Что изучает морфемика. Что такое морфемика и морфема

18. Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.

В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

Словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

19. Чередование звуков в слове.

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

Чередование гласных:

е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.

Чередование согласных:

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.

20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

Простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.

22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения - источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

  • аффиксация:

    Префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    - суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    - префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

  • безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
  • словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
  • аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).

2. Неморфологические способы:

Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).

Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как "вселенная" и «мир» как "состояние без войны").

Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).

Морфемика и словообразование.

МОРФЕМИКА

Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Термин «морфема» введен в научный обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г.

Морфема – наименьшая значимая часть слова (в отличие от слога).

Слово состоит из основы и окончания. Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. В основу входят:

1)приставка,

2)корень

3)суффикс.

Познакомимся с новыми морфемами!

4)постфикс (ся/сь): беречь- ся, береги- сь;

5) интерфикс (соединительная гласная) ; сам-о-лет, змее-е-лов, пят-и-летка.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

! Неизменяемые слова окончаний не имеют:

  • Несклоняемые существительные: кофе, пальто, кино;
  • Неопределённая форма глагола(инфинитив): читать, увидеться, нести, беречь;
  • Деепричастия: рисуя, прочитав, учась;
  • Наречия: вблизи, влево, горячо.

Порядок разбора слова по составу(морфемный разбор):

  1. Определите, к какой части речи относится слово.
  2. У изменяемого слова найдите окончание и определите его значение.
  3. Укажите основу слова (часть слова без окончания и без формообразующих суффиксов (например, суффикс -л- у глаг. в форме прош.времени, формообразующие суффиксы инфинитива).
  4. Выделите корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
  5. Выделите приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем докажите подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

Пример: Повредит - глагол, обозначает действие - причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Основа слова повред-. Приставка по - неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т.д.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. При словообразовательном анализе необходимо определить, от какого исходного слова и при помощи какого способа образовано данное слово.

Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами словообразования.

Неморфологические способы словообразования характеризуются тем, что в образовании слова не участвуют морфемы. Внешний облик слова остаётся неизменным, однако оно приобретает новое значение, изменяются морфологические признаки слова, другой становится его синтаксическая роль. Различают следующие неморфологические способы:

  1. Переход слова из одной части речи в другую. Пример: учительская(прил.) комната – учительская(сущ.)
  2. Сращение – два или несколько слов сливаются в одно, не изменяясь при этом внешне. Пример: сильно действующий – сильнодействующий
  3. Образование омонимов. Пример: кулак(сжатые пальцы) – кулак(сословие)

Морфологический способ – это способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения к производящей основе различных морфем (приставок, суффиксов) или другой основы. Окончания не входят в число словообразовательных морфем. Различают следующие морфологические способы:

  1. Приставочный : бес порядок ← порядок. Помни! Приставка не меняет часть речи! Чаще всего: Глаголы (воздействует-действует…) Наречия (навсегда – всегда…) Существительное (сверхчеловек – человек…) Прилагательное (гиперактивный – активный….) Местоимение (никогда – когда, нигде – где..)
  2. Суффиксальный : проситель ниц а ← проситель. Помни! Суффиксальный способ чаще образовывает новую часть речи. Чаще всего: Наречия на –о, -е (молниеносно← молниеносный) Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать ← рассмотреть) Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение← положить)
  3. Бессуфиксный – новое слово образуется путём усечения суффикса(зыплыв ← заплывать). Образуются только существительные: а) от глаголов(значение действия) бег←бегать; б) от прилагательных существительные ж.р.на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий….). Чтобы правильно определить данный способ словообразования, необходимо найти в тексте отглагольное существительное(см.а – оно сохраняет значение действия), убедиться в том, что после корня сразу идёт окончание.
  4. Приставочно-суффиксальный: под бород ок ←борода. Образуются: Глаголы (разбежаться – бег…) Прилагательное (беспомощный - помощь…) Существительное (подснежник – снег, поморье – море…) Наречия (по-моему – мой…, во-первых – первый…, снова – новый…, вправо – правый )
  5. Сложение - образование нового слова путём сложения двух или нескольких основ (или целых слов) с соединительной гласной или без неё: пеш е ход ←пеший+ходит, плащ-палатка ←плащ+палатка. Внимание! Не путать с суффиксальным: Земледельческий ← земледелие, суффиксальный

Правило №1 . Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма).

Ловушка! перечитал ← перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ).

Правило №2 . Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.

Ловушка ! вход ← ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход ← входить (бессуффиксный способ).

Помни! При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).

При подборе однокоренного слова помни следующее:

часть речи

от какой части речи может быть образовано

каким способом

существительное

существительное

приставочный, суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

Прилагательное

глагол

суффиксальный, бессуффиксный

прилагательное

существительное

суффиксальный, приставочно-суффиксальный

прилагательное

приставочный

глагол

суффиксальный

глагол

глагол

приставочный, суффиксальный

существительное

суффиксальный,

прилагательное

приставочно-суффиксальный

наречие

существительное, прилагательное, наречие, числительное, местоимение

суффиксальный,

приставочно-суффиксальный

причастие

суффиксальный

причастие, деепричастие

только глагол

только суффиксальный

Алгоритм действий:

  1. Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ти (инфинитив), - л (пр.время) у глаголов).
  2. Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс.
  3. Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы)
  4. Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.

Образец словообразовательного анализа слова:

  1. Загородный . Лексическое значение: находящийся за городом.
  2. Основа слова – загородн
  3. Ближайшее родственное слово – город , его основа – город
  4. Сравним основы: загородн и город . В основе слова за город н выделяются ещё две значимые морфемы: приставка за- и суффикс -н-
  5. Слово загородный образовано приставочно-суффиксальным способом.

§ 73. Описание морфемики целесообразно начинать с объяснения данного понятия и обозначающего его термина (подобно тому, как эго было сделано в предыдущем разделе при описании фонетики). Термин "морфемика" (подобно термину "фонетика" и некоторым другим терминам с аналогичной семантикой) неоднозначен, им обозначается известный участок языковой системы, определенная подсистема языка и раздел языкознания, в котором изучается данная подсистема. По определению В. В. Лопатина, морфемика – это "морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы; раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом". Примерно так же определяется морфемика и другими лингвистами (ср., например: "Морфемика – это совокупность и система морфем языка, а также наука о морфемах..."). Надо заметить, что в русском языкознании данный термин используется преимущественно во втором значении – для обозначения раздела языкознания; для обозначения совокупности морфем как объекта этого раздела языкознания чаще всего употребляются составные терминологические наименования, такие, как, например: "морфемный состав языка", "морфемный строй языка", "морфемный уровень языка", "морфемный ярус", "морфемный механизм", "морфематическая система языка".

С целью терминологического разграничения разных понятий, обозначаемых полисемичным термином "морфемика", в вузовской учебной литературе но русскому языку для обозначения морфемики как учения о морфемах иногда предлагается использовать термин "морфемология", образованный по аналогии с традиционно употребляемыми терминами "фонология", "морфология", "лексикология" и другими подобными. Этот термин в данном значении иногда употребляется и в научной литературе: он использован, например, в названии сборника научных трудов: "Морфемология и морфемография" (Владивосток: Дальнаука, 1993).

Наряду с термином "морфемика" в том или ином его значении в современном отечественном языкознании часто используется термин "морфология", например, в таких словосочетаниях: "морфология слова" (взначении "морфемный состав слова" или "морфемная структура слова"), "морфология основы слова" (в аналогичном значении) и др. Особенно широко используется прилагательное "морфологический" взначении "морфемный": "морфологический состав слона", "морфологическая структура слова", "морфологическая часть слова", "морфологический разбор слова", "морфологический анализ" и многие другие. Такое смешение терминов крайне нежелательно, оно приводит к путанице в объяснении обозначаемых ими языковых явлений.

Морфемика как раздел языкознания имеет свой объект изучения и свои задачи. Обьектом изучения в разделе морфемики считается морфемика в первом значении данного термина. По определению некоторых лингвистов, например В. В. Лопатина, "основным объектом исследования в М. (т.е. в морфемике. – В. Н.) являются морфемы, их формальные видоизменения – морфы и их линейные сочетания (слово в целом как последовательность морфем; во флективных языках – основа, словоформа)". При этом иногда подчеркивается, что "центральным объектом изучения морфемики становится... не столько морфема, сколько морфологическая (имеется в виду морфемная. – В. Н.) структура слова ". Кроме собственно морфем и других значимых частей слова (сочетаний морфем, основ) и существующих взаимоотношений между ними в морфемике изучаются выделяющиеся в составе слов всевозможные асемантические (лишенные значения) их части, такие, как соединительные звуки и звукосочетания, интерфиксы и др. Иногда к морфемам относятся некоторые нелинейные, несегментные явления, выражающие определенные грамматические значения: чередования фонем, словесное ударение, интонация и др.

При таком понимании объекта морфемики как раздела языкознания основными ее задачами можно считать следующие: 1) определение понятия морфемы как основной единицы морфемики с учетом конкретных признаков, отличающих ее от других единиц языка; 2) изучение морфем языка (языков) с точки зрения формального (звукового) строения, роли и места в слове, выражаемых значений и выполняемых функций; их классификация по разным признакам; 3) изучение смежных с морфемой языковых явлений, так или иначе напоминающих морфемы; определение их морфемного статуса, т.е. отношения к морфемам; 4) определение понятия основы слова; классификация основ по разным признакам; 5) разработка принципов морфемного анализа слова, вычленение морфем в составе полиморфемных слов.

Как известно, морфемы могут использоваться в словообразовании (для образования производных слов) и в формообразовании (для образования грамматических форм слов), т.е. подразделяются на словообразовательные и грамматические (подробнее об этом будет сказано ниже). На этом основании можно говорить о морфемике словообразовательной и морфемике грамматической (морфологической). В отечественном языкознании вопросы словообразовательной морфемики подробно рассматриваются в работах по словообразованию, хотя имеется и ряд исследований, специально посвященных проблемам словообразовательной морфемики. Вопросы грамматической морфемики подробно рассматриваются в трудах по морфологии, в частности, в вузовской учебной литературе по курсу "Современный русский язык".

Морфемы и другие единицы морфемики, равно как и единицы других языковых уровней, могут рассматриваться (и рассматриваются) с синхронической и диахронической точек зрения, в связи с чем различается морфемика синхроническая (синхронная), или описательная, и диахроническая, или историческая. В соответствии с принятым в данном учебнике пониманием языковой синхронии синхроническая морфемика как уровень языка может быть определена как состояние морфемного уровня языка на определенном этапе его развития, в тот или иной промежуток времени, исключающее качественное изменение морфем и других единиц данного языкового уровня. Под синхронической морфемикой как разделом языкознания понимается, соответственно, учение о морфемных единицах языка и взаимоотношениях между ними по состоянию на определенном этапе развития языка. Диахроническая морфемика в языке может быть определена как развитие морфемного уровня языка, смена одного его состояния другим состоянием в результате качественного изменения морфемных единиц и связей, взаимоотношений между ними в ходе исторического развития языка. В языкознании диахроническая морфемика – это учение о морфемных единицах и взаимоотношениях между ними с учетом их изменения в процессе языкового развития.

§ 74. По объекту изучения и задачам его исследования морфемика тесно связана с морфологией и словообразованием. Эта связь проявляется, главным образом, в том, что морфемы во многих языках, в том числе и в русском, служат основным средством образования производных слов и грамматических форм слов, о чем говорилось выше.

Морфемика нередко рассматривается как определенная область, составная часть грамматического (морфологического) строя языка и, соответственно, как часть учения о грамматическом строе языка.

Некоторые лингвисты относят морфемику языка к области словообразования, а учение о ней включают в раздел языкознания, называемый словообразованием, или дериватологией. Такое отношение морфемики к словообразованию выражается, например, следующими словами: "Словообразование в качестве особого раздела науки о языке изучает родственные связи и структурные типы слов, их морфемику и строение, а также их деривацию (т.е. словопроизводство). Поэтому конкретным предметом словообразования являются лексические единицы с точки зрения их морфемного состава, структуры и способов деривации".

В учебной литературе по курсу "Введение в языкознание" вопросы морфемики обычно рассматриваются в разделах, посвященных описанию грамматики или, точнее, морфологии; крайне редко такие вопросы объясняются в особом разделе учебного пособия, например, под таким заголовком: "Материальная структура слова". В разделе грамматики (морфологии) морфемные средства языка рассматриваются также в ряде учебников и учебных пособий по курсу "Современный русский язык". Данный факт также свидетельствует о том, что большинство лингвистов считают морфемику составной частью грамматики (морфологии) или словообразования (дериватологии).

В разных языках морфемика тесно связана с лексикой. Эта связь состоит, прежде всего, в том, что многие морфемы, точнее, все словообразовательные аффиксы, используются для образования лексических единиц – слов, или лексем, т.е. служат средством пополнения словарного состава того или иного языка.

Многие словообразовательные аффиксы, а также некоторые грамматические морфемы возникают из соотносительных словарных единиц, прежде всего слов служебных частей речи (предлогов, частиц), сохраняя значения последних (ср., например, в русском языке: за рекой и заречье, на столе и настольный, не друг (ты мне) и недруг ; в немецком: aber (а, но, же, однако) и Aberwelt (вымышленный мир, мир вымыслов), nicht (не, нет) и Nichterfulling (невыполнение); в литовском: prie (при, возле) и priedanga (прикрытие, покров).

В ряде случаев тождественные по происхождению и схожие по значению единицы в одних языках используются как служебные морфемы, т.е. единицы морфемики, в других выступают в качестве отдельных слов, т.е. единиц лексики. Например, возникший из определенной падежной формы указательного местоимения элемент -ся (-сь ) в русском языке или -si (-s) в литовском рассматриваются как глагольные аффиксы (постфиксы), соответствующие им элементы в польском языке sie или в немецком sich – как местоименные слова, а соотносительные с ними si и se в чешском языке – как нечто промежуточное между морфемами и словами (в грамматиках чешского языка именуются возвратными компонентами).

Связь морфемики как раздела языкознания с лексикологией проявляется в том, что морфемы изучаются не сами по себе, а как составные части слов (словоформ). По словам А. С. Герда, "морфемика рассматривает слова (выделено нами. – В. Н. ) как единства, состоящие из морфем", на основании чего данный раздел языкознания определяется ученым как "наука о внутренней морфемной структуре слова, о структурных типах слов".

Существуют известные связи между морфемикой и фонетикой, фонологией. Эти связи носят чисто внешний, формальный характер, они касаются лишь материальной стороны единиц фонетики и морфемики, поскольку фонетические единицы не выражают языковых значений, и проявляются, например, в том, что многие морфемы в разных языках выражены одним звуком (гласным или согласным), т.е. формально совпадают с отдельной фонемой. Это относится, например, к русским флексийным морфемам, среди которых имеются окончания, соотносящиеся с любой гласной фонемой (ср.: гор-а , гор-ы, гор-е, гор-у, ух-о, уш-м). Морфемы, представленные одной фонемой, имеются также среди суффиксов (ср.: брос-а-ть, бел-е-ть, син-е-ть, гор-н-ый, жар-к-ий, уста-л-ый, закры-щ-ый), префиксов (ср.: а -моральный, о-писать, у -говорить, в-нести, с-тащить). В ряде языков одной фонемой представлены инфиксы, т.е. морфемы, располагающиеся внутри корня (подробнее о них будет сказано в § 93).

Многие морфемы формально совпадают с такими единицами фонетики, как слоги, например, русские префиксы на-, не-, по-, пре-, при-, про-, у- и др., суффиксы -ва-, -ну, -ти и др., постфиксы -то, -ся. В некоторых языках такое совпадение носит регулярный характер, свойственно всем или большинству морфем, ввиду чего соответствующие языковые единицы получили особое терминологическое наименование: "В языках изолирующе-силлабич. типа... М. (т.е. морфема. – В. Н.) обычно совпадает со слогом, чем и обусловлено использование, наир, в китаистике, термина "морфемосиллабема " (или "силлабоморфема"), означающего минимальную фономорфологич. единицу".

Структура языка, словно здание, сооружается из отдельных «кирпичиков» - языковых единиц, обладающих лексическим значением. Вот эти единицы - морфемы - и изучает раздел лингвистики под названием морфемика. И словообразование, как более крупная область языкознания, включает ее в себя.

Из чего состоят слова?

Какое бы слово мы не исследовали, оно состоит из морфем - одной или нескольких. Например, в существительном «меню» есть лишь 1 морфема - корневая, а в прилагательном «при/влек/а/тельн/ое» их 5: приставка, корень, два суффикса и окончание.

Морфемика (и словообразование как предмет языкознания) определяет неделимые части слова, рассматривает специфику их строения и изучает их функции в словах.

Классификация морфем

Когда учитель предлагает школьнику речь идет о выделении морфем, из которых оно складывается. В русском языке имеются корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень - обязательная часть, без которой слова просто не может быть. Некоторые - состоят лишь из корня (наречия, союзы и предлоги, междометия, неизменяемые существительные).

Приставка - это словообразовательная морфема, она располагается перед корнем (по/бежать) или перед другой Она создает лексемы с новым смыслом.

Суффикс - еще одна морфема, образующая новые слова. Находится после корня (кот/енок, горн/ист).

Окончание - часть слова, которая может менять его форму, но не смысл. Оно располагается после суффикса или сразу после корня. Указывает на род, падеж, число и другие изменяющиеся признаки (памятн/ая встреч/а).

Смысловой фундамент

В морфемике и словообразовании есть понятие «основа». В этом компоненте словесной структуры содержится семантика слова. Основой называется все, кроме окончания, которое не несет лексического значения. У вся лексема является основой.

Как рождаются слова?

Мы увидели, что является предметом изучения морфемики. А что такое словообразование? Во-первых, это сама «процедура» построения новых слов, а во-вторых, лингвистический раздел, изучающий этот процесс. И если систематизация частей слова и схема морфемного членения - задача морфемики, то словообразование ставит своей целью определить, является ли конкретное слово производным, а если так, то от чего и как оно сформировано.

Наука знает три способа сотворения новых слов:

1. При помощи словообразующих морфем - приставочный способ (думать - пере/думать), суффиксальный (стричь - стричь/ся) и приставочно-суффиксальный (стакан - под/стакан/ник);

2. Путь операций с основами - их сложение (труба + провод = труб/о/провод), сокращение основ (заместитель - зам) и сложение с сокращением (заведующий хозяйством - завхоз).

3. Метод смешивания двух вышеизложенных способов, когда используются одновременно словообразующие морфемы и действия с основами. Так появилось слово «знаменосец» (знамя + носить = знам/е/нос/ец).

Иногда словообразованию русского языка и морфемики даже не требуется, чтобы возникла новая семантическая единица. Так появляются имена существительные из причастий и прилагательных: «командующий», «мороженое», «контрольная». Из других частей речи произошли многие наречия.

Теперь, когда мы разобрались с тем, что такое словообразование, перейдем к моделям разбора.

Две версии морфемного разбор

В лингвистике есть два подхода членения слова на морфемы: структурный и смысловой. Первый предполагает, что после выделения окончания и основы необходимо вычленение корня слова, а затем уже других морфем.

Этот способ знает каждый школьник:

1. Слово выпишем из текста, не меняя его формы;

2. Выделим окончание и основу: часть, которая при склонении или спряжении изменяется - окончание, остальное - основа. состоят только из основы.

3. Путем подбора однокоренных лексем определим корень слова;

4. Найдем приставку или несколько, если есть;

5. Выделим суффикс или несколько, если они имеются.

Другой способ разбора слова по составу не отрывает морфемное членение от словообразовательного анализа. Исследование лексемы строится по принципу постепенного «обнажения» корня:

1. Определим, от какой лексемы и каким путем возникло данное слово;

2. Отделим основу от окончания;

3. Снимем с лексемы приставку;

4. Выделим суффикс;

5. Найдем корень.

Такой способ разбора представляется более продуктивным, потому что, понимая, как образовано слово, гораздо легче разглядеть в нем словообразовательные морфемы - приставки и суффиксы. Это для любителей морфемики и словообразования тест на навык синхронного анализа состава слова и его этимологии.

Как сделать

Исследование происходит по схеме:

1. Назовем часть речи, к которой относится слово;

2. Подберем к нему близкие по форме и смыслу лексемы, составим цепочку, в которой видно, от какого слова наш объект происходит;

3. Найдем средство словообразования: лексема появилась при помощи суффикса, приставки, одновременного их использования или другим из известных способов.

4. Укажем, какие процессы (если есть) сопутствовали словообразованию: чередование согласных, интерфиксация соединительными гласными, усечение основы.

В работе над составом и происхождением лексем не стоит забывать об аспектных лингвистических словарях, специализирующихся на словообразовании и морфемной структуре слов.

На вопрос Помогите ответить на вопрос:. Что изучает морфемика? заданный автором ферросплав лучший ответ это



Корень - значимая часть слова, содержащая в себе основной смысл!

Ответ от Невроз [гуру]
Морфемика - раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов.


Ответ от Елена *** *** [активный]
морфемика изучает структуру слова и его форм; систему морфем русского языка (префиксы, аффиксы. корень и т. д.)


Ответ от Лариса зверева [активный]
морфемика изучает суффиксы, окончания, приставки, корни и основу!


Ответ от Подголосок [новичек]
Приставки, корни, суффиксы и окончания, знакомые нам по школе, суть наименьшие части слов, обладающие собственным значением. Общее название для них – морфемы. Так, в слове пере-стрел-к-а выделяются приставка пере-, корень -стрел-, суффикс -к- и окончание -а. К морфемам также относятся т. н. соединительные гласные (интерфиксы) : пчел-о-вод, кра-е-вед и постфиксы – части слов, следующие за окочанием: сад-и-те-сь, к-ому-либо, чт-о-то, где-нибудь. Некорневые морфемы называются аффиксами.
Количество слов в русском языке исчисляется миллионами и постоянно изменяется, чему способствует большой потенциал словообразования. В сравнении с этим состав морфем русского языка относительно постоянен и количество их исчисляется десятками тысяч. (Интересно отметить такой же порядок числа иероглифов в языках с иероглифическим письмом.)
Складываясь друг с другом для образования слов, морфемы могут претерпевать различные изменения в своем фонемном составе. Вот некоторые характерные случаи таких изменений:
Чередование конечных согласных морфемы:
рук-а – руч-к-а, мук-а – муч-н-ой (к || ч)
шаг – шаж-ок, бог – бож-ий (г || ж)
друг – друз-ь-я (г || з)
сид-ишь – сиж-у (д || ж)
люб-ишь – любл-ю (б || бл) и другие.
Чередование о || е в начале морфемы: сел-о – пол-е, красн-ому – син-ему, об-лиц-ова-нн-ый – об-лиц-ева-ть.
Появление/исчезновение беглой гласной рож-ок – рож-к-а, кон-ек – конь-к-а, бан-к-а – бан-ок, кош-к-а – кош-ек, сон – сн-а, день – дн-я, зв-а-ть – за-зыв-а-ть, бр-а-ть – со-бир-а-ть и многие другие подобные случаи.
Морфемы обладают ограниченной сочетаемостью. Например, суффикс -овк (а) , добавленный к существительным м. р. , сочетается только с односложными основами: вор-овк-а, плут-овк-а, бес-овк-а, а суффикс [-j-], образующий существительные ж. р. , сочетается только с суффиксом -ун-: лг-ун-[j]-я, пляс-ун-[j]-я, по-прыг-ун-[j]-я за исключением одного слова – гост-[j]-я.
Морфема своим присутствием может влиять на положение ударения в слове. Так, приставка вы- у глаголов совершенного вида всегда ударна: вынести, выпроводить, вылавировали, выприватизировали 😉 А уменьшительный суффикс существительных -ик всегда безударен: нож-ик, двор-ик, палисад-ик (это не относится к суффиксу -ник: двор-ник, лес-ник) .
Все эти закономерности, в числе прочего, и являются предметом изучения морфемики. В контексте задач обработки текста знание этих законов необходимо для построения правильных алгоритмов морфологического и словообразовательного анализа и синтеза.
Чередование о || е
Фонема <о>, находящаяся в начале морфемы, чередуется с <е>, если она оказывается в безударной позиции после мягкой, шипящей или ц. Морфемы, начинающиеся с <о> являются поконсонантными, т. е. могут следовать только за морфемами, оканчивающимися на согласный.
Конечные чередования согласных
Морфемы, начинающиеся на <е>, смягчают предшествующий парный согласный: дом – в дом-е, гора – на гор-е.
Как то так


Ответ от Пётр Гринёв [новичек]
Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные) , постфиксы, окончания.


Ответ от Артём Гутор [новичек]
Морфемика - раздел языкознания изучающая значимые части слова!
Значимая часть слова - корень, суффикс, приставка, окончание!
Суффикс, приставка - значимые части слова, служащие для образования новых слов!
Окончания - значимая часть слова, служащая для связи слов в предложении!
Корень - значимая часть слова, содержащая в себе основной смысл!


Ответ от Александр Шарпило [новичек]
Морфемика (морфема) - наука изучающая состав слова (значимые части слова).


Морфемика на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Морфемика