Что такое динамичный характер общества. Извлечение из Семейного Кодекса РФ. А11 Социализацией личности называется
Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.
Общество
Что же мы имеем в виду, когда говорим слово "общество"? Есть столько значений, что можно написать целый словарь. Чаще всего мы называем обществом совокупность людей, которые нас окружают. Однако есть и более узкие смыслы этого понятия. Например, говоря об этапах развития всего человечества, мы называем рабовладельческое общество, подчеркивая тот тип строя, который существовал в то время. Национальная принадлежность также выражается через данное понятие. Поэтому говорят об английском обществе, отмечая его изысканность и чопорность. Кроме того, можно выразить и сословную принадлежность. Так, дворянское общество в прошлом веке считалось наиболее престижным. Цели группы людей выражаются через это понятие весьма ясно. Общество защиты животных отображает собой совокупность единомышленников.
Что характеризует общество как динамичную систему? И что есть общество? Если говорить более широко, то обществом можно назвать все человечество. В таком случае следует подчеркнуть, что данное понятие обязательно должно объединять в себе аспект связи с природой и людей друг с другом.
Признаки общества
Что характеризует общество как динамичную систему? Этот вопрос закономерен. И возникает он потому, что это связано со следующим аспектом в изучении обществознания. Для начала стоит уяснить, что обозначает термин "система". Это нечто сложное, обозначающее совокупность элементов. Они одновременно едины и взаимодействуют друг с другом.
Общество - очень сложная система. Почему? Все дело в количестве частей и связей между ними. Структурные подразделения здесь играют первичную роль. Система в социуме открыта, так как он взаимодействует с тем, что его окружает, без каких-либо видимых помех. Общество материально, потому что есть в действительности. И, наконец, социум динамичен. Общество как динамичную систему характеризует наличие перемен.
Элементы
Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная - в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.
Социальный институт
Общество как динамичную систему характеризует его развитие. Кроме того, важную роль в этом играют институты. существуют во всех сферах жизни, характеризуя ту или иную ее сторону. Например, самый первый "пункт" социализации ребенка - это семья, ячейка, преобразующая его задатки и помогающая жить в обществе. Затем выделяется школа, где ребенок учится не только пониманию наук и развивает навыки, но и приучается к процессу взаимодействия с другими людьми. Высшую ступень в иерархии институтов будет занимать государство как гарант прав граждан и самая большая система.
Факторы
Что характеризует общество как динамичную систему? Если это перемены, то какие? Прежде всего, качественные. Если общество становится сложнее по характеру, значит, происходит его развитие. Оно может быть в разных случаях. Факторы, которые на это влияют, также бывают двух видов. Природный отражает изменения, которые произошли из-за смены климата, географического положения, катастрофы соответствующего характера и масштаба. Соцфактор подчеркивает, что изменения произошли по вине людей и общества, в котором они состоят. Перемены не обязательно несут положительный характер.
Пути развития
Отвечая на вопрос, что характеризует общество как динамичную систему, мы указали на его развитие. А как именно оно происходит? Существуют два пути. Первый называют эволюционным. Он означает, что перемены происходят не сразу, а с течением времени, иногда очень долгого. Постепенно общество меняется. Этот путь носит естественный характер, так как процесс обусловлен рядом причин. Другой путь - революционный. Он считается субъективным, потому что происходит внезапно. Не всегда знания, используемые для действия революционного развития, правильны. Зато скорость его явно превышает эволюцию.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 38 заданий.
- Часть 1 включает 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
- Часть 2 состоит из 7 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде числа, слова или словосочетания.
- Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, вы можете проявить свои знания и умения на том одержании, которое для вас более привлекательно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А22) поставьте знак « х » в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1 Что характеризует общество как динамичную систему?
1) наличие общественных отношений
2) сохранение связи с природой
3) наличие социальных институтов
4) самоорганизация и саморазвитие
А2 Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, - это
1) выводы, полученные научным путем
2) суждения, лишенные субъективных оценок
3) исчерпывающее знание о предмете
4) экспериментально установленные факты
А3 Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки проявилась в этом факте?
1) объяснительная
2) прогностическая
3) социальная
4) мировоззренческая
А4 Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А5 Необходимым условием развития рыночной экономики является
1) устранение неравенства доходов населения
2) увеличение расходов государственного бюджета
3) частная собственность на средства производства
4) превышение предложения над спросом
А6 Доход, получаемый собственником от денежных сбережений на личном счете, - это
1) банковский процент
2) прибыль
3) бонус
4) дивиденды
А7 Что из перечисленного отражают статьи государственного бюджета?
1) показатели роста прибыли предприятий
2) доходы граждан от предпринимательской деятельности
3) расходы на содержание армии
4) среднемесячную заработную плату
А8 На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (Р - цена товара, Q - количество товара).
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот
2) снижением цен на топливо и удобрения
3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий
4) ожиданиями низкого урожая зерна
А9 Верны ли следующие суждения о центральном банке?
А. Центральный банк возглавляет коммерческие банки и руководит их деятельностью.
Б. Центральный банк контролирует объем денежной массы и производит эмиссию денег.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10 При формировании какой общности значительную роль играет единство территории и языка?
1) культурной
2) этнической
3) демографической
4) социально-классовой
А11 Социализацией личности называется
1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека
2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
3) освоение индивидом культурных ценностей общества
4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
A12 В стране N в ходе социологических опросов, проведенных в 2002 и 2005 гг., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Как вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты (в % от числа отвечавших) были занесены в таблицу.
Варианты ответа | 2002 г. | 2005 г. |
---|---|---|
Я поступил на работу по призванию и в соответствии с квалификацией. | ||
Я работаю не по своей специальности, но только так можно обеспечить семью. | ||
Мне нравится моя работа, и она соответствует моим материальным притязаниям. | ||
Я не могу устроиться на работу по специальности, буду ждать подходящей вакансии. |
Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?
1) Доля граждан, работающих по призванию и в соответствии с полученной квалификацией, снизилась.
2) Доля респондентов, работающих не по своей специальности, уменьшилась.
3) Доля людей, удовлетворенных своей работой и профессией, снизилась.
4) Доля граждан, которые не могут устроиться на работу по специальности, возросла.
А13 Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Одним из элементов социального контроля является самоконтроль.
Б. Социальный контроль предполагает обязательное использование метода принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14 Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
А15 Демократический режим, в отличие от авторитарного, характеризуется
1) наличием судебной системы
2) лидерством одной политической партии
3) избранием законодательного органа власти
4) верховенством закона
А16 Фракция политической партии в парламенте выдвинула своего представителя на должность министра финансов. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует этот пример?
1) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений
2) продвижение членов партии в органы исполнительной власти
3) политическая социализация граждан
4) расширение социальной базы партии
А17 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. В гражданском обществе государство контролирует все сферы общественной жизни.
Б. Характерной чертой гражданского общества является наличие свободного доступа граждан к различной информации.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А18 Нормы права, в отличие от других социальных норм, всегда
1) регулируют общественные отношения
2) устанавливаются государством
3) гарантируют равноправие
4) обеспечивают социальную справедливость
А19 Какая форма юридического лица предполагает, что прибыль распределяется между членами в соответствии с их трудовым участием?
1) производственный кооператив
2) унитарное предприятие
3) закрытое акционерное общество
4) открытое акционерное общество
А20 В каком судебном процессе рассматриваются исковые дела по взысканию алиментов на несовершеннолетних детей?
1) административном
2) арбитражном
3) гражданском
4) уголовном
А21 Гражданину К. администрация предприятия отказала в предоставлении очередного отпуска. Гражданин решил оспорить данное решение. Куда (к кому) он должен обратиться для этого?
1) к нотариусу
2) в прокуратуру
3) в суд
4) к уполномоченному по правам человека
А22 Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?
А. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.
Б. Налогоплательщики могут пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В7) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1 Запишите слово, пропущенное в таблице.
Методы познания
Ответ:_________________
В2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ:__________________
В3 Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
В4 Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения
Ответ:__________________
В5 Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов.
(Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос.
(Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г |
В6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовное ________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в ___________ (Б) индивидов. Они выражаются в __________(В) форме - язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база - школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд __________ (Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ___________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколении».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство общество смысл устный
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
В7 Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.
2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.
3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.
4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.
5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.
Ответ:__________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
ЧАСТЬ 3
Для записи ответов на задания этой части (С1-С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (CI, С2 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от полноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный правильный, и частично правильный ответ
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Статья 80.
< ... >
Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и(или) иного дохода родителей.
Статья 86.
Статья 87.
С1
С2 При наличии какого из исключительных обстоятельств (при отсутствии соглашения) согласно закону каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.
C3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.
С4
С5
С6
С7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002- 2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002-2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация.
С8
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты опыт .
В бланке ответов 2 запишите полный номер задания (например, С9.5), выбранное высказывание, а затем развёрнутый ответ.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию
ЧАСТЬ 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.
|
|
ЧАСТЬ 2
Правильно выполненные задания Bl, В2 оцениваются 1 баллом, ВЗ - В7 оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка или в верной комбинации ответа отсутствует один символ; 0 баллов - допущены две и более ошибок.
№ задания | Ответ |
эксперимент |
|
ЧАСТЬ 3
Извлечение из Семейного Кодекса РФ
Статья 80.
1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. < ... >
Статья 81.
1. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.
2. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Статья 86.
1. При отсутствии соглашения и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья несовершеннолетних детей или нетрудоспособных совершеннолетних нуждающихся детей, необходимости оплаты постороннего ухода за ними и других обстоятельств) каждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Порядок участия родителей в несении дополнительных расходов и размер этих расходов определяются судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
2. Суд вправе обязать родителей принять участие как в фактически понесенных дополнительных расходах, так и в дополнительных расходах, которые необходимо произвести в будущем.
Статья 87.
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно. < ... >
C1 Назовите любые три установленные законом обстоятельства, от которых зависит размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых судом при отсутствии соглашения об уплате алиментов.
Баллы |
|
В правильном ответе должны быть названы три установленных законом обстоятельства : 1) количество детей; | |
Правильно названы три обстоятельства. | |
Правильно названы два обстоятельства. | |
Правильно названо только одно обстоятельство. | |
Максимальный балл |
C2 Какие исключительные обстоятельства (при отсутствии соглашения) согласно закону могут послужить основанием привлечения каждого из родителей судом к участию в несении дополнительных расходов на содержание детей? Укажите три исключительных обстоятельства.
С3 Какие аспекты отношений детей и родителей регулирует каждая из приведенных статей Семейного кодекса? Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите еще один любой аспект отношений, регулируемый Семейным кодексом.
Баллы |
|
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 2) любой другой аспект
, регулируемый Семейным кодексом. Может быть назван любой другой аспект отношений родителей и детей, регулируемый Семейным кодексом. | |
Правильно названы аспекты каждой из четырёх приведенных | |
статей и любой другой аспект. | |
Правильно названы всего три-четыре аспекта. | |
Правильно названы два аспекта. | |
Правильно назван только один аспект. | |
Максимальный балл |
C4 В некоторых регионах России местные власти применяют к гражданам, уклоняющимся от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, меры морального воздействия, наряду с правовыми механизмами. Используя знания обществоведческого курса, приведите три объяснения, почему в данном случае меры морального воздействия могут оказаться эффективными.
Баллы |
|
В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения: | |
Приведены три объяснения. | |
Приведены два объяснения. | |
Приведено одно объяснение. | |
Ответ неправильный. | |
Максимальный балл |
C5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.
Баллы |
|
Может быть дано другое, близкое по значению определение. Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о политической партии. | |
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. | |
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте. | |
При раскрытии смысла понятия предложения не составлены, т.е. не продемонстрировано проверяемое умение использовать понятие в правильном контексте. | |
Максимальный балл |
C6 Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.
В ответе должны быть указаны проявления противоречивости общественного прогресса и приведены соответствующие примеры. допустим: Могут быть указаны другие проявления, приведены иные примеры. | |
Указаны два проявления противоречивости прогресса, приведены соответствующие примеры. | |
Указано одно проявление противоречивости прогресса, приведен(- ы) один-два пример(-а). | |
Указаны только один-два проявления противоречивости прогресса. | |
Приведены только примеры, не являющиеся иллюстрацией положения | |
Максимальный балл |
C7 На приведенном ниже графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002-2008 гг. Сделайте выводы о соотношении а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002-2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально- экономическая ситуация.
Баллы |
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выводы из приведенных данных, например: Могут быть сделаны другие выводы. 2) объяснение, например: подобная ситуация (бедность) тормозит экономическое развитие и создает предпосылки для социальных конфликтов. Может быть дано другое объяснение. | |
Сделаны два имеющих основание вывода, дано объяснение. | |
Сделан один имеющий основание вывод, дано объяснение. | |
Сделаны только два имеющих основание вывода. | |
Сделан только один вывод. | |
Максимальный балл |
C8 Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Баллы |
|
При анализе ответа учитываются: | |
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 2) Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности. 3) Социализация через всю жизнь 4) Институты (агенты) социализации: 5) Значение социализации для личности Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. | |
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. | |
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ
| |
Максимальный балл |
Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний.
С9 Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9 | Баллы |
|||
Раскрытие смысла высказывания |
||||
Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании | ||||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | ||||
Представление и пояснение собственной позиции выпускника |
||||
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника. | ||||
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). | ||||
Характер и уровень приводимых суждений и аргументов |
||||
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы. | ||||
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. | ||||
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. | ||||
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. | ||||
Максимальный балл |
Инструкция
Динамической называют систему, которая постоянно находится в состоянии движения. Она развивается, меняя собственные черты и признаки. Одной из таких систем является общество. Смена состояния общества может быть вызвана влиянием извне. Но в ее основе иногда лежит внутренняя потребность самой системы. Динамическая система отличается сложной структурой. Ее составляет множество подуровней и элементов. В мировом масштабе человеческое общество включает в себя много других обществ в виде государств. Государства составляют общественные группы. Единицей общественной группы является человек.
Общество постоянно взаимодействует с другими системами. Например, с природой. Оно использует ее ресурсы, потенциал и т.д. На протяжении всей истории человечества природная среда и природные катаклизмы не только помогали людям. Иногда они тормозили развитие общества. И даже становились причиной его гибели. Характер взаимодействия с другими системами формируется благодаря человеческому фактору. Под ним обычно понимают совокупность таких явлений, как воля, интерес и сознательная деятельность индивидуумов или социальных групп.
Характерные признаки общества как динамической системы:
- динамизм (изменение всего общества или его элементов);
- комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты и т.д.);
- самодостаточность (система сама создает условия для существования);
- (взаимосвязь всех компонентов системы);
- самоуправляемость (способность проявлять реакцию на события вне системы).
Общество как динамическая система состоит из элементов. Они могут быть материальными (здания, технические системы, учреждения и т.д.). И нематериальными или идеальными (собственно идеи, ценности, традиции, обычаи и т.д.). Так, экономическую подсистему составляют банки, транспорт, товары, услуги, законы и т.п. Особый системообразующий элемент - . Он имеет возможность выбора, обладает свободной волей. В результате деятельности человека или группы людей могут происходить масштабные изменения в обществе или отдельных его группах. Это делает социальную систему более подвижной.
Темпы и качество изменений, происходящих в обществе, могут быть разными. Порой сложившиеся порядки существуют несколько сотен лет, а потом изменения происходят достаточно быстро. Их масштабы и качество могут быть различны. Общество постоянно находится в развитии. Оно является упорядоченной целостностью, в которой все элементы находятся в определенной взаимосвязи. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы. Еще одна особенность общества как динамической системы - самоуправляемость.
Вариант № 267118
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1.
Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?
1) наличие общественных отношений
2) самоорганизация и саморазвитие
3) наличие социальных институтов
4) поддержание связи с природой
Ответ:
Истинное знание, в отличие от ложного,
1) является результатом наблюдения
2) соответствует предмету познания
3) описывает предмет и явления
4) основывается на доверии к авторитету великих учёных
Ответ:
Современные общества отличает сложная структура, содержащая элементы разных типов обществ. Какой пример свидетельствует о присутствии в современном обществе черт традиционного общества?
1) создание сложных произведений элитарной культуры
2) развитие в обществе межконфессионального диалога
3) ограничение полномочий монархов конституциями
4) сохранение ручного производства у мастеров народных промыслов
Ответ:
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Главным «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.
Б. Демократическое государство обеспечивает соблюдение гражданами моральных норм путём применения законов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
К признакам рыночной экономической системы относится
1) централизованное принятие решений
2) директивное установление цен
3) частная собственность
4) низкий уровень социальной мобильности
Ответ:
Экономический кризис привёл к закрытию предприятий и росту безработицы во многих отраслях. Какой вид безработицы иллюстрируется этим примером?
1) структурная
2) фрикционная
3) циклическая
4) сезонная
Ответ:
Что относится к расходам государственного бюджета?
1) выплата процентов по банковским вкладам
2) выплата заработной платы работникам частных предприятий
3) налоги и сборы с граждан и фирм
4) содержание армии
Ответ:
На рисунке отражена ситуация на рынке кисломолочных продуктов (Р - цена товара, Q - количество товара). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса D переместилась в положение D1). Чем может объясняться подобное изменение?
1) снижением доходов потребителей
2) увеличением количества фирм-производителей
3) пропагандой здорового питания
4) снижением прибыли фирм-производителей
Ответ:
Верны ли следующие суждения о спросе и предложении?
А. Зависимость между спросом и предложением состоит в том, что предложение всегда растёт вслед за спросом.
Б. Спрос, как правило, падает вслед за падением предложения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
36 из 92 римских императоров достигли высокого общественного положения, поднявшись из низших социальных слоев. Это - пример
1) социальной структуры
2) горизонтальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) вертикальной социальной мобильности
Ответ:
В стране Z был дважды проведён опрос общественного мнения по одной и той же проблеме. В 2002 г. предлагалось высказаться о проявлениях в обществе социальной несправедливости. Второй опрос состоялся после проведения в стране реформы избирательной системы и системы налогообложения в 2012 г. Результаты опросов (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какой вывод можно сделать на основе диаграммы?
1) Доля тех, кто отмечает, что сохраняется очень большой разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными, выросла.
2) Доля тех, кто считает, что отдельные социальные группы имеют привилегии, сократилась.
3) Доля тех, кто считает, что оппозиционные партии, выражающие интересы неимущих, не представлены в парламенте, осталась неизменной.
4) Четверть опрошенных испытали затруднения при опросе.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальная роль определяет модель поведения человека в той или иной ситуации.
Б. Исполнение социальной роли всегда совпадает с ролевым ожиданием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Коммуникативный компонент политической системы включает в себя
1) ценностные ориентации и установки людей в политической области
2) связи между субъектами политики
3) программы политических партий
4) традиции и нормы политического поведения
Ответ:
Что отличает мажоритарную избирательную систему от пропорциональной?
1) Проводится предвыборная агитация.
2) Победителем на выборах является кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
4) Половина депутатов избирается по партийным спискам.
Ответ:
Какой пример иллюстрирует деятельность государства в политической сфере?
1) Комитет парламента по социальной политике внёс в текст законопроекта свои поправки.
3) Профсоюзный лидер выступил перед активистами профсоюза на региональной конференции.
4) Глава крупной корпорации подписал новый контракт с зарубежным партнёром.
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии бывают правящими и оппозиционными.
Б. Политические партии бывают мажоритарными и пропорциональными.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Какова правильная последовательность принятия закона в РФ?
1) предложение закона Правительством - рассмотрение его Президентом - утверждение в Федеральном Собрании - опубликование
2) принятие законопроекта Государственной Думой - одобрение Советом Федерации - подписание Президентом - опубликование
3) предложение закона Президентом - утверждение Правительством - подписание главами палат Федерального Собрания - опубликование
4) рассмотрение законопроекта Президентом - обсуждение в Федеральном Собрании - подписание Правительством - опубликование
Ответ:
Какой орган призван осуществлять надзор над точным и единообразным исполнением законов на территории государства?
2) нотариат
3) прокуратура
4) адвокатура
Ответ:
Гражданин К. подал заявление в отдел внутренних дел об утере паспорта. Какой из отраслей права будет регулироваться возникшее правоотношение?
1) гражданским правом
2) государственным правом
3) уголовным правом
4) административным правом
Ответ:
Верны ли следующие суждения о гражданской дееспособности?
А. Гражданский кодекс РФ закрепляет наличие и объём дееспособности в зависимости от возраста.
Б. С момента рождения и до шести лет ребёнок считается полностью недееспособным.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Запишите термин, пропущенный в таблице.
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «демократия».
1) альтернативные выборы
2) гарантии свобод
3) парламентаризм
4) равноправие граждан
6) цензура
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и элементами статуса налогоплательщика: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА | |
A) Индивидуальный предприниматель представил в налоговый орган налоговую декларацию Б) Индивидуальный предприниматель присутствовал при проведении выездной налоговой проверки B) Гражданин потребовал возмещения в полном объёме убытков, причинённых незаконными действиями налоговых органов Г) Гражданин получил своевременный зачёт суммы, излишне взысканной в предыдущем году в качестве налога на транспортное средство Д) Гражданин уплатил налог на принадлежащий ему земельный участок | 2) обязанности |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В последние годы появились новые исследования, посвящённые изучению общества как системы. (Б) Некоторые из них имеют новаторский характер, освещая известные вопросы по-новому. (В) Но есть и такие публикации, которые не отвечают высоким научным требованиям. (Г) Закономерности развития общества отличаются по своему характеру от законов развития природы. (Д) Проблеме проявления социальных закономерностей в современном мире посвящена специальная монография.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Практика - это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной _______(А) в целях его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся __________(Б). По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является________(В) познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва - дерево, не даёт ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она_______(Г) познания. В-третьих, практика служит_______(Д), мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на______(Е) значение, на независимость от произвола и заблуждений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Ответ:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Таможенные пошлины , налоги , акцизы , прогрессивная шкала , декларация .
Ответ:
Используя текст, ответьте на вопрос: для чего супруги, по мнению автора, заключают брачный договор? Какие три режима собственности супругов могут быть установлены брачным договором?
(по М. В. Антокольской) )
Какие два требования закона к заключению брачного договора упомянуты в тексте? Объясните, с чем связаны эти требования.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Основная правовая цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время...
Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора...
Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби...
Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут.
Брачный договор не может также содержать условия, направленные на ограничение права нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение алиментов. Применительно к брачному договору предусмотрено ещё одно специфическое ограничение: брачный договор не должен ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.
(по М. В. Антокольской) )
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Приведите два примера ситуаций, которые определяются брачным договором, и два примера ситуаций, которые не могут им регулироваться.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Основная правовая цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время...
Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора...
Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби...
Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Основная правовая цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов и их иных имущественных взаимоотношений на будущее время...
Брачный договор должен быть заключён в письменной форме и нотариально удостоверен. Несоблюдение требуемой законом формы влечёт недействительность брачного договора...
Основным элементом содержания брачного договора является установление правового режима супружеского имущества. Такой режим, определённый брачным договором, называется договорным режимом супружеского имущества. При создании договорного режима супругам предоставлены весьма широкие права. Они вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Например, в договоре можно предусмотреть, что все сделки свыше определённой суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого. Возможно исключение из состава общности некоторых видов имущества, например пенсий или пособий, предметов профессиональной деятельности, дополнительных доходов, драгоценностей, предметов, используемых для хобби...
Режим раздельности в самом общем виде предусматривает, что имущество, приобретённое в браке каждым из супругов, будет принадлежать этому супругу.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов; между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей. Это связано с тем, что в брачный договор могут включаться только те права и обязанности, которые в случае неисполнения могут быть осуществлены принудительно. Обязанности, имеющие чисто личный характер, принудительно осуществлены быть не могут.
В семье Н. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. К какому типу можно отнести семью Н.? Укажите два признака, по которым Вы это определили, и назовите любой признак семьи этого типа, не указанный в условии задания.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
С9.1 Философия: «Уверенность в существовании внешнего мира, независимого от познающего субъекта, лежит в основе всего учения о природе». (А. Эйнштейн)
С9.2 Экономика: «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
С9.3 Социология, социальная психология: «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». (Сенека)
С9.4 Политология: «Все люди равны в демократических государствах; они равны и в деспотических государствах: в первом случае - потому, что они - всё, во втором - потому, что все они - ничто». (Ш. Монтескьё)
С9.5 Правоведение: «Правосудие - основа государства». (Латинское юридическое изречение)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения; если работа задана учителем, она будет ему отправлена.
вариант 37.
А 1. Общество как динамическую систему отличает признак:
1) обособление от природной среды, утрачивание связи с ней
2) отмирание старых форм социальных взаимодействий
3) наличие определённых социальных институтов и подсистем
4) вхождение природы и общества в единый материальный мир
А 2. Информация о том, что исследование проводится в управляемых и контролируемых учёными условиях, характеризует применяемый учёными метод как
1) гипотезу; 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) восприятие
A 3.Школьники по заданию учителя обществознания провели социологический опрос среди населения микрорайона и определили наиболее волнующие жителей проблемы. В структуре данной деятельности школьники выступили в качестве
1) объекта; 2) цели; 3) средства; 4) субъекта
А 4. Верны ли следующие суждения об этике науки?
А. Этика современной науки предполагает ответственность учёных за результаты и последствия своей деятельности.
Б. Результаты научных исследований не имеют морального ограничения, для учёного нет ничего важнее истинности познанного.
А 5. В стране Н. государство, в условиях острого финансового кризиса, выкупило в свою собственность крупные пакеты акций частного банка. Какое экономическое понятие отражает данное действие властей?
1) приватизация; 2) девальвация; 3) национализация; 4) акционирование
А 6.К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится
1) рост конкуренции на рынке труда; 2) замедление роста заработной платы;
3) недополученный выпуск продукции; 4) рост количества правонарушений
А 7. Центральный банк РФ
1) выдаёт ипотечные кредиты; 2) кредитует население с целью покупки автомобилей;
3) осуществляет эмиссию национальной валюты; 4) выпускает ценные бумаги (акции)
А 8. На рисунке отражена ситуация на рынке экологически чистых продуктов питания: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 . (Р - цена товара, Q - объем предложения товара) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
А 9. Верны ли следующие суждения о типах экономического роста?
А. Для интенсивного экономического роста характерно ускорение
оборачиваемости фондов предприятия.
Б. Экстенсивный рост может быть связан с увеличением количества занятых.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А 15. Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном государстве?
1) «Муниципальные органы приняли решение о распределении средств из местных бюджетов на социальные нужды».
2) «В нескольких областях прошли выборы новых представителей в верхнюю палату национального парламента, представляющую интересы регионов».
3) «Правительство приняло поправки в бюджет страны, предусматривающие существенное увеличение ассигнований на социальные нужды».
4) «Глава государства принял представителей крупнейших парламентских фракций и согласовал с ними принимаемые политические решения».
А 16. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Пропорциональная избирательная система отдаёт предпочтение кандидатам, представляющим политические партии. Б. Недостатком мажоритарной системы является введение избирательного барьера, который не в состоянии преодолеть многие партии.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
А 17. Конституцию от других нормативных актов отличает
1) гарантированность силой государства; 2) регулирование общественных отношений;
3) действие по кругу лиц и во времени; 4) обладание прямым действием
А 18. Международным гуманитарным правом в отношении военнопленных устанавливается
1) оказание необходимой медицинской помощи;
2) запрет на привлечение к физическим работам
3) возможность поддерживать переписку с родными и близкими
4) выплачивание ежемесячного содержания
А 19. Гражданин В., являясь наследником второй очереди, претендует на наследство умершего брата. Дети умершего отказались выделить ему соответствующую долю, и он, по совету адвоката, обратился в суд. Гражданин В. будет участвовать в данном судебном разбирательстве как
1) свидетель; 2) ответчик; 3) истец; 4) потерпевший
А 20. Верны ли следующие суждения о правоспособности и дееспособности?
А. Физическое лицо, не достигшее 18 лет, может приобрести полную гражданскую дееспособность при вступлении в брак.
Б. Юридическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность с началом экономической деятельности.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В идейно-политическом плане ____________ (А) определяется как плюралистическое, в противовес тоталитарному обществу, которое не допускает ___________ (Б). Цивилизованное общество – открытое общество, тогда как варварские общества часто стремятся к культурной___________ (В). Это также _______________ (Г),
в противоположность преимущественно нравственной ориентации
традиционного общества. В цивилизованном обществе_____________ (Д) может свободно действовать в рамках юридического законодательства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в законодательстве. Само законодательство должно ориентироваться на «естественные права человека» как биологического индивида, защищая его от чрезмерных притязаний общества и_________________ (Е).
список терминов
1) государство; 2) идейное разногласие; 3) общественный прогресс; 4) глобализация;
5) цивилизованное общество; 6) индивид; 7) правовое общество; 8) самоизоляция;
9) модернизация
В 7. Гражданин А. успешно прошёл собеседование и был принят на работу в фирму на должность менеджера.
Выберите в приведённом ниже списке характеристики правоотношения, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) трудовой договор (контракт)
2) дисциплинарный проступок
3) испытательный срок
4) трудовое правоотношение
5) административный арест
6) судебный прецедент
В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) Похвала; 2) благодарность; 3) санкция; 4) почётная грамота; 5) премия; 6) выговор;
7) бойкот.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
СОВРЕМЕННЫЙ МИР И ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.
Создано ракетно-ядерное оружие, способное в принципе уничтожить всё человечество, - это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям несравненно более опасными стали также так называемые обычные виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии.
Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество, таким образом, столкнулось с грозной экологической опасностью.
Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьёзными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором для сотен миллионов людей, обречённых с момента рождения на нищенское, полуголодное существование...
Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьёзными проблемами. Среди них - тяжёлые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и её изменений; рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв всё большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления - рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п.
(А.Д. Сахаров)
С 2. В чём автор усматривает противоречивую сущность современного технологического прогресса? Сформулируйте ответ с опорой на текст. Приведите любой собственный пример противоречивой сущности научного и технологического прогресса, используя Ваши знания по курсу обществознания и истории.
Как называют учёные-обществоведы данную группу глобальных проблем?
С 4. А.Д. Сахаров пишет о проблемах, с которыми столкнулся современный мир.
Опираясь на текст, знание курса, владение материалом об актуальных проблемах современности, предложите любые три способа, при помощи которых человечество сможет их разрешить.