Где живут индейцы в наше время? Путь знания индейцев яки. Где живут индейцы

Ошибки и заблуждения относительно индейцев

Рассмотрим вкратце некоторые ошибки и заблуждения относительно индейцев, один из примеров которых мы привели в самом начале этой главы.

Во-первых, само употребление слов индейцы и краснокожие применительно к коренному населению Америки является неправильным – в этом, правда, нельзя винить ни режиссеров, ни сценаристов. Американские индейцы, как мы увидим, являются выходцами из Азии и происходят от монголоидной расы, но не имеют ничего общего с жителями, населявшими Древнюю Индию.

Эта ошибка произошла из-за того, что, когда Колумб достиг Нового Света в октябре 1492 г. и увидел о. Сан-Сальвадор, он решил, что достиг «Индиз» – так тогда называли всю нынешнюю Восточную Азию; то есть он думал, что достиг побережья сегодняшней Японии. Существование целого континента, отделявшего Европу от Азии, было полной неожиданностью для исследователей того времени. Что же касается термина краснокожий, то так назвали коренных жителей французы, появившиеся в Америке в середине XVI в. Хотя французы любят подчеркивать точность даваемых ими определений и используемых терминов, в данном случае они совершили явную ошибку, поскольку цвет кожи американских индейцев – либо светло– или темно-коричневый, либо такой же, как и у самих французов.

В описанной в начале главы сцене присутствуют два основных заблуждения относительно индейцев: во-первых, что они по натуре жестоки и кровожадны и, во-вторых, что они все сплошь лихие наездники и всю жизнь проводят в седле. В голливудских фильмах показывают в основном индейцев юго-западных районов Америки, иногда – северной части районов Великих Равнин, хотя большинство индейских племен занимают как раз другие три четверти американской территории. Юго-западные области, охватывающие западную часть Техаса, всю территорию штатов Нью-Мексико и Аризоны, а также южную часть Юты и Колорадо, известны своими живописными пейзажами, что естественно привлекает кинорежиссеров; к тому же здесь обитают три из пяти самых знаменитых индейских племен: навахо, апачи и команчи. Конечно, это были верховые племена, однако только лишь команчи более или менее соответствуют тому образу, который был создан кинематографом. Апачи были бедными племенами и использовали лошадей в пищу ничуть не в меньшей степени, нежели в качестве средства передвижения; воевали же они в основном в пешем строю. Навахо вообще отличались миролюбием, особенно по сравнению с апачами и команчами; они были мирными пастухами и скотоводами и использовали своих косматых пони больше для того, чтобы охранять стада овец и крупного рогатого скота. В любом случае навахо, апачи и команчи – это лишь три племени из более чем шестисот, населявших Северную Америку в те времена, поэтому приходится сожалеть, что создатели фильмов показывают только эти три племени, создавая таким образом у зрителя крайне искаженную и однобокую картину. Как увидим ниже, большинство индейских племен не жило в районах пустынь и не относилось к верховым: лошадь не играла определяющую роль в их жизни, а некоторые племена не знали ее вообще. В действительности важную роль в жизни индейцев лошадь стала играть лишь за два столетия до того, как те были согнаны со своих земель белыми людьми, а 20 000 лет до этого, включая период своего культурного расцвета, индейцы прекрасно обходились без лошадей.

Перед нашествием европейцев индейцы занимались охотой, сельским хозяйством, собирательством и рыбной ловлей, вели скромный, миролюбивый и совершенно неагрессивный образ жизни. Они уже не были кочевниками, а вели оседлый образ жизни на своей довольно четко очерченной территории; многие были оседлыми земледельцами или рыбаками. Некоторые племена действительно были воинственными, но, во-первых, такие племена были весьма малочисленны, да к тому же разделялись на множество мелких отрядов – главной их задачей была охрана продовольственных запасов; имели место не крупные войны, а небольшие стычки. Именно европейцы со своими регулярными армиями и современным оружием навязали индейцам безжалостную войну без правил, заставив их принять и вести неравную, обреченную на неудачу борьбу в защиту своего достоинства и образа жизни. Именно белые, а не индейцы демонстрировали настоящую агрессивность, тесня коренных жителей Америки все дальше с востока на запад, пока их не поглотило всходящее над океаном солнце… Именно белые, а не индейцы совершали настоящие зверства; история того, как индейцев обманывали, сгоняли с родных земель и просто истребляли, носит поистине шокирующий характер.

О том, как воевали индейцы, мы расскажем в отдельной главе; здесь лишь отметим, что из фильмов у людей сложилось о них впечатление как о воинственных верховых племенах, обитающих в основном на равнинах Запада и в засушливых районах юго-запада. Ответственность за это лежит в основном на создателях голливудских фильмов. Индейцы все более и более воспринимаются зрительской аудиторией как обитатели какой-то неведомой фантастической страны, где вместе с ними живут аналогичным образом воспринимаемые ковбои, первые поселенцы и солдаты американской кавалерии.

Почти всегда индеец показан как враждебно настроенный по отношению к белому человеку. Однако так было далеко не всегда. События, описываемые в начале этой главы, могли развиваться совершенно по-иному: вполне вероятно, что индейцы не атаковали караван, а, наоборот, показывали ему дорогу и охраняли в пути. Индейцы помогли многим тысячам белых путешественников и переселенцев, предоставляя им жилье, снабжая пищей и водой. Первоначальный прием, оказываемый индейцами белому человеку, почти всегда был дружелюбным. Индейцы проявляли интерес к пришельцам: к их обычаям, вере, одежде, орудиям и техническим новшествам. Индейцам казалось, что на этих бескрайних просторах хватит места для всех. Они не могли предположить, что переселенцы будут прибывать на Восточное побережье и двигаться внутрь страны, разрастаясь как опухоль такими темпами, что это станет представлять для них серьезную угрозу. Прошло немало времени, пока индейцы поняли, что бесконечные караваны из повозок и дилижансов, многочисленные сети железных дорог, покрывшие континент, суть кандалы, в которые их заковали, лишив свободы. Пассажирами этих караванов и поездов были не дружески и доброжелательно настроенные люди, а старатели, солдаты, торговцы и просто всякий сброд, который пришел, чтобы уничтожить коренных жителей и погубить холмы, реки, луга и леса, которые с незапамятных времен были индейским домом…

Беда была в том, что компромисс между белыми и индейцами был невозможен. Конец этой неравной борьбы был предрешен: образ жизни индейцев должен был быть окончательно разрушен, ибо был прямой противоположностью образу жизни и представлениям белого человека, для которого индеец был абсолютно непонятен и пугающе непредсказуем, а страх, как известно, рождает ненависть. К тому же, к несчастью для американских индейцев, как и их южных мексиканских соседей, столкнувшихся с Кортесом и Писарро, их контакт с европейцами произошел тогда, когда те проходили агрессивную, захватническую фазу в своем историческом развитии, а нарождающееся молодое американское государство шло железной безжалостной поступью промышленной революции. После того как Техас провозгласил создание республики в 1836 г., а Мексика была разгромлена и лишилась части своей территории в 1846 г.; после гражданской войны и официального объявления президентом Мак-Кинли теории «предопределенной судьбы» как основы американской политики стало ясно, что индейцам нет места в Америке.

«Дикий», «нецивилизованный», «безнадежно отсталый» туземец должен был «уступить место» – что и произошло.

Индейцев сгоняли с земель все более и более активно. Конец индейского сопротивления ознаменовали события в Вундед-Ни в Южной Дакоте, произошедшие 29 декабря 1890 г., когда солдаты 7-го кавалерийского полка армии США уничтожили более 300 индейцев сиу, включая женщин и детей. К этому времени численность американских индейцев, которая и так никогда не была внушительной, сократилась вдвое в результате прямого уничтожения, постоянного насильственного сгона с насиженных земель, гибели в заточении, болезней и умышленно вызванного голода.

Позднее множество индейцев погибло от алкоголизма и потери всякого интереса к жизни.

В конце XIX столетия было впору говорить не о «последнем из могикан», а о «последнем из индейцев». Под натиском навязанной и возобладавшей культуры вторгнувшегося белого человека множество знаменитых в свое время племен исчезли навсегда. Из 600 индейских племен, известных в 1800 г., сегодня сохранилось лишь 250, причем многие из них являются весьма малочисленными.

Если сегодня множество людей не знает, что американские индейцы по-прежнему существуют, то еще большее число их вообще не имеет никакого представления об их жизни до появления в Америке европейцев. Но за последние 50 лет индейцы постепенно, но неуклонно возрождаются; прирост населения среди них является сегодня самым высоким по сравнению с другими группами населения США. Несмотря на бедность, болезни и безработицу, индейцы достигли первоначально существовавшей численности примерно в 1 миллион человек. И можно смело сказать, что у этих сильных, мужественных и стойких людей не только есть прошлое, но и будущее. Богатая история американских индейцев опровергает лживые измышления о том, что они примитивные и грубые дикари. Их история насчитывает не столетия, а двадцать – тридцать тысяч лет, как и у европейцев, и история эта, исключительно яркая и самобытная, сложилась и существовала задолго до появления Колумба.

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

3.1.2.2. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм В истории богословской мысли существовали ереси, связанные с отрицанием или специфическим пониманием человеческой природы Христа. Одной из самых первых по времени появления христологических ересей

Из книги Постигая живое слово Божие автора Хазел Герхард

Писцовые ошибки Несмотря на чрезвычайную осторожность, проявляемую писцами в процессе переписывания ветхозаветных манускриптов, некоторые писцовые ошибки все же имели место. К таковым, например, относится неумышленное повторение какой-либо буквы или слога -

Из книги Бог говорит (Учебник религии) автора Антонов Владимир

«УЧЕНИЕ ДОНА ХУАНА: ПУТЬ ЗНАНИЯ ИНДЕЙЦЕВ ПЛЕМЕНИ ЯКИ» Карлос КастанедаКогда человек начинает учиться, он никогда не знает ясно своих препятствий. Его цель - расплывчата. Его намерение - не направлено. Он надеется на награды, которые никогда не материализуются, потому

Из книги Каннибализм автора Каневский Лев

Глава четвертая Обычаи и мифы североамериканских индейцев Многие из американцев воспитаны на книгах Фенимора Купера, таких, как «Последний из могикан», на рассказах о краснокожих и ковбоях, на знаменитой «Песни о Гайавате» Лонгфелло. В этой поразительно большой поэме

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

Военное искусство индейцев в колониальный период Нам практически ничего не известно о том, как воевали индейцы, а также о ком-либо из их воинов и военачальников до появления в Америке европейцев. Поскольку у индейцев не было письменности, то не сохранилось никаких

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Глава 4 Психология индейцев Разделение общества на две категории зашло так далеко, что простой народ рассматривал представителей знати как глашатаев или представителей богов. Чтобы понять это экстремальное проявление принципа дуализма, нужно более глубоко изучить

Из книги Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов автора Автор неизвестен

Глава 4. О воздержании и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движений души 1. Однажды братия из Скита пошли к авве Антонию. Взошедши на корабль, чтобы отплыть к нему, нашли они одного старца, отправляющегося в ту же сторону. Братия не

Из книги Военные навыки индейцев Великих Равнин автора Секой Фрэнк

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

Обрядовое влезание на деревья у американских индейцев Мы уже отмечали удивительную настойчивость, с которой повторяется тема заглатывающего чудовища в обрядах взросления и посвящения в тайные общества, а также в других мифических и обрядовых контекстах. Впрочем, это не

Из книги Древний патерик автора Автор неизвестен

Обычаи и обряды австралийских аборигенов, индейцев Америки, туземцев Африки, Азии и Океании Австралия Убийство на расстоянии Магические ритуалы австралийских аборигенов, призванные убивать и калечить на расстоянии, были необычайно эффективны, напоминая по своему

Из книги Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии автора Холл Мэнли Палмер

Эротика в охотничьих ритуалах индейцев Ритуальные охотничьи обряды и древние оргии оказались у индейцев, как и у многих других народов мира, связанными по смыслу: соблюдение особого рода запретов присутствовало как в охоте, так и в половой жизни племени. Олени в сезон

Из книги Псевдонаука и паранормальные явления [Критический взгляд] автора Смит Джонатан

Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души 1. Однажды братия из Скита пошли к авве Антонию. Взошедши на корабль, чтобы отплыть к нему, нашли они одного старца, отправляющегося в ту же сторону. Братия

Из книги История свастики с древнейших времен до наших дней автора Уилсон Томас

СИМВОЛИЗМ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ По своей природе североамериканский индеец является символистом, мистиком и философом. Души индейцев, как и многих аборигенных народов, находятся в прямом контакте с космическими силами, с их прямым проявлением. Маниту не только

Из книги автора

Ошибки неоднозначности Высказывание может быть слабым или псевдонаучным также потому, что оно при помощи языковых средств или жонглирования идеями вводит слушателей или читателей в заблуждение. Иногда это означает всего лишь игру словами. В других случаях речь идет о

Из книги автора

КРЕСТ СРЕДИ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ Различные формыВышеописанные образцы являют собою достаточно веские доказательства в пользу существования свастики в среде индейцев Северной Америки в период сооружения курганов в долине реки Миссисипи. Естественно, будущие

Американские индейцы имеют уникальную и трагичную историю. Ее уникальность состоит в том, что они смогли пережить период заселения континента европейцами. Трагичность связана с конфликтом между индейцами и белым населением. Несмотря на все это, история индейского народа полна оптимизма, поскольку, лишившись львиной доли исконных земель, они выжили и сохранили свою самобытность. На сегодняшний день они являются полноправными гражданами Соединенных Штатов.

Основной вопрос статьи: где живут индейцы? Следы этого населения прослеживаются на двух материках. Многие названия в США связаны с этим народом. Например, Массачусетс, Мичиган, Канзас и тому подобное.

Немного истории, или кого называют индейцами

Для того чтобы понять, где живут индейцы, необходимо определиться с тем, кто это такие. Впервые про них европейцы узнали в конце 15 века, когда в поисках заветной Индии добрался до берегов Америки. Мореплаватель сразу же назвал местных жителей индейцами, хотя это и был совсем другой континент. Так название закрепилось и стало общим для множества народов, которые населяли два материка.

Если для европейцев открытый континент был Новым светом, то сотни жили здесь около 30 тысяч лет. Вновь прибывающие европейцы стали вытеснять коренных жителей в глубь страны, занимая пригодные для жизни территории. Постепенно племена были изгнаны ближе к горам.

Система резерваций

К концу 19 века Америка была настолько заселена европейцами, что свободных земель для индейцев не осталось. Для того чтобы понять, где живут индейцы, следует узнать, что такое резервации. Это земли, плохо пригодные для ведения сельского хозяйства, куда были вытеснены индейцы. Живя на этой территории по соглашениям с белыми людьми, они должны были получать припасы. Однако зачастую это было только на словах.

Еще хуже дело стало обстоять, когда каждому коренному жителю правительство выделило по 160 акров земли. Индейцы не были готовы заниматься фермерством, к тому же на непригодной для этого земле. Все это привело к тому, что к 1934 году индейцы потеряли третью часть своих земель.

Новый курс

В первой половине прошлого века Конгресс США сделал индейцев гражданами страны. Это стало большим толчком вперед относительно примирения между народами, хотя и довольно запоздалым.

Места, где живут американские индейцы, как и они сами, стали интересовать американцев не с точки зрения наживы, а с точки зрения культурного наследия своего государства. В Соединенных Штатах появился дух гордости за разнообразие своего населения. У многих возникло желание компенсировать потомкам индейцев то несправедливое отношение, которому были подвержены их предки.

Где живут индейцы?

Индейцы проживают в двух основных географических областях. Это Северная Америка и Латинская Америка. Чтобы не возникало путаницы, стоит отметить, что Латинская Америка - это не только Южная Америка, но Мексика и ряд островов.

Территория расселения в Северной Америке

Где живут индейцы на территории Северной Америки? Данная географическая область состоит из двух крупных государств - США и Канады.

Регионы проживания индейцев:

  • субтропические регионы;
  • прибрежные районы северо-западной части материка;
  • Калифорния - это популярный штат, где живут индейцы;
  • юго-восточная часть Соединенных Штатов;
  • территория

Теперь понятно, где живут индейцы, фото которых представлены в статье. Осталось указать, что все они занимаются на своих землях ловлей рыбы, охотой, собирательством, выделыванием ценного меха.

Половина современных индейцев проживает в крупных городах и сельской местности по всей территории Соединенных Штатов. Другая часть живет в федеральных резервациях.

Индейцы в Калифорнии

Когда слышишь вопрос, где живут ковбои и индейцы, первым приходит в голову штат Калифорния. Связано это не только с вестернами, но и со статистикой. По крайней мере, по отношению к индейцам.

Наибольшее количество индейского населения проживает в штате Калифорния. Это подтвердила и перепись населения за прошлые десятилетия. Конечно, потомки индейцев этого региона смешанного происхождения.

Как же живут материка в Калифорнии? За долгие годы большинство из них утратили знание родного языка. Так, более 70 % не владеют никаким языком, помимо английского. Только 18 % хорошо говорят на языке своего народа, так же как и на государственном.

Калифорнийские индейцы имеют льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Однако большинство из них ими не пользуются. Среднее образование получают около 70 % детей из индейских семей, а диплом бакалавра - всего 11 %. Чаще всего представители коренного населения заняты в обслуживающем труде или сельском хозяйстве. Среди них также существует большой процент безработицы по отношению к средним показателям.

Четвертая часть индейцев Калифорнии живет за чертой бедности. В их домах часто нет водопровода и канализации, многие вынуждены жить в очень стесненных условиях. Хотя более 50 % все же имеют собственное жилье.

Существуют в Калифорнии и резервации индейцев. В 1998 году в них суд разрешил коренным жителям заниматься игорным бизнесом. Это разрешение со стороны властей было значительной победой. Но оно было связано не с тем, чтобы выделить благосклонное отношение к индейцам, а потому что на территории резервации невозможно заниматься привычными промыслами. Правительство пошло на этот шаг, чтобы дать людям возможность получать средства для жизни, занимаясь игорным бизнесом.

Помимо подобных уступок, резервации в Калифорнии имеют свое самоуправление, суды, правоохранительные органы. Они не починяются законам штата Калифорния, при этом получают государственные субсидии и гранты.

Территория расселения в Латинской Америке

Существует группа индейцев, проживающая в Латинской Америке. Где сейчас живут индейцы в этой географической местности, читайте ниже:

  • на территории всей Латинской Америки проживают ацтеков и тех, кто обитал на территории Центральной Америки до прибытия европейцев;
  • отдельной общностью являются индейцы бассейна Амазонки, которые отличаются своим специфическим мышлением и устоями;
  • индейцы Патагонии и Памп;
  • коренные жители

После этого уже не секрет, где живут Они в своем развитии были очень властными и имели собственный государственный устрой задолго до прибытия европейцев.

Ответить однозначно, где живут индейцы в наше время, достаточно сложно. Многие из них все еще придерживаются своих традиций, устоев, живут сообща. Но немало и тех, кто стал жить, как большинство американцев, забыв даже язык своего народа.

- (самоназвание йаки ийоэмэм, йореме) индейский народ общей численностью 25 тыс. чел., проживающий на территории Мексики. Язык яки. Религиозная принадлежность верующих: католики … Современная энциклопедия

Яки - (самоназвание йаки ийоэмэм, йореме) индейский народ общей численностью 25 тыс. чел., проживающий на территории Мексики. Язык яки. Религиозная принадлежность верующих: католики. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Уаве. Уаве (исп. Huave, самоназвание Ikoots «нас») индейский народ общей численностью 25 тыс. чел., проживающий на территории Мексики, в штате Оахака. Говорят на изолированном языке уаве.… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пурепеча. Пурепеча … Википедия

Майо … Википедия

Монпа (самоназвание: монба; кит. 门巴族, пиньинь Ménbā Zú; тиб. མོན་པ, вайли mon pa) тибето бирманский народ на востоке Гималаев. Живут в Индии на территории штата Аруначал Прадеш (50 тысяч человек), в Китае в округе Цона на юге Тибета (8923 человек … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кикапу. Кикапу … Википедия

комі-перм"яки - і/в, мн. (одн. ко/мі перм я/к, а/, ч.; ко/мі перм я/чка, и, ж.). Народ, споріднений комі, основна маса проживає у Комі Перм яцькому автономному окрузі Пермської області; представники цього народу …

чув"яки - ів, мн. (одн. чув я/к, а, ч.). Шкіряні черевики з м якою підошвою без підборів (перев. у народів Кавказу та Криму) … Український тлумачний словник

Рузвельт и Мужественные всадники на вершине высоты Сан Хуан, 1898 «Мужественные всадники» (англ. Rough Ridеrs) название первого отряда добровольной кавалер … Википедия

Книги

  • Земля Санникова , Обручев Владимир Афанасьевич. Мечта найти удивительный мир с необычайно тёплым климатом, скрывающийся среди полярных льдов, заставляет пятерых смельчаков отправиться в сложное и опасное путешествие. Политический ссыльный…
  • Земля Санникова. Роман , Обручев В.А.. Мечта найти удивительный мир с необычайно тёплым климатом, скрывающийся среди полярных льдов, заставляет пятерых смельчаков отправиться в сложное и опасное путешествие. Политический ссыльный…

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. в Америку около 14-16 тысяч лет назад. По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты-сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре-деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про-лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен-тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав-рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро-чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы-шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма-терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Вождь тимукуа. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот-никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли-чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564-1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

Вигвам племени апачи. Фотография Ноа Гамильтона Роуза. Аризона, 1880 год Denver Public Library / Wikimedia Commons

Глинобитные дома в Таос-Пуэбло, Нью-Мексико. Около 1900 года Library of Congress

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы-ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь-ной части Канады, а также на северо-восточ-ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна-чает что-то вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен-но-стью около 120 тысяч человек, живу-щих в США и Канаде. . Они делались из де-рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро-ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш-ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита-лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Мужчина и женщина за едой. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год

Посев маиса или бобов. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Копчение мяса и рыбы. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Жака Ле Муана. 1591 год Brevis narratio eorum quae in Florida Americae provincia Gallis acciderunt / book-graphics.blogspot.com

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле-дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка-шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку-рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку-рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя


Губернатор Соломон Бибо (второй слева). 1883 год Palace of the Governors Photo Archive / New Mexico Digital Collections

В 1885-1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей-цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из-вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ-ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско-рее напоми-нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо-ложили, что скелет принадле-жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг-леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.


Реконструкция внешнего облика кенневикского человека Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно-ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи-вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита-ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по-лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы


Индейцы Вирджинии. Сцена охоты. Гравюра Теодора де Бри по рисунку Джона Уайта. 1590 год North Carolina Collection / UNC Libraries

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб-разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре-менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти-нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер-ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри-торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Портрет Секвойи, создателя слогового письма индейцев чероки. Картина Генри Инмана. Около 1830 года National Portrait Gallery, Washington / Wikimedia Commons

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы-ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к какой-то большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей-ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра-тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор-нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо-танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До-статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена по-разному определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин-дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе « ».

Племя яки («Yoeme » или Yaqui ) - это североамериканское племя, проживающее в пустыне Сонора (северная часть мексиканского штата Сонаро). Некоторые представители племени с семьями проживают на территории, которая относится к американскому штату Аризона.

История племени трагична и полна человеческих жертв. Первые столкновения между членами племени и белыми людьми (испанцами) произошли еще в шестнадцатом веке. Но уже в семнадцатом веке мир между яками и испанцами был установлен вплоть до окончания испанского периода на этих землях. С переходом владений яков под патронаж Мексики племя постепенно начало вытесняться со своих насиженных мест, что привело к вооруженным восстаниям, что привело к тому, что с 1877 года мексиканское правительство привело в действие программу отправки индейских повстанцев на работу в шахты, которые располагались за много сотен километров от родины племени. Многие яки с семьями были вынуждены бежать в Америку в штат Аризона.

Только в 1910 году после мексиканской революции якам было дано разрешение вернуться в родные земли, причем для этого была предоставлена лишь небольшая часть прежней территории распространения племени. Многие семьи не вернулись и растворились в современном мире, а те, кто вернулся, стараются соблюдать древние обычаи. До сих пор путешественники могут заснять на фото и видео традиционные индейские танцы и обряды. Но современные яки уже вписались в новую жизнь. Давно ушли времена, когда члены племени питались только тем, что вырастили сами. Мужчины часто отправляются на заработки в города, женщины берегут семейный очаг.

Яки всегда проповедовали шаманизм. Основой веры яки является положение, что физическая смерть - это освобождение человеческой сущности от земного тела и переход в новое состояние. Вся жизнь человека - это подготовка ко встречи со смертью. Возможно, поэтому у племени нет культа одежды и обладания дорогими предметами. Основное внимание уделяется специальным упражнениями и медитации, которые должны подготовить человека к бессмертию и расширить возможности нашего биологического вида. Для того, чтобы при встрече со смертью не умереть, а переродиться в другом виде, необходимы годы подготовки с помощью шаманов. Если человек выбирает спокойную жизнь, в конце которой его ожидает смерть - шаманы с уважением относятся к такому выбору и не прибегают к насилию, а просто продолжают свой путь с теми, кто выбрал будущее бессмертие. Только шаман может переродиться, но стать шаманом дано не всем.

Фото. Племя яки – индейцы Мексики.

Больше понять про обычаи и шаманизм, которые сберегли индейцы Мексики (племя яки) помогут эти видео фильмы:

Видео любительские и не очень качественные, но танцы и темперамент индейцев племении яки впечетляют.