Где высадились американцы во франции. Продолжение Нормандской десантной операции. Не там, где ждут

В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.

"На роль главной битвы Второй мировой войны претендуют многие сражения. Кто-то считает, что это битва под Москвой, в которой фашистские войска потерпели первое поражение. Другие полагают, что таковой нужно считать Сталинградскую битву, третьим кажется, что главным было сражение на Курской дуге. В Америке же (а в последнее время и в Западной Европе) никто не сомневается, что главной битвой была Нормандская десантная операция и последовавшие за ней сражения. Сдается мне, что западные историки правы, хотя и не во всем.


Давайте задумаемся, что было бы, если западные союзники в очередной раз промедлили и не высадили десант в 1944 году? Понятно, что Германия все равно была бы разбита, только Красная армия закончила бы войну не под Берлином и на Одере, а в Париже и на берегах Луары. Понятно, что к власти во Франции пришел бы не прибывший в обозе союзников генерал де Голль, а кто-нибудь из деятелей Коминтерна. Аналогичные деятели нашлись бы и для Бельгии, Голландии, Дании ну и всех прочих больших и малых стран Западной Европы (как они нашлись для стран Восточной Европы). Естественно, Германия не была бы разделена на четыре оккупационные зоны, следовательно, единое немецкое государство образовалось бы не в 90-х, а в 40-х, да и называлось бы оно не ФРГ, а ГДР. Не оказалось бы в этом гипотетическом мире и места для НАТО (кто бы в него вошел кроме США и Англии?), а вот в Варшавский договор объединил бы всю Европу. В конечном итоге Холодная война, если бы она вообще состоялась, носила бы совсем другой характер, и имела бы совсем другой исход. Впрочем, я вовсе не собираюсь доказывать, что все было бы именно так, а не иначе. Но в том, что итоги Второй мировой были бы другими, сомнений нет. Ну а битва, которая во многом определила ход послевоенного развития, по праву должна считаться главной битвой войны. Вот только битвой ее назвать можно с большой натяжкой.

Атлантический вал
Так называлась немецкая система обороны на западе. По фильмам и компьютерным играм этот вал представляется чем-то очень мощным - ряды противотанковых ежей, за ними бетонные ДОТы с пулеметами и орудиями, бункеры для живой силы и т.д. Однако вспомните, приходилось ли вам где-нибудь видеть фотографию, на которой все это было бы видно? На самой известной и широко тиражируемой фотографии НДО видны десантные баржи и бредущие по пояс в воде американские солдаты, причем снято это со стороны берега. Нам удалось разыскать фотографии мест высадки, которые вы здесь видите. Солдаты высаживаются на совершенно пустой берег, где кроме нескольких противотанковых ежей нет никаких оборонительных сооружений. Так что же все-таки представлял собой Атлантический вал?
Впервые это название прозвучало осенью 1940 года, когда в короткие сроки были сооружены четыре дальнобойные батареи на побережье Па-де-Кале. Правда, предназначались они не для отражения десанта, а для нарушения судоходства в проливе. Только в 1942 году, после неудачной высадки канадских рейнджеров под Дьеппом началось строительство оборонительных сооружений, главным образом все там же, на побережье Ла-Манша (предполагалось, что именно здесь произойдет высадка союзников), на остальные же участки рабочая сила и материалы выделялись по остаточному принципу. Оставалось же не так уж и много, особенно после активизации налетов на Германию союзной авиации (пришлось строить бомбоубежища для населения и промышленных предприятий). В результате сооружения Атлантического вала были готовы в целом процентов на 50, ну а непосредственно в Нормандии и того меньше. Более-менее был готов к обороне единственный участок, тот, который впоследствии получил наименование плацдарм "Омаха". Однако и он выглядел совсем не так, как это изображено в хорошо известной вам игре.

Подумайте сами, какой смысл располагать бетонные укрепления на самом берегу? Конечно, установленные там орудия могут обстреливать десантные суда, а пулеметным огнем можно поражать солдат противника, когда они бредут по пояс в воде. Но стоящие прямо на берегу бункеры прекрасно видны неприятелю, так что он без особого труда может подавить их корабельной артиллерией. Поэтому непосредственно у среза воды создаются только пассивные оборонительные сооружения (минные поля, бетонные надолбы, противотанковые ежи). За ними, желательно по гребням дюн или холмов, отрываются окопы, а на обратных склонах холмов сооружаются блиндажи и другие укрытия, где пехота может переждать артналет или бомбежку. Ну а еще дальше, иногда в нескольких километрах от берега, создаются закрытые артиллерийские позиции (вот тут-то и можно увидеть мощные бетонные казематы, которые нам так любят показывать в кино).

Примерно по такому плану и была выстроена оборона в Нормандии, но, повторюсь, основная ее часть была создана только на бумаге. Например, мин было выставлено около трех миллионов, однако по самым скромным подсчетам нужно было не менее шестидесяти миллионов. Артиллерийские позиции были в основном готовы, однако орудия были установлены далеко не всюду. Расскажу такую : задолго до начала вторжения французское движение Сопротивления доложило, что на батарее Merville немцы установили четыре морских 155-мм орудия. Дальность стрельбы этих орудий могла достигать 22 км, так что возникала опасность обстрела военных кораблей, поэтому было принято решение уничтожить батарею любой ценой. Эта задача была возложена на 9-й батальон 6-й парашютной дивизии, который готовился к ней почти три месяца. Был построен очень точный макет батареи, и бойцы батальона день за днем атаковали его со всех сторон. Наконец наступил день D, с большим шумом и гамом батальон захватил батарею и обнаружил там... четыре французских 75-мм пушки на железных колесах (времен Первой мировой). Позиции действительно были сделаны под 155-мм орудия, но вот самих орудий у немцев не было, так что они поставили то, что оказалось под рукой.

Надо сказать, что арсенал Атлантического вала вообще состоял главным образом из трофейных пушек. На протяжении четырех лет немцы методично стаскивали туда все, что досталось им от разбитых армий. Там были чешские, польские, французские и даже советские орудия, причем ко многим из них имелся весьма ограниченный запас снарядов. Примерно так же обстояло дело и со стрелковым вооружением, в Нормандию попадало либо трофейное, либо снятое с вооружения на Восточном фронте. Всего в 37-й армии (а именно на нее пришлась основная тяжесть сражения) использовалось 252 типа боеприпасов, причем 47 из них были давно сняты с производства.

Личный состав
Теперь поговорим о том, кому же именно пришлось отражать вторжение англо-американцев. Начнем с командного состава. Наверняка вы помните однорукого и одноглазого полковника Штауфенберга, совершившего неудачное покушение на Гитлера. А задавались ли вы вопросом, почему такой инвалид не был уволен вчистую, а продолжал служить, пусть и в армии резерва? Да потому, что к 44-му году требования к годности в Германии были значительно снижены, в частности, утрата глаза, руки, тяжелая контузия и т.п. уже не являлись основанием для увольнения со службы высшего и среднего офицерского состава. Конечно, на Восточном фронте проку от таких монстров было бы немного, но зато была возможность затыкать ими дыры в частях, дислоцировавшихся на Атлантическом вале. Так что примерно 50% командного состава там относилось к категории "ограниченно годен".

Не обошел фюрер своим вниманием и рядовой состав. Возьмем для примера 70-ю пехотную дивизию, более известную как "дивизия белого хлеба". Она целиком состояла из солдат, страдающих разного рода заболеваниями желудка, из-за чего им приходилось постоянно находиться на диете (естественно с началом вторжения диету соблюдать стало затруднительно, так что дивизия эта сама собой исчезла). В других частях были целые батальоны из солдат, страдающих плоскостопием, болезнями почек, диабетом и т.д. В сравнительно спокойной обстановке они могли нести тыловую службу, но боевая ценность их была близка к нулю.

Однако не все солдаты на Атлантическом вале были больными или калеками, имелось там немало и вполне здоровых, вот только было им за 40 лет (а в артиллерии так и вовсе главным образом служили пятидесятилетние).

Ну и последний, самый потрясающий факт - коренных немцев в пехотных дивизиях было всего около 50%, остальную же половину составляла всякая шваль со всех концов Европы и Азии. Стыдно в этом признаваться, но немало было там и наших соотечественников, например 162-я пехотная дивизия целиком состояла из так называемых "восточных легионов" (туркменских, узбекских, азербайджанских и т.д.). Были на Атлантическом вале и власовцы, правда, сами немцы не были уверены, что от них будет какой-то прок. Например, командующий гарнизоном Шербура генерал Шлибен говорил: "Очень сомнительно, что нам удастся склонить этих русских сражаться за Германию на территории Франции против американцев и англичан". Он оказался прав, большинство восточных войск сдались союзникам без боя.

Кровавый пляж "Омаха"
Американские войска высаживались на двух участках, "Юта" и "Омаха". На первом из них сражения не получилось - на этом участке имелось всего два опорных пункта, каждый из которых оборонялся усиленным взводом. Естественно, оказать какое-либо сопротивление 4-й американской дивизии они не смогли, тем более, что оба были практически уничтожены огнем корабельной артиллерии еще до начала высадки.

Кстати, тут имел место интересный случай, прекрасно характеризующий боевой дух союзников. За несколько часов до начала вторжения были высажены воздушные десанты в глубине обороны немцев. Из-за ошибки летчиков около трех десятков парашютистов были сброшены на самом берегу возле бункера W-5. Часть из них немцы уничтожили, других же взяли в плен. И вот в 4.00 эти пленные принялись упрашивать командира бункера немедленно отправить их в тыл. Когда же немцы поинтересовались, что это им так приспичило, бравые вояки тут же сообщили, что через час начнется артподготовка с кораблей, за которой последует высадка. Жаль, что история не сохранила имен этих "борцов за свободу и демократию", выдавших час начала вторжения ради спасения своей шкуры.

Вернемся, однако, на плацдарм "Омаха". В этом районе находится всего один доступный для высадки участок длиной 6.5 км (к востоку и к западу от него на многие километры тянуться крутые утесы). Естественно, что немцы смогли хорошо подготовить его к обороне, на флангах участка имелись два мощных бункера с орудиями и пулеметами. Однако пушки из них могли обстреливать только пляж и небольшую полосу воды вдоль него (со стороны моря бункеры были прикрыты скалами и шестиметровым слоем бетона). За сравнительно узкой полосой пляжа начинались холмы, высотой до 45 метров, по гребню которых были отрыты окопы. Вся эта система обороны была прекрасно известна союзникам, но они надеялись подавить ее до начала высадки. Огонь по плацдарму должны были вести два линкора, три крейсера и шесть эсминцев. Кроме того, с десантных судов должна была стрелять полевая артиллерия, ну а восемь десантных барж были переделаны в установки для пуска реактивных снарядов. Всего за тридцать минут должно было быть выпущено более 15 тыс. снарядов разных калибров (вплоть до 355-мм). И они были выпущены... в белый свет как в копеечку. Впоследствии союзники придумали множество оправданий малой эффективности стрельбы, тут и сильное волнение на море, и предрассветный туман, и еще что-то, но так или иначе, ни бункеры, ни даже окопы от артобстрела не пострадали.

Еще хуже действовала союзная авиация. Армада бомбардировщиков "Либерейтор" сбросила несколько сотен тонн бомб, однако ни одна из них не попала не только в укрепления противника, но даже на пляж (а некоторые бомбы взрывались в пяти километрах от берега).

Таким образом, пехоте пришлось преодолевать совершенно неповрежденную полосу обороны противника. Впрочем, неприятности для наземных частей начались еще до того, как они оказались на берегу. Например, из 32 плавающих танков (DD Sherman) 27 затонули почти сразу после спуска на воду (своим ходом до пляжа добрались два танка, еще три были выгружены прямо на берег). Командиры некоторых десантных барж, не желая входить в сектор, обстреливаемый немецкими орудиями (у американцев вообще инстинкт самосохранения развит гораздо лучше чувства долга, да и всех прочих чувств), откидывали аппарели и приступали к выгрузке на глубинах около двух метров, где большинство десантников успешно тонуло.

Наконец, худо-бедно первая волна десанта была высажена. В нее входил 146-й саперный батальон, бойцы которого должны были, прежде всего, уничтожить бетонные надолбы, чтобы можно было начать высадку танков. Но не тут-то было, за каждым надолбом лежало два-три бравых американских пехотинца, которые, мягко говоря, возражали против уничтожения такого надежного укрытия. Пришлось саперам закладывать взрывчатку со стороны, обращенной к неприятелю (естественно многие из них при этом гибли, всего из 272-х саперов было убито 111). Для помощи саперам в первой волне было придано 16 бронированных бульдозеров. До берега добралось только три, а использовать саперы смогли всего два из них - за третьим укрылись десантники и, угрожая водителю , заставили его оставаться на месте. Думается, примеров "массового героизма" вполне достаточно.

Ну а дальше у нас начинаются сплошные загадки. В любом источнике, посвященном событиям на плацдарме "Омаха", обязательно есть упоминания о двух "огнедышащих бункерах на флангах", но ни в одном из них не говорится, кто, когда и как подавил огонь этих бункеров. Такое впечатление, что немцы стреляли-стреляли, а потом перестали (возможно, так оно и было, вспомните, что я писал выше о боеприпасах). Еще интереснее обстоит дело с пулеметами, стрелявшими по фронту. Когда американские саперы выкурили своих товарищей из-за бетонных надолбов, им пришлось искать спасения в мертвой зоне у подножия холмов (в некотором роде это можно считать наступлением). Одно из укрывшихся там отделений обнаружило узкую тропинку, ведущую к вершине.

Осторожно продвигаясь по этой тропинке, пехотинцы добрались до гребня холма, и обнаружили там совершенно пустые окопы! Куда же подевались оборонявшие их немцы? А их там и не было, на этом участке оборону занимала одна из рот 1-го батальона 726-го гренадерского полка, состоявшего преимущественно из чехов, насильно призванных в Вермахт. Естественно они мечтали как можно быстрее сдаться американцам, но согласитесь, выкидывать белый флаг еще до того, как неприятель тебя атакует как-то несолидно даже для потомков бравого солдата Швейка. Чехи лежали себе в окопах, время от времени выпуская очередь-другую в сторону американцев. Но через некоторое время они поняли, что даже такое формальное сопротивление сдерживает наступление противника, поэтому собрали манатки и отошли в тыл. Там их, в конце концов, и взяли в плен к общему удовольствию.

Короче говоря, перелопатив груду посвященных НДО материалов, мне удалось найти один единственный рассказ о боевом столкновении на плацдарме "Омаха", привожу его дословно. "Рота "Е", высадившаяся перед Кольвилем после двухчасового боя захватила немецкий бункер на вершине холма и взяла в плен 21 человека". Все!

Главная битва Второй мировой
В этом кратком обзоре я поведал только о первых часах Нормандской десантной операции. В последовавшие за ними дни англо-американцам пришлось столкнуться со многими трудностями. Тут и шторм, практически уничтоживший один из двух искусственных портов; и неразбериха со снабжением (полевые парикмахерские были доставлены на плацдарм с большим опозданием); и несогласованность действий союзников (англичане начали наступление на две недели раньше, чем было намечено, очевидно, они меньше американцев зависели от наличия полевых парикмахерских). Однако противодействие неприятеля среди этих трудностей стоит на самом последнем месте. Так стоит ли все это называть "битвой"?"

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Во время Второй мировой войны (1939-1945) с июня 1944 года по август 1944 года происходила битва за Нормандию, которая освободила союзников Западной Европы от контроля нацистской Германии. Операция носила кодовое название «Оверлорд». Она началась 6 июня 1944 года, (этот день назвали День-Д), когда около 156 тысяч американских, британских и канадских сил высадились на пять пляжей, растянувшихся на 50 миль укрепленного побережья французского региона Нормандия.

Это была одна из самых больших военных операций в мире и потребовала масштабного планирования. До Дня-Д союзники провели крупномасштабную операцию по дезинформации противника, призванную ввести в заблуждение немцев о предполагаемой цели вторжения. К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе.

Подготовка к Дню-Д

После начала Второй мировой войны с мая 1940 года Германия оккупировала северо-западную Францию. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами (которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию) рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать.

В ноябре 1943 года , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил (1891-1944) возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий.

В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969) был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале (самое узкое место между Великобританией и Францией), а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест.

Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями.

Задержка высадки в Нормандии из-за погоды

5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас».

Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов.

Десантирование в День-Д

На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды. Десант высадился в 6:30 утра. Британцы и канадцы тремя группами легко преодолели участки пляжей «Голд», «Джуно», «Сорд», американцы ― участок «Юта».

Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии. По некоторым оценкам, в День-Д погибло более 4 тысяч солдат союзников, и около тысячи были ранены или пропали без вести.

Нацисты отчаянно сопротивлялись,но 11 июня, пляжи полностью перешли под контроль армии США, и в Нормандию огромными потоками хлынули солдаты Американской армии 326 тысяч челоек, 50 тысяч автомобилей и около 100 тысяч тонн снаряжения.

В немецких рядах царило замешательство ― генерал Роммель был в отпуске. Гитлер предполагал что это хитроумный маневр, которым Эйзенхаур хочет отвлечь Германию от атаки к северу от Сены и отказался направить близлежащие дивизии, для контратакующих действий. Подкрепления находились слишком далеко, что вызвало бы задержку.

Он также колебался, подтягивать ли на помощь танковые дивизии. Эффективная авиационная поддержка наступления союзников, не давала немцем поднять головы, а подрыв ключевых мостов заставил немцев сделать крюк в несколько сотен километров. Огромную помощь оказала корабельная артиллерия, которая беспрестанно утюжила берег.

В последующие дни и недели союзная армия с боями пробивались через залив Нормандии, фашисты уже тогда понимали всю плачевность своего положения, поэтому сопротивлялись невероятно отчаянно. К концу июня союзники захватили жизненно важный порт Шербур, что позволило им беспрепятственно перебрасывать войска, в Нормандии дополнительно прибыло 850 тысяч человек и 150 тысяч автомобилей. Армия была готова продолжить свое победное шествие.

Победа в Нормандии

К концу августа 1944 года союзники подошли к реки Сене, Париж был освобожден, а немцы были выбиты с северо-запада Франции ― битва при Нормандии была фактически завершена. Перед войсками открылась дорога на Берлин, где они должны были встретиться с войсками СССР.

Вторжение в Нормандию стало важным событием в войне против нацистов. Атака США позволила свободнее вздохнуть советским войскам на восточном фронте, Гитлер был психологически сломлен. Следующей весной, 8 мая 1945 года, союзники официально приняли безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. Неделей раньше, 30 апреля, Гитлер совершил самоубийство.

На Западном фронте в 1944 г. решающее значение имела высадка союзников в Нормандии. К этому времени они выиграли битву за Атлантику, длившуюся с 1939 г. Значительных успехов достигло англо-американское воздушное наступление на Германию.

Нормандская стратегическая десантная операция (6 июня - 24 июля 1944 г.) под кодовым названием «Оверлорд» была проведена вооружёнными силами США и Великобритании при участии канадских, французских, чехословацких и польских войск с целью захватить плацдарм на побережье Северо-Западной Франции (Нормандия) и затем подойти к границам Германии.

Союзные войска высаживаются в Нормандии. Июнь 1944 г.

К 6 июня во Франции, Бельгии, Нидерландах находились войска немецкого командования «Запад», которыми руководил генерал-фельдмаршал К. Рундштедт, а со 2 июля - генерал-фельдмаршал X. Г. Клюге. Для противодействия ожидаемому вторжению союзников выделялась группа армий «Б» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Роммель) и другие силы - всего 49 дивизий, насчитывавших 528 тыс. человек, 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 6,7 тыс. орудий и миномётов и 160 самолётов, а также 250 кораблей и катеров, базировавшихся на северном побережье Франции. Впрочем, оборонительные позиции немецких войск, так называемый Атлантический вал, здесь были слабо оборудованы и недостаточно оснащены, так как основные силы вермахта находились на советско-германском фронте.

Для проведения Нормандской десантной операции на территории Великобритании были сосредоточены союзные экспедиционные силы (Верховный главнокомандующий американский генерал Дуайт Эйзенхауэр). Сухопутными, военно-воздушными и военно-морскими силами командовали британские военачальники: генерал Б. Монтгомери, главный маршал авиации Т. Ли-Мэллори и адмирал Б. Рамсей. Всего союзные силы насчитывали около 2,9 млн человек, более 13 тыс. самолётов, 2,6 тыс. планеров, около 7,3 тыс. боевых кораблей, катеров, транспортных и других судов. Были использованы все виды высадочных средств - от десантных барж до мелких катеров. Войска превосходили противостоящую немецкую группировку в личном составе и танках в 3 раза, артиллерии - более чем в 2 раза, самолётах - в 60 раз и полностью господствовали на море.

Район высадки делился на две зоны: западную - американскую и восточную - английскую. Умело проведёнными мероприятиями оперативной маскировки и дезориентации удалось ввести противника в заблуждение относительно района высадки. Главные свои силы (15-ю армию) немецкое командование сосредоточило в районе Па-де-Кале - более 200 км восточнее побережья Нормандии. Удары англо-американской авиации по военным объектам Германии в период, предшествовавший высадке в Нормандии, значительно снизили боеспособность немецких войск.

В ночь на б июня в район предстоящей высадки были переброшены на самолётах и планерах две американские и одна английская дивизии, которые оказали существенную помощь высадке основного морского десанта. Неожиданным для противника оказался переход десантных сил союзников через пролив Ла-Манш в шторм. К исходу дня союзные войска при незначительном (за исключением одного участка) сопротивлении немцев захватили пять плацдармов глубиной от 2 до 9 км. Сосредоточив за трое суток на захваченных плацдармах до 12 дивизий, союзники заняли побережье протяжённостью 80 км по фронту и до 18 км в глубину. Попытка противника рассечь эту группировку не удалась. Постоянные налёты авиации союзников и действия французских партизан ограничивали возможность переброски немецких войск из других районов. Но более всего силы гитлеровцев были подорваны из-за советского наступления в Белоруссии. 24 июля «Оверлорд», самая крупная десантная операция Второй мировой войны, была завершена. К этому времени на плацдарме 100 х 60 км были созданы условия для наступления на Германию трёхмиллионной союзной армии. Операция положила начало открытию второго фронта в Европе, который стал важнейшим фактором в успешном ведении боевых действий объединённых сил антигитлеровской коалиции на завершающем этапе войны.

В боях за Францию американцы впервые столкнулись с военной машиной Третьего рейха. Раненные в Нормандии американские солдаты. 1944 г.

Потери немецко-фашистских войск в Нормандии составили 113 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, более 2 тыс. танков, 7 подводных лодок, 57 надводных кораблей и боевых катеров, более 900 самолётов (в том числе переброшенных с других участков фронта). Союзные войска потеряли 122 тыс. человек, около 2400 танков, 67 надводных кораблей и судов, более 1,5 тыс. самолётов. Около 800 судов при высадке десанта во время шторма были выброшены на берег и повреждены.


Нормандская операция, или операция «Оверлорд» - стратегическая операция Союзников по высадке войск во Франции, начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года и закончившаяся 31 августа 1944 года, после чего союзники пересекли реку Сену, освободили Париж и продолжили наступление к французско-германской границе.

Операция открыла Западный (или т. н. «второй») фронт в Европе во Второй мировой войне. До сих пор является крупнейшей десантной операцией в истории - в ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли пролив Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Нормандская операция осуществлялась в два этапа:
  • Операция «Нептун» - кодовое имя начальной фазы операции «Оверлорд» - началась 6 июня 1944 года (дата также известна как «День Д»), закончилась 1 июля 1944 года. Её целью было завоевание плацдарма на континенте, которое продолжалось до 25 июля;
  • Операция «Кобра» - прорыв и наступление по территории Франции была осуществлена союзниками сразу по завершении первой фазы

Британские военные с надувным макетом американского танка M4 «Шерман» на юге Англии.

Взвод чернокожих американских солдат в городе Вьервилль-сюр-Мер (Vierville-sur-Mer) готовится к поиску снайпера, засевшего неподалеку.
Сержант и солдат слева вооружены карабинами М1, солдат по центру - винтовкой М1 Гаранд.

Расчет зенитной пушки на транспорте Береговой охраны США во время высадки в Нормандии.
На фото слева - матрос 3-го класса Джон Р. Смит (John R. Smith), справа - Дэниэл Кашоровски (Daniel J. Kaczorowski).
Джон Смит участвовал в высадках в Африке, Сицилии и Италии.

Учения-репетиция высадки союзников в Нормандии. Проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-20, выброшенный на берег штормом во время высадки союзников в Нормандии. Корабль получил пробоину в днище. Позже был переправлен в Великобританию и отремонтирован.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-21 во время высадки союзников в Нормандии
Этот корабль принадлежал к спасательной флотилии ВМС США и занимался спасением солдат с потопленных или поврежденных десатных кораблей.

Пограничный сторожевой корабль береговой охраны США USCG-1 швартуется к десантному кораблю #549 в день высадки союзников в Нормандии в районе пляжа Омаха.

Американские солдаты направляются на десантные суда перед высадкой в Нормандии в одном из портов Великобритании.

Американский солдат у своего товарища, раненного во время высадки на пляже Омаха.

Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США выбираются на на пляж «Омаха» под обстрелом.
Фотокорреспондент журнала «Life» Роберт Капа сошел на берег «Омаха» вместе с первыми десантниками, высаживавшимися здесь под ураганным огнем береговой обороны немцев. Оказавшись под обстрелом, Капа был вынужден нырять под воду вместе с камерой, чтобы не попасть в прицел немецких пулеметчиков. Он чудом не погиб. Из снятых в тяжелейших условиях ста с небольшим кадров получилось только восемь - остальные испортил лаборант журнала, спешивший поскорее проявить пленку для нового номера. Но эти восемь нерезких снимков десантников, выбирающихся из воды на берег под обстрелом, стали знамениты на весь мир. Через пятьдесят лет режиссер Стивен Спилберг, снимая свой фильм «Спасение рядового Райна», не только воспроизвел эти кадры на экране, но и попытался передать эффект размытости изображения, снимая некоторые сцены трясущейся камерой и убрав с объективов защитную пленку от брызг.

Солдаты 16-го полка 1-й пехотной дивизии США укрываются от обстрела за противотанковыми «ежами» на пляже «Омаха».

Американский солдат в воде на пляже «Омаха» под обстрелом.

Выведенный из строя немецким артогнем десантный катер USS LCI(L)-93 стоит на мели на пляже «Омаха». Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег.

Британский танк «Кромвель» (Cromwell Mk IV) командира 1-й польской танковой дивизии Станислава Мачека (Stanis?aw Maczek) в Скарборо, Англия. Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии.

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии. Летное поле Гринхем Комн, Беркшир, Англия (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Генерал Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом (Robert Cole). За спиной Эйзенхауэра стоит его морской помощник Гарри Батчер (Harry Butcher). Фото сделано перед погрузкой парашютистов в самолеты накануне «Дня Д» на летном поле Гринхем Комн (Беркшир, Англия) (Greenham Common Airfield, Berkshire, England).

Впоследствии подполковник Коул был награжден Медалью Почета за штыковую атаку на «Аллее Пурпурного Сердца» («Purple Heart Lane») недалеко от Карентана, Нормандия. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года.
Фото частично повреждено цензурой (замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него).

Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс (Slapton Sands) в Англии.

На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда (Sommerfeld Tracking), которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов.

В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» («Bessie»), оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники.

На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года. В 2000 году он был выкуплен США и сейчас служит мемориалом кораблям этого класса в Эвансвилле штат Индиана (Evansville, Indiana).

Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта.

Немецкие парашютисты из 6-го парашютно-десантного полка на развалинах города Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise) в Нормандии.

Командующий немецкой группой армий «В» генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель инспектирует укрепления Атлантического вала близ французского города Сангат (Sangatte) у мыса Белый Нос (Cap Blanc Nez) на побережье пролива Па-де-Кале. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива.

Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919.

Немецкие военнопленные, сдавшиеся при высадке американцев в Нормандии, несут своих раненых в американский полевой госпиталь. Справа вверху грузовик-амфибия Dukwi. Пляж Сен-Лоран-сюр-Мер.

Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии.
Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand. Слева виден миномет.

Крайний слева - первый сержан Сэнди Мартин (1sg Sandy Martin) (будет убит во время высадки), перед ним рядовой первого класаа Фрэнк Локвуд (PFC Frank E. Lockwood), в центре Джозеф Маркович (Joseph J. Markowitz), крайний справа - капрал Джон Лошиаво (Cpl. John B. Loshiavo).

Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии.

Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок (Pointe du Hoc), примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха. Некоторые пленные переодеты в гражданское.

Американские десантные корабли типа LCI(L) пересекают Ла-Манш на пути к Нормандии, к сектору Юта. Ближайшие в левой колонне LCI(L)-96 и LCI(L)-325, в правой - LCI(L)-4. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов.

Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию.

Британский премьер-министр Уистон Черчилль на борту эсминца «Келвин» (HMS Kelvin) направляется к побережью Нормандии.

Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит. Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг - принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. 12 июня, на шестой день после так называемого «дня Д», Черчилль пересек Ла-Манш на эсминце «Келвин» и высадился на побережье Нормандии в местечке Курсель-сюр-Мер в 11 часов дня.

Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные.

Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами.

Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха». С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега.
Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень.

Солдаты 16-го пехотного полка (1-я пехотная дивизия) рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха».

Американские десантники в десантном катере LCVP 6 июня 1944 года, перед высадкой в Нормандии.

Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках (синие в оригинале) у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде (Engineer Special Brigade). То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли.

6 июня 1944 года в 8:30 во время следования к месту высадки на пляже Омаха, десантный катер LCI(L)-85 подорвался на мине и получил сильные повреждения. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар.
Около 12:00 к нему подошел транспорт АРА-26 «Samuel Chase», который снял раненых и уцелевших с LCI(L)-85. Эвакуация была завершена в 13.30, а в 14:30 катер затонул (место неизвестно). Фото снято около 14.00 после завершения эвакуации людей.
По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей.

Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии.
Битва за город Сен Мер Элиз (Sainte Mere Eglise).

Танки PzKpfw V «Пантера» 130-го полка танковой учебной дивизии вермахта в Нормандии. На переднем плане - дульный тормоз орудия одной из «Пантер».

Солдаты 352-й пехотной дивизии вермахта, оборонявшей пляж «Омаха» в Нормандии тренируются незадолго до «Дня Д» - высадки войск союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. На переднем плане пулеметчик с ручным пулеметом MG-42.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» в Нормандии - месте высадки канадских войск во время Нормандской десантной операции.

Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены.

Канадские солдаты на пляже «Юнона» (Juno Beach) во время высадки в Нормандии.

Канадские десантники из полка «Горцы из Стормонта, Дандеса и Гленгарри» («Stormont, Dundas & Glengarry Highlanders»), входящего в 9-ю бригаду 3-й пехотной дивизии высаживаются в секторе «Нан уайт» пляжа Юнона у городка Бернье-сюр-Мер. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI(L)-299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу.

Подготовка к операции «Оверлорд». На переднем плане три американских солдата в БТР M3A1, оснащенном пулеметом M2 50-го калибра. Начало июня 1944 года.

Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция.

Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии. Район Фокс Грин к востоку от Кольвиль-сюр-Мер, сектор «Omaha Beach».

Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии.

Английские штурмовые десантные катера типа LCA (landing craft, assault), в том числе №№-521, 1377, доставляют войска на десантный корабль в ходе подготовки к высадке в Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут (Weymouth).
Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» («Prince Baudouin»). На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green».

Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA (landing craft, assault) в порту Уэймут (Weymouth). Дальше стоят пехотно-десантные корабли типа LCI(L) (landing craft, infantry (large)) №№- 497, 84 и тяжелый десантный катер LCH (landing craft, heavy) №-87.

Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли. Порт Уэймут (Weymouth) , Англия.
Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности.

Американские десантники выбираются из воды на пляж Омаха.

Десантный катер LCVP с группой солдат передового отряда 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США приближается к зоне высадки Омаха.

Панорамный вид на пляж «Омаха». Войска союзников выгружают технику и грузы на захваченный и уже «обустроенный» плацдарм. Высаживается американская 2-я бронетанковая дивизия - первая танковая дивизия, высаженная в Нормандии.

Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка (82-я воздушно-десантная дивизия) рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства.

Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.

Высадка войск союзников с десантных катеров на пляже «Омаха» под ожесточенным пулеметным огнем немцев. На снимке запечатлен момент начала высадки подразделений роты E 16-го пехотного полка 1-й пехотной дивизии армии США. Высадка этих десантников производилась с транспортного судна «Сэмюэл Чейз» (USS» «Samuel Chase» (APA-26) посредством десантных катеров LCVP. Авторское название фото – «Челюсти смерти» («The Jaws of Death.»).

Омаха-бич, наши дни

При подготовке материала активно использовались сайты: