День семьи, любви и верности в России: история и традиции праздника. День семьи, любви и верности. День Петра и Февронии Муромских Сегодня день петра и февронии

Cегодня 8 июля (25 июня по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Преподобномученицы Февронии девы (ок. 304). ** Благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночесве Евфросинии), Муромских чудотворцев (1228).
Мучениц Евфросинии и Феодоры. Святых Константина и Феодора. Преподобномучениц Леониды, Ливии и Евтропии (IV). Преподобных Симеона (V); Дионисия (после 1380) и Дометия (XIV), сподвижника его, Афонских. Преподобномученика Прокопия Смирнского (1810). Священномучеников Николая (Брянцева) и Василия пресвитеров (1918); преподобного Никона (Беляева) Оптинского, исповедника (1931); священномученика Василия пресвитера (1940).

Святые Петр и Феврония

Петр и Феврония – покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.
Благоверный князь Петр вступил на муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел тяжелой болезнью, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, красивой, благочестивой и доброй девушкой. Понравившись друг другу, они договорились жениться. Когда же по молитве Феврониии исцелился князь, он, испугавшись бояр, не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, а Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню из «простушек», заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. В Муроме же началась смута, начались убийства. Тогда опомнились бояре, решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись. Феврония же сумела заслужить любовь горожан. Скончались они в один день - 8 июля 1228 года. Сначала их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены была святая семья в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по инициативе Иоанна Грозного в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято - Троицкого монастыря в Муроме.

Святые Петр и Феврония были примерными супругами, поэтому прибегают к ним супруги с молитвами о своем счастье.

Память преподобного Оптинского старца Никона, исповедника

Преподобноисповедник Никон (в миру Николай Митрофанович Беляев) родился 26 сентября 1888 г. в Москве в большой и дружной благочестивой купеческой семье. Еще в юности Николай и его младшийй брат Иван решили уйти в монастырь и по жребию избрали Козельскую Введенскую Оптину пустынь. 27 февраля 1907 г. братья приехали в Оптину и 9 декабря были приняты в число скитской братии.

Преподобный Варсонофий как-то особенно отметил Николая, и в октябре 1908 г. Николай был назначен его письмоводителем, в 1915 г. был пострижен в мантию с именем Никона, а в 1917 г. удостоился сана иеромонаха. После революции на иеромонаха Никона обрушились скорби - преследования, обыски и аресты от безбожных властей. После окончательного закрытия Оптиной пустыни летом 1923 г. настоятель, преподобный Исаакий (Бобриков) передал ключи от Казанского храма преподобному Никону, благословив служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преподобный Нектарий стал направлять своих чад к преподобному Никону. Изгнанный из обители в июне 1924 г., он поселился в Козельске, служил в храме и принимал народ. В июне 1927 г. он был арестован и три года провел в узах на Кемском пересыльном пункте, а затем, больной тяжелой формой туберкулеза, был приговорен к ссылке в Северный край, в город Пинегу.

Больной, он долго скитался без жилья, затем был вынужден заниматься тяжким телесным трудом. Умирающего преподобного Никона отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез к себе. В день своей блаженной кончины 25 июня 1931 г. старец Никон причастился, прослушал канон на исход души. Промыслом Божиим на погребение блаженнопочившего старца собралось двенадцать человек одних священнослужителей. Старец был отпет по монашескому чину и погребен на кладбище села Валдокурье.

Другие Церковные и Православные праздники в июле

Мученика Иулиана Тарсийского. Мученика Иулиана Египетского и преподобной Василиссы и с ними святых мучеников Келсия, Мариониллы, Анастасия, Антония пресвитера, двадцати воинов и седми отроков. Преподобной Анастасии, матери святителя Саввы, первого архиепископа и учителя Сербского. Преподобного Максима Грека...


Отношения Петра и Февронии - пример любви, верности, преданности и самопожертвования - тех качеств, без которых невозможно построить счастливую семью, поэтому неслучайно день памяти святых Петра и Февронии последние годы отмечается как Всероссийский день семьи, любви и верности. Обычно о жизни святого и смысле его духовного подвига мы узнаем из его жития, но история святых Петра и Февронии исключение. Достоверно известно только то, что они жили в городе Муроме в XII в., все остальные сведения почерпнуты из "Повести о Петре и Февронии Муромских", написанной в середине XVI века церковным писателем Ермолаем-Еразмом. Фамилия его нам неизвестна, сам себя он называл Прегрешным.

В начале царствования Ивана Грозного, митрополит Московский Макарий решил собрать жизнеописания всех русских святых воедино. Так появились "Великие Минеи Четьи" (ежемесячные чтения). Среди авторов, привлеченных к работе, был и Ермолай (монашеское имя Еразм), которому поручили собрать сведения о Муромском князе Петре и его жене Февронии. В народе их почитали чудотворцами и к их могиле приезжали просить благословения на счастливый брак Обычно жития святого - это скрупулезное исследование, в котором нет места фантазии. Но то ли потому, что строгие рамки жития были тесны талантливому писателю, то ли потому, что сам духовный подвиг этих святых - их любовь друг к другу, не могла не вдохновить Еразма, но в итоге он написал не канонические по форме жития, а повесть, полную сказочных приключений и любви. В "Минеи Четьи" труд Ермолая-Еразма не включили, зато русская литература обогатилась шедевром. Конечно, сейчас сквозь наслоения веков и сказочного вымысла трудно восстановить реальность, но, тем не менее, сама святость Петра и Февронии никогда не оспаривалась. И, то, что мы сейчас рассматриваем их духовный подвиг через призму художественного вымысла, сути не меняет. "Тайна сия велика", - говорил о браке и любви апостол Павел. Духовный подвиг святых Петра и Февронии - это подвиг любви. Любви как высшего единения двоих, любви, которая выше и сословных перегородок, и корысти, и даже самой смерти.

Петр был младшим братом князя Муромского Павла. Еразм начинает свой рассказ с того, что к жене Павла повадился ходить дьявол. Желая соблазнить ее, он каждый раз принимал обличье самого Павла, так что никто не мог понять, где Павел, а где дьявол. И только Петр смог распознать дьявола и сразил его мечем. Издыхая, дьявол обрызгал Петра кровью, так что тот заболел - по телу его пошли язвы. Никто, повествует дальше Еразм, не мог излечить Петра, и только Февронья пообещала помочь ему, но при условии, что он женится на ней. Не веря в то, что из этого что-то выйдет и ему придется держать слово, Петр согласился. Февронья, хотя и была дочерью простого древолаза - ее отец собирал мед диких пчел, но обладала даром целительства. Петр выздоровел, но жениться не спешил, и тогда болезнь снова вернулась к нему. Тут уж Петр не стал медлить, и они зажили счастливо. Вскоре умер Павел, и Петр должен был стать князем. Но спесивые бояре не захотели, чтобы их княгиней была простая крестьянка, и поставили Петра перед выбором: либо отпусти Февронию, найди себе княжну и садись на престол, либо не бывать тебе князем. Петр выбрал жену. А Феврония, обладавшая даром прозорливости, утешала приунывшего Петра, говоря, что испытание ненадолго. Действительно, чванливые бояре перессорились, так и не решив, кто же будет править Муромом, и, в конце концов, позвали Петра назад. Петр и Феврония "управляли градом со справедливостью и кротостью, а жили с любовью и в счастии". Интересен такой эпизод, описанный Еразмом. Однажды Феврония плавала по реке на лодке, и один боярин начал оказывать ей знаки внимания. Тогда Феврония предложила ему зачерпнуть пригоршню воды с правой стороны борта и с левой, и отпить из каждой - тогда еще можно было пить речную воду, не отравившись. Воспылавший страстью боярин отпил, и Феврония спросила его, есть ли в воде разница. "Нет, вкус один", - отвечал ухажер. "Так же одинаково и женское естество, напрасно ты забыл жену и думаешь о другой", - отвечала Феврония.

В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой. Вот как рассказывает Еразм об их кончине. Почувствовав приближение смерти, Петр послал к Февронии посыльного со словами: "Пришло время, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу". Феврония в это время вышивала для храма лики святых и сказала: "Подожди еще, не окончила я работы". Но Петр торопил: "Отхожу к Богу и не могу тебя более ждать…" Тогда, на третий раз, Феврония воткнула иголку в незаконченную работу и испустила дух: В один день и час с мужем. Но на этом чудеса не кончились.

Зная, что Петр и Феврония приняли монашество, глупые горожане решили, что не гоже им, монахам, лежать в гробу рядом, и положили каждого в отдельный гроб, причем поставили их в разные церкви. Но наутро обнаружили оба тела рядом в каменном гробу. Посчитав это недоразумением, горожане на ночь перенесли тела назад, но на следующее утро опять нашли их вместе. После этого никто уже не посмел разлучать Петра и Февронию. В Библии сказано: "Муж и жена плоть едина". Такая любовь, такое взаимопроникновение любящих, было редкостью, чудом и тайной и в XII веке, и в XXI. Но и тогда, и сейчас люди понимают всю ценность такого чувства, и именно поэтому не иссякают потоки верующих, которые молятся святым Петру и Февронии, желая приобщиться к такой божественной полноте любви. Именно поэтому день памяти святых Петра и Февронии празднуется сегодня как Вероссийский день семьи, любви и верности.

Даже в современном мире брак Петра и Февронии является эталоном для влюбленных и супружеских пар. Праздник, посвященный святым, имеет богатую историю и множество традиций и обычаев, которые являются актуальными по сей день. Из нашей статьи вы узнаете о том, как отметят День семьи, любви и верности в 2018 году.

С давних времен Петр и Феврония считаются покровителями семьи и брака. Влюбленные пары обращаются к святым с молитвами о любви и семейном благополучии . Именно в честь их почитания ежегодно 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Традиция отмечать этот необычный праздник была установлена еще в 2008 году и по-прежнему остается популярной..

История праздника

Согласно легенде, однажды муромского князя Петра одолела сильная хворь, которую не мог исцелить ни один лекарь. С каждым днем мучения больного становились сильнее, и тогда ему посоветовали обратиться к крестьянке Февронии. Ответив согласием на просьбу князя, крестьянка потребовала, чтобы взамен Петр взял ее в жены. Однако как только болезнь покинула его, князь уехал, нарушив свое слово. Спустя время он почувствовал себя хуже, из-за чего ему вновь потребовалось отправиться к Февронии. После излечения Петр наконец-то согласился жениться на крестьянке, о чем впоследствии не пожалел. На протяжении долго времени они были счастливы и любили друг друга, а после приняли монашество и прожили остатки жизни в разных монастырях, но, несмотря на это, умерли в один день. По сей день влюбленные отмечают праздник Петра и Февронии и возносят им молитвы о семейном счастье . Однако на Руси событие было посвящено исключительно семейным парам.

Как отмечают праздник Петра и Февронии в 2018 году

Этот радостный и поистине светлый день традиционно отмечают шумно и весело. В 2018 году влюбленные пары смогут посетить родину святых Петра и Февронии — город Муром, где пройдут различные фестивали, ярмарки и состоятся праздничные концерты. Именно в этом месте каждый желающий сможет найти себе развлечение по вкусу и отметить событие незабываемо.

Не стоит забывать о том, что в первую очередь праздник носит религиозный характер. С самого утра во всех храмах нашей страны пройдут богослужения, во время которых верующие смогу помолиться за свою семью . Если вы еще не нашли свою вторую половинку, обратитесь к святым с молитвой о любви, а если ваш брак находится на грани разрыва, попросите Петра и Февронию о сохранении семьи. Если ваши обращения будут по-настоящему искренними, Высшие силы обязательно откликнутся на ваши просьбы.

Пары, решившие связать друг друга узами брака, смогут попросить благословения у Петра и Февронии. Древняя традиция гласит, что влюбленные, чья свадьба состоялась в этот день, проживут вместе долго и счастливо.

Как и в большинство праздников, в День семьи, любви и верности принято приглашать в дом гостей и накрывать праздничный стол. Однако не стоит забывать, что в 2018 году Петров пост закончится только 11 июля, а значит, на столе не должны присутствовать блюда из мяса, яиц и молока. Так как праздник состоится в воскресенье, в качестве угощений можно подавать рыбу, а также красное вино.

На Руси в этот день молодые девушки собирались вместе и . Однако православная церковь не приветствует проведение различных ритуалов и гадания, поэтому делать это не рекомендуется.

Страх перед одиночеством довольно часто заставляет нас задуматься о создании семьи, но порой найти вторую половинку довольно сложно. В день Петра и Февронии у вас появится возможность обратиться к святым с молитвами о замужестве и семейном счастье , с помощью которых вы сможете обрести свою любовь. Желаем счастья вам и вашим близким, и не забывайте нажимать на кнопки и

04.07.2018 05:05

Даже самые крепкие пары не застрахованы от измен. Прежде чем связать себя узами брака с...

Брак Святых Петра и Февронии, который многие века является образцом христианского супружества, напоминает сказку о большой и чистой любви — жили они вместе в горе и радости, богатстве и бедности, и даже смерть не смогла разлучить их.

По приданию, если незамужняя девушка попросит у князя Петра благодати в обретении любви, а потом обратится к княгине Февронии за помощью в замужестве, то задуманное вскоре исполниться.

Житие святых

Благоверный князь Петр — второй сын Муромского князя Юрия Владимировича, который вступил на престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой излечить его никто не мог.

Когда князь потерял всякую надежду, в вещем сне ему было открыто, что его сможет исцелить лишь крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дочь пчеловода — Феврония, с детских лет изучала травы и обладала даром целительства. По преданию, даже дикие звери слушались ее.

Мудрая, благочестивая и добрая девушка полюбилась князю, и он пообещал жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, и он сдержал обещание.

Гордые бояре не признавали княгиней девушку из простого сословия, и, когда Петр унаследовал княжество после брата, потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр не захотел разлучаться с любимой женой. Он предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с Февронией в изгнание.

В изгнании мудрая княгиня всячески поддерживала опечалившегося супруга и всегда находила выход, когда в доме были трудности с едой и деньгами. Петр по-прежнему боготворил свою супругу и ни разу не упрекнул в том, что ради нее ему пришлось отречься от княжества и жить в лишениях.

Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, началась смута, бояре перессорились, добиваясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Бояре собрали совет и решили позвать князя Петра обратно.

Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить всеобщую любовь. Они правили долго и счастливо.

Вместе навсегда

Достигнув преклонного возраста, Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они молили Бога о смерти в один день, и завещали похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Предание гласит, что они действительно отошли в мир иной в один день — это случилось 8 июля 1228 года по новому стилю. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они вновь оказались вместе.

© photo: Sputnik / Pavel Lisitsyn

После того как такое чудо свершилось во второй раз, монахи похоронили Святых супругов вместе в городе Муроме в соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Князь Петр Муромский и его супруга Феврония были причислены к лику святых примерно через 300 лет после смерти. Православная церковь объявила их покровителями семьи, а мощи Святых обрели покой в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме.

В связи с тем что День памяти Святых приходится на Петров пост, Священный синод РПЦ установил им второе празднование — в память о перенесении мощей, состоявшемся в 1992 году: в воскресенье, предшествующее 19 сентября.

Праздник семьи, любви и верности

Память о чудесах и подвигах Святых Петра и Февронии передавалась из поколения в поколение. В этот день у православных верующих принято, прежде всего, посещать храмы. В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше о семейном согласии.

Инициатива об учреждении нового государственного праздника —Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья 8 июля в День покровителей Святых князей Петра и Февронии была одобрена в марте 2008 года в Совете Федерации.

© photo: Sputnik / Александр Кряжев

Свечи, зажженные участниками акции "Вечер памяти" в память о жертвах теракта в Санкт-Петербурге в Нарымском сквере возле памятника Петру и княгине Февронии в Новосибирске

Первое празднование прошло в тот же год в Муроме, на родине Святых Петра и Февронии. Так зародился новый российский праздник, воспевающий любовь и преданность.

Символом праздника чистой и бескорыстной любви стала ромашка — цветок, который пользуется особой популярностью у всех влюбленных. Позже у Дня семьи появилась собственная медаль, на одной из сторон которых изображена ромашка, а на другой — лики Петра и Февронии.

Медаль традиционно вручается семейным парам, в которых царят любовь и взаимопонимание.

Восьмое июля в России стало аналогом Дня всех влюбленных, который католики справляют 14 февраля. День Петра и Февронии празднуется как день влюбленных.

Традиции и приметы

С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет. Этот день в народе считается счастливым для любви.

По традиции, люди идут в церковь молиться о любви, семейном счастье, сохранении брака и благополучии. Они просят заступничества у Святых, если взаимоотношения между супругами испортились и осталась надежда только на божественную помощь.

У иконы Святых Петра и Февронии можно молиться о семейном счастье, о рождении детей, о здоровье близких и даже о том, чтобы удачно выйти замуж. Многие верующие признавали тот факт, что после обращений и просьб к этим Святым, их семейная жизнь налаживалась.

На Руси в старину в день Петра и Февронии молодые праздновали помолвку. Пары обменивались кольцами и давали друг другу клятву верности в присутствии родителей и приглашенных. С этого момента они получали статус жениха и невесты.

Продолжительность такого соглашения имела срок примерно от трех до шести месяцев, по истечению которого принималось окончательное решение.

По народным приметам в этот день можно было предсказать погоду на ближайшие 40 дней. Если 8 июля ясно, значит, и все последующие 40 дней будет стоять ясная и теплая погода.

В день семьи, любви и верности проводят также различные гадания и обряды, связанные с семьей, замужеством, свадьбой, рождением детей, установлением мира в семье и сохранением любви между супругами.

Молитва

О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели, честнаго брака хранители и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы!

Вы во дни земнаго жития вашего образ благочестия, христианския любве и верности друг ко другу даже до гроба явили есте и тем законное и благословенное супружество прославили есте.

Сего ради к вам прибегаем и молимся со усердием крепким: принесите за нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите нам вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние*, наипаче же союзом брачным сочетавшимся даруйте молитвами вашими целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, единомыслие душ и телес, ложе ненаветное, пребывание незазорное, семя долгожизненное, о чадех благодать, домы исполнены благостыни и в жизни вечней неувядаемый венец славы Небесныя.

Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите приснии заступницы наши пред Господем и сподобите нас предстательством вашим спасение вечное получити и Царствие Небесное наследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

08.07.2016 - 7:00

С 2008 года в России 8 июля официально отмечается очень важный и красивый праздник – Всероссийский день семьи, любви и верности. В этом году праздник впервые пройдет в Луганской Народной Республике.

8 июля Русская Православная Церковь чтит память святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев – православных покровителей брака на Руси, жизнь которых является примером любви и верности для всех семейных пар. Инициатива появления праздника принадлежала жителям Мурома, а в 2008 году праздник стал официальным и всероссийским. Именно такого праздника не хватало в современном обществе. Кроме того, этот русский православный и вместе с тем гражданский праздник – достойная альтернатива католическому 14-му февраля.

Супружеский союз святых Петра и Февронии был образцом христианского брака. Их жизнь – история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, – они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы для создания подлинной семьи.

Историки связывают имена св. Петра и Февронии с князем Давидом Юрьевичем и его супругой Ефросиньей. С 1205 года, в течение 23-х лет, в Муроме правил князь Давид Юрьевич. Согласно летописям, незадолго до начала княжения он заболел страшной болезнью, тело его было покрыто язвами, и никакое лечение не помогало. Предполагается, что князь был болен проказой.

Однажды во сне Давиду Юрьевичу было видение о том, что под Рязанью, в деревне Ласковая, живёт юная девушка, по имени Ефросинья, которая одна может его исцелить. Дева была мудра не по годам и хорошо разбиралась в целебных свойствах трав. К ней и обратился за помощью будущий князь Давид.

Прежде, чем его излечить Ефросинья взяла с Давида обещанье о том, что он сделает её своей супругой. Своё слово Давид не сдержал, посчитав простолюдинку недостойной невестой. Но тогда болезнь проявилась с новой силой, и Давиду опять пришлось просить исцеления у Ефросиньи. На этот раз он сдержал обещание и взял её в жёны.

Уже в преклонном возрасте благочестивые супруги приняли монашеский постриг в разных монастырях с именами Петр и Феврония. В своих молитвах, супруги просили Бога о том, чтобы умереть в один день. Так и случилось. В 1228 году 25 июня по старому или 8 июля по новому стилю, Православные святые Пётр и Феврония ушли из мира сего в жизнь вечную.

В XVI веке супруги были причислены к лику святых.

Первый письменный текст, посвященный им, – «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – был также написан приблизительно в XV–XVI веках. На Руси многие века существовала прекрасная традиция – устраивать помолвку 8 июля. Сегодня поклониться мощам святых Петра и Февронии Муромских можно в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Исследователи сходятся во мнении: несмотря на легендарную историю знакомства Петра и Февронии, сведения, повествующие об их жизни после свадьбы, вполне достоверны. Летопись также повествует о чудесном исцелении Петра, многочисленных чудесах, которые творили праведные супруги и их смерти в один день и час.

Их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности. С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Князь Петр тяжело переносит происходящее, но, тем не менее, делает выбор в пользу своей супруги. Отныне он больше не князь, и вместе с женой должен отправиться в изгнание. На ладье супругов везут по Оке прочь из Мурома… Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно.

Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно. Отныне вопрос о его «неравном браке» не поднимается.

Главное в этом эпизоде – причины выбора, сделанного супругами. Петр не утверждает «примат личного над общественным», а просто следует в своих поступках христианскому закону любви и милосердия. В сложной ситуации, когда можно было схитрить или подчиниться рациональным, эгоистическим соображениям, князь повинуется закону сердца. Супруга дана ему Богом, и он не может идти против воли Божией. Князь ищет не личной пользы, выгоды, но пытается следовать путем, который ему указал Господь.

В первый день изгнания между супругами состоялся диалог, который приводится в «Повести»: «Близился вечер, начали к берегу причаливать. Тут одолели блаженного князя Петра раздумья: „Как буду дальше жить, своею волею самодержавие оставив?“ Предивная же княгиня Феврония отвечает ему: – Не скорби, княже: милостивый Бог, Творец и Промыслитель всему не оставит нас в нищете!»

Они уповают на Бога и верят Ему – вот самая «несовременная», но самая важная характеристика их отношений. Супругами всегда руководит не эгоизм и поиски удобного для себя, но вера и надежда на Того, Кто дал им жизнь и благословил их брак.

Как мы помним, князь в разлуке с Февронией по Промыслу Божию снова заболевает – и это событие выражает высший смысл христианского брака. Болезнь князя – это символ ущербности самой человеческой природы, исправить которую в одиночку он не сможет.

Лекарство Петра – это сама Феврония, женщина, посланная ему Богом в спутницы жизни. Только рядом с ней князь исцелился, и только вместе они смогут подняться на новый духовный уровень: их земная любовь и любовь Божия оказываются неотделимы друг от друга. Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинался их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

Для Православной Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение – само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение возможно, только если человек видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. И князь ради своей жены отрекся от своего положения и добровольно отправился в изгнание и бедность. Но за эту верность он был затем вознагражден Богом.

Широко распространено представление, что настоящий христианин должен исключительно страдать в земной жизни, дабы накопить «духовный капитал» для жизни будущей. Однако история русских святых Петра и Февронии опровергает эту мысль. Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.

Таков и смысл праздника Дня семьи, любви и верности, основанного на православных традициях и народной мудрости и проповедующего крепость и нерушимость семейных уз, благочестивое отношение супругов, уважение к родителям, любовь к детям.

Торжества в честь Дня семьи, любви и верности в этом году в Москве продлятся целых три дня – с 8 по 10 июля.

По словам главы столичного Департамента культуры Александра Кибовского, дополнительные два дня были специально отведены под торжества, чтобы в них приняло участие как можно больше людей.

Центром праздника станет парк развлечений в Царицыно, в котором будут представлены программы, интересные для любого возраста. Кульминацией торжеств в Царицыно станет праздничный концерт, а всего в городе будет организовано праздничных 27 площадок.

Праздничные события в этом году пройдут и во множестве других городов и сел по всем регионам России. Праздничные мероприятия ориентированны на интересы людей разных возрастов и разного семейного положения. В их программах запланировано чествование молодоженов и семейных пар, много лет проживших вместе, вручение памятных знаков. Романтичной и особо запоминающейся обещает стать площадка «Серенады для любимых». Здесь рыцари нашего времени смогут оригинально сделать признание в любви своим Прекрасным Дамам, исполнив для них серенаду.

Символом Дня семьи, любви и верности выбрана ромашка.

Издавна этот полевой цветок, распространенный в России, считался знаком любви. Потому что любовь понималась здесь не просто как сердечное чувство (что и символизирует «валентинка» в виде сердечка), но как судьба и жизненное испытание – и как цветок в поле, она открыта всем ветрам и морозам, но должна выстоять и выдержать любые трудности.

Именно об этом православные люди просят помощи у святых благоверных Петра и Февронии.

Чем отличается по смыслу наш День семьи, любви и верности от западного «Дня святого Валентина»?

Западный праздник тоже имеет церковное происхождение, однако очень далеко ушел от своих христианских корней. В церковном календаре под датой 14 февраля помещено упоминание о трех святых Валентинах. Все они жили в первых веках нашей эры, в период гонения на христиан, и были мучениками, погибшими за веру. Поскольку тогда церковь была единой, то эти святые почитаются и католиками, и православными.

Традиция праздновать день св. Валентина как «день влюбленных» появилась в Западной Европе с конца XIV в. Согласно народному поверью, в этот день птицы начинают искать себе пару.

Во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно легенде, римский император Клавдий II решил, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу кесаря, и запретил воинам жениться.

Тайный христианин Валентин был полевым врачом, который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин. Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его казнили 14 февраля 269 года. Но в темнице мученик Валентин успел познакомиться с дочерью надзирателя Юлией и перед своей казнью он написал ей признание в любви и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили. Много веков спустя, следуя легенде, такие записки и стали называть «валентинками».

Как мы видим, в основе западного праздника тоже лежит история жертвенной любви – но она касается не целой судьбы и супружеской жизни, а только лишь истории романтического знакомства. Поэтому уже в наше время этот праздник фактически выродился в свою противоположность – вместо чистой любви он проповедует лишь случайные отношения, ни к чему не обязывающий блуд. В отличие от него, наш День семьи, любви и верности освящает именно супружескую жизнь, верность и подвиг друг для друга.

Виталий Даренский, ЛНР, для «Русской Весны»