Как протестировать внимание детей разного возраста с помощью теста Мюнстерберга? Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание. Диагностика избирательности внимания Методика избирательности внимания

Любой человек знает, что сложнее всего во время работы сохранять предельную концентрацию внимания на избранном предмете. Успехов в учебе и карьере достигают лишь те, кто умеет сосредотачиваться на одном деле и не распыляться на посторонние мысли и лишние действия. Ученые и психологи долго изучали вопрос, касающийся человека. Так появилась методика Мюнстерберга, которая помогает человеку тренировать своё внимание, чтобы в дальнейшем достигать больших высот в карьере и учебе.

Гуго Мюнстерберг

Гуго Мюнстерберг - это немецкий психолог, который жил в конце 19-го - начале 20-го века. С юношеских лет он увлекался медициной и хотел стать врачом. Но однажды услышанная лекция немецкого психолога Вундта изменила его жизнь, и он увлекся психологией, а в 1885 году даже защитил диссертацию и получил докторскую степень по этой специальности.

К сожалению, в те годы психология была более теоретической наукой и к практике имела весьма отдаленное отношение. Гуго Мюнстерберг стал одним из первых психологов, кто организовал экспериментально-психологическую лабораторию и пытался придать науке прикладной характер.

Энергия юного специалиста не могла не привлечь первых лиц молодой и развивающейся американской науки. Мюнстербергу было сделано весьма выгодное предложение, и он перебрался в США, получив должность в Гарварде и приняв под своё руководство новую психологическую лабораторию. Вскоре в издании стали появляться первые научные труда Мюнстерберга.

Методика, позволяющая улучшить концентрационные была открыта ученым в 1915 г. Именно в эти годы он всерьез занялся индустриальной психологией.

Методика Мюнстерберга: суть и практическое значение

Как уже упоминалось выше, Мюнстерберг всерьез занимался вопросами повышения производительности труда человека.

Ученый одним из первых увидел прямую связь между тем, насколько человек умеет концентрировать своё внимание и его успехами в профессиональной сфере деятельности. Найти эффективный способ повысить концентрационные способности человека - вот что было целью Мюнстерберга.

Методика, которую он разработал, настолько проста, что ее можно применять даже относительно детей, с раннего возраста развивая их способность удерживать внимание на одном предмете. Причем речь идет не только о концентрации в идеальных условиях, когда ничто не мешает человеку думать о поставленной задаче, а о способности удерживать внимание на одном предмете в обстоятельствах, когда есть множество тому помех.

Тест Мюнстерберга

Один из тестов Мюнстерберга направлен не только на но и на его диагностику одновременно.

Человеку выдают листок бумаги, на котором напечатан большой абзац из набора букв. Буквы, на первый взгляд, никак не связаны между собой. Каждая строчка выглядит примерно так: «уполдтдождьмиоаидаыьлжмалдм». Но в этом наборе букв скрываются слова, которые человек должен отыскать в течение отведенного ему времени. Как правило, на выполнение задания дается 2-3 минуты.

Затем происходит оценка результатов теста Мюнстерберга. Методика обработки результатов выглядит примерно следующим образом.

  1. Подсчитывается соотношение зашифрованных слов и тех, которые человек пропустил.
  2. Если количество найденных слов ниже среднего результата, то испытуемому дается рекомендация, согласно которой ему нужно делать больше упражнений на внимание и тренировать это свойство своей психики.
  3. Если количество найденных слов соответствует среднему результату, то человеку дается рекомендация, согласно которой время от времени в форме игры ему стоит повторять подобные упражнения.
  4. Если количество найденных слов равно количеству зашифрованных, то участника теста можно только поздравить, поскольку у него замечательно отточен навык внимания.

Насколько актуальна проблема концентрации внимания?

Методика Мюнстерберга используется для исследования профессиональной пригодности человека во многих сферах деятельности. Правда, она применяется в разных вариациях.

  1. Космонавты перед полетом в космос проходят специальный тренинг, в который включены упражнения на концентрацию внимания. Например, им предлагают наблюдать за секундной стрелкой в течение пяти минут. На первый взгляд, кажется, что это легко сделать, но многие проваливают испытание и вынуждены повторять его вновь и вновь.
  2. Автомобилисты часто попадают в аварии из-за того, что не обладают высокой способностью к концентрации внимания и не успевают вовремя отреагировать на преграды. Крупные и яркие придорожные знаки устанавливаются для того, чтобы привлечь внимание автомобилиста и напомнить ему об ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
  3. Актерская профессия полностью выстроена на умении концентрироваться. Большие объемы текста, предлагаемые обстоятельства, картины видения - все это актер должен держать в голове и в момент спектакля думать только об этом.

Что получают люди, умеющие концентрироваться на цели

Людей, которые обладают высокими концентрационными способностями, сразу заметно. Они хорошо делают своё дело вплоть до мелочей, потому что умеют откинуть все лишнее за пределы своего внимания и какое-то время посвятить только делу, которым занимаются.

В бизнесе умение концентрироваться тождественно целеустремленности человека, а также умению отделять главное и второстепенное. В обучении степень сосредоточенности полностью определяет объемы информации, которые может усвоить человек. В общении, концентрация полностью определяет способность человека не только высказывать свои мысли, но и воспринимать аргументы своего собеседника. Очень интересная взаимосвязь существует между темпераментом человека и его умением концентрироваться. Например, подмечено, что холерики (в силу своего подвижного темперамента) умеют сосредотачиваться на каком-то деле непродолжительное время. Они склонны перепрыгивать от одной темы разговора к другой, от одного занятия к другому.

Собственно, этим вопросам и были посвящены исследования Мюнстерберга. Методика на развитие внимания способна даже в каком-то смысле открыть в человеке гения.

Концентрация внимания и гениальность

Известно, что все гениальные люди отличались умением концентрироваться в высокой степени. Даже во сне они продолжали решать поставленные задачи (например, Менделеев). Методика Мюнстерберга позволяет повышать степень своей концентрации - значит, в каком-то смысле способствует человека. Ни для кого не секрет, что каждый талантлив в какой-либо области, но добьется ли он успеха, зависит полностью от его умения сосредоточиться на цели.

Таким образом, сложно переоценить ту пользу, которую скрывает в себе методика Мюнстерберга предельно просты, но если освоить их и выполнять регулярно, а затем применять своё умение концентрироваться в работе, то каждый человек однажды рискует проснуться гением.

Тест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания.

Инструкция.

Тестовый материал.




Обработка результатов.

Ключ.

Интерпретация.

юнстерберга Мпредназначен для диагностики избирательности внимания.

Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.

Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):

Инструкция.

В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача - как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.

Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».

Тестовый материал.

бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтодж
ебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукен
дшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэ
ипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэпри
лаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщ
нруцтргшчтлроснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Обработка результатов.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Ключ.

Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.

Интерпретация.

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Цель – изучение особенностей избирательности внимания.

Стимульный материал : буквенный текст, среди которого имеются слова, секундомер – см. приложение 1.

Ход выполнения работы.

Экспериментатор предлагает испытуемому буквенный текст,среди которого имеются 25 слов. Испытуемый должен считывать построчно текст, его задача – найти среди букв слова и подчеркнуть их.

Экспериментатор фиксирует время выполнения задания.

Инструкция.

«На бланке напечатаны буквы русского алфавита, среди которых есть слова. Вам необходимо найти эти слова и подчеркнуть их, начиная с первой буквы и кончая последней. Задание нужно выполнить быстро и точно».

Обработка и анализ результатов.

1. Сравнивая с ключом, необходимо определить количество правильно выделенных слов испытуемым.

2. Определить количество ошибок (ошибками считаются пропущенные и неправильно выделенные слова).

3. На основании количества правильно найденных слов и количества ошибок сделать вывод об особенностях избирательности внимания испытуемого.

4. Оценить успешность внимания по следующей формуле:

А=В+Т, где В=с–m/(c+n); с – общее количество выделенных слов;

m – количество ошибочно выделенных слов; n – количество пропущен-

ных слов; Т – поправка на время. Оценка Т определяется по таблице.

Время выполнения (сек) Т, баллы

122 +2

122–209 +1

209–385 0

385–473 –1

473–561 –2

561–649 –3

649–737 –4

737–825 –5

825 –6

5. Полученный результат Т сравнить со среднегрупповым.

Стимульный материал для методики Мюнстерберга

Первый вариант

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебъамхоккейтроицафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщъбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

мйцунендшизхъвафыпролдлюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

мюерадостьвуфциеждлшррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйщрепортажэк

ждорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапщличностьзжэьеюдшщглоджшзю

эпрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфплнь

ыячвтлжэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжъб

екдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйъясмтщзайэъягнтзхтм

Ключ: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория,

хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Второй вариант

бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ

шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт

йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысль

йцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбюн

бюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператорэк

цууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзю

прводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрл

чвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьб

эркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Ключ: зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия,

футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса,

грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, воодушевление, факультет, вершина, хирургия. __

Тест Мюнстерберга поможет узнать много интересного о человеке, а именно выявить степень внимательности.

  • Как пройти тест Мюнстерберга?
  • Задание №1
  • Задание №2
  • Любительский способ оценки результатов теста
  • Ключи к заданиям теста Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга

Тест Мюнстерберга традиционно применяют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

Изначально этот тест и был разработан для усовершенствования процесса отбора кадров.

Цель теста — определение избирательности внимания. Избирательность внимания обеспечивает успешную настройку при наличии помех на восприятии информации при постановке сознательной цели.

Как пройти тест Мюнстерберга?

Среди сплошного на первый взгляд бессмысленного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти замаскированные слова. Найденные слова выделить.

Искать следует существительные в именительном падеже единственного числа без использования специфических терминов и аббревиатур; если слова пересекаются или входят друг в друга, то используют слово наибольшей длины.

Время выполнения задания ограничено — 2 мин.

Пример: «рраокгсчрпчлсчастьералегнвпы». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «счастье».

Задание теста №1

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

Задание теста №2

бзеркаловтргщоцэномерзгучтелефонъхэьгчяпланьустуденттрочягщ

шгцкпклиникагурсеабестадияемтоджебъамфутболсуждениефцуйгахт

йфлабораторияболджщзхюэлгщъбвниманиешогхеюжипдргщхщнздмысль

йцунендшизхъвафыпролдрадостьабфырплослдпоэтессаячсинтьппбюн

бюегрустьвуфциеждлшррпдепутатшалдьхэшщгиернкуыфйщоператорэк

цууждорлафывюфбьконцертйфнячыувскаприндивидзжэьеюдшщглоджшзю

прводолаздтлжэзбьтрдшжнпркывтрагедияшлдкуйфвоодушевлениейфрл

чвтлжэхьгфтасенфакультетгшдщнруцтргшчтлрвершинанлэщцъфезхжьб

эркентаопрукгвсмтрхирургияцлкбщтбплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Результаты теста — оцениваем внимание!

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в тесте содержится 25 слов.

Простой способ оценки внимания

1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

Профессиональный способ оценки результатов теста

При более сложном способе оценки результатов теста Мюнстербергаоценка анализ ответов происходит при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Шкала оценок

Время (в секундах)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

II средний

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

III высокий

Менее 60 секунд

IV очень высокий

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности.

Причины слабой избирательности внимания и способы исправления

Причинами слабой избирательности внимания чаще всего могут быть:

  • состояние сильного эмоционального переживания,
  • внешние помехи,
  • приведение к фрустрации испытуемого,
  • скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данной методике для её улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания указывает на феноменальную психическую активность.

Ключ к тесту №1

Ключ: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория,

хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, ра дость,

народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчая ние, лаборатория,

основание, психиатрия.

Ключ №2

зеркало, номер, телефон, план, студент, клиника, стадия,

футбол, суждение, лаборатория, внимание, мысль, радость, поэтесса,

грусть, депутат, оператор, концерт, индивид, водолаз, трагедия, вооду шевление,

факультет, вершина, хирургия.

Методика Мюнстерберга

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Пример задания:

ЯФОУФСН КОТ ПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫ МЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛ РАК ГДЗП МЫЛО АКМНПРС ТУР

ФР ШУБА ТВГДИЖСЯИУ МАМА ЦПЧУЩ МОРЖ

БРПТЯЖЭЦ БУРАН СГЛЮГБЕИО ПАЛКА ФС ТУЧА

АОС МЕТЛА ОУЖЕЛА АВТОБУС ИОХПС ЯЗВА Ж

Тест «Переплетение линий»

Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала и конца. Однако эти номера не совпадают

Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией от начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой. Ребенок должен назвать номер линии слева, а затем справа. Хороший показатель, когда дети 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и без ошибок.

Тест «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и переключения внимания.

Для проведения теста необходима таблица с кольцами, имеющих разрыв в разных частях.

Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа)

За 2 мин. Ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится значительно меньше, а продуктивность повышается.

Тест «корректурная проба»

Выявление скорости распределения внимания, его объема и устойчивости.

Ребенку предлагается таблица с любыми знаками. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую-либо букву. Фиксируется время, затраченное на выполнение задания, и количество ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Тест «Цифровая таблица»

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок.

«S-ТЕСТ»

Определение скорости распределения и переключения внимания.

Ребенку дается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами – эталонами.

Попросите ребенка внимательно на элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до целостных фигур.

Проведите тренировку на отдельном листочке. Убедитесь, что ребенок понял задание.

Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

Дети 6-7 лет справляются со всем заданием за 3-4 минуты и делают не более 5 ошибок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3