Глубинная психология кратко. Динамическая краткосрочная терапия. Теории и направления

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе стали глубинные бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой .

Основные положения психоанализа:
1) понимание как мотивационного, личностного;
2) рассмотрение развития как к среде, хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному ;
3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению);
4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы и ее уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом .

Основные теории глубинной психологии


Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду. Ид, Эго и Супер-Эго. Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация.


Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации. Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь. Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Э. Эриксон
Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.). Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности. Стремление к целостности, (с собой, своей культурой, этносом И Т.Д.).

1.Предмет и обьект изучения глубиной психологии .

Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie) - общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология», хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на «поверхности» сознания. Границы Г. н. не поддаются чёткому определению; она охватывает разнообразные течения и школы (учения Фрейда, Юнга, Адлера, эгопсихология, неофрейдизм и т.

2.Основные направления глубиной психологии.

К глубинной психологии относятся: Психоанализ (З. Фрейд),Аналитическая психология (К. Г. Юнг)

Индивидуальная психология (А. Адлер),Неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан и другие).

Внутри современного психоанализа, в свою очередь, выделяют следующие основные глубинные теории:

Психология влечений,Теория Мелани Кляйн,Эго-психология (А. Фрейд, М. Малер, Э. Эриксон и другие),

Психоаналитическая теория развития,Теория объектных отношений,Селф-психология.

3.Психоанализ з.Фрейда как центральное направление глубинной психологии: предпосылки, становление

Предпосылки формирования психоанализа 3. Фрейда.

Научные источники психоанализа. На развитие психоаналитического движения существенное влияние оказали два основных источника: а) философские концепции бессознательных психических феноменов; б) работы в сфере психопатологии и психотерапии.

В самом начале XVIII в. немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц разработал концепцию, названную им монадологией. Монады, согласно Лейбницу, представляют собой единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Каждая монада представляет собой непротяженную психическую сущность. С точки зрения Лейбница, активность монад, протекающая в сфере идеальных психических актов, имеет различную степень сознательности: от почти полностью бессознательной до ясного и четкого сознания. Низшие уровни психической активности монады были названы малыми перцепциями, их сознательная реализация получила название апперцепции.

Надо упомянуть сильное влияние, которое испытал Фрейд со стороны работ Ч. Дарвина. Именно Дарвин высказал несколько идей, легших впоследствии в основу психоанализа. Это, прежде всего, представления о бессознательных психических процессах и конфликтах, о роли сновидения и скрытом символизме некоторых поведенческих симптомов, а также о значении сексуальности в человеческой жизни. Дарвин сосредотачивал свое внимание на нерациональных аспектах поведения и психики. Он написал статью о психическом развитии ребенка (эмоциональное и сексуальное развитие с младенчества до взрослого возраста) которая была внимательно прочитана Фрейдом. Дарвин настаивал на том, что человеческие существа подвержены воздействию биологических сил, в особенности инстинкта продолжения рода и инстинкта поиска пищи, которые, по его мнению, создают основу для любого поведения. Менее чем через десять лет немецкий психиатр Ричард фон Краффт-Эббинг озвучил сходные идеи: единственными инстинктами в человеческой психике являются сексуальный инстинкт и стремление к самосохранению.

4.Гипноз, катарсический метод и психоанализ

Катартический метод - Психотерапевтический метод, при котором искомое лечебное воздействие - это "очищение" (катарсис), адекватная разрядка патогенных аффектов. Лечение позволяет субъекту вспомнить и даже вновь пережить события, послужившие источником травмы, и отреагировать на них.

Исторически "катартический метод" был связан с тем периодом (1880-1895), когда психоаналитическая психотерапия постепенно освобождалась от использования гипноза.

Катарсис (греч.) - очищение, освобождение. Аристотель называл катарсисом воздействие трагедии на зрителя: "Трагедия есть подражание действию важному и законченному..., совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных страстей".

Брейер и затем Фрейд называли катартическим методом ожидаемый результат адекватного отреагирования на травму. Согласно теории, разработанной в "Исследованиях истерии", "зажатые" аффекты, не нашедшие пути к разрядке, оказываеют патогенное воздействие. Подытоживая впоследствии теорию катарсиса, Фрейд писал: "Согласно этой гипотезе, истерический симптом возникает в ситуациях, когда психическая энергия, недоступная осознанной переработке, порождает телесную иннервацию (конверсия). Излечение тогда будет достигнуто высвобождением отклонившегося от своего пути аффекта и его разрядкой, осуществленной обычным путем, или, иначе, отреагированием."

Поначалу катартический метод был тесно связан с гипнозом. Но вскоре Фрейд отказался от гипноза как приема, предназначенного подавлять симптом прямым внушением того, что он не существует; гипноз стал лишь средством воспоминания, которое вводит в поле сознания забытый, "вытесненный" субъектом опыт, лежащий в основе симптомов. Эти вызванные вновь воспоминания переживаются субъектом как настоящая драма и дают ему возможность выражения разрядки аффектов, изначально связанных с травмирующим опытом и сразу же подавленных.

Вскоре Фрейд полностью отказался от гипноза в собственном смысле слова, заменив его простым внушением (при помощи особого приема - надавливания рукой на лоб пациента); целью внушения было убедить больного в том, что он сможет вспомнить патогенное событие. В конечном счете, Фрейд отказался и от внушения и стал использовать только свободные ассоциации больного. Внешне цель лечения - освобождение больного от симптомов, обеспечение нормальной разрядки аффектов - оставалась неизменной в процессе всех этих изменений техники.

Катарсис остался одним из измерений любой психоаналитической терапии.

Глубинная психология

1. Общая характеристика глубинной психологии.

  1. Психоанализ З.Фрейда.
  2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
  3. Индивидуальная психология А.Адлера.
  4. Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливана и др.).

Глубинная психология - это группа направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных преимущественно на бессознательные механизмы психики.

Общие положения глубинной психологии основываются на теориях З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера , при этом несколько обобщая и расширяя границы каждой из теорий. Бессознательное человека рассматривается шире, чем только лишь вытесненные сексуальные желания или архетипы коллективного бессознательного. В качестве одной из сил такого "бессознательного" может также рассматриваться нравственное. "Где духовное Я погружается в сферу бессознательного как в свою последнюю основу, там можем мы, смотря по обстоятельствам, говорить о знании, любви или об искусстве. Где, наоборот, в сознание врывается психофизическое Оно, там имеем мы дело с неврозом и психозом ", - писал В.Франкл. Духовное начало у человека не есть только результат сублимирования стремлений, оно не является своего рода сопутствующим явлением телесно-психического комплекса, а изначально существует наряду с ним. Душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого.

Глубинная психология своим появлением стимулировала развитие новой области медицины, изучающей влияние психологических факторов на возникновение тех или иных заболеваний. Данное направление медицины стали называть психосоматикой. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины.

К глубинной психологии принято относить:

  • психоанализ З.Фрейда;
  • аналитическая психология К.Г.Юнга;
  • индивидуальная психология А.Адлера;
  • неофрейдизм К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливана и др.

В глубинной психологии используются методы частично заимствованные из психоанализа, а именно:

  • свободные ассоциации,
  • проективные методы,
  • методы психодрамы и др.

Глубинная психология противопоставляет себя бихевиоризму (поведенческой психологии), который занимается изучением лишь наблюдаемых проявлений человеческой психики.

По мнению глубинных психологов, то, что мы осознаем - лишь малая часть нашей личности, как верхушка айсберга. С помощью глубинной психологии Вы сможете отрыть удивительные резервы собственной личности, лучше понять и узнать себя, решить многие давние проблемы.

2. Психоанализ 3. Фрейда

Психоанализ 3. Фрейда (1856-1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого - начала нынешнего столетия. Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.)



Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появляется широкий интерес к бессознательному - не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии. Взгляды 3. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» - «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную - естественную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. 3. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лондоне в 1939 г.

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвел» большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов», сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть.

Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления, составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В его учении; можно различать, хотя и несколько условно, три периода. Первый период (1897-1905), когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Основные произведения этого периода: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналитического метода лечения).

Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений» , в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня - сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними.

В этот период психоанализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.

Во втором периоде (1906-1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии . Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения - динамической, топической и экономической.

В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912) - работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельности» (1911).

Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла читал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909).

Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912). Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд присоединил к ним 3-й т.), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг. В 3-м, последнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.

Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях - «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию - «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации- «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной философии.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Юнга – одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, первоначально возникшее в рамках психоаналитического движения, но впоследствии приобретшее статус самостоятельного существования.

Основатель аналитической псисхологии – швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг (1875–1961), разработавший методику ассоциативного эксперимента в руководимой психиатром Э. Блейером (1898–1927) психиатрической клинике Бургхольцли и обнаруживший наличие чувственных комплексов у человека, установивший в 1906 г. переписку с З. Фрейдом и в 1907 году нанесший ему первый свой визит, на протяжении ряда лет разделявший психоаналитические идеи и являвшийся редактором журнала «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», а также президентом Международной психоаналитической ассоциации в период с марта 1910 по апрель 1914 гг.

После публикации работы З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) К.Г. Юнг прочел ее, сослался на эту книгу в своей докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), заново перечитал ее в 1903 г. и начиная с 1904 г. стал широко использовать психоаналитические идеи при диагностировании ассоциаций и психологии раннего слабоумия (dementia praecox), впоследствии названного Э. Блейлером шизофренией. На протяжении нескольких лет между двумя исследователями и практикующими врачами осуществлялся плодотворный обмен мнениями по развитию психоаналитических идей и концепций, в результате чего на втором Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в марте 1910 г. в Нюрнберге, именно З. Фрейд рекомендовал К.Г. Юнга в качестве первого президента Международной психоаналитической ассоциации. Более того, основатель психоанализа рассматривал К.Г. Юнга в качестве своего идейного наследника и возлагал на него большие надежды в плане дальнейшего развития психоаналитического движения.

В 1911 г. между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом обнаружились расхождения в понимании некоторых психоаналитических идей. Публикация последним работы «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912), во второй части которой был осуществлен пересмотр фрейдовской концепции либидо и представлений об «инцестуальном комплексе», привела к углублению теоретических расхождений между ними. Последующие концептуальные и субъективные расхождения привели к тому, что в начале 1913 г. между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом прекратилась сперва личная, а несколько месяцев спустя и деловая переписка. В дальнейшем К.Г. Юнг начал разработку своего собственного учения о человеке и его психических заболеваниях, совокупность идей и терапевтических приемов которого получила название аналитической психологии, что и нашло свое отражение в его работе «Предисловие к избранным статьям по аналитической психологии» (1916).

В отличие от классического психоанализа в основу аналитической психологии К.Г. Юнга были положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать исходя из его здоровья, а не из патологии, что свойственно взглядам З. Фрейда; учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей; психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей, она не сводится только и исключительно к сексуальной и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе; чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; человек естественным образом развивает религиозную функцию и поэтому с давних пор человеческая психика пронизана религиозными чувствами; все религии позитивны и в содержании их учений наличествуют те фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фантазиях пациентов; Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности.

Как заметил К.Г. Юнг в своей работе «Фрейд и Юнг: разница во взглядах» (1929), именно на этих общих положениях основываются все многочисленные расхождения, имеющие место между классическим психоанализом и аналитической психологией. Расхождения, касающиеся как «генетического» (вместо чисто сексуального) понимания либидо и неприятия полиморфно-перверсной характеристики ребенка, взятой из психологии неврозов и спроецированной обратно в психологию младенца, так и разделения бессознательного на индивидуальное и коллективное, различий между Я и Самостью, а также противопоставления конструктивного (синтетического) метода исследования каузально-редуктивному (аналитическому) толкованию психических процессов.

Если З. Фрейд апеллировал к бессознательному психическому, то К.Г. Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики, не являющуюся индивидуальным приобретением человека, и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве «модели и образца инстинктивного поведения».

Если основатель психоанализа выделил в структуре личности Оно, Я и Сверх-Я, то К.Г. Юнг вычленил в психике человека такие составляющие как Тень, Персона, Анима, Анимус, Божественный Ребенок, Дева (Кора), Старый Мудрец (Филемон), Самость и ряд других фигур.

Если в классическом психоанализе определяющую роль в развитии личности играл отцовский комплекс, то в аналитической психологии – комплекс матери, вбирающий в себя образ Великой Матери.

Если З. Фрейд предпринимал каузальное (причинное) толкование сновидений, то, подобно основателю индивидуальной психологии, австрийскому психологу и психотерапевту А. Адлеру (1870–1937), К.Г. Юнг ориентировался на финальный (целеполагающий) способ рассмотрения сновидений, считая, что «все психологическое требует двойного способа рассмотрения, а именно каузального и финального» (в этом отношении аналитическая психология представляла своеобразный синтез некоторых идей классического психоанализа и индивидуальной психологии).

Если З. Фрейд полагал, что сновидение имеет редуцирующую, биологическую компенсаторную функцию, то К.Г. Юнг признавал наряду с этой функцией также проспективную функцию сновидения, способствующую появлению в бессознательном некоего плана, символическое содержание которого яв ляется проектом для решения внутрипсихических конфликтов.

Если основатель психоанализа подчеркивал исключительно важную роль бессознательного в жизнедеятельности человека, то основатель аналитической психологии исходил из того, что «значение бессознательного примерно эквивалентно значению сознания» и одно является дополнением другого, поскольку сознание и бессознательное связаны друг с другом узами взаимного компенсирования.

Если в представлении З. Фрейда в психике нет ничего случайного, и во внутреннем, как и во внешнем мире все обусловлено причинной связью, то в понимании К.Г. Юнга психическое и физическое являются разными аспектами единой реальности, где, помимо каузальной связи, действенным оказывается и акаузальный связующий принцип или синхронистичность, свидетельствующая о параллельности времени и смысла между различными событиями, имеющими место в жизни индивида, других людей и в мире в целом.

Если для З. Фрейда центр личности – это Я (сознание), а психоаналитической максимой являлось положение «Там, где было Оно, должно стать Я», то для К.Г. Юнга центральное положение в личности занимает Самость, заключающая в себе сознание и бессознательное, объединяющая благодаря «трансцендентной функции» (совмещения содержимого сознания с содержанием бессознательного) сознательные и бессознательные представления в некое единство или «душевную целостность», что предполагает осуществление индивидуации, то есть процесса, порождающего психологического индивида, того процесса, символом которого может служить мандала (изображение круга в квадрате и квадрата в круге или четвертичность и круг, олицетворяющие собой целостность психики, полноту и совершенство личности).

Общие и частные концептуальные расхождения К.Г. Юнга с рядом выдвинутых З. Фрейдом психоаналитических идей нашли свое отражение в аналитической практике – в использовании соответствующих методов работы с бессознательным пациентов, стратегии и цели аналитической психологии в оказании содействия тем, кто обращался за помощью к аналитику.

Основанная на аналитической психологии психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то и другое связано со специфическими типами пациентов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие и тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабливающиеся к реальности) и различными ступенями психотерапевтической проблематики – признание (исповедь, катарсис, соответствующие катартическому методу лечения Й. Брейера), разъяснение (объяснение феноменов сопротивления и переноса, характерное для метода толкования З. Фрейда), воспитание (во многих случаях разъяснение оставляет после себя «хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя» и поэтому требуется социальное воспитание, отражающее устремления индивидуальной психологии А. Адлера) и преобразование (самовоспитание воспитателя, основанное на изменениях не только пациента, но и врача, который до того, как стать практикующим аналитиком, сам должен пройти учебный анализ, чтобы разобраться со своим собственным бессознательным).

Таким образом, аналитическая психология не только включает в себя методы лечения, используемые в классическом психоанализе и индивидуальной психологии, но и представляет собой такое врачевание души, которое ставится на службу самовоспитания и самосовершенствования. Четвертая ступень аналитической психологии (преобразование) расширяет горизонт врачевания и ведет к тому, что существенное значение при психотерапии имеет «не диплом врача, а человеческие качества». Самовоспитание и совершенствование становятся неотъемлемыми составными частями психотерапии, которая ориентируется на внутренние тенденции развития самого человека, способные в процессе обоюдного преобразования вовлеченных в анализ пациента и врача привести к душевной целостности. Тем самым, как полагал К.Г. Юнг, аналитическая психология восполняет глубокий пробел, ранее свидетельствовавший о духовной ущербности западноевропейских культур по сравнению с восточными, и становится не чем иным, как своеобразной «йогой ХХ века».

Аналитическая терапевтическая практика К.Г. Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевании души: конструктивном (синтетическо-герменевтиче-ском) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента, предполагающим освобождение «от перегородки между сознанием и бессознательным» и прозрение относительно его потенциальных творческих возможностях; диалектическом подходе, заключающемся в сопоставлении взаимных данных, признании факта возможности различного толкования символических содержаний, понимании того, что любое психическое воздействие оказывается на деле взаимодействием двух систем психики; диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт перестает быть активно действующей стороной, а становится просто «соучастником индивидуального процесса развития»; техники «амплификации», расширяющей и углу-58 бляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; методе «активного воображения», являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, дающая человеку возможности добиться своего освобождения, способствующая обретению им единства, полноты, целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.

Основная задача аналитика заключается, по мнению К.Г. Юнга, не в избавлении пациента от сиюминутных трудностей, а в подготовке его к успешному противостоянию возможным затруднениям в будущем. Эффект, которого добивается аналитик, состоит в возникновении такого душевного состояния, в котором пациент начинает экспериментировать, выражать себя посредством кисти, карандаша или пера, оформлять свои фантазии в материальные образы реальности, осуществлять переход к психической зрелости и творческой независимости от своих комплексов и от врача.

Критическое переосмысление К.Г. Юнгом ряда психоаналитических идей и концепций З. Фрейда предопределило становление аналитической психологии. Введенные им новации в практику психотерапии (метод «активного воображения», сокращение частоты аналитических сеансов с пяти до трех-двух и даже одного раза в неделю, перерывы в лечении на два – два с половиной месяца с тем, чтобы пациенту было предоставлено обычное окружение и др.) способствовали дальнейшему развитию ее. И хотя аналитическая психология приобрела статус самостоятельного существования, а ее современные представители стремятся отмежеваться от психоанализа как такового, тем не менее очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства. Не случайно в докладе «Цели психотерапии», опубликованном в отчете конгресса Немецкого психотерапевтического общества в 1929 г., К.Г. Юнг замечал, что рассматривает свою терапевтическую технику как прямое продолжение развития фрейдовского метода свободных ассоциаций.

Некоторые современные авторы, в частности, итальянские психоаналитики П. Фонда и Э. Йоган, приходят к мнению, согласно которому «дистанция между аналитиками, принадлежащими к кругу Юнга, и теми, кто относится к кругу Фрейда, сократилась, и язык у них похож». Это мнение было высказано ими в работе «Развитие психоанализа в последние десятилетия» (1998).

Психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология », хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.

Из истории

Заслуга введения понятия признается за швейцарским психиатром Э. Блейлером , тесно сотрудничавшим с З. Фрейдом . Совместными исследованиями авторы заложили фундамент для изучения психических феноменов через призму бессознательного . Психоанализ стал ведущим направлением глубинной психологии, из которого позже откололись многочисленные направления и течения.

Теории и направления

К глубинной психологии относятся:

  • Неофрейдизм (К. Хорни , Э. Фромм , Г. Салливан и другие)

«Глубинная психология» является понятием, возникшим в современной медицинской психологии (Э. Блейлер), и обозначает ту психологическую науку, которая занимается феноменами бессознательного.

Это интересно

Основа термина Tiefenpsychologie («тифопсихология») заимствована к.м.н. Ю. Р. Вагиным для обозначения собственного подхода, названного им «тифоанализ» («глубинный анализ»). Тифоанализ является монистической психологической концепцией, предметом изучения которой является область метапсихологии классического психоанализа .

См. также

Источники

  • Фрейд З. Психология бессознательного. Перевод с нем. А. М. Боковикова. - М., 2006
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996
  • Райкрофт Ч. Критический словарь по психоанализу. - СПб., 1995
  • Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перевод с англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М., 2000

Ссылки

  • Психоанализ (глубинная психология)//М. Г. Ярошевский История психологии
  • Глубинная психология - словарь психоаналитических терминов сайта Психоанализ на Руси

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Глубинная звезда номер 6
  • Глубока-над-Влтавой

Смотреть что такое "Глубинная психология" в других словарях:

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на… … Философская энциклопедия

    глубинная психология - ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления Г … Большая психологическая энциклопедия

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - см. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (нем. Tiefenpsychologie) совокупное обозначение направлений психологии 20 в., сделавших предметом исследования т. н. глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на поверхности сознания (психоанализ З.… … Большой Энциклопедический словарь

    Глубинная Психология - ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает:… … Психологический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов,… … Новейший философский словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (от нем. tifenpsy chologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    глубинная психология - (нем. Tiefenpsychologie), совокупное обозначение направлений психологии XX в., сделавших предметом исследования так называемые глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам на «поверхности» сознания… … Энциклопедический словарь

    ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - (Depth psychology; Tiefenpsychologie) общее название психологических течений, выдвигающих идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать и исследовать это независимое психическое как таковое, в его динамическом… … Словарь по аналитической психологии

    глубинная психология - (от нем. tifenpsychologie букв, глубинная психология) ряд направлений современной, в первую очередь зарубежной психологии, основной предмет исследования которых бессознательное как главный фактор организаций человеческого поведения (фрейдизм,… … Этнопсихологический словарь

Книги

  • Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук , Парис Жинетт. В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные,…

Глубинная психология выдвинула идею о несводимости психики к сознанию и пыталась исследовать эту независимую от сознания часть психики. Классическая глубинная психологая включает психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

Основные тезисы глубинной психологии таковы:
1) Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное.

Сс держание бессознательного составляют врожденные инстинкты.

По Фрейду таких инстинкта два:
Сексуальный («эрос» или либидо) и агрессия, стремление к разрушению («танатос»). По Адлеру, основной человеческий инстинкт - стремление к превосходству, совершенству, преодолению неполноценности.

Юнг же полагал, что энергия бессознательного может иметь разные формы проявления в разные периоды человеческого развития.

Кроме этого в содержание бессознательного входят желания, аффекты, вытесненные из сознания по причине их неприемлемости или нежелательности (культурной неприемлемости или травматичности для субъекта).

Эта энергия является «двигателем» человеческого поведения, его устремлений.
2) Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.
Фрейд утверждал, что инстинкты человека по природе своей асоциальны и эгоистичны. Социальные нормы - это узда, которая накидывается на них и тем самым делает возможным совместное существование людей.
3) Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами. Таким образом, в процессе развития Я человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом.
4) Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики. Защитным механизмом называется специфическое изменение содержания сознания, возникающее в ситуации внутреннего конфликта. Примером защитного механизма может служить вытеснение - изгнание из сознания нежелательного содержания. В этом случае человек не отдает себе отчета в том, что некоторое чувство или побуждение имеет место, как это случается при подавленной враждебности в дето-родительских отношениях.
Защитные механизмы могут быть эффективными или неэффективными (в зависимости от того, удается ли человеку сладить с энергией бессознательного без патологических симптомов). По Фрейду, главным эффективным защитным механизмом при развитии личности является сублимация. Сублимация (в букв, переводе -«возгонка») - перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Так сексуальный инстинкт может быть сублимирован через художественное творчество, или через заботу о неимущих, или даже через привязанность к домашним животным. Агрессия может сублимироваться через некоторые профессии (например, профессию военного) или спортивные достижения.
5) Причина невротических нарушений, неадек-ватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями (что случается при неэффективных защитных механизмах).

В качестве иллюстрации рассмотрим пример из книги Ю. М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

«Врач-кардиолог направил ко мне женщину по поводу повышенного артериального давления, причину которого он не мог точно уяснить. В результате собеседования я пришел к выводу, что ее болезнь является результатом подавленной враждебности (скрытой и неосознаваемой) к собственной дочери (ей 13 лет). Все признаки сверхзаботы и проявлений подавленной вражды были налицо, и я вынужден был ей об этом сказать, чтобы наметить пути оздоровления ситуации. Она была возмущена.
- Это неправда! Я свою дочь люблю. Ради нее я отказалась от выгодного брака с хорошим человеком и живу только ею. Она для меня все. И откуда вы это взяли и как у вас язык повернулся сказать мне об этом? -возмутилась она.

Успокоив ее, я попросил рассказать о том, как она осуществляет контроль за учебой дочери и помогает ей учиться.
- Как вы поступаете, - спросил я, - когда она получает замечания в дневнике или приносит двойку?
- Как? - посмотрела на меня недоуменно собеседница. - Ругаю. Я ей все отдаю! Она должна учиться хорошо. Намного лучше меня. Я только для нее живу и не допущу разгильдяйства. Она должна учиться у меня лучше всех! - закончила она решительно свою мысль.
- А как долго вы ее ругаете? - снова поинтересовался я.
- Не знаю, я времени не замеряла, я же не психолог, чтобы измерять время реакции! - язвительно ответила она.
- Но когда вы перестаете ее ругать? По каким признакам ее поведения вы считаете, что отругали ее сполна и больше не надо? - возвращаю ее к моему вопросу.
- Ну, когда... я перестаю ее ругать, как она заплачет. Дальше ругать ее уже не хочется, а становится даже жалко.
- А если она не заплачет? - донимаю я ее.
- Как не заплачет?! Еще ни разу этого не было. Она раз отказалась плакать, я ее поставила в угол и оставила без сладкого. Потом она все равно раскаялась в своем упорстве. А теперь если виновата, то раскаивается и плачет.
- А почему вы все-таки перестаете ее ругать после того, как она заплачет? - возвращаюсь я снова к неприятному разговору.
- Не знаю. Как-то получается, что дальше ее не хочется ругать, да и все. Да и мне становится спокойнее. Думаю, что она все поняла и больше так не будет, -сказала она спокойно и умиротворенно.

Мне казалось, что она представила, как ее дочь плачет, и тут же ее раздражение, направленное против меня, прошло.

Стратегия «воспитательного воздействия» матери определялась содержанием ее бессознательного, а именно подавленной враждебностью к дочери. Очевидно, что чувство враждебности было вытеснено из сознания женщины в силу того, что неприязнь к собственному ребенку является культурно неприемлемым чувством и противоречит ее представлению о себе как о порядочном человеке. В данном случае использованный «Я» пациента защитный механизм (вытеснение) оказался неэффективным: подавленная агрессия, не имея возможности проявиться открыто, проявлялась окольным путем - через психосоматический симптом (повышенное давление) и через неадекватность поведения («воспитания» до слез).

Задача психоаналитической терапии всегда заключается в том, чтобы сделать неосознаваемое осознанным. Осознание, признание пациентом подлинной причины невротического симптома должно повлечь за собой исчезновение симптома (и в данном примере психотерапевт вел к тому, чтобы довести до сознания пациентки причины ее повышенного давления).

Стратегия, способ, которым пользуются психоаналитики - это интерпретация проявлений бессознательного. В приведенном примере терапевт интерпретировал поведение пациентки. В качестве объекта интерпретации в психоанализе часто выступают также сновидения, продукты творчества, свободные ассоциации, фантазии, ошибочные действия (описки, оговорки, ошибки памяти).