Характеристика системы образования японии. Особенности школьного образования в японии. Видео: работа в Японии для иностранных студентов

Высшее образование в Японии во многом похоже на образовательные системы других развитых стран Запада. Но неповторимая культура этой страны не могла не наложить отпечаток на данную сферу.

Общая характеристика

Система образования в Японии по праву считается одной из самых старых во всем мире. Она берет свое начало еще в VI-VII веках. Именно тогда система образования в развитых азиатских стран с материка попала на остров.

В основе лежит китайская система образования, которая и на сегодняшний день остается лишь незначительно измененной.

Современная система образования в Японии выглядит следующим образом:

  • дошкольное образование (ясли, детский сад, специальные учебные заведения с коррекционной программой для детей-инвалидов);
  • школьное образование, состоящее из трех ступеней: начальной (сё:гакко), средней (тю:гакко) и старшей (ико:то:гакко) школ;
  • высшее и специальное образование (техникумы, колледжи, вузы).

А вот схема, на которой можно более подробно изучить особенности системы образования в Японии:

Система образования в Японии: интересные факты

В японской школе есть много интересных особенностей, которые отличают ее от отечественной.

Например, нумерация классов тут не как у нас (сквозная). Номера классов присваиваются согласно внутренним правилам. Например, 4-й класс начальной школы, 2-й класс средней школы и пр.

В Японии не существует бесплатной старшей школы и тем более вуза. Однако есть мизерное количество учреждений государственной собственности, в которых можно обучаться по чуть меньшей стоимости.

Бесплатное образование в Японии можно получить только в яслях и детском саду.

Если у нас учебный год разделен на 4 четверти, то в стране восходящего солнца этот год длится 3 триместра: первый длится с 6 апреля по 20 июля, далее идут летние каникулы, второй триместр длится с 1 сентября по 26 декабря, а третий – с 7 января по 25 марта.

Неделя без занятий, которая отделяет третий и первый триместры – это своеобразный переход из одного класса в другой.

Японский учебный год начинается в апреле, так как именно это время является началом весны, когда расцветает сакура.

Учебная неделя длится 6 дней (в редких школах – 5). При этом дважды в месяц учащимся должны предоставлять выходные по субботам.

Школьная программа здесь не определяется государством, а зависит от конкретного учебного заведения. Но основа у всех одна – разработанная государством.

Школьная программа образования

В шестилетнем возрасте ребенка отдают в начальную школу. До начала обучения он должен освоить основы арифметики и владеть техникой чтения катаканы и хироганы.

Поступив в начальную школу, дети изучают математику, японский язык, а также естественные науки. Представляете – химия и физика с младших классов! Кроме того, тут учат этике, истории, этикету, музыке, домашнему хозяйству, изобразительному искусству и физкультуре. В качестве итоговой проверки знаний придется сдать экзамен на знание 1006 государственных символов кандзи (а всего их 1945!!!).

Сдав экзамен, ребенок поступает в среднюю школу, где продолжает изучать все те же науки, что и на предыдущем этапе. Сюда же добавляются изучение английского языка и некоторые предметы на выбор (в зависимости от выбранной школы). Среди всех предметов в средней школе самые сложные – это математика, японский и английский языки.

У старшеклассников такая же программа обучения. Единственное отличие – они могут уделять немного больше времени узкоспециализированным предметам.

Специальное образование Японии

Японское специальное образование строилось по западным моделям. Но здесь получить профессиональное образование крайне трудно, так как узкие специалисты ценятся очень высоко.

Совсем другая история «дзюку» - школы мастерства, или если говорить проще – репетиторские школы. Уже с 7 класса эти школы активно рекламируются среди учащихся, которые выбирают подходящие именно им школы и записываются. Занятия нужно посещать 2-3 раза в неделю по вечерам. Учитель тщательно разбирает материал выбранной дисциплины, а также детально прорабатывает дополнительный материал, чтобы ученики успешно прошли выпускные экзамены в школе.

Несмотря на то что все дзюку платные, почти все школьники посещают такие занятия. Благодаря этому дзюку приносят более триллиона йен – сумма, равная военному бюджету государства.

Экзамены

Как и у нас, экзамены для японских школьников – самое страшное и сложное испытание. Каждый экзамен длится несколько часов. А о сложности можно судить по тому, что учащимся приходится дополнительно готовиться к ним в течение очень долгого времени.

А вот в начальное школе экзаменов нет. Зато в средней и старшей школе их приходится сдавать по 5 раз ежегодно: в конце каждого триместра и в середине первых 2-х триместров.

Срединные экзамены сдаются по следующим дисциплинам:

  • математика,
  • японский язык,
  • английский язык,
  • обществоведение,
  • естественные науки.

После каждого триместра предстоит сдать сложный комплексный экзамен для проверки совершенно всех дисциплин.

В зависимости от полученного результата, будет ясно: перешел ученик в старшую школу или нет. Количество заработанных баллов важно для определения в более престижную школу. При плохих результатах ученика ожидает плохая школа, по окончании которой невозможно будет поступить в университет и вообще иметь какие-либо перспективы в будущей карьере.

Особенности высшего образования в Японии

Всеобщее высшее образование в Японии находится в строгой иерархии. Учиться там очень тяжело, так как повсюду действует дискриминация. Единственные вузы, где учащиеся не испытывают дискриминацию, - это университеты полного цикла обучения (4 года). Впрочем, и там есть своя иерархия:

  1. Престижные частные вузы (Васэда, Нихон Кейо, Токай). Те, кому удастся успешно окончить эти университеты, станут элитой, менеджерами высшего звена, представителями в правительстве. Попасть в эти вузы без должной подготовки и рекомендаций невозможно. Зато диплом оттуда станет пропуском на любую работу независимо от того, какая специализация и на какие оценки вы учились.
  2. Вузы из топа в рейтинге по стране (университет Токио и Йокогамы). Стоимость обучения тут намного ниже. Но поступить туда будет крайне тяжело из-за огромного конкурса.
  3. Остальные университеты. Их организовывают префектуры. Плата за обучение будет невысокой при сравнительно небольшом конкурсе на место.
  4. Небольшие частные вузы. При высокой плате за обучения студенты не получают никаких гарантий на дальнейшее трудоустройство. Да и диплом не считается престижным.

В Японии нет обязательного высшего образования, потому что далеко не все могут позволить себе оплачивать учебу. А ведь в большинстве университетов стоимость обучения будет не по карману 90% населения Японии.

Можно сказать, что все высшее образование платное. По данным статистики, лишь 100 из 3 000 000 студентов могут получить бесплатное образование. При этом цена будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза.

Образование для иностранцев

Огромные суммы и невероятно сложные экзамены подняли уровень образования Японии выше большинства других стран. Вот почему считается очень престижным получить образование именно здесь. Иностранцы пытаются всеми способами это сделать. А таких способа 2:

  1. Получение стандартного высшего образования . Продолжительность обучения – 4-6 лет. Средняя стоимость учебы – 6-9 тысяч долларов США. Чтобы учиться тут, иностранцу придется хорошенько поработать не только над изучением японского языка, но и над вступительными экзаменами.
  2. Ускоренный курс получения образования в вузе . Продолжительность обучения – 2 года. Стоимость гораздо ниже, да и все остальное намного проще. Тут достаточно владеть хотя бы английским языком.

А вот тут можно более подробно ознакомиться с системой образования Японии:

Если иностранец хочет поступить в японский вуз после окончания университета на родине, ему придется поставить апостиль на собственном дипломе. Так как Япония – участник Гаагской конвенции, иностранцу не придется заморачиваться с легализацией (а это намного сложнее), а использовать лишь апостиль.

Всем поступающим иностранцам предоставлены одинаково равные возможности, независимо от страны их пребывания. И если у вас не возникло проблем с поступлением в университет и оплатой, вас будут рады видеть в выбранном университете Японии.

Японские вузы стали активно привлекать молодежь из соседних стран Азии, в особенности из Китая, Тайваня, Кореи. Но это не мешает попытать свое счастье и людям из развитых западных стран, которые хотят приобщиться к великой японской культуре, познать национальную систему управления.

Согласно статистике, в Японии обучаются около 1000 американских студентов.

Для работы с иностранными студентами и на общее благо Японии активно привлекаются исследователи и преподаватели из других стран. И если раньше иностранец не мог занимать руководящих должностей, то с недавнего времени был принят закон, согласно которому иностранный специалист может занимать штатную должность в японских вузах.

А если студент-иностранец плохо владеет японским, он может пройти специально организованный годичный курс японского в международном студенческом институте г. Осака. А в рамках обмена в Японию ежегодно приезжает около 1000 преподавателей английского.

Иностранные студенты и граждане Японии принимаются в местные вузы на одинаковых основаниях. У претендента должно быть удостоверение о прохождении 12-летнего обучения в своей стране. Для иностранцев это часто 11 лет своей школы и 1 курс в колледже/институте/подготовительных курсах, а также в школе японского языка в International Students Institute или Kansai International Students Institute.

Обучаться тут можно и в том случае, если удалось сдать экзамены по программам International Baccalaureate, Abitur и т.д.

Общеобразовательный экзамен для иностранных студентов здесь обязателен. Например, гуманитарии будут проверяться на знания математики, всемирной истории, английского. Студент естественнонаучной специальности будет отвечать на вопросы по физике, химии, математике, биологии и английскому языку.

Но самое главное – прохождение теста по японскому языку. Этот тест проводится самой Ассоциацией международного образования. Сдать его можно в 31 стран мира. Тест состоит из следующих блоков:

  1. Проверка знаний иероглифов и лексики.
  2. Восприятие на слух.
  3. Чтение и проверка знаний в области грамматики.

Есть 4 уровня сложности проведения этого экзамена. Для первого уровня необходимо пройти обучение на протяжении 900 часов и знать при этом 2000 иероглифов. Для второго – 600 часов и 1000 иероглифов. Для третьего – 300 часов и 300 иероглифов. Четвертый – 150 часов и 100 иероглифов.

Если удалось сдать экзамен первого уровня, можно поступать в любой вуз страны (как на бакалавриат, так и для получения магистерской степени). Некоторые вузы принимают и тех, кто сдал экзамен второго уровня. Третий уровень позволяет устроиться на работу в японскую фирму.

Стоимость обучения для иностранцев будет совершенно разной в зависимости от выбранного вуза. Но следует иметь в виду, что самым дорогими считаются специальности, связанные с экономикой, медициной, филологией, педагогикой (до 900 тысяч йен при курсе 1 доллар США=109 йен по курсу на 05.06.2018г.).

Что касается расходов на проживание, то за год студент-иностранец должен быть готов оплатить около 9-12 тысяч йен в зависимости от места нахождения вуза.

Около 80% иностранных студентов обучается в Японии за счет собственных средств. Остальные же получают образования за счет разных стипендий.

К слову, у нас уже есть материал о том, как получить грант и стипендию на обучение за рубежом . Посмотрите, наверняка вы найдете для себя много интересного.

Повышение квалификации

Окончив обучение в вузах, дипломники продолжают учиться в корпорациях, которые примут их на работу. В Японии существует так называемая «система пожизненного найма» - гарантия трудоустройства одного человека в одной компании на протяжении 55-60 лет. При этом работодатель очень тщательно рассматривает кандидатуру. Он обращает внимание на все: рейтинг выпустившего вуза, результаты тестирования, результаты степени общей подготовки и культуры, степень усвоения гуманитарных и технических знаний. Если все это устраивает, претендента приглашают пройти собеседование. При личной встрече будут оцениваться личные качества студента: готовность к компромиссам, коммуникабельность, обязательность, честолюбие, умение встроиться в систему имеющихся отношений и т.д.

Прием на работу осуществляется только 1 раз в год – в апреле! Счастливчику придется пройти обязательный краткий курс обучения до 4-х недель, в ходе которого его познакомят с компанией, производством, структурой, историей развития, традициями, концепцией.

По окончании вводного курса снова начинается учеба. Она может длиться от одного месяца до одного года. Как правило, обучение в основном состоит из практических занятий, которые проводятся разными подразделениями фирмы. Тут также будут читать курс лекций и проводить семинары по системе организации производства, сбыта, труда, специфике деятельности будущих управленцев. Но обычно практических занятий гораздо больше теоретических.

Как только работник минимально освоится с одной специальностью, его переводят на другое место, где заново начинается процесс обучения. Интересно то, что в Японии лучшим способом повышения квалификации работников является вот такая вот периодическая система рабочих мест в течение трудовой деятельности работника. Благодаря этому фирма может взрастить руководителя широкого профиля, который будет прекрасно знать все особенности работы многих подразделений организации.

Но, конечно, чтобы быть менеджером, придется получить и дополнительное академическое образование. Претендент на руководящую должность должен пройти курсы по управлению производством, обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговли.

Все это кажется весьма сложным. Но вместе с тем не стоит забывать, что с таким образованием у вас будет гораздо больше перспектив в профессиональной деятельности. А если подготовка к поступлению в японские вузы вам явно мешает нормально учиться в отечественном университете или школе, не отчаивайтесь. Надежный товарищ в виде сервиса помощи студентам поможет решить любые проблемы в виде хвостов по контрольным, курсовым и т.д.

Япония не зря носит статус самой развитой страны в плане технологий. Образование в Японии - это первоочередная цель в жизни, о которой каждый житель знает чуть ли не с пеленок. Именно поэтому развивать детей и готовить их к получению знаний в Стране восходящего солнца начинают уже с детсадовского возраста. Учатся японцы буквально с младенчества и очень интенсивно. Эта страна всегда была закрытой к приему иностранных студентов, в силу своих национальных традиций и сложности языка. Однако в последние годы ситуация меняется, и на данный момент в Японии обучаются более 100 тысяч студентов из-за рубежа.

Система образования в Японии

Система образования в Японии практически не менялась с 6 века. По сути она мало чем отличается от других развитых стран мира, но есть некоторые нюансы. До школы дети ходят в детсад и ясли. Там они учатся читать, писать, считать и в первый класс приходят уже вполне подготовленными. Школы в Японии включают в себя три ступени - начальную, среднюю и старшую, при этом обязательные и бесплатные из них только первые две. После школы, как и в большинстве других стран мира, выпускники поступают в вузы. Те, кто не смог поступить в университет (вступительные испытания в Японии довольно серьезные), идут в колледжи или техникумы, где получают прикладную специальность, практически сразу идут работать и доучиваются без отрыва от производства.

Учебный год в Японии состоит из трех триместров. Самый первый начинается 6 апреля - как раз примерно в это время начинает цвести сакура - и длится до 20 июля. Второй начинается 1 сентября и заканчивается 26 декабря, а третий длится с 7 января по 25 марта.

Школы в Японии

Бесплатные и обязательные в японских школах только первые две ступени: начальная (Shogakkou), где обучаются 6 лет и средняя (Chugakkou) - там учатся 3 года. Нумерация классов в каждой ступени своя: первый класс начальной школы, первый класс средней школы и так далее.

Обучение в старшей школе (Koukou) длится 3 года, туда идут только те ученики, кто намерен поступать в вуз по окончании школы. Обучение здесь уже платное, как для граждан Японии, так и для иностранцев. Koukou в государственной школе стоит очень недорого, но и поступить туда сложно. В частных японских школах - обратная история: это дорого, но и берут практически всех подряд.

Помимо школьных уроков почти все японские ученики начальной и средней школы ежедневно посещают образовательные учреждения - дзюку (по-нашему продленка). Это специальные частные школы, которые помогают тем детям, которым сложно дается школьная программа. Здесь помогают восстановить пробелы в знаниях, наверстать упущенное по болезни или другим причинам, а также подготовиться к экзаменам. Кроме того, в дзюку есть и неакадемические занятия: здесь учат играть на музыкальных инструментах, плавать, работать на специальных японских счетах (соробан) и многому другому. Учиться в японской школе очень трудно, одних иероглифов за начальную и среднюю школу нужно усвоить более 2 тыс., так что дополнительные занятия посещает подавляющее большинство маленьких японцев.

Иностранцам в японскую школу поступить довольно сложно. Для этого нужно закончить в России 9 классов, в совершенстве знать японский язык и сдать вступительный экзамен по ключевым предметам. Есть специальные школы для русских, на всю Японию их около 15, но и там российским школьникам будет непривычно трудно, так как дается программа как российской, так и японской школы.

Обучение в частной школе в Японии обойдется от 400 000 JPY в год, плюс единоразовый вступительный взнос от 200 000 JPY. На учебники и прочие материалы придется потратиться дополнительно. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Высшее образование в Японии

После окончания школы подростков ждет обучение в колледжах, университетах и технических институтах Японии. Кстати, высшее образование в этой стране получают, в основном, мужчины. Несмотря на современные технологии и 21 век на дворе, главная роль женщин в сегодняшней Японии, впрочем, как и столетия назад, - хранить домашний очаг, а не руководить корпорациями и холдингами.

В Японии более 500 университетов, из них около 400 - частные. Самым престижным считается государственный Токийский университет, особенно его филологический и юридический факультеты. Также заслуженно пользуется спросом среди абитуриентов частный Университет Васэда (Васэда Дайгаку) в Токио, в частности, его филфак, где в свое время учился Харуки Мураками. И завершает тройку лидеров Университет Кэйо (тоже в Токио), который выпустил большую часть японской политической элиты. Также престижными и популярными считаются Университет Киото, Университет Осаки и университеты Хоккайдо и Тохоку.

Высшее образование в Японии платное как для граждан страны, так и для иностранцев. Последним в японский вуз поступить довольно сложно: во-первых, оно дорогое, а во-вторых, нужно в совершенстве знать японский язык и сдать на нем вступительные экзамены.

Год обучения стоит от 500 000 до 800 000 JPY в год, в зависимости от выбранной специальности. Самые дорогие традиционно экономический, филологический и медицинский факультеты.

Опция учиться бесплатно в японском вузе есть, это государственная стипендия, которая ежегодно присваивается лучшим выпускникам. Конкурс очень большой: на почти 3 млн выдается всего 100 стипендий. Кроме того, выпускник вуза обязуется вернуть всю сумму стипендии за обучение, если по окончании идет работать по приобретенной специальности.

Некоторые российские вузы успешно сотрудничают с японскими и помогают своим студентам продолжить обучение в Японии. Кроме того, для российских абитуриентов есть специальные стипендиальные программы: «Студент» (для выпускников школ, отучившихся в России 11-12 лет и знающих японский язык), «Стажер исследователь» (для выпускников вузов, знающих японский или готовых его изучать и желающих поступить в аспирантуру) и «Японский язык и японская культура» (для студентов языковых вузов).

Как поступить в японский вуз

Главное для поступления в высшие учебные заведения Японии - это документ о среднем образовании (плюс один или два года в институте) и отличное знание японского языка. К языковой подготовке иностранных абитуриентов здесь относятся очень строго. Необходимо предоставить справку о том, что вы отучились как минимум, два семестра в языковой школе, и подтвердить свои знания на экзамене.

Чтобы хорошо подготовиться к поступлению, оптимально в течение года посещать подготовительные курсы, например, в International Students Institute или Kansai International Students Insitute. Все абитуриенты сдают общеобразовательный вступительный экзамен и ряд дисциплин в зависимости от выбранного факультета. На гуманитарные специальности необходимо сдать математику, мировую историю и английский, а на естественно-научные - математику, физику, биологию и английский.

Одно из самых важных вступительных испытаний - это экзамен по японскому языку. Его сдают как иностранные абитуриенты, так и сами японцы. Экзамен предполагает проверку знания иероглифов и лексики, аудирование и проверку знаний грамматики, а также четыре уровня сложности. Для сдачи первого уровня необходимо знать 2000 иероглифов, для второго - 1000 и далее по нисходящей. Если абитуриент сдает экзамен первого уровня, то фактически для него открыты двери любого вуза, но для некоторых достаточно второго или даже третьего.

Специально для подготовки иностранных абитуриентов в Международном студенческом институте города Осака организованы годичные курсы японского языка. Аналогичные курсы можно посещать в Москве в школе при Посольстве Японии.

Языковые школы в Японии

Языковые школы в Японии рассчитаны, в первую очередь, на абитуриентов, которым нужно подтянуть язык для поступления в вуз. Курсы эти, как правило, долгосрочные - от полугода - и интенсивные. Самая интенсивная программа включает в себя занятия 5 раз в неделю по 4 академических часа. Стоит обучение в среднем от 300 000 за 6 месяцев. Сумма зависит от интенсивности занятий, дополнительной культурной программы и географического положения школы - в Токио цены выше раза в полтора.

Системы образования в разных странах

Все статьи об обучении за рубежом на «Тонкостях»

  • Мальта + английский

Лучшие университеты мира

  • Университеты Великобритании : Итонский , Кембриджский , Лондонский и другие
  • Университеты Германии : Берлинский им. Гумбольдта , Дюссельдорфская академия художеств и другие
  • Университеты Ирландии : Дублинский , Национальный университет в Голуэе , Лимерикский университет
  • Университеты Италии : Бо , Болонский , Пизанский , университет для иностранцев в Перудже
  • Университеты Китая : Пекинский , Бейда , Чжэцзянский университет и другие
  • Литва: Университет Вильнюса
  • Университеты США : Гарвард , Йель , Принстон и другие

Основной целью японского образования является как можно более раннее выявление одарённых и неординарно мыслящих учеников и развитие их талантов. Несмотря на все достоинства японской образовательной системы (использование высоких технологий, эргономичность, всесторонность) многие критики отмечают, что она развивает, в первую очередь, чувство коллективизма, но не способствует становлению у детей и молодых людей понимания собственной индивидуальности.

Дошкольное образование

Японские малыши обычно идут в детские сады после трёх-четырёх лет. Дошкольное образование в Японии очень востребовано, поэтому родители должны заранее встать на очередь в детский сад. Для детей от трёх месяцев также существуют ясли, но чтобы получить там место, родители должны предоставить в муниципалитет множество справок, подтверждающих, что им необходимо работать, а других родственников, способных присмотреть за ребёнком, у них нет.

Детские сады делятся на:

  • государственные;
  • частные (около 80% от всех дошкольных образовательных учреждений).

Особой разницы в образовательной программе частных и государственных садиков нет. Так же нет особых различий в стоимости обучения. В Японии больше всего за дошкольное образование платят богатые семьи. Для малоимущих семей предусмотрены льготы. Многие садики подготавливают детей к учёбе в определённой школе или университете.

В детских садах воспитатель заводит на каждого ребёнка тетрадь. Туда записывается поведение ребёнка в течение дня, состояние его здоровья, достижения, особенности общения со сверстниками и взрослыми. Тетрадь регулярно показывают родителями. Те, в свою очередь, также делятся с воспитателем необходимой информацией, выслушивают его советы и пользуются его рекомендациями при воспитании. Японские родители, в принципе, сильно вовлечены в образовательный процесс. Они часто проводят родительские собрания, общаются с педагогами, делятся между собой опытом и совместно решают все, возникающие вопросы.

В детском саду дети учатся, в первую очередь, обслуживать себя самостоятельно, заботиться о своём здоровье и любить свою культуру. Но главной целью дошкольного образования является социализация ребёнка и развитии способности к сотрудничеству.

Школьное образование

Продолжительность и структура школьного образования в России и Японии значительно отличается. Обучение в школе продолжается 12 лет. При этом один учебный год длится целых 11 месяцев (с апреля по март). В школы принимают детей в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три этапа:

  • начальная школа. Японские ученики, в отличие от российских, учатся в начальной школе целых 6 лет. На этом этапе учиться достаточно несложно: учителя не задают домашних заданий, экзаменов нет, число уроков в день — не более четырёх. Основная задача педагогов начальной школы — познакомить детей с общими сведениями о мире и их родной стране.
  • средняя школа. Обучение в средней школе длится 3 года. Всё это время проходит для японских подростков в напряжённой учёбе. Им нужно готовиться к огромному количеству тестов, контрольных, зачётов и экзаменов. Каждый день, будь то будни, выходные или каникулы, японские школьники сидят за уроками. От успешной сдачи экзаменов (сессии в средней школе бывают по 2-3 раза за учебный год) зависит, сможет ли ученик перейти в следующий класс или нет. Учёбу подростки обязательно совмещают с различными кружками и секциями по интересам.
  • старшая школа. В отличие от первых двух образовательных ступеней, старшую школу посещать не обязательно, к тому же обучение в ней является платным. Но, несмотря на эти условия, 94% японских школьников становятся старшеклассниками, ведь продолжение школьного образования позволяет поступить в высшее учебное заведение.

Высшее и среднее образование

Среднее образование в Японии представлено:

  • младшими колледжами, где можно получить медицинское или гуманитарное образование;
  • технологическими колледжами;
  • колледжами специальной направленности, где готовят поваров, дизайнеров, портных и т. д.

45% японцев имеет высшее образование. Чтобы поступить в ВУЗ, нужно пройти два этапа вступительных испытаний. Первый этап проводит Национальный центр по приёму в университеты, а второй — уже непосредственно выбранный абитуриентом ВУЗ. Если будущий студент успешно учился в начальной и средней школе при университете, он получает право продолжить уже высшее образование без вступительных экзаменов.

Для получения степени бакалавра нужно закончить 4 курса. Первые два года японские студенты изучают общенаучные дисциплины — философию, культурологию, историю, литературу, социальные науки, иностранные языки. По истечению этих двух лет студенты переходят к изучению непосредственных основ своей будущей специальности. После освоения общенаучного курса студент получает право перевестись на другой факультет.

Бакалавр может затем получить магистерскую и докторскую степени. Для этого требуется проведение прикладных и фундаментальных научных исследований.

Учёба в Японии для иностранцев

Японское общество до сих пор остаётся довольно закрытым, поэтому число иностранных студентов здесь невелико. Учиться сюда приезжают преимущественно выходцы из других азиатских стран — Китая, Тайваня, Кореи и т. д. Впрочем, с 1980-х годов в Японии начали работать несколько программ по привлечению талантливых иностранных студентов и преподавателей. При этом японские университеты не предусматривают обучения на каком-либо другом языке, кроме японского. Поэтому абитуриенты должны хорошо им владеть.

Высшее образование в Японии, как правило, платное и для иностранцев, и для местных граждан. Только самые лучшие студенты могут рассчитывать на стипендию, полностью покрывающую стоимость обучения.

Поскольку в японский ВУЗ можно поступить только после окончания 12 школьных классов, иностранцам, учившимся по 11-летней программе, придётся добирать ещё один год учёбой в университете на родине или окончанием двенадцатого класса в Японии. Помимо школьного аттестата, иностранный абитуриент должен предоставить в приёмную комиссию следующие документы:

  • результаты теста Нихонго норёку сикэн (определяющего степень владения японским языком) или Нихонго рюгаку сикэн (тест на знание японского языка и некоторых общих дисциплин);
  • результаты TOEFL или IELTS;
  • заявление;
  • биографию;
  • медицинскую справку;
  • фотографии;
  • наиболее престижные ВУЗы могут также потребовать рекомендательные и мотивационные письма, а также справки о финансовой состоятельности.

В статье представлена система образования в Японии. Присутствует сравнение с системой образования в России.

  • Положительные и отрицательные стороны современного образования в России
  • Зарубежный и отечественный опыт управления образования (на примере Российской Федерации и Японии)
  • Нарушения углеводного обмена в работе врача общей практики

Прежде чем говорить о системе образования в Японии, следует отметить тот факт, что она значительно отличается от системы образования в России. Японские школьники и студенты отличаются трудолюбием. Его японцы ставят во главу угла. Оно ценится гораздо больше, чем ум, сообразительность, находчивость, остроумие и умение выкрутиться из любой ситуации. Быстро и качественно выполненная работа – вот главная цель у японских работников. Они могут подолгу сидеть за своим рабочим местом и стараться качественно выполнить свои задания в срок. Из-за своей работы они могут достаточно часто переезжать в другие города, это тоже отличает японцев от русских. Наше рабочее население не отличается желанием работать сверхурочно, для того, чтобы сделать свою работу в срок.

Ещё одним фактом, отличающим японских работников от русских можно назвать отсутствие споров со своим руководителем. Для них неприемлемо вступать в конфликт с вышестоящим органом. Японцы обязаны беспрекословно выполнять распоряжения своего начальника. Со времён средневековья у них сохранилось такое качество, как уважение к старшим.

Японцы отличаются достаточно трепетным отношением к образованию. Высшее образование получают лишь единицы японцев, так как плата за обучение очень высокая, а родители редко соглашаются платить за высшее образование своих детей. В частности это касается таких областей как информационные технологии и медицина.

Дошкольное образование, как и в России, представлено яслями, детскими садами и садами для инвалидов. Ясли в Японии не дают никакой образовательной подготовки, поэтому они находятся вне официальной системы образования. В ясли принимают детей до 6 месяцев, и они там находятся полный рабочий день, в отличие от детского сада, там дети находятся до второй половины рабочего дня. Воспитатели в детских садах помогают детям подготовиться к школьной программе. Родители могут отдавать своего ребенка в детские сады в возрасте от 3 до 6 лет.

Школы в Японии включают в себя 3 уровня: начальный, средний и высший (старшая школа), собственно, как и в России. В начальной школе дети учатся 6 лет(6 классов). Средний уровень включает 3 года обучения. Старшая школа, так же как и средняя, составляет 3 года.

Каждый человек в Японии обязан окончить начальную школу. В ней детей обучают общеобразовательным предметам. С самого детства у детей вырабатывают «дух конкуренции», поэтому уже в начальной школе дети сдают сложные экзамены, результаты которых вывешивают на доску рейтинга на всеобщее обозрение. Это позволяет ученикам стремиться к получению лучшего результата, ведь никто не захочет находиться на последней строчке рейтинга.

На среднюю ступень образования (начальная средняя школа) дети поступают в возрасте 12 лет. Среднее образование также является обязательным для всех граждан государства. Во время обучения, сроком 3 года, помимо общеобязательных предметов, ученики изучают такие предметы как археология, светская этика, религиоведение. В некоторых частных средних школах есть одна особенность – мальчики и девочки могут получать образование отдельно друг от друга.

Старшая средняя школа может быть представлена старшей школой, техникумами и специальными школами для инвалидов. Японцы учатся там с 15 лет на очной форме обучения. Эта ступень образования не является обязательной, однако многие решают окончить старшую школу. В ней идет подразделение на естественные и гуманитарные науки. На всех ступенях образования ученики обязаны носить школьную форму. Также в их обязанность входит уборка школы. Некоторые средние и все старшие классы в Японии являются платными.

Высшее образование Японии схоже с высшим образованием в России. Оно предполагает 2 степени: бакалавр и магистр. Для степени бакалавра необходимо отучиться 4 года, а для степени магистра 2 года. В Японии почти нет бесплатного высшего образования. На бюджетные места могут поступить самые талантливые, одарённые и малообеспеченные студенты. Но есть одно условие – по окончанию университета студенты будут обязаны вернуть часть средств, потраченных на их обучение государством.

В Японии существует специальное образование. Дети могут посещать дополнительные курсы по тем предметам, которые не даются им в школе. Несмотря на то, что такие курсы являются платными, более половины учеников их посещают. Занятия проводятся в вечернее время после основной школы от 2х до 3х раз в неделю. Такие занятия могут посещать ученики с 7 класса. Каждый ученик может выбрать именно те курсы, которые больше ему подходят.

Отдельное внимание стоит уделить экзаменам, проходящим в японских школах и высших учебных заведениях. Почти весь учебный процесс в Японии отводится подготовке к экзаменам. Так как учебный год начинается с апреля и состоит из 3х триместров, между которыми есть зимние и летние каникулы, которые в свою очередь могут сокращаться из-за неуспеваемости учеников по каким-либо предметам, то почти весь учебный год японцы готовятся к предстоящим экзаменам. Дети почти всегда заняты зазубриванием материала. Из-за этого дети посещают специальные курсы для того, чтобы хорошо подготовиться к тесту. Экзамены, которые проводятся в середине триместра, посвящены общеобязательным предметам, а экзамены, проходящие в конце триместра, проверяют знания учеников по всем предметам.

В Японии существует образование для иностранцев, так как их образование достаточно престижное. У иностранцев есть два способа его получения. Они могут получить полноценное образование, отучившись 4 года или 6 лет, но тут возникает проблема со сдачей экзаменов, так как им придется сдавать ещё вступительные экзамены. Есть второй способ получения высшего образования в Японии, он гораздо легче первого. Он составляет двухлетнее обучение в высшем учебном заведении, достаточно знать английский язык. В Японии все имеют право на получение образования, если есть стремление, если человек способен удовлетворительно сдавать экзамены и готов платить за обучение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая социальная политика в области образования в Японии положительно влияет на все государство в целом. Японских студентов, которые окончили высшее учебное заведение, достаточно мало, но они имеют большую значимость для страны. Они представляют из себя высококвалифицированных специалистов, знающих своё дело. Выпускники будут адаптированы к взрослой жизни, быстро добиваясь поставленных целей. Итак, Япония как социальное государство выполняет свою главную функцию, а именно обеспечение каждому гражданину достойных условий существования, поэтому в условиях кризисных явлений, отчетливо проявившихся в экономике развитых стран, этот опыт может быть весьма полезным.

Список литературы

  1. Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, Австралия, страны СНГ): Аналитический обзор // Официальные документы в образовании. - 2002. - N 2. - С. 38-50.
  2. Гришин М.Л. Современные тенденции развития образования в Азии. - М.: Эксмо, 2005. – С. 18.
  3. Малькова З. А. Стратегия развития образования для ХХI века в Японии // Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994. С. 46.
  4. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда». - «Российский экономический журнал» , 1995, №8. – С. 6.

Система образования Японии

Современная система образования в Японии сложилась
130 лет назад, в годы бурной модернизации страны, начатой в 1868 году Реставрацией Мэйдзи. Нельзя сказать, что существовавшая до того времени школьная система не удовлетворяла потребностей государства в грамотных служащих. Начиная с XV века при буддийских храмах дети аристократов и самураев получали светское образование. С XVI века с развитием коммерции к образованию потянулись и отпрыски купеческих семей. Их монахи обучали чтению, письму и арифметике. Правда, вплоть до Реставрации Мэйдзи образование в стране оставалось сословным. Существовали отдельные школы для детей аристократов, воинов, торговцев, крестьян. Чаще всего такие школы были семейными предприятиями: муж учил мальчиков, жена - девочек. Основной упор делался на обучение грамоте, хотя были и свои нюансы. Детей знатных особ обучали придворному этикету, каллиграфии и стихосложению, а отпрысков простолюдинов - навыкам, более необходимым в повседневной жизни. Мальчишки немало времени отдавали физическим упражнениям, а девочек обучали основам домоводства - шитью, искусству составлять букеты. Но и тогда по степени грамотности населения Япония вряд ли уступала другим странам мира.

Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьей, обществом и государством. С младых ногтей японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной.

Японские мамы просто помешаны на том, чтобы их дети получили самое лучшее образование. В условиях, когда большинство японцев находится на одном уровне благосостояния (72% жителей страны причисляют себя к среднему классу и имеют примерно одинаковый доход), образование детей - это единственное, в чем они могут соперничать.

Столь серьезное внимание к образованию породило "дзюку" - специальные вечерние школы подготовки в престижные учебные заведения. Численность таких школ, аналоги которых появились при японских монастырях еще в XVIII веке, превышает 100 тыс. Маленькие "дзюку" порой состоят из 5-6 учеников, которые собираются на дому у преподавателя, в больших бывает до 5 тыс. учеников. Занятия в них проходят с 16:50 до 20:50, с понедельника по пятницу, а еженедельные контрольные обычно назначают на воскресное утро. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение "экзаменационный ад". Для подготовки к вступительным экзаменам в "дзюку" устраивают так называемые "церемонии мужества", в ходе которых ученики с повязками на головах (на них пишется девиз школы) кричат изо всех сил: "Я поступлю!"

Дошкольные учреждения

Первые ясли в стране были созданы в 1894 г. в Токио, но идея раннего отрыва от матери не стала популярной. Первый детский сад фребелевского типа был основан в 1876 г. в Токио немецким педагогом Кларой Цидерманн. Его основное направление - самодеятельность ребенка - актуально до сих пор. С 1882 г. Министерство образования, науки и культуры стало открывать детские сады для бедных.

Документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений

Стандарты дошкольного воспитания и официальные правила для детских садов были разработаны в 1900 г., а в 1926 г. вступил в силу «Закон о детских садах». В нем рекомендовалось создавать детские сады на базе ясель. По закону 1947 г. детские сады и ясли стали частью системы начальной школы. Ясли были превращены в центры дневного ухода, относящиеся к ведению Министерства здравоохранения и социального обеспечения, и в течение 60-х гг. их программы перестали отличаться от программ детских садов.

Прием детей в дошкольные учреждения

В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей, обычно с четырехлетнего возраста. Иногда, как исключение, при сильной занятости родителей ребенка могут взять в садик с 3 лет. Есть в Японии и ясли для годовалых малышей, но отрывать их от семьи так рано не рекомендуется. Чтобы поместить ребенка в подобное заведение, родители должны подготовить специальное заявление и обосновывать невозможность воспитывать малыша в домашних условиях до 3 лет.

Сеть дошкольных учреждений

В Японии создана система частных и муниципальных детских садов, а также групп дневного присмотра за детьми, отличающихся от обычных детских садов более скромными условиями содержания детей. Но все детские сады платные. Родители расходуют на них примерно шестую часть средней месячной зарплаты. Все детские сады дневные, работают, как правило, с 8.00 до 18.00. Есть небольшое число садов продленного дня.

Среди частных дошкольных учреждений особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а затем без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в детский сад при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование. Отношения между родителями воспитанников элитных детских садов, принадлежащим, как правило, успешным, процветающим корпорациям, довольно напряженные и ревнивые. Однако таких дошкольных учреждений не так уж и много. Как не много и детских садов прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет той жесткой и достаточно тяжелой для маленьких детей системы занятий, свойственной элитным садам.

Систему учреждений дошкольного воспитания в Японии нельзя признать достаточно развитой. Почти половина малышей остаются вне этой системы. Поэтому работающим родителям приходится долго ждать возможности определить ребенка в детский сад.

Напряженность с детскими учреждениями пытаются разрядить с помощью различных общественных инициатив. Открываются центры помощи работающим родителям, малыши которых не посещают детские сады. Эту помощь оказывают волонтеры, желающие подработать, присматривая за детьми. В их качестве выступают, как правило, неработающие домашние хозяйки, имеющие собственных детей. Они с удовольствием принимают чужих детей в своих домах или квартирах. Продолжительность услуги определяют сами заинтересованные стороны.

В детском саду большое внимание уделяется образованию. С родителями заключается договор, есть программа, в содержание которой входит забота о здоровье детей, развитие их речи и самовыражения. На одного взрослого приходится около 20 детей.

В центрах дневного ухода акцент делается на воспитание. Младенцы и дошкольники воспитываются вместе. Дети направляются в них муниципальными властями. Плата зависит от дохода семьи. В содержание работы входят:

  • уход за ребенком;
  • обеспечение его эмоциональной стабильности;
  • забота о здоровье;
  • регулирование социальных контактов;
  • ознакомление с окружающим миром;
  • развитие речи и самовыражения.

В таких центрах на одного взрослого в среднем приходится 10 детей.

Кроме названных видов дошкольных учреждений в Японии существуют дополнительные школы для занятий гимнастикой, плаванием, музыкой, танцами, искусством, а также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты.

Режим работы дошкольных учреждений

Дети старше 3 лет находятся в детском саду около 4 ч в день. Центры дневного ухода работают по восьмичасовому графику. Но в настоящее время существуют и дошкольные учреждения, где даже дети первого года жизни находятся с 9.00-10.00 до 21.00-22.00.

В детских садах тщательно продумывается меню для детей. Воспитатели советуют родителям, как подготовить обэнто - коробочку с обедом, которую каждая мама должна приготовить ребенку утром. Рекомендуется использовать 24 вида продуктов. В меню обязательно включаются молочные продукты, овощи, фрукты. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность (она не должна превышать 600-700 калорий за один обед).

Состав групп в детском саду не постоянный. Обучая детей взаимодействию, японские воспитатели формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы и собственные имена. Детей побуждают принимать решения, учитывая желания всех членов группы. Кроме этого, подобные группы служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группа из 6-8 чел. включает представителей обоих полов и формируется не по способностям, а в соответствии с тем, что может направить их деятельность в эффективное русло. Каждый год группы формируются заново. Смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он найдет себе приятелей среди других детей. Детям прививается множество навыков, в том числе - как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников.

Воспитателей также меняют. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним сильно. Привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют слишком серьезной ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил ребенка, эта ситуация тоже не будет очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у него сложатся дружеские отношения и он не будет думать, что все взрослые его не любят.

В Японии имеет место тенденция превращения дошкольного учреждения в семейный центр. Мы можем судить об этом лишь по косвенным признакам, например, по рекомендациям Министерства здравоохранения и социального обеспечения с целью перестроить деятельность учреждений дневного ухода, чтобы они стали функционировать как центры, играющие важную роль в общей структуре микрорайона, способные удовлетворить разнообразные потребности родителей с маленькими детьми.

Но по традиции дошкольное образование начинается в семье. Дом и семья воспринимаются местом психологического комфорта, а мать - олицетворением его. Самое тяжелое наказание для детей - отлучение от дома, даже на короткий срок. Вот почему за провинность ребенок наказывается не запретом выходить на прогулку с друзьями, а отлучением от дома. Во взаимоотношениях родителей с детьми отсутствует требовательное или осуждающее обращение, угрозы, шлепки, подзатыльники, в особенности же в общественных местах.

Для японских женщин главным по-прежнему остается материнство. После рождения детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни ее детей (дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т.д.). Многие японские женщины считают, что воспитание детей - все, что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигаи», т.е. имела смысл.

Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых - патриархальность. Для Японии характерна традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку: мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей. Концепция семьи подчеркивает непрерывность семейной линии, затухание которой воспринимается, как страшное бедствие. Отсюда вытекает очень бережное, любовное отношение к своим и чужим детям, их здоровью и личностному развитию.

Положительно в Японии рассматривается стремление детей к родительской опеке. По мнению большинства граждан, она оберегает ребенка от дурного влияния, употребления наркотических и психотропных средств. Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Воспитательная доктрина, как отмечал Г. Востоков, применяется к детям «с такой мягкостью и любовью, что не действует угнетающим образом на душу детей. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний. Давление на детей оказывается в такой мягкой форме, что кажется, будто дети сами себя воспитывают, и что Япония - детский рай, в котором нет даже запрещенных плодов. Подобное отношение к детям в Японии не изменилось: родители ведут себя сегодня с детьми так же, как и раньше».

Японские женщины склонны регулировать поведение ребенка воздействием на его чувства, всячески избегают конфронтации с его волей и желанием и чаще выражают свое недовольство косвенно. Они пытаются расширить эмоциональный контакт с ребенком, видя в этом основное средство контроля, важным для них является демонстрация правильного поведения в обществе на собственном примере, а не вербальное общение с детьми. Японки избегают утверждения своей власти над детьми, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от матери. Женщины делают акцент на проблемах эмоциональной зрелости, податливости, гармоничном взаимоотношении с другими людьми и рассматривают эмоциональный контакт с ребенком как основное средство контроля. Символическая угроза потери родительской любви является для ребенка более воздействующим фактором, чем слова осуждения. Таким образом, наблюдая за своими родителями, дети учатся взаимодействию с другими людьми.

Однако практика приобщения детей к групповым ценностям все же осуществляется в детских садах и школах. Именно для этого ребенка и отправляют в дошкольное учреждение. Детский сад и ясли - места, где дети проводят большую часть своего времени и где соответственно оказывается влияние на формирование их характера.

Как отмечает журнал «Япония сегодня», в наши дни прослеживается повышенное внимание японцев к подрастающему поколению, и вызвано это демографическим кризисом. Быстрое старение японского общества напрямую связано со снижением рождаемости. С учетом этих обстоятельств в Японии формируется социальная система государственной поддержки родителей в воспитании их малышей в дошкольный период. При рождении ребенка каждая работающая мать имеет право на годовой оплачиваемый отпуск по уходу за ним. На каждого ребенка государство выплачивает родителям пособие на его воспитание. До 2000 г. оно выплачивалось до 4 лет, теперь - до 6, т.е. фактически до поступления в начальную школу.

В Японии увеличивается число компаний, стремящихся создать у себя «условия благоприятствования семье». Например, после возвращения на работу женщины не только восстанавливаются на прежних местах, но и получают льготы в виде сокращенного рабочего дня, возможности перейти на «скользящий» рабочий график.

Создаются также родительские клубы, где матери отдыхают вместе с детьми в свободное время. Пока родители общаются друг с другом, с их детьми занимаются студенты-волонтеры, для которых это занятие является формой общественной деятельности. С 2002 г. подобные родительские клубы начали получать финансовую поддержку от государства.

Школы

Дети в возрасте от 6 до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю школу. Дети из малоимущих семей получают дотации на оплату школьных завтраков, медицинского обслуживания и экскурсий. В каждом районе посещения находится только одна школа данного уровня обучения, поэтому ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем, родителям предоставлено право направлять своих детей в частные платные заведения всех уровней обучения, однако в них действуют довольно жесткие правила отбора.

В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. В частных школах этика частично или полностью может быть заменена изучением религии. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. Школьники сами поочередно убирают классы и другие помещения в школе, а в конце учебного семестра все выходят на генеральную уборку.

После окончания начальной школы ребенок обязан продолжить обучение в младшей средней школе. Наряду с обязательными предметами (родной язык, математика, обществоведение, этика, естествознание, музыка, искусство, специальная деятельность, физическое воспитание, техническое мастерство и домоводство), учащиеся могут выбрать ряд предметов - иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.

Следующая ступень на пути в вуз - старшие средние школы. Эти учебные заведения делятся на дневные (срок обучения - три года), а также вечерние и заочные (здесь учатся на год дольше). Хотя выпускники вечерних и заочных школ получают эквивалентные документы об окончании, 95% учащихся предпочитают учиться в школах дневного типа. По профилю обучения можно выделить общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр. старшие средние школы. Около 70% учащихся выбирают общий учебный план.

Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы (Chugakko) и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.

Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4 кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку - по два кредита.

Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.

Колледжи

Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на младшие, технологические и колледжи специальной подготовки. Младшие колледжи, которых насчитывается около 600, предлагают двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Их выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы. Претенденты сдают вступительные экзамены и - все реже - "Тест достижений первой ступени".

Младшие колледжи на 90% частные и очень популярны среди молодежи. Число желающих поступить в них ежегодно в три раза превышает число мест. Около 60% колледжей предназначены только для женщин. В них изучаются такие предметы, как домашние финансы, литература, языки, образование, сохранение здоровья.

Поступить в технологические колледжи можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года. В колледжах этого типа изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины.

Колледжи специальной подготовки предлагают годичные профессиональные курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др. Число таких учебных заведений, большинство из которых частные, достигает 3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют права продолжать обучение в вузе, младшем или техническом колледже.

Вузы

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 год, 10 факультетов). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Кроме них есть значительное количество "карликовых" высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.

Поступить в государственные университеты можно, только закончив полную среднюю школу. Прием проводится в два этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают "Общий тест достижений первой ступени", который проводится Национальным центром по приему в университеты. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.

Следует подчеркнуть, что частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.

Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины - историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели - убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специализацию и даже факультет. В реальности, однако, такие случаи крайне редки и имеют место только в рамках одного факультета, а инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.

Сроки обучения во всех университетах стандартизированы. Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. По окончании базового курса присуждается степень бакалавра - Gakushi. Формально студент имеет право числиться в вузе 8 лет, то есть отчисление нерадивых студентов практически исключается.

Выпускники вузов, проявившие способности к исследовательской работе, могут продолжить обучение на степень магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень доктора философии (Hakushi) требует уже трех лет обучения для тех, кто имеет степень магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.

Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом полученных ранее зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета.

Система повышения квалификации

Выпускники высших учебных заведений продолжают обучение в корпорациях, принявших их на работу. Система "пожизненного найма" предусматривает, что человек работает в одной компании до 55-60 лет. При отборе претендентов учитывается рейтинг выпустившего их вуза, а также результаты, показанные на тестировании, включающем вопросы на определение степени общей подготовки и культуры, усвоение гуманитарных и технических знаний. Лучшие претенденты проходят собеседование, в ходе которого оцениваются их личностные качества (коммуникабельность, готовность к компромиссам, честолюбие, обязательность, умение войти в систему уже выстроенных отношений и т.д.).

Прием на работу производится один раз в году, в апреле. Сразу после этого новые сотрудники проходят обязательный краткий курс обучения, длительностью 1-4 недели. В его рамках они знакомятся с компанией, ее производственным профилем, организационной структурой, историей развития, традициями, концепцией.

После вводного курса для них наступает период ученичества, который варьируется по продолжительности от двух месяцев до года. Процесс обучения состоит в основном из практикумов, проводимых в различных подразделениях фирмы, курсов лекций и семинаров по системе организации производства, труда, сбыта, по специфике трудовой деятельности будущих управленцев. Соотношение практических и теоретических занятий почти всегда складывается в пользу первых (от 6:4 до 9:1).

В японских фирмах принята постоянная ротация кадров. После того как работник достаточно освоился с одной специальностью, он переводится на другое рабочее место, где процесс практического обучения начинается вновь. Периодическая смена рабочих мест в течение трудовой деятельности сотрудника (обычно 3-4 раза) считается лучшим способом повышения квалификации кадров. Благодаря ротации формируются "руководители широкого профиля", хорошо знающие особенности деятельности многих подразделений компании.

Кроме того, менеджеры проходят и дополнительное академическое обучение. Им читают курсы по управлению производством, его обслуживанию, сбыту продукции, финансовой деятельности, управлению кадрами и международной торговле.

Резюме.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что, образование в Японии является культом. И Воспитательным аспектам в японской системе образования уделяется большое внимание. И, по-моему, мнению это очень хорошо, так как любой человек в этой стране может быть уверен в своём будущем, а также в будущем своих детей. Хотя в Японии, так же как и в России наблюдается дефицит мест в детских садах. Так же как и в России, в японских детских садах наблюдается большая учебная нагрузка. Но в Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медсестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Все они следят за здоровьем маленьких японцев, что не помешало бы и нашим учебным заведениям, т.к. после окончанию средней школы выпускается всего 30 процентов здоровых детей.

Мне также понравилась система взаимосвязи всех образовательных учреждений, начиная от детского сада и заканчивая ВУЗом. Таким образом, ребёнок с малых лет идёт к своей цели и у него есть все гарантии того, что он обязательно будет учится в Вузе.

Еще один немаловажный аспект образования в Японии это то, что для каждого японца “кокоро” означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека, что немаловажно для дальнейшей жизни.

Университетский диплом в Японии является гарантом получения престижной и хорошо оплачиваемой работы, а это в свою очередь залог карьерного роста и материального благополучия, чего не скажешь об образовании в России.

Но больше всего мне нравится в системе этой страны, это то, что Япония единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власти.

В целом, сравнивая японскую и российскую системы образования можно сказать, что они очень похожи и у них много общего, но японская система наиболее продумана и доведена до логического конца.

Список литературы

1. В.А.Зебзеева Дошкольное образование за рубежом: история и современность. – М.: ТЦ Сфера, 2007

2. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность. М., 2001.

3. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование. США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития. М., 1998. С. 47.