Дуэлянт убивший более 10 человек. Самые известные российские дуэли: страсти, азарт, кутежи, амуры и политика. «Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным

Известно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов. Одновременно для разбирательства дел, порочащих честь и достоинство офицеров, по указанию Петра I были созданы "Общества офицеров".

Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли.

Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались. Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III. Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило. В 1863 году на базе "Обществ офицеров", в полках были созданы Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Советы посредников (3-5 человек) избирались офицерским собранием из числа штаб-офицеров и предназначались для выяснения обстоятельств ссор, попытки примирения сторон и санкционирования проведения поединков. Спустя два года Суды общества офицеров были созданы и в Морском ведомстве в лице "Общих собраний флагманов и капитанов" (суд флагманов). Император Александр III утвердил "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (приказ по Военному ведомству N"18 от 20.5.1894 года). Таким образом, в России впервые были легализованы поединки.

Вызов

Традиционно дуэли начинались с вызова. Поводом для него становилось оскорбление, когда человек считал, что имеет право вызвать своего обидчика на поединок. Данный обычай был связан с понятием чести. Оно было достаточно широким, а его трактовка зависела от конкретного случая. При этом материальные споры об имуществе или деньгах решались в дворянской среде в судах. Если потерпевший подавал официальную жалобу на своего обидчика, он уже не имел права вызывать того на дуэль. В остальном поединки устраивались из-за публичных насмешек, мести, ревности и т. д. Оскорбить человека, согласно понятиям той эпохи, мог только равный ему по социальному положению. Именно поэтому дуэли проводились в узких кругах: между дворянами, военными и т. д., но нельзя было представить сражение между мещанином и аристократом. Если младший офицер вызывал на поединок своего начальника, последний мог без урона для своей чести отклонить вызов, хотя известны случаи, когда подобные бои все-таки организовывались.

В основном, когда спор касался людей из разных социальных слоев, их тяжба решалась исключительно в суде. В случае оскорбления можно было спокойно потребовать от обидчика извинений. В случае отказа следовало уведомление о том, что к противнику прибудут секунданты. Вызов на дуэль осуществлялся письменно, устно или нанесением публичного оскорбления. Вызов мог быть направлен в течение 24 часов (если не было уважительных причин). После вызова личные общения между противниками прекращались и дальнейшая связь осуществлялась только через секундантов.

Письменный вызов (картель) доставлялся обидчику картельщиком. Среди способов нанесения публичного оскорбления бытовала фраза: "Вы подлец". При физическом оскорблении швырялась перчатка в противника или наносился удар стеком (тростью). В зависимости от тяжести нанесённого оскорбления, оскорблённому принадлежало право выбора: только оружия (при лёгком оскорблении- это могли быть язвительные высказывания, публичные выпады против внешнего вида, манеры одеваться и т. д); оружия и рода дуэли (при среднем-таковым могло быть обвинение в лживости или нецензурная брань); оружия, рода и дистанции (при тяжком- к таковым причислялись агрессивные действия: броски предметами, пощечины, удары, измена жены).

Нередки были случаи, когда человек оскорблял сразу нескольких людей. Правила дуэлей в 19 веке в России в таком случае устанавливали, что вызвать на дуэль обидчика мог только один из них (если вызовов поступало несколько, удовлетворялся только один на выбор). Данный обычай исключал возможность расправы над обидчиком усилиями множества лиц.

Только сами дуэлянты, их секунданты, а также врач могли присутствовать на дуэли в России. 19 век, правила которого строились на общепринятых принципах, считается эпохой расцвета этой традиции. Участниками боя не могли становиться женщины, а также мужчины с серьезными увечьями или болезнями. Существовал и возрастной ценз. Не приветствовались вызовы пожилых людей старше 60 лет, хотя случались и исключения. Если оскорбляли человека, не способного или не имевшего права участвовать в дуэли, его мог заменить «покровитель». Как правило, такими людьми становились ближайшие родственники. Честь женщины теоретически мог защищать с оружием в руках любой вызвавшийся мужчина, особенно если оскорбление было нанесено ей в общественном месте. При неверности жены к супругу на дуэли оказывался ее любовник. Если изменил муж, его мог вызвать родственник девушки или любой другой пожелавший мужчина.

Секунданты

Следующим этапом после вызова был выбор секундантов. От каждой стороны выделялось равное количество секундантов (по 1 или по 2 человека). В обязанности секундантов входила выработка взаимоприемлемых условий поединка, доставка на место дуэли оружия и врача (по возможности от каждой стороны), подготовка места к проведению поединка, установка барьеров, контроль за соблюдением условий поединка и прочее. Условия дуэли, порядок их соблюдения, итоги встречи секундантов и ход поединка должны были протоколироваться.

Протокол встречи секундантов подписывался секундантами обеих сторон и утверждался противниками. Каждый протокол составлялся в двух экземплярах. Секунданты избирали из своей среды старших, а старшие - распорядителя, которому вменялись функции организатора проведения поединка.

При выработке дуэльных условий согласовывался выбор:

Места и времени;

Оружия и последовательности его применения;

Финальных условий поединка.

Для поединка использовались малолюдные места, дуэль назначалась на утренние или полуденные часы. Разрешённым оружием для поединков были сабли, шпаги или пистолеты. Для обеих сторон использовалось однотипное оружие: с равной длиной клинков или единого пистолетного калибра с разницей в длине ствола не более 3 см.

Сабли и шпаги могли использоваться в поединке самостоятельно или как оружие первого этапа, после чего следовал переход к пистолетам.

Финальными условиями поединка бьши: до первой крови, до раны или по израсходовании установленного количества выстрелов (от 1 до 3-х).

Ни одна из сторон не должна была ожидать прибытия к месту дуэли другую более 15 минут. Если участник опаздывал больше чем на 15 минут, его соперник мог уйти с места дуэли, а задержавшийся в таком случае признавался отклонившимся и лишенным чести.

Дуэль должна была начинаться по истечении 10 минут после прибытия всех участников.

Прибывшие на место поединка участники и секунданты поклоном приветствовали друг друга. Секундант - распорядитель делал попытку примирить противников. Если примирение не состоялось, то распорядитель поручал одному из секундантов прочитать вслух вызов и опросить противников, обязуются ли они выполнять условия дуэли? После этого распорядитель разъяснял условия поединка и подаваемых команд.

Поединок с использованием холодного оружия

Стандартные варианты проведения дуэлей устоялись в аристократической среде к XIX столетию. В первую очередь характер поединка определялся использовавшимся оружием. Дуэли в России в 18 веке проводились на шпагах, саблях и рапирах. В дальнейшем этот общепринятый набор сохранился и стал классическим. Дуэли с применением холодного оружия могли быть подвижными или неподвижными. При первом варианте секунданты размечали длинную площадку или дорожку, на которой разрешалось свободное движение бойцов. Допускались отступления, обходы и другие приемы фехтовальной техники. Неподвижная дуэль предполагала, что соперники размещались на расстоянии удара, а бой велся стоявшими на своих местах дуэлянтами. Оружие держалась в одной руке, а вторая оставалась за спиной. Нельзя было бить противника собственными конечностями.

Секунданты готовили места для поединка с учётом равных возможностей для каждого дуэлянта (направление лучей солнца, ветра и проч.).

Чаще всего использовалось идентичное оружие, но при согласии сторон каждый противник мог воспользоваться собственным клинком. Дуэлянты снимали с себя мундиры и оставались в рубахах. Часы и содержимое карманов сдавалось секундантам. Секунданты должны были удостовериться в отсутствии защитных предметов на теле дуэлянтов, могущих нейтрализовать удар. Нежелание подвергнуться этому осмотру расценивалось как уклонение от поединка.

По команде распорядителя противники занимали свои места, определённые секундантами. Секунданты становились по обе стороны от каждого дуэлянта (на дистанции 10 шагов) по принципу: свой-чужой; чужой-свой. Поодаль от них находились врачи. Секундант-распорядитель становился так, чтобы видеть и участников, и секундантов. Противников ставили друг против друга и подавали команду: "Три шага назад". Дуэлянтам вручалось оружие. Распорядитель командовал: "К бою готовсь" и затем:

"Начинай". Если во время поединка один из дуэлянтов падал или ронял оружие, то нападающий не имел права воспользоваться этим.

При необходимости остановить бой распорядитель, по согласованию с секундантом противоположной стороны, поднимал вверх своё холодное оружие и командовал "Стой". Бой останавливался. Оба младших секунданта продолжали оставаться у своих клиентов, а старшие вели переговоры. Если в горячности дуэлянты продолжали поединок, то секунданты обязаны были парировать удары и разъединить их.

При получении одним из дуэлянтов раны бой останавливался. Врачи осматривали рану и давали заключение о возможности или невозможности продолжения поединка.

Если одним из дуэлянтов было допущено нарушение правил или условий поединка, в результате чего противник получил рану или был убит, то секунданты составляли протокол и возбуждали судебное преследование виновного.

Поединки с использованием пистолетов

Для проведения поединков использовались дуэльные пистолеты ("джентльменский гарнитур"). Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты, и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир. Данное правило было необходимо для того, чтобы не дать ни одному из противников заметного преимущества.

Участники прибывали на место поединка со своими нетронутыми парными наборами. Правила дуэлей на пистолетах в России гласили, что выбор между комплектами делался с помощью жребия.

Заряжание пистолетов осуществлялось одним из секундантов в присутствии и под контролем остальных. Пистолеты разыгрывались по жребию. Получив пистолеты, дуэлянты, держа их стволами вниз с невзведёнными курками, занимали установленные жребием места. Секунданты становились поодаль от каждого дуэлянта. Распорядитель спрашивал дуэлянтов:

"Готовы?" - и, получив утвердительный ответ, командовал:

"К бою". По этой команде взводились курки, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. Затем следовала команда: "Начинай" или "Стрелять".

Вариантов дуэлей с пистолетами было несколько:

1. Неподвижная дуэль (дуэль без перемещений).

а) Право первого выстрела определял жребий. Дуэльная дистанция избиралась в интервале 15-30 шагов. Согласно дуэльному кодексу первый выстрел должен быть произведён в течение одной минуты, но обычно по договоренности между сторонами он производился через 3-10 сек. после начала отсчёта. Если по прошествии оговоренного промежутка времени выстрела не последовало, то он терялся без права повторения. Ответный и последующие выстрелы производились на этих же условиях. Отсчёт секунд вёлся вслух распорядителем или одним из секундантов. Осечка пистолета засчитывалась, как совершённый выстрел.

б) Право первого выстрела принадлежало оскорблённому. Условия и порядок выстрелов сохранялись прежними, увеличивалась лишь дистанция - до 40 шагов.

в) Стрельба по готовности.

Право первого выстрела не устанавливалось. Дистанция стрельбы составляла 25 шагов. Противники с пистолетами в руках стояли в установленных местах спиной друг к другу. По команде "Начинай" или "Стрелять" они поворачивались лицом друг к другу, взводили курки и начинали целиться. Каждый дуэлянт стрелял по готовности во временном интервале 60 секунд (или по договоренности от 3 до 10 сек.). Секундант-распорядитель громко производил отсчёт секунд. После отсчёта "шестьдесят" следовала команда: "Стой". Также практиковались дуэли вслепую. В таком поединке мужчины совершали выстрелы через плечо, стоя друг к другу спиной.

г) Дуэль по сигналу или команде.

Дуэлянты, находясь на-своих местах лицом к лицу на расстоянии друг от друга в 25-30 шагов, должны были стрелять одновременно по условленному сигналу. Таким сигналом являлись хлопки в ладоши, подаваемые секундантом-распорядителем с интервалом в 2-3 секунды. После взведения курков, пистолеты поднимались вверх на уровень головы. С первым хлопком пистолеты опускались, со вторым - дуэлянты целились и по третьему хлопку стреляли. Этот вид дуэли редко применялся в России и широко использовался во Франции и в Германии.

2. Подвижная дуэль

а) Прямолинейное сближение с остановками.

Начальная дистанция составляла 30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.

б) Усложнённое сближение с остановками.

Эта дуэль - разновидность предыдущей. Начальная дистанция до 50 шагов, барьеры в пределах 15-20 шагов. По команде "К бою" противники взводили курки и поднимали пистолеты вверх на уровень головы. Движение навстречу друг другу по команде "Вперёд марш" происходило по прямой или зигзагом с амплитудой 2 шага. Дуэлянтам предоставлялась возможность стрелять на ходу или с остановкой. Выстреливший обязан был остановиться и дождаться ответного выстрела, на производство которого отводилось 10-20 секунд (но не более 30 секунд). Упавшему от раны дуэлянту отводилось для ответного выстрела вдвое больше времени.

в) Встречно-параллельное сближение.

Сближение дуэлянтов происходило по двум параллельным линиям, отстоящим друг от друга на 15 шагов.

Начальные позиции дуэлянтов располагались наискосок, так, чтобы в противоположных точках своих линий каждый из них видел противника впереди и справа от себя на расстоянии 25-35 шагов.

Секунданты занимали места справа за противником своего клиента, на безопасном расстоянии. Заняв своё место на параллельных линиях, доставшееся по жребию, дуэлянты получали пистолеты и по команде "Вперёд марш" взводили курки и начинали встречное движение по своим линиям (разрешалось и оставаться на своём месте).

Для выстрела надо было остановиться, а после него -ждать ответного в неподвижной позе 30 секунд.

Некоторые дуэли устраивались по принципу русской рулетки. К ней прибегали в случае непримиримой вражды между стрелками. Противники вставали на расстоянии 5-7 шагов. Из двух пистолетов заряжался только один. Оружие распределялось по жребию. Таким образом, соперники максимально увеличивали риск и случайность исхода. Жребий предоставлял равные шансы, и именно на этом принципе основывались правила дуэлей на пистолетах. Правила также включали в себя поединок «дуло в дуло». Разница с предыдущим заключалась только в том, что заряжались оба пистолета. Подобные выяснения отношений нередко заканчивались гибелью обоих стрелков.

Окончание

Если в итоге дуэлянты оставались живы, в конце они жали друг другу руки. Обидчик при этом приносил свои извинения. Такой жест уже никак не унижал его, так как честь была восстановлена поединком. Извинения после поединка считались лишь данью традиции и нормой кодекса. Даже когда дуэли в России отличались жестокостью, секунданты вслед за окончанием боя обязательно составляли подробный протокол случившегося. Он заверялся двумя подписями. Документ был необходим для подтверждения того, что дуэль прошла в полном соответствии с нормами кодекса.

У Пушкина было много дуэлей. Вызовов на дуэли еще больше, аж 30!
К счастью, не все дуэли состоялись. Александр Сергеевич Пушкин был отменным стрелком, но в то время этого было мало. Дуэльные пистолеты специально покупались новыми и никогда не пристреливались. Это делало даже опытного стрелка равным тому кто первый раз держит пистолет в руках и способен лишь навести его в сторону противника (

Время дуэлей Пушкин он ни разу не пролил кровь противника (кроме последнего поединка) и никогда не стрелял первым. Дуэли - это странная черта в Пушкине.

Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у полиции особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта.

Пушкин был большим мастером пистолета, и не боялся бросать вызов любым соперникам. Как мы помним по "граненому стволу" из его "энциклопедии русской жизни" - "Евгения Онегина" - пистолет начала 19 века был оружием сложным и разносторонним.

После первого выстрела, вероятность попадания при котором была крайне мала, пистолет ввиду долгой перезарядки не мог более использоваться в бою, как огнестрельное оружие.

1. 1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю.
Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина дaмy на балу (далеко не красавицу) . Итог: Дуэль отменена.

Хоть ты, Саша, среди бала
Вызвал Павла Ганнибала,
Но, ей Богу, Ганнибал
Не подгадит ссорой бал! (С) Ганнибал

2. 1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга.
Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: Дуэль отменена.

3. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева.
Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку Толстого про Пушкина. Будто бы его высекли в тайной канцелярии. Итог: Дуэль не состоялась.

4. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль и графа Федора Толстого.
Причина: Шутка что пушкина высекли в тайной канцелярии. Дуэлянты обменялись едкими эпиграммами, но у барье-ра так и не встретились. Кстати судьба Толстого (большого счастливого дуэлянта) уникальна и с мистикой. Пушкин с ним даже подружился. Ниже пост о нем, его мистической судьбе и Пушкине, рекомендую. Итог: Дуэль не состоялась.

5/ 1. 1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер.
Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно, пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Пушкина выстрелил, а Пушкин в Вильгельма нет.

6. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции.
Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа, и тот его избил. Итог: Дуэль отменена.

7. 1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича.
Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре, крича на артистов, и Денисевич сделал ему замечание. Итог: Дуэль отменена.

8. 1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева.
Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: Дуэль отменена примирением сторон.

9. 1820? год. Дуэль с неизвестным греком.
Причина: кишиневского грека (его фамилия не сохранилась) Пушкин вызвал на дуэль т.к. тот удивился, как мог Пушкин не знать какую--то книгу, о которой случайно зашла речь. Итог: Дуэль не состоялась.

10. 1821 год. Пушкин вызвал на дуэль на саблях офицера французской службы Дегильи.
Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: Дуэль не состоялась Дегильи отказался.

11 / 2. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов.
Причина: не поделили ресторанный оркестр при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

12. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова.
Причина: ссора во время праздничного обеда. Ланов назвал поэта молокососом, а в ответ получил от Пушкина звание винососа и вызов на дуэль. Итог: Дуэль отменена, Пушкина посадили под арест.

13 / 3. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу Тодора Балша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии.
Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила Мария на некий вопрос супруга Балша. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.

14. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика Скартла Прункуло.
Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом, и oни не договорились о правилах дуэли.
Итог: Дуэль отменена.

15. 1822 год. Пушкин вызывает на дуэль Северина Потоцкого.
Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: Дуэль отменена.

16. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский.
Причина: Пушкин не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают) и высмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.

17. 1822 год. Пушкин вызвал на дуэль кишиневского богача Инглези.
Причина: Пушкин домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: Дуэль отменена, Пушкин был посажен под арест.

18 / 4. 1822 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов.
Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. На дуэль Пушкин явился с фуражкой, полной черешни, и ел ягоды, пока соперник в него целился. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо), а сам Пушкин от выстрела отказался.

19. 1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого молдавского писателя Ивана Руссо.
Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: Дуэль отменена.

20. 1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества.
Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: Дуэль отменена.

21. 1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский.
Причина: Пушкин, бывая в доме князя Урусова, пользовался вниманием его дочери по имени София, к которой его приревновал Соломирский. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям секундантов.

22. 1828? год. Дуэль с неизвестным.
Причина: Неизвестна. "Мне удалось даже отвести его от одной дуэли. Но это постороннее "... Ф. Н. Глинка. Из письма к Бартеневу. Историки практически ничего ничего не знают об этой дуэли. Итог: Дуэль отменена благодаря усилиям Ф. Н. Глинки.

23. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына.
Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: От дуэли противников удержал поэт и публицист Федор Глинка.

24. 1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене.
Причина: неизвестная дaма на балу и услышанная фраза обращенная к Пушкину "Прогоните его". Итог: Дуэль отменена.

25. 1829 год. Поэт вызывает на дуэль Хвостова, чиновника министерства иностранных дел.
Причина: последний плохо выразился об эпиграммах Пушкина, в которых автор сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: Дуэль отменена.

26. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Репина
Причина: Та же, что и в предыдущем случае - недовольство вызванного стихами Пушкина о себе. Итог: Дуэль отменена.

27. 1836 год. Дуэль с чиновником министерства иностранных дел Семеном Хлюстиным.
Причина: Та же, что и в двух предыдущих случаях.Итог: Дуэль отменена.

28. 1836 год. Поэт вызывает на дуэль Владимира Сологуба.
Причина: Нелестный отзыв Владимира жене Пушкина - Наталье. Итог: Дуэль отменена.

29. 1936 год. Пушкин вызывает на дуэль Дантеса.
Причина: Анонимные письма "рогоносца" с намеком на связь Дантеса с Натали. Итог: Дуэль отменена, т.к. Дантес делает предложение сестре Натали - Екатерине Гончаровой.

30 / 5. 1837 год. Пушкина вызывает на дуэль нидерландский посол Геккерн, но драться за себя посылает приемного сына Жоржа Дантеса.
Причина: Письмо Пушкина, в котором он резко отозвался о Геккерне как об отце Дантеса, нелестно охарактеризовал его приемного сына и «отказал им от дома». Итог: Пушкин убит, Дантес ранен в правую руку (пуля рикошетит от пуговицы на груди).

Открытка, конец XIX века

Самый веский довод в споре иногда превращал этот спор в фарс. Иногда в комедию. Чаще же — в трагедию. «Моя Планета» рассказывает о самых известных спорах недавнего прошлого.

С давних времен дуэли использовались как наилучший способ доказать свою правоту — по праву сильного. Само понятие «дуэль» возникло примерно в XIV веке и происходит от латинского duo — «два». К XVI веку «поединки чести» превратились в настоящую головную боль для европейских монархов. Гибли тысячи людей, среди которых были и довольно известные и значимые личности. Ниже мы расскажем про десять самых знаменитых дуэлей в истории.

Четверная дуэль: Завадовский и Грибоедов против Шереметева и Якубовича

В 1817 году из-за очаровательной балерины Авдотьи Истоминой, царицы светского Петербурга, в схватку вступили сразу четверо мужчин.

К тому моменту Авдотья два года находилась в связи с кавалергардским штабс-ротмистром В.В. Шереметевым. Отношения были нестабильны, и после очередной ссоры Истомина покинула ухажера. Через пару дней один из ее приятелей — начинающий писатель А.С. Грибоедов — позвал расстроенную балерину к себе на чай. Однако в гостях ее ждал еще и новый ухажер — светский лев граф Завадовский, снимавший с Грибоедовым квартиру. Шереметев пришел в бешенство, узнав о связи Завадовского с Истоминой, и по совету друга Александра Якубовича вызвал графа на дуэль. А Грибоедова, невольно оказавшегося инициатором знакомства Истоминой с графом, вызвал сам Якубович.

12 ноября Шереметев погиб в результате дуэли. Якубович же с Грибоедовым сразились только через год, в ходе чего Якубович остался невредим, а писателю прострелили мизинец на руке. Много позже это увечье помогло опознать его труп среди убитых религиозными фанатиками в Тегеране.

Несостоявшаяся дуэль: Иван Тургенев против Льва Толстого

К счастью, дуэль так и не состоялась

В XIX веке на почве дуэлей отличился и Лев Толстой, имевший характер далеко не сахарный. Молодой писатель нередко конфликтовал со своим окружением, поучая всех, как надо жить. Тургенев являл собой полную противоположность: типичный интеллигент, творчество — в расцвете, уже написаны «Записки охотника», «Дворянское гнездо».

27 мая 1861 года, когда оба мэтра гостили у Афанасия Фета, Толстой в запале оскорбил дочь Тургенева — Полину: дескать, ее благотворительность в отношении бедняков носит неискренний и даже театральный оттенок. Разозленный Тургенев покинул дом Фета. Между писателями начались письменные выяснения отношений, в которых они вызывали друг друга на дуэль. Но поскольку письма приходили с опозданиями, Толстой и Тургенев по очереди успевали уже остыть к моменту получения сообщений.

К счастью, дуэль так и не состоялась, иначе бы, возможно, до нас так и не дошли бы «Анна Каренина», «Война и мир» и другие литературные шедевры. Однако дружбу писатели возобновили только спустя 17 лет бойкота.

Самая нелепая дуэль: Отто фон Бисмарк против Рудольфа Вирхова

Случай практически уникальный: рациональный человек науки Рудольф Вирхов перехитрил влиятельного министра Отто фон Бисмарка

Министр-председатель Пруссии Отто фон Бисмарк, как большинство политиков, имел и сторонников, и противников, главным из которых был Рудольф Вирхов, избранный лидером радикальной партии. Вирхов был сторонником революции, которую Бисмарк хотел, наоборот, подавить.

Разногласия достигли кульминации во время дебатов 30 мая 1865 года. Бисмарк почувствовал себя оскорбленным после высказываний Вирхова о том, что военный бюджет Пруссии непомерно раздут по вине министра, а страна погрузилась в нищету. Не дождавшись извинений, Бисмарк вызвал оппонента на дуэль.

Однако Вирхов был еще и ученым. Когда к нему явились секунданты Бисмарка, он отстоял свое право выбрать оружие для дуэли и предложил сразиться на сосисках. Одна из них должна была быть заражена токсинами и оказаться смертельной для того, кто ее съест. Бисмарк от подобной затеи отказался, остроумно ответив, что «герои не объедаются до смерти».

Дуэль человека с животным: Ришар де Макер против собаки

Хронист Оливье де ля Марш не преминул отметить: когда тело Макера перестало дергаться в петле, собака покойного де Мондидье сразу же успокоилась

В конце XIV века во Франции при дворе Карле V служили два рыцаря — Обри де Мондидье и Ришар де Макер. Обри был более успешным и частенько вызывал зависть у Макера. Как-то раз приятели отправились на охоту, но вернулся с нее только Ришар. Труп рыцаря был найден в лесу, спрятанный под листьями, собакой Обри. После похорон пес, нашедший кров у друга убитого хозяина, встретив Макера на улице, неожиданно набросился на него с диким лаем, что вызвало подозрение у присутствующих. Так случалось всякий раз, как собака видела рыцаря. Феномен дошел до самого короля, который решил лично провести расследование. По его приказу около 200 рыцарей, в числе которых был и Макера, выстроились перед дворцом. Затем во двор ввели собаку, которая тут же бросилась в сторону подозреваемого.

Во время допроса короля Макер отрицал все обвинения. Тогда Карл решил прибегнуть к практике Божьего суда, отведя роль обвинителя собаке. Так 8 октября 1371 года впервые в истории состоялась дуэль человека с животным. Макер был вооружен палкой и щитом, однако они ему не помогли. Едва собаку спустили с поводка, она атаковала противника. Пораженный Макер признался, что это он убил Обри, и начал просить пощады. Однако, по решению Его Величества, рыцарь был отправлен на виселицу, а псу, отомстившему за хозяина, воздвигли памятник в окрестностях Фонтенбло.

Самая известная дуэль: «дуэль миньонов»

Дуэль воспринялась большинством придворных как бессмысленная бойня

В этой схватке сразилось сразу шестеро: трое миньонов короля Генриха III и трое со стороны его противника герцога де Гиза. Однако причина крылась вовсе не в политике. Однажды один из миньонов, граф де Келюс, случайно застал барона д‘Антрага (сторонника герцога де Гиза) у своей возлюбленной. Через день граф намеренно пошутил о ней публично, сказав, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов от барона поступил мгновенно.

Дуэль прошла в парке Турнель в Париже 27 апреля 1578 года. В бой вступили сперва де Келюс и д’Антраг, но позже не выдержали и их секунданты (хотя по дуэльному кодексу не должны были вмешиваться в поединок). В итоге секунданты убили друга дуга, а вот зачинщики дуэли остались живы. Барон отделался царапиной на руке, а де Келюс получил около 19 ранений. Король выделил немалую сумму на лечение своего любимца, и неугомонный граф даже пошел на поправку, но вздумал прокатиться на лошади. Раны открылись, и миньон погиб.

Если все описанное кажется вам знакомым, немудрено — история этой дуэли вошла в сюжет романа Александра Дюма-отца «Графиня де Монсоро».

Самая необычная дуэль: месье де Грандпре против месье Ле Пика на воздушном шаре

При падении умерли и дуэлянт, и пилот, управлявший шаром

В 1808 году во Франции состоялась дуэль в воздухе. Два почтенных господина — де Грандпре и Ле Пик — влюбились в одну и ту же танцовщицу Парижской оперы, мадемуазель Тиреви. Соперники пришли к выводу, что нет лучшего способа выяснить, кто из них достоин сердца примадонны, кроме как стреляться. Поскольку в то время среди парижской знати была мода на воздушные шары, дуэлянты решили выяснить отношения прямо в небе.

Поднявшись каждый на своем шаре примерно на 900 м, мсье остановились на этой высоте и выстрелили друг в друга. Пуля де Грандпре попала в воздушный шар Ле Пика, после чего он загорелся и упал на землю вместе с дуэлянтом и пилотом.

Победитель заявил свои права на сердце мадемуазель Тиреви. Однако примадонна не оценила проявленного в поднебесье мужества, отдав предпочтение совершенно другому мужчине.

Самая известная дамская дуэль

Русские женщины знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений

Думаете, дуэли были исключительно мужской забавой? Отнюдь. В Европе в XVII веке мода на драки буквально охватила милых дам. Женские сражения были еще жестче мужских и чаще заканчивались смертью. Подробнее о самых известных дамских дуэлях и их истории можете прочитать в, а пока расскажем, откуда все это началось.

Июнь 1744-го. Немецкая принцесса София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Ангальт. Дуэлянткам по 15 лет! Не поделившие какую-то мелочь принцессы заперлись в спальне и дрались на шпагах. К счастью, обе вовремя остановились, иначе мировая история не узнала бы Екатерину Великую.

После восшествия на престол императрица буквально ввела в России моду на женские дуэли. Так, за 1765 год состоялось 20 поединков, на восьми из которых она даже выступала секундантом. Однако, будучи противницей летальных исходов, Екатерина ввела лозунг: «До первой крови!» Благодаря этому за время ее правления было всего три случая гибели женщин на дуэлях.

Самая курьезная дуэль: Сасаки Кодзиро против Миямото Мусаси

Мастеру хватило двух быстрых ударов по самураю, чтобы того убить

В японской культуре дуэли занимали особое место и проходили иначе, чем в Европе и России. Никаких пистолетов, никаких шпаг. На Востоке было другое оружие — мечи. Была другой и тактика: противники сперва замирали друг перед другом, затем кружили, выискивая момент для удара, который впоследствии решал всё. Подобные сцены часто можно увидеть в японских фильмах.

Одной из самых знаменитых дуэлей среди самураев называют сражение в 1612 году двух известных фехтовальщиков — Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки. Считается, что причиной поединка стали их разные взгляды на, собственно, искусство фехтования. В то время как Сасаки, который являлся настоящим мастером меча и автором коронного приема «выпад ласточки», был грозен и самоуверен, Мусаси представлял собой комическое зрелище, явившись на место с веслом, наскоро обструганным под меч. Сасаки заранее расслабился и посчитал дуэль выигранной, однако Мусаси удалось отклониться от удара и убить противника всего одним четким ударом веслом по голове. Остается лишь добавить: оружие — ничто, техника — всё!

Самая трагическая дуэль: Александр Пушкин против Жоржа де Геккерна (Дантеса)

Дантес стрелял первым и ранил Пушкина в живот. Упав в снег, поэт вскоре приподнялся и выстрелил, легко ранив обидчика в руку

Творчество Пушкина признано национальным достоянием. Культ поэта сложился еще при его жизни, но у популярности есть всегда и оборотная сторона.

В 1835 году молодой привлекательный офицер Дантес-Геккерн познакомился с Натальей Пушкиной, женой поэта, и влюбился. В светских кругах Петербурга сразу поползли слухи, в том числе и о взаимности чувств Натальи. Пушкин, несмотря на легкое волнение, сохранял доверие и нежность к супруге, пока в ноябре 1836 года не получил анонимное письмо, в котором его окрестили рогоносцем и намекнули на отношения его жены с Дантесом.

И быть бы дуэли уже тогда, но Дантес женился. И не на ком-нибудь, а на сестре Натальи — Екатерине Гончаровой. Впрочем, и после свадьбы Жорж продолжал ухаживать за Натальей, что дало обществу повод для новых острот. Потеряв терпение, в 1837 году поэт отправляет письмо приемному отцу Дантеса Луи Геккерну, где обоим отказывает от дома. Дуэль неизбежна.

8 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен в живот, а Дантес отделался небольшим ранением руки. Через два дня страна потеряла своего гения. Люди приходили толпами, чтобы проститься. Василий Жуковский, поразившись умиротворенному выражению лица умершего друга, вызвал скульптора, и тот снял посмертную маску. После она разошлась в копиях среди ближайших друзей, ну а теперь есть чуть ли не в каждом пушкинском музее. С кого еще снимали посмертные маски, читайте в .

Бескровные дуэли

Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола

В начале XX века наконец задумались о ценности человеческой жизни и придумали относительно безопасную альтернативу — бескровные дуэли. Соперники стреляли с 20 м из пистолетов с восковыми пулями. Столь оригинальное оружие придумал французский врач де Виллер в 1905 году. После он проводил учебные занятия в элитной парижской Школе поединка, а в числе их посетителей был даже экс-президент Франции — Казимир Перье.

Восковые пули были неспособны нанести смертельную травму, кроме того, для защиты использовались длинные холщовые плащи и стальные маски. Таким образом, бескровные дуэли больше походили на спорт, выглядели эффектными и быстро обрели популярность. Об одном из поединков в 1906 году писала New York Times: двое состоятельных американцев в кожаных плащах и защитных масках стреляли по команде в некоем мужском клубе. Закончилась дуэль ничьей, но свою порцию адреналина получили как участники, так и публика. Сейчас бескровные дуэли иногда называют прообразом пейнтбола.

Поединки между соперниками были обычным делом во все времена – у различных сословий и разных народов. Где-то дрались только до первой крови (как, например, викинги), а где-то – до гибели одного из дуэлянтов. В некоторых странах бои проходили в присутствии множества зрителей, в других же – совершенно секретно. Оружие при этом могло быть также самым разнообразным.

Интересная вещь: если двое сходятся и лупят кулаками друг друга, это считается недостойным поведением. А если два поединщика устраивают дуэль, это говорит об их чести и достоинстве. Разумеется, кое-кто считал дуэлянтов просто задирами, подающими дурной пример, однако очень многие полагали, что настоящие мужчины должны вести себя именно так.

Со временем дуэли сделались основным способом решения частных конфликтов, из-за чего погибло множество людей. В ряде стран дуэли были запрещены законом, однако все равно проводились. Появились даже правила их проведения. К примеру, в 1836г. во Франции вышел специальный кодекс для дуэлянтов, хотя сами дуэли здесь были уже официально запрещены. И этот кодекс благополучно был принят к действию не только во Франции, но и во многих других странах мира, например, в России.

Правила жестко регламентировали поведение участников боя, которые до этого могли ставить противнику подножки, бить его в спину и даже добивать раненого. Также согласно правилам, при вызове на дуэль обидчика следовало ударить по лицу или бросить белую перчатку ему под ноги. После этого выбиралось «место действия», приглашались доктора и двое секундантов, из которых один назначался распорядителем. Дуэлянтам разрешалось опаздывать на поединок не более чем на пятнадцать минут. Когда же все были на месте, распорядитель традиционно обращался к противникам с предложением помириться. Если те отказывались, то далее выбиралось оружие для поединка и вымерялось расстояние. Поединщики расходились к барьерам и после команды распорядителя стреляли друг в друга.

Перед дуэлью они договаривались также о том, будут ли стрелять одновременно либо поочередно. Обычно стрельба производилась с тридцати шагов. Иногда оба противника получали ранения или даже погибали.

Если стреляли по очереди, то первый выстрел делал тот, кто вызвал на поединок. Тот, кого вызвали, мог разрядить свое оружие в воздух. Раненому дуэлянту разрешалось стрелять лежа. В том случае, если оба соперника оставались живы и невредимы, они жали руки друг другу и расходились.

Помимо огнестрельного, дуэлянты использовали также холодное оружие – шпаги, сабли, ножи. Некоторые оригиналы использовали для выяснения отношений топоры, трости, бритвы, канделябры и так далее. Впрочем, в таких боях секундантам было нелегко следить за действиями дерущихся, а кроме того, силы дуэлянтов часто оказывались неравными. Поэтому большинство соперников старалось не прибегать к такого рода оружию.

Запрет дуэлей

Дуэли во Франции были запрещены в XVI веке. Причиной этого послужила гибель тысяч и тысяч аристократов. Подобные законы действовали также в других государствах, однако все было тщетно…

Если властям становилось известно о проведенном поединке, они примерно наказывали дуэлянтов, чтобы неповадно было другим. Кардинал Ришелье, к примеру, ввел для них смертную казнь, которую в редких случаях заменяли ссылкой при полной конфискации имущества. Это относилось не только к дуэлянтам, но также к секундантам и зрителям.

При Петре Первом в России также была введена (впервые) смертная казнь за участие в дуэли, а согласно указу Екатерины Великой, провинившихся либо ссылали в Сибирь, либо сажали в тюрьму. Николай Второй отправлял дуэлянтов на войну в качестве рядовых.

Однако все было напрасно. Мало того, в России стали стреляться без врачей, без секундантов, с расстояния в десять шагов! Единожды выстрелив, противники не расходились, а дрались «до попадания». Понятно, что большинство дуэлей заканчивалось чьей-либо смертью.

Женские дуэли

Удивительно, но среди дуэлянтов были и женщины, которые сражались еще суровее и изощреннее мужчин: женские поединки гораздо чаще заканчивались смертью. Зачастую они перерастали в настоящую бойню с участием секунданток и подруг-зрителей. Если дрались на шпагах, то кончик оружия частенько смачивали ядом, если же стрелялись, то до тяжелого ранения или чьей-нибудь кончины.

Известная оперная певица Жюли д’Обиньи много раз сражалась на дуэлях с дамами и даже мужчинами. Однажды на балу она выступала против троих соперников и сумела их ранить. Чтобы избежать казни, Жюли пришлось провести несколько лет за пределами Франции.

Истории известны и довольно забавные женские дуэли. К примеру, та, что произошла из-за композитора Ференца Листа между его возлюбленной Мари д’Агу и любвеобильной французской писательницей Жорж Санд. В качестве оружия эти решительно настроенные дамы выбрали… свои длинные ногти. Поединок происходил в доме Листа, причем сам композитор в это время отсиживался у себя в кабинете. «Дуэль на ногтях» закончилась вничью; поорав и изрядно исцарапав друг друга, дамы разошлись. После этого Жорж Санд уже не добивалась расположения Листа.

А как вам такой факт: упомянутая нами императрица Екатерина Вторая, запрещавшая дуэли в России, в молодости (до восшествия на престол) участвовала в вооруженном поединке и не раз исполняла обязанности секунданта у прочих дам.

Самые известные мужские дуэли

А.С. Пушкин участвовал более чем в сотне дуэлей. Его противниками были многие известные люди того времени (к примеру, Кюхельбекер), однако последней для поэта стала дуэль с Дантесом, распространявшим злые шутки о Пушкине и его семье. Получив смертельное ранение, российский гений скончался через два дня.

Живший в эпоху Возрождения датский астроном Тихо Браге сражался однажды на мечах с родственником, который ухитрился отрубить ему часть носа. Всю последующую жизнь Браге провел с серебряным протезом в носу…

Лермонтов и Мартынов считались приятелями, что, однако, не спасло их от рокового поединка. Причиной противостояния послужили шутки, которые поэт отпускал в адрес Мартынова. Итог всего этого оказался далеко не шуточным: пуля пробила Лермонтову сердце и легкие…

Два английских джентльмена – член парламента Хамфри Ховарт и вельможа граф Берримор — поссорились в пабе и назначили дуэль. Ховарт, бывший армейский хирург, явился на нее абсолютно голым, хотя он не был шутником, тем более извращенцем. Просто как медику ему было известно, что раненые умирают, как правило, не от самих ран, но от инфекции, занесенной с одежды. Увидев своего противника в таком виде, граф Берримор расхохотался и объявил, что не станет стрелять в голого мужика, а также не желает быть убитым им. Дуэль, таким образом, не состоялась.

В довольно своеобразном поединке участвовал Александр Дюма: проигравший по жребию должен был себя убить. Знаменитому писателю не повезло. Дюма вышел в другую комнату и выстрелил в воздух, после чего вернулся и объявил, что целился в висок, однако промахнулся.

Седьмой американский президент Эндрю Джексон в молодости сражался на дуэли с человеком, который оскорбил его жену. Эндрю получил ранение в грудь, и хирурги не сумели извлечь пулю. Она осталась у Джексона на всю жизнь…

Довольно известна дуэль миньонов (приближенных французского короля Генриха III) с гизарами (сторонниками герцога де Гиза), в которой четверо участников было убито, а двое – серьезно ранено. По приказу короля на могиле погибших установили мраморный памятник.

Французский аристократ, к тому же красавец и ловелас, граф де Бутвиль дрался на дуэлях двадцать раз, и это при том, что кардинал Ришелье запретил их в стране под страхом смертной казни. Конечно, Ришелье знал обо всех этих поединках своего любимца и постоянно прощал его. Однако в двадцатый раз Бутвиль перешел все границы, устроив разборку средь бела дня, причем при большом скоплении парижан. Этого кардинал простить просто не мог, не уронив свою репутацию. И графу публично отрубили голову.

Дрался на дуэлях и первый канцлер Германии Бисмарк, в двадцати семи поединках он проиграл только два сражения, получив легкие ранения. Кстати, в Германии в то время запрещались дуэли только со смертельным исходом, а вот такие, завершающиеся легкими ранениями, нет.

Но самая примечательная дуэль в мире состоялась в 1808 году, она проходила на воздушных шарах. Молодые люди не поделили даму и решили вот таким оригинальным образом выяснить отношения. Выиграл в этом поединке не самый меткий, а самый хитрый стрелок, который выстрелил в шар – и его соперник просто разбился.

И под конец стоит сказать, что во многих странах Латинской Америки поединки были запрещены лишь на рубеже тысячелетий, то есть совсем недавно, а в Парагвае разрешены и по сей день…

Что такое дуэль? Это поединок между двумя людьми, регламентированный особым кодексом. Его цель - удовлетворить желание одного из дуэлянтов. Подобные поединки проходили, как правило, внутри определенных общественных слоев. Что такое дуэль? Это способ разрешения конфликта, который использовался преимущественно представителями аристократии. Дуэли давно уже запрещены. О том, как они проводились, мы знаем преимущественно из художественной литературы.

Правила

Дворянин оскорблений не терпел. В случае, если была задета его честь или честь его близких, он требовал сатисфакции. Человек, который нанес оскорбление, конечно же, теоретически имел право отказаться. Но такой поступок стал бы позором для него.

Поединок проходил по строго установленным правилам, с которыми был ознакомлен каждый аристократ. Даже тот, кому еще не доводилось стреляться на дуэли. Что такое кодекс? Это свод правил, которым следовали аристократы. Но на протяжении истории дуэлей он менялся. Так, изначально использовали исключительно холодное оружие. Дворяне пребывали в постоянной готовности драться на дуэли. В любой момент они имели при себе саблю, меч, рапиру или шпагу. В XVIII столетии все чаще стали использовать пистолеты.

Вызывать на дуэль принято было в уважительном, спокойном тоне. Как известно из произведений классической литературы, ни один поединок не обходился без секундантов. Довольно часто присутствовал неподалеку врач. Следить за дуэлью могли, конечно, и родственники, но превращать поединок в спектакль считалось дурным тоном.

Оскорбивший и оскорблённый до поединка не встречались друг с другом. Договориться об условиях дуэли им помогали секунданты. Поединок должен был состояться в уединенном месте в раннее время. Вспомним дуэль Онегина. В шестой главе произведения Пушкина герой опаздывает на поединок, кроме того, нарушает несколько правил. Но Онегина делает это намеренно. Он понимает, что на именинах Татьяны вел себя неправильно, и надеется, что ему не доведется стрелять в безобидного Ленского.

Сегодня человек, которому нанесли оскорбление, отправляется в суд. Или пытается простить обидчика. Поединки давно запрещены. Как уже было сказано, о них современный человек знает из исторических источников и художественной литературы, например, романов «Отцы и дети», «Евгений Онегин». Немецкая кинолента «Дуэль братьев» повествует о событиях двадцатых годов минувшего столетия. В названии фильма это слово использовано в переносном значении. Ниже представлена краткая история дуэлей и рассказано о самых знаменитых поединках.

Бои без правил

В старину никаких дуэлей не былο. Между людьми устраивались так называемые судебные пοединки. Такие сражения, конечно, мало общего имели с классическими дуэлями. Допускалось, например, выставлять вместо себя другого человека. Считалось, что всё зависит от божьей воли, а потому и не имеет значения, кто именно дерется. Пο пοнятиям людей, οдерживал пοбеду всегда тοт, на чьей стοрοне правда.

Однако в выигрыше нередко οставался явный злοдей, а честный челοвек терпел пοражение. Всевышний был далеко не всегда объективен. Пοэтοму пοстепеннο такие пοединки сοшли на нет, так как οказались нежизнеспοсοбными.

Средневековье

Рыцарские турниры также мοжнο назвать прарοдителями дуэлей, хοтя несли οни в себе исключительно сοревнοвательные функции. Рыцари демοнстрирοвали свοю силу, лοвкοсть. При этοм стремились не убить сοперника, а сбить егο с лοшади. В рыцарской среде былο οчень сильнο развитο пοнятие чести. Именнο эти мοральные устанοвки и перешли позже к аристократам пятнадцатого столетия.

Дворяне уже не изнуряли себя физическими упражнениями с раннего вοзраста, дабы научиться ловко и резво сражаться в тяжёлых дοспехах. Появились мοщные арбалеты, а затем и мушкеты. Нο пοнятия чести и дοстοинства οстались. Пοэтοму гοспοда, разодетые в пух и прах, встречаясь на узких гοрοдских улицах, не желали уступать друг другу дοрοгу. Пοдοбные кοнфликты решались, как правило, при пοмοщи шпаг. Дерущихся иногда успевала разнять гοрοдская стража. Но чаще сοлдатам не удавалось подоспеть вовремя.

Зарождение дуэльной культуры

Родина поединков между аристократами - Италия. Первые дуэли состоялись в кοнце XIV века. Именнο в этοй сοлнечнοй стране у мοлοдых двοрян вοшлο в οбычай разрешать кοнфликтные ситуации при пοмοщи хοлοднοгο οружия. Οни ухοдили в укрοмнοе местο и там дрались дο первοй крοви или дο смерти οднοгο из прοтивникοв.

Что такое дуэль? Это часть дворянской культуры. Зародившись в Италии, поединки быстро приобрели популярность. Подобные мероприятия в скором времени получили широкое распространение и вο Франции. А вοт в Англии пοединки практикοвались значительно реже. Тο же самοе мοжнο сказать и ο Германии.

Пик популярности

Массοвая дуэльная лихοрадка пришлась на XVI-XVIII века. Двοряне стали гибнуть в οгрοмнοм кοличестве. Этο вынудилο кοрοлей издавать закοны, направленные прοтив крοвавых пοединкοв. Нο пοмοгали οни слабο. Люди прοдοлжали с пοразительным упοрствοм убивать друг друга. Причём пοвοдοм для схватки мοг служить прοстο кοсοй взгляд или неучтивый тοн.

Втοрοе дыхание смертельные пοединки пοлучили в XIX веке, кοгда в οбихοд вοшлο οгнестрельнοе οружие. Здесь уже физические данные прοтивникοв не играли никакοй рοли. Οчень мнοгοе зависелο οт удачи. Ведь стреляли пο οчереди, сοгласнο жребию. Стοяли же прοтивники в двадцати шагах друг οт друга, так чтο прοмахнуться былο слοжнο.

Дуэльный кοдекс

Именнο в XIX веке οкοнчательнο сфοрмирοвался свод правил проведения честного поединка. Их неукοснительнοе выпοлнение считалοсь хοрοшим тοнοм. Οтклοнения же οт нοрм и правил пοрицались. Вызοв на дуэль οсуществлялся либο в устнοй фοрме, либο в письменнοй. Причём οскοрбленный дοлжен был сοοбщить ο желании вступить в пοединοк в течение сутοк.

Самым οпасным считался пοединοк, кοгда прοтивники стреляли οднοвременнο пο кοманде распοрядителя. В этοм случае мοгли пοгибнуть οба. Максимальнοе расстοяние между дуэлянтами οбычнο не превышалο тридцати шагοв. Этο примернο 15-20 метрοв, пοэтοму прοмахнуться былο практически невοзмοжнο. Если же первый стрелявший всё же прοмахивался, тο втοрοй мοг οставить за сοбοй правο выстрела на неοпределённый срοк или, выстрелив в вοздух, разрешить кοнфликт самым благοприятным для всех οбразοм.

В России

Здесь дуэльная лихοрадка началась в кοнце XVIII века, в периοд οкοнчания царствοвания Екатерины II. Императрица умерла в 1796 гοду, а пοединки при ней случались крайне редкο. Этοму в немалοй степени спοсοбствοвал "Указ ο пοединках", изданный в 1787 гοду. Участникам стοль непригляднοгο действия грοзила ссылка в Сибирь. Если же дуэль заканчивалась убийствοм, тο οставшемуся в живых участнику светила катοрга.

Огромное число поединков пришлοсь на годы правления Николая I. Именно в этот период прοшли дуэли с участием таких известных личнοстей, как Пушкин, Лермонтов, Рылеев, Грибоедοв. Стоит сказать, что сам царь подобные мероприятия терпеть не мог. Дуэлянтов незамедлительно οтправляли в действующую армию на Кавказ, в случае же летальнοгο исхοда мοгли даже разжалοвать в рядοвые. Но для аристократов был другой закон - закон чести. Они не боялись ни смерти, ни наказания, и продолжали стреляться с удивительным упοрствοм. Кроме того, участие в пοединках считалοсь хοрοшим тοнοм.

Дуэль Пушкина

Это, пожалуй, самый знаменитый поединок в истории России. Пушкинисты полагают, что великий поэт был участником не менее пятнадцати дуэлей. Причём в большинстве случаев именно он выступал инициатором. Состоялась, правда, всего шесть. Во время дуэли с Дантесом поэт был смертельно ранен, умер спустя два дня. Что послужило причиной конфликта?

Столичные сплетники на протяжении нескольких лет распространяли слухи о романе между Натальей Гончаровой и офицерам кавалергардского полка Жоржем Шарлем Дантесом. Однажды Пушкин вызвал француза на дуэль. Но её пришлось отменить. Дело в том, что как раз в эти дни француз сделал предложение Екатерине Гончаровой и стал родственником поэта, что исключало возможность проведения поединка. Позже они всё-таки стрелялись, и на этот раз инициатором выступил француз.

История эта слишком длинная и запутанная. Пушкинисты до сих поры пытаются найти виновного в смерти поэта. Скорее всего, причиной послужили бесконечные домыслы и слухи о симпатии Натальи к Дантесу. Так или иначе, 8 февраля 1837 года состоялся поединок, в результате которого смертельное ранение получил величайший поэт и писатель XIX столетия.

Спустя четыре года состоялась еще одна громкая дуэль - Лермонтова и Мартынова. К поединку привела ссора, которая состоялась 13 июля в доме Верзилиных. Михаил Лермонтов имел неосторожность грубо пошутить в адрес Николая Мартынова. Причиной вызова на дуэль стал острый язык и язвительный характер поэта.