Дятел стучит острым клювом по старой березе. Дятел-труженик. Сказки озера Байкал. Соблюдение орфографических норм

Птицы зимой: детям про дятла

Часть 2. Детям о зимующих птицах. Познавательные рассказы, видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

Птицы зимой: детям о дятле

Загадки о дятле. Откуда у дятла красная шапочка?

Отгадай загадку.

Почему ты решил, что это дятел? А может быть это дровосек? Ведь у дровосека тоже может быть черный жилет и красный берет, да и дровосек в лесу часто бывает и стучит топором? (Здесь использован прием преднамеренной ошибки взрослого, который помогает научить детей доказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждающие свое мнение. И поэтому важно обратить внимание малыша на существенные признаки, указанные в загадке – нос как топор, хвост как упор, лечит деревья. При отгадывании любых загадок очень важно учить детей выделять в тексте загадки главные и второстепенные признаки, а не просто запоминать отгадки к ним)

Посмотри на фотографию дятла. Как узнать дятла, если ты встретишь его в лесу или в парке? Да! Мы легко узнаем дятла по красному беретику на головке и по черному жилету (покажите на картинке эти особенности внешнего вида дятла) Какие у дятла крылья, хвост, лапки, голова? (На голове красная шапочка, есть красные штанишки. На спинке у дятла черный жилетик, а грудка у дятла беленькая). Самцы дятла носят на голове красную шапочку, а самочки дятла ходят без шапочки. У них голова черная.

А ты знаешь историю о том, откуда у дятла эта красная шапочка? Кто ему ее подарил? Нет? Тогда послушай старинную сказку о дятле в мультфильме «Таежная сказка»

После просмотра поговорите с малышом о сказке.

  1. Как лиса смогла обмануть росомаху?
  2. Как дятел помог росомахам?
  3. Как он лису обхитрил?
  4. Почему о дятле в мультике говорится – «мал, да удал»?
  5. О каких еще героях сказок можно так сказать – «мал да удал» (вспомните сказки и мультфильмы, которые знакомы Вашему малышу — Жихарка, Мальчик-с-пальчик и др.)
  6. Кто из персонажей сказки понравился? Чем он понравился?
  7. А кто не понравился и почему?

Раскраска для детей. Дятел

Раскрась дятла – наряди его в его одежду. Раскрась и жилетик, и беретик, и штанишки. Чтобы правильно раскрасить дятла, нужно хорошо запомнить, как выглядит эта птичка.

Птицы зимой: лесной доктор

Дятла называют «лесной доктор». Он не только очень красивая птичка, но и очень полезная. Знаешь, почему? Кого он лечит в лесу?

У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. Вот какой клюв (покажите на фото)!

А еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели. (Покажите ребенку палочку, полоску бумаги или карандаш длиной 13-15 см и скажите, что именно такой длины язык дятлов и вот как далеко они могут высунуть его, чтобы достать насекомых из-под коры). А у нас с Вами так далеко высунуть язык не получается!

Когда дятел долбит клювом деревья, он упирается на свой хвост. И поэтому хвост у него очень сильный.


Я доктор знаменитый, все тайны мне открыты!
Тук-тук, тук-тук. Я – лесу лучший друг.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Деревья, не болейте!
Деревья, зеленейте! (В. Кикта)

Рассказы о дятле для детей

Прочитайте малышу рассказы о дятле-докторе леса

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает. (К. Д. Ушинский Дятел)

Поиграйте с малышом в игру «Угадай словечко». Перечитайте еще раз этот рассказ, предупредив ребенка о том, что нужно его получше запомнить – ведь мы будем играть в игру! В игре «Угадай слово» Вы начинаете фразу, а ребенок договаривает-угадывает последнее слово в рифму из текста рассказа. Можете подсказать жестом это слово или подсказать первый слог – пусть малыш попробует его угадать. Например:

  • Черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком … ? («упирается» – договаривает малыш), носом постукивает – мурашей да козявок…? («выпугивает») и т.д.
  • Кругом ствола пробежит, никого не… ? («проглядит»)
  • Испугались мураши – эти порядки не…? («хороши»)

Рассказ «Дятел» можно инсценировать с группой детей. Один из ребятишек – дятел, второй – автор-писатель, а все остальные дети – мураши да жучки. Ребенок в роли писателя пересказывает текст, а все участники игры изображают действия героев – дятел летает вокруг дерева, садится на него, обходит вокруг дерева. Жучки да мураши прячутся, и из своих укрытий говорят: «Эти нам порядки не хороши» (здесь можно потренироваться говорить эти слова из рассказа с разной интонацией – с упреком, жалостливо, испуганно, возмущенно).

А вот еще один интересный рассказ о дятле для малышей — о том, как мама и папа-дятел учат своих маленьких птенцов искать насекомых. Вот как они это делают!

Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь! Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел. Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызёт! У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу польза. (Е. Чарушин. Дятлы с птенцами)

Спросите ребенка:

  • Как птенец узнает, что в дереве живет вредный жучок-короед?
  • Как этого жучка можно достать из-под коры?
  • Почему от этого лесу будет польза?

Покажите ребенку на картинке птенца дятла. Предложите малышу рассказать этому птенцу, как надо добывать жучков себе на обед. Как говорят мама и папа своим птенцам? (перечитайте еще раз слова из рассказа)

Чистоговорки о дятле

  • Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)
  • Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)
  • Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит.

Попробуйте вместе с малышом сказать читоговорку очень медленно и четко (медленно как ее бы произносила Черепаха Тортилла – можете назвать другие аналогичные персонажи из сказок), потом быстрее (как Мальвина), еще быстрее (как Буратино) и совсем быстро (как Торопыжка). Затем снова говорим медленнее. Так мы научим малыша умению сознательно регулировать темп своей речи и будем развивать у него дикцию.

Удобнее всего отхлопывать или отстукивать ритм, в котором нужно говорить слова чистоговорки. Можно изображать одной рукой клюв дятла (соединить все пальчики вместе в щепотку), а другую руку поставить вертикально (это будет дуб). И стучать «клювом» по «дубу»-ладошке в ритм чистоговорки в заданном темпе.

Скороговорки о дятле

Поиграйте с ребенком в скороговорки. Да-да! В скороговорки нужно именно играть! Попробуйте говорить их не только в разном темпе, но и с разными интонациями и угадывать эту интонацию. Произносить можно радостно, грустно, восхищенно, удивленно, испуганно, раздраженно, устало и еще многими интонациями. А заодно мы будем развивать дикцию малыша, интонационную выразительность его речи и обогащать словарь прилагательными, которые обозначают эмоциональное состояние человека.

Скороговорки о дятле для игры «Угадай интонацию»:

  • Скороговорка 1. Дятел дуб долбил да недодолбил.
  • Скороговорка 2. Дятел и дуб продалбливает.

Давайте поиграем! Пальчиковая гимнастика для детей «Дятел»

Вариант 1. Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки — это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» — пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

Вариант 2. Предложите малышу положить кисть руки на небольшой мячик ладошкой вниз (мячик должен быть размером с небольшое яблоко или с крупный мандарин). Центр ладошки находится на мячике (яблоке), а пальчики «стоят», касаясь кончиками поверхности стола (положение руки похоже на положение руки пианиста).

Все пальчики – это деревья. Они должны быть неподвижными. А один пальчик – дятел. Этот пальчик стучит по столу в ритм стихотворению. Например, указательный пальчик стучит в ритм по столу, а все остальные стоят. Затем средний пальчик стучит, а все остальные стоят неподвижно и т.д., меняя пальчики. Если у ребенка двигаются все пальчики одновременно, то можно в шутку сказать: «Ой, деревья куда-то побежали! А ты, Машенька, их держи, чтобы всё было в порядке – и деревья на месте остались, и дятел поработал – постучал клювиком»

Когда ребенок освоится с упражнением, можно его делать без предмета под ладошкой. Для упражнения можно использовать чистоговорки, данные выше. Или небольшие стихи для малышей:

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук!
Целый день в лесу стоит:
Тук-тук-тук!

Дятел, Дятел — Наш приятель
Дуб долбит, Как долотом.
Помоги нам, Дядя дятел,
Для скворцов Построить дом.

Что едят птицы зимой? Любимое зимнее лакомство

Наверное, ты очень любишь лакомиться сладкими конфетами? А еще какие лакомства ты любишь (пирожные, мороженое, зефир, мармелад? А ты знаешь, какое самое главное лакомство для дятлов и многих других лесных птиц зимой? Для них это угощение такая же радость как для нас с тобой целый пакет конфет! Что же это такое? (Выслушайте предположения малыша и предложите ему узнать ответ на этот вопрос из рассказа «Шишка» Николая Сладкова).

Еловая шишка для обитателей леса все равно что для нас с вами кулек с конфетами. Вот каждый и старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от такого рвения даже носы набок сворачивают! У клестиных птенцов носы как носы, прямые, как и у всех других птиц. А как начнут сами носами шишки-кульки разворачивать, чешуйки на них отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем — не носы, а какие-то кривозубцы! Дятел ради вкусных семян даже особый станок-зажим изобрел: заклинивает шишку в щель и долбит. Дятел-долбонос. Белка берет шишку в лапки и «распаковывает» зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой и достает семена. Попадается шишка смоленая, так у нее даже губы слипаются! Но шишку все равно не бросит, до семечка вышелушит. Ну а те, кому самим с шишкой не справиться, ждут, когда шишки весной раскроются. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят семена-вертолетики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на угощение! Все угощению рады — Шишкиным семенам.

А это- «кузница дятла», в которой он лакомится шишками. Затолкнет дятел шишку в щель или в трещину коры и давай клевать! Дятел – птичка аккуратная, все семена выклюет, не разбросает! А пустую шишку сбросит на землю, и за следующей полетит. За день дятел так может склевать 70 шишек! Если гуляешь в лесу и увидишь, что под деревом лежат чешуйки от шишки или целая куча пустых шишек, то значит, кузница дятла где-то рядом. «Тук-тук-тук» да «тук-тук-тук»- Раздается громкий стук. Дятел шишку шелушит. Съест семян – и будет сыт. А если в распотрошенных дятлом шишках что-то осталось, что другие птицы подбирают – целая столовая для птиц зимой! Вот что однажды приключилось с дятлом на его «кузнице».

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой (М.Пришвин).

  • Как бы ты назвал этот рассказ (напомните ребенку, что из названия должно быть понятно, о чем в нем говорится)?
  • Что делает дятел в своей мастерской — кузнице?
  • Какое горе было у дятла? Почему он не смог сразу сбросить старую шишку? Что он придумал?
  • Какой дятел в этом рассказе – похвали его.(Дятел умный, находчивый, смекалистый, деловой, бодрый, догадливый, трудолюбивый, сообразительный, изобретательный, старательный, работящий) Почему автор назвал его умным? Почему о дятле говорят, что он трудолюбивый и деловой?

Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
Дятел в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Речевая логическая задача

Вариант 1. Полезная ли птица дятел?

Отец с маленьким сыном идут по лесу, прислушиваются и присматриваются к лесной жизни. Вот рябчик прямо из-под ног выпорхнул, даже испугал. Вот птичка запела- заслушаешься. И вдруг… знакомый стук. Дятел! На одном дереве поработал, на другом, на третьем. Сын у отца и спрашивает: «Как же так? Говорят, что дятел - полезная птица, а он вон сколько деревьев испортил». (по Ю. Дмитриеву)

Вариант 2. Почему живая роща стала мертвой?

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу. — Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь! И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник. (по Н. Сладкову)

Какую ошибку допустили эти мальчики, что они не знали? Почему этого мальчика назвали Жалейкиным? Что произойдет с лесом, если в нем исчезнут дятлы?

Сказки о птицах. Дятел

Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».

Дятел-труженик. Сказки озера Байкал

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.

Кукушка пуще всех сердится: - Покою от тебя нет, дятел, - стучишь, стучишь!

Голова болит от твоего стука, - жалуется кедровка.

Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, - с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: - Как! Ты нас спасаешь? - Смотрите, какой хвастун! - Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь - птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: - Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: - Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!

За ней кедровка: - Хвалю, приятель. Давай - стучи, стучи.

Тук-тук - хороший звук! - громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня. Они славили труженика (А. Тороев. Перевод с бурятского — И. Ким).

Вопросы для детей:

  • За что птицы ругали дятла?
  • Почему в конце сказки они стали его хвалить?
  • Почему дятла называют «тружеником»? Есть ли еще звери или птицы, которых можно назвать «тружениками»? (Вспомните о труженицах — пчелах, муравьях и других известных малышу представителях животного мира)

Какие бывают дятлы? Познавательная сказка для детей

Оказывается, дятлы бывают разные. Предлагаю послушать познавательную сказку о дятле для детей Владимира Зотова.

Загадки о дятле

Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)

  • По сосне, как в барабан,
    Застучал в лесу … (это загадка — обманка. Не баран и не кабан, а дятел!)
  • Кто в берете ярко-красном,
  • В черной курточке атласной?
  • На меня он не глядит,
  • Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот и закончилась наша встреча с дятлом на «Родной тропинке». Надеюсь, что она была интересной и познавательной для Вас и Ваших детей.

Презентация для детей «Дятел и другие зимующие птицы»

Картинки к этой статье в хорошем качестве и разрешении для занятий с детьми Вы можете бесплатно или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы». Смотрите раздел группы «Документы» под видеозаписями сообщества.

В следующих статьях Вы узнаете о других зимующих птицах, познакомитесь с новыми сказками и играми для малышей на эту тему.

ВПР-2016 РУ-5

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

Вариант 3

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(На)больш..м дер..ве аисты свили гн..здо. Один аист поги(б/п). Пришлось другому к..рмить пт..нцов одному. Ж..вётся им трудно гол..дно. Аистята всё время прос..т есть. (Из)гн..зда так и торчат голо(в/ф)ки слабых малышей. Как помочь птицам (не)погибнуть

Шли (с)реч..к.. ребята (с)уловом. Мальчик снял (со)свя(з/с)ки маленьк.. ры(б/п)ку и прот..нул (на)шесте прямо аисту (в)клюв. Аистята испугались попятились. Опас..ность! Но один малыш.. рискнул схв..тил рыбу и с..ел. Мальчик опять поднял шест. И другой птен..чик расхр..брился.

Теперь каждое утро лов..т ребята ры(б/к)у для аистят.

2. Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

3. Разберите данное ниже слово по составу.

клювиком

4. Над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является.

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.

5. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются .

Задание 1

Баллы

На большом дереве аисты свили гнездо. Один аист погиб. Пришлось другому кормить птенцов одному. Живётся им трудно, голодно. Аистята всё время просят есть. Из гнезда так и торчат головки слабых малышей. Как помочь птицам не погибнуть?

Шли с речки ребята с уловом. Мальчик снял со связки маленькую рыбку и протянул на шесте прямо аисту в клюв. Аистята испугались, попятились. Опасность! Но один малыш рискнул, схватил рыбу и съел. Мальчик опять поднял шест. И другой птенчик расхрабрился.

Теперь каждое утро ловят ребята рыбку для аистят.

(84 слова)

(По мотивам рассказов Г. Скребицкого и В. Чаплиной «Про птиц и зверей»)

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок,

восстановлении слитного и раздельного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений).

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено одно-два исправления

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено три и более исправлений

Максимальный балл

Задание 2

Баллы

В правильном ответе должно быть выписано слово берёзе

Выписано правильное слово

Выписано несколько слов, в числе которых правильное.

ИЛИ Выписано неправильное слово.

ИЛИ Слово не выписано

Максимальный балл

Задание 3

Баллы

Правильный разбор слова по составу: клюв – ик − ом

Разбор выполнен верно

Разбор выполнен неверно.

ИЛИ Разбор не выполнен

Максимальный балл

Задание 4

Баллы

Верное обозначение частей речи в предложении:

сущ. глаг. прил. сущ. предл. прил. сущ.

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 5

Баллы

Правильный ответ:

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.

Грамматическая основа подчёркнута верно

Грамматическая основа подчёркнута неверно.

ИЛИ Грамматическая основа подчёркнута неполно.

ИЛИ Грамматическая основа не подчёркнута

Максимальный балл

диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

Общий балл

Среди всех дятлов средней полосы России, этот – настоящий трудяга. Средних размеров, стройный, с бодрым и звонким голосом. Его размеренное негромкое постукивание будет, наверное, первым звуком, который вы услышите в зимнем лесу. Большой пёстрый, или просто, пёстрый дятел – самый распространённый и многочисленный из всего семейства в нашей стране.

Дятел на макушке ели. Рисунок Алексея Субботина

Глава 1. Дятел-барабанщик

После однообразной зимней жизни осёдлых наших птиц, заметное оживление в их жизни наступает с приходом весны. Весна нашего дятла начинается с барабанной дроби. «Барабан» дятла - это пустотелый участок дерева, сухой крепкий сук, способный резонировать, жёсткая щепа, на вершине излома ствола и тому подобное.

Вцепившись в «музыкальный» сук, упершись на хвост, дятел быстро-быстро ударяет по нему клювом, рождая знаменитую дробь, раскатывающуюся по всему лесу. Часто барабанами для современного дятла служат различные промышленные конструкции, шиферные крыши и деревянные опоры ЛЭП.

Дробь пёстрого дятла можно слышать с середины февраля, если стоят погожие солнечные дни. Наибольший пик активности приходится на март-апрель. Ведь дробь для любого дятла - это эквивалент птичьей песни, предупреждение о занятости территории.

Барабанят, как самцы, так и самки. При появлении на гнездовом участке незваного чужака, учиняются жестокие разборки, сопровождаемые резкими, скрипучими голосами. «Барабанящая» активность пёстрых дятлов снижается в начале июня, но даже в июле изредка можно слышать их «песню».

А однажды, барабанную дробь дятла я услыхал 24 ноября, когда лес уже был покрыт снегом. Что надоумило его «петь» глубокой осенью, непонятно.

Глава 2. Дятел-кольцеватель

Весной, с приходом тепла начинается активное сокодвижение у деревьев. Берёзовый сок известен всем. И мы не единственные любители этого сладковатого натурального продукта.

Пёстрые дятлы приспособились к добыче берёзового сока. Для этого они стали кольцевать берёзы, образуя хорошо известные, «дятловы кольца».

Кольцуют они и липы, и осины, но берёза - их любимое дерево. Садясь на южную, освещённую солнцем сторону молодой берёзы, пёстрый дятел пробивает в коре ряд узких отверстий, а точнее, вертикально расположенных сквозных щёлочек -следов кончика клюва, через которые слизывает вытекающий сок. Кольцевать деревья могут и белоспинные дятлы.

Глава 3. Дятел-плотник

Начало апреля. Брачная дробь дятлов разносится по всему весеннему лесу. А нашему герою пришло время заняться самым главным своим ремеслом. Теперь его клюв превращается в долото. Пришла пора выдалбливания дупла.

Выдалбливание дупла у дятлов - всё равно, что постройка гнезда у других птиц. Этому не учатся младшие у старших, это заложено инстинктом. Подавляющее большинство гнездовых дупел пёстрые дятлы средней полосы устраивают в стволах спелых живых осин, обычно на высоте 4 - 7 метров.

Само гнездо имеет глубину до 30 см, при ширине, около 15. Ровно пробитый леток - круглой формы и составляет в диаметре - 4,5-5,5 см. Выстилки в гнезде не бывает, яйца кладутся прямо на труху. Каждый год дятел делает новое дупло.

16 мая 2015 года я нашёл жилое гнездо пёстрого дятла, расположенное в осине, на высоте примерно 7 метров.

Новые дупла дятлов нетрудно отыскать по свежей гнездовой щепе, хорошо заметной на тёмной лесной подстилке. Опилки из гнезда большого пёстрого дятла маленькие, короткие, но толстые, по длине могут варьировать от 8 до 30, ширине, от 2 до 12 мм; в среднем, 15х7 мм.

Глава 4. Дятел-разбойник

Есть одно время в году, когда большой пёстрый дятел сходит с честного пути и выходит на большую дорогу. Оговорюсь сразу, эта разбойничья черта присуща не всем птицам. В мае-июне, во время выкармливания птенцов, дятел переключается исключительно на беспозвоночных, которых собирает с деревьев. Но некоторые особи заходят ещё дальше, в буквальном смысле становясь палачами.

Выкармливая потомство, пёстрый дятел способен разорять гнёзда более мелких лесных птиц, уничтожая, как яйца, так и птенцов, при этом, у него могут иметься специальные разделочные столики.

Есть описание, как самец этого вида полностью уничтожил недавно вылупившихся птенцов серой мухоловки, а в другом случае разорил гнездо дрозда-белобровика. Лотки гнёзд обоих пострадавших были сильно выщипаны.

Птичьи яйца дятел также утаскивает из гнёзд, где вставив в древесную трещину, выпивает содержимое. Хищнические наклонности пёстрого дятла не носят массового характера и скорее являются исключительным фактом. Они пропадают, как только заканчивается гнездовой период.

Глава 5. Дятел-кузнец

Несмотря на свои хищнические привычки, большие пёстрые дятлы - вегетарианцы. Начиная с конца июля наш дятел переходит на питание семенами хвойных деревьев, которые являются для него главнейшим кормом в течение десяти месяцев в году (кроме гнездового периода в мае-июне). Летом шишки хвойных не являются единственным кормом пёстрого дятла, но уже с поздней осени и особенно всю зиму и в начале весны, играют исключительную роль в его питании.

Порядок работы с шишками у пёстрого дятла стандартен: сосновую либо еловую шишку птица вставляет в расщелину в стволе, развилку или специально продолбленную нишу. Это приспособление называется «кузницей».

Разбивая клювом, отгибая чешуйки, дятел легко достаёт маслянистые семена. Использовав шишку, хоть и не полностью, он улетает за новой. После этого возвращается на «кузницу», вышвыривает старую шишку и, вставив на то же место свежую, начинает работать над ней.

Наблюдения показали, что время, за которое дятел обрабатывал каждую шишку, составляло, в среднем, 3 минуты. За 35 минут самка обработала 10 сосновых шишек. Её «кузница» размещалась в коротком и толстом, мёртвом сучке живой сосны, на высоте 7-8 м.

На территории каждого зимующего дятла обычно имеется несколько «кузниц», которые он регулярно меняет. В середине апреля 2015 года я наблюдал за самкой пёстрого дятла, «кузница» которой была устроена на высоте 10 метров в высохшем сучке живой осины.

Не дальше, чем в 30-40 метрах от этой главной «кузницы» у неё имелось ещё около пяти запасных. Кузницы устраиваются не только на деревьях, нередко дятлы в этих целях пользуются деревянными электрическими столбами.

Приведу два интересных примера из моей практики, касающихся дятловых «кузниц».

Март 2014 г. Расположившись на привал в группе сосен на краю лесного болота, в процессе короткого осмотра местности я нашёл типичную «кузницу». Дятел выбивал семена из сосновых шишек, где-то в верхней части ствола давно высохшей сосны.

Поразило количество использованных шишек под деревом. На некоторых участках лесной подстилки и покрывающего её снега шишки лежали сплошной массой. Их было тысячи и тысячи! Неужели один дятел способен на такое в течение одного сезона? Скажу только одно, подобного на моей практике не было.

В 1991 году мной впервые была обнаружена «кузница» пёстрого дятла, устроенная на сухой макушке живой сосны, на высоте 10-12 м. На момент написания этого очерка (2015 г) она всё ещё функционирует. Больше двадцати лет! И, главное, давно отмершей, сухой вершине сосны ничего не делается.

Видимо, меняются только дятлы. Ощущение такое, что «кузница» передаётся по наследству, из поколения в поколение. Шишек здесь, под деревом, правда, не всегда так много, максимум, несколько сотен. Но это самая древняя «кузница» на моей памяти, работающая и по сей день.

Шишки из «кузницы» дятла всегда узнаваемы. Если сброшенные клестами еловые шишки раскиданы под елями, то, обработанных дятлом, за редким исключением, под ними не найдёшь. Сорвав шишку, дятел уносит её на другое дерево.

А потому, если россыпь еловых или сосновых шишек найдена под осиной, или козьей ивой, знайте, это следы работы именно большого пёстрого дятла.

Обработанная дятлом любая шишка имеет потрёпанный, или взъерошенный вид, чешуйки порваны или сильно отогнуты. После клестов-еловиков шишки с виду целёхонькие, нетронутые, но на некоторых чешуйках видны узкие продольные прорези, а черешок шишки всегда несёт несколько хвоинок. Кроме шишек пёстрые дятлы в урожайные годы кормятся и орехами лещины, разбивая их, как на «кузницах». Под такими «разделочными столиками», можно найти раскиданную скорлупу.

Похожие следы кормёжки оставляет белка, только она сначала разгрызает орех, оставляя на прочной скорлупе следы резцов, а дятел именно раскалывает её, оставляя узкие пробоины - следы от клюва.

Все проявления ремёсел большого пёстрого дятла отражены в следах его пребывания в дикой природе. Если зайти в лес и внимательно осмотреться, можно найти прямые улики его трудовой жизни.

Окольцованные по весне берёзы, гнездовые дупла, скорлупа расколотых осенью орехов, разбитые за зиму шишки хвойных деревьев - следы деятельности пёстрого дятла во все сезоны года, лишний раз иллюстрирующие его высокую экологическую пластичность и процветание, как вида, в своей естественной среде обитания - смешанных лесах средней полосы России.

Контрольная работа по теме: «Глагол»

Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Хороши русские снежные зимы! Глубокие на со…нце св…ркают сугробы. Скрылись 3 подо льдом малые и большие реки. Под снежной шубой наб…рает силу отдыха…т земля. Жизнью полнит (?)ся лес. Вот пр…стучал на сухом дереве дятел. По всему лесу отбивают дробь лесные барабан(?)щики 4 . С шумом пролетит рябчик 1 или п…дним…тся из снежной пыли глухарь. Стайка весёлых клестов с приятным свистом расселась на ветках ели и умолкла. Стоишь и любуешься как ловко они выб…рают семена из шишек. С суч(?)ка на сучок перелета…т 2 шустрая белоч(?)ка. Пискнула т…хонько лесная мышь пробежала по снегу скрылась под пнём в сугробе.

Грамматическое задание:

  1. Выполнить задания в тексте.

II. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1). Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2). Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3). Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4). В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

III. Над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является. Выпишите, какие части речи не встретились в предложении.

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.