Амбивалентные чувства по отношению к жизни. Амбивалентность чувств в отношениях. Виды амбивалентности и методы лечения

Человек по сути своей многогранен, и зачастую противоречив. Бывает, одновременно мы можем испытывать сразу несколько чувств к одному человеку или событию. Подобная противоположность суждений, идей, и эмоций, в психологии называется амбивалентностью чувств.

Понятие

Итак, что же такое амбивалентность. Если обратиться к переводу с латинского, то «амбивалентность» можно перевести как «две силы», или «обе силы». Это означает, что объект одновременно может вызывать два абсолютно полярных чувства .

В отношениях

Зачастую она проявляется у людей, находящихся в романтических отношениях. Известное выражение «от любви до ненависти – один шаг», здесь более чем актуально. Сильное чувство, граничащее с ревностью,обожание, но при этом злость,а порой и ненависть, - есть яркий пример амбивалентности, а подобные ситуации, часто драматичные, - излюбленная тема авторов художественных произведений.

Термин «амбивалентность» был представлен Эйгеном Блейлером в 1910 году , как один из симптомов шизофрении. На сегодняшний день нельзя назвать данное состояние исключительным признаком этого заболевания, и скорее всего, оно не имеет к нему никакого отношения, так как непродолжительная амбивалентность не является чем – то необычным для человека с нормальной психикой.

Другое дело, если амбивалентные чувства проявляются в форме патологической, стабильной, ярко выраженной. В этом случае можно говорить о ней, как о возможном признаке психического расстройства, будь то шизофрения, различные психозы, или депрессии. Согласно Блейлеру, амбивалентность у здорового человека может являться исключением, так как в норме человек всегда придерживается примерно одной линии: плохие качества объекта уменьшают симпатию к нему, хорошие – увеличивают, больной же «перепутывает» все воедино.

Также здоровый человек вполне отчетливо осознает природу возникновения двойственных чувств: объект может быть в целом положительным, но при этом вызывать неприязнь за счет некоторых своих качеств. Нередко подобные примеры встречаются в художественных произведениях, когда отрицательный герой вызывает симпатию, и обладает качествами, которые объективно нельзя не признать.

Не следует путать амбивалентность с возникновением смешанных чувств к объекту, потому как смешанные чувства могут возникнуть из – за противоположных характеристик объекта, в то время как амбивалентность – это установка, согласно которой противоположные чувства к объекту связаны между собой, и имеют один общий источник.

Чтобы полностью раскрыть это понятие, его следует рассматривать «под разными ракурсами», - например, если это понятие применять в психиатрии, - оно будет рассматриваться как симптом для целой группы заболеваний , таких как:

  • психозы
  • депрессии
  • различные фобии, панические состояния

Также в клинической психологии и психиатрии амбивалентность может выражаться в смене эмоционального состояния,и отношения человека к неизменному объекту (событию, явлению) в течение 24 часов, к примеру утреннее состояние будет кардинально отличаться от вечернего, или дневного, попеременно.

Виды амбивалентности и методы лечения

Блейлер выделял три вида амбивалентности:

При рассмотрении амбивалентности, как состояния патологического, можно отметить смешение всех трех видов.

К методам лечения в психиатрии принято относить медикаментозный метод, и метод психотерапии .

Медикаментозный метод

Специализированного средства для лечения патологической амбивалентности не существует. При подборе препаратов специалист исходит из общего состояния пациента, и из того, симптомом какого заболевания является противоречивость.

Психотерапия

Здесь будет актуальной консультация специалиста для выявления внутреннего состояния, рождающего противоречие.Метод хорош тем,что позволяет еще раз убедиться в том, имеет ли отношение состояние двойственности к какой-либо патологии. В некоторых случаях применяются различные тренинги, и занятия в группе.

В психологии, напротив, амбивалентность рассматривается как состояние присущее каждому человеку. Разделяется только степень, с которой двойственность проявляется.

Нельзя говорить о том, что двойственность – нечто приобретенное , ведь наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос), и инстинкта смерти (танатос), существующих в каждой личности, - и есть яркий пример этого состояния. Однако следует учитывать, что при создании благоприятной «почвы»(прием алкоголя, разнообразных наркотических веществ, всяческие практики расширения сознания) эта особенность может вылиться в различные пограничные состояния, и неврозы.

Подводя итог, хочется вкратце отметить ключевые моменты. Состояние двойственности чувств может испытать на себе любой человек, и важно помнить, что это совсем необязательно является поводом для паники, и скорейшего визита к специалисту, нельзя говорить о том,что это непременно имеет какое-то отношение к патологии . Тем не менее, при появлении симптомов стоит прислушаться к своим ощущениям, и проследить частоту возникновения антагонистических чувств.

Понятие амбивалентности не сразу вошло в психологическую практику, некоторое время оно являлось одним из ключевых симптомов шизофрении как вид раздвоения личности. Внутренняя противоречивость и двойственное отношение к одному и тому же трактовалось как вид психического расстройства. Это обусловлено еще и тем, что амбивалентное чувство мешает человеку адекватно воспринимать реальность, совершать обдуманные поступки и принимать ситуацию с той стороны, с какой она представляет наибольшую выгоду.

В психиатрии это личностное качество воспринимается как немотивированное и противоречивое поведение. В психологии имеет аналогичное определение, но принимается более лояльно и характеризует ядро сознания. Термин прочно вошел в практику психологов и психотерапевтов, поэтому важно понимать, где норма, а где патология, которую есть смысл лечить.

Понятие амбивалентности

Первоначально амбивалентность получила распространение в психоаналитике, после чего стала фигурировать как самостоятельный термин. С этой позиции явление амбивалентности не характеризуется как патологическое состояние, потому что оно присуще каждому человеку. В период становления личности, познания окружающего мира и осознания себя внутри социальной среды индивид неминуемо проходит выраженный этап двойственности. Но этот момент имеет ограничение по временным рамкам и в норме не всегда проявляется так ярко.

Психологический аспект выстраивается на обязательном явлении амбивалентности в период развития личности. Основанием для нормального восприятия явления служит двойственное отношение к жизни, где с одной стороны - желание жить, а с другой - осознание неминуемой смерти. Эти два понятия представляют собой инстинкты, заглушить которые не представляется возможным, так как они основополагающие. Это объясняет тот факт, что изначально в человеческом разуме амбивалентность не навязана и не спровоцирована внешним фактором: она заложена природой.

Усиление амбивалентности может приводить к неврозам и становиться причиной расстройств личности. К этому могут привести негативные обстоятельства, конфликтные и стрессовые ситуации, чрезмерный прием алкоголя и психотропных веществ. Одно и то же событие в жизни индивид воспринимает с разных точек зрения. Желание не всегда подкрепляется возможностью и здравым смыслом. Но если двойственность не несет вреда восприятию реальности, то это нормальная и адекватная форма данного явления.

В психиатрии понятие амбивалентности не рассматривается как отдельное патологическое состояние. Чаще оно имеет симптоматическое проявление у других болезней. К последним можно отнести хроническую депрессию, обсессивно-компульсивное нарушение, расстройства пищевого поведения, фобические состояния, панические атаки. Зигмунд Фрейд уделял пристальное внимание в своих трудах именно патологической стороне амбивалентности, считая ее ярким проявлением шизофрении.

Грань между нормальной и патологической амбивалентностью определяется степенью ее выраженности и частотой проявлений. В психологии она является причиной психоза, в психиатрии считается лишь симптомом, причиной которого всегда выступает основная болезнь.

Причины

Основной причиной развития амбивалентности является невозможность личности делать выбор и расставлять приоритеты. Нерешительность в некоторых вопросах негативно сказывается на здоровье, общественной позиции, личном статусе человека. Все это приводит к внутреннему психоэмоциональному конфликту. В психологии считается, что это основывается на специфическом восприятии индивида разности расовой принадлежности, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, состояния здоровья и прочих аналогичных моментов. Несоответствие личного понимания и общественных ценностей приводит к внутреннему конфликту.

Большинство психологов склоняются к версии, что суть амбивалентности кроется в личностных качествах человека. Нерешительность, неуверенность в себе и низкий уровень самооценки порождают постоянные сомнения. Такие люди на подсознательном уровне боятся потерпеть неудачу, болезненно переживают критику со стороны окружающих, испытывают страх перед возложенной на них ответственностью. Не последнюю роль играет и внутренний голос, основанный на интуиции, когда разум идет вразрез с эмоциями.

Учеными доказано, что за положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные - правое. Это говорит о том, что по своей физиологии человек склонен испытывать одновременно противоречивые чувства. В принятии решений участвуют как минимум две противодействующие области головного мозга - его когнитивные и социально-аффективные сферы.

Виды

Деление амбивалентности на виды возникло в процессе психотерапевтической практики, когда было доказано, что противоречивость проявляется в различных сферах жизнедеятельности личности.

  • Амбивалентность чувств, или эмоциональный вид, характеризуется двойственным отношением к одному и тому же объекту. Человек испытывает одновременно благосклонность и неприязнь, тягу и отвращение, любовь и ненависть. Нередко этот вид называют амбивалентностью переживаний, потому что он представляет собой биполярность восприятия, что часто случается в сознании.
  • Амбивалентность отношений - возникает на подсознательном уровне. Обусловлена прошлым опытом и настоящими поступками оппонента. Партнер, в прошлом причинивший боль и страдания, при попытках вернуть доверие и благосклонность совершает положительные поступки, но они вызывают противоречивое отношение. Детально данный вид характеризуется между внутренними ощущениями: "хочу - не хочу", "буду - не буду" и т. д. В семейной паре это явление вызывает нестабильность и конфликтность.
  • Амбивалентность привязанности - чаще встречается у детей, когда они одновременно испытывают по отношению к родителям любовь и тягу, но, с другой стороны, боятся их неодобрения и критики. Этому виду подвержены подростки, которые воспитываются в строгих правилах и получают мало любви, ласки и заботы. Как результат - развитие завышенных требований к себе, патологическая самокритичность и низкая самооценка в зрелом возрасте.
  • Амбивалентность мышления - проявляется в противоречивости взглядов на одну и ту же ситуацию, когда в сознании есть место сразу двум определениям, при этом они не вымещают друг друга, а существуют параллельно. Данный вид представляет собой патологическое расстройство личности, которое выражается в неспособности мыслить абстрактно, что бывает при паранойе и шизофрении.
  • Амбивалентность сознания, или субъективный вид, представляет собой психологическую патологию. Она проявляется в разногласии восприятия реальности, то есть внутренние убеждения отличаются от стереотипов или общественного мнения. Часто встречается при психозах, бредовых и навязчивых состояниях, повышенном уровне тревожности.
  • Гендерная амбивалентность - противоречия по половому признаку, когда человеку нравится одежда или способы самовыражения, присущие противоположному полу. Нередко больной не может определиться, к мужчинам или женщинам он испытывает большее сексуальное влечение.
  • Волевая - характеризуется в противоречии между совершением действия и отказом от него. В некоторых случаях носит серьезный характер, когда человек отказывает себе в желании лечь спать или принять пищу.

Эпистемологическая амбивалентность в медицинской практике не рассматривается, она больше относится к философии, где речь идет о противоречивости знаний, чаще можно встретить термин "двойственное познание".

Яркий пример амбивалентности чувств представляет произведение Шекспира "Гамлет", где Отелло одновременно любил и ненавидел Дездемону. Проявление в отношениях семейной пары характеризуется тем, что жена длительное время не может простить измену. Волевой амбивалентности подвержены целые народы - выражено это в сомнениях по поводу принятия важных общегосударственных решений, когда желание бунта подавляется страхом сделать хуже для нации.

Лечение

В случаях, когда амбивалентность не имеет выраженного течения и не доставляет дискомфорта человеку, не приходится говорить о патологии - соответственно, коррекция состояния тоже не требуется. Если она сопровождается паническими атаками, тревожностью и депрессивными расстройствами, то необходимо обратиться к специалисту. Самоанализ и другие способы разобраться в себе могут лишь спровоцировать ухудшения и привести к еще более печальным последствиям.

Специального лекарственного препарата для лечения двойственности нет. Альтернативой выступают медикаменты, которые нацелены на лечение основного расстройства. Седативные средства, антидепрессанты и транквилизаторы применяются чаще всего, с помощью них удается скорректировать общее состояние и купировать психогенное заболевание. Обычно лечение проходит в амбулаторных условиях, но в ситуациях, когда психическое расстройство имеет выраженное клиническое течение и действия пациента несут угрозу как для него самого, так и для окружающих, показана госпитализация в специализированный стационар.

В психологии применяется метод психоанализа. Перед специалистом стоит задача определения причины и вида амбивалентности. От этого во многом зависит тактика лечения, продолжительность и способы воздействия на человека. Травма из детства требует тщательной проработки и устранения. Отдельное внимание уделяется состоянию самооценки и ее коррекции, оказывается воздействие на эмоциональную сферу человека. Комплексный подход подразумевает устранение всех имеющихся психологических отклонений, в том числе страхов и тревожности.

После индивидуального психоанализа результативными оказываются групповые занятия и тренинги с контекстом личностного роста, саморазвития и самореализации. Важно учитывать, что амбивалентное поведение часто находится на грани между нормой и патологией. С целью предотвращения развития какого-либо психиатрического расстройства необходимо своевременно обратиться к психологу и разобраться в истинных причинах двойственности.

Изначально термин двойственности был широко распространен в медицине. Впервые амбивалентность стала известна благодаря французскому психиатру Блейлеру в 1900-х годах. С течением времени данное понятие начали применять в теориях психоаналитического характера и работах Зигмунда Фрейда.

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии - это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.


Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Амбивалентность и амбитендентность

Амбитендентность обозначает сложное нарушение двигательного поведения, которое характеризуется двойственностью в сфере самопроизвольных действий, последствием чего становится неадекватное, странное поведение. Подобной явление, в основном, проявляется у людей, которые больны шизофренией при кататоническом синдроме. То есть, амбивалентный процесс может привести к амбитендентности человека с психомоторным расстройством.

Причины амбивалентности

Основными причинами двойственности являются особые факторы, которые проявляются у человека.

  1. Неспособность принять какое-либо решение. Выбор перед человеком возникает на протяжении всей жизни, и каждое его решение влечет за собой ряд последствий, как хороших, так и плохих. Люди, которые пытаются избежать принятия решений, сталкиваются с конфликтами на внутреннем психоэмоциональном уровне, что и приводит к амбивалентности.
  2. Неуверенность и подсознательный страх в совершении ошибки тоже может стать причиной проявления амбивалентности.
  3. Затяжные депрессии, стрессы, - все это может вызвать амбивалентное расстройство.

Амбивалентность в отношениях

Человек - сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» - казалось бы, как можно одновременно испытывать это?

Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.

Сексуальная амбивалентность

Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.


Гендерная амбивалентность

Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.

Амбивалентность в привязанности

Амбивалентная привязанность - это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.

Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:

  • более самокритичным;
  • неуверенным;
  • недоверчивым к окружающему миру;
  • зависимым в отношениях.

Амбивалентность - как избавиться?

Амбивалентность - явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.

В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.

Учитывая, что амбивалентность является чертой человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.

ambivalence) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

лат. ambi - вокруг, с обеих сторон, valens - сильный) . Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении - склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере - одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли - амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности - одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными. Юнг использовал данное понятие для характеристики: а) сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другой человек, образ, идея, часть самого себя); эти чувства исходят от одного источника и не являются смесью качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены; б) интереса к фрагментации, множественности и изменчивости психического; амбивалентность в этом смысле - всего лишь одно из состояний человека; в) самоотрицания любого положения, которое и описывает амбивалентность; г) отношения к родительским образам, в частности (см. имаго) и к архетипической образности вообще (см. архетипы); д) универсальности - амбивалентность присутствует повсеместно: "силы природы всегда двулики" и Бог тоже, что уже однажды обнаружил Иов (CW 5, par. 165. К. Г. Юнг. Символы трансформации. М. 2000. Далее СТ). Сама жизнь - это вечное "добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга" (CW 9ii, par. 24. А, пар. 24).

Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Хотя она порождается всеми невротическими конфликтами, легче всего ее наблюдать в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

явление нескольких значений (пониманий, прочтений), неоднозначности в высказываниях, текстах, символах и т. д.

Что такое А. в речи, амбивалентный текст (утверждение), можно проиллюстрировать старым советским анекдотом. На собрании выступает высокопоставленный руководитель и заявляет: "В десятой пятилетке мы будем жить еще лучше!" Голос из зала: "А мы?"

В языке А. проявляется у многозначных слов, напр., "занять" означает "занять (место и т. п.)" и "одолжить (деньги)".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

греч. ampi - двойственность, лат. valentia - сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

AMBIVALENCE)

Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сило этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда - привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект.

При обсуждении активных и пассивных тенденций анально-садистской организации парциальных влечений Фрейд (1905), указав на Блейлера как автора понятия и концепции амбивалентности, высказал мнение, что амбивалентность характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. Это понятие он использовал также при рассмотрении одновременного положительного и отрицательного переноса (1912). Абрахам (1924), обосновывая разграничение доамбиволентных, амбивалентных и постамбивалентных объектных отношений, использовал представление о сосуществовании любви и враждебности. Ранняя оральная стадия рассматривалась им как доамбиволентноя, в то время как более поздняя стадия, связанная с кусанием, оценивалось как амбивалентная. Амбивалентность характеризует также анально-садистскую стадию. Генитальная стадия проявляется тогда, когда ребенок становится способным психологически щадить объект, оберегая его от разрушения. Эта стадия обозначается как постамбивалентная. Амбивалентность является одним из важных элементов теории Кляйн, высказавшей идею о том, что амбивалентно воспринимаемый объект расщепляется на "плохой" и "хороший".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (МКБ 295)

сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввел этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической жизни; выраженная или устойчивая амбивалентность - первоначальный симптом шизофрении, при которой она может иметь место в аффективной идеаторной или волевой сфере. Она является также частью обсессивно-компульсивного расстройства, а иногда наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, особенно при затяжных депрессиях.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ДВОЙСТВЕННОСТЬ)

двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

от лат. ambo - оба + valentia - сила).

1. В объективном смысле А. - свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против, воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.

2. В субъективном смысле А. - особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против, мыслей, мотивов, эмоций.

Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в "Этике" Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают "нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться". Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательны-ми стогами сена (это, разумеется, "умственный эксперимент"). Об эмоциональной А. см.Амбивалентность чувств. (Б. М.)

Амбивалентность

от лат. ambo - оба и valentia - сила) термин З. Фрейда. А. - характеристика влечений, в которых психоанализ выделяет созидательные и разрушительные тенденции - влечение к жизни и влечение к смерти (Эрос и Танатос).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

ambivalence) - (в психологии) сосуществование противоположных тенденций или эмоций (например, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же индивидууму или предмету. Чрезмерная и преобладающая амбивалентность считается, согласно Блейлеру, характерным признаком шизофрении.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

1. Наличие одновременно противоположных или смешанных чувств по отношению к какому-то человеку, объекту или идее. 2. Склонность постоянно изменять свои чувства или отношение к человеку, объекту или идее. Это значение предполагает наличие значения 1.3. Состояние, при котором кто-то стремится в двух взаимно исключающих друг друга направлениях или к двум противоположным целям. Это значение первоначально возникло в работах К. Левина по теории поля и наиболее ярко проявляется в исследованиях поведенческих реакций на различные формы КОНФЛИКТА.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

En.: Ambivalence

Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением и способами его преодоления.

Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. пример Ноэми). Использование парадокса также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).

Амбивалентность

внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.

З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.

Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.

Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».

Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877–1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.

Согласно М. Кляйн (1882–1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.

Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе.

Я возненавижу ее так же сильно, как прежде любил… Тут-то я и проявлю всю силу своей души, если возненавижу ее, покину ее, сколь прекрасной, сколь любезной она бы мне ни казалась (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением. А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: «бросьтесь вниз», то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением. Я знал это (Ф. Достоевский, Игрок).

Ср. в «Вишневом саде» А. Чехова – Лопахин и жалеет Гаева и Раневскую, и одновременно злорадствует по поводу их краха.

У него была в душе какая-то болезненная, незалечимая трещина, нанесенная женщиной… Будучи пьяным, он часто вытаскивал из своей дорожной корзинки портрет какой-то женщины… Он то целовал эту фотографию, то швырял ее на пол, прижимал ее к сердцу и плевал на нее, ставил ее в угол на образ и потом капал на нее стеарином (А. Куприн, Как я был актером).

Ведь я люблю тебя и проклинаю!

Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!

К явлениям амбивалентности психоаналитики относят случаи, когда женщина имеет двух любовников (мужа и любовника, бывшего мужа и нынешнего мужа), и ненависть направляется на одного из их пары, пока другой любим ею; если ненавидимый отвергается или уходит, ненависть может проявляться в отношении оставшегося с ней, который, в свою очередь, может быть брошен ею, чтобы с любовью вернуться к оставленному. Этим же объясняется и частое благополучие женщины во втором браке: ненависть, другие отрицательные эмоции направляются на первого мужа, а любовь – на второго.

Периодически двойственность чувств и отношений по отношению к кому-то или чему-то испытывают все: любимый человек может сильно раздражать, интересная работа казаться скучной, а предстоящее событие одновременно пугать и притягивать. Но, если здоровый человек достаточно легко справляется с такими чувствами или они сосуществуют, не мешая друг другу, то при неврозе или других патологиях амбивалентность чувств и мыслей может стать причиной сильнейшего психического расстройства или срыва. Что же такое амбивалентное мышление?

Термин «амбивалентность» в медицине был впервые использован французским психиатром Брейлером в 1900 годах. Он применялся для обозначения патологического состояния – раздвоения сознания человека. Амбивалентное мышление считалось признаком шизофрении, не присущим психически здоровым людям.

Позже этот термин стали использовать не только психиатры, но и психоаналитики и психологи и он получил более широкое толкование. По мнению З. Фрейда и других психоаналитиков, одновременно существование противоположных чувств или отношений является нормой для человеческой психики. Но если сознание человека не способно справиться с этим или чересчур «зацикливается» на этом состоянии, то возможно возникновение невроза или развитие психических заболеваний.

Так что сегодня амбивалентность сознания может рассматривается двояко:

  • Как периодически возникающее состояние у психически здорового человека – психоаналитики описывают это как комплекс сложных чувств, которые возникают по отношению к кому-либо. Это состояние нормально для человека, так он всегда испытывает самые разнообразные чувства и при концентрации на одном объекте возникает амбивалентность. Так, даже самая любящая мать может испытывать чувство раздражения к своему ребенку или можно одновременно любить человека и ненавидеть его из-за чувства ревности.
  • Как патологическое состояние психики, возникающее при психических заболеваниях – при этом человек ощущает «расщепление», его отношение к чему-либо или кому-либо меняется полярно за очень короткий период времени и без причин.

Амбивалентность психически здоровой личности может развиться из-за:

  • неспособности самостоятельно принять решение
  • страха совершить ошибку
  • Неуверенности в себе
  • Стресса, переутомления.

Патологическая амбивалентность может развиться из-за:

  • Психозов различного происхождения
  • Депрессии
  • Навязчивых состояний
  • Фобий, панических атак
  • Шизофрении

Проявления

Проявления амбивалентности могут сильно отличаться. Распознать патологию удается далеко не сразу, иногда даже специалисты не могут поставить диагноз без длительного наблюдения или дополнительных обследований.

Выделяют 3 основных формы амбивалентности:

  1. Интеллектуальная
  2. Волевая
  3. Эмоциональная

Интеллектуальная амбивалентность

Для амбивалентного человека характерно постоянное или периодически возникающее «раздвоение» сознания. Полярность мыслей и идей может вызывать нервное истощение или превращаться в навязчивую идею, избавиться от которой человек самостоятельно не может.

Иногда интеллектуальная амбивалентность проявляется тем, что в сознании человека «живет» 2 личности с противоположными идеями и мыслями. Но такое состояние характерно для шизофрении или других психопатологий.

Волевая амбивалентность

Амбивалентность такого типа проявляется невозможностью или сложностью в выборе или совершении конкретного действия. Такое состояние характерно для психически здоровых людей, которое находятся в состоянии стресса, нервного истощения, сильного переутомления или при недостатке сна.

Двойственность в принятии решений также может быть обусловлена особенностями характера или воспитания. Человек старается избегать ситуаций, в которых ему придется сделать выбор, а если ему приходиться делать его – это испытывает сильнейшее расстройство или пользуется чьим-то авторитетным мнением.

Эмоциональная амбивалентность

Амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере встречается чаще всего. Двойственность в чувствах и отношениях может встречаться как в жизни абсолютно здоровых людей, при пограничных состояниях психики и при патологиях.

Основной симптом эмоциональной амбивалентности – это присутствие противоположных эмоций в одно и тоже время. Двойственные чувства или эмоции могут также быстро сменять друг друга, при этом вызывая нарушение внутреннего равновесия у человека.

Амбивалентность чувств открыто проявляют дети, когда кричат родителям, что ненавидят их или желают им смерти. Переживая эти эмоции они, одновременно, абсолютно уверены в своей любви к родителям.

Следующий этап жизни для которого характерна амбивалентность – это пубертатный период, когда у подростка могут одновременно возникать противоположные эмоции или чувства. Также для этого периода характерно быстрая смена настроения, чувств по отношению к кому-либо.

Амбивалентность в отношениях возникает и в более зрелом возрасте. Часто человек сам не отдает себе отчет в переживаемом или не считает такие резкие перепады настроения и эмоций патологией. Но при возникновении постоянной и стойкой амбивалентности в отношении к кому-либо психика человека расшатывается, он с трудом справляется с охватывающими его чувствами, а его поступки становятся непредсказуемыми и нелогичными, что тоже ухудшает отношения.

Как избавиться от амбивалентности

Если двойственность чувств, отношений или мыслей не слишком мешает человеку и не вызывает вопросов у окружающих, избавляться от нее необязательно. Амбивалентность можно считать чертой психики, которая нуждается в коррекции только в том случае, если ее проявления мешают нормальной жизни человека.

Патологическая амбивалентность, как правило, бывает одним из комплекса проявлений психического заболевания – невроза, депрессии или шизофрении. В этом случае она исчезает по мере коррекции основного заболевания.

Если же это состояние является единственным проявлением патологии психики и вызывает у человека дискомфорт, избавиться от нее можно с помощью комплексной терапии: приема медикаментов и психотерапии.

Для лечения используют седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, реже – нейролептики. Психотерапия может быть индивидуальной или групповой. Специалист определяет причину развития патологии и вместе с пациентом выбирает метод ее коррекции: психоанализ, тренинги, методы расслабления или контроля над сознанием.