Загадки о космосе. Стихи о костре. Данте. Его жизнь и литературная деятельность Очерк

Тире между подлежащим и сказуемым
СТАВИТСЯ НЕ СТАВИТСЯ
(при нулевой связке)
1. СУЩ. в им. п. – СУЩ. в им. п. 1) СУЩ. в им. п. ЕСТЬ СУЩ. в им. п.

. – ЧИСЛ. в им. п. 2) СУЩ. в им. п. НЕ СУЩ. в им. п.
Лев – царь зверей. Лев есть царь зверей.
2) ЧИСЛ. в им. п
Дважды два – четыре. Заяц не царь зверей.

3) ЧИСЛ. – СУЩ. 3) СУЩ.в им.п. СР. СОЮЗ СУЩ,
Два года – большой срок КАК
БУДТО
СУЩ. –ЧИСЛ. ТОЧНО
Мой возраст – десять лет СЛОВНО.
КАК БУДТО
4) ИНФ. – ИНФ. ЧТО
Жить – Родине служить. Озеро как сталь.
5) ИНФ. – СУЩ. в им. п. 4) Л.М. СУЩ. в им. п.
Читать – моё любимое занятие. Я учитель.
СУЩ. в им. п. – ИНФ. 5) СУЩ. в им. п. ПРИЛ. В им. п.
Моё любимое занятие – читать. Мир прекрасен.
Погода чудесная.
6) подл.. – ЭТО сказ.
ВОТ 6) СУЩ. в им. п., ВВ. СЛ., СУЩ.
ЗНАЧИТ Иванов, по­видимому, хороший
ЭТО ЗНАЧИТ врач.
Лев – это царь зверей.
Жить –значит Родине служить.
Читать – вот моё любимое занятие.
Закрепление темы. Расставьте знаки препинания, где это необходимо.
Без пользы жить безвременная смерть.
Твои радость и горе радость и горе для меня.
На тёмном небе звёзды будто яркие искры.
Он мой советчик и друг.
Страх не советчик.
Жить на белом свете значит бороться и побеждать.
Семь бед один ответ.
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
Сосновый бор протянувшийся по берегу реки любимое место отдыха горожан.
Дорога сегодня что асфальт.
Гусь известно птица важная, рассудительная.
Мода капризна и непостоянна.

Задание – расставить и объяснить знаки препинания (тире), если это необходимо.
1. Фонетика _ наука о звуках речи.
2. Обомлеть _ значит обмереть, впасть в обморок.
3. Для литературоведа Шекспир _ не главное.
1

4. Карьера, которую ты сделал, _ чудесная вещь.
5. Наука без литературы _ бездушна и груба.
6. Утром на полях одуванчик _ словно живое золото.
7. Людская молва _ что морская волна.
8. Чужая душа _ потёмки.
9. Его душа _ не пустыня.
10. Сегодня день _ осенний, пасмурный.
11. Первый в работе _ первый в почёте.
12. Общий закон жизни _ есть стремление к счастью.
13. Весна да осень _на дню погод восемь.
14. Не сознаваться в своих поступках _ значит увеличивать их.
15. Он _ редкий зверь.
16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак _ ночью.
17. Город _ не деревня.
18. Вкус _ не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.
19. Дом, построенный моим дедом, _ настоящая крепость.
20. Леса важнейшее достояние народа.
21. Три да три шесть.

23. Курить здоровью вредить.
24. Наша цель преобразить мир.
25. Расстояние до Луны 384 тысячи километров.




30. Медведь не кто иной, как хозяин здешних мест.
31. Глупая речь не пословица.

33. Дружба гавань, к которой стремится человек.
34. Пройдёт пять шесть лет, и город будет построен.

расставить и объяснить знаки препинания (тире).
Вариант 1
1. Гений _ есть, в сущности, дар огромного терпения.
2. Справедливость без силы _ беспомощна.
3. Тщеславие _ вот истинная причина, движущая вперёд колесницу
человечества.
4. Праздник _ это всегда таинственное ожидание чуда, предвкушение
сказки.
5. Скажите любимой девушке, что она _ настоящий ангел, богиня, и она не
2

останется к вам равнодушной.
6. Истина _ зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и
лицемерия.
7. Читать _ значит мыслить с другим, продумывать мысль другого.
8. В такую ночь человек _ как слепой котёнок.
9. Расставания и встречи _ две главные части, из которых когда­нибудь
сложится счастье.
10. Гусь свинье _ не товарищ.
11. Выносливость осла познаётся на неровной дороге, верность друга _ в
житейских невзгодах.
12. Работу обещали выполнить в сентябре _ октябре.
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
Проверочная работа по теме «Тире в простом предложении».
Задание – в данных предложениях на месте пропусков, где необходимо,
расставить и объяснить знаки препинания(тире).
Вариант 2
1. История литературы _ часть истории страны.
2. Ты _ отзвук забытого гимна в моей тёмной и дикой судьбе.
3. Зелень у берёзы _ как искусно вырезанные кружева.
4. Искусство читать _ есть не что иное, как искусство мыслить с помощью
другого.
5. Одно из наиболее удачных дел его в этот период _ похищение поезда,
шедшего на Волгу.
6. Лицо у капитана _ широкое, скулы _ по­монгольски крутые.
7. Интеллигентность _ это способность понимать.
8. Понять _ значит простить.
9. Этот дом _ не крепость, в нём не укрыться от врагов.
10. Твои речи _ будто острый нож.
11. Бедняку не хватает многого, алчному _ решительно всего.
12. Мы встретимся через два _ три дня.
Тире в простом предложении (раздаточный материал)
Самопроверка
1. Фонетика ­ наука о звуках речи.
2. Обомлеть ­ значит обмереть, впасть в обморок.
3. Для литературоведа Шекспир не главное.
4. Карьера, которую ты сделал, ­ чудесная вещь.
5. Наука без литературы бездушна и груба.
6. Утром на полях одуванчик словно живое золото.
7. Людская молва что морская волна.
8. Чужая душа ­ потёмки.
9. Его душа не пустыня.
10. Сегодня день осенний, пасмурный.
3

11. Первый в работе ­ первый в почёте.
12. Общий закон жизни есть стремление к счастью.
13. Весна да осень ­ на дню погод восемь.
14. Не сознаваться в своих поступках ­ значит увеличивать их.
15. Он редкий зверь.
16. В июле окунь кормится ранним утром, а лещ и судак ­ ночью.
17. Город не деревня.
18. Вкус ­ не что иное, как искусство знать толк в мелких вещах.
19. Дом, построенный моим дедом, ­ настоящая крепость.
20. Леса ­ важнейшее достояние народа.
21. Три да три ­ шесть.
22. Сегодня солнце как раскалённая сковородка.
23. Курить ­ здоровью вредить.
24. Наша цель ­ преобразить мир.
25. Расстояние до Луны ­ 384 тысячи километров.
26. Человек есть существо разумное.
27. Я ученик одиннадцатого класса.
28. Весна, бесспорно, лучшее время года.
29. Его сестра, кажется, юрист.
30. Медведь ­ не кто иной, как хозяин здешних мест.
31. Глупая речь не пословица.
32. Мужество есть великое свойство души.
33. Дружба ­ гавань, к которой стремится человек.
34. Пройдёт пять ­ шесть лет, и город будет построен.

Костер в ночи вину подобен —
Кровь будоражит и пьянит.
Костер в ночи людей роднит, —
Разъединять он не способен.

Костер в ночи — успокоенье,
Неведом страх с костром в ночи.
Ты вслушайся и помолчи:
Поют горящие поленья.

Трещат сучки. Огонь пылает.
И ты в далеком далеке…
И пламя ластится к руке,
И сердце нежно замирает.

Ему на верность присягаю.
Перед пылающим костром
Я на колено припадаю
И за добро
Плачу добром.

Как будто крошечные звезды,
А искры яркие летят.
Большими шляпками блестят
На небе звезды, словно гвозди…

Костер в ночи вину подобен —
Кровь будоражит и пьянит.
Костер в ночи людей роднит, —
Разъединять он не способен.

Катков Михаил

У костра присел я ночью,
В поле темном и пустом.
Только ветер - рвал на клочья
Сизый дым, - что над огнем.

Улетая вверх - клубился,
Попрощавшись с костром.
А костер горел - дымился,
Мне напомнил отчий дом.

Вспомнил детство,
Вспомнил печку -
Как горели в ней дрова.
И на масленицу мама,
Нам на ней блины пекла.

Как прекрасны и счастливы,
Золотые были дни.
Не вернется назад время,
Когда были мы детьми.

Годы детства вспоминая,
У костра один, сидел.
Ну, а он, дрова съедая,
Все горел, горел, горел…

Терёхин Игорь

Треск костра… Боже, как я люблю
Этот звук, приводящий к нулю
Все волненья, все мысли, весь шум,
Заполняющий суетный ум.

Утихают тревога и боль.
Все часы превращаются в ноль.
Ноль часов, Больше времени нет.
Есть лишь только мерцающий свет.

Да вот этот единственный звук,
Усмиривший все звуки вокруг.
Ничего. Ноль долгов. Ноль забот.
Круглый ноль — отворившийся вход

В бесконечность, в тот самый провал,
Где мерцает начало начал.

Я зажег свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.

И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягченной груди
Отгоняя печаль.

Безнадежная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.

И я весело так
На костер свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел.

Я опять подо мглой.
Мой костер догорел,
В нем лишь пепел с золой
От углей уцелел.

Снова грусть и тоска
Мою грудь облегли,
И печалью слегка
Веет вновь издали.

Чую — будет гроза,
Грудь заныла сильней,
И скатилась слеза
На остаток углей.

Сергей Есенин

Ночной костер —
Из пламени цветок —
Он будоражит мысли,
Душу согревает.
Ночной костер —
Желанный огонек —
Тоску-печаль
Из сердца изгоняет.

Ночной костер —
Он создает уют.
Им управляет ветер —
Пламя раздувает.
Ночной костер —
Закатный наш салют —
Он красотой своею
Думы навевает.

Ночной костер —
Искристый фейерверк —
Он, как мечта,
На подвиг вдохновляет.
Ночной костер —
Мудрейший старый клерк —
Тропой добра
Умело направляет.

Ночной костер —
Гитарная струна —
Как нерв звенит,
Щекочет, замирает…
Ночной костер —
И с ним пришла Она —
Любовь вселенская,
Что все мосты сжигает.

Ольга Шульгина

Горит костёр. Чужой в ночи,
Не говори, а просто молчи,
Смотри ка, пепел, покрыл уголёк,
Он остывает, как наша любовь…

А ведь не хворост горел в огне,
И лет, не мало, тебе и мне,
К чему излишние слова,
В душе костёр, не подкинешь дрова…

Пламя снова зажечь, мы увы не смогли,
Мы в тумане, и мы корабли,
Нам не светит маяк, одинокий гудок,
Полон нежности, но он одинок…

Непьяный штурман

Дров горящих это куча.
Корни там горят и сучья.
У огня язык остёр —
Быстро «слижет» всё костёр».

Талызин Владимир

Беззвучный вечер. Запах пряный.
Листвы свисающий узор.
И посреди лесной поляны
Священнодействует костер.

И незаметно, постепенно
Растет уверенность во мне,
Что центр раскинутой вселенной
Живет во вспыхнувшем огне.

Вся неизведанная сила,
Ее запас незримый весь —
Все то, что будет, все, что было, —
Сосредоточенно вот здесь.

Колышутся, танцуют тени.
Растут и говорят в тиши.
И — лишь подкладывай поленья,
Люби, безмолвствуй и дыши.

Вот и снова закат догорает,
Мы сидим у большого костра,
Сердце тоже ведь ласки желает,
Сердцу тоже ведь нужно тепла.

Эй, приятель подкинь-ка дровишек,
Чтоб горел наш костёр всегда,
Чтоб прохожий почувствовал радость,
Как тепло у большого костра.

И горит наш костёр не сгорает,
Вскинув листики пламени вверх,
Он не просто с собою играет,
Он ласкает сердца для всех.

Как приятно сидеть у палатки
И смотреть на вечерний костер.
Муравьи наползли в шоколадки,
И фонарик уже кто-то спер.
Ну да это для нас не потери,
Никакой нас не сломит удар.
Лишь бы были костер и палатка,

Мы закат у костра провожаем,
А в палатке встречаем рассвет.
Мы палатку с костром обожаем,
И другой для нас радости нет.
Даже если, пока мы в походе,
В нашем доме случится пожар,
Нас утешат костер и палатка,
И любимый наш бардовский жанр.

У костра мы поем про палатку,
А в палатке поем про костер.
И тепло на душе нам, и сладко,
Потому что мотив нехитер.
И зачем нам чего-то пытаться
Извлекать из обычных гитар…
Есть же тема — костер и палатка,
И любимый наш бардовский жанр.

Фадеев Алексей

Нет, его не прячут в угол
Превратит он сучья в уголь:
У него язык остёр,
Обожжёт, лизнув, костёр.

Талызин Владимир

В овраге ухают сычи,
Притих лесной простор…
О чём с охотником в ночи
Беседует костёр?
Слезятся, кашляют дрова
На чёрном сквозняке.
Огонь гудит,
Как тетива
В разбойничьей руке.
Стреляет искрами кедрач,
И в рокоте огня
То вдруг раздастся детский плач,
То ржание коня.
То прозвучит глубокий вздох
Седого старика…
Как порох, вспыхивает мох
На ветках сушняка.
Белеют пни-бородачи
За прутьями ракит…
Костёр
С охотником в ночи
О жизни
Говорит.

Тимофей Белозеров

Результаты поиска

Нашлось результатов: 35 (1,12 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

Зал полон. Все в ожидании. Вдруг тишину нарушают звуки задорной песни, и на сцене оказываются весёлые девчонки в ярких костюмах. Это не дети, это озорной вихрь. Как яркие искры, они рассыпались по сцене: одни быстро двигаются, другие прогибаются в мостике, третьи делают колесо. А вон там уже девочка сидит на шпагате. Неожиданно все собираются вместе, чтобы потом опять разлететься в разные стороны, а в центре оставить двух «подружек» в красных платьях, которые кружатся под руку, кувыркаются и пружинисто прыгают. Зрители замерли в восхищении. Такого они не видели никогда!

3

Под домной Рассказ

Литухи притащили большой железный лом и принялись им долбить доменный "глаз". После нескольких ударов показалась красная струйка расплавленного чугуна и поплыла в приготовленные формы, рассыпая кругом яркие искры .

Предпросмотр: Под домной.pdf (0,1 Мб)

4

В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра над злом. Мы продолжаем рассказывать о приключениях этой мечты на сложном пути среди людей до наших дней. Читайте начало в №№ 4, 6–23 за 2013 г., 1–13 за 2014 г

И, опираясь, шли дальше и выше, но - лишь в мысли... Яркие искры французского просвещения чадили и гасли в затхлой атмосфере глухой европейской провинции, какой была тогдашняя Германия. «Все было скверно.

5

Всероссийское добровольное пожарное общество, объединяющее сотни тысяч добровольцев, заботливо растит юную смену. По всей стране организовано движение юных пожарных, а в последнее время оно усовершенствовалось новым проектом. Впервые о программе под названием «Пожарная академия ВДПО» заговорили весной прошлого года, после специализированной смены для лидеров движения «Юный пожарный» во Всероссийском детском центре «Орленок». А потом в рамках новой программы стали проводиться яркие конкурсы, собирающие детские таланты в лице юных пожарных со всех концов России

Было уже десять часов вечера, среди заснеженных елей их ждал большой костер. Яркие искры снопами устремлялись в темное небо, а мальчишки и девчонки не спешили возвращаться назад, в будущее. Затянули фронтовую «Катюшу», потом «Темную ночь».

6

2016 год стал стартовой площадкой для новой методической разработки в социально ориентированном сегменте деятельности ВДПО. Впервые о программе «Пожарная Академия ВДПО» заговорили весной, после специализированной смены для лидеров движения «Юный пожарный» в ВДЦ «Орлёнок». Решающую проверку в лице ведущих специалистов по профилактической работе, профессионального жюри и, главное, самих участников программа получила на конкурсе «Лучшая дружина юных пожарных России»

Среди заснеженных елей ребят ждал большой фронтовой патриотический костер. Яркие искры стремились в темное небо, а мальчишки и девчонки в дружном порыве не спешили возвращаться назад, в будущее.

7

Киевские ведьмы Глава

После сего он пришел в какое-то исступление ума, ощутил в себе непомерную отвагу, нечто похожее на крайнюю степень опьянения; в глазах его попеременно мелькали яркие искры , светлые полосы, какие-то дивные, уродливые призраки; над ним и буря...

Предпросмотр: Киевские ведьмы.pdf (0,1 Мб)

8

Рассеялись по русской земле яркие искры ; и хотя многих он сбил с толку, но иных он. также обогатил, и он сделался патроном учителей русской словесности. Дух его витал в классах нашей школы, носился над тетрадями наших сочинений, и через этих...

Предпросмотр: Белинский.pdf (0,1 Мб)

9

№2 [Наука и жизнь, 2017]

Научно-популярный журнал широкого профиля для семейного чтения и самообразования. Издается с 1890 года.

Между колокольчиками проскакивали яркие искры , а потом возникла электричес«Наука и жизнь» № 2, 2017. Ума палата кая дуга толщиной в палец, которая так ярко светила, что лестница была освещена, как днём.

10

Филологические сюжеты

М.: Языки славянской культуры

Книга служит продолжением предыдущей книги автора - "Сюжеты русской литературы", и тема ее, заявленная в заглавии, формулирует, собственно, ту же задачу с другой стороны, с активной точки зрения филолога. План книги объединяет работы за 40 лет, но наибольшая часть из них написана за последние годы и в прежние книги автора не входила. Тематический спектр широк и пёстр - работы о Пушкине, Гоголе, Достоевском, Боратынском, Тютчеве, Толстом, Леонтьеве, Фете, Чехове, Ходасевиче, Г.Иванове, Прусте, Битове, Петрушевской, а также о "филологах нашего времени" (название одного из разделов книги) - М.М.Бахтине, Л.Я.Гинзбург, А.В.Михайлове, Ю.Н.Чумакове, А.П.Чудакове, В.Н.Топорове, и статьи общетеоретического характера.

Отсюда и «неприятное изумление» первых критиков, которым бросались в глаза «яркие искры большого таланта», сверкающие «в такой густой темноте, что их свет ничего не даёт рассмотреть читателю» (Белинский о «Господине Прохарчине»31).

Предпросмотр: Филологические сюжеты.pdf (4,1 Мб)

11

Интродукция растений учеб. пособие

М.: Издательство Прометей

Настоящее учебное пособие содержит сведения об особенностях морфологического строения цветковых растений и биологии их размножения. Приведена всесторонняя характеристика некоторых декоративных растений, используемых в зеленом строительстве, особое внимание уделено вопросам их размножения и выращивания в культуре.

Густой напочвенный покров из переплетающихся побегов клюквы с блестящими кожистыми листьями, нежное цветение, яркие искры ягод, красочная осенняя расцветка способны создать конкуренцию признанным почвопокровным видам.

Предпросмотр: Интродукция растений Учебное пособие.pdf (0,2 Мб)

12

"Энциклопедический словарь т-ва ""Бр. А. и И. Гранат и К...

И сделать это нужно с особенной осторожностью, чтобы не помять местные цветы национального творчества и не заглушить яркие искры художественного таланта мастеров-самоучек.

Предпросмотр: Энциклопедический словарь т-ва Бр. А. и И. Гранат и К° Под ред. проф. В.Я. Железнова, проф. М.М. Ковалевского [и др.]. Т. 1- Христианстад - Чети.pdf (0,2 Мб)

13

№7 [Сибирские огни, 2003]

Садитесь, садитесь, а то еще народ подумает чего-нибудь. Иван вскочил в коляску, и возница так хлестнул лошадок, что они с ходу понеслись, выбивая подковами из мостовой яркие искры .

Предпросмотр: Сибирские огни №7 2003.pdf (0,4 Мб)

14

№10 [Сибирские огни, 2005]

«СИБИРСКИЕ ОГНИ» - один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.

Проскользнул в свою комнату и скукожился на матрасике под холодным одеяльцем с таким пакостным состоянием души, что любые светлые мысли не в состоянии были пробить черноту этого переживания и гасли, как гаснут яркие искры костра в ночном небе.

Предпросмотр: Сибирские огни №10 2005.pdf (0,4 Мб)

15

№1 [Слово Забайкалья, 2011]

Региональный литературно-художественный журнал

Вода светится избытком фосфора. Какое наслаждение плыть под звездным небом, когда с тел плывущих скатываются яркие искры . Все сверкает, и звезды, и луна, и вода. Волшебная ночь!

Предпросмотр: Слово Забайкалья №1 2011.pdf (0,1 Мб)

16

№2 [Смена, 2013]

Детективы, фантастика, остросюжетные романы, проза современных авторов, очерки о великих художниках и судьбах созданных ими шедевров, материалы о ярких, судьбоносных событиях отечественной и мировой истории, публикации лучших, но забытых произведений отечественной прозы, невероятные и удивительные факты и явления окружающего нас мира.

В широком камине на густом слое горячего пепла, изредка разбрасывая яркие искры , потрескивало «святочное полено».

Предпросмотр: Смена №2 2013.pdf (0,3 Мб)

17

№7 [Москва, 2010]

Журнал «Москва» один из старейших «толстых» литературно-художественных журналов. Выходит с 1957 года. В 1966–1967 годах опубликовал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1989–1990 годы - «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В основе журнальной политики - принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация. Сегодня, на фоне бесплодных политических импровизаций, именно это програмное положение смотрится серьезнее и основательнее курсов многих изданий, которые поспешили «примкнуть» или «сомкнуться» с политическими тенденциями, возникшими в это наисмутнейшее из времен русской истории. Наш читатель - гражданин России любой национальности и вероисповедания, осознавший или знавший всегда правоту и моральность существования Русского государства с названием «Россия».

Он заметно поморщился: - Ты когда-нибудь видел метеоритный дождь? Он продолжал морщиться. Я продолжал развивать свою метафору: - То там, то здесь вспыхивают вдруг в небе яркие искры .

Предпросмотр: Москва №7 2010.pdf (0,1 Мб)

18

Мелкий бес Роман

Карты коробились, перегибались, двигались, словно хотели выскочить из печки. Передонов схватил кочергу и колотил по картам. Посыпались во все стороны мелкие, яркие искры , - и вдруг, в ярком и злом смятении искр поднялась из огня княгиня, маленькая...

Предпросмотр: Мелкий бес.pdf (0,1 Мб)

19

Кой про что Книга очерков

"1. Последнее средство. 2. Развеселил господ. 3. Добрые люди. 4. На бабьем положении. 5. Урожай. 6. Петькина карьера. 7. ""Недосуг"". 8. После урожая. 9. Избушка на курьих ножках (Продолжение предыдущего). 10. Разговоры в дороге. 11. Не быль, да и не сказка."

Дунула в трубу, что яркие искры с треском разлетелись по всему. крыльцу. -- Нельзя ли, любезная, хозяина нам... -- еще раз попытался вымолвить фургонщик. -- Нешто я караульщик твоему хозяину? Пес его знает, где он! -- уже с явным негодованием...

Предпросмотр: Кой про что.pdf (0,1 Мб)

20

Данте. Его жизнь и литературная деятельность Очерк

Биографическая библиотека Флорентия Павленкова

Кругом сладостное пение, дивные пляски, река со сверкающими волнами, с вечно цветущими берегами; из нее брызжут яркие искры , подымающиеся в воздух и обращающиеся в цветы, чтобы снова упасть в реку, "как рубины, оправленные в золото".

Предпросмотр: Данте. Его жизнь и литературная деятельность.pdf (0,1 Мб)

22

что "не только от его дурного, но и от его хорошего рассыпались мысли, рассеялись по русской земле яркие искры "; что он высказывал "много верных и ценных идей о сущности красоты, о первенстве формы, о творческом элементе критики"...

Предпросмотр: Спор о Белинском. Ответ критикам.pdf (0,1 Мб)

23

История зарубежной журналистики. 1800–1929 учеб.-метод....

М.: Аспект Пресс

Учебно-методический комплект «История зарубежной журналистики. 1800–1929» включает в себя учебное пособие с контрольными вопросами для повторения, списком рекомендуемой литературы по каждой теме и хрестоматию. В нее вошли произведения публицистов и журналистов, чье творчество оказало значительное влияние на развитие прессы, свободы слова и печати, а также переводы из ведущих европейских и американских газет XIX - начала ХХ века. Во второе издание внесены изменения в соответствии с программой изучения истории зарубежной журналистики.

201 ся тем более яркие искры , чем сильнее по нему ударяют. Прекрасным аргументом для торговцев невольниками служит утверждение, будто ударами хлыста они пробуждают в негре его человеческую природу; пре восходное правило для законодателя...

Предпросмотр: История зарубежной журналистики. 1800–1929 (учебное пособие, хрестоматия). 2-е изд., испр. и доп. Серия «Учебник нового поколения». Для бакалавров. Гриф УМО (1).pdf (0,3 Мб)

24

Детский литературный журнал для младших школьников. Путь в увлекательный мир книги для ваших детей. Цветная игровая вкладка, мастер-классы, конкурсы, викторины. Детские рассказы, стихи, веселые истории, подсказки для родителей помогут вырастить творческого читателя

Это не дети, это озорной вихрь. Как яркие искры , они рассыпались по сцене: одни быстро двигаются, другие прогибаются в мостике, третьи делают колесо. А вон там уже девочка сидит на шпагате.


25

Международный конкурс научных работ молодежи из России и...

Для того, чтобы колба не треснула, нужно насыпать на дно речной песок.В атмосфере кислорода уголь раскаляется и нагревает проволоку. Железо загорается, разбрасывая яркие искры окалины. Кислород интенсифицирует процесс горения.

Предпросмотр: Международный конкурс научных работ молодежи из России и Германии сборник научных работ победителей конкурса.pdf (0,4 Мб)

28

Тип урока – урок закрепления и комплексного применения знаний на основе обобщение и систематизации изученного.

Цели урока :

  • обучающая – отработка навыка постановки знаков препинания при союзе КАК (путём структурирования и актуализации знаний с опорой на прошлые знания учащихся, систематизации знаний в виде удобных таблиц; за счёт частой смены видов деятельности поддерживать активность учащихся на всех этапах урока)
  • развивающая - развивать и совершенствовать навык работы по решению тестовых заданий, анализу текста с учётом типологии заданий ЕГЭ - частей В, С (путём использования тестов и заданий разного вида контроля)
  • воспитывающая – показать многообразие народных песен, их богатство и этические потенциал; воспитывать чувство прекрасного в учениках, интерес и толерантность к иной национальной культуре (путём использования воспитательных возможностей дидактического материала – статьи Расула Гамзатова о народных песнях; а также путём выразительного учительского чтения)

Оборудование: раздаточный материал в виде карточек и таблицы, контрольные тесты, электронная презентация к урока

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при анализе текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  2. усвоение способов применения по образцам
  3. творческое применение знаний при анализе текста

Обратная связь:

  1. визуальная (наблюдение учителя за всеми учениками на уроке)
  2. выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения, закрепления, решения тестовых заданий в парах)
  3. фронтально-содержательная (беседа со всем классом на этапе уточнения таблицы и первом (совместном) решении тестовых заданий)

Ход урока

Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

I. Организационный этап (1 минута)

(Приветствие классу, проверяется наличие учебных принадлежностей, Грамматической тетради - своеобразного рукописного справочного пособия, ведущегося учащимися с 5-го по 11-й класс.)

II. Этап целеполагания (1 минута)

Тема нашего сегодняшнего урока - запятая в конструкциях с союзом КАК, не случайно вашим домашним заданием было вспомнить по грамматической тетради все изученные в 5-9-м классе случаи употребления союза КАК. (Слайд 1)

Нам предстоит систематизировать и обобщить теоретические сведения по данной теме, отработать навык постановки знака в этой позиции, поработать с тестами, начать анализ красивейшего текста – публицистической статьи Расула Гамзатова о народной песне.

III. Этап повторения и систематизации изученного (10-12 минут)

Параллельно выполняются следующие виды работы:

А) 3 ученика у доски работают по карточкам.

Карточка 1

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … во вводной конструкции …в придаточном предложении.

Карточка 2

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в составном (парном) союзе …в сравнительном обороте.

Карточка 3

Приведи пример (на доске письменно) предложений с союзом КАК … в приложении со значением «в качестве» …в составе сказуемого.

Б) Фронтальная беседа с классом.

Поставите ли вы запятую в предложении:

Тут уж наш Иван-дурак покраснел как словно рак ?

Почему? (Нет, так как союз КАК входит в состав фразеологизма )

Действительно, не ставим запятую при союзе КАК в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых. Давайте вместе вспомним модели выражений такого типа. (Слайд 2)

Союз КАК - это союз сочинительный или подчинительный? Можно ли дать однозначный ответ? Приведите примеры. (Союз КАК подчинительный, но однозначного ответа дать нельзя, так как он может быть составной частью парных сочинительных союзов, например КАК…, ТАК И )

Почему в союзах с тех пор как, по мере того как, подобно тому как возможно двоякая постановка знака? А каких составных союзах знак перед КАК недопустим? (Слайды 3, 4)

В) Проверка заданий, выполненных у доски, уточнение позиций, примеров

Г) Составление сводной таблицы «Запятая в конструкциях с союзом КАК». (Используется электронная презентация.) (Слайды 5-17)

Запятая ставится

Запятая не ставится

1. При присоединении придаточных предложений (изъяснительных, сравнительных, меры и степени и др.):

Он видел, как далеко раскинулась сеть железных дорог .

1. Если КАК входит в состав сказуемого:

Овраг был как глубокое ущелье .

2. При присоединении сравнительного оборота:

Он, как разъярённый лев, бросился на противника.

2. Если в сравнительном обороте перед союзом есть отрицание:

Он взял инструмент не как мальчишка, а как взрослый рабочий

3. Если КАК входит в состав вводной конструкции:

Он, как мне кажется, человек интересный .

3. Если КАК входит в состав парного союза (КАК…,ТАК И):

Позади остались как большие города, так и маленькие деревушки.

4. Если КАК входит в состав приложения со значением причины:

Он, как человек дела, сразу подошёл к станку .

4. В приложениях со значением «в качестве»:

Рассказ вошёл в книгу как небольшая глава .

5. В сочетании с союзом И:

Она выглядела так, как и три года назад

5. В устойчивых словосочетаниях (в составе фразеологических единиц, в устойчивых выражениях, в оборотах, близких по значению к именной части составных сказуемых):

Его руки были холодны как лёд.

6. Если есть указательные слова (так, такой, столь и т.д.):

Он был так же скор в решениях, как раньше .

6. При повторении сравниваемого для обозначения обычности, типичности предмета:

Всё здесь по-прежнему в порядке. Льды как льды, пустыни как пустыни .

7. В оборотах не более, как… (не) раньше, чем… (не) больше, чем… которые не содержат сравнения:

Не более, как через полчаса, занятия закончатся .

! Запомни:

не кто иной, как…
не что иное, как…

По окончании работы по составлению таблицы раздаются её распечатанные экземпляры каждому ученику для вклеивания в Грамматическую тетрадь.

IV. Этап закрепления полученных знаний (8-10 минут)

А) Работа в парах. (Проговаривание друг другу содержания таблицы - желательно на память – по вариантам: один учащийся – случаи постановки знака перед союзом КАК, другой – случаи отсутствия запятой при союзе КАК). Слабых учащихся слушает учитель. Обязательное условие – приведение своих примеров ко всем названным случаям постановки/не постановки знака.

Б) Фронтальная работа с классом – по цепочке комментируется постановка знаков в каждом предложении. Раздаточный материал - карточка с упражнением (см. ниже ) на каждую парту. Ученики, претендующие на «4» и «5», работают с закрытой таблицей, претендующие на оценку «3» - с открытой таблицей.

Карточка 4

Отметьте предложения, в которых ставится запятая перед КАК :

  1. Современный рынок в России…как и всякое явление… развивается через противоречия.
  2. Несмотря на то, что Россия идёт к рынку, для многих людей сегодня…как и несколько лет назад…он остаётся абстрактным понятием.
  3. Вывоз капитала может осуществляться …как в предпринимательской форме, так и в виде ссудного капитала.
  4. Государственный бюджет выступает …как центральное звено финансовой системы и основной финансовый план страны.
  5. Дефицит в сфере экономики проявляется …как превышение расходов над доходами в государственном бюджете.
  6. Судьба России …как крупнейшей державы … не может не волновать политиков разных стран.
  7. Культура исследуется целым рядом наук …как социальное явление.
  8. Национальной науки нет …как нет и национальной таблицы умножения.
  9. Аудиторские службы располагают … как правило … высококвалифицированными юристами и экономистами различного профиля.
  10. Вот звук дождя … как будто домбры звук.
  11. По мнению российских учёных, этот провал не что иное … как угасший вулкан.
  12. Я … как опытный халтурщик… сразу же придумал заголовок для радиоскрипта.

(Ответы: 1, 2, 5, 8, 9, 11, 12).

В) Работа в парах - тестовые задания на 3 варианта по 10 предложений (от 1 к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность вести дифференцированное обучение), выполняют самостоятельно - проверяют по инструктивной контрольной карте, в случае неясности консультируются с учителем.

Карточка 4А

1 вариант

а – нужно, б – не нужно.

  1. Человек создан для счастья как птица для полёта.
  2. Молодость как песня жаворонка на заре.
  3. За днями дни проходили как тень.
  4. Осыпался с берёзы лист и как ковёр устилал землю.
  5. Под ним как океан синеет степь кругом.
  6. Тучи как свинцовые.
  7. Полученный ответ рассматривался как согласие.
  8. Дубровин с год как шальной ходил.
  9. Уезжай как можно дальше отсюда.
  10. Как зарницы в небе они запылали как огненный дождь с неба упали.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - а, 6 - б, 7 - б, 8 - б, 9 - б, 10 - а)

Карточка 4Б

2 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. День начался как всегда в густом тумане.
  2. Мы встретились как старые знакомые.
  3. Разбойник мужика как липку обобрал.
  4. Журавли кричали грустно как будто звали с собой.
  5. Дорога была как аллея.
  6. Мне хочется сохранить эти письма как память.
  7. Под ним Кавказ как грань алмаза снегами вечными сиял.
  8. Я говорю как литератор.
  9. Я вам как чужой.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - б, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Карточка 4В

3 вариант

Определите, нужно ли выделять запятыми обороты с союзом КАК: а – нужно, б – не нужно.

  1. Он держал себя как аристократ.
  2. Он был телом сильным как бык и храбрым как лев.
  3. Было спокойно и тихо как после бури.
  4. Ты что это как муху проглотил?
  5. Вот с неба звёзды глянут, и как река засветит Млечный Путь.
  6. На улице было множество людей как в праздник.
  7. Редко встречаешь столь интересного человека как он.
  8. Как град посыпалась картечь.
  9. Вечер как две капли воды похож на всякий другой.
  10. Эта мелодия создана Глинкой, но она воспринимается как подлинно народная.

(Ответы: 1 - б, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - а, 7 - а, 8 - б, 9 - а, 10 - б)

V. Этап контроля знаний (5-7 минут)

Контрольное тестирование по изучаемой теме, на 3 варианта, от 1 к 3 варианту задания усложняются, что даёт учителю возможность вести дифференцированный контроль усвоения знаний.

Контрольное тестирование, 1 вариант

а – придаточное предложение, запятая нужна;
б – сравнительный оборот, запятая нужна;
в – именную часть сказуемого, запятая не нужна.

  1. Эти равнины как море бескрайнее.
  2. Смотри как роща зеленеет.
  3. Земля ещё как смутный негатив, она никак не может проявиться.
  4. Сегодня месяц как светлый серп.
  5. Бор волновался вокруг сторожки как расходившееся море.
  6. Серёжа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
  7. И колючей веткой ель в окно стучит как порою путник запоздалый.
  8. Гуляет как пустой орех горячий ветер и колышет ветки.
  9. Лучом румяного заката твой стан как лентой обовью.

(Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - а, 4 - в, 5 - в, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - б, 10 - б)

Контрольное тестирование, 2 вариант

Укажите, что присоединяет союз КАК и нужны ли здесь запятые:

а – придаточное предложение, запятые нужны;
б – сравнительный оборот, запятые нужны;
в – именную часть сказуемого, запятые не нужны.

  1. Капли дождя как алмазы.
  2. Был как смола, небыль как вода.
  3. Родину свою не выбирают как не выбирают матерей.
  4. На тёмном небе звёзды как яркие искры.
  5. Море в далёкие годы пело мне песни как мать.
  6. Звёзды как вербочки распухают в прозрачных облаках.
  7. Сосновый лес как золотой орган, пронизанный легчайшим свежим светом.
  8. Стало слышно как точат косы.
  9. Посмотри, милый друг как прекрасна земля.
  10. На просеке лежит метровый снег, сыпучий как песок.

(Ответы: 1 - в, 2 - в, 3 - а, 4 - в, 5 - б, 6 - б, 7 - в, 8 - а, 9 - а, 10 - б)

Контрольное тестирование, 3 вариант

Укажите, нужно ли выделять запятыми конструкции с союзом КАК: а - да; б – нет .

  1. Из села Окоёмово как говорят его жители видно половину России.
  2. Докладчик охарактеризовал его как лучшего нашего художника.
  3. Мальчику как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровой Арктике.
  4. Двор как цветущий сад.
  5. Каждая ветка была вся в розовых лепестках как невеста в прозрачном своём уборе.
  6. Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.
  7. Он был спокоен как тихая вода горных озёр.
  8. Он выглядел как и три года назад.
  9. Лишь тогда я по-настоящему понял как труден и опасен подъём.
  10. Мне было интересно в лесу как одному, так и с ним.

(Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6 - б, 7 - а, 8 - а, 9 - а, 10 - б)

VI. Анализ текста (10 минут)

А) Краткая информация о Расуле Гамзатове от учителя или подготовленного ученика (не более 1 минуты)

Б) Выразительное чтение текста учителем (раздаточный материал – текст статьи Расула Гамзатова (см. ниже) каждому ученику):

Песни стари…ые песни новые… Песни колыбельные свадебные боевые. Длинные и короткие. Печальные и весёлые. По всей земле поют вас. Слова нанизывают словно бусинки на серебря..ую нить. Слова заколачивают крепко. Словно гвозди. Слова возн..кают и текут ле..ко как слеза за слезой когда плач..т красавица. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпуще..ые опытной рукой. Слова летят и попадают в цель как стрелы выпущенные опытной рукой. Слова льются и уводят (в)даль как горные тропинки по которым можно уйти в конце концов на край света.

Пространство между строчками словно улица на которой стоит дом твоей любимой. Оно словно межа на отцовском поле. Оно как час Ра..вета и час з..ката отделяющие день от ночи.

Песни записа..ые на бумаге и песни (не)записа.ые на бумаге. Но какой(бы) н.. была песня она должна петься. (Не)поющаяся песня (всё) равно что (не)летающая птица (не)бьющ..ся (не)стучащ.. сердце.

Песни потоки с гор. Песни стремительные гонцы вестники с поля битвы. Песни кунаки друзья (не)ожида..о приехавшие гости. Берите пандур чонгур чаган свирель кеманчу зурну бубен гармонь барабан берите просто таз или медную тарелку. Бейте каблуками о землю. Слушайте как сабли ударяются о сабли. Слушайте как звенит камушек брошенный в окно любимой. Пойте и слушайте наши песни. Они послы печали и радости. Они паспорта чести и храбрости свидетельства мысли и дел. Они молодых делают мужестве..ыми и мудрыми старых и мудрых молодыми. Всадника они заставляют сойти с коня и заслушат?ся. Пешего они заставляют вскочить в седло и лететь как птица. Хмельного они отр..звляют и заставляют задумат?ся над своей судьбой трезвого делают отча..ым и как(бы) хмельным. О чём только нет на свете песен!

В) Начало поисковой работы с текстом по следующим вопросам:

  1. Какова тема статьи? Какие проблемы волнуют автора?
  2. Каков стиль статьи? Какими языковыми особенностями текста можно подтвердить вывод?
  3. Из каких произведений русской классической литературы можно подобрать примеры для аргументации позиции автора? (Тургенев «Певцы», Лесков «Очарованный странник »)
  4. Можно ли считать эту статью эссе? Почему?
  5. Пунктуация: Найдите случаи постановки//непостановки запятой перед союзом КАК, выпишите эти предложения, графически обозначьте условия выбора знака. (1 вариант – 1,2 абзацы; 2 вариант – 3,4 абзац)

VII. Домашнее задание (1 минута)

  1. Списать весь текст, расставив знаки препинания и вставив пропущенные буквы. Сгруппировать слова с пропусками по видам орфограмм.
  2. 1 ряд - отметить лексические особенности текста, приготовить толкование национальной лексики, её функции в тексте; 2 ряд – отметить все виды тропов в тексте, их функции в тексте; 3 ряд – отметить фигуры речи, их функции в тексте.
  3. Приготовить (устно) ответ на вопрос: Как в настоящее время «нам песня строить и жить помогает»?

VIII. Подведение итогов занятия (2 минуты)

Что дал вам сегодняшний урок? Удивились ли вы сегодня чему-то?

Использованная литература

  1. Д.Э.Розенталь. Справочник по синтаксису и пунктуации. – Любое издание.
  2. Пособие для подготовки к централизованному тестированию по РЯ.- Ростов на Дону: Феникс, 2002.
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку:10-11 классы. – Москва, ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЕ по РЯ…- Москва, ПУ «Первое сентября», 2007

Рассыпал месяц по небу звезды,
снежинки землю укрыли снова.
морозно, ветер, уснули птицы,
ну отчего так зима сурова.

Весны нам ждать еще очень долго,
тепла вновь хочется, солнца, света.
и спит заснеженный, милый город,
любовью граждан своих согретый.

С неба звезды спадают белые
Нескончаемой чередой.
Два зрачка твоих тёмно-серые
Наблюдают за их игрой.

Неотрывно глядят, любуются..
Дождь пошёл, и свет звёзд погас.
А ресницы твои целуются,
Укрывая свеченье глаз.

Тьма подходит с кошачей прелестью,
Понимаю: один я, ночь.
Сна обрывки порхают с шелестом -
Их твой образ отправил прочь.

Я увидел, как в небе зажигаются Звезды,
И в себя обратил реку слов. Может поздно?

Я смотрел на озера, что светились безмолвно -
То ли душами звезд, то ли собственной искрой.

Я дословно молчал, но творил баснословно,
И поток направляя энергии чистой

Осознал, для чего мне дана была речь:
Самому чтоб однажды такую Зажечь.

Лето, сумерки ночные,
Растворяют горизонт.
Соловьи поют шальные
Вдоль проселочных дорог.

День промчался незаметно,
Скрылся в розовый туман.
День растаял, словно не был,
Словно сон травы дурман.

Утихает вольный ветер
В сочных травах луговых,
Нагулявшись на просторах
Среди сосен вековых.

Зажигает небо звезды
Цветомузыку ночи,
По обочинам дороги
Изумруды светлячки.

Звезда на небе,
Звезда на земле,
Прикосновение твоих губ
Можно почувствовать только во сне!
Теплота твоего тела
Из сердца исходит оно,
Быть может смело
Согреешь ты и моё!
Звёзды не стареют,
Не стареет и любовь…
Они не умеют,
Любимой будешь вновь и вновь!
Я шепчу тебе глазами…
Как с тобою хорошо…
Ты подаришь мне губами...
Счастье, мысли и тепло!!!
Я доверюсь небу, звёздам...
Я скажу, что ты звезда,
Будешь светиться ярче,
Буду светиться и я!!!

Звезда горит в туманном небе,
Спокойством дышим небосклон.
Там запахи ржаного хлеба
Развеет вмиг аккордеон.

И ярче всех горит Юпитер,
Среди столичных фонарей,
И во главе - Луна-царица,
Сверкает лучше всех огней.

Танцуют вальс ночные тучи,
Бессменный ветер гонит тишь.
Один за век, один лишь случай,
Когда во сне ты, но не спишь...

Небо темное,
Ветер с севера
Клонит мокрое
Тело пленное.
Духом стойкости
То противится
Не сломается,
Не сщетинится.
Пошлют по миру
Не обидится
Ибо не к чему
Таить злобину,
Ибо не к кому
Нести здравствие
Всё одно ему-
Все желания,
Все старания
Спрятать за душу.
Чтоб не видели
Глазки темные,
Не обидели
Неуемные.
Отпустили бы
Мне лучи встречать
Солнца яркого
После мрачности,
Неба слёзности.
Я бы сам пошёл
К свету белому,
Миру...