Есть ли у вас сформулированная жизненная цель. Правила формулирования цели. Инструменты достижения цели

– дело важное, поскольку влияет на эффективность человека в реализации своих намерений. А в профессиональной деятельности процесс постановки и формулировки цели становится делом еще и ответственным - от его результатов нередко зависит благополучие многих людей. Для того, чтобы вы чувствовали себя более уверенно в том, как поставить и , связанную со своей профессиональной деятельностью, приводим четкий и безотказный алгоритм действий.

В других статьях мы с вами обсудили из чего может состоять профессиональная цель . Рассмотрели, что желательно написать в графе цель резюме . Вы знаете, что конкретно можно и нужно сообщать . Кто-то уже подобрал подходящую для себя методику и конкретизировал свои личные и профессиональные интересы. У того, кто "дошел до конца", даже есть исходный ("сырой") вариант нужной цели. Остается ее подкорректировать, проверить и отшлифовать. О том, как это сделать, мы сейчас и расскажем. Если обо всем этом вы слышите в первый раз, не беспокойтесь - алгоритм формулировки цели приводится в полном, развернутом виде.

Для того, чтобы поставить и сформулировать цель, касающуюся своей профессиональной деятельности, необходимо сделать следующее.

1. Определить, какая именно цель вам нужна:

  • цель профессиональной деятельности, работы, поиска работы или трудоустройства

Если хотите узнать о том, для чего нужна, из чего состоит и чем отличается каждая из них, нажмите указанную ссылку и ваша любознательность приведет к необходимой информации.

2. Подготовить (определить, обобщить и конкретизировать) основные элементы своей цели. Для этого можно воспользоваться одной или несколькими из этих методик:

  • ставим цель, исследуя желания
  • ставим цель, выбираясь из кризиса (подходит для проф.цели и целей проф.деятельности),
  • ставим цель, заглядывая за проблемы (подходит для проф.цели и целей проф.деятельности),
  • ставим цель, исследуя трудовой опыт (подходит только для проф.цели),
  • ставим цель, используя образное мышление (подходит только для проф.цели).

3. Составить список элементов, которые вы подготовили к процессу формулировки своей цели.

  • Профессиональная цель – может состоять из 4 основных элементов (проблема/задача , результат решения задачи, средства/методы решения задачи, целевая группа ).
  • Цель профессиональной деятельности, работы, поиска работы или трудоустройства - может состоять из 5 основных элементов (4 элемента профессиональной цели, плюс личный выигрыш от профессиональной деятельности).
  • Цель резюме – может включать название интересующего рабочего места (вакансия, должность) и 1-2 наиболее значимых элемента цели профессиональной деятельности.

4. Проранжировать все элементы списка по степени значимости для вас.

5. Расположить в предварительной формулировке цели на первом месте тот элемент, который после ранжирования оказался самым значимым (важным, главным). Следом за ним поставить второй по значимости элемент, затем – третий по значимости и т.д.

6. Начать формулировку цели со слова, которое соответствует первому (наиболее важному, главному) элементу. Например.

  • Проблема (задача) – решение (или глагол, раскрывающий смысл планируемого действия)
  • Средство и методы – разработка, создание, внедрение, применение и т.п.
  • Результат – достижение (или существительное, раскрывающее смысл планируемого результата)
  • Целевая группа – содействие, помощь, поддержка, обеспечение и т.п. по смыслу.
  • Личный выигрыш - приобретение, получение, продвижение и т.п. по смыслу.

Если формулируете цель резюме, то на первое место выносите название интересующей вакансии, а уже второе и третье можете заполнять так, как здесь сказано.

7. Преобразовать число, время, падеж последующих элементов цели в соответствии с числом, временем, падежом и т.д. первого элемента. Проследить, чтобы формулировка каждого следующего элемента начиналась со слова, подобного тому, с которого началось описание первого элемента – либо глагола, либо существительного, либо прилагательного.

Например:
а) решение… путем применения…, ради достижения…и поддержки
б) решать…, применяя…, достигая, … и оказывая …

Имеет смысл составить несколько вариантов формулировки цели.

8. Из нескольких полученных формулировок выбрать те, читая которые вы отчетливо понимаете, что вам нужно сделать, чтобы достичь заявленного результата.

9. Протестировать выбранные формулировки. Попросить незаинтересованных людей (близких, знакомых, друзей, коллег) прочитать отобранные формулировки и рассказать в чем именно заключается работа человека, которому они принадлежат.

10. Признать лучшей ту формулировку, чтение которой у большинства людей вызвало такие ассоциации, которые максимально отражают вашу собственную картину своей профессиональной деятельности.


Когда вы осознали, чего хотите, не останавливайтесь, копните ещё глубже. Ваша ли это цель? Именно вы этого хотите? Может, этого хочет ваша мама, окружение или другие чужие голоса навязывают своё?

Вы уверены, что действительно этого хотите. Выбор и правильная постановка цели - половина дела и основа успешного исхода. Разберём критерии правильности.

Конкретность

Мало поставить цель «квартира». Надо максимально подробно расписать нюансы, иначе возможны разночтения. Квартира как бы появилась, есть, где жить, но она не ваша, вы не можете ей распоряжаться как вздумается. Эта квартира не того размера, не в том городе, это не квартира, а комната в коммуналке. Цель достигнута? Да. Это то, чего хотели? Нет.

Неправильная цель: квартира.

Правильная цель: трёхкомнатная квартира без обременений в центре Москвы в моей собственности.

Измеримость

Допустим, ваша цель - стать популярным блогером. Благодаря соцсетям есть простой и конкретный признак популярности - большое количество подписчиков. Если затрудняетесь определить для себя эту цифру, посмотрите, сколько подписчиков у человека, которого считаете популярным, возьмите это число в качестве ориентира.

Неправильная цель: хочу быть популярным.

Правильная цель: 5 000 подписчиков в Facebook.

Достижимость

Как говорил один начальник, проси невозможное, получишь максимум. Ставьте себе амбициозные цели, сердцем желайте прыгнуть выше головы, верьте в себя, а потом приземлитесь и учтите объективную реальность. Нет смысла ставить себе целью отрастить третью руку.

Неправильная цель: хочу, чтобы люди не болели раком.

Правильная цель: трудоустройство в организацию по борьбе с раком.

Значимость

Задайте себе вопрос «Зачем?». Повторяйте до тех пор, пока не придёте к ответу вроде «Это сделает меня счастливым», «Я почувствую удовлетворение», «Я реализуюсь как…». В конечном счёте большинство человеческих желаний сводятся к этим простым вещам. Поэтому не рекомендуется ставить целью некое количество денег. Деньги не цель, это средство достижения того, что принесёт радость, пользу, счастье.

Неправильная цель: хочу много денег, чтобы купить яхту.

Правильная цель: яхта.

Сроки

Срок - необходимый параметр для достижения цели. Без буйков кажется, что море времени бесконечно, но внезапно жизнь проходит. Приближающийся дедлайн стимулирует ускорение, поможет соотнести текущий прогресс и остаток времени.

Неправильная цель: хочу научиться рисовать.

Признак достижения цели

По какому признаку мы поймём, что цель «выйти замуж» достигнута? Появится официальный документ, подтверждающий это, - свидетельство о браке. Скажу крамольную мысль, но в достижении цели идём скорее не к самой цели, а к признаку её достижения. Без признака достижения цель перестаёт быть конкретной. Мало хотеть свою машину. Машина становится моей в тот момент, когда мою фамилию вписывают в паспорт транспортного средства.

Неправильный признак: автомобиль марки Dodge.

Правильный признак: ПТС на автомобиль марки Dodge.

Инструменты достижения цели

Обратный отсчёт

Пропишите ключевые этапы в порядке от последнего к первому. В этом поможет вопрос «Что нужно, чтобы..?» Определите ориентировочные сроки по каждому этапу, чтобы потом сверяться с планом.

Пример

Цель: октябрь 2019 года - новоселье в собственном доме, который построю.

  • Что нужно, чтобы отпраздновать новоселье в доме, который построю? Внутренняя отделка (сентябрь 2019 года).
  • Что нужно, чтобы появилась внутренняя отделка? Подвести коммуникации (май 2018 года).
  • Что нужно, чтобы провести коммуникации? Покрыть крышу (апрель 2018 года).
  • Что нужно, чтобы покрыть крышу? Возвести стены (март 2018 года).
  • Заложить фундамент (сентябрь 2017 года).
  • Выбрать подрядчика на строительство (июнь 2017 года).
  • Заказать проект (апрель 2017 года).
  • Найти архитектора (завтра).

Так приходим к первому шагу: завтра написать в соцсети пост и попросить рекомендовать архитектора.

Действие каждый день

Каждый день выполняйте хотя бы одно действие для достижения цели. Даже если сил хватает только на одну микрозадачу, пусть она будет сделана: штор, позвонить архитектору и обсудить дату встречи.

Создание среды

Заполните эфир. Подписывайтесь на тематические ресурсы, знакомьтесь и общайтесь с экспертами и опытными людьми, читайте, смотрите. Это способствует накоплению знаний, помогает не забывать о цели.

Идеально, если близкие люди поддерживают, подбадривают, помогают. Специалисты и опытные люди тоже могут оказывать моральную поддержку, не ограничиваясь только экспертизой.

Самонастройка

Способ для тех, кто не отрицает, что мысль материальна. Поместите себя в желаемый образ. Это может быть визуализация цели: кто-то рисует цель, кто-то делает коллажи из своих фотографий и фотографий цели. Кто-то практикует принцип «Живи, как будто достиг», моделирует и культивирует в себе ощущение, что обладает желаемым.

Что делать, если цель достигнута или не достигнута

Вне зависимости от результата проанализируйте его. Что мешало в достижении цели, что помогало? Что вдохновляло, что провоцировало прокрастинацию? Что нужно учесть или улучшить в следующий раз?

Анализ и корректировка:

  • Цель не достигнута в желаемый период. Пересмотрите сроки, скорректируйте их в соответствии с вводными данными.
  • Цель неактуальна. Возможно, изменились интересы, ценности, жизненная ситуация. Скорректируйте цель или откажитесь от неё.
  • Цель актуальна, но сменились приоритеты. Жизнь внесла коррективы в планы, внимания требуют другие вопросы. Пересмотрите цель и сроки.

Не сожалейте, не критикуйте себя, анализируйте, ищите причинно-следственные связи, делайте выводы. Принимайте ситуацию, которую невозможно изменить. Это будет проще, если на протяжении пути выкладываться полностью и получать удовольствие от процесса. Даже если что-то не получилось, вы как минимум отлично провели время. Что там дальше по списку?

Хорошо подготовленный проект должен быть грамотно разработан. Одним из ключевых элементов успешной разработки проекта является правильное формулирование его цели и задач.

Цель – это общее описание того, что должно быть сделано. Она отражает назначение проекта и его конечный результат. Итак, цель проекта является описанием ситуации, которая наступит, если проект будет реализован в соответствии с нашими планами. При этом надо понимать, что широко сформулированную цель обычно сложно достичь с помощью реализации только одного проекта, а можно добиться путем объединения усилий во многих проектах и программах. Обращаем ваше внимание, что программы Европейского Союза вместо термина «цель» используют понятие «общая цель проекта» (wider objective of the project).

Цель проекта определяется, учитывая те причины существующих проблем, которые необходимо устранить. Цель должна быть сформулирована без возражений, нужно ответить на вопрос, что вы хотите, вместо вопроса о том, чего вы не хотите. Формулировки целей не могут быть оценены количественно. Их главное назначение показать тип проблемы, с которым имеет дело проект. Цель проекта не обязательно должна быть одна. Целей может быть несколько, они могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными, но обязательно взаимосвязаными. От достижения краткосрочных целей, как правило, зависит достижение долгосрочной цели. Здесь вам пригодятся построенные ранее «Дерево проблем» и «Дерево целей».

Задачи – это поэтапные вехи, которые должны быть реализованы в ходе деятельности по реализации проекта. Совокупность решенных задач – это ожидаемый результат выполнения проекта, то есть достигнутая цель.
Программы Европейского Союза вместо термина «задача» оперируют понятием «конкретные цели проекта» (specific project objective/s). Задачи – это те возможные улучшения проблемной ситуации, которую Вы описывали при постановке проблемы.

Например, если проблема заключается в том, что, на ваш взгляд, что отдельные компоненты системы менеджмента качества университета недостаточно эффективны, то одной из задач проекта может быть выработка критериев эффективности для анализа и сравнения отдельных компонентов системы менеджмента качества. В подобных задачах следует указывать, что охвачено проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и на какой срок. Таким образом, задачи проекта должны быть максимально конкретизированы. В них должны быть количественные данные о степени полезности проекта.

Существует два типа задач: 1) продуктивные задачи , результатом решения которых являются конкретные, поддающиеся счету продукты (компьютерная база данных, библиотека, информационно-консультативный центр и др.); 2) качественные задачи , результатом решения которых являются абстрактные, неподдающиеся количественному учету феномены (улучшение уровня знаний учащихся и сотрудников, получение ими новых навыков, новой информации, повышение квалификации и др.).

Для того, чтобы можно было сравнить полученные результаты с поставленными при разработке проекта задачами, последние следует формулировать согласно принципу «SMART»:
S (specific) – конкретность, соответствие определенной проблеме;
M (measurable) – измеримость, возможность подсчитать ожидаемые результаты;
A (achievable) – достижимость;
R (realistic) – реалистичность;
Т (timed) – определенность по времени.

Реализация любого проекта должна иметь на выходе получение каких-либо позитивных изменений. Следовательно, формулирование ожидаемых результатов также является важной частью планирования международного проекта. Разработчики проекта должны исходить из четкого, конкретного, по возможности детального формулирования ожидаемых результатов.

Как правило, раздел проектной заявки, посвященной ожидаемым результатам, должен быть разбит на следующие пункты:
1) непосредственные результаты (outputs) , которые должны быть получены в ходе реализации мероприятий проекта (эти результаты следует расписывать как конкретный перечень фактов, которые четко соответствуют поставленной цели и задачам проекта);
2) последствия (outcomes) – среднесрочные результаты, которые являются логическим итогом комбинации непосредственных результатов;
3) долгосрочный эффект (impact) – это своего рода прогноз на будущее, то есть то влияние, которое проект будет оказывать после своего окончания.

Именно ожидаемые результаты являются критериями оценки эффективности проекта и демонстрируют, насколько разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого добиваться. В идеале все результаты должны иметь количественные и качественные показатели .
Количественный результат определяет количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, выпущенных книг и др. Качественный результат должен отражать положительные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуг и др.

Помните также, что, планируя результаты, надо предусмотреть, каким образом вы проконтролируете их достижения, то есть в дальнейшем необходимо будет описать механизмы оценки результатов.

Каждый из нас имеет какие-то цели в жизни и желания. Многие задают вопрос, почему одни желания сбываются, а вторые остаются мечтами? Ответ очень прост: мечта может сбыться только тогда, когда становится целью!

С точки зрения НЛП, разница между мечтой и целью достаточно большая. Мечта — это наше желание, а цель – это грамотно сформулированное желание, которое будет достигнуто в результате определенных действий. Определившись, что цель обязательно должна иметь формулировку, давайте рассмотрим, как правильно формулировать цель, с точки зрения НЛП.

Итак, чтобы цель была достигнута, она должна быть:

  1. Сформулирована позитивно

Очень часто мы говорим о том, чего мы не хотим, например: «Я не хочу делать рутинную работу». Такая формулировка неправильная, это не цель, а констатация факта. Зачем говорить о том, чего вы не хотите? Скажите о том, чего вы хотите, например: «Я хочу заниматься интересной работой, связанной с телевидением». Цель нужно формулировать позитивно, поэтому в формулировке слова «не, нет, прекращаю, отказываюсь и т.д.» должны отсутствовать. Связано это с тем, что мозг часто не воспринимает частицу «не» и формулировка типа: «Я не хочу провалить сделку », будет неудачной, лучше сформулируйте данное выражение как: «Я хочу закрыть сделку с прибылью в пять тысяч долларов»

  1. В описание должны присутствовать чувства восприятия (сенсорный язык)

Цель должна быть сформулирована не только словами, но и чувствами. Представьте себе, что вы будете чувствовать, когда цель будет достигнута. Важно, чтобы ощущение, восприятие, цвета и запахи были максимально приближены к реальности. Чем ярче и подробнее вы сможете представить картинку – тем лучше, на ней должно быть все вплоть до малейших мелочей и деталей.

  1. «Зачем мне это?» или экологичность

Прежде всего, задайте себе вопрос и ответьте на него предельно честно: зачем это Вам надо? Желания и цели имеют свойства сбываться, поэтому подумайте действительно ли вы хотите достигнуть этой цели и что она Вам принесет?

Мир устроен так, что для приобретения чего-то, мы должны чем-то пожертвовать, например: выходя замуж – мы ограничиваем свободу, получая должность ТОП-менеджера – мы теряем множество свободного времени и т.д. Поэтому, стоит задуматься, на какие жертвы мы готовы ради достижения цели.

  1. Ресурсы

Определите, какие ресурсы нужны Вам для достижения цели, также определите, имеете ли вы к ним доступ. Если доступа к каким-либо ресурсам нет, подумайте, что необходимо сделать, чтобы получить к ним доступ.

  1. Барьеры

Ответьте на вопрос, почему вы прямо сейчас не можете достигнуть цели? Что мешает Вам на пути к достижению цели, какие препятствия могут появиться в будущем? Нам это необходимо для того, чтобы сразу проанализировать, каким образом мы будем их преодалевать и какие ресурсы придется задействовать.

  1. Первый шаг

Определите первые шаги, которые вы сделаете для достижения цели. Обязательно укажите точное время и место.

Выполнив все условие, вы правильно сформулируете цель, что в свою очередь сэкономит ваши силы и время. Также для достижения цели рекомендую прочитать статьи из раздела НЛП: и .

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы - этосовокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенныхзадач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы ), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные(исследование, описание и т.п.). Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилосьдругими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования.Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачитретьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачичетвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так:изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего),выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п.,определить понятие (называется объект),определить природу (называются единицы, явления и т.п.),обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться. Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями

    выявить состав (модели, языковые единицы),

    определить корпус,

    определить (уточнить) границы распространения,

    очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов. Начинается формулировка этих задач словами

    выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п.);

    исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

    выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

    изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

    проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

    описать (функционирование, способ);

    обосновать (понятие, статус);

    определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

    установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

    осуществить (анализ, описание);

    проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

    определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

    показать (связь);

    описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

    сопоставить (формы);

    раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

    рассмотреть (взаимодействие, средства);

    охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

    уточнить (хронологию, границы, этимологию);

    осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач. К ним можно отнести следующее:

    определить (очертить) место и роль;

    выявить (установить) тенденции развития;

    выяснить закономерности создания;

    разработать практические рекомендации.