Глаголы исключения 1 и 2 спряжения примеры. Глаголы исключения. Давайте приведем примеры изменения

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Это интересно: что такое паронимы, примеры.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная - I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Это интересно: омофоны это что такое – определение и примеры.


Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Это интересно: односоставные определённо личные предложения и их примеры.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Это интересно: склонения в русском языке – правила и примеры.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Нужно знать: Как правильно писать – надеть или одеть?

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Это интересно: значение фразеологизма “тришкин кафтан”.


Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

А еще такие:

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать - помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать - сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть - прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть - удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.

Правописание глаголов

Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются.

Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола.

Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений.

Глаголы 1 спряжения

Те, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания:

Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:

  1. брить (бреет);
  2. стелить (стелет).

Глаголы 2 спряжения

Глаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице:

Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:

  1. гнать;
  2. держать;
  3. терпеть;
  4. обидеть;
  5. слышать;
  6. видеть;
  7. ненавидеть;
  8. обидеть;
  9. вертеть;
  10. дышать;
  11. смотреть.

Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминания

На основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.

Как начнёшь меня ты гнать, то не стану я дышать, уши перестанут слышать, как и руки – всё держать. На меня будешь смотреть и начнешь меня вертеть – Буду всё равно терпеть, как и от тебя зависетью. Раз решил меня обидеть. Стану я тебя не видеть, а бесспорно ненавидеть.

Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы.


Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений.

Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках.

Что такое спряжение глагола

Спряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:

  • По ударным личным окончаниям глаголов настоящего времени;
  • Если окончание глагола безударное, спряжение определяется по суффиксу инфинитива (неопределенной формы).

Как определить спряжение глаголов по личным окончаниям

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.


Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед. число Мн. число Примеры глаголов 1 спряжения Ед. число Мн. число Примеры глаголов 2 спряжения
1-е -у (-ю) -ем рисую, сошью, расту
рисуем, сошьем, растем
-у(-ю) -им приготовлю, куплю, держу
приготовим, купим, держим
2-е -ешь -ете рисуешь, сошьешь, растешь
рисуете, сошьете, растете
-ишь -ите приготовишь, купишь, держишь
приготовите, купите, держите
3-е -ет -ут (-ют) рисует, сошьет, растет
рисуют, сошьют, растут
-ит -ат (-ят) приготовит, купит, держит
приготовят, купят, держат

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

  • -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами с суффиксом -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся к 2 спряжению);
  • тремя глаголами исключениями с суффиксом -ить (зиждиться, стелить, брить) ;
  • всеми глаголами с суффиксом -оть, -уть, -ть и др. (обуть, полоть, смолоть) .

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, имеющими в неопределенной форме суффикс -ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениями с суффиксом -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть) ;
  • четырьмя глаголами исключениями с суффиксом -ать (дышать, слышать, гнать, держать) .

Разноспрягаемые глаголы

Глаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) . Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов.

Русский язык – один из самых сложных языков в мире. Множество орфографических и пунктуационных правил, лексика и грамматика – все это создает трудности не только иностранцам, но и носителям языка. Кроме того, исключений из правил русской орфографии великое множество, и всякому грамотному человеку необходимо их знать.

Вконтакте

Заимствованные слова

Одно из самых простых правил в русском языке – это после шипящих. С начальной школы всем известно, что после Ш и Щ нельзя писать буквы Ю и Я: чаща, щука, щупальца.

Однако многие задаются вопросом: как пишется слово брошюра или, например, парашют , и почему. Эти слова пришли к нам из французского языка. Жюри, брошюра, парашют пишутся с буквой Ю после шипящей и являются исключениями.

Часто при письме затруднение вызывает слово капюшон , так как в нем две безударных гласных, а ударная О находится после шипящей. Оно тоже иноязычного происхождения, и его правописание следует запомнить .

Совет! Правописание наименований, пришедших из других языков, следует запомнить, так как часто оно не соответствует правилам русской орфографии. В случае сомнения лучше сверяться со словарем.

Глаголы-исключения

Как показывает практика, для школьников одним из самых сложных правил является написание . Казалось бы, здесь все просто: в русском языке только два спряжения.

Нужно научиться определять спряжение , и в зависимости от этого писать в окончании нужную букву. Но это правило усложняется большим количеством исключений.

  • терпеть (слишком много терпишь);
  • вертеть (вертит головой);
  • обидеть (обидится из-за пустяка);
  • зависеть (зависишь от обстоятельств);
  • ненавидеть (ненавидим плохую погоду);
  • видеть (плохо видит);
  • смотреть (смотришь в разные стороны);
  • слышать (слышишь странные звуки);
  • дышать (дышит с трудом);
  • держать (держит всех в напряжении);
  • гнать (гонишь с бешеной скоростью).

К 1-му спряжению считается правильным относить все остальные глаголы, которые не оканчиваются на –ить в начальной форме, а значит, на любые другие сочетания букв. Но и здесь есть слова, не подчиняющиеся правилу. Это знакомые со школьных лет :

  • брить (ты не бреешь бороду),
  • стелить (мягко стелет, да жестко спать).

К первому же спряжению относится и устаревшее слово «зиждиться», которое уже не употребляется в современной речи.

Важно! Чтобы не допустить ошибки в окончании глагола, нужно хорошо знать не только правило, но и выучить все коварные исключения.

О/Ё после шипящих: исключения из правила

Правило о написании о, ё и е после шипящих гораздо проще, чем может показаться.

Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить, находится ли орфограмма в корне слова или в других его частях (суффиксы, окончания).

  • Если речь идет о корне, то правильно писать букву ё в тех словах, к которым можно подобрать однокоренные с е. Щётка – щетина, расчёсывать – чесать, щёлкать – щелчок. Если подобрать такую замену не удается, значит, после шипящего нужно писать о: обжора, шок. Часто такие случаи запоминают как исключения из правила.
  • В суффиксе и окончании выбрать нужную букву еще проще. Е (ё) пишется в глаголах и отглагольных формах, а также в отыменных частях речи без ударения: течет, сгущенка (от сгустить), реченька.

В слове крыжовник очень часто допускают ошибки, но если разобраться, оно совсем не сложное. Если проанализировать морфемный состав, то мы увидим корень в этом названии –крыжов- и суффикс –ник- . Родственных словоформ с е нет, значит, следует писать букву о.

Гласные после Ц: как не ошибиться

Одно из самых несложных и любимых детьми правил грамматики – это выбор буквы и или ы после ц. Алгоритм действий здесь аналогичный тому, который рассматривался в предыдущем правиле.

Первое, что нужно сделать. – определить, в какой морфеме находится затруднительная для нас орфограмма.

В корне после ц нужно писать и : веселый цирк, металлический циркуль, циферблат часов. Лишь несколько лексических единиц не соответствуют данному правилу:

  • цыган;
  • цыпочки;
  • цыпленок;
  • цыкнуть (разговорное слово);
  • цыц (междометие).

Все их легко запомнить, если сложить в известную всем смешную фразу.

Важно! Этому же правилу подчиняются существительные, оканчивающиеся на –ция: в них ЦИ тоже находится в корне: обратиться в милицию, ценная акция, ароматная акация и т.д.

В окончании и суффиксе после ц всегда пишется ы , и из этого пункта правила нет исключения: вкусные огурцы, куницын мех, искусные мастерицы, резвые синицы и т.д. Иначе говоря, все слова на цы пишутся только с буквой Ы.

Написание Н и НН в разных случаях

Еще одна коварная часть русской грамматики – количество Н в разных морфемах. Чтобы писать грамотно, в случае сомнения нужно начать с определения части речи и далее руководствоваться соответствующими правилами:

  • В существительных и прилагательных в русском языке пишутся две Н на стыке корня и суффикса: пустын-ник, стран-ный, корон-ный.
  • В нужно писать столько Н, сколько в прилагательных, от которых они произведены. Странно – от странный, туманно – от туманный, спонтанно – от спонтанный.
  • В полной формы всегда пишется удвоенная –н-. Жаренная в масле рыба, связанные носки, отмеренный срок, вылепленный снеговик. В краткой форме всегда пишется –н-: носки связаны, рыба пожарена, срок отмерен.
  • Несколько сложнее дело обстоит с . В них может писаться и одна –н-, и две. –Н- пишется в суффиксах –ин-, -ан- и –ян-: мышиная возня, соколиная охота, глиняный кувшин, кожаный пиджак. Из этого правила есть всего три исключения в нашем языке, которые пишутся с –нн-: стеклянный стакан, деревянный стул, оловянный солдатик.

Слова-исключения в русском языке

Изучаем, какие бывают глаголы исключения

Вывод

Грамотность всегда вызывает положительное впечатление о человеке, о его образованности и культуре, поэтому ею нельзя пренебрегать. Чтобы быть грамотным, нужно не только хорошо знать правила русского языка, но и выучить все случаи, которые правилам не подчиняются. Буквы о или е/ё в словах, и или ы, н или нн, и или е в безударной позиции – все эти случаи требуют внимательности и эрудиции, а подчас поможет этимология слов.

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

-у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило .

Ко второму спряжению относятся:

все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

Разноспрягаемые глаголы.

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).

стих про слова исключения 2 спряжения!

  1. Как начншь меня ты гнать,
    Перестану я дышать,
    Перестанут уши слышать,
    Ну а руки вс держать.
    На меня начншь смотреть,
    Будешь ты меня вертеть
    Буду вс равно терпеть,
    Буду от тебя зависеть,
    Раз ты смог меня обидеть.
    Буду я тебя не видеть,
    А открыто ненавидеть.
  2. Видеть, слышать и обидеть,
    Гнать, терпеть и ненавидеть,
    И дышать, держать, смотреть,
    И зависеть, и вертеть.
    50 лет прошло, а вс ещ помню.)
  3. Ко второму ко спряженью
    Отнесм мы, без сомненья,
    Все глаголы, что на -ить,
    Исключая брить, стелить.
    И ещ: смотреть, обидеть,
    Слышать, видеть, ненавидеть,
    Гнать, держать, дышать, терпеть,
    И зависеть, и вертеть.
  4. Гнать, держать, смотреть и видеть,
    Дышать, слышать, ненавидеть,
    И зависеть, и терпеть,
    И обидеть, и вертеть.
  5. В классе должен ты все ВИДЕТЬ,
    В классе должен ты все СЛЫШАТЬ,
    Свежим воздухом ДЫШАТЬ.
    От тебя будет ЗАВИСЕТЬ,
    Чтоб пятерку уДЕРЖАТЬ.
    Ложь ты должен НЕНАВИДЕТЬ,
    Лгунов в классе не ТЕРПЕТЬ,
    Никого нельзя ОБИДЕТЬ,
    Нельзя слабого проГНАТЬ.

§ 1 Спряжение глаголов

Спряжение - это постоянный морфологический признак глагола. Знания о спряжении глагола позволяют нам правильно написать безударное окончание глагола. Вспомним, что в русском языке существует два спряжения глаголов: первое (I) и второе (II).

Определить спряжение можно различными способами. Для выбора способа определения спряжения в первую очередь необходимо обозначить ударение в слове и определить, ударным или безударным является окончание. Если окончание глагола ударное, то спряжение определяем по окончанию, воспользовавшись правилом:

К I спряжению относятся глаголы с личными окончаниями:

У, -ю, -ешь, -ёшь, -ет, -ёт, -ете, -ёте, -ем, -ём, -ут, -ют;

Ко II спряжению относятся глаголы с личными окончаниями:

У, -ю, -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят.

Если же окончание глагола безударное, определить спряжение можно следующими способами.

Поставьте глагол в форму 3 лица множественного числа. Если глагол в форме 3 лица множественного числа имеет окончания -ут-/-ют-, следовательно, это глагол первого спряжения, если глагол имеет окончание -ат-/-ят- - глагол второго спряжения.

Спряжение глагола можно определить и другим способом.

Необходимо поставить глагол в неопределенную форму (отвечает на вопрос - что сделать?). Выделить глагольный суффикс -ть- и суффикс глагола перед -ть-. Если глагол имеет в суффиксе перед -ть- гласную -и-, это глагол второго спряжения. Суффиксы -а-, -о-, -я-, -е-, -ы-, -у- принадлежат глаголам первого спряжения.

Рассмотрим несколько примеров.

Глагол «посеешь» имеет безударное окончание. Для того чтобы не ошибиться в написании окончания, поставим глагол в форму 3 лица множественного числа - они (что сделают?) «посеют». Окончание глагола -ют указывает на то, что это глагол первого спряжения.

Воспользуемся вторым способом. Поставим глагол «посеешь» в неопределенную форму (что сделать?) посеять. В слове «посеять» перед суффиксом -ть стоит суффикс -я-, который указывает на первое спряжение.

Определим спряжение глагола «шали́те». Обозначим ударение в слове, оно падает на гласную -и-. Окончание глагола -ите находится под ударением. Следовательно, это глагол второго спряжения.

§ 2 Глаголы-исключения

Определим спряжение глагола «смо́трите». Поставим ударение, оно падает на гласную о в корне слова. Окончание глагола безударное. Чтобы определить спряжение глагола поставим его в форму 3 лица множественного числа - (что делают?) они «смотрят». Окончание глагола -ят указывает нам на второе спряжение.

Воспользуемся другим способом определения спряжения глагола, для этого поставим глагол «смотрите» в неопределенную форму - (что делать?) «смотреть». Суффикс глагола перед -ть, -е- указывает нам на то, что глагол первого спряжения.

Рассмотрим ещё один пример. Определим спряжение глагола «де́ржите». Окончание глагола безударное. Поставим глагол «держите» в форму 3 лица множественного числа - (что делают?) они «держат». Окончание -ат указывает нам на второе спряжение глагола. А если поставить глагол держите в неопределенную форму - (что делать?) - держать, мы видим, что суффикс -а- перед -ть- указывает нам на первое спряжение.

Почему же у нас в двух последних случаях - для глаголов «смотреть» и «держать» - получились разные ответы? Ведь мы правильно воспользовались способом определения спряжения. Ответ прост. В русском языке существуют глаголы-исключения, они не подчиняются этим правилам, всего их 13.

Так, к первому спряжению относятся глаголы «брить», «стелить», имеющие в неопределенной форме суффикс -и- перед -ть. При изменении по лицам и числам названные глаголы принимают окончания I спряжения. Например:

В 1 лице - я стелю, мы стелем.

Во 2 лице - ты стелешь, вы стелете.

В 3 лице - он стелет, они стелют.

Глаголы-исключения смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, слышать, держать и гнать (всего их 11) относятся ко второму спряжению, в неопределенной форме они имеют суффикс -а- или -е- перед -ть-. При изменении по лицам и числам названные глаголы принимают окончания II спряжения. Например:

В 1 лице - я смотрю, мы смотрим.

Во 2 лице - ты смотришь, вы смотрите.

В 3 лице - он смотрит, они смотрят.

Запомнить глаголы-исключения второго спряжения помогут «считалочки»:

Глаголы, образованные от глаголов-исключений приставочным способом или с помощью -ся-, относятся к тому же типу спряжения.

Например: гнать, гнаться, загнать, выгнать, перегнать и т.д. - глаголы II спряжения, также как глаголы смотреть, смотреться, высмотреть, пересмотреть, посмотреть, присмотреть и т. д. А глаголы стелить, застелить, настелить, выстелить, перестелить и т.д. являются глаголами I спряжения.

Список использованной литературы:

  1. Справочное пособие по русскому языку. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. ЗАО «Премьера»,1999.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, М.: 2008.
  3. Учимся играя. В. Волина. Новая школа, М.: 1994.
  4. Учим русский с увлечением. О.Е. Жирейко, Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. «5 за знания», М.: 2005.
  5. Русский язык. 4 класс. Книга для учителя. Т.Г. Рамзаева. «Дрофа», М.: 2000.