Христос воскрес на сербском языке. Приветствие «Христос Воскресе» на разных языках. Поздравления с Пасхой за пределами славянского мира

12 мая – день прославления во святых преподобного Амфилохия, Почаевского чудотворца и нашего современника. Тысячи паломников каждый год собираются к этому празднику в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Как, впрочем, и 1 января, в день преставления подвижника, и на Успение Божией Матери – престольный праздник обители.

Много народной любви, надежды и веры в почитании преподобного старца, схиигумена Амфилохия, всего лишь 14 лет назад прославленного в лике святых. Удивительно, как за такой недолгий срок бунтующий, юродивый и гонимый отец Иосиф (так звали преподобного до принятия великой схимы) стал любимым святым на Украине и за ее пределами.

Еще при жизни старцу Амфилохию была дана особая благодать прозорливости, дара молитвенного исцеления и освобождения одержимых. Чудеса по молитвам святого продолжаются и по сей день, рассказы о них приобретают всё большую известность. И идут к преподобному Амфилохию и немощные, и страждущие, и несчастные – идут за помощью и поддержкой, за укреплением в вере и силах нести свой крест. Счастливые тоже идут к преподобному старцу – с благодарностью и радостью, и чтобы выразить свою любовь к этому святому подвижнику.

Преподобный Амфилохий Почаевский (в миру Яков Варнавович Головатюк; 27.11. 1894 – 01.01. 1971). В 1932 году послушник Почаевской лавры Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. В 1933 году рукоположен во иеродиакона, в 1936-м – во иеромонаха; в 1953-м – возведен в сан игумена. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской Лавре.

Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где прожил около двадцати лет. Отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ, врачеватель телесных и душевных недугов. По многочисленным свидетельствам, имел особый дар – изгонять бесов. К нему везли одержимых со всего Советского Союза.

Во время гонений на Церковь в 60-е годы проявил мужество, стойкость в вере и смелость. Был помещен властями в психиатрическую больницу, подвергался всевозможным преследованиям. После того как отец Иосиф чудом избежал гибели, он в Почаевской Лавре был пострижен в схиму с именем Амфилохий – в честь святителя Иконийского, память которого праздновалась Церковью в тот день.

Старцу, не имеющему прописки в Почаевской лавре, пришлось жить в миру, терпя унижения от неверующих и давление КГБ. Всё это время отец Амфилохий продолжал оказывать молитвенную помощь страждущим, принимая в день до 500 человек. Схиигумен Амфилохий преставился ко Господу 1 января 1971 года.

Решением Священного Синода УПЦ 12 мая 2002 года (в Неделю Фомину) схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание преподобного Амфилохия.

“Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”

Наталья Емец, иконописец, регент

Я была в Почаеве три раза, причем первый раз, лет десять назад, специально ехала к Амфилохию Почаевскому. Потому что мне сказали: “Вот у тебя проблемы со спиной, тебе надо обязательно поехать к батюшке Амфилохию – попросить, помолиться”. И я целенаправленно ехала за исцелением. И, конечно же, исполнила всё, что там полагалось – везде простояла, побывала, приложилась, и молилась и просила. А спина как болела раньше, так и продолжала болеть.

Едем обратно, и тут в автобусе включают фильм, где кто-то из героев вспоминает слова отца Амфилохия, который говорил: “Ко мне многие приезжают за исцелением, но исцеление их тела будет во вред их душе”. И эти слова были ко мне.

Я сказала: “Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”. А мануальный терапевт мне объявил, что нужно или всю жизнь на массажах, или работать физически на земле, либо физкультуру специальную делать – в общем, собой надо заниматься.

После этого проходит год и я покупаю частный дом с землей. И я так понимаю, что отец Амфилохий помог мне получить то, что для меня лучше. Считаю, что этот дом у меня появился благодаря заступничеству этого святого. Потому что я просила что-то сделать с моей спиной, и он сделал. Он дал мне место, где я могу трудиться физически – тут я делала ремонт, сажала сад, окучивала грядки. Вот такое у меня воспоминание о преподобном.

Святой Амфилохий Почаевский для меня – это отец. Или дедушка – человек, который всегда поможет, заступится, помолится. Тепло чувствуешь от него. Сейчас я, в основном, к Господу обращаюсь – святые отошли несколько на задний план, остался Христос и Божия Матерь. Не знаю, может, это деградация духовной жизни, а может, наоборот – когда человек перестает хвататься за руки окружающих. Но святые всё равно есть, ты их чувствуешь, помнишь. И преподобный Амфилохий Почаевский – как дедушка, который может жить в деревне – ты о нем помнишь и иногда приезжаешь. Надеюсь, это не оскорбление святого, потому что для меня такое отношение – очень хорошо.

В Почаев же всегда рвешься за каким-то духовным ответом. Ты или от людей хочешь его услышать, или от святых – место это такое. А на Светлой седмице ехали туда порадоваться и поторжествовать с нашими любимыми святыми.

“На кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве”

Денис Стародубец, учитель музыки, впервые побывал в Почаевской лавре на Светлой седмице

Почаевская лавра – благодатное место, без сомнения. Чувствуется особый дух, и не такой, к примеру, как в Оптиной пустыни или Киево-Печерской лавре. Это дух Почаева. Но суета всё равно навязывает свои правила – и это естественно, нормально. Потому что это – святое место, большой госпиталь. Люди приезжают из разных мест и хотят причаститься этой святой благодати. Освятиться этим всем.

И я, конечно, ожидал встречи со святыми почаевскими, и что эта встреча будет благодатной – как минимум. А со святым Амфилохием Почаевским я встретился, как ни странно, не возле его мощей, которые в храме, а на кладбище. Там мне понравилось даже больше, чем в самой центральной Почаевской лавре – нет суеты, чувствуется другая атмосфера, где только ты и святой.

Кладбище Свято-Успенской Почаевской лавры

На этом кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве. Когда прикоснулся к портрету преподобного, помазался от его могилки, мы как поздоровались с ним. Я не был с ним знаком, но видел на портретах и иконах его добрые глаза, улыбку – он был очень добрым человеком, с душой ребенка. Это был большой, мудрый, мудрейший человек с чистой душой. Как Господь говорил: “Будьте как дети”. И мне кажется, что преподобный Амфилохий Почаевский был именно такой.

Видел и его друзей на кладбище, которые похоронены рядом с его могилой – таких же замечательных, святых людей. Они – как безмолвная стража, как молчаливая служба. Говорят, возле этих схимников до сих пор кричат бесноватые.

“Это любовь – ее же не объяснишь”

Валентина Колесник, мастер педикюра, поехавшая на празднование Дня памяти преподобного Амфилохия Почаевского

Сколько просила Господа именно в этот день побывать в Почаевской лавре. На преподобного Иова два раза была, а на святого Амфилохия всё как-то не получалось. Сегодня целый день боюсь даже об этом думать – чтобы не спугнуть.

Чудесный батюшка – смотришь на его икону, и душа наполняется радостью. И когда приезжаешь в Почаев и подходишь к раке – это чувствуешь нутром, где-то там в глубине. У меня к нему любовь и привязанность. Еду в Почаев в пятый раз и всегда – к батюшке Амфилохию. Мне даже иногда бывает стыдно перед самой собой: всё-таки преподобный Иов – первый настоятель Лавры, и к нему едешь. Но батюшка Амфилохий почему-то теплее как-то.

Рака с мощами преподобного Амфилохия Почаевского

Даже когда ездила в Одессу и прикладывалась к мощам преподобного Кукши Одесского, то всё равно во мне это было через батюшку Амфилохия – они же дружили. Он всегда со мной просто. И я это даже сама себе объяснить не могу. Конечно, такая любовь во мне не просто с бухты-барахты – я читала жития многих святых, но почему-то преподобный Амфилохий Почаевский мне самый близкий. Не могу это объяснить – это где-то внутри. Это как любовь – ее же не объяснишь: или она есть, или ее нет. Любишь и всё.

И мне бы очень хотелось, чтобы в каждом храме была икона преподобного Амфилохия Почаевского. Потому что мне кажется, что храмам без этой иконы современного нашего святого просто чего-то не хватает. Я на праздник Амфилохия Почаевского всегда беру выходной и иду в храм. В прошлом году в нашем кафедральном соборе очень удивилась, почему нет иконы святого. Спросила у свечницы, и они потом, к концу службы, принесли икону из лавки, наверное – потому что даже в пыли она была немножко. И много людей прикладывалось.

Житие Преподобного Амфилохия Почаевского

В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября 1894 года родился сын, в святом крещении названный Иаковом - в честь мученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства будущий подвижник, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое.

В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию, где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Сначала была санчасть в Сибири, в которой молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, а затем фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и наконец - плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но, тоскуя по родному краю, юноша в 1919 году осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село.

Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по словам Достоевского, - сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не посеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году Иаков Головатюк, избрав тернистый путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания.

В феврале 1931-го года, стоя у гроба почившего настоятеля, Иаков вдруг ощутил всю суетность и скоротечность жизни: “Человек, яко трава, дни его, яко цвет сельный, тако отцветет”.

Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи; поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.

Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в “руководство духом”. Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления.

Он лечил, изгоняя бесов, возвращал слух глухим, зрение - слепым, скорбным приносил отраду и утешение. “Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и привидений, - говорят святые отцы, - там насылает злых людей”. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.

Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка - изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так что часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни - в детстве, юности или старости - обращались к отцу Иосифу.

Целый день проводя на послушаниях и с людьми, старец молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, избегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели. Многие, даже неверующие люди, после встречи с отцом Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его.

Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма, а насельникам предлагали покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы... Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая, если нужно, умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы...

Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом велел всем петь: “Слава Тебе, показавшему нам свет”, “Пресвятая Дево” и другие песнопения и молитвы.

В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в ста километрах от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных... Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После этого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили против него родственников.

У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то один племянник, работавший трактористом, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю, избил до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли подвижника в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий - в честь святителя Иппонийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги - он выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно. Приехали родственники и забрали его в Иловицу.

Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, из Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. И сам он часто высказывался: “Ви думаєте, що я святий. Я грішник! А зцілення ви отримуєте по своїх молитвах і по своїй вірі”.

Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны обязательно старались посетить и отца Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до пятисот человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином: многие исцелялись благословенной трапезой.

Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто садясь за стол, отец Иосиф пел: “Страха их не убоюся, ниже смущуся!”. Во дворе старец ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, “сей род” (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторых благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. “Якби ви знали, який піст солодкий”, - говорил старец, имея в виду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы сразу класть три земных поклона с молитвой “Богородице Дево, радуйся...”, чтобы легко выдерживать пост в этот день. Отец Иосиф исцелял разные недуги, но утверждал, что половина больных исцеляется, а половина уезжает от него не исцеленной - Богу не угодно это, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души.

Очень часто старцу приходилось терпеть неприятности от своих неугомонных посетителей, одержимых бесами. Домашние даже уговаривали его не принимать бесноватых, ибо бесы мстили, на что отец Иосиф отвечал: “Трудно терпіти, але і боятися демонів не треба”.

Говоря его словами, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжелобольных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом стают бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать его в любое время дня и ночи.

Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там видел чудеса исцелений. “Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, - рассказывал этот очевидец, - трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли”. Это подтвердит и любой житель Почаева, и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром провидения, о чем также многие свидетельствуют.

Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: “С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!”. А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения - душевнобольные.

Отец Иосиф советовал молитвой лечить “недуг нынешнего века”. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и ряднами (покрывалами), спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: “проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!...”.

Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках он творил молитву, которую чувствовали и не терпели злые духи в спящих бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить.

Приезжали к батюшке и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть земные поклонов, велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались. Тогда, по его словам, “всі нерви вийдутъ” и вернется здоровье. При этом добавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не “нервы расстроены”, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.

Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, потому-то злые люди им и уподобляются.

Старец говорил: “Любой грех опутывает сердце как паутина, а злоба, как проволока - попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными”. “Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия” - неоднократно повторял подвижник.

Неодобрительно относился отец Иосиф и к телевизионным передачам, которые “спустошують, обкрадаютъ душу”. После просмотра телепрограмм человеку совершенно не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.

Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопрос одной рабы Божией о том, как достичь такой любви, он отвечал, что Бог дает благодать любви за смирение. И еще часто повторял: “Як ти до людей, так і люди до тебе”.

Божия Матерь для отца Иосифа была Небом, он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией Матери “Под Твою Милость...”.

Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь “Елицы, во Христа креститеся” и “С нами Бог”. Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение.

Как-то зимой, в начале 1970 года, отец Иосиф зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы. Попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились. Никто не видел цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.

Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо: глубоко уходил он в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди.

Летом 1970 года с батюшкой случались странные приступы: он лежал на лавке в саду как бы в бессознательном состоянии. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.

Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников-исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случиться что-то плохое! Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а “Апостолы от конец, совокупльшеся зде” просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал. После с грустью говорил: “А як страшно буде, коли станутъ мерзлу землю на труну (гроб) кидати”...

Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (по новому стилю).

Годы летят, время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более тридцати лет со дня его кончины, а люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста передают друг другу о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня шли на могилку к подвижнику люди, зажигали свечи или возжигали лампадки, вели тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни.

Вся жизнь отца Иосифа, в схиме Амфилохия, была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь - это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе.

Верой и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был и остается скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает: люди и теперь ощущают эту любовь. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость. С того времени, и по сегодняшний день на месте погребения схиигумена Амфилохия происходили чудеса и исцеления людей. Перед праздником Пасхи 2002 г. были обретены его нетленные мощи.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви, 12 мая 2002 г. н.с. (в Неделю Фомину), схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.

Преподобный отче Амфилохие Моли Бога о нас!

В день прославления преподобного Амфилохия Почаевского о святом подвижнике, исповеднике и чудотворце рассказывают паломники.

  • Преподобный Амфилохий Почаевский – «Знаете, что это за человек? Он весь мир спасает»

12 мая – день прославления во святых преподобного Амфилохия, Почаевского чудотворца и нашего современника. Тысячи паломников каждый год собираются к этому празднику в Свято-Успенской Почаевской Лавре. Как, впрочем, и 1 января, в день преставления подвижника, и на Успение Божией Матери – престольный праздник обители.

Много народной любви, надежды и веры в почитании преподобного старца, схиигумена Амфилохия, всего лишь 14 лет назад прославленного в лике святых. Удивительно, как за такой недолгий срок бунтующий, юродивый и гонимый отец Иосиф (так звали преподобного до принятия великой схимы) стал любимым святым на Украине и за ее пределами.

Еще при жизни старцу Амфилохию была дана особая благодать прозорливости, дара молитвенного исцеления и освобождения одержимых. Чудеса по молитвам святого продолжаются и по сей день, рассказы о них приобретают всё большую известность. И идут к преподобному Амфилохию и немощные, и страждущие, и несчастные – идут за помощью и поддержкой, за укреплением в вере и силах нести свой крест. Счастливые тоже идут к преподобному старцу – с благодарностью и радостью, и чтобы выразить свою любовь к этому святому подвижнику.

Преподобный Амфилохий Почаевский (в миру Яков Варнавович Головатюк; 27.11. 1894 – 01.01. 1971). В 1932 году послушник Почаевской лавры Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. В 1933 году рукоположен во иеродиакона, в 1936-м – во иеромонаха; в 1953-м – возведен в сан игумена. Окончил полный курс Иноческо-Богословской школы при Почаевской Лавре.

Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где прожил около двадцати лет. Отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ, врачеватель телесных и душевных недугов. По многочисленным свидетельствам, имел особый дар – изгонять бесов. К нему везли одержимых со всего Советского Союза.

Во время гонений на Церковь в 60-е годы проявил мужество, стойкость в вере и смелость. Был помещен властями в психиатрическую больницу, подвергался всевозможным преследованиям. После того как отец Иосиф чудом избежал гибели, он в Почаевской Лавре был пострижен в схиму с именем Амфилохий – в честь святителя Иконийского, память которого праздновалась Церковью в тот день.

Старцу, не имеющему прописки в Почаевской лавре, пришлось жить в миру, терпя унижения от неверующих и давление КГБ. Всё это время отец Амфилохий продолжал оказывать молитвенную помощь страждущим, принимая в день до 500 человек. Схиигумен Амфилохий преставился ко Господу 1 января 1971 года.

Решением Священного Синода УПЦ 12 мая 2002 года (в Неделю Фомину) схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание преподобного Амфилохия.

“Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”

Наталья Емец, иконописец, регент

Я была в Почаеве три раза, причем первый раз, лет десять назад, специально ехала к Амфилохию Почаевскому. Потому что мне сказали: “Вот у тебя проблемы со спиной, тебе надо обязательно поехать к батюшке Амфилохию – попросить, помолиться”. И я целенаправленно ехала за исцелением. И, конечно же, исполнила всё, что там полагалось – везде простояла, побывала, приложилась, и молилась и просила. А спина как болела раньше, так и продолжала болеть.

Едем обратно, и тут в автобусе включают фильм, где кто-то из героев вспоминает слова отца Амфилохия, который говорил: “Ко мне многие приезжают за исцелением, но исцеление их тела будет во вред их душе”. И эти слова были ко мне.

Я сказала: “Спасибо, батюшка! Согласна болеть, раз это мне полезно”. А мануальный терапевт мне объявил, что нужно или всю жизнь на массажах, или работать физически на земле, либо физкультуру специальную делать – в общем, собой надо заниматься.

После этого проходит год и я покупаю частный дом с землей. И я так понимаю, что отец Амфилохий помог мне получить то, что для меня лучше. Считаю, что этот дом у меня появился благодаря заступничеству этого святого. Потому что я просила что-то сделать с моей спиной, и он сделал. Он дал мне место, где я могу трудиться физически – тут я делала ремонт, сажала сад, окучивала грядки. Вот такое у меня воспоминание о преподобном.

Святой Амфилохий Почаевский для меня – это отец. Или дедушка – человек, который всегда поможет, заступится, помолится. Тепло чувствуешь от него. Сейчас я, в основном, к Господу обращаюсь – святые отошли несколько на задний план, остался Христос и Божия Матерь. Не знаю, может, это деградация духовной жизни, а может, наоборот – когда человек перестает хвататься за руки окружающих. Но святые всё равно есть, ты их чувствуешь, помнишь. И преподобный Амфилохий Почаевский – как дедушка, который может жить в деревне – ты о нем помнишь и иногда приезжаешь. Надеюсь, это не оскорбление святого, потому что для меня такое отношение – очень хорошо.

В Почаев же всегда рвешься за каким-то духовным ответом. Ты или от людей хочешь его услышать, или от святых – место это такое. А на Светлой седмице ехали туда порадоваться и поторжествовать с нашими любимыми святыми.

“На кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве”

Денис Стародубец, учитель музыки, впервые побывал в Почаевской лавре на Светлой седмице

Почаевская лавра – благодатное место, без сомнения. Чувствуется особый дух, и не такой, к примеру, как в Оптиной пустыни или Киево-Печерской лавре. Это дух Почаева. Но суета всё равно навязывает свои правила – и это естественно, нормально. Потому что это – святое место, большой госпиталь. Люди приезжают из разных мест и хотят причаститься этой святой благодати. Освятиться этим всем.

И я, конечно, ожидал встречи со святыми почаевскими, и что эта встреча будет благодатной – как минимум. А со святым Амфилохием Почаевским я встретился, как ни странно, не возле его мощей, которые в храме, а на кладбище. Там мне понравилось даже больше, чем в самой центральной Почаевской лавре – нет суеты, чувствуется другая атмосфера, где только ты и святой.

Кладбище Свято-Успенской Почаевской лавры

На этом кладбище я почувствовал покой и тихую радость – как в детстве. Когда прикоснулся к портрету преподобного, помазался от его могилки, мы как поздоровались с ним. Я не был с ним знаком, но видел на портретах и иконах его добрые глаза, улыбку – он был очень добрым человеком, с душой ребенка. Это был большой, мудрый, мудрейший человек с чистой душой. Как Господь говорил: “Будьте как дети”. И мне кажется, что преподобный Амфилохий Почаевский был именно такой.

Видел и его друзей на кладбище, которые похоронены рядом с его могилой – таких же замечательных, святых людей. Они – как безмолвная стража, как молчаливая служба. Говорят, возле этих схимников до сих пор кричат бесноватые.

“Это любовь – ее же не объяснишь”

Валентина Колесник, мастер педикюра, поехавшая на празднование Дня памяти преподобного Амфилохия Почаевского

Сколько просила Господа именно в этот день побывать в Почаевской лавре. На преподобного Иова два раза была, а на святого Амфилохия всё как-то не получалось. Сегодня целый день боюсь даже об этом думать – чтобы не спугнуть.

Чудесный батюшка – смотришь на его икону, и душа наполняется радостью. И когда приезжаешь в Почаев и подходишь к раке – это чувствуешь нутром, где-то там в глубине. У меня к нему любовь и привязанность. Еду в Почаев в пятый раз и всегда – к батюшке Амфилохию. Мне даже иногда бывает стыдно перед самой собой: всё-таки преподобный Иов – первый настоятель Лавры, и к нему едешь. Но батюшка Амфилохий почему-то теплее как-то.

Рака с мощами преподобного Амфилохия Почаевского

Даже когда ездила в Одессу и прикладывалась к мощам преподобного Кукши Одесского, то всё равно во мне это было через батюшку Амфилохия – они же дружили. Он всегда со мной просто. И я это даже сама себе объяснить не могу. Конечно, такая любовь во мне не просто с бухты-барахты – я читала жития многих святых, но почему-то преподобный Амфилохий Почаевский мне самый близкий. Не могу это объяснить – это где-то внутри. Это как любовь – ее же не объяснишь: или она есть, или ее нет. Любишь и всё.

И мне бы очень хотелось, чтобы в каждом храме была икона преподобного Амфилохия Почаевского. Потому что мне кажется, что храмам без этой иконы современного нашего святого просто чего-то не хватает. Я на праздник Амфилохия Почаевского всегда беру выходной и иду в храм. В прошлом году в нашем кафедральном соборе очень удивилась, почему нет иконы святого. Спросила у свечницы, и они потом, к концу службы, принесли икону из лавки, наверное – потому что даже в пыли она была немножко. И много людей прикладывалось.

Схимонах Амфилохий и голуби. Фото с сайта brooklyn-church.org

Искусный костоправ

Лечить людей его научил отец. Крестьянин Варнава Головатюк из тернопольского села Малая Иловица был искусный костоправ. Его звали к больным не только со всей округи, но и за многие версты. Сын Яков (так звали в миру будущего схиигумена Амфилохия) часто ездил с ним. Отец вправлял сломанные кости, а сын держал больного.

Перед Первой мировой войной Якова призвали в царскую армию. Там он и выучился на фельдшера, что потом очень ему пригодилось.

На фронте Яков попал в плен, и стал работником у австрийского фермера. Фермер был не зверь и мироед, а добрый человек, и даже хотел отдать за Якова свою дочку. А тот очень тосковал по родине и бежал из спокойной альпийской деревушки домой.

Дома Яков решил жениться. Парень был добрый, работящий, красивый, хорошо пел и девушкам нравился.

Яков даже присмотрел себе девушку, но в душе не было мира: ведь с детства он мечтал о монашестве. О своих сомнениях Яков рассказал священнику сельского храма, и вскоре планы о женитьбе сами собой расстроились. Яков стал готовиться в монастырь.

В Почаевскую лавру он пришел в 1925 г., в 1932 году был там пострижен в монашество.

И в Почаеве прославился как костоправ. На одной свадьбе коляску жениха и невесты понесли лошади, и молодые разбились. Отец Иосиф буквально собрал их по кусочкам и выходил.

К нему потянулся народ. Пишут, что приезжало в день иногда до 100 подвод.

Наместник Лавры перевел его в домик на братском кладбище, чтобы поток народа не смущал монахов. Там отец Иосиф двадцать лет принимал посетителей.

Ленинские принципы беспощадности

Как-то осенью 1962 года старца вызвали в город Броды, за сорок километров от Почаева, к девочке со сломанной рукой. Пока старца не было в монастыре, там случилось неладное… Это были годы борьбы Хрущева с «религией».

В конце 1950-х, когда Хрущев утвердился у власти, он объявил, что в годы культа личности проявлялась, среди прочего, мягкотелость по отношению к попам, а вот теперь надо вернуться к ленинским принципам беспощадности к Церкви.

Храмы вновь стали массово закрывать. События вокруг Почаевской лавры — это центральный эпизод хрущевского гонения.

Взять да и закрыть старинную Лавру власти не решались. Не те времена, да и вражеские голоса будут слишком громко клеветать на советский строй. Поэтому надо монастырю перекрыть кислород и постепенно его извести. А как? А вот как: отнять хозяйственные строения, новых монахов принимать запретить, монахов, связанных с хозяйством, подловить на некотролируемом потоке наличности или использовании «левого» сырья и стройматериалов, у проповедников, старцев и молитвенников найти признаки сумасшествия и поместить в больницу и тогда поток богомольцев сам собой иссякнет.

Это была общая технология, которую на себе испытывали все действующие монастыри СССР того времени, тот же Псково-Печерский монастырь.

Пик борьбы властей с Почаевской лаврой пришелся на 1961-62 гг., к этому времени в Лавре из 140 монахов осталось менее 40. Остальных насильно выселяли из обители, забирали в армию, упрятывали в психбольницы. И вот в центре борьбы оказался отец Иосиф, которому к тому времени было 68 лет.

В день, когда о. Иосиф вернулся от больной девочки, он не успел еще отворить дверь своей келии, как к нему прибежал послушник и второпях рассказал, что собор отбирают, а начальник милиции уже отнял у наместника ключи. К тому времени сотрудники Почаевских управлений КГБ и МВД, действительно, уже вели себя в Лавре как хозяева. Бывало, уйдет монах в храм, вернется — келья опечатана, вещи вынесены, а его самого увозят за 40 км.

А начальник Почаевского отделения КГБ капитан Максимов так ответственно отнесся к поручному контролю над монахами, что даже проштудировал книги монастырской библиотеки перед тем, как изъять их и на допросах, начинал вещать отцам о том, что «послушание превыше поста и молитвы», а значит нужно уезжать, ну и, конечно, что «всякая власть от Бога».

Отец Иосиф поспешил к храму. Там было многолюдно, у дверей храма стояли с десяток милиционеров с капитаном Максимовым. Старец подошел к нему и неожиданно вырвал из его рук связку ключей. Отдавая их тут же стоявшему молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай».

Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонитъ їх!», — обратился он к местным жителям.

Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам.

Своим мужеством и смелостью отец Иосиф Троицкий собор отстоял. Прошло не более недели, и ему отомстили. Рассказывал Почаевский игумен Серафим, в то время привратник: «В конце сентября, когда я дежурил у ворот, ко мне подошел отец Иосиф и сказал: «Відкривай браму. Зараз «чорний ворон» приде за Йосипом!», — и ушел в корпус. Я открыл в корпус врата и стал ждать «черного ворона», но никто не приезжал, и закрыл, подумав, что старец пошутил. Прошло два часа. Вдруг подъехала милицейская машина — «черный ворон». Милиционеры потребовали пропустить машину во двор».

Шесть человек милиционеров ворвались в келию к о. Иосифу, накинулись на него, повалили на пол, связали руки и ноги, рот заткнули полотенцем и потащили с третьего этажа во двор к машине.

Повезли за Тернополь в город Буданов, (более чем сто километров от Почаева) в областную психиатрическую больницу.

Святой в сумасшедшем доме

Отец Иосиф был не первым почаевским монахом, упрятанным в «психушку».

Раньше нескольких братий уже вызвали на медкомиссию в местный военкомат, там приписали психические заболевания и поместили в больницу. Лечили их так, что один из монахов умер в 35 лет.

О деле отца Иосифа особо говорили почаевские монахи, добравшиеся до Москвы с жалобой на бесчинства Патриарху Алексию I и Совету по делам религий. Сохранился их диалог с уполномоченным совета по Москве А.С. Плехановым.

Отказываясь рассмотреть их жалобу, он сослался на ее неправильное оформление: «Что вы расписываетесь за всех, пишите за себя, что вы указываете на Иосифа, что его забрали в психбольницу. Вы знаете, что он там в лавре делает, он народ лечит. Какое он имеет право лечить? У него нет медицинского образования, его судить надо».

Монахи извинились: «Извините, конечно, мы не имеем юридического образования и не знаем, какой вид должна иметь жалоба, мы в простоте сердца изложили, что в Почаеве произошло, что над нами издеваются и нам не дают жить.

Монахов мы перечислили по именам для большей ясности, в том числе и старца игумена Иосифа, а что он лечит людей, мы этого не касались: но если вас это возмущает, то можно подметить, что действительно он не имеет медицинского образования, но он отличный костоправ, лучше образованных, и никому вреда не принес, а многие его благодарят за помощь, почему он и заслуживает уважения в народе. Мы можем написать в форме, как вы прикажете».

Отца Иосифа в больнице постригли и побрили, а потом велели снять крест, но он отказался. Тогда санитары сами сорвали его и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных.

Палата освещалась слабой электролампочкой. Сорок человек (все нагие) спали, когда старец вошел. Бесы говорили в них: «Зачем ты сюда пришел? Здесь не монастырь!» Он им ответил: «Ви самі мене сюди привели».

Ему кололи препараты, от которых распухало все тело, особенно ноги. Кожа чуть не лопалась. Вспоминая все это, закрывал старец руками лицо.

Люди, узнав, где находится отец Иосиф, начали писать главному врачу Будановской больницы письма с просьбой выпустить старца, который незаконно содержится с душевнобольными, тогда как сам может лечить таковых.

Прошло три месяца его пребывания в больнице. Как-то в палату вошел санитар, принес халат и тапочки, велел старцу одеться и следовать за ним в кабинет главного врача. В кабинете были и другие врачи. Ему предложили сесть.
— Можете ли вы лечить тех больных, которые находятся в нашей больнице?
— Можу.
— Тогда вылечите их!
— Добре.

Отец Иосиф предложил им отпустить его в монастырь или послать кого-нибудь, чтобы привезти святое Евангелие, крест и облачение (ризу, епитрахиль, поручи), чтобы он смог служить водосвятные молебны и бесы сами уйдут через окна и двери. И еще добавил, что через две недели ни одного больного здесь не останется (их было более 500 человек).
— Нет! Вы нам без молебнов лечите.
— Так неможливо вилікувати.
— А почему?
Старец и ответил, что когда солдат идет в бой, ему дают оружие: винтовку, патроны, гранаты. Наше же оружие на невидимого врага — святой крест, святое Евангелие и святая вода!

Отца Иосифа увели снова в палату, где он продолжал нести свой мученический крест. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении. Писали везде, даже в Москву, и … надеялись.

Как-то раз снова пришел в палату санитар и снова принес отцу Иосифу халат и тапочки. Он пошел с ним в кабинет главврача, где, кроме него самого, было еще двое мужчин и женщина. Как потом выяснилось — члены московской комиссии.

Старцу вежливо предложили сесть и спросили, давно ли он стал монахом. В ответ услышали, что родился монахом. На вопрос, почему оказался в этой больнице, рассказал о том, как отроком часто ходил к старичку-соседу, который читал Библию и говорил, что придет время, когда дракон будет воевать с Церковью. Ему было интересно узнать это. И вот теперь он видит, как дракон воюет с Церковью. Женщина на такой ответ усмехнулась, многозначительно переглянулись и мужчины. А отца Иосифа снова увели в палату…

Но люди не отступались. Все писали и писали заявления с просьбой освободить его из больницы, и это удалось.

Возвращение

В Почаевскую лавру он приехал в пиджаке, без бороды. Сразу же пошел к Стопе Божьей Матери, к чудотворной иконе и к мощам Преподобного Иова. Люди, услышав, что вернулся отец Иосиф, побежали за ним; его знали повсюду и все. На следующее утро он служил Литургию. Люди плакали. После отец Иосиф поселился у своего племянника в родной Иловице.

Узнав, где находится старец, начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.

Обеспокоены притоком больных людей в село, власти настроили родственников против него. Племянник избил его и бросил на болотах. Бедный старец едва выжил, тогда же его и постригли в схиму с именем Амфилохий.

Схимонах Амфилохий продолжал лечить. По его молитвам вернулся слух к девушке, которую когда-то в детстве сильно побила мачеха. Одна жительница Почаева избежала ампутации, угрожавшей ей из-за начавшейся гангрены. Известен и случай, когда прозрела слепая девочка. Есть свидетельство того, как старец вернул к жизни 13-летнего подростка, находившегося в состоянии клинической смерти.

Прп. Амфилохий Почаевский скончался 1 января 1971 г. Когда на отпевании давали ему последнее целование, то у гроба исцелилась сломанная рука женщины. Костоправ…

Сейчас Почаевская лавра снова в сложном положении. Вокруг ее судьбы идет горячий спор. Власти Тернопольской области хотят сделать ее музеем.

    Почтовая открытка Российской Империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки. Пасхальное приветствие (также христосование) обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг… … Википедия

    Почтовая открытка Российской Империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки. Пасхальное приветствие (также христосование) обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг… … Википедия

    Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки … Википедия

    Почтовая открытка Российской Империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки. Пасхальное приветствие (также христосование) обычай, распространённый среди православных, древневосточных и других христиан, приветствовать друг… … Википедия

    ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

    Пасхальное богослужение богослужение, проводящееся на Пасху. Содержание 1 История 2 Православие 2.1 Общие замечания … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пасха (значения). Пасха … Википедия