Анализ любовного стихотворения лермонтова " нет, не тебя так пылко я люблю"

Музыка А. Шишкина
Слова М. Лермонтова



Не для меня красы твоей блистанье:

И молодость погибшую мою.


В твои глаза вникая долгим взором:






В глазах огонь угаснувших очей.



Поет Борис Штоколов

Стихотворение написано летом 1841 года.

В.А.Лопухина (1815-1851 гг.) была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Ее профиль мелькает на страницах юнкерских тетрадей поэта. «Звезде любви» своей он посвятил около десятка стихотворений, поэму «Демон», «Измаил-Бей», «Сашка», драму «Два брата», неоконченный роман «Княгиня Лиговская». Ее «симпатичный характер» представлен двумя образами (Мери и Веры) в романе «Герой нашего времени» и т.д. Но особенно важно для нас пленительное и печальное стихотворение поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю…», созданное им накануне гибели.

Поет Дмитрий Хворостовский

Долгое время гадали: кому посвящено прощальное создание лермонтовского гения? И наконец выяснили, что настоящим адресатом его следует признать Екатерину Григорьевну Быховец (1820-1880 гг.), которую на Кавказе знали, по ее словам, под именем «charmante cousine Лермонтова».

На дуэль Лермонтов ехал из Пятигорска в Железноводск в коляске кузины. Его сопровождал (какова судьба!) вместе с другими Лев Пушкин, брат великого поэта. Петр Полеводин вспоминал, что Л.Пушкин был «весьма убит смертию Лермонтова». О негодяе «Мартышке» он отозвался так: «…это чистейший сколок с Дантеса», убийцы Пушкина.

Если уж говорить о Лермонтове и Пушкиных, то следует вспомнить о Наталье Николаевне, жене великого поэта.

Находясь под влиянием сплетен, Лермонтов долгое время чуждался ее, хотя служил в гусарском полку вместе с братом Гончаровой, был знаком с Данзасом, другом семьи Пушкиных.

Тем не менее во время последней встречи в Петербурге, в салоне Карамзиных, Лермонтов подошел к ней первым и покаялся в том, что малодушно поддавался светским сплетням, видел в ней лишь гордую красавицу, виновную в гибели гения, но теперь почувствовал за внешней оболочкой ее искренность и внутреннее обаяние. «Надеюсь, - сказал он, - что, когда вернусь с Кавказа, сумею заслужить ваше прощение…»

Вспоминая встречи с Лермонтовым, Наталья Николаевна впоследствии писала: «Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца. И вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение унес с собой в могилу…»

…За несколько часов до дуэли Лермонтов беседовал с кузиной, со своею «ла бель нуарой» (то есть с «прекрасной чернушкой»). Им было о чем переговорить, поскольку нередко встречались друг с другом в Пятигорске и в Железноводске на балах, вечеринках, на прогулках… В 1891 году в Самаре в книге, купленной у букиниста, было случайно обнаружено «Письмо Катеньки Быховец, ныне г-жи Ивановской», как было указано на бумажке, в которой хранилось это письмо, отправленное 5 августа 1841 года.

Поет Ирина Архипова

В нем Быховец поведала сестре Лизе о пятигорской трагедии и о последнем свидании с поэтом. Она с гневом обрушивалась на «глупого и самолюбивого Мартынку», этого «убийцу» и «изверга». Затем писала нежно о поэте: «Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил... Я знала причину его грусти…» - она имела в виду именно Варвару Лопухину, вышедшую к тому времени замуж за Бахметева по настоянию родителей. Поэт находил в Катеньке сходство с Варенькой. Перед гибелью Лермонтов «с полными глазами слез», целуя руки кузины, уговаривал ее («умаливал», по ее словам), чтобы она заехала «к нему на квартиру закусить», но она не согласилась. Тогда он взял у нее на память ленту, которая «по горькой случайности» была «обагрена его кровью».

Романсы на него создали более 80 композиторов: Николай Сергеевич Титов, Сергей Голицын, Алексей Львов (1848), Александр Гурилев (1850), А. Дерфельдтт (1856), Софья Зыбина (1862), А. В. Толстая (1864), Петр Булахов (1869), Елизавета Шашина (1871), Г. Катуар (1888) и другие.




Нет, не тебя так пылко я люблю,

Люблю в тебе я прошлое страданье


Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей,
В глазах огонь угаснувших очей.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Валеева Ф.Р.

МАОУ «МСОШ№16»

Урок-практикум

Лингвистический анализ стихотворения "Нет, не тебя так пылко я люблю..."

М.Ю. Лермонтова, (10 класс)

Цели:

Образовательные:

Учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

Готовить к успешной сдаче ЕГЭ;

Развивающие:

Развивать умение анализировать;

Развивать мышление;

Развивать речь и воображение;

Развивать творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать нравственность;

Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

Проектор

Текст стихотворения на слайде

Текст стихотворения на столах учащихся

Раздаточный материал (тест)

Ход урока.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы обратимся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, попробуем сделать лингвистический анализ его стихотворения « Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы научиться делать лингвистический анализ стихотворения, но и в том, чтобы увидеть, что благодаря такому анализу поэтический текст становится более понятным, перед нами открывается его красота и гармония.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с текстом.

Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение наизусть.

2. Историческая справка.

Это стихотворение - одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения - Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.

III. Познавательный этап. Практикум. Лингвистический анализ стихотворения.

Работа в группах.

1 группа. Определите ключевые образы стихотворения.

( Он, Она и образ-воспоминание о прошедшей любви. Она и образ-воспоминание -- "зеркальные" образы. В ее чертах Он любит "прошлое страданье" и "молодость погибшую". Он "говорит сердцем" не с ней, а с той, другой, которая была "подругой юных дней")

2 группа. Каков лирический субъект стихотворения? Почему он любит страданье и ушедшую молодость?

( По Лермонтову, даже страданье -- это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение -- это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" -- бывшей возлюбленной или любовью вообще -- теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю")

3 группа.

Как понять две последние строки стихотворения?

( Можно предположить, что в этих строках появляется образ самого поэта. Если две прекрасных женщины -- это символы течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического "я" также проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сегодня любит "прошлое страданье" больше, чем "красы блистанье", но и тот, кто когда-то тоже имел "уста живые" и "в глазах огонь". А сегодня эти уста -- "немые", очи -- "угаснувшие", потому что любовь, символ молодости, погибла. Две последние строки могут быть отнесены к образу лирического "я" еще и потому, что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о том, что предыдущая мысль закончена)

4 группа . Проанализируйте глагольную лексику текста.

(В тексте очень мало глаголов (люблю -- люблю -- смотрю -- говорю -- говорю -- ищу), что подчеркивает его статичность, "мгновенность". Время в тексте как бы остановилось)

5 группа. Найдите в тексте прилагательные и причастия. Обратите внимание на их порядок и лексическое значение.

( При исследовании прилагательных и причастий (прошлое -- ушедшую -- долгим -- таинственным -- юных -- немые -- угаснувших) можно заметить их "кольцевую композицию". Если вначале признаки предметов имеют значение времени -- "прошлое, ушедшую", то во второй строфе лирическое "я" жаждет обновления, надеется, что таинственный разговор сердца с "подругой юных лет" поможет возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Поиск "других черт" ушедшей любви заставляет понять, что и у самого лирического "я" и уста давно "немые", и на лице -- "огонь угаснувших очей")

Группы работают самостоятельно, а затем один ученик из группы озвучивает ответы.

IV .Вывод по работе групп.

Слово учителя

Лирическое "я" ранней лирики Лермонтова -- это романтический герой, мечтающий переделать мир по "книжным" образцам; избранник судьбы, сын рока, разочарованный демон. В начале творческого пути поэт стремится претворить типичные черты романтического героя в личные. Поэтому судьба его лирического "я" - это одиночество, страдания и героическая смерть. Драматизм ранним стихам придает несоответствие между духовными возможностями героя и их неосуществимостью.

Лирическое "я" зрелой лирики существенно иное. Герой отказывается от гиперболизации и напряженности романтических порывов в пользу психологически углубленного самовыражения. Исповедальность сменяется холодной иронией и отрицанием более крупного масштаба. Иногда лирическое "я" даже отодвигается на второй план, уступая место "объективным" персонажам.

Трагизм мироощущения теперь связан не только с одиночеством и непониманием толпой душевных порывов лирического "я", но и с осознанием несправедливости общественного устройства. В противоречии находятся безграничность мира и замкнутость пространства, в котором живет герой. Отсюда его стремление к космическому, вселенскому мироощущению.

В поздней лирике герой приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.

Если в ранней лирике главным жанром был лирический монолог, то в зрелом творчестве наблюдается скрещивание, взаимопроникновение жанровых форм, что подтверждает новаторский характер лирики, переход к свободным формам лирического высказывания.

V. Индивидуальная работа. Тест в формате ЕГЭ.

Прочитайте стихотворение и выполните задания 1-7 .

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза, вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

К какому жанру относится данное стихотворение? (элегия)

К какому роду оно относится? (лирика)

Как называются образные определения, приведенные в тексте (прошлое страдание, погибшая молодость) ( эпитет)

Как называется понятие, где одно противопоставляется другому:

«В устах живых уста давно немые. В глазах огонь угаснувших очей» . (антитеза)

«Люблю в тебе я прошлое страданье…». Как называется прием обратного порядка слов?

( инверсия)

Автор использует слова: красы, уста, очи. Как называются такие слова?(архаизмы)

Каким размером написано стихотворение? (ямб )

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание .

Напишите развернутый ответ на вопрос «В каких еще стихотворениях русских поэтов тема любви звучит трагически? Что их сближает с лермонтовским?

Эта девушка была очень красива, молода и очень кокетлива. Она флиртовала и кокетничал с многими, недаром у нее было много поклонников, и нет ничего необычного в том, что и Лермонтов, когда ему было всего лишь шестнадцать, влюбился в популярную среди кавалеров женщину. Но она была холодна, хоть внешне и приветлива. Через год страсти прошли и все остыло. Лермонтов в 1831 году пишет стихотворение «Я не люблю», которое посвящается столичной кокетке, Сушковой. Произведение получается наполненным противоречиями.

Поэт сам себе противоречит, заявляя в начале стиха, что не любит отчаянную кокетку, в середине он мучиться я сомнениями по поводу своих чувств. В конце же он как бы признает, что чувства по отношению к Сушковой все же остались. Финал довольно красочен, получается так, будто Лермонтов разобравшись, все же признается в любви девушке. Михаил Лермонтов в свои двадцать лет, четыре года после расставания с Сушковой, живет вполне обычно, но не забывает о ней. Он полон мщения и злопамятности.

В 1834 году они снова встречаются, и Лермонтов мстит со всей пылкостью, на какую способен. Он делает все, чтобы влюбить ее в себя, потом делает так, что будущий брак Сушковой распался, а потом признается ей, что никогда ее не любил и не любит. Она в отчаянье, ведь она к тому же еще и опозорена перед высшим светом. Но он – отомщен.

Чувства поэта были очень сильно написаны в стихотворении «Я не люблю», которое звучит сначала как отказ от своих прежних эмоций, в которых чувствуется также униженная гордость. А потом – как романтическое, даже завуалированное признание в любви девушке, когда-то его отвергшей.

Анализ стихотворения Я не люблю тебя; страстей… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зине Некрасова

    После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет

  • Анализ стихотворения Песня Гиппиус

    Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.

  • Анализ стихотворения Память Гумилева

    Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания

  • Анализ стихотворения Натюрморт Бродского

    Созданию произведения послужило событие в жизни поэта, связанное с помещением его в лечебное учреждение в связи с серьезной болезнью с возможностью смертельного исхода. Поэтому автор выбирает в качестве названия стихотворения

  • Анализ стихотворения Маяковского Послушайте!

    Данное стихотворение стало неким толчком для людей, которые каким-то образом потеряли веру в себя, сбились с пути. Маяковский вводит в стихотворение Бога, но он не мнимое существо

М. Ю. Лермонтов был очень влюбчивым человеком, поэтому в его творчестве много стихотворений, посвященных нежному чувству. Одним из последних произведений этого пласта стало «Нет, не тебя я пылко так люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя я пылко так люблю» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано летом 1841 г. незадолго до роковой дуэли, посвящено Екатерине Быховец

Тема стихотворения – любовь, которая хранится в сердце с юных лет; откровенное признание девушке об истинных чувствах

Композиция – Анализируемое стихотворение не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые».

Эпитеты «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Посвящено произведение Екатерине Быховец, родственницей Лермонтова, с которой он встретился незадолго до написания стихов. Девушка очень понравилась поэту. Позже выяснилось, что причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной. Вот почему лирический герой стихотворения признается, что любит не девушку, а свое «прошлое страдание» .

Варвара Лопухина - самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

Тема

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Уже в первых строках мужчина признается девушке, что любит не ее, не блистание ее красоты, а свое прошлое. Адресат строк напоминает лирическому герою о его молодости. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор» . Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней» . И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.

Композиция

Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов, каждый из которых постепенно приближает читателя к правде.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Стихотворный размер - пятистопный ямб. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры : «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые» . Эпитеты придают монологу чувственности - «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

Тему любви в творчестве М. Ю. Лермонтова вряд ли можно назвать ведущей. Однако для самого поэта она играет немаловажную роль. В 1841 году поэт создал стихотворение, удивляющее своей эмоциональностью и драматическим содержанием - «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Эта первая строка раскрывают читателю тему стихотворения. В душе лирического героя разворачивается любовная трагедия. Конфликт между реальной действительностью и истинным чувством является идейной основой произведения. По форме стихотворение представляет собой искреннее обращение лирического героя к женщине, некогда им любимой:
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Первая строфа композиционно делится на две части. В первой части лирический герой начинает свою исповедь с резкого отри-
цания: он пылко любит, но не ту, к которой обращены его слова. Вторая строка даёт краткую внешнюю характеристику его бывшей возлюбленной: «блистательная краса» этой женщины больше не привлекает лирического героя. Он говорит, что любит в ней «прошлое страданье» и «погибшую молодость». Таким образом, уже в первой строфе поэтом заложена базовая смысловая антитеза стихотворения - «любовь» и «нелюбовь».
Начальные строки ставят очень важную в идейном отношении проблему- проблему времени. Не случайны слова «прошлое», «молодость», акцентирующие роль времени в человеческих взаимоотношениях. Прошлое и настоящее вступили в конфликт в душе лирического героя. Настоящее требует от него пылкой, вечной любви, но не даёт бури и радости былых чувств и страданий. Прошлое же постоянно манит героя и заменяет реальный образ женщины её образом давно прошедших лет. Лирический герой чувствует, что любил некогда другую, идеальную женщину. Об этом он скажет в последней строфе стихотворения.
Начало произведения даёт общее представление о душевном состоянии героя и тех противоречиях, которые гнетут его. Две остальные строфы являют развитие этих противоречий. Для лирического героя важна не блистательная красота, а внутреннее богатство любимой. Время не изменило её внешнего облика, но наложило свой отпечаток на душу. «Огонь очей» угас, «живые уста» стали немыми. В дисгармоничном настоящем лирический герой ведёт разговор «сердцем» «с подругой юных дней». Тайной окутан этот разговоре «убитым реальностью» идеалом. Трагедия лирического героя состоит в том, что он не может смириться с вечным движением времени. Он находится под властью прошлого, хранящего в себе всю прелесть, чистоту и яркость молодости.
Поэт расставляет смысловые акценты в стихотворении: он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания « юных дней ». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни - вот что осталось в душе разочаровавшегося человека.
Наряду с темой трагической любви в стихотворении находит отражение ещё одна значительная тема. Внутреннее одиночество лирического героя, угасшая любовь настраивают стихотворение на минорный лад. Герой чувствует свою душевную пустоту и одиночество - именно поэтому мысли его обращены в прошлое. Образ любимой, бережно хранимый в сердце, является единственной отрадой в прозаичной и скучной действительности. Для лирического героя желаннее «прошлое страдание», чем пустая «краса». Искра любви потухла, героя окружила обыденность, отчего он вновь мыслями вернулся в свою молодость. Последние строки стихотворения построены на синтаксическом параллелизме:
В твоих устах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Те черты, которые раньше пленяли лирического героя, со временем утратили свою прелесть и притягательность. Эти строки вновь раскрывают идейную антитезу стихотворения - противопоставление милого желанного образа «подруги юных дней» образу реальной женщины, духовно чуждой лирическому герою.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» пронизано острым чувством неудовлетворённости человека жизнью и осознанием бесконечного одиночества. Напряжённость и пронзительность поставленной в произведении проблемы сочетается с глубоким лиризмом и выразительностью поэтического языка.