Анализ стихотворения она сидела на полу. «Она сидела на полу…», анализ стихотворения Тютчева

«Она сидела на полу…» Федор Тютчев

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.

Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело» . И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.

Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.

Любовная лирика Ф. Тютчева относится к самым ярким и волнующим страницам творчества этого талантливого поэта. Стихи, которые автор посвящал избранницам, просто переполнены эмоциональностью, чувственностью, а нередко даже трагизмом.

История написания

История написания произведения может помочь читателю сделать правильный стихотворный анализ. «Она сидела на полу...» Тютчев написал уже в зрелом возрасте. Когда поэту было 47 лет, он был уважаемым человеком и счастливым семьянином. Но так случилось, что в этот момент Федор влюбился в девушку 24 лет - Елену Денисьеву. Его чувство оказалось взаимным, и между двумя людьми вспыхнул бурный роман, который безмятежно протекал до тех пор, пока не выяснилось, что Елена ждет ребенка. В обществе разразился грандиозный скандал, он не мог не коснуться законной супруги Тютчева - Элеоноры. Измену мужа она переживала очень болезненно. В момент отчаяния ею была уничтожена значительная часть переписки с Федором, которая содержала в себе большое количество стихов, посвященных именно ей. Произведения были безвозвратно утеряны. Это грустное событие описано поэтом в стихотворении «Она сидела на полу...». Ф. Тютчев написал его в 1858 году.

Любовь к Елене стала и радостью, и горем в жизни поэта. Он не смог развестись с женой, но отказаться от счастья с Денисьевой у него также не получилось. Так, просуществовал почти 14 лет. Тютчев прожил дольше обеих женщин, но свои чувства и благодарность он сохранил в своем сердце и к одной, и ко второй.

Анализ стихотворения «Она сидела на полу...» Ф. Тютчева

Очень часто в произведениях Федора Тютчева описаны такие чувства, которые человек переживает в некие переломные моменты своей жизни. Известное стихотворение «Она сидела на полу...» имеет четыре строфы, и каждая наполнена не только чувством, но и глубоким смыслом. С помощью некоторых слов автору удалось передать эмоции так, чтобы каждый читатель смог прочувствовать состояние героини стихотворения.

Первая строфа

В первой строфе повествуется о женщине, которая разбирает старые письма, сидя на полу. Здесь не нужен даже междустрочный анализ. «Она сидела на полу» - Тютчев только с помощью этих четырех слов смог передать часть тех эмоций, что чувствовала женщина. Только в ее позе уже можно уловить страдания и беззащитность. Далее читателю становится ясно, что вся эта груда писем когда-то была очень дорога для героини. Именно поэтому она сначала берет каждый листок в руки, а затем отбрасывает в сторону. Автор дает понять, что на данный момент они уже ничего не значат для нее.

Вторая строфа

Вторая строфа доносит до читателя настоящую человеческую трагедию. Такие глаголы, как "сидела", "глядела", "брала", "разбирала", помогают сделать ("Она сидела на полу..."). Тютчев с помощью этих слов изображает поведение героини. Все и употребляются только в Это добавляет характер воспоминания. При этом подчеркивается тягостность момента ностальгии.

В конце второй строфы присутствует многоточие, которое означает паузу, как бы незаконченную мысль. В этом многоточии можно увидеть страдания души главной героини по счастливой прошлой жизни.

Третья строфа

В этих строках показаны воспоминания женщины. Героиня перебирает в памяти пережитые ею счастливые минуты, которые уже ничего не значат в настоящее время и которые уже никогда не вернуть. Словосочетание «сколько жизни» в первой строчке образует смысловое кольцо со словом «убитой» в последней строке. Этот момент усиливает ощущение переживаний и глубокого трагизма.

Четвертая строфа

С помощью последней строфы можно провести заключительный анализ «Она сидела на полу...». Тютчев показывает читателю человека, который, вероятно, является виновником всех страданий героини. Этот человек прочувствовал всю боль, которую переживала женщина в тот момент. Он даже готов перед ней упасть на колени, но в то же время понимает, что уже невозможно ничего изменить, чувства обречены, их нельзя возобновить, как ни старайся.

Мнение Толстого

Лев Толстой данное стихотворение отметил двумя буквами «Т. Ч.», что означает "Тютчев. Чувство". Известный писатель считал, что в этом стихотворении поэт смог передать те чувства, которые практически невозможно выразить с помощью слов. В жизни бывают такие моменты, когда в человеке борется большое количество эмоций, что очень сложно объяснить, а Тютчеву удалось это передать в своем стихотворении.

Для многих и сейчас остается актуальным произведение «Она сидела на полу...». Анализ стихотворения показал, что такой момент может случиться в жизни каждого человека. Возможно, для кого-то данный шедевр является вершиной творчества, а для кого-то - просто поэзией. Можно сказать лишь одно: такие строки никого не оставят равнодушным.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Одно из самых моих любимых стихотворений Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» было написано в 1858 году.
1850-е годы – время драматических переживаний, связанных с любовью Тютчева к Е. А. Денисьевой, юной воспитаннице Смольного института, где в это время учились две дочери поэта. Их роман, о котором знало общество, продолжался 14 лет и закончился смертью девушки.
Однако поэт посвятил это стихотворение не юной Денисьевой, а своей второй жене – Эрнестине фон Дёрнберг. Женщина знала о романе мужа и, разумеется, испытывала от этого непередаваемую горечь.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала…

Я считаю, что главным образом стихотворения является образ этой груды писем. Эти письма как пожелтевшие осенние листья, которые только разбередили душу воспоминаниями о прошлом. Они не более чем «остывшая зола», оставшаяся от пламени прежнего чувства.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела…

Лирическая героиня с удивлением перечитывает эти письма. Она помнит, но уже не понимает тех ярких чувств, которые испытывала ранее. Эти письма ее прошлое. Даже не ее, а той молодой женщины, которая смотрит «с высоты» на себя нынешнюю.
Однако отбросить воспоминания героиня не в силах. Да и как? Она любила, страдала. Разве можно оставить это позади? Ведь «сколько жизни было тут,… сколько горестных минут, любви и радости убитой…»
Но, как правильно замечает поэт, все чувства между этими людьми уже невозвратимо пережиты. Лирический герой понимает это. Но он, стоя «молча, в стороне» и наблюдая за этой женщиной, «пасть готов был на колени». Зачем? Для чего? Чтобы попросить прощения? Или чтобы разделить горечь воспоминаний о минувшем? Он готов быть рядом в это мгновение, ей нужно только дать ему знак. Но знака нет, и герой оставляет женщину в одиночестве, позволяя прожить в одиночестве эти минуты.
Для меня стихотворение «Она сидела на полу…» - вершина творческого гения Ф.И. Тютчева. Наверное, кто-то со мной не согласится, но искренность этих строк никого не оставит равнодушным.

План

1.История создания

2.Жанр произведения

3.Основная тема произведения Композиция

4.Размер произведения

5.Основная мысль стихотворения

История создания

Стихотворение «Она сидела на полу» написано Тютчевым в 1858 г. В нем описана реальная трагедия в жизни поэта. Героиня произведения - вторая жена Тютчева Эрнестина Дернберг. Она узнала об измене мужа с молодой Е. Денисьевой. В порыве гнева женщина сожгла большую часть старых писем поэта, посвященных ей когда-то.

Жанр произведения

Жанр произведения - любовная лирика, проникнутая романтизмом.

Основная тема произведения

Чтобы понять смысл стихотворения, надо знать его предысторию. На первый взгляд не происходит ничего особенного: женщина перебирает старые письма, в которых содержатся дорогие воспоминания о пережитых чувствах. Хотя уже ощущается некоторая загадочность происходящего.

С учетом реальных событий становится понятно, насколько важными и драгоценными являлись эти бумаги до измены Тютчева. Его брак с Эрнестиной был действительно долгое время счастливым и безмятежным. Творческая натура поэта не выдержала искушения перед новым романом. Он сам виноват в своем несчастии. Жена же была просто поражена этим. Она простила мужа только ради детей.

Сам Тютчев разрывался между новой любовью и своей семьей. Он с болью смотрит на старые письма. В них содержится целая жизнь, которая уже никогда не вернется. Поэт понимает, что своим поступком совершил настоящее убийство, пусть не в физическом, но в нравственном смысле. Мотив смерти упоминается в стихотворении дважды: «брошенное тело», «любви и радости убитой».

Раскаяние поэта велико, он готов встать на колени перед женщиной, которую когда-то боготворил. Но возврата назад уже нет. В финале лирический герой употребляет несколько неуклюжее, но сильное выражение - «страшно грустно». Оно ярко отражает его состояние.

Композиция

Стихотворение четко делится на две части. В первой описана страдающая женщина. Во второй - сам лирический герой и его ощущения и размышления.

Размер. Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Выразительные средства

Тютчев употребляет яркие эпитеты для усиления трагизма произведения: «остывшую», «брошенное», «горестных». Удачно используются романтические сравнения: «как остывшую золу», «как души».

Многоточия подчеркивают отсутствие выхода, безнадежность ситуации. Третья строфа представляет собой крик души поэта, что особо выделено восклицаниями. Несколько строк начинаются с союза «и», что придает произведению тревожный сбивчивый характер.

Основная мысль произведения - мучительная тоска поэта. Он не считает себя виновным, скорее, жертвой всепоглощающей страсти. Тем не менее, он помнит о прежних счастливых днях, о чувствах, которые когда-то испытывал. Тютчев знает, что жена по-прежнему любит его, а он не может ответить ей тем же. Для него любовь уже превратилась в «остывшую золу».

Обладая тонким художественным вкусом, поэт смог умело передать чувства людей, которых покинула любовь. Это великое чувство никогда не исчезает без следа. Если любовь проходит, то она до конца жизни будет приносить печаль и сожаление о безвозвратно прошедшем счастливом времени.

вокал: В.Пенькова
гитара: О.Фол


Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»
http://pishi-stihi.ru/ona-sidela-na-polu-tyutchev....

Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.
Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело» . И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.
Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.
Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.