Где гнев, там и опасность. Как сделать свой гнев благородным? Жизнь долго не сменяла гнев на милость…

Где гнев, там и милость

Ср. Петр вспыхнул (когда дворянин Рамм ответил, что не хочет, чтобы у него император остановился обедать), прискакал в замок и тростью своею наэлектризовал спину дерзкого. Где гнев, тут и милость , говорит пословица... Искренность и сведения Рамма понравились императору; он помирился с ним.

Марлинский. Поездка в Ревель. 5.

Ср. Где гнев, тут и милость . Старик прогневается, да простит и за неволю. А мы свое возьмем.

Фонвизин. Недоросль. 4, 9. Простакова.

Ср. Der meisten Schönen Zorn gleicht ihrer Zärtlichkeit,

Sie dauern beide kurze Zeit.

Geliert. 1. Chloris.

Ср. Des Zornes Ende ist der Reue Anfang.

Fr. Bodenstedt. Mirza-Schaffy. 33.

Ср. Рану можно перевязать, и после ссоры возможно примирение.

И. Сир. 27, 22; Ср. Псалт. 29, 6.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

  • где вы?

Смотреть что такое "где гнев, там и милость" в других словарях:

    Где гнев, там и милость. - Где гнев, там и милость. См. ДОБРО МИЛОСТЬ ЗЛО Где гнев, там и милость. См. КАРА МИЛОСТЬ …

    Где гнев, там и милость - Гдѣ гнѣвъ, тамъ и милость. Ср. Петръ вспыхнулъ (когда дворянинъ Раммъ отвѣтилъ, что не хочетъ, чтобы у него императоръ остановился обѣдать), прискакалъ въ замокъ, и тростью своею наэлектризовалъ спину дерзкаго. Гдѣ гнѣвъ, тутъ и милость, говоритъ …

    ГНЕВ - муж. сильное чувство негодования: страстная, порывистая досада, попросту: сердце; запальчивый порыв, вспышка; озлобление, злоба. Не карай во гневу. Переложи гнев на милость. Не во гнев сказать. Гнев Божий, бедствие, постигающее человека; но пожар … Толковый словарь Даля

    ДОБРО - МИЛОСТЬ - ЗЛО - Зла за зло не воздавай. Кривого кривым (худого худым) не исправишь. Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать. Старого пономаря не перепономаривать стать. Не поминай лихом. Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    КАРА - МИЛОСТЬ - Дать то бы ничто, да было б за что. Милость над грехом что вода над огнем (т. е. властна). Милость (или: кротость) смиряет. Замахнись, да не ударь! Подыми руку да опусти! Бить добро; а не бить лучше того. Все по боку, а ничего под зуб (или: под… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    переложить(переменить, сменить) гнев на милость - Ср. С Снегурочкой на брак благослови. Прости вину мою и гнев на милость Перемени! Островский. Снегурочка. 4, 4. Ср. Матушка, не сердись! Переложи гнев на милость... Мельников. В лесах. 2, 2. Ср. Это, по видимому, факт. Гнев на вас изволили… …

    Переложить гнев на милость - Переложить гнѣвъ на милость. Ср. Съ Снѣгурочкой на бракъ благослови. Прости вину мою и гнѣвъ на милость Перемѣни! Островскій. Снѣгурочка. 4, 4. Ср. Матушка, не сердись! Переложи гнѣвъ на милость... Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 2, 2. Ср. Это повидимому… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    МИЛЫЙ - МИЛЫЙ, любезный, любый, любимый, любви достойный; дорогой, желанный; привлекательный, заставляющий себя любить; приятный на вид, хорошенький: нежный, кроткий, любовный; баженый, моленый; грациозный, обаятельный в обращении. Милый мне человек,… … Толковый словарь Даля

    вечер плач, а заутра радость - Ср. Вечер водворися плач, заутра радость. Дмитрий Донской (после победы над Мамаем). Ср. С.И. Глинка. Русск. вестник 1816 г. 2 3.) Ср. Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость. Пс. 29,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    брань на вороту не виснет - Ср. И, матушка! брань на вороту не виснет! У наших барынь бока медные, а лбы чугунные. Салтыков. Губернские очерки. 2. Княжна Анна Львовна. Ср. Русский человек на обиду снослив, да и брань на вороту не виснет но всему есть пределы. Салтыков.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Где гнев, там и милость.
См. ДОБРО - МИЛОСТЬ - ЗЛО

Где гнев, там и милость.
См. КАРА - МИЛОСТЬ

  • - - эмоциональное состояние, связанное с мучительным переживанием человеком ущемления своих насущных интересов. Г. трактуется как один из ключевых пороков, противостоящих моральному предписанию стремиться к...

    Педагогический терминологический словарь

  • - страсть, направленная чаще всего против ближнего, омрачающая и опустошающая душу, и приводящая ее в смятение. Тяжелый и очень распространенный грех, приводящий подчас к непоправимым бедам и страшным преступлениям...

    Православный энциклопедический словарь

  • - Ср. С Снегурочкой на брак благослови. Прости вину мою и гнев на милость Перемени! Островский. Снегурочка. 4, 4. Ср. Матушка, не сердись! Переложи гнев на милость... Мельников. В лесах. 2, 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Гдѣ гнѣвъ, тамъ и милость. Ср. Петръ вспыхнулъ, прискакалъ въ замокъ, и тростью своею наэлектризовалъ спину дерзкаго. Гдѣ гнѣвъ, тутъ и милость, говоритъ пословица.....
  • - Переложить гнѣвъ на милость. Ср. Съ Снѣгурочкой на бракъ благослови. Прости вину мою и гнѣвъ на милость Перемѣни! Островскій. Снѣгурочка. 4, 4. Ср. Матушка, не сердись! Переложи гнѣвъ на милость... Мельниковъ. Въ лѣсахъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - МЕНЯТЬ ГНЕВ НА МИЛОСТЬ. СМЕНИТЬ ГНЕВ НА МИЛОСТЬ. Разг. Переставать сердиться, гневаться. - Что вы на меня так сердито смотрите, Кузьма Кузьмич? - спросил Хмара, улыбаясь...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Барский гнев да барская милость...
  • - См. ДОБРО - МИЛОСТЬ - ЗЛО См. КАРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Не налагай гнева, наложи милость! См. КАРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ДОБРО - МИЛОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - прил., кол-во синонимов: 9 оттаявший переставший сердиться положивший гнев на милость разжалобившийся сменивший гнев на милость смягчившийся смякнувший умилосердившийся ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 9 оттаявший переменивший гнев на милость переставший сердиться разжалобившийся сменивший гнев на милость смягчившийся смякнувший умилосердившийся...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 9 оттаявший переменивший гнев на милость переставший сердиться положивший гнев на милость разжалобившийся смягчившийся смякнувший ...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 2 оттаивавший смягчавшийся...

    Словарь синонимов

"Где гнев, там и милость." в книгах

Милость и суд

Из книги Сама жизнь автора Трауберг Наталья Леонидовна

Милость и суд …милость превозносится над судом. Иак2,13 Когда-то я написала заметку, которую правильней назвать воплем, – «Улица для проходящих»[ 41 ]. Речь в ней идет о том, что часто встает выбор между правдой и милостью, и почти все верующие, как по рефлексу, советуют

Гнев и милость Василия

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Гнев и милость Василия Правление великого князя Василия Ивановича пришлось на время между правлением двух великих государей, Ивана III и Ивана IV. Он не наделен был таким природным умом, как его отец и сын, но не совершил больших ошибок в управлении государством, сохранил и

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

16. Гнев Иоанна Крестителя и гнев Аполлония

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

16. Гнев Иоанна Крестителя и гнев Аполлония Согласно Евангелиям, Иисуса Христа в Иордане крестит Иоанн Креститель, см. рис. 1.47. У Филострата в данном месте его книги нет упоминания о человеке, который крестит, омывает, Аполлона-Аполлония. Однако след Иоанна Крестителя

Жизнь долго не сменяла гнев на милость…

Из книги Пути следования: Российские школьники о миграциях, эвакуациях и депортациях ХХ века автора Щербакова Ирина Викторовна

Жизнь долго не сменяла гнев на милость… Кермен Бакаева, Галина Менкеева Школа № 17, г. Элиста, Республика Калмыкия, научный руководитель О.Н. Манджиева Я, Галина Менкеева, начала писать эту исследовательскую работу еще в 10-м классе, а потом к работе подключилась Кермен. Ее

Послесловие Что было после того, как судьба сменила гнев на милость

Из книги Призрак в Сети [Мемуары величайшего хакера] автора Митник Кевин

Послесловие Что было после того, как судьба сменила гнев на милость 100-1111-10-0 011-000-1-111 00-0100 1101-10-1110-000-101-11-0-1 0111-110-00-1001-1-101 111-0-11-0101-010-1-101 111-10-0100 11-00-11 Будет непросто вкратце рассказать о том, как сложилась моя жизнь после тюрьмы, но без этой главы история покажется неполной.В

Как эффективно преодолевать свой гнев и гнев других

Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт Стивен

Как эффективно преодолевать свой гнев и гнев других Можем ли мы сделать что-либо, чтобы власть гнева над нами уменьшилась? Можем ли мы справиться со своей склонностью к раздражительности? Способны ли мы что-то совершить, чтобы укротить гнев других

Электронно-чернильная душа О том, как я сменил гнев на милость по отношению к гаджетам и виджетам

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Электронно-чернильная душа О том, как я сменил гнев на милость по отношению к гаджетам и виджетам http://www.podst.ru/posts/5378/Меня всегда забавляла российская страсть к навороченным техническим устройствам – к тому, что называют гаджетами. Идеальным Иванушкой-дурачком,

Празднование Тихвинской иконы Божией Матери (Уроки из истории праздника: а) милость Богоматери к нашему отечеству и б) своими грехами мы навлекаем на себя гнев Божий)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Празднование Тихвинской иконы Божией Матери (Уроки из истории праздника: а) милость Богоматери к нашему отечеству и б) своими грехами мы навлекаем на себя гнев Божий) I. Тихвинская икона Богоматери, празднование коей совершается ныне, сперва находилась в Константинополе,

Милость Всевышнего и Его гнев

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Милость Всевышнего и Его гнев 19 Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Всевышний нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?» 20 Но кто ты такой, человек, чтобы спорить со Всевышним? Разве говорит изделие своему мастеру: «Почему ты меня сделал таким?» i 21 Разве не

Гнев пророка и милость Божья

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Гнев пророка и милость Божья Иона же страшно огорчился и, разгневавшись, 2 возопил: «Вот этого, Господи, я больше всего боялся, когда еще был в своей стране! Оттого-то и бежал я в Таршиш, знал ведь: Ты - милосердный Бог и добрый; от безмерной любви Твоей неизменной не спешишь

8. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. 9. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. 10. Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?" потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

автора Лопухин Александр

8. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. 9. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых. 10. Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?" потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Екклезиаст

Глава 18. Вся полнота величия Господня непостижима ни для кого из тварных существ. – При сравнительном достоинстве среди земных тварей, человек ничтожен пред величием божественным и всегда нуждается в милосердии к нему Господа. – Милость человека – к ближнему, а милость Господа – на всякую плоть. –

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

Глава 18. Вся полнота величия Господня непостижима ни для кого из тварных существ. – При сравнительном достоинстве среди земных тварей, человек ничтожен пред величием божественным и всегда нуждается в милосердии к нему Господа. – Милость человека – к ближнему, а милость

Милость Божья и Его гнев

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Милость Божья и Его гнев 19 Кто-то, может, скажет мне: «Тогда почему же Он нас обвиняет? Кто может противостоять Его воле?» 20 Но кто ты такой, человек, чтобы спорить с Богом? Разве говорит изделие тому, кто его сотворил: «Почему ты меня сделал таким?» h 21 Разве не вправе

Гнев и милость царя морского

Из книги Гомо акватикус автора Чернов Александр Алексеевич

Гнев и милость царя морского Эта необычная история приключилась в Стокгольме. Однажды аквалангист швед Свен Налин гулял по берегу реки со своим терьером Лавли. Что-то заинтересовало собаку, она неожиданно прыгнула в воду и нырнула. Это ей очень понравилось. С тех пор

Ситуация усугубляется ещё и тем, что вслед за вспышкой раздражения мы испытываем стыд, поскольку социально чувство злости и его проявления табуированы.

Для того, чтобы табу соблюдалось, для сдерживания гнева используется стыд. Стыд - это очень неприятное и мучительное чувство, которое мы испытываем, когда совершаем поступок, порицаемый большинством общества, в котором мы были рождены, росли и воспитывались.

Чувство гнева и чувство стыда настолько тесно связаны, что порой сложно уследить за тем, как они сменяют друг друга. Если вы из тех, кто убеждён в том, что гнев испытывать нельзя, то, скорее всего, вам хорошо знакомо это ощущение запутанности. Смесь праведного гнева и угрызений совести.

Для того, чтобы понять ваше отношение к чувству гнева, достаточно написать на листе бумаги ваш ассоциативный ряд к этому слову. При этом гнев, как и страх , является чувством, сигнализирующим нам о том, что что-то идёт не так и это необходимо остановить.

Приведу вам один простой пример.

Представьте, что вы едете в автобусе и вдруг вам кто-то наступил на ногу, отчего вы испытали резкую боль. Какой бы была ваша реакция? В норме в такой ситуации возникает боль, а вслед за болью гнев, который сподвигает нас на то, чтобы оттолкнуть человека, который нам наступил на ногу, прекратив тем самым наши страдания.

В реальности, конечно же, есть ряд других реакций, которые типичны для людей, привыкших подавлять свой гнев, но в данной заметке я не буду останавливаться на них подробно.

Вся проблема заключается в том, что после прочтения слова «оттолкнуть» у половины читателей возник образ того, как такое их поведение провоцирует какие-то катастрофические последствия. Отчасти это связано с личной жизненной историей каждого, а отчасти с пониманием гнева как действия. И действия очень разрушительного. То есть оттолкнуть так, чтобы человек полетел аж через весь автобус.

Но сам по себе гнев это не действие, а всего лишь приглашение к действию. Дальше же вы совершенно свободны в выборе способа реагирования. Гнев - это всего лишь энергия или топливо, которое вы можете использовать как во благо, так и наоборот.

Если вы склонны удерживать гнев внутри, то он начинает циркулировать в вас в поисках выхода наружу. Кстати, очень часто в основе чувства подавленности, лени, прокрастинации лежит невыраженный должным образом гнев. Поскольку очень много сил уходит на сдерживание чувства злости (а в некоторых случаях речь даже идёт о ярости), для функционирования остаётся самый минимум.

Или же если злиться на кого-то или что-то конкретное «нельзя», то вы можете найти более безопасный объект для того, чтобы гневаться на него.

К сожалению (или к счастью) гнев - это сугубо адресное чувство. То есть как для его возникновения, так и для его выражения нужен совершенно конкретный объект. Если вы злитесь на Васю, то не получится избавиться от раздражения, высказав всё Пете. Придётся предъявлять претензии Васе.

Нам в помощь в психологии были изобретены очень эффективные техники конструктивного проживания гнева (например, «горячий стул», арт-терапевтические техники и множество других), которые используются и в индивидуальном, и в групповом формате.

Почему с гневом так важно работать?

Поскольку под толстым (у кого-то, может быть, и под тонким) слоем гнева скрывается огромное количество живой творческой энергии. Когда мы научаемся выражать нашу фрустрацию правильно, то испытываем облегчение, а вместе с облегчением желание творить.

А это и есть то состояние, которого нам необходимо достигнуть для того, чтобы сделать нашу жизнь такой, какой мы её хотим видеть. Самые хорошие изменения происходят, когда мы, словно художники, создаём неповторимые картины с фантастическими пейзажами и необыкновенными сценками.

Конечно же, прожить гнев - это не есть конечный пункт, а лишь один из этапов на вашем пути. Вы можете столкнуться и с печалью, и с чувством вины, и даже с чувством радости, которое под запретом. Да, и такое может быть.

Но главное - продолжать двигаться, поскольку развитие происходит в движении. Как и изменения. А с каждым шагом вперёд познание себя становится всё более и более увлекательным путешествием!

Так уж сложилось, что когда мы решаем меняться, то одним из первых чувств, с которыми нам приходится столкнуться, является гнев.

Поначалу это обескураживает, поскольку гнев у нас может возникать в самые непредвиденные моменты. Ситуация усугубляется ещё и тем, что вслед за вспышкой раздражения мы испытываем стыд, поскольку социально чувство злости и его проявления табуированы.

Для того, чтобы табу соблюдалось, для сдерживания гнева используется стыд. Стыд - это очень неприятное и мучительное чувство, которое мы испытываем, когда совершаем поступок, порицаемый большинством общества, в котором мы были рождены, росли и воспитывались.

Чувство гнева и чувство стыда настолько тесно связаны, что порой сложно уследить за тем, как они сменяют друг друга. Если вы из тех, кто убеждён в том, что гнев испытывать нельзя, то, скорее всего, вам хорошо знакомо это ощущение запутанности. Смесь праведного гнева и угрызений совести.

Для того, чтобы понять ваше отношение к чувству гнева, достаточно написать на листе бумаги ваш ассоциативный ряд к этому слову . При этом гнев, как и страх, является чувством, сигнализирующим нам о том, что что-то идёт не так и это необходимо остановить.

Приведу вам один простой пример.
Представьте, что вы едете в автобусе и вдруг вам кто-то наступил на ногу, отчего вы испытали резкую боль. Какой бы была ваша реакция? В норме в такой ситуации возникает боль, а вслед за болью гнев, который сподвигает нас на то, чтобы оттолкнуть человека, который нам наступил на ногу, прекратив тем самым наши страдания.

В реальности, конечно же, есть ряд других реакций, которые типичны для людей, привыкших подавлять свой гнев, но в данной заметке я не буду останавливаться на них подробно.

Вся проблема заключается в том, что после прочтения слова «оттолкнуть» у половины читателей возник образ того, как такое их поведение провоцирует какие-то катастрофические последствия. Отчасти это связано с личной жизненной историей каждого, а отчасти с пониманием гнева как действия. И действия очень разрушительного. То есть оттолкнуть так, чтобы человек полетел аж через весь автобус.

Но сам по себе гнев это не действие, а всего лишь приглашение к действию. Дальше же вы совершенно свободны в выборе способа реагирования. Гнев - это всего лишь энергия или топливо, которое вы можете использовать как во благо, так и наоборот.

Если вы склонны удерживать гнев внутри, то он начинает циркулировать в вас в поисках выхода наружу. Кстати, очень часто в основе чувства подавленности, лени, прокрастинации лежит невыраженный должным образом гнев. Поскольку очень много сил уходит на сдерживание чувства злости (а в некоторых случаях речь даже идёт о ярости), для функционирования остаётся самый минимум.

Или же если злиться на кого-то или что-то конкретное «нельзя», то вы можете найти более безопасный объект для того, чтобы гневаться на него.

К сожалению (или к счастью) гнев - это сугубо адресное чувство . То есть как для его возникновения, так и для его выражения нужен совершенно конкретный объект. Если вы злитесь на Васю, то не получится избавиться от раздражения, высказав всё Пете. Придётся предъявлять претензии Васе.

Нам в помощь в психологии были изобретены очень эффективные техники конструктивного проживания гнева (например, «горячий стул», арт-терапевтические техники и множество других), которые используются и в индивидуальном, и в групповом формате.

Почему с гневом так важно работать?

Поскольку под толстым (у кого-то, может быть, и под тонким) слоем гнева скрывается огромное количество живой творческой энергии. Когда мы научаемся выражать нашу фрустрацию правильно, то испытываем облегчение, а вместе с облегчением желание творить.

А это и есть то состояние, которого нам необходимо достигнуть для того, чтобы сделать нашу жизнь такой, какой мы её хотим видеть. Самые хорошие изменения происходят, когда мы, словно художники, создаём неповторимые картины с фантастическими пейзажами и необыкновенными сценками.

Конечно же, прожить гнев - это не есть конечный пункт, а лишь один из этапов на вашем пути. Вы можете столкнуться и с печалью, и с чувством вины, и даже с чувством радости, которое под запретом. Да, и такое может быть.

Но главное - продолжать двигаться, поскольку развитие происходит в движении. Как и изменения. А с каждым шагом вперёд познание себя становится всё более и более увлекательным путешествием!