Что такое критическая ситуация. Внимание! Критическая ситуация

Прилагательные “критический” и “критичный” относятся к паронимическим парам (схожие по звучанию слова, но разные по значению).

Правильно

Критический – прилагательное используется в значениях: относящийся к критике, содержащий критику (отрицательную оценку), находящийся в состоянии кризиса, опасный, обладающий способностью к критике.

Критичный – это прилагательное используется в значениях: наиболее важный, решающий, определяющий, содержащий в себе критику, исполненный критики, обладающий возможностью к критике.

В русском языке с этими словами сформировались устоявшиеся выражения, в которых употребляется одно из этих прилагательных.

Критический

Прилагательное “критический

Критическая статья – статья, в которой критикуется что-либо.
Критический разбор – конструктивная критика произведения искусства.
Критические замечания – указания на ошибки или недоработки чего-либо.
Критическая ситуация – ситуация, в которой невозможно реализовать какой-либо замысел или достичь изначальной цели.
Критическое положение (состояние) – опасное положение, связанное с возможностью нарушения нормального состояния чего-нибудь.
Критический уровень воды – при наводнении уровень воды, который является опасным для чего-либо.
Также прилагательное используется в значениях:
Критический ум – способный относиться с критикой к чему-нибудь, видеть недостатки.
Критически мыслить – быть настроенным на поиск ошибок или недоработок.
Критически настроен – воспринимать все скептически.

Критичный

Прилагательное “критичный ” чаще всего употребляется в следующих словосочетаниях:
Критичный период – наиболее опасный период чего-либо.
Критичный тон – тон разговора исполненный критики (возможно надменности).
Критичный подход – подход к чему-либо с позиции недоверия.
Критичный человек – человек, который склонен критиковать, не доверять.
Критичный склад ума – склад ума, при котором человек склонен искать подвох, ошибки, прочее.

Чтобы лучше понять разницу между значениями слов, нужно употребить их в предложении, контекст которого даст понимание тонкого отличия значений.

Критическая статья была написана в критичном тоне. – статья, содержащая критику, была написана в тоне, исполненном критики.
Благодаря критичному складу ума он мог мыслить критически. – благодаря особому складу ума он умел искать недостатки (ошибки) в чем-либо.
На предприятии сложилась критическая ситуация. – на предприятии сложилась опасная ситуация.
Сейчас на предприятии самый критичный период в развитии. – на предприятии сейчас период, он которого в дальнейшем зависит что-либо.

Критично

Критично – наречие к прилагательному критичный, означает “очень”, “крайне важно” или “подвергая критике”.
Знание теорем критично при первоначальном обучении.
Четкое понимание разницы между состояниями агрегата очень критично.
Он относился к этой книге весьма критично.
Мы критично относимся ко всем нововведениям на производстве.

Критические ситуации - это события, которые предшествуют кризисному состоянию человека. Поэтому каждый из нас должен знать, как себя вести в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, чтобы в случае надобности легко и быстро найти выход из создавшегося положения.

Определение

Критическая ситуация - это такая ситуация, выход из которой быстро найти невозможно. Человек должен полностью сосредоточиться и действовать быстро. Но не у всех людей хорошая реакция и быстрая координация. Для некоторых действовать в критической ситуации бывает просто невозможно. Вот таких индивидов и ждет кризис после того, как они не смогут быстро смириться со сложившимися обстоятельствами. Переживания в критической ситуации у каждого человека разные. Кто-то выбирает йогу, кто-то вместо медитации находит хобби и погружается в него, а кто-то полностью перестраивает свою жизнь, чтобы загрузить себя работой и ни о чем не думать. И это неплохие способы борьбы с психологической подавленностью. Но бывают и другие «методы» самолечения. Алкоголь, табак и наркотики - вот быстрые «лекарства», на которые подсаживаются слабые личности. Они не хотят разбираться в себе и своих проблемах. Вследствие всего сказанного можно понять, что искать, а главное, находить выход из критической ситуации нужно, да притом довольно быстро. Ведь в случае неудачи вся жизнь может пойти под откос.

Понятия

Критическая ситуация - это переломный момент в жизни любого человека. Индивид не знает, что делать дальше и в какую сторону нужно двигаться. Да и действовать особо не хочется. Существует несколько типов понятий критической ситуации.

  • Стресс. Причиной любых жизненных трудностей может стать простая накопившаяся усталость. Если человек не находит достаточно времени для сна, он не пытается каким-то образом разрешить свои текущие проблемы и все решения откладывает на потом, то такого индивида в конце скользкой тропинки ждет стресс. Человек становится вялым, раздражительным и апатичным.
  • Фрустрация. Когда человек устал и вял, у него нет сил для того, чтобы решать свои проблемы. В итоге они формируются как снежный ком. Если вовремя не взяться за ум, то согнуться под давлением проблем будет просто. Состояние фрустрации - это состояние, когда человек очень хочет что-то изменить в своей жизни, но психологические барьеры не позволяют ему это сделать.
  • Конфликт. Иногда человек сталкивается со сложным выбором. Ему нужно принять решение, а как это сделать, индивид не знает. Внутри него развивается конфликт. Такое происходит в тех случаях, когда человек - многогранная личность с широким кругом интересов. Определиться, что главное в жизни, а что второстепенное, иногда бывает просто невозможно. И если конфликт, возникающий в душе, разрешить тяжело, то конфликт, который происходит между двумя людьми, устранить не так сложно. Два человека, которые не находят общего мнения по спорному вопросу, всегда могут обратиться к третьей стороне.

Кризис

Человек, который долгое время борется с проблемой, но не может найти решение, попадает в капкан. Кризис накрывает его с головой. Самостоятельно выбраться из сильной депрессии, которая является неотъемлемым спутником затяжного кризиса, порой невозможно. В этом случае нужно обращаться к специалисту.

Действия

Критическая ситуация - это ситуация, в которую попадает человек и из которой не может найти выход самостоятельно. Что же делать, если проблемы накрыли с головой и просвета не видно? Нужно обратиться к специалисту. Преодоление критических ситуаций - это психологическая работа. Да, человек в состоянии самостоятельно перерасти проблему, но по пути индивид может навесить на себя комплексы, которых у него не было до возникновения кризисной ситуации. Если вы решили самостоятельно устранять свои проблемы, для начала опишите их. Да, записать нужно на бумагу, а не сформировать мысль в голове. Порой кажется, что сознание ясное, но оно не может быть таким, если у человека в жизни есть проблемы. Когда критическая ситуация обозначена, нужно подумать, что может случиться в худшем случае. Кто-то может решить, что такой пессимистический подход может приблизить депрессию. На самом же деле, предполагая самое худшее, человек будет рад любому развитию событий, которые не приведут к ожидаемому результату. Ну а если приведут, индивид не упадет на дно, а сможет заново построить себе лесенку, чтобы было легко подняться. Разберем на примере. У девушки случилась нежданная беременность. Критическая ситуация может развернуться двумя исходами: девушка родит или же сделает аборт. Если было принято решение рожать, то нужно распланировать жизнь на ближайшие 5 лет. Этот список поможет прийти в себя и выйти из подавленного состояния.

Последствия

А к чему может привести поведение в критических ситуациях, когда человек не пытается решить возникшие проблемы? В этом случае дно, на которое индивид может упасть, с каждым днем становится все ближе. Когда возникает кризис и человек не может с ним справиться, наваливается депрессия. Родные и близкие могут стараться помочь, но помощь будет отвергнута. Человек может на фоне стресса лишиться работы, потерять семью. От него отвернутся друзья и родственники. С каждым днем ситуация будет становиться все хуже. Что будет дальше? Человек, который не справится с психологическими проблемами, может отправиться в психбольницу, стать бомжом или алкоголиком. В какой критической ситуации стоит опасаться таких последствий? В той, из которой выход невозможно найти месяцами. Именно от таких нерешенных проблем можно сойти с ума.

Преодоление

А как выглядит жизненный путь человека, который справился с критической жизненной ситуацией? Он вырастает. Становится устойчивей морально, ведь самое сложное в жизни - вступать в противоборство с собой. Многие замечали, что после критических жизненных ситуаций люди меняются. Действительно, такое случается. Но здесь нечему удивляться. Это происходит в те моменты, когда индивид преодолевает внутренний кризис и меняет свои моральные ценности. Например, женщина, которая никак не могла внутренне решиться разорвать брак с мужем-алкоголиком, чувствует освобождение от связывающих уз, но одновременно она становится более замкнутой. У нее могут начаться проблемы с доверием. Ведь она долгие годы терпела побои и издевательства от пьяного мужа, а наутро слушала извинения и признания в любви. Сложные решения, которые принимает человек, могут изменить не только его характер, но и судьбу. Когда индивид понимает, что ему нужно уходить с работы, но в городе он не сможет найти себе подходящей должности, он может бросить семью и уехать на заработки в столицу из провинциального городка. Впоследствии хорошая жизнь становится намного привлекательней, чем пеленки и распашонки, которые каждый вечер долгое время ждали дома. Поэтому человек может принять решение окончательно переехать в столицу и порвать все связи со своей семьей.

Психология

Несмотря на то что поведение в критических ситуациях должно быть уже давно досконально рассмотрено психологами, на самом деле это не так. Критические ситуации на сегодняшний день для многих специалистов так и остаются загадкой. Да, каждый психолог знает четыре типа ситуаций, которые приводят к проблемам человека. Главный ориентир специалиста - это понятие о невозможности. Если человек действительно хочет избавиться от своих проблем, но не может это сделать, хотя прикладывает все усилия, значит, он попал в критическую ситуацию. Подход, можно сказать, кустарный. Соответственно, психология критических ситуаций изучена плохо. Врачи считают, что лучшее средство решения проблемы - это своевременная профилактика. Но не всегда можно самостоятельно решить проблемы, а ходить к психотерапевту у нас в стране просто не принято. Поэтому зачастую врачам приходится устранять последствия критических ситуаций вместо того, чтобы лечить их причину. Лучший совет, который вам может дать врач относительно выхода из ситуации: вы должны всеми силами решать проблему в течение месяца и при этом не падать духом. Если ничего не получается, идите к опытному специалисту при первых признаках появления депрессии. Не затягивайте.

Поведение

Когда в жизни человека складывается критическая ситуация, вести он себя будет одним из трех способов.

  • Импульсивно. Человек не может смириться со сложившейся ситуацией и реагирует на нее излишне бурно. Такой способ поведения не помогает решить проблему, но индивид к этому и не стремится. Человек хочет выплеснуть свои эмоции, поплакать и покричать. Такой тип поведения присущ неуравновешенным людям, которые искренне могут верить в то, что весь мир настроен против них. Например, студент, не выучивший билеты и вследствие этого проваливший экзамен, будет обвинять во всем преподавателя, институт или же судьбу. Но ему и в голову не придет подумать о том, что виновник всех проблем он сам.
  • Пассивно. Этот способ реагирования присущ апатичным людям. Такие личности никуда не стремятся и ничего не хотят. В сущности, им все равно, как сложатся обстоятельства и каким образом решатся проблемы, да и решатся ли они вообще. Пассивные люди в критической ситуации замыкаются в себе и никак не реагируют на окружающих. Например, женщина, у которой умер муж, может впасть в тихую депрессию. Ее не будет волновать ничего, кроме собственного горя. Спустя годы она даже сможет находить в нем радость. Женщина перестанет думать о себе и о детях, которых нужно как-то содержать.
  • Активно. Такой человек не теряет связи с миром. В его сердце нет места депрессии, несмотря ни на какие жизненные трудности. Такой индивид справляется со своими проблемами и ищет выход из сложившейся ситуации. Если выхода не видно, человек не стесняется обратиться за помощью к близким людям или же врачу. Решать свои проблемы нужно сразу, как только они появились. Активный человек не будет сидеть на месте и ждать, когда ситуация станет еще хуже. Например, два бизнес-партнера, которые не могут прийти к общему решению, могут не ругаться, а просто найти компромиссный третий вариант.

Переживание

Каждый переживает сложные периоды жизни по-своему. Какими же действиями в критической ситуации люди чаще всего стараются себе помочь?

  • Работа. Когда уходит земля из-под ног, чтобы не упасть, человек должен найти твердую почву. Поэтому любые проблемы, которые возникают у людей, чаще всего залечивают работой. Такой подход очень эффективен. Благодаря работе можно забыть неразделенную любовь, можно избавиться от постоянного присутствия вины за что-то или перед кем-то. Нет ничего зазорного в том, чтобы искать поддержку и опору там, где она есть.
  • Хобби. Человек в критической ситуации должен найти себе отдушину. Если это будет не работа, значит, должно быть хобби. Причем желательно увлечь себя не чем-то монотонным вроде вышивки или рыбалки, а чем-то активным. Ваше хобби должно быть или подвижным, или таким, чтобы занятие активно задействовало мозг. Например, можете начать кататься на лыжах или же на лошадях. Научитесь играть в шахматы или же на гитаре.
  • Чтение. Книги могут уносить человека в далекие миры. Благодаря хорошей литературе получается расслабиться и забыть обо всех проблемах. Так что если вы оказались в критической ситуации, то возьмите в руки фантастическую книгу, лягте на диван и погрузитесь в вымышленные проблемы. Процесс разбора чужой жизни помогает отвлечься и очистить сознание от лишнего мусора.

Помощь

Вы оказались в критической ситуации? Помощь в таких случаях нужно искать у специалиста и только там. Не старайтесь залечить душевные раны алкоголем и не пытайтесь в очередной раз размышлять на одну и ту же тему. Свежие мысли не появятся. Чтобы каша в голове не подгорала, ее периодически нужно перемешивать. Поэтому сходите к специалисту, который поможет вам разобраться в себе, своих целях, желаниях и амбициях.

Кто чаще других попадает в критические ситуации? Неуравновешенные люди, которые не знают, чего они хотят от жизни. Когда человек плывет без карты, ему кажется, что все равно, к какому берегу его прибьет жизненная ситуация. Но когда индивид причаливает, он понимает, что хотел-то он совсем не того, что получил. Конечно, судьба всегда будет преподносить вам сюрпризы, но чтобы подарки были приятными, вы должны постараться и заслужить их. Запишите, чего вы хотите, и идите к своей цели. Тогда у вас не будет недоразумений и каши в голове. Если есть цели и амбиции, то проще принимать решения, ведь вы же знаете, какой выбор вас к цели приведет, а какой нет.

Постарайтесь разбираться в ситуации, пока она еще не дошла до своей крайней критической точки. Решить бытовые проблемы вам всегда помогут родные и друзья. Еще один способ избавиться от психологических проблем - это вести дневник. Ежедневные записи помогут вам своевременно обнаружить проблему, а значит, вовремя начать работу по ее устранению. Делайте записи каждый вечер и смотрите, чтобы пессимистических мыслей на бумаге не появлялось.

Кризис.

Рассмотрим подробно каждый из видов критической ситуации, которая может возникнуть как результат пребывания человека в зоне аномальных жизненных разломов: военные действия, потеря близких, горе, болезнь, резкая смена места и образа жизни.

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающее у ребенка в деятельности и повседневной жизни. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное влияние. так и отрицательное, вплоть до полной дезорганизации поведения и деятельности личности.

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требований. С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату живым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий — горе и радость — совершенно различны, даже противоположны. но их стрессорное действие — неспецифическое требование приспособлении к новой ситуации — может быть одинаковым: соматические нарушения, резкое обострение болезни, сердечный приступ , нарушение сна, депрессия , агрессия и прочее.

Стресс, таким образом, связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы, согласно Г. Селье, смерть). Вредоносный или неприятный стресс называется «дистресс».

Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, удовлетворению потребности. Ребенок в состоянии фрустрации испытывает беспокойство и напряжение, чувство безразличия, апатии, утраты интереса, вину, тревогу, ярость, враждебность — все это характеризует фрустрационное поведение. Фрустрацнонная ситуация нарушает внутреннее равновесие, вызывает напряжение или стремление восстановить равновесие с помощью нового действия. Таким образом, фрустрация выступает как новая мотивация. Необходимыми признаками фрустрационной ситуации являются наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующие этому достижению. Вспомните Лису из басни И. Крылова , которая хочет достать виноград и не может этого сделать.


Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть следующими:

Физическими - узник, которому камера не дает возможности передвигаться; непогода, мешающая уборке урожая; недостаточный доход, мешающий хозяйке приобрести то, что ей хочется;

Биологическими - болезнь, возрастные ограничения, физические дефекты;

Психологическими — страх, интеллектуальные недостатки;

Социокультуриыми — нормы, правила, запреты, которые мешают человеку достичь его целей.

Дети реагируют на фрустрирующую ситуацию различными способами. Опишем возможные модели фрустрационного поведения.

Двигательное возбуждение — ребенок совершает бесцельные и неупорядоченные действия.

Апатия — в эксперименте К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации просто лег на пол и смотрел в потолок.

Агрессия является частой реакцией на фрустрацию. Однако не всякая агрессия является негативной: некоторые действия могут быть вполне уместными и эффективными для достижения поставленной цели. Агрессивное поведение является негативным при подмене предмета. то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации. Агрессивное поведение направлено, в таком случае, на козла отпущения, независимо от того. является ли им человек или предмет. Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Кризис — критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Внутренней необходимостью жизни является реализация человеком своего пути, своего жизненного замысла. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения ребенка или подростка, воля оказывается бессильна, то возникает специфическая ситуация — кризис.

Жизненные события квалифицируются как кризисные, если они создают актуальную или потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей ребенка. Кризис ставит проблему, от которой человекне может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычным способом.

Можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени возможности для совладания с ними. Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном свой жизненный замысел. Ситуация второго типа, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результатом этого является метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей и жизненной стратегии.

Можно обобщить, что симптомами переживания критической ситуации в неконструктивном русле являются следующие признаки в поведении и жизненной организации детей:

Агрессия и упрямство;

Тревожность и вредные привычки (кусание пальцев, теребление одежды, навязчивые действия и т.п.);

Потеря аппетита и нарушение сна;

Снижение интереса к учебе и разрушение былых потребностей;

Нарушение системы взаимоотношений со сверстниками;

Самоизоляция, стремление быть в одиночестве;

Эйфорическое настроение с элементами безразличия по отношению к себе и окружающим;

Разрушительное поведение (тобакокурение, прием алкоголя, наркотики, аутоагрессия, попытки суицида);

Страхи и депрессия;

Плаксивость;

Ступор и нежелание проявлять активность как в учебе так и в игре;

"У вас сложилась критическая ситуация!", "Ситуация по договору у вас критичная!", "У вас очень сложная ситуация" и масса разных вариантов на один лад. Начнем с того, что все эти фразы призваны надавить на вашу психику. По телефону очень сложно взаимодействовать с человеком, тем более, если он сомневается и задает вопросы. Если же он не сомневается, а глупо отвечает и поддакивает неизвестно кому, то с ним проще, ведь единственная психотактика вашего "допроса" это сделать из вас отвечающего, а ни задающего вопросы. Есть ли какие-то параметры, когда работники банка назовут вашу ситуацию "критической". Таковых нет, слово настолько информативное, что его употребляют и к месту и не к месту. Если ваша задолженность равняется двум тысячам рублей, то работники банка могут назвать ситуацию критичной. Нет никакой градации ни по сумме, ни по срокам. Самое интересное, что если вы исходите из того момента, что суд это цивилизованный, законный, объективный способ разрешения споров , то никакой критичности в ситуации быть не может. Если вы решили закрыть ту задолженность, которую вам насчитал банк, так и закрывайте ее. Если вы решили не закрывать во внесудебном порядке, или закрывать вам просто нечем, а суммы уже измеряются ни просто тысячами, а десятками и сотнями тысяч (если не больше), то готовьтесь к суду. Готовьтесь к тому, что банк будет истребовать не только сумму задолженности, но и весь остаток по кредиту. Слова в телефоне остаются словами. Кого-то устраивает тот тон общения, которые выбирают многие работники банков, кого-то нет. Кто-то просто игнорирует их и или забывает, кто-то нет. На кого-то фраза "У вас сложилась критическая ситуация" действует так, что у него начинают трястись коленки, а кому-то просто смешно. Все мы разные, и воздействие чего-либо или кого-либо на нас разное. Каждый рисует в своем разуме свои ассоциации со словом "критичная". Я бы ситуацию, которую работники банка называют критичной назвал бы сложной, причем сложной для банка. Есть такая задолженность, которая нецелесообразная к судебному взысканию. Обычна она определяется небольшой суммой. Проще говоря банку пока лень подавать на вас в суд, ведь у него есть масса звонящих , которым они платят зарплату или коллцентры, коллекторские агентства , с которыми у них агентские договора . Добавить ваше ФИО и номер к списку тысяч проблемных заемщиков им не составит труда. Глядишь, есть шанс, что звонки вам надоедят, и вы пойдете и заплатите эту задолженность. И они ничего не потратили, даже больше, приобрели несоразмерную неустойку , и работник коллцентра или банка не переработал, потому что он на зарплате, и на суд не тратили ни сил, ни времени, ни нервов. Каждый раз, когда я слышу слово критическая ситуация сложилась у заемщика, я пытаюсь спросить голос в трубке, а что это значит? Каждый предоставляет свой вариант фантазий, некоторые не отвечают вовсе, поскольку фраза эта шаблонная. Кто-то пугают даже судом , считая, что это самое критичное, что может быть в жизни заемщика. На мой субъективнейший взгляд, самое важное, что я бы вам порекомендовал запомнить, это то, что все слова, которые вам скажут, так и останутся словами, никакого ни юридического, ни практического значения они не имеют. И вы можете либо их принять, либо выбрать судебный порядок. Я считаю, что банку следует нанимать более грамотных и культурных звонящих, чтобы они могли не только говорить слова "сложный", "критичный" и т.д., но и смогли объяснить что-то человеку, а ни просто запугать или задавить морально. Ничего критичного и сложного в ситуации нет, в подтверждение этому, если работнику банка ничего не удалось от вас получить, кроме отказа, который они фиксируют всегда и всюду, все что они могут сказать (пужать), это что вам перезвонят еще и еще раз.

Критическая ситуация ситуация невозможности , т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимых потребностей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические ситуации в жизни .

Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Несмотря на огромную литературу вопроса, теоретические представления о критических ситуациях развиты довольно слабо. Особенно это касается теории стресса и кризиса, где многие авторы ограничиваются простым перечислением конкретных событий, в результате которых создаются стрессовые или кризисные ситуации, или пользуются для характеристики этих ситуаций такими общими схемами, как нарушение равновесия (психического, душевного, эмоционального), никак их теоретически не конкретизируя. Несмотря на то, что темы фрустрации и конфликта, каждая в отдельности , проработаны намного лучше, установить ясные отношения хотя бы между двумя этими понятиями не удается, не говоря уже о полном отсутствии попыток соотнести одновременно все четыре названных понятия, установить, не перекрещиваются ли они, каковы логические условия употребления каждого из них и т.д.

Положение таково, что исследователи, которые изучают одну из этих тем, любую критическую ситуацию подводят под излюбленную категорию, так что для психоаналитика всякая такая ситуация является ситуацией конфликта, для последователей Г. Селье – ситуацией стресса и т.д., а авторы, чьи интересы специально не связаны с этой проблематикой, при выборе понятия стресса, конфликта, фрустрации или кризиса исходят в основном из интуитивных или стилистических соображений. Все это приводит к большой терминологической путанице.

Поэтому первоочередной теоретической задачей является выделение за каждой из понятийных фиксаций критической ситуации специфического категориального поля, задающего сферу ее приложения.

Решать эту задачу необходимо из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта. «Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.

Эти внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными пунктами, по которым необходимо характеризовать основные типы критических ситуаций и отличать их друг от друга.

      Стресс

Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома , это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение. По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати», а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс», и приравнивает отсутствие стресса к смерти. Если к этому добавить, что стрессовые реакции присущи, по Селье, всему живому, в том числе и растениям, то это понятие вместе со своими нехитрыми производными (стрессор, микро- и макростресс, хороший и плохой стресс) становится центром чуть ли не космологической по своим притязаниям системы, вдруг обретая достоинство не больше и не меньше, чем «ведущего стимула жизнеутверждения, созидания, развития», «основы всех сторон жизнедеятельности человека» или выступая в качестве фундамента для доморощенных философско-этических построений.

Подобные превращения конкретно-научного понятия в универсальный принцип так хорошо знакомы из истории психологии, так подробно описаны Л.С. Выготским закономерности этого процесса, что состояние, в котором сейчас находится анализируемое понятие, наверное, можно, было бы предсказать в самом начале «стрессового бума»: «Это открытие, раздувшееся до мировоззрения, как лягушка, раздувшаяся в вола, этот мещанин во дворянстве, попадает в самую опасную... стадию своего развития: оно легко лопается, как мыльный пузырь*; во всяком случае, оно вступает в стадию борьбы и отрицания, которые оно встречает теперь со всех сторон». [* Этим образом Л.С. Выготский передает переходящее всякие пределы возрастание объема понятия, но, конечно, не исчезновение его содержания и не упразднение его из научного обихода.]

И в самом деле, в современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р. Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе , который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами . Дж. Эверилл вслед за С. Сэллсом считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называтьстрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациямповторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации» . Ю.С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».

Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса видна и из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс . Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее , которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации . «Вряд ли кто-либо думает, - апеллирует к здравому смыслу Р.С. Разумов, - что любое мышечное напряжение должно явиться для организма стрессорным агентом. Спокойную прогулку... никто не воспринимает как стрессорную ситуацию».

Однако не кто иной, как сам отец учения о стрессе Ганс Селье, даже состояние сна, не говоря уже о прогулке, считает не лишенным стресса. Стресс, по Г. Селье, это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Реакцию психологов можно понять: действительно, как примирить эту формулировку с неустранимым из понятия стресса представлением, что стресс - это нечто необычное, из ряда вон выходящее, превышающее пределы индивидуальной нормы функционирования? Как совместить в одной мысли «любое» с «экстремальным»? Казалось бы, это невозможно, и психологи (да и физиологи) отбрасывают «любое», т.е. идею неспецифичности стресса, противопоставляя ей идею специфичности. Но устранить идею неспецифичности стресса (ситуации и реакции) - это значит убить в этом понятии то, ради чего оно создавалось, его основной смысл. Пафос этого понятия не в отрицании специфического характера стимулов и ответов организма на них, а в утверждении того, что любой стимул наряду со своим специфическим действием предъявляет организму неспецифические требования, ответом на которые является неспецифическая реакция во внутренней среде организма.

Из сказанного следует, что если уж психология берет на вооружение понятие «стресс», то ее задача состоит в том, чтобы, отказавшись от неоправданного расширения объема этого понятия, тем не менее сохранить основное его содержание – идею неспецифичности стресса. Чтобы решить эту задачу, нужно эксплицировать те мыслимые психологические условия, при которых эта идея точно отражает задаваемый ими срез психологической реальности. Мы говорим о точности вот почему. Спору нет, нарушения самоактуализации, контроля и т.д. вызывают стресс, это достаточные условия его. Но дело состоит в том, чтобы обнаружить минимально необходимые условия, точнее, специфические условия порождения неспецифического образования – стресса.

Любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, иначе говоря, у существа, нормальный жизненный мир которого «легок» и «прост», т.е. таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности.

Полную реализацию такого гипотетического существования, когда блага даны прямо и непосредственно и вся жизнь сведена к непосредственной витальности, можно усмотреть, да и то с известными оговорками, только в пребывании плода в чреве матери, однако частично оно присуще всякой жизни, проявляясь в виде установки на здесь-и-теперь удовлетворение, или в том, что З. Фрейд называл «принципом удовольствия».

Понятно, что реализация такой установки сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями реальности; и если такой прорыв квалифицировать как особую критическую ситуацию – стресс, мы приходим к такому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею «экстремальности» и идею «неспецифичности». При описанных содержательно-логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние.

Итак, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса, можно обозначить термином «витальность» (от лат. vitalis «жизненный» – поведение, характеризующиеся энергией, энтузиазмом и выносливостью) , понимая под ним неустранимое измерение бытия, «законом» которого является установка на здесь-и-теперь удовлетворение.

      Фрустрация

Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации согласно большинству определений является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются по характеру фрустрируемых мотивов и по характеру «барьеров» .

К классификациям первого рода (характер фрустрируемых мотивов) относится, например, проводимое А. Маслоу различение базовых, «врожденных» психологических потребностей (в безопасности, уважении и любви), фрустрация которых носит патогенный характер, и «приобретенных потребностей», фрустрация которых не вызывает психических нарушений.

Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (например, стены тюрьмы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность) и социокультурные (нормы, правила, запреты). Барьеры делятся на внешние и внутренние , (деление, использованное Т. Дембо для описания своих экспериментов): внутренние барьеры – препятствуют достижению цели, а внешние – не дают индивиду выйти из ситуации.

К. Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры, применяемые взрослыми для управления поведением ребенка, различает «физически-вещественные», «социологические» («орудия власти, которыми обладает взрослый в силу своей социальной позиции») и «идеологические» барьеры (вид социальных, отличающийся включением «целей и ценностей, признаваемых самим ребенком». Иллюстрация: «Помни, ты же девочка!»).

Сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствий на пути к ней, несомненно, является необходимым условием фрустрации, однако порой мы преодолеваем значительные трудности, не впадая при этом в состояние фрустрации . Значит, должен быть поставлен вопрос о достаточных условиях фрустрации, или, что-то же, вопрос о переходе ситуации затрудненности деятельности в ситуацию фрустрации. Ответ на него естественно искать в характеристиках состояния фрустрированности, ведь именно его наличие отличает ситуацию фрустрации от ситуации затрудненности . Однако в литературе по проблеме фрустрации мы не находим анализа психологического смысла этого состояния, большинство авторов ограничиваются описательными констатациями, что человек, будучи фрустрирован, испытывает беспокойство и напряжение, чувства безразличия, апатии и утраты интереса, вину и тревогу, ярость и враждебность, зависть и ревность и т.д. Сами по себе эти эмоции не проясняют нашего вопроса, а кроме них у нас остается единственный источник информации – поведенческие «следствия» фрустрации, или фрустрационное поведение. Может быть, особенности этого поведения могут пролить свет на то, что происходит при переходе от ситуации затрудненности к ситуации фрустрации?

Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения : а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции; б) апатия (в исследовании Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок); в) агрессия и деструкция , г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия , которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида », либо как «примитивизация» поведения (измерявшаяся в эксперименте Р. Баркера, Т. Дембо и К. Левина снижением «конструктивности» поведения ) или падение «качества исполнения».

Таковы виды фрустрационного поведения . Каковы же его наиболее существенные, центральные характеристики ? Монография Н. Майера отвечает на этот вопрос уже своим названием - «Фрустрация: поведение без цели ». В другой работе Н. Майер разъяснял, что базовое утверждение состоит не в том, что «фрустрированный человек не имеет цели», а «что поведение фрустрированного человека не имеет цели, т.е. что оно утрачивает целевую ориентацию» . Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку и оба в итоге опаздывают. Это поведение не содержит в себе цели добывания билета, поэтому, по определению Майера, оно является не адаптивным (= удовлетворяющим потребность), а «фрустрационно спровоцированным поведением». Новая цель не замещает здесь старой.

Для уточнения позиции этого автора нужно оттенить ее другими мнениями. Так, Э. Фромм полагает, что фрустрационное поведение (в частности, агрессия) «представляет собой попытку, хотя часто и бесполезную, достичь фрустрированной цели». К. Гольдштейн, наоборот, утверждает, что поведение этого рода не подчинено не только фрустрированной цели, но вообще никакой цели, оно дезорганизованно и беспорядочно . Он называет это поведение «катастрофическим».

На таком фоне точка зрения Н. Майера может быть сформулирована следующим образом: необходимым признаком фрустрационного поведения является утрата ориентации на исходную, фрустрированную цель (в противоположность мнению Э. Фромма), этот же признак является и достаточным (в противоположность мнению К. Гольдштейна) – фрустрационное поведение не обязательно лишено всякой целенаправленности, внутри себя оно может содержать некоторую цель (скажем, побольнее уязвить соперника в фрустрационно спровоцированной ссоре). Важно то, что достижение этой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива данной ситуации.

Разногласия этих авторов помогают нам выделить два важнейших параметра , по которым должно характеризоваться поведение во фрустрирующей ситуации . Первый из них, который можно назвать «мотивосообразностью», заключается в наличии осмысленной перспективной связи поведения с мотивом, конституирующим психологическую ситуацию . Второй параметр – организованность поведения какой бы то ни было целью , независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива. Предполагая, что тот и другой параметры поведения могут в каждом отдельном случае иметь положительное либо отрицательное значение, т.е. что текущее поведение может быть либо упорядочено и организовано целью, либо дезорганизовано, и одновременно оно может быть либо сообразным мотиву, либо не быть таковым, получим следующую типологию возможных «состояний» поведения .

В затруднительной для субъекта ситуации мы можем наблюдать формы поведения, соответствующие каждому из этих четырех типов.

1. Поведение первого типа, мотивосообразное и подчиненное организующей цели, заведомо не является фрустрационным . Причем здесь важны именно эти внутренние его характеристики, ибо сам по себе внешний вид поведения (будь то наблюдаемое безразличие субъекта к только что манившей его цели, деструктивные действия или агрессия) не может однозначно свидетельствовать о наличии у субъекта состояния фрустрации: ведь мы можем иметь дело с произвольным использованием той же агрессии (или любых других, обычно автоматически относящихся к фрустрационному поведению актов), использованием, сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с разыгрыванием соответствующего эмоционального состояния (ярости) и исходящим из сознательного расчета таким путем достичь цели.

2. Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно «закатив истерику» в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия , но тем не менее сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации , иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации . Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить истерические реакции, которые образовались в результате «добровольного усиления рефлексов», но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

3. Для поведения третьего типа характерна как раз утрата связи, через которую от мотива передается действию смысл. Человек лишается сознательного контроля над связью своего поведения с исходным мотивом: хотя отдельные действия его остаются еще целенаправленными, он действует уже не «ради чего-то», а «вследствие чего-то». Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. «Мотивация здесь, - говорит Н. Майер, - отделяется от причинения как объясняющее понятие».

4. Поведение четвертого типа , пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать «катастрофическим» . Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь «энергетические»), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива «квалифицировать как «мотивонесообразное». Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.

Возвращаясь к поставленному выше вопросу о различении ситуации затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа данной типологии, а второй – остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях – по линии утраты контроля со стороны воли, т.е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т.е. утраты «мотивосообразности» поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды.

Определение категориального поля понятия фрустрации задается категорией деятельности . Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является трудность, а внутренней необходимостью этого существования – реализация мотива . Деятельное преодоление трудностей на пути к «мотивосообразным» целям – «норма» такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность.

      Конфликт

Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна. Если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт – это столкновение чего-то с чем-то . Два основных вопроса теории конфликта – что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения – решаются совершенно по-разному у разных авторов.

Решение первого из этих вопросов тесно связано с общей методологической ориентацией исследователя. Приверженцы психодинамических концептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуализацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте можно говорить только тогда, когда имеются альтернативные возможности реагирования. Наконец, с точки зрения когнитивной психологии в конфликте сталкиваются идеи, желания, цели, ценности – словом, феномены сознания . Эти три парадигмы рассмотрения конфликта сливаются у отдельных авторов в компромиссные «синтагматические» конструкции, и если конкретные воплощения таких сочетаний чаще всего оказываются эклектическими, то сама идея подобного синтеза выглядит очень перспективной: в самом деле, ведь за тремя названными парадигмами легко угадываются три фундаментальные для развития современной психологии категории – мотив, действие и образ, которые в идеале должны органически сочетаться в каждой конкретной теоретической конструкции.

Не менее важным является и второй вопрос – о характере отношений конфликтующих сторон . Он распадается на три подвопроса , первый из которых касается сравнительной интенсивности противостоящих в конфликте сил и разрешается чаще всего утверждением о приблизительном равенстве этих сил . Второй подвопрос связан с определением ориентированности друг относительно друга противоборствующих тенденций . Большинство авторов даже не обсуждает альтернатив обычной трактовке конфликтующих побуждений как противоположно направленных. К. Хорни проблематизировала это представление, высказав интересную идею, что только невротический конфликт (т.е. такой, который, по ее определению, отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом конфликте меньше 180 градусов, и потому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям.

Третий подвопрос касается содержания отношений между конфликтующими тенденциями. Здесь, по нашему мнению, следует различать два основных вида конфликтов – в одном случае тенденции внутренне противоположны, т.е. противоречат друг другу по содержанию, в другом – они несовместимы не принципиально, а лишь по условиям места и времени.

Для выяснения категориального основания понятия конфликта следует вспомнить, что онтогенетически конфликт – достаточно позднее образование . Р. Спиц полагает, что действительный интрапсихический конфликт возникает только с появлением «идеационных» понятий. К. Хорни в качестве необходимых условий конфликта называет осознание своих чувств и наличие внутренней системы ценностей, а Д. Миллер и Г. Свэнсон – «способность чувствовать себя виновным за те или иные импульсы» . Все это доказывает, что конфликт возможен только при наличии у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности.

Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации, как мы видели, может создаваться не только материальными преградами, но и преградами идеальными, например, запретом на осуществление некоторой деятельности. Эти преграды, и запрет в частности, когда они выступают для сознания субъекта как нечто самоочевидное и, так сказать, не обсуждаемое, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию.

Так же, как трудности внешнего мира противостоит деятельность, так сложности внутреннего мира, т.е. перекрещенности жизненных отношений субъекта, противостоит активность сознания . Внутренняя необходимость , или устремленность активности сознания, состоит в достижении согласованности и непротиворечивости внутреннего мира. Сознание призвано соизмерять мотивы, выбирать между ними, находить компромиссные решения и т.д., словом, преодолевать сложность. Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситуации конфликта, ни разрешить ее, найдя компромисс между противоречащими побуждениями или пожертвовав одним из них.

Подобно тому, как выше различались ситуации затруднения деятельности и невозможности ее реализации, следует различать ситуацию осложнения и критическую конфликтную ситуацию, наступающую, когда сознание капитулирует перед субъективно неразрешимым противоречием мотивов.

      Кризис

Хотя проблематика кризиса индивидуальной жизни всегда была в поле внимания гуманитарного мышления, в том числе и психологического, в качестве самостоятельной дисциплины, развиваемой в основном в рамках превентивной психиатрии, теория кризисов появилась на психологическом горизонте сравнительно недавно. Ее начало принято вести от замечательной статьи Э. Линдеманна, посвященной анализу острого горя.

«Исторически на теорию кризисов повлияли в основном четыре интеллектуальных движения: теория эволюции и её приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации; теория достижения и роста человеческой мотивации; подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов и интерес к совладанию с экстремальными стрессами...». Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и в первую очередь такие его понятия, как психическое равновесие и психологическая защита ), некоторые идеи К. Роджерса и теорию ролей.

Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

Она относится главным образом к индивиду, хотя некоторые её понятия используются применительно к семье, малым и большим группам; «теория кризисов... рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении»;

Теория кризисов подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и возможности роста и развития личности.

Что касается конкретных теоретических положений этой дисциплины, то они в основном воспроизводят то, что нам уже известно из теорий других типов критических ситуаций. Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как смерть близкого человека, тяжелое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения социального статуса и т.д.

Теоретически жизненные события квалифицируются как ведущие к кризису, если они «создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей...» и при этом ставят перед индивидом проблему, «от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом».

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса :

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризуемая повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Своей относительной самостоятельностью концепция кризисов обязана не столько собственным теоретическим особенностям, сколько тому, что она является составной частью интенсивно развивающихся во многих странах практики краткосрочной и доступной широким слоям населения (в отличие от дорогостоящего психоанализа) психолого-психиатрической помощи человеку, оказавшемуся в критической ситуации. Эта концепция неотделима от службы психического здоровья, кризисно-превентивных программ и т.п., что объясняет как ее очевидные достоинства – непосредственные взаимообмены с практикой, клиническую конкретность понятий, так и не менее очевидные недостатки – эклектичность, неразработанность собственной системы категорий и непроясненность связи используемых понятий с академическими психологическими представлениями.

Поэтому о психологической теории кризисов в собственном смысле слова говорить еще рано. Однако мы берем на себя смелость утверждать, что системообразующей категорией этой будущей концепции (если ей суждено состояться) должна стать категория индивидуальной жизни, понимаемой как развертывающееся целое, как жизненный путь личности. Собственно говоря, кризис – это кризис жизни , критический момент и поворотный пункт жизненного пути.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, своего жизненного замысла. Психологическим «органом», проводящим замысел сквозь неизбежные трудности и сложности мира, является воля . Воля – это орудие преодоления «умноженных» друг на друга сил трудности и сложности. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный изолированный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая для этой плоскости жизнедеятельности критическая ситуация – кризис.

Как и в случаях фрустрации и конфликта, можно выделить два рода кризисных ситуаций, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни . Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. Это испытание, из которого человек может выйти сохранившим в существенном состоянии свой жизненный замысел и удостоверившим свою самотождественность. Ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности – метаморфоза личности, перерождение её, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я.

Итак, каждому из понятий, фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления. Такое категориальное поле в плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности человека, обладающее собственными закономерностями и характеризуемое присущими ему условиями жизнедеятельности, типом активности и специфической внутренней необходимостью. Сведем все эти характеристики в таблицу.