Единый орфографический режим в начальной школе. Требования, предъявляемые к рабочим тетрадям

Непременным атрибутом при работе за классическим измерительным стендом является Рабочая тетрадь , в которую экспериментатор заносит показания приборов. В программе эта возможность также реализована. Рабочая тетрадь открывается в отдельном окне с помощью команд меню или кнопок панели управления. Онапредназначена для ведения текущих записей результатов измерений, расчетов, построенных на полученных результатах, и построения графиков. Все данные рабочей тетради хранятся в базе данных. База данных – это файл с расширением *.mdb, расположенный в папке «Data ». Каждой рабочей тетради соответствует свой файл с уникальным названием, рисунок 19

Рабочая тетрадь состоит из трех связанных частей:

Таблицы – в ней сосредоточены значения измеряемых величин и результаты расчетов, полученных из измеренных данных;

Формулы – здесь располагаются формулы, необходимые для расчетов; их можно добавлять, удалять и редактировать;

Графики – здесь сосредоточены графики, построенные как по измеренным данным, так и по результатам расчетов; их также можно добавлять, удалять и редактировать.

Переключаться между частями рабочей тетради можно при помощи ярлычков, расположенных в верхней части окна.

5.1 Таблицы.В этой части рабочей тетради в первую очередь представлены значения измеряемых величин и расчетных величин, полученных на основе измеряемых, рисунок 20. Эти значения оформлены в виде таблицы, расположенной в нижней части окна. Изменить эти данные нельзя, их можно только просматривать. Одна таблица соответствует одному измерению. Под измерением понимается один эксперимент, в котором получены одна или несколько строк с данными, позволяющими рассчитать нужные Вам величины или построить нужные Вам зависимости.

Выше таблицы с результатами располагается информационная область, в которой представлены:

· название объекта исследований;

· параметры объекта исследований;

· номер схемы измерений, с помощью которой получены экспериментальные данные.

В левой верхней части окна рабочей тетради имеется таблица с названием измерения и датой его проведения. С помощью «мыши» или стрелок клавиатуры можно перемещаться по уже имеющимся результатам. При этом в таблице результатов показываются измеренные и рассчитанные данные выбранного измерения.

Кнопка позволяет редактировать название измерения. При нажатии на нее появляется окно для ввода названия.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления измерениями, рисунок 21.

Новое – открывает новое измерение. В таблице появляется новая запись с названием по умолчанию и датой проведения измерения и включается режим редактирования названия – появляется окно ввода с названием.



Записать – записывает одну (или несколько, если включен характериограф) строку данных в таблицу рабочей тетради. Можно ограничиться записью одной строки и воспользоваться построителем выражений для расчетов. При переходе к другой части рабочей тетради («Формулы» или «Графики»), заканчивается запись данных в таблицу и кнопка «Записать» становится недоступной. Аналогичный эффект наблюдается при перемещении на другое измерение. Обратите внимание, при проведении записи в схемах №1 и №3, пока запись не закончена, невозможно переключиться между схемами измерений.

Удалить – удаляет все измерение вместе со связанными с ним формулами.

5.2 Формулы.

В этой части рабочей тетради в первую очередь представлены выражения, с помощью которых производятся расчеты, рисунок 22.Выражения строятся на основе измеренных данных и уже существующих выражений. Список всех формул, доступных в данном измерении (под измерением понимается один эксперимент, в котором получены одна или несколько строк с данными), располагается в центральной части окна рабочей тетради, рисунок 22.

В первой колонке списка отображаются идентификаторы , которые могут быть использованы при построении новых выражений. Во второй колонке представлены собственно выражения, в третьей – результат расчета, в четвертой – размерность и в пятой – комментарии, позволяющие пояснить назначение данного выражения. В случае если идентификатор представляет собой экспериментальное значение, вместо выражения во второй колонке стоит слово «измерение».

Зеленым цветом выделены измеренные значения, коричневым – параметры образцов. Эти выражения изменить нельзя.

Если в формуле содержится ошибка, то строка в списке выделяется красным цветом. В формулах могут присутствовать только идентификаторы, расположенные выше по списку.

Выражения могут быть скалярными и векторными. В первом случае в выражении не содержится ни одного векторного идентификатора, оно имеет одно значение, которое и представлено в колонке результата. Если выражение векторное, это значит, что оно имеет несколько значений, которые отображаются в таблице, расположенной внизу окна рабочей тетради. В этом случае в колонке результата (третьей) ставится знак [...]. Все экспериментальные результаты – векторные. Если в формуле присутствует хоть один векторный идентификатор, то все выражение становится векторным.

Выражения могут быть локальными и глобальными. В первом случае выражение будет видно только в том измерении, для которого оно создавалось. Во втором – во всех измерениях. Глобальные выражения предназначены в первую очередь для констант, которые должны будут использоваться во многих расчетных формулах.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления формулами, рисунок 23

Кнопки панели управления реализуют следующие команды:

Новая – создает новую формулу. Обратите внимание, при нажатии на треугольник в правой части кнопки, появляется возможность выбрать вид новой формулы (локальная или глобальная).

Если нажать на всю кнопку (не на треугольник), то формула будет локальной.

Внимание! Выбрать вид формулы можно только в этом режиме, изменить его больше нельзя.

Редактировать – позволяет редактировать существующую формулу.

Удалить – удаляет формулу, отмеченную в таблице.

5.3 Графики.

В этой части рабочей тетради представлены графики, построенные как по измеренным данным, так и по результатам расчетов, рисунок 24

Каждый график может быть либо одной кривой, либо семейством кривых, зависящих от параметра.

В верхней части окна расположена область управления, позволяющая просматривать, добавлять, удалять и редактировать графики. В левой части области имеется таблица с названием графика. Именно это название будет отображаться в качестве заголовка. С помощью «мыши» или стрелок клавиатуры можно перемещаться по уже имеющимся графикам. При этом они отображаются в области построения.

Кнопка позволяет редактировать название графика. При нажатии на нее появляется окно для ввода названия.

В правой верхней части окна рабочей тетради находится панель управления графиками, рисунок 25.

Эти кнопки реализуют следующие команды:

Новый – открывает новый график. В таблице появляется новая запись с названием по умолчанию и включается режим редактирования названия – появляется окно ввода с названием.

Редактировать – позволяет редактировать график.

Удалить – удаляет график, отмеченный в таблице.

ФУНКЦИИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

рабочий тетрадь автомобиль двигатель

Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие.

Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.

Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.

Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.

Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.

Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.

Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки

ВИДЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.

Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради.

Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее.

Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.

В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:

· тетради для упражнений, или тренинговые тетради;

· тетради по графическому моделированию;

· семиотико-семантические тетради.

Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам.

Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради -- тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы.

Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОЧИМ ТЕТРАДЯМ

К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений.

Задача автора -- вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.

Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.

Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.

Полнота -- наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Целевая ориентация -- для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность -- достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.

123. Приведите примеры таблиц, которые вы использовали в школе, встречали в повседневной жизни.

Таблица умножения, расписание поездов, расписание уроков.

124. Укажите основные элементы структуры правильно оформленной таблицы.

125. Приведите пример таблицы типа «объекты - свойства».

126. Приведите пример таблицы типа «объекты – объекты - один».

127. На завтрак в школьной столовой приготовили блины с вареньем, пироги с капустой, оладьи со сметаной и пироги с вареньем. Лена, Аня, Ваня и Света выбрали разные блюда. Определите, какое блюдо выбрал каждый из ребят, если известно, что Лена и Аня – сладкоежки, а Ваня и Аня больше всего любят пироги.

128. Петя, Ваня и Саша учатся в одной начальной школе, но в разных классах. Петя перешёл в тот класс, в котором в прошлом году учился Саша. Через год Ваня перейдёт в тот класс, который в этом году закончит Петя. В каком классе учится каждый из мальчиков?

129. Три подруги вышли на прогулку в туфлях и платьях белого, зелёного и синего цветов. Известно, что только у Ани цвета платья и туфель совпадали. Ни туфли, ни платье Вали не были белыми. Наташа была в зелёных туфлях. Определите цвет платья и туфель на каждой из подруг.

130. Три молодых человека - Андрей, Бронислав и Борис. Один из них - аптекарь, другой - бухгалтер, третий - агроном. Один живёт в Бобруйске, другой - в Архангельске, третий - в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живёт и у кого какая профессия. Известно лишь, что:
1) Борис бывает в Бобруйске лишь наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе;
2) у двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена;
3) жена аптекаря доводится Борису младшей сестрой.


{reklama}
131. Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет. Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на географическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник - не на историческом. Леонид играет не на контрабасе. На каком инструменте играет Валерий и на каком факультете он учится?
Валерий учится на географическом факультете, он пианист.

132. Мини-исследование. В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учёбу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, активный отдых, сон и другое.
Самостоятельно.

133. В поезде едут пассажиры Иванов, Петров и Сидоров. Оказалось, что такие же фамилии у машиниста поезда, его помощника и у проводника. Известно, что:
1) пассажир Иванов живёт в Москве;
2) проводник живёт на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом;
3) пассажир - однофамилец проводника живёт в Санкт-Петербурге;
4) у пассажира, который живёт ближе к месту жительства проводника, чем другие пассажиры, вдвое больше детей, чем у проводника;
5) у пассажира Петрова трое детей;
6) Сидоров (из поездной бригады) недавно выиграл у машиниста партию на бильярде.
Какая фамилия у машиниста поезда?

Пассажир Иванов живёт в Москве, однофамилец проводника – в Санкт-Петербурге, проводник - между двумя этими городами. У пассажира, живущего там же, где и проводник, чётное число детей; значит, это не Петров, а Сидоров. Следовательно, фамилия проводника - Петров, а фамилия машиниста - Иванов.

1. Ознакомиться с п. 2-7 данных указаний, выполнить задание. Полученные результаты оформить в рабочей тетради.

2. На основании данных, представленных в задании и Указаниях к решению задачи, сформировать агрегированный баланс ОАО «Восход» за 2004 г. (табл. 3), дополнить баланс недостающими данными (дополняется студентом самостоятельно). Провести балансировку статей актива и пассива баланса (Актив = Пассив).

3. При выполнении п. З задания предусматривается:

Для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - выполнить построение прогнозного баланса;

Для специальности 060400 «Финансы и кредит» - выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс». Предварительно следует ознакомиться с Контрольным расчетом, представленным в п. 3 данных методических указаний. Необходимые дополнительные сведения о функционировании предприятия, представляемые в табл. 3.15., согласовать с выполняемым примером и сформированным агрегированным балансом.

4. Проанализировать имеющуюся информацию по возможно большему диапазону направлений (табл. 4).

6. Финансовый цикл и продолжительность одного оборота элементов оборотного капитала следует определить по данным табл. 6.

7. Дополнить нижеследующие выводы необходимой информацией.

1. Проведем анализ динамики прибыли предприятия ОАО «Восход». Для этого составим расчетную таблицу 2.

Рассчитаем валовую прибыль, как разницу между выручкой и себестоимостью, рассчитать абсолютное и относительное изменения валовой прибыли, полученные данные занесем в таблицу 2.стр. 3

Динамика всех показателей положительная, стоит отметить также положительный факт роста валовой прибыли.

Расчетный удельный вес себестоимости реальной продукции в 2003 г.-удельный вес = 350000/477000 = 73,29%, в 2004 г. удельный вес = 370000/535800 = 69,05%. Это говорит о снижении производственной затратоемкости продукции ОАО «Восход» или о качественном росте прибыли, а не количественном, что может говорить о повышении эффективности управления производством, внедрении нового оборудования и технологий.

Таблица 2.4 Динамический анализ прибыли

№ п/п Показатели 2003 г., руб. 2004 г., руб. Изменения
абс., руб. отн., %
11 Выручка от реализации продукции 477 500 535 800 58300 12,21
22 Себестоимость реализованной продукции 350 000 370 000 20000 5,7
33 Валовая прибыль 127500 165800 38300 30,04

2. Построим вспомогательную таблицу 3. и рассчитаем:

Чистый оборотный капитал по формуле: ЧОК=Дз+З+НП+Гп-Кз, данные запишем в стр. 6.

Коэффициент покрытия по формуле: Кп, = ,

Наблюдается положительная тенденция в динамике коэффициента ликвидности, что говорит об упрочнении финансового состояния предприятия.

Таблица 3. Анализ оборотного капитала

№№ п/п Показатели 2003 г., руб. 2004 г., руб. Изменения
абс., руб. отн., %
1 Дебиторская задолженность 80900 101250 20350 25,15
2 Запасы сырья и материалов 18700 25000 6300 33,69
3 Незавершенное производство 24100 28600 4500 18,67
4 Готовая продукция 58300 104200 45900 78,73
5 Кредиторская задолженность 19900 27050 7150 35,93
6 Чистый оборотный капитал 162100 232000 69900 43,12
7 Коэффициент покрытия 8,14 8,58 0,44 5,4

3. Рассмотрим условия вспомогательной таблицы 4. В случае ОАО «Восход» наблюдается замедление оборачиваемости капитала предприятия в ОА, что негативно складывается на увеличение суммы выручки.

2003 г.-500 дней

2004 г.-540 дней

Э = *Поб = 535000/360*(540-500) = 59520,

Такая сумма дополнительно приводится в оборот, если бы капитал в ОА оборачивался как в 2003 г. за 500 дней, то потребовалось иметь ОА на 59520 сумму меньше. Руководству предприятия необходимо уделить самое пристальное внимание управлению ДЗ предприятия, увеличение оборота продукции в 2004 г. по сравнению с 2003 г., т.е. ее замедлением, а так же несовпадение с оборачиваемостью КЗ, что опять-таки негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

Таблица 4. Анализ оборачиваемости оборотного капитала

№ п/п Показатели оборачиваемости 2003 г., дни 2004 г., дни Изменения абс.
1 Запасов сырья и материалов 44,88 49,15 4
2 Незавершенного производства 23,93 23,94 0
3 Запасов готовой продукции 59,97 101,38 41
4 Дебиторской задолженности 60,99 68,03 7
5 Кредиторской задолженности 40 44,3 4
6 Продолжительность оборота наличности 149,77 198,2 48,43

2.1. Понятие о стандартах ЕСКД . Если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы избежать этого, в СССР приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Стандарты ЕСКД - это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности. К конструкторским документам относят чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, некоторые текстовые документы и пр.

Стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, выпускаемой нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.

Каждому стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его регистрации.

Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием инженерной графики.

Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 г. под названием «Чертежи для всех видов машиностроения». В дальнейшем они заменялись новыми.

2.2. Форматы . Основная надпись чертежа. Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров.

Для экономного расходования бумаги, удобства хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает определенные форматы листов, которые обводят тонкой линией. В школе вы будете пользоваться форматом, размеры сторон которого 297X210 мм. Его обозначают А4.

Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле (рис. 18). Линии рамки - сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией, по которой обрезают листы. С левой стороны - на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей.

Рис. 18. Оформление листа формата А4

На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись (см. рис. 18). Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22X145 мм (рис. 19, а). Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 19, б.

Рис. 19. Основная надпись учебного чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них - только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной, и вдоль короткой стороны.

В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа.

Прежде чем начинать выполнение чертежа, лист прикладывают к чертежной доске. Для этого прикрепляют его одной кнопкой, например, в левом верхнем углу. Затем на доску кладут рейсшину и располагают верхний край листа параллельно ее кромке, как показано на рисунке 20. Прижав лист бумаги к доске, прикрепляют его кнопками сначала в правом нижнем углу, а затем в остальных углах.

Рис. 20. Подготовка листа к работе

Рамку и графы основной надписи выполняют сплошной толстой линией.

    Какие размеры имеет лист формата А4? На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии рамки чертежа? Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры. Рассмотрите рисунок 19 и перечислите, какие сведения в ней указывают.

2.3. Линии. При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет свое назначение.

Рис. 21. Линии чертежа

На рисунке 21 дано изображение детали, называемой валиком. Как видите, чертеж детали содержит разные линии. Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. На уроках технического и обслуживающего труда вы уже применяли различные линии. Вспомним их.

В заключение следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.

Сведения о линиях чертежа даны на первом форзаце.

  1. Каково назначение сплошной толстой основной линии?
  2. Какая линия называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?
  3. Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?
  4. В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?
  5. Какой линией показывают на развертке линию сгиба?

На рисунке 23 вы видите изображение детали. На нем цифрами 1,2 и т. д. отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради таблицу по данному образцу и заполните ее.

Рис. 23. Задание для упражнений

Графическая работа № 1

Приготовьте лист чертежной бумаги формата А4. Вычертите рамку и графы основной надписи по размерам, указанным на рисунке 19. Проведите различные линии, как показано на рисунке 24. Можно выбрать и другое расположение групп линий на листе.

Рис. 24. Задание к графической работе № 1

Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

2.4. Шрифты чертежные . Размеры букв и цифр чертежного шрифта. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом (рис. 25). Начертание букв и цифр чертежного шрифта устанавливается стандартом. Стандарт определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами и строчками.

Рис. 25. Надписи на чертежах

Пример построения одной из букв во вспомогательной сетке показан на рисунке 26.

Рис. 26. Пример построения буквы

Шрифт может быть как с наклоном (около 75°), так и без наклона.

Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 1,8 (не рекомендуется, но допускается); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер (h) шрифта принимается величина, определяемая высотой прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Высота буквы измеряется перпендикулярно к основанию строки. Нижние элементы букв Д, Ц, Щ и верхний элемент буквы Й выполняют за счет промежутков между строками.

Толщину (d) линии шрифта определяют в зависимости от высоты шрифта. Она равна 0,1h;. Ширину (g) буквы выбирают равной 0,6h или 6d. Ширина букв А, Д, Ж, М, Ф, X, Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ю больше этой величины на 1 или 2d (включая нижние и верхние элементы), а ширина букв Г, 3, С меньше на d.

Высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера шрифта. Так, высота строчных букв размера 10 равна 7, размера 7 равна 5 и т. д. Верхние и нижние элементы строчных букв выполняются за счет расстояний между строками и выходят за строку на 3d. Ширина большинства строчных букв равна 5d. Ширина букв а, м, ц, ъ равна 6d, букв ж, т, ф, ш, щ, ы, ю - 7d, а букв з, с - 4d.

Расстояние между буквами и цифрами в словах принимают равным 0,2h или 2d, между словами и числами -0,6h или 6d. Расстояние между нижними линейками строк берут равным 1,7h или 17d.

Стандарт устанавливает и другой тип шрифта - тип А, более узкий, чем только что рассмотренный.

Высота букв и цифр на чертежах, выполненных в карандаше, должна быть не менее 3,5 мм.

Начертание латинского алфавита по ГОСТу показано на рисунке 27.

Рис. 27. Латинский шрифт

Как писать чертежным шрифтом . Оформлять чертежи надписями надо аккуратно. Нечетко сделанные надписи или небрежно нанесенные цифры разных чисел могут быть неправильно поняты при чтении чертежа.

Чтобы научиться красиво писать чертежным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку (рис. 28). После овладения навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строки.

Рис. 28. Примеры выполнения надписей чертежным шрифтом

Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что буквы написаны правильно, обводят их мягким карандашом.

Для букв Г, Д, И, Я, Л, М, П, Т, X, Ц, Ш, Щ можно провести только две вспомогательные линии на расстоянии, равном их высоте А.

Для букв Б, В, Е, Н. Р, У, Ч, Ъ, Ы, Ь. Я между двумя горизонтальными линиями следует добавить посредине еще одну, но которой выполняют средние их элементы. А для букв 3, О, Ф, Ю проводят четыре линии, где средние линии указывают границы скруглений.

Для быстрого выполнения надписей чертежным шрифтом иногда пользуются различными трафаретами. Основную надпись вы будете заполнять шрифтом 3,5, название чертежа - шрифтом 7 или 5.

  1. Чему соответствует размер шрифта?
  2. Чему равна ширина прописных букв?
  3. Чему равна высота строчных букв размера 14? Чему равна их ширина?
  1. Выполните в рабочей тетради но заданию учителя несколько надписей. Можете, например, написать свою фамилию, имя, домашний адрес.
  2. Заполните основную надпись на листе графической работы № 1 следующим текстом: чертил (фамилия), проверил (фамилия учителя), школа, класс, чертеж № 1, название работы «Линии».

2.5. Как наносят размеры . Для определения величины изображенного изделия или какой-либо его части но чертежу на нем наносят размеры. Размеры разделяют на линейные и угловые. Линейные размеры характеризуют длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Угловой размер характеризует величину угла.

Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, но обозначение единицы измерения не наносят. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.

Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Правила нанесения размеров установлены стандартом. Некоторые из них вы уже знаете. Напомним их.

1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Для этого сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают (рис. 29, а). Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Какой должна быть стрелка, показано на рисунке 29, б. Выносные линии выходят за концы стрелок размерной линии на 1...5 мм. Выносные и размерные линии проводят сплошной тонкой линией. Над размерной линией, ближе к ее середине, наносят размерное число.

Рис. 29. Нанесение линейных размеров

2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Так, на рисунке 29, в сначала нанесен размер 5, а затем 26, чтобы выносные и размерные линии на чертеже не пересекались. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм.

3. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак - кружок, перечеркнутый линией (рис. 30). Если размерное число внутри окружности не помещается, его выносят за пределы окружности, как показано на рисунке 30, в и г. Аналогично поступают при нанесении размера прямолинейного отрезка (см. рис. 29, в).

Рис. 30. Нанесение размера окружностей

4. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут прописную латинскую букву R (рис. 31, а). Размерную линию для указания радиуса проводят, как правило, из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны, упирающейся в точку дуги окружности.

Рис. 31. Нанесение размеров дуг и угла

5. При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла (рис. 31, б).

6. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят знак "квадрата" (рис. 32). При этом высота знака равна высоте цифр.

Рис. 32. Нанесение размера квадрата

7. Если размерная линия расположена вертикально или наклонно, то размерные числа располагают, как показано на рисунках 29, в; 30; 31.

8. Если деталь имеет несколько одинаковых элементов, то на чертеже рекомендуется наносить размер лишь одного из них с указанием количества. Например, запись на чертеже «3 отв. 0 10» означает, что в детали имеются три одинаковых отверстия диаметром 10 мм.

9. При изображении плоских деталей в одной проекции толщина детали указывается, как показано на рисунке 29, в. Обратите внимание, что перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит латинская строчная буква 5.

10. Допускается подобным образом указывать и длину детали (рис. 33), но перед размерным числом в этом случае пишут латинскую букву l .

Рис. 33. Нанесение размера длины детали

  1. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?
  2. Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?
  3. Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? между размерными линиями?
  4. Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?
  5. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов?

Рис. 34. Задание для упражнений

  1. Перечертите в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение детали, данное на рисунке 34, увеличив его в 2 раза. Нанесите необходимые размеры, укажите толщину детали (она равна 4 мм).
  2. Начертите в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм. Нанесите их размеры. Начертите дуги окружности с радиусами 40, 30, 20 и 10 мм и нанесите размеры.

2.6. Масштабы . В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких - деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Изображения крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину имеющимися чертежными инструментами. Поэтому при вычерчивании больших деталей их изображение уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.

Масштаб - это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.

Масштаб уменьшения-1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина-1:1.
Масштаб увеличения-2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.

Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.

Масштабы записывают так: M1:1; M1:2; M5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.

Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре (рис. 35).

Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.

  1. Для чего служит масштаб?
  2. Что называется масштабом?
  3. Какие вам известны масштабы увеличения, установленные стандартом? Какие вам известны масштабы уменьшения?
  4. Что означают записи: М1:5; М1:1; М10:1?

Рис. 35. Чертеж прокладки, выполненный в различных масштабах

Графическая работа № 2
Чертеж «плоской детали»

Выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии (рис. 36). Нанесите размеры, укажите толщину детали (5 мм).

Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.

Указания к работе . На рисунке 36 дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить эскизно ее изображение на отдельном листе. Затем следует перейти к выполнению чертежа.

На листе формата А4 чертят рамку и выделяют место для основной надписи (22Х145 мм). Определяют центр рабочего поля чертежа и от него ведут построение изображения.

Вначале проводят оси симметрии, строят тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого размечают изображения прямоугольных элементов детали.

Рис. 36. Задания к графической работе № 2

Определив положение центров окружности и полуокружности, проводят их. Наносят размеры элементов и габаритные, т. е. наибольшие по длине и высоте, размеры детали, указывают ее толщину.

Обводят чертеж линиями, установленными стандартом: сначала - окружности, затем - горизонтальные и вертикальные прямые. Заполняют основную надпись и проверяют чертеж.