Задания досрочного егэ. Хорошая организация и комфортные условия. Какие учебные пособия нужно использовать при подготовке к ЕГЭ

Завершается досрочный этап сдачи ЕГЭ, поэтому мы собрали советы от тех, кто уже сдал экзамен, для тех, кому это только предстоит. Ребята делятся личным опытом и рассказывают, что происходило в аудитории, почему они сдавали досрочно, и на что стоит обратить внимание тем, кто будет сдавать ЕГЭ летом. Первый предмет – математика – профильная и базовая.

Галина Сысоева

Я сдавала базовую математику в досрочный период, потому что 22 мая улетаю в Хорватию на Чемпионат Мира по танцам в составе сборной России. Во время сдачи я была единственная в аудитории, остальные ребята сдавали профильную математику в другом кабинете.

Мой комплект документов распечатали прямо при мне и очень быстро, после наблюдатели помогли с заполнением бланка регистрации.

Задания в КИМ были такие же, как во всех сборниках, по которым мы готовились. На мой взгляд, все просто.

Советую выпускникам не волноваться во время сдачи и в оставшееся время решать все задания подряд – тогда для вас не будет сюрпризов на экзамене.

Никита Добровольский

Я пересдаю ЕГЭ по профильной математике в этом году, поэтому делаю это в досрочный период. Могу сказать, что мне попался легкий вариант.

Не уверен, что все задания выполнил правильно, но некоторые из них были намного легче тех, к которым я привык во время подготовки.

Не очень понравилось, что не написано, как правильно заполнять часть С, поэтому у меня на нее ушло семь листов, а у остальных – максимум по три.

Яна Ветерган

Сдавала экзамен по профильной математике досрочно, потому что в прошлом году в основной период ошиблась. Пропустила первое задание, забыла это и записала все ответы в неправильном порядке.

В этом году мне не понравилось, как все организовано. Теперь КИМы печатают прямо в классе. Пока преподаватели печатали их, закончилась бумага, и они переделывали все заново. Некоторые ученики нервничали, другие смеялись и шутили.

Первая часть была очень простой – не было задач, которые мы не решали. А вот вторая часть показалась сложной. Задания такие же, как в сборниках, но вычислений надо делать намного больше. Если первую часть я решила за час, то все остальное отведенное время я потратила на решение второй части – хотя, по идее, так и надо делать. За мной сидел парень, он даже ругнулся несколько раз из-за второй части. Человек шесть из 14 ушли спустя час – не знаю, что они там успели решить.

Алексей Рябовский

Я уже сдавал ЕГЭ по профильной математике, но поступил не в тот вуз, куда хотел. Решил перепоступать.

Атмосфера была спокойная в аудитории, задания не легче, чем на основном этапе, а даже сложнее, чем в прошлом году. Выпускники, помните, что у вас мало времени – это основная трудность, с которой вы столкнетесь на экзамене.

Даже не использовал черновики по опыту предыдущего года, зная, что переписать времени не будет. Все отведенные часы я писал, не отвлекаясь. Не успел сделать вторую часть 16 задания. Было бы еще хотя бы полчаса, решил бы до конца.

Самый главный совет – решать. Если будете знать, как решать то или иное задание, даже думать не придется, когда увидите задания – сразу начнете писать и сэкономите время.

Если претендуете на высокий балл, то шанса посидеть подумать не будет.

Бывают в жизни ситуации, когда вот именно в эти даты ну никак не получается прийти на экзамен. И что тогда? Терять год и ждать следующего года? Не обязательно. Сдача ЕГЭ (как и любых других важных экзаменов) проходит в 2 этапа:

  • Основной этап (проводится в конце учебного года, в конце мая-июне);
  • Досрочный этап (проводится весной, в марте-апреле).

Более того: некоторые учащиеся могут сами выбирать, когда им сдавать. Но чтобы понимать, надо оно вам или не надо, давайте разберемся, кто эти учащиеся, а также основные плюсы и минусы досрочной сдачи экзамена.

Кому можно сдавать досрочный ЕГЭ?

К досрочной сдаче допускаются лица следующих категорий:

  • Те, кто к моменту сдачи полностью освоил школьную программу – выпускники школ прошлых лет, техникумов, лицеев, колледжей и училищ;
  • Учащиеся 11 классов вечерних школ, которым предстоит нести военную службу;
  • Выпускники школ, которые готовятся к переезду на ПМЖ в другую страну;
  • Школьники, которые принимают участие в международных или общероссийских олимпиадах или соревнованиях, дата проведения которых совпадает с основным этапом проведения ЕГЭ;
  • Школьники, которые на момент проведения основного этапа ЕГЭ будут находиться в санаторных или прочих медицинских учреждениях для прохождения лечебных, оздоровительных или реабилитационных программ;
  • Учащиеся выпускных классов, которые находятся за пределами страны и ввиду сложных климатических условий не могут вернуться.

Что значит досрочный ЕГЭ 2017: преимущества

Итак, не знаете, как досрочно сдать ЕГОЭ в 2017 году? Достаточно просто написать заявление на имя директора школы с указанием причины, по которой вам могут разрешить это сделать.

А вот правда ли, что досрочный ЕГЭ легче того, который проводится в основной период сдачи? Ну, определенные преимущества у него определенно есть, но уж точно не в легкости самого экзамена, а вот в чем:

  1. Выпускники меньше нервничают за счет меньшего количества людей . Для сравнения: если в прошлом году во время основного этапа экзамен сдавали более 700 000 учащихся, то досрочно приходили на сдачу всего лишь 26 000 молодых людей. Согласитесь, в такой почти что дружеской компании чувствуешь себя намного увереннее, а значит, и нервничать будешь меньше.
  2. Меньше толкотни, суеты и более четкая организация . За счет того, что досрочный экзамен принимает гораздо меньше учащихся, его структура более четкая и организованная. Вы можете не бояться, что вам не хватит бланка или в аудитории вдруг не окажется часов.
  3. Оптимальные погодные условия . Погода в начале-середине весны более предсказуемая. В это время можно не бояться жары, духоты, негативного воздействия прямых солнечных лучей. Так что в любом случае досрочная сдача ЕГЭ проходит в более комфортных условиях.
  4. Быстрая скорость проверки . О том, как вы написали досрочный вариант ЕГЭ 2017 (по химии, русскому, математике или другому предмету), вы узнаете гораздо раньше, так как нагрузка на наблюдателей и проверяющих гораздо ниже. Конечно, не стоит ждать результатов на следующий же день. Чтобы узнать результаты ЕГЭ (досрочный период 2017-2018), придется подождать 7-9 дней. Примерно за 2-3 дня до установленного срока оглашения результатов уже можно мониторить свои результаты. Для сравнения: тем, кто сдает ЕГЭ в основной период, приходится жить ожиданием около двух недель. Вот что значит досрочный вариант ЕГЭ!
  5. Дополнительное время для продумывания стратегии поступления . Как только вам удалось узнать результаты досрочного ЕГЭ (2017-2018), у вас появляются дополнительные недели и даже месяцы для детального анализа своего положения и продумывания, куда же все-таки подать документы. В это время вы можете сходить в разные вузы на дни открытых дверей, подготовиться к внутренним экзаменам выбранного вуза и даже передумать насчет выбранного направления. И, конечно же, посвятить себя отдыху, набиранию сил и релаксации перед нелегким учебным годом, если все же удастся поступить.

Досрочная сдача ЕГЭ: недостатки

Не все так просто, как и все в нашей жизни. Давайте разберемся с минусами, которые сулит нам досрочная сдача ЕГЭ:

  1. Меньше времени для подготовки . В то время как у других будет еще 2 месяца на подготовку к ЕГЭ и занятия с репетиторами, вы должны будете сдавать досрочный экзамен. Это плохо еще и потому, что некоторые темы, включаемые в экзамен, школьники проходят в течение последних месяцев учебы. Если же вы решитесь на досрочный экзамен, вам придется самостоятельно готовиться и разбираться в теме.
  2. Вы становитесь «подопытным кроликом» для всех еще не введенных изменений . Если организаторы решат ввести какие-нибудь нововведения, вы станете первым, на ком они будут их испытывать, чтобы основной период прошел идеально.
  3. Удаленность места для сдачи. Так как количество претендентов на досрочную сдачу существенно ниже основного потока абитуриентов, то существенно ниже и количество мест, где будут приниматься экзамены. Например, в основном периоде сдачи вы сможете сдавать экзамен по основному району проживания или обучения. Если же вы живете в отдаленном районе, то для места сдачи могут быть выбраны места, до куда будет проблемно добираться.

В общем, теперь вы видите, чем отличаются основной и досрочный этап сдачи ЕГЭ. В каждом есть свои плюсы и минусы, и нужно выбирать то, что ближе вам по духу. А чтобы облегчить вашу нелегкую долю, мы предлагаем вам на будущее помощь наших специалистов в основных видах студенческих работ, которые так осложняют процесс учебы (контрольные, рефераты, курсовые, дипломные).

Заявления на досрочную сдачу ЕГЭ в 2017 году принимались до 1 февраля (включительно), а первый экзамен школьники и выпускники прошлых лет сдали уже 23 марта. Это на два месяца раньше основного этапа. Чтобы не опоздать в следующем году, сайт рассказывает о сроках, необходимых документах и способах получения результатов ЕГЭ.

Почему раньше других?

Чаще всего ЕГЭ досрочно сдают выпускники прошлых лет. Им экзамен нужен для поступления в вуз. В настоящее время все российские высшие учебные заведения при зачислении просят предоставить результаты ЕГЭ, которые считаются действительными в течение четырех лет, следующих за годом сдачи экзамена. Для того чтобы стать одним из тех счастливчиков, которые сдают экзамены раньше других и радуются результатам на пару месяцев раньше, достаточно не пропустить сроки подачи заявления и собрать все необходимые документы. Но обо всем по порядку.

Хочу быть одним из первых! Можно?

Для того чтобы экзамен могли сдать все желающие, его поделили на три этапа: досрочный, основной и дополнительный.

Досрочная сдача рассчитана в основном на выпускников прошлых лет - тех, кто хочет улучшить свои результаты ЕГЭ или тех, кто окончил школу до введения Единого госэкзамена. Выпускники этого года тоже могут сдать экзамены досрочно, но для этого педагогический совет школы должен дать допуск. Получить его можно при отсутствии академической задолженности и полном выполнении учебного плана.

В дополнительный экзаменационный период с 5 по 16 сентября сдать ЕГЭ по математике (базовый уровень) или русскому языку могут выпускники, которым не удалось набрать минимально необходимые баллы, то есть перейти порог, в мае — июне.

Главное требование, о котором нельзя забывать, — экзамен сдается один раз в год. Исключение составляют выпускники текущего года, не сдавшие ЕГЭ по русскому языку и математике (базовый уровень). Если вы не набрали минимальные баллы по одному из этих предметов, пересдать его можно в дополнительный период. По остальным предметам в случае неудачи попробовать свои силы можно будет только в следующем году.

Главное — не забыть паспорт

Для досрочной сдачи школьники подают заявление на участие в ЕГЭ в свою школу. Выпускникам прошлых лет необходимо подать заявление на участие в ЕГЭ в отделениях Регионального центра обработки информации Москвы (РЦОИ). Из документов понадобится паспорт и оригинал документа об образовании.

В заявлении нужно перечислить предметы, по которым вы планируете сдать экзамены. Для выпускников текущего года экзамены по русскому языку и математике (по любому из двух уровней) обязательны, остальные можно выбрать самостоятельно (чаще всего в зависимости от профиля вуза).

Паспорт будет нужен не только при подаче заявления, но и для допуска на сам экзамен — данные будут сверять со списком участников, который распечатывают из региональной информационной системы.

Вне зависимости от того, когда у вас будет экзамен, срок подачи заявлений один. В этом году досрочные ЕГЭ начались 23 марта и закончатся 14 апреля. Заявления нужно было подавать до 1 февраля 2017 года включительно. После этой даты рассматривались только заявления тех, у кого были уважительные причины, например по болезни. Прием заявлений прекращается за две недели до начала экзаменов.

ЕГЭ доступен всем

Среднее общее образование

Русский язык

Разбор досрочного варианта ЕГЭ-2018 по русскому языку

Представляем вашему вниманию досрочный вариант ЕГЭ по русскому языку, предложенный выпускникам на экзамене в конце марта. Для вас мы подготовили анализ заданий ФИПИ, которые были на досрочном ЕГЭ по русскому языку, с ответами, а также подборку ранее публиковавшихся материалов в помощь учителям-филологам для подготовки к экзаменам и ряд пособий, которые помогут успешно сдать ЕГЭ по русскому.

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)<...> постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Практические потребности человека привели к появлению астрономии, которая развивалась независимо от развития человеческого общества.

  2. Появление и развитие астрономии тесно связаны с практическими нуждами человека, требующими более совершенных способов наблюдений и методов расчётов, в связи с чем стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться более совершенные математические методы обработки наблюдений.

  3. С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов.

  4. Происхождение и развитие астрономии объясняется нуждами человека, потребовавшими более совершенных способов наблюдений и методов расчётов, для которых стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

  5. Создание простейших астрономических инструментов и совершенствование математических методов обработки наблюдений привели к развитию астрономии.

Выполнение задания:
Рекомендуется перед прочтением текста найти два одинаковых утверждения. Для этого сначала нужно выделить ключевые слова. В этом задании варианты 2 и 4 почти полностью совпадают. Но сам текст всё же следует прочитать, чтобы проверить ответ и перейти к заданию 2.

Ответ: 2, 4

Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Ведь
Поэтому
Хотя
Несмотря на это,
Однако

Выполнение задания:
Если уловить оттенки значений служебных частей речи сложно, то подсказку можно найти в предыдущем задании. Легко догадаться, что сочетание слов «в связи с чем», заменяет по смыслу слово «поэтому».

Ответ: поэтому


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЩЕСТВО , -а, ср.

  1. В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.

  2. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.

  3. Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.

  4. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о.

  5. кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.

Выполнение задания:
Слова с многозначным толкованием в каждом тексте употребляются, как правило, только в одном из своих значений (если, конечно, автор не пытался создать игру слов). Для того, чтобы разобраться, в каком значении слово «общество» употреблено в предложении «С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи», выделим ключевые слова в каждом из пяти толкований. Пятый пункт нам однозначно не подходит: речь идёт о развитии общества, а совместное пребывание развиваться не может. Первые четыре значения можно сгруппировать по общему признаку - объединение людей. Если в тексте говорится об изменении науки, значит, подразумевается длительный период времени. Узкий круг избранных (пункт 1), добровольное объединение (пункт 2) и компания (пункт 3) не смогли бы продержаться так долго. Как единственно верный, остаётся лишь вариант 4.

Ответ: 4


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мозАичный
облегчИт
созЫв
зАпертый
срЕдства

Выполнение задания:
Вероятнее всего, на экзамене придётся выбирать из слов «мозАичный» и «облегчИт». Может сбить с толку то, что многие говорят «облЕгчит». В таком случае при выполнении этого задания уместно вспомнить стишок: «Надо ранки полечить, чтоб страданье облегчИть»,
Ну и, конечно же, не забыть, что у глаголов ударения часто падают на последний слог.

Ответ: мозаичный


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Когда молодому специалисту ПРЕДОСТАВИЛИ слово, в зале наступила тишина.
Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.
Цель программы - расширить возможности талантливых студентов для профессионального роста, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ деятельности.
Во время сильного дождя бочки в саду ПЕРЕПОЛНЯЮТСЯ водой.
Замечательная роль ВЕЛИКОГО актёра принесла ему всенародную любовь и славу.

Выполнение задания:
Слово «изобретательный» можно употребить только по отношению к человеку: изобретательный студент. Деятельность же может быть изобретательской.
Вспомним значения этих паронимов - слов, сходных по звучанию и морфемному составу, но различающихся лексическим значением:

Изобретательный - находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать: изобретательная хозяйка, изобретательный мастер, изобретательный ребенок.
Изобретательский - относящийся к изобретательству, к изобретателю: изобретательское бюро, право, творчество, состязание.

Ответ: изобретательской


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СКОРЕЙШЕГО выздоровления
ИСПЕКЁТ пирожок
ОБОИМИ столами
КОЛЫШЕТСЯ листва
известные КОНСТРУКТОРЫ

Выполнение задания:
Слово «столы» - мужского рода, и форма «обоими» для него подходит. К «полкам» или «кушеткам» подошла бы форма «обеими», так как эти слова женского рода.
В слове «конструктора» ошибиться сложно - так почти никто не говорит.
Написание слов «скорейшего» и «колышется» не кажется затруднительным, ведь мы так и говорим. А вот в слове «испекёт» явно допущена ошибка.
Вспоминаем:
При спряжении глагола ИСПЕЧЬ правильной является одна из форм: ИСПЕКУ. При этом: ИСПЕЧЁШЬ, ИСПЕЧЁТ, ИСПЕЧЁМ, ИСПЕЧЁТЕ.

Ответ: испечёт


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки:

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Предложения

Предложения:

1) Только прибыв в часть, мы получили разрешение на заселение.

2) В статье говорится об античной культуре, а также о современном искусстве.

3) Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делились друг с другом накопленным опытом работы.

4) Не посетивших картинную галерею было не так уж много.

5) На тонких ножках качались бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившимся.

6) Благодаря использования инновационных технологий заметно повысилось качество выпускаемой продукции.

7) Уверенность в том, что любой новорождённый обязательно владеет каким-то языком, породила целую цепь опытов.

8) Молодая исполнительница не только любила классическую музыку, но и джаз.

9) Изменив название пьесы, была подготовлена новая афиша.

Выполнение задания:
Решать это задание лучше всего постепенно: методом исключения простых и точных вариантов ответов.
Сначала разберёмся, что легче всего найти.
Пункт А - ошибка в построении предложения с однородными членами. Под такую формулировку подходит множество вариантов ошибок, которые связаны с однородными членами. Поэтому с этого пункта начинать выполнение не стоит.

Лучше всего начать с пункта Б - неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Чаще всего верный ответ выдают предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, которые требуют формы дательного падежа. Более редкими являются другие производные предлоги: по приезде, по отъезде. А в пункте 6 видим: «Благодаря использования». В форме Дательного падежа должно быть «использованию».
Б - 6

Затем будем искать причастные и деепричастные обороты. Это несложно: причастный оборот в этом задании один - в пункте 5. В предложении под этим пунктом видна явная несогласованность слов.
Г - 5

Вспомним вопросы деепричастия: что делая? что сделав? Здесь два деепричастных оборота. Нужно выбрать из предложений под пунктами 1 и 9. Выделяем обороты и основы. Теперь нужно убедиться в том, что эти предложения не являются безличными. Если найдётся безличное предложение, то это точно будет ошибка, ведь в таких предложениях деепричастные обороты не употребляются. Важный момент, на который нужно обратить внимание: действие, описанное в деепричастном обороте, должен совершать тот, кто назван в подлежащем: Мы могли прибыть в часть (пункт 1), но афиша не могла изменить название (пункт 9).
В - 9

Обнаружить нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм тоже несложно. Нужно выделить в оставшихся предложениях глаголы и обратить внимание на их формы. Теперь находим временное или видовое несовпадение: проводят - настоящее время, делились - прошедшее время.
Д - 3

Остались пункты 1, 2, 4, 7, 8.
В предложениях 1, 4 и 7 пунктов нет однородных членов. Остались 2 и 8.
В предложении 2 пункта настораживает «а также». Бывают предложения с несуществующим союзом «не только, ... а также». Здесь нет «не только», значит, это правильный вариант.
Сказуемое и дополнение в 8 предложении никак не могут быть однородными!
А - 8

Ответ:
А - 8
Б - 6
В - 9
Г - 5
Д - 3


В этом сборнике множество упражнений и диктантов разной сложности, которые помогут вам подготовиться к экзаменам по русскому языку. Задания подготовлены с учетом программы всего школьного курса. Пособие будет полезно не только для старшеклассников и абитуриентов, а также для учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов. Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теорети- ческие сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок. Важным элементом являются тексто- вые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каж- дого раздела. Пособие предназначено для старшеклассников и абитуриен- тов, учителей русского языка и преподавателей подготовитель- ных кур сов ву зов. Оно поможет не только повторить школьную программу, но и эффективно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, а также к вступительным экзаменам в вуз.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

аб..немент
пр..стиж
эк..логия
эт..кетка
п..ркет

Выполнение задания:
Из всего списка слов проверочное можно подобрать только к слову «экология»: эколог.

Ответ: экология


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..положил, и..делие
непр..рывный, пр..бой
нен..глядный, з..йти
ра..считать, и..дать
о..дёрнул, на..кусил

Выполнение задания:
Для решения этого задания вспомним правописание приставок:

  • раСположил, раСсчитать - С пишется перед глухими;

  • иЗделие, иЗдать - З пишется перед звонкими;

  • Приставки ОТ- и НАД- не изменяются: оТдёрнул, наДкусил;

  • непрЕрывный - приставка ПРЕ- выступает в значении «прерывание»;

  • прИбой - приставка ПРИ- используется в значении «приближение»;

  • приставки НА- и ЗА- не изменяются.

Ответ: ненаглядный, зайти


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выносл..вый
неряшл..вый
подразум..вал
брос..вший
раскра..вая

Выполнение задания:
При выполнении этого задания и задания № 11 можно проговаривать слова, тогда, вероятно, вы услышите, какая буква пишется в слове: подразумЕвал. Но нужно и вспомнить, что суффиксы -ЧИВ- и -ЛИВ- пишутся с И. Также рекомендуется повторить правописание суффиксов глаголов.

Ответ: подразумевал


Серия «Самый лучший репетитор» - это идеальные помощники для подготовки к экзаменам. «Русский язык. Суперрепетитор для подготовки к ЕГЭ» - это:
более 150 упражнений по основным темам русской орфографии, синтаксиса и пунктуации
доступная форма изложения материала в соответствии с требованиями ФГОС
задания для комплексного анализа текста в формате ГИА 9 и ГИА 11
ответы, позволяющие осуществить контроль и ликвидировать пробелы в знаниях

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

застел..шь
пропущ..нный
неприемл..мые (условия)
исчезн..шь
муч..мый

«ПропущЕнный» и «исчезнЕшь» слышно очень чётко, а вот другие слова можно произнести по-разному. Лучше всего объяснить написание той или иной буквы:

  • Застелешь - исключение, 1 спр. (брить стелить, зиждиться), в личном окончании пишется Е.

  • Пропущенный - страдательное причастие, инфинитив ПропустИть не на -ать/-ять, поэтому пишется суффикс -ЕН(Н)-.

  • Исчезнешь - что сделаешь? что сделать? -исчезнуть. 1 спр, в личном окончании пишется Е.

  • Неприемлемый, мучимый: суффиксы отглагольных прилагательных и причастий -ЕМ-/-ИМ- проверяются по спряжению. Мучить - 2 спр.

Ответ: мучимый


12. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Блестят, как губы, (НЕ)УТЁРТЫЕ рукою, и лозы ив, и листья дуба.
Мы так и остались в (НЕ)ДОУМЕНИИ, когда странный гость внезапно удалился.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.
Маленькие трагедии отдельного человека остаются никем (НЕ)ЗАМЕЧЕННЫМИ.

Выполнение задания:
При выполнении этого задания нужно проверять, употребляется ли каждое конкретное слово без НЕ. Слова «доумение» не существует. Значит, это правильный ответ.
Проверим остальные слова:

  • не утёртые рукою, никем не замеченные - причастия с зависимыми словами;

  • не осознавая - не с деепричастием;

  • не выкопана - не с кратким причастием.

Ответ: недоумении


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  1. (ЗА)ТЕМ он повернул линейку компаса (В)ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик.

  2. ТО(ЖЕ) выражение готовности к решительным действиям появилось на лице Артёма, что и при первой нашей встрече, (ПРИ)ЧЁМ даже его глаза выражали ту же уверенность.

  3. Я (ТОТ)ЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.

  4. (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени Вера получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ не придаёт им значения.

  5. Онегин, ТАК(ЖЕ) как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и (ПРИ)ТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий.

Выполнение задания:
Лучше всего делать задание по такому алгоритму:

  1. Найти слова, которые без всяких сомнений пишутся через дефис: кое-, -то, -либо, -нибудь, всё-таки, двойные наречия. Конкретно в этом задании таких слов мы не обнаружим.

  2. Посмотреть, есть ли слова, которые однозначно пишутся раздельно. Это предлоги с существительными и местоимениями, слова «как раз», «всё равно», «как бы», «что ли». Предложение из пункта № 1 точно не подходит. «В том» не будет слитно ни в каком случае, ведь это предлог с местоимением.

  3. Теперь можно найти слова «В течение(и)» и «в продолжение(и)». Они часто встречаются в таких заданиях, и в любом случае пишутся раздельно. Предложение 4 можно вычеркнуть.

  4. Надо посмотреть, есть ли в задании слова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ) и ТАК(ЖЕ). С ними, как правило, тоже не должно возникать трудностей. Важно определить, можно ли убрать частицу. В итоге получается, что предложения 2 и 5 не подходят.

Теперь нужно проверить оставшийся вариант: «тотчас» пишется слитно, у «чтобы» нельзя убрать или переставить «бы».

Ответ: тотчас, чтобы


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.

Выполнение задания:
Задание нетрудное, здесь нужно вспомнить правописание каждого слова:

  • торжественной, государственных, пламенная - суффикс -ЕНН- в отымённых прилагательных;

  • произнесена - краткое причастие с Н;

  • у труженика - (одна Н) написание этого слова надо запомнить.

Ответ: 3, 5


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.

  2. В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.

  3. Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.

  4. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.

  5. Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

Выполнение задания:
Для верной расстановки знаков препинания определим состав предложений:

  1. Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе, рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее. В этом предложении есть однородные сказуемые.

  2. В самом языке заключены и образы, и ритм, и рифмы, и аллитерации. Тут видим повторяющийся союз.

  3. Язык многообразен, и многозвучен, и разнотонен. Снова замечаем повторяющиеся союзы.

  4. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в его голове. Здесь видим три однородных члена с двойным союзом.

  5. Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. А это - сложносочинённое предложение.

Ответ: 1, 5


Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Завершив первый этап приготовления (1) в блюдо можно добавить (2) мелко нарубленные трюфели (3) или (4) заранее сваренные шампиньоны.

Выполнение задания:
Сначала выделяем деепричастный оборот.
В этом предложении причастные обороты стоят перед определяемыми словами. Определяемые слова здесь не являются личными местоимениями. Деепричастные обороты в этом предложении не имеют дополнительных значений, а значит, и нет причин обособлять эти обороты.

Ответ: 1


17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Люблю (1) тебя (2) булатный мой (3) кинжал (4)
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный. <...>
Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7)
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.

(М.Ю. Лермонтов)

Выполнение задания:
Здесь стоит внимательно прочитать стихотворение до конца. В этом случае можно выделить обращения. Не стоит выхватывать из стихотворения отдельные слова, не дочитав строки полностью. Нужно задуматься над смыслом двух последних строк: ведь если поставить запятую на месте (9), то получится, что лирический герой сам состоит из железа.

Ответ: 2, 4, 5, 7, 8


Издание окажет помощь старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Книга поможет быстро и эффективно повторить и обобщить учебный материал. В пособие включен теоретический материал по всем темам ЕГЭ. Вопросы, задания и упражнения помогут закрепить знания. К наиболее сложным заданиям в конце книги приведены ответы. Издание подготовлено в соответствии с современными требованиями школьной программы среднего (полного) общего образования.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.

Выполнение задания:
Это задание чуть-чуть сложнее всех практически одинаковых заданий под № 18, которые можно найти в КИМах. Здесь важно подчеркнуть основы и нарисовать схему предложения. Так будет проще расставить знаки препинания. Нужно помнить, что в предложениях из этого задания местоимение «который» всегда будет находиться внутри придаточного.

[С тех пор каждый раз, (когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором), он без смеха не может вспомнить этот случай], (невольными свидетелями которого мы стали).

Ответ: 1, 2, 3


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе.

Выполнение задания:
Здесь мы видим стык союзов: сочинительного и подчинительного. Трудно понять, нужно ли ставить запятую в случае под номером (2). Для этого нужно мысленно убрать придаточную часть и посмотреть, как будет восприниматься предложение без неё.

Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками, и я спросил их...

Предложение читается нормально, поэтому запятая под номером (2) здесь должна быть.

Сложность заключена ещё и в том, что это придаточное предложение с союзом ЛИ. Не все его узнают, оно редко встречается.

[Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками], и, (когда наша встреча состоялась), [я спросил их], (скучают ли они по школе).

Ответ: 1, 2, 3, 4


20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

Выполнение задания:
С этим заданием, как и с заданием № 6, у многих возникли проблемы.
В русском языке множество синонимов, и исправить это предложение можно по-разному. Завоёвывают скорее медали, но уж точно не рекорды. Поэтому здесь подойдут слова «побили», «установили», «поставили».

Ответ: побили, установили, поставили


Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)Капитан Сумсков бегло оглядел построившихся красноармейцев и, слегка волнуясь, сказал: - Товарищи! (2)Получен приказ: занять оборону на высоте, находящейся за хутором, на скрещении дорог. (3)Оборонять высоту до подхода подкреплений. (4)Задача ясна? (5)За последние дни мы много потеряли, но сохранили знамя полка, надо сохранить и честь полка. (6)Держаться будем до последнего! (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал: - В бой идти со знаменем - это подходяще, а уж отступать с ним - просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим? (10)Николай решительно кивнул. - (11)Надо устоять! (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо жжёной травы. (38)Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков. (39)Николай не услышал потрясшего землю, обвального грохота взрыва, не увидел тяжко вздыбившейся рядом с ним большой массы земли. (40)Сжатая, тугая волна горячего воздуха смахнула в окоп насыпь переднего бруствера, с силой откинула голову Николая. (41)Очнулся Николай, когда самолёты, с двух заходов ссыпав свой груз, давно уже удалились и немецкая пехота, начав третью по счёту атаку, приблизилась к линии обороны почти вплотную, готовясь к решающему броску. (42)Вокруг Николая гремел ожесточённый бой. (43)Из последних сил держались считаные бойцы полка; слабел их огонь: мало оставалось способных к защите людей; уже на левом фланге пошли в ход ручные гранаты; оставшиеся в живых уже готовились встречать немцев последним штыковым ударом. (44)Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого снарядом окопа раненый капитан Сумсков... (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском: - Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!

(По М.А. Шолохову⃰)

⃰ Михаил Александрович Шолохов (1906–1984) - русский советский писатель, киносценарист, журналист, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.




Выполнение задания:
Нужно найти и подчеркнуть в тексте слова из этого задания.

  1. После разрыва снаряда раненый капитан Сумсков продолжал поддерживать боевой дух красноармейцев.
    Этому высказыванию соответствует предложение в тексте:

    (44) Настигнув у самого оврага бежавших немцев, начали работать штыками Звягинцев и остальные, далеко отстав от устремившихся вперёд красноармейцев, тяжело припадая на раненую ногу, шёл сержант Любченко, держа в одной руке знамя, другой прижимая к боку выставленный вперёд автомат; выполз из разбитого
    снарядом окопа раненый капитан Сумсков... (45)Опираясь на левую руку, капитан полз вниз с высоты, следом за своими бойцами. (46)Ни кровинки не было в его известково-белом лице, но он всё же двигался вперёд и, запрокидывая голову, кричал ребячески тонким, срывающимся голоском:
    - Орёлики! (47)Родные мои, вперёд!.. (48)Дайте им жизни!


  2. Тяжёлый бой красноармейцев длился несколько минут‚ но потери противника были большими.
    Это высказывание неверно:

    (35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса,
    заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.


  3. Николай Стрельцов во время Великой Отечественной войны служил в пехотном полку.

    (7)Пехотный полк выступил из хутора. (8)Звягинцев толкнул Николая локтем и, оживлённо блестя глазами, сказал:
    - В бой идти со знаменем - это подходяще, а уж отступать с ним - просто не дай бог! (9)Как предполагаешь, устоим?
    (10)Николай решительно кивнул.


  4. В суровое военное время Николай Стрельцов невольно вспоминал о своём сыне.
    Этому высказыванию соответствует предложение:

    (13)А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож!(14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы... (15)Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16)Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17)Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.


  5. На помощь красноармейцам‚ защищавшим высоту‚ пришли танковые подразделения.
    В тексте говорится только про немецкие танки, поэтому такое высказывание считается неподходящим.

Ответ: 1, 3, 4


22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 10 содержится ответ на вопрос‚ поставленный в предложении 4.

2) Предложения 12, 14 содержат описание.

3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 27–31 представлено повествование.

5) В предложениях 37, 38 представлено рассуждение

Выполнение задания:

  1. В предложении 10 содержится ответ на вопрос‚ поставленный в предложении 4.

    Если не вчитываться, то кажется, что всё так и есть: в тексте задан вопрос и дан ответ на него. Но нужно вчитаться - тогда становится понятно, что герой отвечает совсем на другой вопрос.


  2. Предложения 12 и 14 содержат описание.

    Это верно:

    (12)Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев.
    (14)Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы...


  3. Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

    Перечитаем предложения 16 и 17. Очевидно, что это утверждение неверно:

    (16) Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17) Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.


  4. В предложениях 27–31 представлено повествование.

    Это утверждение верно, т.к. в предложении перечислены физические действия:

    (27) Первый танк остановился, не дойдя до группы терновых кустов, второй вспыхнул, повернул было обратно и стал, протянув к небу дегтярно-чёрный, чуть колеблющийся дымный факел.
    (31) Наконец она поднялась, короткими перебежками пошла на сближение, но в это время танки круто
    развернулись, двинулись назад, оставив на склоне шесть догорающих и подбитых машин.


  5. В предложениях 37, 38 представлено рассуждение.

    Неверно. В предложениях 37 и 38 представлено не рассуждение, а описание с элементами повествования.

    (37) В ноздри его ударил тяжёлый запах горелого железа и бензина, смешанный с горьким, золистым духом жжёной травы. (38) Около ближайшего танка выгорала трава, по верхушкам ковыля метались мелкие, почти невидимые в дневном свете язычки пламени, на склоне дымились обугленные, тёмные остовы неподвижных танков.

Ответ: 2, 4


23. Из предложений 34–35 выпишите один фразеологизм.

Выполнение задания:
Задание непростое, ведь если взглянуть на предложенный фрагмент текста, то фразеологизм заметен не сразу:

(34) Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из фляги, посмотрел на часы. (35) Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть.
Из-за частого употребления в речи некоторые фразеологизмы «теряются» в тексте, и узнать их сразу очень сложно.

Ответ: на самом деле


24. Среди предложений 12–17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(12) Около ветряной мельницы босой белоголовый мальчик лет семи, который пас гусей, подбежал поближе к дороге, остановился, чуть шевеля румяными губами, восхищённо рассматривая проходивших мимо красноармейцев. (13) А Николай пристально посмотрел на него и в изумлении широко раскрыл глаза: до чего же похож! (14) Такие же, как у старшего сынишки, широко поставленные голубые глаза, такие же льняные волосы... (15) Неуловимое сходство было и в чертах лица, и во всей небольшой плотно сбитой фигурке. (16) Где-то он теперь, его маленький, бесконечно родной Николенька Стрельцов? (17) Захотелось ещё раз взглянуть на мальчика, так разительно похожего на сына, но Николай сдержался: перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце.

Выполнение задания:
Нужно найти в этом фрагменте текста все личные местоимения, а затем поискать союзы. Видим, что в предложении (13) есть и то, и другое.

Ответ: 13


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Пособие подготовлено в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, содержит весь материал, необходимый школьнику для самостоятельной подготовки к ЕГЭ: теорию, включающую в себя удобные для запоминания таблицы, а также практическую часть, с примерами экзаменационных упражнений и пошаговым их разбором. Прилагаемый компакт-диск содержит не только тренировочный тест в формате ЕГЭ, но и промежуточное тестирование по каждой главе пособия, что позволит школьнику организовать самостоятельную работу по проверке собственных знаний. Программа автоматически проверяет правильность выполнения экзаменационных заданий, что позволяет контролировать уровень подготовки к экзамену.

25. «М.А. Шолохов особое внимание обратил на рядовых солдат, преодолевающих все неимоверные трудности и лишения войны. В тексте нередко используются синтаксические средства выразительности: (А)________ (предложения 6‚ 11‚ 13) и (Б)_______ (предложения 9‚ 16). Особая роль в тексте принадлежит изображению реалий войны. И здесь важную роль играют тропы: (В)_______ („злую жгучесть“ в предложении 35) и (Г)________ („метались... язычки пламени“ в предложении 38)».

Список терминов:

1) диалог

2) эпитет

3) метафора

4) гипербола

5) парцелляция

6) анафора

8) сравнение

Выполнение задания:
Сначала нужно увидеть, какие подсказки сделали составители теста. Итак, нам необходимо найти два синтаксических средства выразительности и два тропа.

Обратимся к списку.
Какие синтаксические средства выразительности мы можем найти?

5) парцелляция

6) анафора

7) восклицательные предложения

9) вопросительные предложения

А какие тропы?

3) метафора

4) гипербола

8) сравнение

Термины под пунктами А и Б определить легко. Найдём предложения 6, 11, 13. Все они восклицательные. Предложения 6 и 11 - вопросительные, это очевидно.

Перейдём к тропам. В приведённых словосочетаниях однозначно нет преувеличения (гиперболы). Со сравнением дела обстоят немного сложнее. Ведь метафора, к примеру, - тоже сравнение, но скрытое. В сравнении всегда очевидно, что с чем сравнивается. В тексте сполохи огня сравниваются с язычками. Но мы видим только «язычки», - то, с чем сравнивается. Если говорить о формальных признаках сравнения, то мы увидим, что здесь нет слов как, словно, будто, точно, как будто, что. И нет творительного падежа. Поэтому можно утверждать, что сравнения здесь нет.

Получается, что верные ответы - эпитет и метафора. В - эпитет (тут нет переноса значения), Г - метафора (перенос значения есть).

Ответ: 7, 9, 2, 3

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.

Часть 2

26. Сочинение

Примерный круг проблем
Авторская позиция

Первая проблема
- героизм русских солдат в годы Великой Отечественной войны (какой ценой была достигнута победа над фашизмом в Великой Отечественной войне?).
Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря героизму советских солдат.
Вторая проблема - сохранение человечности,
памяти о доме, семье и детях в условиях войны.
(Что придавало сил воину, благодаря чему
он выдерживал все тяготы военных условий?)
Нетленная память о детях, семье и родном доме, на защиту которого вставал солдат, давала ему возможность оставаться человеком и стойко переносить тяжёлые военные испытания.
Третья проблема - сохранение чувства долга
перед Родиной.
Когда солдат настраивался на сражение, он должен был заглушить в себе все сентиментальные качества, чтобы в одночасье не потерять бдительность и боевой настрой.

Первая проблема
Затронув в сочинении тему героизма, эпизод с мальчиком лучше опустить. А вот описанию боя, раненому командиру и другим подходящим явлениям стоит уделить больше внимания. Словом, нужно сделать акцент на том, что победа достигалась высокой ценой благодаря стойкости и отваге людей.
Для аргументации можно взять любые книги советского периода о войне.

Вторая проблема
По мнению автора, состояние души солдата связано с его воспоминаниями. В этом фрагменте текста показан образ мальчика, напомнившего Стрельцову сына. Воспоминания о доме захлестнули его. Дом, семья и любовь были духовной опорой для солдата.
Можно привести аргументы из «Войны и мира» (Николай Ростов) и «А зори здесь тихие...» (воспоминания девушек), а также из Рассказов Льва Кассиля (например, «Рассказ об отсутствующем»).
Во многих произведениях о войне Шолохов делает акцент на сохранении человеческого в человеке («Родинка», «Жеребенок», «Шибалково семя», «Судьба человека»). Литературе потерянного поколения он противопоставил свои произведения, которые утверждают веру в человека, сохраняющего на войне нравственный стержень.

Третья проблема
Жизнь солдата на войне отличается от мирной жизни обычного человека, поэтому воспоминания о доме, семье и детях могли отвлечь воинов от мысли, что долг и перед Родиной превыше всего. В эпизоде встречи с мальчиком мы видим проверку на умение брать себя в руки, когда солдат несёт ответственность перед Родиной. Ещё, безусловно, в этом эпизоде заключена и мотивация: за кого конкретно он несёт ответственность. (Для комментария можно сослаться на предложения № 5 и № 18-19).
Мальчик помахал рукой. Он верит в солдата, который защитит его. Солдат - это пример для подражания. Конечно же, Стрельцов должен этому образу соответствовать.

Важное примечание: вторая и третья проблемы противопоставлены друг другу. Однако доказать возможно и ту, и другую позиции.

Создатель ЕГЭ: «Использование этого теста не принесет пользы российскому образованию»

До того, как закон о ЕГЭ вступит в силу остался месяц. Владимир Хлебников – это тот самый человек, который разработал технологию тестирования еще до начала эксперимента по ЕГЭ для централизованного добровольного абитуриентского тестирования, и с самого начала эксперимента руководил центром обработки результатов ЕГЭ. Ему лучше всех были видны и недостатки методики. Но когда он начал о них открыто говорить, это оказалось никому не нужно. Ведомство не пожелало ничего радикально менять.
Из статьи В. Хлебникова в «Новой газете»:

Главное в ЕГЭ – это результаты. Что же измеряет ЕГЭ?!

Можно с уверенностью сказать, что смысл оценок по результатам ЕГЭ (тестовый балл) не понимает практически никто. Пусть два учащихся с примерным одинаковым уровнем подготовленности участвовали в тестировании. Каждый из них получил свой вариант теста. Варианты имели разную сложность. Одному ученику достался вариант более простой, а другому более трудный. Это явление весьма распространенное, т.к. создать даже два варианта теста одинаковой сложности практически невозможно.

Все участники, набравшие одинаковое число верных ответов (первичных баллов), получат одинаковый тестовый балл вне зависимости от сложности доставшегося варианта теста.

А эти варианты ох как отличаются друг от друга по сложности! Специалисты это хорошо знают.

Такой ЕГЭ не гарантирует точные и справедливые результаты. Следовательно, результаты ЕГЭ нельзя использовать для отбора поступающих в вузы, ввиду их научной необоснованности!

Гораздо хуже обстоит дело с использованием результатов ЕГЭ для целей итоговой аттестации. Повторим, что методика расчёта тестовых баллов ЕГЭ определяет уровень подготовленности учащихся, сравнивая их знания друг с другом, но не сравнивая с требованиями учебной программы. Эта методика предназначена только для отбора поступающих в вузы. Сделать суждение о степени освоения школьного предмета для итоговой аттестации по результатам ЕГЭ в принципе невозможно.

До сих пор, никакие даже самые продвинутые тестологи мира не смогли создать теста, который мог быть использован для целей итоговой аттестации и для отбора наиболее подготовленных поступающих в вузы.

Наши коллеги в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане не совмещают итоговую аттестацию со вступительными испытаниями. Государственные испытания в тестовой форме проводятся только для отбора поступающих в вузы, причем с привлечением служб национальной безопасности.

Россия пошла иным путём, который при всей его кажущейся привлекательности, не имеет последователей. Отмеченные недостатки являются основными, препятствующими достижению поставленных целей ЕГЭ.

Можно ли исправить имеющиеся недостатки?

Для отбора поступающих в вуз проблема решается просто. Для этого достаточно изменить методику обработки первичных баллов таким образом, чтобы она учитывала различную сложность используемых вариантов тестов. Это сделать нетрудно, так как такая методика существует и много лет используется при проведении абитуриентского централизованного тестирования.

Многочисленные иные недостатки ЕГЭ при этом остаются, но о них скажем позднее.

Для целей итоговой аттестации проблема с ЕГЭ ремонту не подлежит. Итоговая аттестация требует иных измерительных материалов и методик обработки результатов их использования.

Процедуры итоговой аттестации и отбора поступающих в вузы несовместимы. Их необходимо разделить.

Перевод тестовых баллов ЕГЭ в пятибалльную шкалу для целей итоговой аттестации чиновники осуществляют произвольно. В первые годы эксперимента по введению ЕГЭ за основу бралось правило: двоечников и отличников устанавливалось по десять процентов от общего числа участников. Троечников и хорошистов – по сорок процентов от общего числа участников. В последующие годы доля учащихся с различными отметками во избежание нелепицы корректировалась. Так, например, неприлично ставить отметку «удовлетворительно» по математике за три-четыре верных ответа. На простейшие вопросы в части «А» даже восьмиклассник даст три-четыре верных ответа. Учащиеся 10-11-ых классов сразу смекнут, что тройка им уже гарантирована, и далее всерьез учиться не будут. Вот и пришлось для сохранения приличия ставить тройку за большее число верных ответов. А это привело к тому, что доля двоечников по математике возросла до стабильного по годам уровня в 22 – 23 процента от общего числа участников. Так уж учат у нас в школе математике. Рассмотрим вопрос о погрешности измерений учебных достижений, получаемых при проведении ЕГЭ.

В Федеральном центре тестирования проводились расчеты погрешностей результатов ЕГЭ. Было определено, что в середине шкалы измерений (от 40 до 60 баллов) величина погрешности практически по всем предметам составляет ± 3 тестовых балла. Погрешности возрастают по мере смещения в сторону более низких и более высоких оценок. В районе 90 баллов погрешность составляет от 5 до 10 тестовых баллов. Эта погрешность неустранима при нынешней идеологии ЕГЭ, т.е. как говорят математики, - это погрешность метода. На практике это означает, что вуз, выбирая из двух поступающих с результатами 84 и 86 баллов по предмету, отдает предпочтение, казалось бы, лучшему – 86 балльному результату. В некоторых вузах результат меньше 85 баллов вообще не рассматривается. А на самом деле результаты этих поступающих 84±5 и 86±5 баллов, и кто из них лучше знает предмет уже не очевидно. Если тестовые баллы испытуемых отличаются друг от друга на величину меньшую, чем погрешность измерения, то делать суждение о превосходстве того или иного результата не корректно. Из этого следует, что ЕГЭ плохо дифференцирует испытуемых в наиболее важной для приема в вуз зоне – области наивысших тестовых баллов. Имеет ли право ЕГЭ на систематические неточности такого размера? Ничего не подозревающим выпускникам школ и приёмным комиссиям вузов величина тестового балла объявляется без тени сомнения.

Неучёт факта, что погрешность измерения в области высоких баллов недопустимо велика, приводит к тому, что результаты, указанные в свидетельствах ЕГЭ, не отражают реального уровня подготовленности испытуемых. Это зачастую вызывает неосознанное, но интуитивно верное возмущение выпускников и их родителей.

Обсудим коротко экзаменационные материалы, используемые при проведении ЕГЭ. Их разрабатывает специализированное государственное учреждение Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Ежегодно для ЕГЭ по каждому предмету необходимо разработать десятки, а по математике и по русскому языку по сотне оригинальных вариантов тестов высокого качества. Разные варианты тестов должны быть в идеале одинаковой трудности и с одинаковыми измерительными свойствами. Эта задача невыполнима! Общественность не знает, по каким параметрам и измерительным свойствам отбираются тесты ЕГЭ. Материалы сдаются в тираж в феврале – марте. Удовлетворительное опробывание (не путать с апробацией) тестовых материалов к этому сроку провести невозможно. Измерительные свойства тестов, используемых в ЕГЭ, не знает никто ни до, ни после экзамена.

Ввиду высокого статуса ЕГЭ, к разработке измерительных материалов потянулось множество специалистов – предметников. Для них ЕГЭ – это и заработок, и престиж. Выбрать было из кого. Отобрали самых «маститых». Ну не могут они делать простенькие задания. И в части «С» появились задания убойной силы, причем не лучшего качества за исключением задач типа С3. Ну и кто может их выполнить? Все задания части «С» выполняют единицы испытуемых, а двоечников по математике более двадцати процентов от общего числа участников ЕГЭ, т.е. более двухсот тысяч человек. Зачем задания с такой трудностью тиражировать, рассылать по всей стране, собирать предметные комиссии для проверки, расходовать государственные средства? Все это ради единичных случаев, в то время, как сотни тысяч выпускников требуют более пристального внимания. Для чего делается такой разброс трудности заданий? Видимо у руководителей эксперимента была уверенность, что одним достаточно коротким тестом возможно оценить знания всех учащихся (и посредственных, и элитных). Но это невозможно. Кто из ученых дал такой совет? Нет таблетки от всех болезней.

Структура тестовых материалов ЕГЭ плохо продумана и нуждается в переработке.

Казалось бы, что качество тестов должно расти вместе с опытом их разработки. Но этого не происходит. Нарекания со стороны специалистов были ранее, есть и сейчас. Не вдаваясь в подробности, можно смело утверждать, что по процедуре разработки экзаменационных материалов ЕГЭ необходим соответствующий государственный стандарт, утверждённый Агентством по техническому регулированию (бывший Госстандарт). Содержание экзаменационных материалов, как и прописано в законе, остается в ведении системы образования. Но процесс разработки экзаменационных материалов, требования к качеству тестов, к их измерительным свойствам, их трудности, способности дифференцировать учащихся по степени подготовленности и прочим свойствам нужно определить и описать в соответствии с хорошо продуманной процедурой разработки стандартов. Иначе не понятно, что за тесты используются при проведении ЕГЭ. Неизвестны их измерительные свойства. С какой погрешностью они определяют уровень подготовленности учащихся? Никто не знает ответа на эти вопросы. Никогда не публикуются материалы с характеристиками используемых тестов. На Западе такие публикации совершенно обязательны. Руководители Рособрнадзора такие задачи перед исполнителями не ставят. А те и довольны. Сами тесты разрабатывают, сами же их и хвалят. Хотя и признают, что бывают отдельные недостатки.

Исключительно большое значение для ЕГЭ имеет проблема информационной безопасности. Несанкционированное вмешательство в любой технологический элемент ЕГЭ может исказить результаты не только одного испытуемого или небольших групп на уровне класса или школы. Распространение злоумышленниками по каналам Интернет накануне экзамена похищенных вариантов тестов и ответов к ним может привести к искажению результатов ЕГЭ в целых регионах. Выпускники могут несправедливо получить высокие тестовые баллы, и аннулировать их будет невозможно. В вузы будут зачислены совсем не лучшие поступающие. Заметим, что самый большой вред – преждевременное раскрытие тестовых материалов в Интернете – совершают люди с наименьшей материальной мотивацией – хулиганы.

Нередки случаи прорешивания экзаменационных заданий группами преподавателей, собранных в якобы опечатанных кабинетах пунктов проведения ЕГЭ. Возможна подмена бланков ответов избранных испытуемых из резервных комплектов бланков и т.д. Сколь бы ни была изощрённой технология ЕГЭ, всех мер предосторожности предусмотреть невозможно. Свидетельством этого являются аномальные факты массового получения чрезвычайно высоких результатов ЕГЭ. Например, в 2005 году в ряде сельских районов Башкирии на ЕГЭ по математике оценку «отлично» получили до 85 процентов экзаменующихся. В том же году в одном из районов Кировской области были получены самые высокие в стране результаты по русскому языку. Такие результаты выпускникам Москвы и Санкт – Петербурга не снились. Досадно, что зафиксировать нарушения на месте или отменить самые вопиющие результаты невозможно. Не позволят установленные организаторами правила и круговая порука.

Вмешательство в результаты ЕГЭ возможно! Это реальный факт. Процедура ЕГЭ не даёт никаких гарантий того, что несанкционированное вмешательство исключено.

Высокий статус ЕГЭ создаёт сильнейшую мотивацию к получению высоких результатов у выпускников и их родителей. С другой стороны, по долгу службы учителя и руководители органов управления образования тоже далеко не безразличны к тому, как выглядят их выпускники и подведомственные учреждения по результатам внешнего контроля, т.е. ЕГЭ. Имеем уникальную ситуацию – стремление всех лиц, причастных к ЕГЭ, к высоким результатам. А это сила не малая. Уже выработался простой и безопасный способ всё устроить. Суть его такова. За несколько дней до экзамена учителя проводят консультации для выпускников. В органы управления образованием субъектов Федерации к этому времени уже поступают материалы ЕГЭ по соответствующему предмету. Материалы поступают с запасом, так что досрочное вскрытие одного «Секьюрпака» и ознакомление с его содержанием совершенно незаметно. Всем известно, что по каждому предмету на регион имеется всего лишь пять оригинальных тестов. Остальные варианты формируются путем перемешивания заданий из пяти оригинальных. Далее совсем просто. Из реальных материалов ЕГЭ специалисты – предметники быстро делают похожие тесты – аналоги. Материалы тиражируются и рассылаются в школы для использования на консультациях. Там материалы прорешиваются. Через пару дней выпускники на экзамене получают тесты, содержащие задания очень похожие на те, которые разбирались на консультации. Абсолютно точно повторить решения и указать верные ответы на все задания не сможет никто, но можно гарантировать, что в целом весь массив выпускников получит более высокие тестовые баллы ЕГЭ. Выбросов аномально высоких результатов не будет. Все довольны – выпускники, родители, учителя, руководители и пр. Выявить нарушение невозможно.

Так изящно вскрывается система информационной безопасности ЕГЭ. Преодолеть её возможно только одним способом – абсолютно отстранить от процедуры ЕГЭ всех работников системы образования – от министра до дворника!

А без этого вся суета с ЕГЭ – пустые хлопоты.

Зафиксируем изложенное.

Оценки в свидетельствах ЕГЭ, которые должны стать единственным критерием для приема в государственные вузы России, научно не обоснованны. Они определены без учета сложности вариантов тестов, что в принципе приводит к завуалированной несправедливости.

Использование результатов ЕГЭ для итоговой аттестации в школах недопустимо, так как ЕГЭ не оценивает степень освоения учащимися предмета. Методика расчета тестовых баллов ЕГЭ для этого совсем не предназначена. ЕГЭ тут вообще не причем. Школьные отметки по методике Рособрнадзора можно выставлять без всякого ЕГЭ. Для этого управлениям образования надо указать установленный свыше процент двоек, троек, четвёрок и пятёрок по предметам. Абсурд? Да! Но именно так всё и происходит. Только после проведения дорогостоящей процедуры ЕГЭ.

Доля учащихся, которым выставляется соответствующая школьная отметка, волюнтаристски назначается чиновниками. Для проведения ЕГЭ ежегодно привлекается более миллиона человек – выпускников и организаторов. Тысячи преподавателей – предметников разрабатывают тестовые задания. Тестовые материалы печатаются, упаковываются, рассылаются. Ответы обрабатываются. Расходуются громадные государственные средства. И всё впустую. Вся акция ЕГЭ методически не продумана и своих целей, в принципе, достичь не может.

В этом не ничего удивительного, т.к. при проведении эксперимента по введению ЕГЭ серьёзной подготовительной работы не проводилось. Концепции, технического задания, рабочего проекта, цели, задач, рабочих гипотез при проведении эксперимента по введению ЕГЭ не было. Нет критериев, по которым можно судить об успешности эксперимента.

Главная причина состоит в исключительно высоком статусе результатов. Целью школы стало теперь не обучение и развитие личности учащихся, а погоня за высокими показателями при сдаче ЕГЭ. Учебный процесс в старших классах существенно меняется. Школа стала не учить, а натаскивать на конкретные задания, вопросы, темы. Учебная программа меняется. Фактически сокращается число часов преподавания математики. Учитель вместо объяснения материала вынужден с февраля месяца натаскивать выпускников на задания в форме ЕГЭ. Литература перестала быть обязательным предметом. Подвижки происходят по всем дисциплинам, контроль за освоением которых происходит в форме ЕГЭ. И кто, глядя на это, скажет, что наши дети стали более образованными? Вред от таких побочных эффектов ЕГЭ много больше, чем польза от использования единой процедуры и тестов на экзамене.

Резюме.

Вводимый законом с 2009 г. ЕГЭ научно необоснован, неправильно сконструирован, имеет массу существенных недостатков. Его использование не принесет пользы Российскому образованию.

Введение ЕГЭ целесообразно приостановить.

Необходимо с учетом накопленного опыта пересмотреть его основные положения. Создать концепцию по оцениванию учебных достижений учащихся, получить общественное согласие, разработать и внедрить новые методы и процедуры оценивания. Создать в России научную школу по оценке учебных достижений учащихся. Гордиться полученными результатами.

Не допускать возврата к ситуации десятилетней давности, когда оценки в школах и при поступлении в вузы отдавались на откуп тем же школам и вузам.

Это означало бы не только признание ошибок, допущенных при введении ЕГЭ, но и отбросило бы Российское образование на много – много лет назад. Нельзя предавать забвению труд сотен и тысяч энтузиастов по созданию в России научных и производственных основ объективного оценивания учебных достижений. Это было бы регрессом и ошибкой.

Владимир Хлебников,
доктор технических наук