не обязан быть рабом своих генов, - убеждён он, - поскольку обладает способностью к анализу и самосовершенствованию. Исследователь собрал и проанализировал огромное количество данных, относящихся к войнам, конфликтам, геноцидам, пыткам, бытовому насилию и даже издевательствам над животными, совершавшихся в разные исторические периоды. И почти по каждому пункту обнаружил тенденцию к снижению: количество убийств в современной Европе сократилось со Средних веков в 10–50 раз в зависимости от региона; снизился уровень насилия, связанного с функционированием государственной машины. К ним относятся телесные наказания (отрубания рук за воровство, порка нерадивых учеников) и смертные казни, особенно связанные с пытками (четвертование, сожжение); рабство и деспотизм сегодня - остаточные явления, а 800 лет назад они были нормой; что касается войн, то согласно приведённым Пинкером данным, в до-государственную эпоху от них гибло в среднем около 20% всех людей. Конечно, снижение уровня «спонсируемого» государством насилия не постоянно - достаточно вспомнить жертв Первой и Второй мировых войн и тоталитарных режимов первой половины прошлого столетия. Однако со времён Второй мировой войны не произошло ни одного военного конфликта между крупнейшими государствами мира и историки уже окрестили эту эпоху «Долгим миром». Кроме того, количество жертв менее масштабных конфликтов, включая гражданские войны, мятежи, геноциды и террористические акты, тоже сократилось. За последние 60 лет количество жертв войны снизилось с 500 000 до 30 000 в год. Что касается жертв террористов, то по статистике у человека больше шансов погибнуть от удара молнии, чем от рук террористов. Причинами этой обнадёживающей тенденции Пинкер считает следующие факторы: страны с демократическими режимами редко воюют друг с другом, а их число за последнее время выросло с 12 до 60 процентов; более важную роль в жизни общества стали играть женщины; с ростом международной торговли страны стали больше зависеть друг от друга; благодаря доступу к информации и повышению общего уровня грамотности человек научился относиться к «чужакам» с большей симпатией. Но основной причиной тенденции к всеобщему «умиротворению» Пинкер всё же считает здравый смысл. Мы осознаём разрушительные последствия насилия и пытаемся найти компромисс даже с теми, от кого исходит угроза. Благодаря здравому смыслу мы пришли к необходимости защищать права женщин, детей, сексуальных, национальных меньшинств и других групп людей, часто повергавшихся дискриминации.