Самоучка уравнение с тремя действиями. Решение линейных уравнений с примерами. с использованием компьютера

Уравнение с одним неизвестным, которое после раскрытия скобок и приведения подобных членов принимает вид

aх + b = 0 , где a и b произвольные числа, называется линейным уравнением с одним неизвестным. Cегодня разберёмся, как эти линейные уравнения решать.

Например, все уравнения:

2х + 3= 7 – 0,5х; 0,3х = 0; x/2 + 3 = 1/2 (х – 2) - линейные.

Значение неизвестного, обращающее уравнение в верное равенство называется решением или корнем уравнения .

Например, если в уравнении 3х + 7 = 13 вместо неизвестного х подставить число 2 , то получим верное равенство 3· 2 +7 = 13. Значит, значение х = 2 есть решение или корень уравнения.

А значение х = 3 не обращает уравнение 3х + 7 = 13 в верное равенство, так как 3· 2 +7 ≠ 13. Значит, значение х = 3 не является решением или корнем уравнения.

Решение любых линейных уравнений сводится к решению уравнений вида

aх + b = 0.

Перенесем свободный член из левой части уравнения в правую, изменив при этом знак перед b на противоположный, получим

Если a ≠ 0, то х = ‒ b/a .

Пример 1. Решите уравнение 3х + 2 =11.

Перенесем 2 из левой части уравнения в правую, изменив при этом знак перед 2 на противоположный, получим
3х = 11 – 2.

Выполним вычитание, тогда
3х = 9.

Чтобы найти х надо разделить произведение на известный множитель, то есть
х = 9: 3.

Значит, значение х = 3 является решением или корнем уравнения.

Ответ: х = 3 .

Если а = 0 и b = 0 , то получим уравнение 0х = 0. Это уравнение имеет бесконечно много решений, так как при умножении любого числа на 0 мы получаем 0,но b тоже равно 0. Решением этого уравнения является любое число.

Пример 2. Решите уравнение 5(х – 3) + 2 = 3 (х – 4) + 2х ‒ 1.

Раскроем скобки:
5х – 15 + 2 = 3х – 12 + 2х ‒ 1.


5х – 3х ‒ 2х = – 12 ‒ 1 + 15 ‒ 2.

Приведем подобные члены:
0х = 0.

Ответ: х - любое число .

Если а = 0 и b ≠ 0 , то получим уравнение 0х = - b. Это уравнение решений не имеет, так как при умножении любого числа на 0 мы получаем 0, но b ≠ 0 .

Пример 3. Решите уравнение х + 8 = х + 5.

Сгруппируем в левой части члены, содержащие неизвестные, а в правой ‒ свободные члены:
х – х = 5 ‒ 8.

Приведем подобные члены:
0х = ‒ 3.

Ответ: нет решений.

На рисунке 1 изображена схема решения линейного уравнения

Составим общую схему решения уравнений с одной переменной. Рассмотрим решение примера 4.

Пример 4. Пусть надо решить уравнение

1) Умножим все члены уравнения на наименьшее общее кратное знаменателей, равное 12.

2) После сокращения получим
4 (х – 4) + 3·2 (х + 1) ‒ 12 = 6·5 (х – 3) + 24х – 2 (11х + 43)

3) Чтобы отделить члены, содержащие неизвестные и свободные члены, раскроем скобки:
4х – 16 + 6х + 6 – 12 = 30х – 90 + 24х – 22х – 86 .

4) Сгруппируем в одной части члены, содержащие неизвестные, а в другой – свободные члены:
4х + 6х – 30х – 24х + 22х = ‒ 90 – 86 + 16 – 6 + 12.

5) Приведем подобные члены:
‒ 22х = ‒ 154.

6) Разделим на – 22 , Получим
х = 7.

Как видим, корень уравнения равен семи.

Вообще такие уравнения можно решать по следующей схеме :

а) привести уравнение к целому виду;

б) раскрыть скобки;

в) сгруппировать члены, содержащие неизвестное, в одной части уравнения, а свободные члены ‒ в другой;

г) привести подобные члены;

д) решить уравнение вида aх = b,которое получили после приведения подобных членов.

Однако эта схема не обязательна для всякого уравнения. При решении многих более простых уравнений приходится начинать не с первого, а со второго (Пример. 2 ), третьего (Пример. 1, 3 ) и даже с пятого этапа, как в примере 5.

Пример 5. Решите уравнение 2х = 1/4.

Находим неизвестное х = 1/4: 2,
х = 1/8
.

Рассмотрим решение некоторых линейных уравнений, встречающихся на основном государственном экзамене.

Пример 6. Решите уравнение 2 (х + 3) = 5 – 6х.

2х + 6 = 5 – 6х

2х + 6х = 5 – 6

Ответ: ‒ 0, 125

Пример 7. Решите уравнение – 6 (5 – 3х) = 8х – 7.

– 30 + 18х = 8х – 7

18х – 8х = – 7 +30

Ответ: 2,3

Пример 8. Решите уравнение

3(3х – 4) = 4 · 7х + 24

9х – 12 = 28х + 24

9х – 28х = 24 + 12

Пример 9. Найдите f(6), если f (x + 2) = 3 7-х

Решение

Так как надо найти f(6), а нам известно f (x + 2),
то х + 2 = 6.

Решаем линейное уравнение х + 2 = 6,
получаем х = 6 – 2, х = 4.

Если х = 4, тогда
f(6) = 3 7-4 = 3 3 = 27

Ответ: 27.

Если у Вас остались вопросы, есть желание разобраться с решением уравнений более основательно, записывайтесь на мои уроки в РАСПИСАНИИ . Буду рада Вам помочь!

Также TutorOnline советует посмотреть новый видеоурок от нашего репетитора Ольги Александровны, который поможет разобраться как с линейными уравнениями, так и с другими.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Содержимое:

Решать простые алгебраические уравнения можно всего в два действия. Для этого достаточно используя сложение, вычитание, умножение или деление изолировать переменную. Хотите знать различные способы решения алгебраических уравнений? Читайте дальше.

Шаги

1 Решение уравнений с одной неизвестной

  1. 1 Запишите уравнения. Для решения алгебраического уравнения перво наперво надо его записать, так сразу все станет понятнее. Скажем, мы имеем дело со следующим уравнением: -4x + 7 = 15.
  2. 2 Решаем, какое действие будем использовать для изоляции переменной. Следующий шаг - придумать, как сохранить "-4x" с одной стороны, а постоянные (целые числа) - с другой. Для этого используем "закон симметрии" и найдем число, противоположное +7, это -7. Теперь вычитаем 7 из обеих частей уравнения так, чтобы "+7" в той части, где находится переменная превратилась в 0. Просто запишем "-7" под 7 с одной стороны и под 15 с другой так, чтобы уравнение по сути не изменилось.
    • Помним Золотое правило алгебры. Все, что делаем с одной частью уравнения мы также делаем и с другой. Именно поэтому мы вычли 7 и из 15 тоже.
  3. 3 Добавляем или вычитаем постоянную в обеих частях уравнения. Так мы изолируем переменную. Вычитая 7 из +7 мы получим слева 0. Вычитая 7 из +15 мы получим 8 справа.
    • -4x + 7 = 15 =
    • -4x = 8
  4. 4 Путем деления или умножения избавляемся от коэффициента переменной. В этом примере коэффициент -4. Чтобы от него избавиться нужно разделить обе части уравнения на -4.
    • Опять же, все действия проводятся с обеими частями, именно поэтому вы видите ÷ -4 дважды.
  5. 5 Найдите переменную. Для этого разделите левую часть (-4х) на -4, получится х. Разделите правую часть (8) на -4, получится -2. Таким образом х = -2. Уравнение решено в два действия: -- вычитание и деление --.

2 Решение уравнений с переменными в обеих частях

  1. 1 Запишите уравнение. Мы будем решать уравнение: -2x - 3 = 4x - 15. Для начала убедитесь, что переменные одинаковы: в этом случае х.
  2. 2 Переведите постоянные в правую часть уравнения. Для этого нужно использовать сложение или вычитание. Постоянная -3, так что мы берем противоположное +3 и добавляем к обеим частям.
    • Добавив +3 к левой части (-2х -3)мы получим -2х.
    • Добавив +3 к правой части (4ч -15) мы получим 4х -12.
    • Таким образом (-2x - 3) +3 = (4x - 15) +3 = -2x = 4x - 12
    • Измененное уравнение: -2x = 4x -12
  3. 3 Переносим переменные влево с переменой знака. Получаем -6х = -12
    • -2x - 4x = (4x - 12) - 4x = -6x = -12
  4. 4 Находим переменную. Для этого делим обе части на -6 и получаем х = 2.
    • -6x ÷ -6 = -12 ÷ -6
    • x = 2

3 Другие способы решения уравнений в два действия

  1. 1 Уравнение можно решить и оставив переменную справа, это не имеет значения. Возьмем уравнение 11 = 3 - 7x. Для начала избавимся от 3 справа, для этого вычтем 3 из обеих частей. Затем разделим обе части на -7 и получим х:
    • 11 = 3 - 7x =
    • 11 - 3 = 3 - 3 - 7x =
    • 8 = - 7x =
    • 8/-7 = -7/7x
    • -8/7 = x или -1.14 = x
  2. 2 Решаем уравнение вторым действием умножая, а не деля. Принцип тот же. Возьмем уравнение x/5 + 7 = -3. Для начала вычитаем 7 из обеих частей и затем перемножаем обе части на 5 и получаем х:
    • x/5 + 7 = -3 =
    • (x/5 + 7) - 7 = -3 - 7 =
    • x/5 = -10
    • x/5 * 5 = -10 * 5
    • x = -50

Класс: 4

Цель : Рассмотреть практические способы решения уравнений, требующих выполнения более одного арифметического действия.

Оборудование урока : компьютерная презентация устного счета, карточки с уравнениями, карточки трех ступеней для самостоятельной работы над задачами, кубик обратной связи

Ход урока

1. Оргмомент
Проверка готовности к уроку. В тетрадях записывается число, классная работа.

2. Устный счет (компьютерная презентация, слайд №1)
Игра «Соревнование улиток»
Ваш любимый пес Алик на соревновании улиток. Две улитки должны подняться до вершины горы. Кто же из них окажется первой? Наша с вами улитка под №1 слева. Улитка делает шаг, только если мы правильно найдем значение выражения.
Вы готовы?
Сигнал к старту уже прозвучал. Повторяем порядок действий и называем правильные значения выражений.

(122 + 18) : 70 = 2
(64: 8 + 20) : 7 = 4
20 · (26 + 14) : 100 = 8
1 · (30 + 2) – 4 · 4 = 16
5 · 4 + 12 = 32
(400 – 300) – 36 = 64

У нас получился ряд чисел.
2, 4, 8, 16, 32, 64
Какую закономерность в составлении этого ряда заметили? (каждое следующее число увеличено в два раза)
Продолжите этот ряд чисел и назовите не менее трех следующих чисел. (128, 256, 512…)
Молодцы! Мы решали все правильно, поэтому наша улитка на вершине горы.
За каждым числом зашифрована буква. Перевернем их и прочитаем тему сегодняшнего урока.

2 4 8 16 32 64 128 256 512
У Р А В Н Е Н И Е

Что называется уравнением?
Что называется корнем уравнения?
Что значит решить уравнение?
Мы уже умеем решать простые уравнения, а сегодня мы познакомимся с решением сложных уравнений, где надо выполнить несколько арифметических действий.

3. Решение простых уравнений. Подготовка к введению нового материала.
На магнитной доске в произвольном порядке карточки с уравнениями.
На какие группы можно разделить все эти уравнения? (уравнения распределяются в 3 столбика)

1) 7000 – х = 2489
7000 – х = 3489
7000 – х = 1689
Почему мы выделили эти уравнения в первую группу? (простые уравнения с одинаковым уменьшаемым) Можем мы их решить?
Найдите среди них уравнение с наибольшим корнем и решите его (один ученик у доски)

2) 71: х = 20 + 7
х: 3 = 16 + 11 (это уравнения, в правой части которых выражение )
Можем ли мы решить уравнения второго столбика?
Решите любое из уравнений, но замените в правой части сумму на разность. Корень уравнения при этом должен остаться прежним. (два ученика у доски)

3) (490 – х) – 250 = 70

Посмотрите на оставшееся уравнение. Легко ли нам его решить? Почему?

4. Работа над новым материалом . (фронтальная беседа с классом, в ходе которой рассматривается решение уравнения)

(490 – х) – 250 = 70
490 – х = 70 + 250
490 – х = 320
х = 490 – 320
х = 170
(490 – 170) – 250 = 70
70 = 70
Ответ: 70

5. Закрепление .

1) Решение уравнения (один из сильных учеников у доски)
5 · а + 500 = 4500: 5
5 · а + 500 = 900
5 · а = 900 – 500
5 · а = 400
а = 400: 5
а = 80
5 · 80 + 500 = 900
900 = 900
Ответ: 80

Решите уравнения.
а + 156 = 17 ∙ 20 (1604 – у) – 108 = 800
252: 36 ∙ х = 560 103300: (х + 297) = 25 ∙2

Мы решили два новых сложных уравнения. Посмотрите на уравнения, которые перед вами. Все ли они сложные? Какое уравнение лишнее? Почему? Остальные – в левой части выражение в несколько действий. Найдите среди них с таким порядком действий, которое уже встречалось сегодня.

(1604 – у) – 108 = 800
1604 – у = 800 + 108
1604 – у = 908
у = 1604 – 908
у = 696
(1604 – 696) – 108 = 800
800 = 800
Ответ: 696
Уравнение решают в парах. Один ученик на развороте доски для последующей проверки.

6. Решение задачи
Самостоятельная работа по карточкам 3 ступеней. Выполнив задание первой ступени, ученик переходит к выполнению задания второй ступени, затем третьей.(различные способы дифференцированной работы)

Проверка фронтальная

1) 25700 – х = 12350
х = 25700 – 12350
х = 13350
25700 – 13350 = 12350
12350 = 12350
Ответ: 13350 саженцев.

2) 25700 – х = 12000 + 350

3) 25700 – (х + 8580) = 12350
х + 8580 = 25700 – 12350
х + 8580 = 13350
х = 13350 – 8580
х = 4770
25700 – (4770 + 8580) =12350
12350 = 12350
Ответ: 4770 лип.
4) А какое еще уравнение можно было составить?
(25700 – х) – 8580 = 12350

Мы решили три задачи, составив три уравнения. Какое уравнение отнесем к сложным? Почему?

7. Домашнее задание .
Рассмотреть, как решались уравнения в учебнике на стр. 106 и решить уравнение в тетради на печатной основе № 44 (а).
Решить задачу № 47. Дополнительное задание: какие еще вопросы можно поставить к этой задаче?

8. Итог урока .
Какие уравнения учились решать на уроке?
Трудно было?
Кому было легко?

Уравнения

Как решать уравнения?

В этом разделе мы вспомним (или изучим – уж кому как) самые элементарные уравнения. Итак, что такое уравнение? Говоря человеческим языком, это какое-то математическое выражение, где есть знак равенства и неизвестное. Которое, обычно, обозначается буквой «х» . Решить уравнение - это найти такие значения икса, которые при подстановке в исходное выражение, дадут нам верное тождество. Напомню, что тождество – это выражение, которое не вызывает сомнения даже у человека, абсолютно не отягощенного математическими знаниями. Типа 2=2, 0=0, ab=ab и т.д. Так как решать уравнения? Давайте разберёмся.

Уравнения бывают всякие (вот удивил, да?). Но всё их бесконечное многообразие можно разбить всего на четыре типа.

4. Все остальные.)

Всех остальных, разумеется, больше всего, да...) Сюда входят и кубические, и показательные, и логарифмические, и тригонометрические и всякие другие. С ними мы в соответствующих разделах плотно поработаем.

Сразу скажу, что иногда и уравнения первых трёх типов так накрутят, что и не узнаешь их… Ничего. Мы научимся их разматывать.

И зачем нам эти четыре типа? А затем, что линейные уравнения решаются одним способом, квадратные другим, дробные рациональные - третьим, а остальные не решаются вовсе! Ну, не то, чтобы уж совсем никак не решаются, это я зря математику обидел.) Просто для них существуют свои специальные приёмы и методы.

Но для любых (повторяю - для любых! ) уравнений есть надёжная и безотказная основа для решения. Работает везде и всегда. Эта основа - Звучит страшно, но штука очень простая. И очень (очень!) важная.

Собственно, решение уравнения и состоит из этих самых преобразований. На 99%. Ответ на вопрос: "Как решать уравнения? " лежит, как раз, в этих преобразованиях. Намёк понятен?)

Тождественные преобразования уравнений.

В любых уравнениях для нахождения неизвестного надо преобразовать и упростить исходный пример. Причем так, чтобы при смене внешнего вида суть уравнения не менялась. Такие преобразования называются тождественными или равносильными.

Отмечу, что эти преобразования относятся именно к уравнениям. В математике ещё имеются тождественные преобразования выражений. Это другая тема.

Сейчас мы с вами повторим все-все-все базовые тождественные преобразования уравнений.

Базовые потому, что их можно применять к любым уравнениям – линейным, квадратным, дробным, тригонометрическим, показательным, логарифмическим и т.д. и т.п.

Первое тождественное преобразование: к обеим частям любого уравнения можно прибавить (отнять) любое (но одно и то же!) число или выражение (в том числе и выражение с неизвестным!). Суть уравнения от этого не меняется.

Вы, между прочим, постоянно пользовались этим преобразованием, только думали, что переносите какие-то слагаемые из одной части уравнения в другую со сменой знака. Типа:

Дело знакомое, переносим двойку вправо, и получаем:

На самом деле вы отняли от обеих частей уравнения двойку. Результат получается тот же самый:

х+2 - 2 = 3 - 2

Перенос слагаемых влево-вправо со сменой знака есть просто сокращённый вариант первого тождественного преобразования. И зачем нам такие глубокие познания? – спросите вы. В уравнениях низачем. Переносите, ради бога. Только знак не забывайте менять. А вот в неравенствах привычка к переносу может и в тупик поставить….

Второе тождественное преобразование : обе части уравнения можно умножить (разделить) на одно и то же отличное от нуля число или выражение. Здесь уже появляется понятное ограничение: на ноль умножать глупо, а делить и вовсе нельзя. Это преобразование вы используете, когда решаете что-нибудь крутое, типа

Понятное дело, х = 2. А вот как вы его нашли? Подбором? Или просто озарило? Чтобы не подбирать и не ждать озарения, нужно понять, что вы просто поделили обе части уравнения на 5. При делении левой части (5х) пятёрка сократилась, остался чистый икс. Чего нам и требовалось. А при делении правой части (10) на пять, получилась, знамо дело, двойка.

Вот и всё.

Забавно, но эти два (всего два!) тождественных преобразования лежат в основе решения всех уравнений математики. Во как! Имеет смысл посмотреть на примерах, что и как, правда?)

Примеры тождественных преобразований уравнений. Основные проблемы.

Начнём с первого тождественного преобразования. Перенос влево-вправо.

Пример для младшеньких.)

Допустим, надо решить вот такое уравнение:

3-2х=5-3х

Вспоминаем заклинание: "с иксами - влево, без иксов - вправо!" Это заклинание - инструкция по применению первого тождественного преобразования.) Какое выражение с иксом у нас справа? ? Ответ неверный! Справа у нас - ! Минус три икс! Стало быть, при переносе влево, знак поменяется на плюс. Получится:

3-2х+3х=5

Так, иксы собрали в кучку. Займёмся числами. Слева стоит тройка. С каким знаком? Ответ "с никаким" не принимается!) Перед тройкой, действительно, ничего не нарисовано. А это значит, что перед тройкой стоит плюс. Так уж математики договорились. Ничего не написано, значит, плюс. Следовательно, в правую часть тройка перенесётся с минусом. Получим:

-2х+3х=5-3

Остались сущие пустяки. Слева - привести подобные, справа - посчитать. Сразу получается ответ:

В этом примере хватило одного тождественного преобразования. Второе не понадобилось. Ну и ладно.)

Пример для старшеньких.)

Если Вам нравится этот сайт...

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

можно познакомиться с функциями и производными.

Корякова Людмила Николаевна, учитель начальных классов

Урок математики

в 4 классе

Тема: Решение уравнений нового вида.

Цель: Способствовать развитию умения решать сложные уравнения, где неизвестное выражено суммой или разностью чисел.

Задачи:

· формировать умения решать сложные уравнения, где неизвестное выражено суммой или разностью чисел;

· развивать логическое мышление и умение анализировать;

· применять элементы здоровьесберегающих технологий на уроке;

· воспитывать коллективизм, взаимопомощь.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Оборудование: Карточки уравнений; карточка с геометрическим материалом; доска; учебник.

Ход урока:

I. Организационный момент:

1. Приветствие гостей.

2. Упражнение на развитие внимания, памяти: Я покажу вам карточку и буду держать её 5 секунд. Назовите по порядку, какие вы запомнили предметы. Сколько их? (на карточке треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал)

3. Я желаю получить такую оценку каждому из вас на уроке.

А для этого надо отгадать эти анаграммы и вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

Анаграммы: ЕШАРЬТТОАГЫДАВЬТМСЕТЬАК

(решать)(отгадывать)(смекать)

II. Актуализация знаний. Устный счет.

1. - Назови компоненты при сложении. Как найти неизвестное слагаемое?

Как называются компоненты при вычитании?

Как найти уменьшаемое? Вычитаемое?

2. Даны выражения, подумайте с чего начинается решение выражений, где больше чем одно действие (с порядка действий) :

Задание: расставь действия в выражениях

a + b – (d + k ) : m – n

34125

500 – (280 + 120) = 100

(600 – 327) + 27 = 300

3. Реши задачи:

А) К неизвестному числу прибавить 700 и получится сумма 1800

1. Составь уравнение.

Х + 700 = 1800

Х = 1100

Б) Из неизвестного числа вычли 60 и получили разность 150

1. Составь уравнение.

2. Чему равно неизвестное число?

Х – 60 = 150

Х = 210

III. Решение уравнений.

Мы с вами повторили решение простых уравнений, теперь переходим к решению более сложных.

У доски:

120 + Х = 200 – 75

120 + Х = 125

Х = 125 – 120

Х = 5

120 + 5 = 200 – 75

125 = 125

IV. Физминутка «Близнецы»

Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:

· присесть

· встать

· встать на пальчики, опуститься

· наклониться влево

· наклониться вправо

· прогнуться назад

· постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене

· постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене

· открыть глаза и тихо сесть

Задание на ошибку:

(х + 29) – 48 = 90

Диалог:

· Что случилось?

· Что вы увидели нового для себя?

· Какая возникла проблема?

· Давайте попробуем её решить?

Составление плана решения уравнения:

1. Расставим порядок действий. Если бы это был пример, с чего бы вы начали его решение?

(х + 29) – 48 = 90

2. Установим название компонентов по последнему действию. Где находится неизвестное число?

(х + 29) – 48 = 90

3. Вырази чему равен неизвестный компонент?

Х + 29 = 90 + 48 – такое уравнение мы умеем решать?

Х + 29 = 138 – получили простое уравнение.

Х = 138 – 29

Х = 109

(109 + 29) – 48 = 90

90 = 90

4. Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать уравнения нового вида, где неизвестное выражено суммой или разностью)

V. Еще раз назовите тему нашего урока? (Решение уравнений нового вида)

Повторим алгоритм решения уравнений:

1. Расстановка порядка действий.

2. Установление названия компонентов по последнему действию.

3. Найди уменьшаемое, вычитаемое, слагаемое.

4. Проверка (порядок действий).

VI. Цель: Да, сегодня мы научимся решать эти уравнения, где неизвестное будет выражено суммой или разностью.

VII. Закрепление нового материала (у доски)

140 – (а + 25) = 40

а + 25 = 140 – 40

а + 25 = 100

а = 100 – 25

а = 75

_________________

140 – (75 + 25) = 40

40 = 40

340 + (190 – х) = 400

190 – х = 400 – 340

190 – х = 60

х = 190 – 60

х = 130

_______________

340 + (190 – 130) = 400

Физминутка «Клоуны»

Дети свободно стоят между партами; по моей команде:

· брови свести и развести;

· глаза прищурить, затем широко открыть;

· губы максимально открыть в импровизированной улыбке, а затем поджать;

· шею вытянуть, затем опустить;

· руками обнять себя, погладить и пожелать успехов в учебе.

VIII. Работа в парах сменного состава.

(Каждому ребенку раздать карточки с уравнением вида: 100 – (х + 25) = 52)

Что главное при работе в паре? (Помочь своему товарищу)

IX. Объясни как решал уравнение? (Устно)

Физминутка для глаз:

· обведи глазами синий кружок по часовой стрелке;

· красный – против часовой стрелке; (Повторить 2-3 раза)

X. Самостоятельная работа (Разноуровневые задания)

1 уровень на «3»:

189 – (х – 80) = 39

х – 80 = 189 – 39

2 уровень на «4»:

350 – (45 + а) = 60

3 уровень на «5»:

Составь по задаче уравнение и реши его: Из числа 280 вычесть сумму чисел х и 40 равно 80

280 – (х + 40) = 80

х + 40 = 280 – 80

х + 40 = 200

х = 200 – 40

х = 160

________________

280 – (160 + 40) = 80

80 = 80

XI. Проверка разноуровневых заданий (по образцу):

1 уровень:

189 – (х – 80) = 39

х – 80 = 189 – 39

х – 80 = 150

х = 150 +80

х = 230

_________________

189 – (230 – 80) = 39

39 = 39

2 уровень:

350 – (45 + а) = 60

45 + а = 350 – 60

45 +а = 290

а = 290 – 45

а = 245

__________________

350 – (45 + 245) = 60

60 = 60

3 уровень:

280 – (х + 40) = 80

х + 40 = 280 – 80

х + 40 = 200

х = 200 – 40

х = 160

________________

280 – (160 + 40) = 80

80 = 80

XII. Оцениваю детей.

XIII. Рефлексия урока.

Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?

Комфортно

Тревожно

Покажите мне карточками, чтобы я увидела всех. Почему? С чем связана твоя тревога?

XIV. Домашнее задание.

1 уровень на «3»: стр. 92 № 9

2 уровень на 4»: стр. 93 № 14

3 уровень на «5»: стр. 96 на смекалку: Подумай и попробуй исследовать и решить это уравнение самостоятельно 60х + 180 = 420, составь план решения.