Детский сад для глухонемых детей. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в различных образовательных учреждениях:

1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической комиссии.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.

Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.

В детских садах компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух и более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

2. Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с общеразвивающими группами входят и компенсирующие - для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из детей одного возраста или смежного.

3. Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное обучение глухих, слабослышащих или поздно-оглохших дошкольников. Для детей с нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом), педагогом-психологом.

4. Дошкольные группы , отделения в специальных (коррекционных) школах, школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы) принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих детей.

При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на двухлетний срок кор-рекционно-воспитательной работы в дошкольных группах. Педагоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразвивающие программы.

5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «начальная школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В образовательных учреждениях «начальная школа - детский сад» реализуются две образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в коррек-ционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразви-вающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей - в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей - в школе.

В настоящее время с целью оказания систематической коррек-ционно-педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная организационная форма работы - индивидуальные занятия и занятия малыми группами (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с учителем-де-фектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции. Психо л ого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

В последние годы с целью организации медицинской и психолого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

Представим себе ситуацию: у глухих родителей родился глухой ребенок.
В разных семьях по-разному воспринимается это событие. Где-то родители расстроятся: в жизни столько проблем, нам было трудно, нашему ребенку тоже придется тяжело. А другие, напротив, обрадуются: будет легко с собственным ребенком общаться, наше дитя, повзрослев, не уйдет в большой слышащий мир, с глухим ребенком у нас будет много общего…

Как бы там ни было, время, как известно, идёт быстро. Вот малышу уже скоро 2 года, и ему пора идти в детский сад для глухих или слабослышащих детей.
И перед глухими родителями встаёт вопрос: какой садик выбрать для своего чада?
Надо отметить, что почему-то традиционно больше суеты и волнений с выбором школы. Всем известно, что в большинстве случаев работает принцип: в какой школе ты учился – таков ты и получился. То есть, например, на выпускника «микаэльяновки» смотрят, как правило, с уважением: «О! Да ты со слабослышащими учился! Далеко пойдешь! И т. п.». Поэтому, если ваше чадо закончит хорошую школу, то у него больше шансов на «светлое будущее» (престижный вуз, хорошая работа и т.д.).

Соответственно, если ребенок учился в слабой школе, в слабом классе, то ему дорога только на завод в лучшем случае…
Поэтому чаще всего неслышащие родители выбирают школу для своего глухого ребенка более – менее осознанно и серьёзно.

Благо им самим известно в общих чертах, что представляет собой та или иная московская спецшкола.

Иная ситуация со специальными детскими садами. Подчас глухих родителей мало беспокоит, в какой сад пойдет их ребенок: «А что суетиться? В какой сад комиссия в сурдоцентре определит – туда и поведем ребенка. Главное, чтоб к дому поближе…». Или встречаешь глухих москвичей, которые отдают своего ребенка в тот спецсад, в котором они сами когда-то учились: «А чего?! Хороший садик был, я же там занимался! Педагог была – во! Строгая! Ну и я решил, что моего сына надо туда же…».

Чаще всего за всем этим кроется совершенная неосведомленность глухих родителей о том, какие в Москве вообще существуют дошкольные учреждения для глухих и слабослышащих, кто, как и чему в них учит. Не все знают, какой детский сад будет наилучшим для данного ребенка, какой детсад самый передовой на сегодняшний день.

О специальных детских садах не пишут в газетах и журналах (или пишут мало), в детском сурдоцентре на проспекте Вернадского об этом нет обширной наглядной информации.

Желая восполнить этот пробел, хочется рассказать о детском саде при школе №101, о котором автор знает не понаслышке (этот детсад посещают двое моих детей – Л. Ж.)

В назначенный день иду за интервью к заведующей – Галине Владимировне Муравьевой. Она приглашает меня в свой уютный кабинет и начинает рассказ.
- Наш детский сад существует при школе №101. То есть является частью – дошкольным отделением – этой школы. Кстати, до недавнего времени школа имела название УВК №1838, а теперь, с 6 июля 2001 года, вернулась к старому. Официальное наше название – государственное общеобразовательное учреждение: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №101 I и II видов.

В нынешнем нашем детсадовском здании в Строгино (улица Маршала Катукова, д. 14/2) мы существуем уже восьмой год, с 1994 года (до 1994 года в этом здании был массовый детсад). А детский сад для глухих детей, предшественник нынешнего нашего дошкольного отделения, располагался недалеко от ст. метро «Щукинская» в старом здании, где он существовал с 1968 года и был сам по себе. В 1994 году директор школы Семен Яковлевич Кривовяз добился открытия дошкольного отделения при школе. Детсад из старого здания был переведен сюда, в Строгино, и был образован УВК №1838.
-По какой программе здесь ведется обучение?
- Мы обучаем детей с недостатками слуха по государственной Программе 1991 года(«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста», Москва «Просвещение», 1991 г.).

В соответствии с этой программой мы даем детям необходимые знания, формируем устную речь через развитие слухового восприятия, проводим специальные занятия по постановке правильного произношения. Развитие речи, в частности развитие разговорной речи, которая является основой для общения взрослых с детьми, здесь у нас занимает центральное место.
Есть ли какие-либо отличия в обучении в вашем детском саду и в других московских детских садах?
- Да, есть. В отличие от других детских садов, в нашем существуют дополнительные 4 часа в неделю на развитие слухового восприятия. Эту работу проводит сурдопедагог в каждой возрастной группе помимо основных занятий.
В нашем садике есть компьютерный класс, в котором занимаются дети с 3-хлетнего возраста. Малыши – по программе «Видимая речь», а дети среднего и старшего дошкольного возраста – по программе «Мир за твоим окном». Этот класс открыт у нас с 1990 года. Есть также кабинет психолога, где можно получить консультацию по любому вопросу. Есть спортзал с тренажерами – дети так любят бывать там! -, есть библиотека.
- Сколько детей воспитывается здесь в настоящее время?
- Сейчас у нас 43 ребенка. Это 7 групп, по 6-8 детей в каждой.
-Дети всю неделю находятся в детском саду?
- Да. В понедельник родители приводят своих детей к завтраку в 8 часов, а забирают по пятницам после тихого часа, в 16 часов. Кроме того, мы разрешаем забирать детей домой вечером по средам.
- Расскажете про педагогический состав в детском саду.
- У нас работают 7 педагогов, все с высшим образованием, из них четверо имеют 14-ый разряд, а двое – Н.А. Морева и я – имеют 15-ый разряд. Морева Надежда Александровна – доцент, кандидат педагогических наук, имеет стаж работы с глухими детьми более 50 лет. Она до сих пор преподает, читает лекции студентам педуниверситетов.
- Простите, а какой стаж у Вас? Где Вы начинали работать?
Я около 50 лет работаю с глухими детьми. Начинала я еще совсем молодой девушкой, после педучилища; я работала в первом Московском детском саду для глухих детей №761 (с 1955 года) на Арбате. Работала и в 101 школе… Но это уже отдельный рассказ, можно много вспомнить хорошего и интересного…
- Большое Вам спасибо за интервью!

Я выхожу из кабинета Г.В. Муравьёвой. В коридоре вдруг вижу большую шумную толпу молодых девушек с блокнотами и ручками. Спрашиваю одну: «А вы кто будете?». Получаю ответ: «Мы студенты V курса сурдоотделения МГОПУ, пришли посмотреть, как работают с детьми в этом детском саду. Нас сейчас будет водить по группам Н.А. Морева».
Смотрю – вот и сама старший методист. Как всегда – сияющая улыбка, доброжелательный открытый взгляд: «Дорогие мои студенты! Добрый день!»…
Подхожу, прошу разрешения присоединиться к этой экскурсии. Вместе со студентами присутствую на индивидуальных и групповых занятиях в некоторых группах (у педагогов Р.И. Арифуллиной, Н.Н. Ковылиной и др.)… После этого, на другой день, задаю несколько вопросов Надежде Александровне Моревой.
- Скажите, в какие школы идут дети окончившие этот детсад?
- Знаете ли, всё зависит от способностей детей. Но чаще всего идут в школы для слабослышащих №52, №30, №22 и №10. И это, как правило, потому, что с глухими детьми здесь у нас работают выдающиеся педагоги! Вот, например, в прошлом году был замечательный выпуск у Галины Вадимовны Солдатсковой, и очень сильную группу подготовила Раиса Измаиловна Арифуллина. С одной стороны, конечно, это очень приятно, что глухие дети после нашего сада идут в школы для слабослышащих, это свидетельствует о высоком профессиональном уровне наших педагогов. Но с другой стороны, это – увы! - разрушает школу! Детсад является дошкольным отделением школы №101, и дети должны, по идее, идти в 1-ый класс этой школы. С.Я. Кривовяз добился недавно переименования школы: школа теперь не для глухих только детей, но для глухих и слабослышащих. Это должно привлечь в первый класс школы способных выпускников нашего дошкольного отделения.
- Какие проблемы существуют в детском саду? Что хотелось бы Вам улучшить?
- Хотелось бы иметь больше хороших кадров, это в основном касается воспитателей: не во всех группах есть по два воспитателя с высшим образованием. И еще хотелось бы иметь лучшую, чем есть сейчас, звукоусиливающую аппаратуру.
- Поскольку данный материал готовится для публикации в газете «Мир глухих», расскажите что-нибудь о глухих родителях ваших воспитанников. Проводится ли какая-нибудь дополнительная работа с ними?
- Глухих родителей в нашем детском саду примерно 30 – 40 % от общего числа всех родителей. С ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия, на которых педагог разъясняет глухим родителям приемы и методы работы с их детьми. Особое внимание родителей обращается на то, что с глухим дошкольником – по нашей методике обучения – надо как можно меньше использовать жесты, если ребенок знает устно-дактильную форму. Разъясняется, что именно устное говорение – основа развития речи у глухих детей. (Мы не против, чтобы ребенок потом, когда повзрослеет, знал жестовый язык. Но наша задача сейчас: развить устную разговорную речь). Педагог демонстрирует достижения детей, чтобы глухие родители видели, чем владеет их ребенок. Педагог показывает, как надо работать с ребенком дома, настоятельно поощряет глухих родителей к систематическим домашним занятиям с их детьми в выходные дни.
Все это делается педагогом помимо обязательных консультаций и открытых занятий для всех родителей. Кроме того, на каждого ребенка заводится индивидуальная тетрадь, куда вносятся задания на субботу и воскресенье.
- Спасибо Вам большое за беседу и возможность совершить небольшую экскурсию по детсаду с Вашими студентами. У меня к Вам последний вопрос: Что Вы ждете от ВОГ?
- Очень хотелось бы, чтобы ВОГ знал о нас, о нашей работе с глухими детьми. Чтобы, может быть, выделял нам средства на покупку наглядных пособий. Чтобы в детском саду у нас периодически появлялась информация от ВОГ для всех наших родителей, имеющих глухих детей.

- Всего доброго и дальнейших успехов!

Людмила ЖАДАН
"Мир глухих"

Выбрать детский садик для ребенка, даже при сегодняшнем многообразии, очень не просто. И все же эти трудности ничто, по с равнению с теми, какие приходится преодолевать родителям, чьи дети официальной статистикой причислены к категории « с отклонениями».

В этой статье мы публикуем список детских садов, специализирующихся на развитии глухих и слабослышащих детей в двух столицах: Москве и Санкт-Петербурге.

Москва

Государственное образовательное учреждение детский сад 154 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
127474, г. Москва, ул. Дубнинская, д.33
тел. (495 ) 480-15-66
дир. Федорова Ольга Валентиновна

Государственное образовательное учреждение детский сад 232 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
117036, г. Москва, пр-т 60-летия Октября, д.16, корп. 6
тел. (495 ) 126-64-00
дир. Антоненко Любовь Федоровна

Государственное образовательное учреждение детский сад 283 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
105484, г. Москва, ул. 13-ая Парковая, д.30
тел. (495 ) 468-54-28
дир. Мурзанова Альбина Ивановна

Государственное образовательное учреждение детский сад 549 для детей с нарушением слуха
117393, г. Москва, ул. Пилюгина, д.14-Б
тел. (495 ) 936-30-23
дир. Михайлова Галина Юрьевна

Государственное образовательное учреждение детский сад 669 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
119571, г. Москва, Ленинский пр-т, д.156, корп.2
тел. (495 ) 445-30-45
дир. Щеглова Ирина Владимировна

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад 1635 1 и 2 вида для детей с нарушением слуха (для глухих и слабослышащих)
119571, г. Москва, Ленинский пр-т, д.156, корп.1
тел. (495 ) 433-31-33, 434-11-20
дир. Плахова Татьяна Витальевна

Государственное образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 101 1 и 2 вида (дошкольное отделение) — для глухих и слабослышащих
182592, г. Москва, ул. Маршала Катукова, д.14, корп.2
тел. (495 ) 750-43-52
дир. Муравьева Галина Владимировна

Государственное образовательное учреждение детский сад УВК 1851 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха
119311, г. Москва, ул. Крупской, д.12-б
тел. (495 ) 131-85-90, 930-03-02
дир. Немтырева Лидия Александровна

Государственное образовательное учреждение детский сад 1860 компенсирующего вида для детей с гарушением слуха
107076, г. Москва, ул. Олений вал, д.22
тел. (495 ) 964-45-65
дир. Махмудова Светлана Леонидовна

Санкт-Петербург

Государственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад « Кудесница» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников
197022, г.С.-Петербург, 1-ая Березовая аллея, д.5
тел. (812 ) 234-42-88, тел/факс 234-54-06
дир. Воробьева Татьяна Викторовна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детский сад 8
195298, г. С.-Петербург, ул. Ленская, д.16, корп.А
тел/факс (812 ) 521-00-36
дир. Шевченко Любовь Васильевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 27 « Надежда»
196191, г. С.-Петербург, ул. Варшавская, д.47, к.3
тел/факс (812 ) 374-09-42
дир. Столярова Надежда Владимировна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 37
194214, г. С.-Петербург, ул. М.Тореза, д.104, корп.2
тел/факс (812 ) 553-87-09
дир. Шарапова Галина Николаевна

Государственное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников детского сада 60
193079, г. С.-Петербург, ул. Новоселов, д.25
тел/факс (812 ) 446-18-56
дир. Гусева Лариса Сергеевна

Ясли-сад 67
192071, г. С.-Петербург, ул. Будапештская, 40/3

елена юрьева
Как обучать детей с нарушениями слуха

Меня зовут Юрьева Елена Евгеньевна, я педагог –психолог МБДОУ № 229.

Наше муниципальное образовательное учреждение детский сад № 229 насчитывает 470 воспитанников. Среди них есть дети, которые относятся к категории детей с ОВЗ :

2 группы детей с нарушениями слуха (дети-инвалиды, (17 человек, группы интернатного типа, разновозрастные, с2 до 7 лет)

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей , а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог- психолог, музыкальный руководитель, педагог) . Он включает в себя :

Создание предметно-развивающей среды;

Материально-техническое оснащение;

Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития .

Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления :

I. Обучение , воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций .

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового ) в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям,т. е к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития . Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения , возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта.

При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рановозникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации :

Глухие без речи (ранооглохшие) ;

Глухие, сохранившие речь (позднооглохшие) ;

Слабослышащие

Кохлеарные импланты

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы» , под редакцией Вераксы. Но специализированные программы для слабослышащих, глухих дошкольников никто не отменял.

1. Программа «Воспитание и обучение глухих детей

2. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», под редакцией Л. П. Носковой, Л. А. Головчиц

3. Программа «Общение» , под редакцией Э. И. Леонгард

Потому что программа обучения и воспитания детей с нар-ми слуха содержит прежде всего разделы по физическому, эстетическому,нравственному,сенсорному, умственному и трудовому воспитанию.

Вместе с тем наше ДОУ огромную коррекционную работу проводит с каждым ребёнком, чтобы максимально компенсировать недостатки и отклонения в развитии детей . В своей работе мы опираемся на возрастные психофизиологические особенности и возможности детей .

Уровень развития речи зависит от степени поражения слуха , времени его нарушения ,условий воспитания, индив-х особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена,нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими . Они не участвуют в общих играх,не воспринимают детских передач по радио,не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста . Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов,приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Возвращаясь к вышеизложенному, поговорим о компонентах, необходимых для общения речью. Современные СА/КИ обеспечивают ребёнку возможность слышать тихие звуки. Слышать речь- не значит её понимать. СА/КИ заменяют только плохо работающее ухо. Поэтому, чтобы ребенок с СА/КИ мог общаться речью, т. е понимать речь и говорить, ему необходимо развивать :

1. Научиться анализировать речь и др. звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов

2. Овладеть системой родного языка- знать значения слов (словарь, правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика)

3. Научиться произносить разные звуки речи,соединять их в слова

4. Научиться общаться с др. людьми с помощью речи. Это важно, т. к дети с нар-ми слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях

Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепеннно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (т. е управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит (звукопроизношение) . Наиболее важны первые 2 г. жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры . Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали .

Ребёнок с нормальным слухом , до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении.

Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание . Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения, поэтому с самого начала нужно у малыша развивать :

У ребенка с нарушенным слухом , который постоянно носит СА или КИ, так же как у ребенка с нормальным слухом , процесс обучения слушанию и речи является активным- это не столько обучение , сколько научение, т. е сначала нужно научить обучаться .

Обучение происходит на тактильной основе, пространство общения отличается спецификой

Маленький ребенок быстрее усваивает то, что вызывает у него интерес, и для него самой естественной и эффективной формой обучения является игра .

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка

2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза» );

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие;

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка;

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка;

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша;

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам;

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка;

9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним;

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша;

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам;

12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет) ;

13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия;

14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка;

15. Используйте при обучении случайные ситуации ;

16. Всгда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте;

17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией;

18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша;

19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство;

20. Занятия лучше проводить в утреннее время.

Хотелось бы отметить, что проводимая в учреждении работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха , оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению . Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции , структуру нарушения , время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города.