Знакомимся с числом и цифрой 0. Познание. Построение выхода из проблемной ситуации

Конспект занятия по математике

Знакомство с 0.

Цель: Познакомить с числом и цифрой 0.

Задачи.

Образовательные: Образование числа 0, его место в числовом ряду.

Развивающие: Развитие логики мышления, математической смекалки.

Воспитательные: Прививать любовь к математике.

Оборудование: плоскостные персонажи сказки «Колобок»; цифра 0. Раздаточный материал: на столах у детей крупные семена тыквы, фасоль, цветные палочки.

Ход занятия.

    Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память; воспитывать честность.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

    – Ребята, скажите, что такое сказка? (Это когда, что-то волшебное).

- А вам хотелось бы попасть в математическую сказку? Тогда давайте отправимся в путешествие.

Ребята, ну-ка возьмите в руки бинокль (руками изобразить бинокль), что же вы видите? (На доске появляется изображение колобка). (Колобок убежал от бабушки).

Давайте вспомним начало сказки. (Дети вместе с воспитателем вспоминают).

- … Катится, катится Колобок, а навстречу ему Заяц (на доске появляется изображение зайца).

Колобок, Колобок я тебя съем!

Не ешь меня Зайка, лучше дай мне задачи решить.

Давайте поможем Колобку решить трудные задачи, иначе Заяц его съест! (Дети решают задачи: карточка из картотеки «Праздник числа», «Думай, считай, отгадывай!» Задачи на сообразительность -0-:

Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?

(Нисколько).

На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?

(Нисколько, так как на иве груши не растут).

Заяц отпустил Колобка.

А, вы, ребята, догадались, с какой цифрой мы сегодня познакомимся?

Правильно, ноль!

Ну почему мы попали именно в эту сказку?

Как вы думаете? (Колобок похож на 0).

На что ещё похожа цифра 0? (карточка «на что похожа цифра?»).

Не ешь меня, Волк, лучше вопросы трудные и задания интересные задавай!

(Карточка. Задачи в стихах -0-). Задача про гусей.

Семь рассерженных гусей,
Семь отчаянных друзей
Ходят-бродят: «Га-га-га!»
Тут хозяйка позвала их: -
Есть хотите? - Да-да-да!
И пошли ватагой всей
Семь рассерженных гусей.
Семь гусей ушли кормиться,
Сколько же осталось птицы?

(Нисколько).

Дети во время задачи выкладывают у себя на столе семена тыквы, фасоль. Покажите ответ, выложите цифру 0 из палочек. Давайте покажем в воздухе как правильно написать цифру 0.

А теперь выведите пальчиком на ладошке друг друга эту цифру, теперь на спинах друг друга.

Вы и Колобок справились с заданием. Волк отпустил колобка.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Медведь, лучше задание мне и детям давай. (Карточка. Задачи в стихах -0-… Повезло опять Егорке…, Барсучиха - …)

Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?

(Нисколько)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?

(Молча не ждет никто, а с ревом ждут двое)

Дети решают задачи.

Отпустил Медведь Колобка.

Катится, катится, Колобок, а на встречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, Лиса, скажи, что ребятам сделать, чтобы ты меня не съела.

Лиса предлагает детям открыть прописи и выполнить задания. Самостоятельная работа детей. Лиса отпускает колобка.

Анализ, итог занятия:

Ребята, если бы Лиса съела Колобка, то, что бы от него осталось? (ничего, ноль).

С какой цифрой мы сегодня познакомились?

На что похожа эта цифра?

Если вам понравилось занятие то покажите большой палец кверху, а если вам было скучно то покажите большой палец к низу.

Романовская Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №19
Населённый пункт: город Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Математика 1 класс Начальная школа 21 век. Число 0
Дата публикации: 31.10.2016
Раздел: начальное образование

Математика 1 класс «Начальная школа 21 век»
Тема:
Знакомство с числом и цифрой 0.

Ц е л ь:
Создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Познавательные: общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов. Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия. Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования. Этапы урока Ход урока 1.Орг. момент. - Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! - Проверка готовности детей к уроку. 2.Устный счет. - Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. - Какие правила нам необходимо соблюдать, чтобы наш урок прошёл успешно? - Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А зачем? Что вам это дает? - Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики. Приготовьте веер цифр и покажите только ответ. (картинки с изображением предметов) - Что показывала вам я? (число предметов) – А вы мне давали ответ? (цифра, которая обозначает число данных предметов) - Игра «Заселим домик» (работа в парах) -Проверка.
СЛАЙД

3. Введение в тему урока. Целеполагани е урока.
СЛАЙД
- Сколько на рисунке красных фигур? Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр. - Сколько на рисунке зеленых фигур? -Сколько на рисунке треугольников? - Сколько на рисунке синих фигур –Как же нам обозначить количество синих фигур? - Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (Знакомство с числом и цифрой 0.) - Откройте учебник с.50 , прочитайте тему урока - А чтобы вы хотели узнать о цифре ноль? – Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль». - Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек?
-
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. - Где мы должны поставить 0 в числовом ряду?
СЛАЙД
- А где в жизни мы встречаемся с этой цифрой?
СЛАЙД
- На что похожа цифра 0?
СЛАЙД
4. Изучение нового материала. 1. Работа по учебнику с. 50 Найдите тему в учебнике и прочитайте.
1. Задание 1 (с. 50).
– Сколько пирожков лежит на тарелке? (9.) – Все пирожки съели. Сколько пирожков осталось на тарелке? (Ни одного пирожка.) З а п и с ь: 9 без 9 – это  . 9 – 9 =  .)
2. Задание 2 (с. 50).
– Рассмотрите рисунки. Сколько было уток? (3.) – Сколько стало уток? (Ноль.) Сколько уток улетело? (3 утки.) З а п и с ь: 3 – 3 = 0. – Сколько птиц было в клетке сначала? (Ноль.) – Сколько птиц стало? (2.) Сколько птиц посадили? (2.) З а п и с ь: 0 + 2 = 2.

3. Задание 3 (с. 51).
– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0. – Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0. – Сколько шагов от числа 0 до числа 4? (Четыре шага.) – Сколько шагов от числа 0 до числа 5? (Пять шагов.) – Сколько шагов от числа 0 до числа 8? (Восемь шагов.) - Какое место занимает ноль в ряду чисел? (Стоит перед 1.) - Почему? (Потому что ноль - самое маленькое число.) 5.Физминутка -Настало время отдохнуть. Первоклашки дружно встали, И зверятами все стали. Потоптались как слонята, Повертелись как лисята, Поскакали как зайчата. Как жирафы потянулись, И друг другу улыбнулись. Вперевалочку, как мишки Дружно сели все за книжки. 6. Закрепление изученного материала.
4. Задание 5 (с. 51).
– Сколько вертолетов на рисунке? (3.) Кораблей? (4.) Машин? (6.) – Придумайте вопросы со словами «на сколько больше», «на сколько меньше». Варианты вопросов: а) На сколько вертолетов меньше, чем кораблей? б) На сколько вертолетов меньше, чем машин? в) На сколько кораблей больше, чем вертолетов? г) На сколько кораблей меньше, чем машин? д) На сколько машин больше, чем вертолетов? е) На сколько машин больше, чем кораблей?
6. Задание 6 (с. 51).
– Рассмотрите первый рисунок. Что делает волк? – Сколько было цветов? (5.) Сколько цветов сорвал волк? (3.) – Подберите схему к этому рисунку. З а п и с ь:  без  – это  5 без 3 – это 2 5 – 3 = 2 – Рассмотрите второй рисунок. Что делает заяц? – Сколько росло морковок? (8.) – Сколько морковок сорвал заяц? (2.) – Подберите схему к этому рисунку.
З а п и с ь:  без  – это  8 без 2 – это 6 8 – 2 = 6
III. Работа в печатной тетради
· Письмо цифры 0: ориентация на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Учитель демонстрирует таблицу написания цифр. – Рассмотрите, как пишут цифру 0, обозначающую число н о л ь, и поучитесь ее правильно писать. Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. – Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля. Далее учащиеся работают по образцу. · Получение и чтение записей вида: 3 и 0 – это 3. · Составление разных вопросов со словом «сколько?» по заданному рисунку. · Поиск треугольников в фигуре. · Установление закономерности в записи цифр и письмо цифр в соответствии с установленной закономерностью. · Тренировка в написании изученных цифр. 7 . Итог урока. Рефлексия. – Что нового узнали на уроке? – Какую цифру научились писать? - Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0? – Что обозначает число 0? - Какую цель мы сегодня перед собой ставили? - Мы её достигли? Почему? - Над чем ещё нужно поработать?
Оцените свою работу на уроке ФИШКИ

Конспект занятия по формированию математических представлений дошкольников.

Педагог дополнительного образования Коротченко Л.Н.

Занятие проводится с дошкольниками 4-5 лет в форме путешествия в другое время года. В ходе путешествия дети сталкиваются с

проблемной ситуацией, ищут пути ее решения. Играя на занятии, они учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости

относительно себя. Совершенствуются навыки счёта детей. Развиваются мышление, внимание, память, воображение, умение

сотрудничать.

Тема: Ч исло 0. Цифра 0.

Задачи :

    Развивать мышление, память, внимание , речь, моторику, творческие способности детей.

    Воспитывать доброту, бережное отношение к природе, аккуратность, о рганизованность, самодисциплину, умение работать в паре.

    Познакомить с числом и цифрой 0. Формировать пространственные и временные представления, умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, совершенствовать навыки счёта:количественного и порядкового, закреплять знания цифр и умение соотносить количество предметов и цифры.

Оборудование : магнитофон, кассета с записью «волшебной» музыки, пения птиц; бабочки с точками (от 0 до 9) на лапках по количеству детей, цветы с цифрами от 0 до 9, цветные трубочки(аналоги палочек Кюизенера цилиндрической формы), игрушка- лягушка, мяч, раздаточные наборы для аппликации летнего пейзажа, игра «Муха».

Ход занятия.

1.Орг анизационный м омент.

Звучит «волшебная» музыка.

Дети рядом с педагогом.

П.- Какое сейчас время года? (Весна.)

- Какое время года наступит после весны? (Лето)

- Вы любите лето?

Давайте на несколько минут перенесёмся в это время года на лесную полянку. Представьте себе, что светит яркое солнце, поют птицы(звуки пения птиц), цветут цветы(по кабинету развешаны цветы с цифрами от 0 до 9, цветок с цифрой 0 перевёрнут), летают и ползают разные насекомые.

Вот и на нашей полянке сидят бабочки. (На ковре лежат бабочки по количеству детей. Одна из них отличается цветом, другая-размером, третья- формой крыльев. У каждой бабочки на лапках точки от 1 до 9.)

Осторожно, не раздавите их ногами. Они такие красивые и беспомощные.

2. Логическое задание

« Какая бабочка лишняя?»

Цели: развитие логического мышления, внимания.

Дети называют лишних бабочек по размеру, цвету, форме.

3.Повторение пройденного.

Игра « Дождик».

Цели: закрепление знания цифр от 1 до 9, умения считать и находить соответствующую посчитанному количеству цифру.

П.- Когда летом солнце прячется за тучки, и начинается дождь, насекомые заползают под лепестки цветов.

Как только солнце спрячется (погаснет свет в кабинете), помогите бабочкам найти их цветок.

(Дети берут по одной бабочке, считают точки на их лапках и бегут под цветок с соответствующей цифрой. Педагог смотрит, не ошиблись ли бабочки.)

4.Проблемная ситуация. Введение нового материала.

Цели: знакомство с цифрой 0,числом 0.

Выглядывает солнце. Дети играют в игру «Дождик» второй раз.

Педагог незаметно для детей меняет одну бабочку с точками на бабочку с пустой карточкой.

Почти все бабочки находят свои цветки. Только одна не знает, куда ей лететь. Что делать? Под какой цветок спрятаться этой бабочке?

Дети предлагают свои версии. Все предложения выслушиваются.

Находятся дети, которые уже знают цифру 0. Переворачивается цветок с цифрой 0.

П.- Этот ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

Дети повторяют стихотворение.

5. Закрепление нового.

Дети играют в игру «Дождик» третий раз.

6. Игра с мячом« Мяч налево, мяч направо»

Цели: развитие умения ориентироваться в пространстве.

Дети встают в круг. В руках у одного ребёнка мяч. Педагог говорит детям, в какую сторону передать мяч, налево или направо.

Можно перед занятием нарисовать детям на правой ладошке букву П(право).

7. Игра «Лягушка».

Цели:отработка навыков количественного и порядкового счёта, закрепление знания цветов.

На полянке «построены» для детей цветные ступеньки из брёвен(цветные трубочки). Дети считают их сначала в прямом и обратном направлении, затем по порядку слева направо.

По просьбе педагога дети отворачиваются, а лягушка в это время прячется за бревно. Педагог сообщает детям, за которым по счёту бревном спряталась лягушка, если считать слева направо, дети называют его цвет. Можно играть иначе. Педагог называет цвет бревна, а дети называют его порядковый номер(слева направо).

8. Игра «Муха»

Цели: игра помогает научиться ориентироваться в пространстве листа,закрепить понятия «влево-вправо», «вверх-вниз», развивает внимание, память.

После прогулки мы вернулись в комнату. Летом надоедают назойливые мухи. Давайте их поймаем и посадим в мешок.

В центре комнаты сидит муха, которая пытается вылететь за ее пределы. За один ход она может пролететь только одну клетку. Я буду говорить, куда муха полетела, а вы внимательно следите за её передвижением. Как только она вылетит за границы комнаты, хлопайте в ладоши, чтобы её поймать. Если успели хлопнуть, то сажаем муху в мешок, а если мухе удастся вас запутать, то она вылетает в окно. Начинаем. Муха вверх, муха вправо, муха вправо (хлопок).

В конце игры педагог спрашивает, сколько мух осталось летать(ноль), сколько в мешке, сколько улетело в окно. Ответ дети показывают на пальчиках.

9. Аппликация «Лето».

Цели: развитие умения ориентироваться на плоскости, умения работать в паре.

Каждой паре детей раздаются наборы для аппликации.

1вариант.

Педагог «диктует»рисунок. Например: солнце светит в левом верхнем углу, лягушка сидит в правом нижнем углу, бабочка летает над лягушкой, облако плывёт в правом верхнем углу, мяч - в левом нижнем углу.

Дети выполняют работу под диктовку, договорившись вначале, кто будет класть первую картинку, кто следующую.

2вариант.

Педагог предлагает детям самим составить картину. (Развитие творческих способностей).

После работы можно задать детям вопросы по расположению предметов на картине, по количеству предметов.

10. Итог занятия.

Эмоциональная оценка занятия. Рефлексия групповой и собственной деятельности.

Список литературы:

. Сунцова А.,Курдюкова С. Учимся ориентироваться в пространстве. Рабочая тетрадь. -Спб.: Питер, 2008.

Корепанова М. В., Козлова С. А. «Моя математика» для старших дошкольников. Методические рекомендации для педагогов. -М.: Баласс, 2008.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. -Изд. 4-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. -М.: Издательство Ювента, 2010.

Эйбова Дильшад

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по

формированию элементарных математических представлений

у детей подготовительной группы 7-года жизни

«, с цифрой 0 »

Воспитатель : Эйбова Д. А.

Байконур, 2019 г.

Тип НОД : комбинированное занятие по сообщению новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, а также обобщению и систематизации знаний.

Вид НОД : комплексное занятие

Тема НОД : «Знакомство с составом числа 10 из единиц , с цифрой 0 »

Возрастная группа :дети седьмого года жизни

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Метода и приемы :

Словесный : вопросы, беседа, пояснения.

Игровой : дидактические упражнения.

Практический : решение поставленных задач.

Работа над словарем : последующий и предыдущий.

Приемы руководства деятельностью детей :

1) Прием постановки цели.

2) Прием организации практической деятельности : беседа, показ, объяснение.

3) Приемы оценки и самооценки : поощрение, самооценка

Программное содержание :

Цель :усвоить знания о составе числа 10 из единиц , с цифрой 0 , повторить и закрепить ранее усвоенные знания.

Задачи :

1) Обучающие :

познакомить с составом числа 10 из единиц .

познакомить с цифрой 0 .

2) Развивающие :

Продолжать учить находить предыдущее число к названному , последующее число к названному .

Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.

Продолжать формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами : сначала, потом, до, после, раньше, позже.

3) Воспитательные :

Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.

Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.

Оборудование :

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мяч, матрешка, картинки с изображением времен года, карточки с цифрами от 0 до 9 , 9 карточек с изображением грибов, магнитная доска, 3 непрозрачных ведерка с разным количеством гороха.

Раздаточный материал. Карточки с цифрами от 0 до 9 , цветные круги (по 10 шт. для каждого ребенка) .

Структура занятия :

Вводная часть (3минуты) :

1) приветствие

2) наблюдение

3) знакомство с темой НОД

Основная часть (25 минут) :

1) игровое упражнение «Назови число »

2) игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы»

3) игровое упражнение «Сколько осталось»

4) игровое упражнение «Мишкина каша»

5) игровое упражнение «Что сначала, что потом?»

6) игровое упражнение «Назови соседей»

Заключительная часть(2 минуты) :

1) рефлексия

2) анализ занятия детьми

3) подведение итогов

Ход занятия:

Вводная часть :

Воспитатель : (дети сидят за столами) Доброе утро дети! Давайте понаблюдаем, какая погода за окнами детского сада?

Дети : пасмурная, ветреная, дождливая.

Воспитатель : Скажите, это признаки , какого времени года?

Дети : осень.

Воспитатель : Вспомните название месяца.

Дети : октябрь.

Воспитатель : Скажите, какой день недели?

Дети : среда.

Воспитатель : Правильно! Молодцы! А какой он по счету?

Дети : третий.

Воспитатель : А по средам мы с вами знакомимся с цифрами , геометрическими фигурами и т. п. Вам, как будущим школьникам нужно быть очень внимательными, т. к. эти знаний очень пригодятся вам в школе. Сегодня мы познакомимся с составом числа 10 и цифрой 0 .

Основная часть :

Игровое упражнение «Назови число » .

Воспитатель : на доске изображены цифры от 1 до 10 . Посчитайте их.

Дети : (считают)

Д : порядковый счет, обратный.

В : У числа есть два соседа : одно число на один меньше , оно предыдущее, другое на один больше, оно последующее. Назовите предыдущее число числа пять

Д : (отвечают, потом встают полукругом) .

Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.

Игровое упражнение «Соберем разноцветные бусы» .

В : У вас на столах есть пеналы с набором разноцветных геометрических фигур. Посмотрите, к нам в гости пришли матрешки, давайте посчитаем их. Сделайте нашим матрешкам украшения – бусы. Задание следующее- бусы должны состоят из геометрических фигур.

По окончании выполнения задания педагог уточняет : «Сколько бусинок вы взяли? Сколько бусинок какого цвета?

Игровое упражнение «Сколько осталось?» .

На доске цифровой ряд (от 1 до 9) .

В : разложить на столе карточки с цифрами от 1 до 9 в порядке увелечения. Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

В : Посмотрите на доску. Сколько грибов на доске.

Д : отвечают (правильный ответ 9) .

В : Ребята, покажите соответствующую карточку с цифрой .

Воспитатель начинает справа налево убирать по одному кругу, а дети показывают цифрой , сколько кругов осталось. Когда не останется ни одного круга, воспитатель объясняет : «Есть цифра , которая показывает, что здесь нет ни одного предмета. Это цифра ноль ».

Воспитатель показывает карточку с цифрой 0 , вместе с детьми обводит ее в воздухе и выкладывает в ряд перед цифрой 1 . Затем читает стихотворение :

Ноль похож на сто предметов -

От браслетов до беретов :

Круглый стол, кольцо, часы,

На кружочек колбасы,

Барабан, баранку, сушку…

И на лысую макушку.

А. Усачев

В : (вызывает3-их детей к столу, на котором расположены карточки с цифрами ) Дети отгадайте,загадку, а ответ найдите среди предложенных вариантов.

Сколько ручек у кота?

Сколько перьев у крота?

Сколько лапок у змеи?

А у белки чешуи?

Д : обосновывают свой ответ.

Игровое упражнение «Что сначала, что потом?» .

Нафланелеграфе разложены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.

В : Прилетели к нам метели,

Залепили снегом щели.

На окне стоит мороз,

Льдинкой росписи нанес.

Д : Зима

В : Полюбуйся,

Весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

И. Никитин.

Д : Весна

Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию нужнопоставили сначала, а какую потом.

В : Оно к нам пришло,

Стало сухо и тепло!

По дорожке прямиком,

Ходят ножки босиком.

В. Берестов.

Д : Лето

Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.

В :Она золото роняет,

Холод пташек угоняет…

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

О. Иваненко.

Д : Осень

Воспитатель уточняет место расположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку.

Дидактическая игра «Назови соседей» .

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже)

В : Я соткана из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я…

Д : Лето.

В : Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Д : Осень

В : Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Д : Зима

В : Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

Д : Весна.

В : молодцы!

Заключительная часть (2 минуты) :

Рефлексия :Ребята, у вас на столах лежат смайлики (веселый, грустный и злой) . Выберете и поднимите тот смайлик, который вы считаете нужным. Если вам занятие понравилось покажите веселый смайлик, если было не очень интересно грустный смайлик, и если вам было совсем скучно то покажите злой смайлик.

Анализ занятия детьми : Дети, чем мы сегодня занимались на занятии ?

Дети : повторяли цифры цифре и числе О .

Дети : повторяли цифры , делали бусы для матрешки, узнали больше о цифре и числе О .

Дети : игра с мячом «Назови число » , о последующих и предыдущих числах .

Что показалось легким?

Д : загадки о временах года

В : что понравилось больше всего?

Д : собирать бусы для матрешки.

Подведение итогов :

В : Ребята, вы большие молодцы, многое сегодня у вас все получилось! Давайте поднимем правую руку вверх и погладим себя по голове. Скажите : «Ах, какой я молодец!» .


Тема: Знакомство с числом и цифрой 0.

Цель : ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке, научить писать цифру 0;

Задачи:

Предметные: ознакомление с числом и цифрой 0; сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Число 0, его получение и обозначение. Навык счета в пределах 10.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Познавательные : общеучебные – выявление свойств нуля с помощью наглядных моделей, применение данных свойств при сравнении, сложении и вычитании чисел; письмо цифры 0, соотнесение цифры и числа 0, запись свойства нуля в буквенном виде; счет в пределах 10; логические – установление причинно-следственных связей; сравнение групп предметов.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия.

Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования.

Ход урока

1.Организационный момент.

Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!

Подготовим наши ушки - слушаем внимательно,

Подготовим свои глазки - будем наблюдательны.

Девиз нашего урока: «Знаешь- говори, не знаешь –слушай.» Как вы понимаете его смысл?

2. Актуализация знаний.

С чего начнем наш урок?

Зачем нужно повторять, то, что мы уже знаем?

Устный счет.

Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем и умеем?

1.- Какое задание можно выполнить с выражениями?

3+1= 4

7-2= 5

6-3= 3

9+1= 10

2+1= 3

Что можно сделать с ответами в примерах (сравнить, соседей назвать, следующее, предыдущее)

2. Задание -1 ученик выполняет у доски, составляет цифры в порядке возрастания. (проверка)

3.Игра « Называй – не зевай!»

1. У. Какое число называют при счёте после числа 8?

У. Перед числом 7?

У. Между числами 4 и 6?

У. Какое число больше на 1, чем 7?

У. Увеличьте 6 на 1.

У. Увеличьте 8 на 1.

У. Уменьшите 6 на 2.

У. Уменьши 5 на 1.

4. Работа в парах. (Соблюдаем правила работы в паре)

Постановка проблемы

У. Морковки разложили на тарелки, Вам нужно соединить цифры с количеством морковок.

Проверка У каждого ученика на парте лежит шаблон, с которым они работают. Затем задание проверяется.

У. А здесь можем выполнить?

Д. Нет

У. Почему?

Д. Так эта тарелка пустая, и подходящей цифры нет.

- Как вы думаете, какая должна быть цифра? Кто ее подписал?

Какая тема урока?

3.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о числе и цифре 0.

Цель: научиться писать эту цифру.

И узнать место ее в числовом ряду.

4. Работа над новой темой

Как можно получить любое натуральное число?

В результате определения количества, порядка.

В результате измерения величин.

В результате арифметических действий.

    Исследование.

Исследуйте, можно ли получить так же число 0.

Перед вами лист исследования.

Нарисуйте 0 крокодилов. 0 медведей, 0 слонов, 0 кругов...

Начертите отрезок длиной 0 см.

Налейте 0 литров воды.

Сколько дедушек учится в твоём классе?

Сколько говорящих собак ты знаешь?

Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?

Придумайте похожие вопросы. О чём они будут?

К какому выводу пришли?

0 – целое неотрицательное число. не натуральное. Его можно получить только в результате действий. Однозначное, стоит перед 1, ненатуральное)

Где стоит в числовом ряду?

Вот он, посмотрите на него. Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорят: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль.

Д. 20, 30, 100 и т.д.

У. В Венгрии, в Будапеште, поставлен пятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Вот он, посмотрите на него (слайд № 11) .

В народе говорят : - Кто знает, что значат эти выражения?

С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.

Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

А сейчас мы проверим, какое внимание у вас.

2.Первичное закрепление.

1.Работа с учебником с.70

У. Сколько листочков было на веточке?

Д. 3.

У. Что случилось?

Д. Упал один листок.

У. Сколько осталось листочков?

Д. 2.

У. Как его записали?

Д. 3 – 1 = 2.

У. Увеличилось или уменьшилось число листочков?

Д. Уменьшилось.

У. Как это записать?

Д. 2 < 3.

У. Сколько листочков осталось, когда упал последний лист?

Д. Нисколько.

У. Как это записали?

Д. 1 – 1 = 0.

У. Что меньше: 0 или 1?

Д. 0 < 1.

У. Где займёт место число 0 в ряду чисел?

Д. Перед 1.

У. Почему?

Д. Так как 0 меньше 1.

У. Сколько всего было ягод на ветке?

Д. 5.

У. Сколько стало?

Д. 0.

У. Как это записали?

Д. 5 – 5 = 0.

Аналогичная работа проводится с наглядностью (3 – 3 = 0, 6 – 6 = 0).

У. Что заметили? Как можно получить 0?

Д. Если из числа вычесть это же число, то получится 0.

Приведите свои примеры а-а=0

2.Повторение. с.71.

3.Работа в тетради. На что похожа цифра 0?

Давайте научимся писать цифру ноль. Печатная прямо. Письменная цифра цифра с наклоном. Рассмотрите образец. (слайд 13)

Откройте тетради на странице 26 .

Пропишите цифру в тетради. Поставьте точки под самыми красивыми цифрами.

Давайте найдём место нуля в ряду чисел. 0 меньше любого натурального числа. Пропишите в тетради.

Возьмите карандаш. Соедините линиями соответствующий рисунок.

Интересные факты о числе 0

Индийцы называли нуль - суньей, что означало “пустой”, и в начале обозначали точкой. В разных странах эту цифру ещё называли оном, потому что она была похожа на букву о, постепенно кружок стал обозначать ничего, так и родилась цифра 0 полторы тысячи лет назад в Индии. Ноль был присоединён к цифрам. А сколько всего цифр? (10).

VIII. Итог урока.

Что мы теперь знаем о числе 0?

Значит ноль ничего не значит?

Ребята, а в жизни вам пригодится умение писать цифру 0?

Что обозначает число 0?

Рефлексия:

Какая у нас была учебная задача? (познакомиться с числом и цифрой 0)

Мы её решили?

Вы довольны своей работой?

А мне понравилось, как вы работали. Вы были активны, старались. Спасибо вам за урок. Похлопали себе.

Подумайте и скажите, в жизни, где вам приходилось встречаться с 0?

Расскажите по схеме:

Я знаю

запомнил

Примерно : смог

Знаю, как пишется цифра 0 и знаю, что означает число нуль

Я запомнил где стоит число 0 в ряду чисел, как оно получается.

Я смог правильно написать цифру 0 и составил верно равенства и неравенства.

Задания на карточках:

    Сравни:

0 … 1 6 … 0 0 … 4

0 … 5 2 … 0 3 … 0

Сделай вывод:

0 (больше, меньше, равен) любого натурального числа.

    Обозначь место 0 на числовом луче.

1 2 3 4 5 6 7 8 9