История частей речи русского языка. Учение о частях речи в русском языке. Принципы классификации частей речи в отечественной грамматической науке. Части речи и их история


В статье автор исследует особенности развития частей речи с древних времен и до нашего времени, обращает внимание на связь языка с окружающим миром, приводит примеры классификации частей речи учеными-лингвистами.Ключевые слова: учение о частях речи, связь языка с окружающим миром, классификация частей речи, ученые-лингвисты.Основой существования частей речи в языке есть окружающая человека действительность, которая познается человеком, отражается в его сознании и языке.На связь языка с внешним миром обратил внимание М. В. Ломоносов: "Взирая на видимый свет, двоякого рода бытия в нем находим. Первого рода суть чувствительные в нем вещи, второго рода суть оных вещей разные деяния." Следовательно: окружающий нас мир - это мир вещей (предметов) и деяний (действий). Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времён.Исследованиями в этой области занимались Аристотель и Платон (IV в. до н.э.).Яска, Панини (V-III в. до н.э.).Этим вопросом в русской лингвистике занимались Л.В. Щерба, А.А. Шахматов, А.А. Потебня,А.А. Пешковский, В.В. Виноградов.Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.Первой грамматикой русского языка была "Российская грамматика" М.В. Ломоносова.Все части речи Ломоносов делил на знаменательные и служебные.Основные положения учения М.В. Ломоносова вошли в русскую грамматику и были традиционно разработаны в трудах А.А. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского,А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова.Ученые-лингвисты о частях речиВсе слова А.А. Потебня делит на вещественные и формальные. Первые он называет знаменательными частями речи, вторые - служебными. Знаменательные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие. К служебным относит союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы. Местоимение рассматривал отдельно от всех частей речи.Л.В. Щерба - языковед, академик. Ему принадлежат труды в области теории языка, фонетики, лексикологии и лексикографии, орфографии, синтаксиса и стилистики. После его работ в грамматике стали выделять особую группу слов типа жаль, пора, готов, должен и назвал их категорией состояния.А.А. Шахматов - учение о частях речи излагает в "Синтаксисе русского языка". Он выделял четырнадцать частей речи. В традиционном учении о частях речи после Шахматова закрепилось выделение частиц.А.М. Пешковский - языковед, автор книги "Русский синтаксис в научном освещении", в которой изложил взгляды на форму слова, грамматические категории, связи слов в предложении, части речи. Высказал интересные мысли о значении имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия.К частям речи В.В. Виноградов относит имена, выделяя в них существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глагол, наречия, категорию состояния. К частям речи отнесены предлоги, союзы, собственно частицы и связки. Особо рассмотрены модальные слова и междометия.Большая часть современных учебников и учебных пособий по русскому языку строится на основе учения В.В.Виноградова о частях речи.ВыводНаиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи.С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т. е. выделение в лексике языка определённых групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.Всю систему частей речи современного литературного русского языка можно представить в виде набора концентрических кругов:в центре - имена существительные;вокруг них - прилагательные, числительные, глаголы и слова категории состояния; далее - наречия;еще далее - местоимения и служебные слова; а на самой дальней периферии_- модальные слова и междометия.Существуют отчетливые связи между знаменательными частями речи.Все знаменательные части речи - существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, категория состояния, местоимения - ориентированы на предмет, который обозначается существительным. А все другие части речи, кроме местоимений, обозначают различные признаки предметов.Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: "это кошка", "это куст", "это снег"...Такими словами - этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И "приклеены" они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь - учитель, а каждое слово - небольшой урок "всеговедения".(Из "Энциклопедического словаря")...Думаю о глаголах. Чтобы написать действие, нужно много глаголов, немного существительных и чуть-чуть прилагательных. Русский язык - язык глаголов.У нас из каждого глагола вырастает по несколько существительных.Существительное - для фиксации, прилагательное - для восторга и ненависти, глагол - для мысли и движения.(П. Павленко)"Слова-заменители "Местоимение, его роль в речиМестоимения обобщенно замещают все знаменательные слова.Их еще называют "слова-заменители".В языкознании существует разное понимание границ класса местоимений. Ученые - лингвисты стоят на разных позициях в решении этой проблемы.Группа ученых - лингвистов, которую возглавлял академик Виктор Владимирович Виноградов, считает местоимение самостоятельной частью речи.Виктор Владимирович Виноградов (1895 - 1969) - выдающийся языковед и литературовед, академик. В.В. Виноградов написал ряд трудов по современному русскому языку и его истории. Ученый описал особенности языка и стиля А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических дисциплин - истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы.В.В. Виноградов в книге "Русский язык. Грамматическое учение о слове" нарисовал выразительную картину отхода от десяти традиционных частей речи в сторону увеличения и в сторону уменьшения их числа.В.В. Виноградов в особую часть речи выделяет небольшую группу местоимений - существительных: личные; возвратное; вопросительные - кто? что?; отрицательные - никто, ничто, некого, нечего; неопределенные - некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, кое-что.Другая группа ученых - лингвистов стоит на позиции уменьшения числа частей речи.Филипп Федорович Фортунатов (1848 - 1914) - выдающийся русский языковед, с его именем связано учение о грамматической форме. Много внимания Ф.Ф. Фортунатов уделял теории правописания.Лев Владимирович Щерба (1880 - 1944) - языковед, академик. Ему принадлежат труды в области теории языка, фонетики, лексикологии и лексикографии, орфоэпии, синтаксиса и стилистики.Александр Афанасьевич Потебня (1835 - 1891) - украинский и русский филолог, этнограф. Его труды посвящены русской грамматике, звукам русского языка, истории украинского языка, славянской диалектологии, общему языкознанию, теории словесности, фолькльору, этнографии.Александр Матвеевич Пешковский (1878 - 1933) - языковед, автор книги "Русский синтаксис в научном освещении", в которой изложил взгляды на форму слова, грамматические категории, связи слов в словосочетании и предложении, части речи.Эти ученые не считают местоимение особой частью речи. Они объясняют это тем, что местоимения не имеют грамматической однородности. Местоимения с разным значением они подводят под категорию существительных, прилагательных, числительных.Академическая "Грамматика русского языка" утверждает, что по своим формальным признакам местоимения примыкают к существиельному, прилагательному или числительному.Но по общеграмматическому значению все местоимения объединяются в отдельную знаменательную часть речи. Об этом свидетельствуют определения местоимения, данные учеными - лингвистами.Ученые - языковеды дают определение местоимению, исходя из своего подхода к этой части речи.Местоимение - это часть речи, включающая слова, которые не имеют собственного значения и замещают слова других частей речи - существительные, прилагательные, числительные.Андрей Михайлович ЗемскийМестоимением называется знаменательная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, не называя их.Владимир Александрович ГорпиничМестоимением называется часть речи, объединяющая самостоятельные слова со значением обобщающего указания на предметы, признаки или количество предметов.Виталий Иванович КононенкоМестоимение - часть речи, которая выступает вместо существительного, прилагательного и числительного.Александр Моисеевич Финкель, Николай Михайлович БаженовПроанализировав данные определения местоимения как части речи, можно выделить такие общие критерии оценки:часть речи;обобщающее значение предметов, признаков или количества предметов, т. е. выступает вместо существительного, прилагательного, числительного.Эту функцию местоимений можно представить в виде схемы.

Глава 1. История вопроса……………………………………………………………...стр.2-6

Глава 2. Принципы классификации частей речи………………………...стр.7-11

Глава 3.Традиция и новаторство в классификации частей речи…стр.12-13


ГЛАВА 1

История вопроса

Часть речи – это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:

· наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса;

· комплексом определенных морфологических категорий;

· общей системой (тождественной организацией) парадигм и общностью основных синтаксических функций.

В традиционной русской грамматике, отражающей влияние античных и западноевропейских грамматик, сначала насчитывалось восемь, затем девять, теперь же – с включением частиц – обычно выделяется десять частей речи:

· Имя существительное

· Имя прилагательное

· Имя числительное

· Местоимение

· Наречие

· Предлог

· Частица

· Междометие.

Первые 6 частей речи – это знаменательные (полнозначные или самостоятельные) слова , т.е. слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. Предлоги, союзы и частицы – это служебные , т.е. лексически несамостоятельные, слова , служащие для выражения различных синтаксических отношений, а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения. Междометия составляют особую группу слов: они ничего не называют и служат для выражения эмоционального отношения и субъективных оценок.

Кроме того, причастия и деепричастия то рассматриваются в составе форм глагола, то относятся к смешанным, переходным частям речи, то считаются особыми частями речи (в таком случае число частей речи возрастает до двенадцати).

Количеству частей речи в русском языке в учениях некоторых лингвистов то ещё более возрастает, то непомерно уменьшается. Так, академик Шахматов вводил в круг частей речи префикс (например, пре-, наи- и т.п.) и связку. У него получалось четырнадцать частей речи. Если этот перечень дополнить разными другими претендентами на роль частей речи, (например, категорий состояния, распознаваемой в словах можно, нельзя, надо, жаль и т.р., вопросительными словами и частицами, частицами уединяющими, вроде и – и, ни – ни, или – или, относительными словами и т.р.), то число частей речи в русском языке перешагнёт за двадцать. Многие грамматисты (Потебня, Фортунатов, Пешковский) отрицали у числительных и местоимений наличие грамматических признаков особых частей речи, указывая на то, что числительные и местоимения по своим синтаксическим особенностям близки к таким грамматическим категориям, как имена существительные, прилагательные и наречия. При этой точке зрения количество основных, самостоятельных частей речи уже уменьшается на две и сводится к восьми. Однако и среди этих восьми частей речи также оказываются сомнительные, неполноправные. Легче всего оспорить право называться частью речи у междометий, указывая на то, что оно представляет собой специальную форму речи – речь аффективную, эмоциональную или иногда речь активную, действенную, которая во всяком случае остаётся за пределами структуры интеллектуальной речи. Кроме междометий, из группы частей речи легко выпадают служебные слова как выразители чисто грамматических отношений (Вандриес).

Исследователи (например, проф. Кудрявский), придерживавшиеся взгляда Потебни на полный семантический параллелизм частей речи и членов предложения, всегда отказывали в звании частей речи служебным, связочным словам, то есть предлогу, союзу и частице. У таких исследователей количество частей речи ограничивается четырьмя основными: существительным, прилагательным, глаголом и наречием. Если лингвистический скептицизм простирается дальше, то подвергается сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи. Ведь одни разряды наречий находятся в тесной связи с прилагательными (ср. включение качественных наречий на -о в систему имён прилагательных у проф. Куриловича), другие – с существительными, третьи не имеют ярко выраженных морфологических признаков особой категории. В основе некогда принятого последователями акад. Фортунатова грамматического деления слов по различиям словоизменения на:

· Падежные (веселье )

· Родовые (весёлый, -ая, -ое, весел, - а, -о )

· Личные (веселюсь, веселишься )

Лежало именно такое недоверчивое отношение к «грамматичности» наречия. Таким образом, уцелеют лишь три части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол. Но еще в античной грамматической традиции существительные и прилагательные подводились под одну категорию имени. И в современных языках они часто меняются ролями. Вандриес заключает: «Продолжая этот отбор, мы приходим к тому, что существуют только две части речи: глагол и имя. К ним сводятся все остальные части речи».

Из русских грамматистов никто ещё не дошёл до такого ограничения частей речи, но в фортунатовской школе высказывалось мнение, что глагол не соотносителен с именами существительными и прилагательными и что в морфологии можно управиться и без категории глагола. Проф. Петерсон в своих ранних работах по русской грамматике в изложении словоизменения так и обходился без учения о глаголе как особом грамматическом классе. Лишь в более поздних «Лекциях по современному русскому литературному языку» он вынужден был признать глагол как категорию, «обозначающую признак, протяжённый во времени».

Таковы колебания в учении о частях речи. Между разными взглядами лингвистов по этому вопросу – «дистанция огромного размера». А между тем к какой-то системе классификации слов приходится прибегать при изложении грамматики любого языка. Поэтому в грамматиках не редкость заявления вроде следующего: «Учение о частях речи принадлежит к числу наименее разработанных частей грамматики. Традиционная трактовка частей речи считается в современной лингвистике неудовлетворительной. Однако отсутствие сколько-нибудь установившихся научно обоснованных новых точек зрения на этот вопрос заставляет нас в этом отношении держаться в рамках традиции».

Выделение основных структурно-семантических типов слов помогает внести некоторую ясность в учение о частях речи. К частям речи не принадлежат ни модальные слова, ни междометия, ни связочные слова или частицы речи. Круг частей речи ограничивается пределами слов, способных выполнять номинативную функцию или быть указательными эквивалентами названий.

Части речи прежде всего распадаются на две большие серии слов, отличающихся одна от другой степенью номинативной самостоятельности, системами грамматических форм и характером синтаксического употребления.

В одной серии оказываются категории имён, категория местоимений и категория глагола, в другой – категория наречия. В современном русском языке наречия соотносительны с основными разрядами имён и глаголов. Но связь наречий с именами теснее, чем с формами глагольных слов. В современном русском языке происходит непрестанное передвижение именных форм в систему наречий.

Изменения в строе русского языка, связанные с историей связки (вспомогательного глагола), привели к образованию особой части речи – категории состояния. Эта часть речи возникла на основе грамматического преобразования целого ряда форм, которые стали употребляться исключительно или преимущественно в роли присвязочного предиката. Под эту категорию состояния стали подводиться «предикативные наречия» (можно, совестно, стыдно и т.п.), оторвавшиеся от категории прилагательных краткие формы (рад, горазд), некоторые формы существительных, подвергшиеся переосмыслению (нельзя, пора и т.п.).

Так как связка пережиточно сохраняла некоторые формальные свойства глагольного слова, то на развитии категории состояния заметно сказалось влияние категории глагола.

Что касается категории имён, то в русском языке ясно обозначаются различия между именами существительными и прилагательными. От этих категорий в истории русского языка (особенно с двенадцатого – тринадцатого веков) обособилась категория количественных слов – категория имени числительного. Напротив, древний богатый класс указательных слов, местоимений в истории русского языка подвергся распаду, разложению. Большая часть местоименных слов слилась с категориями имён прилагательных и наречий или превратилась в частицы печи, в грамматические средства языка. В системе современного языка сохранились лишь реликты местоимений как особой части речи (предметно-личные местоимения).

Виноградов представляет систему основных частей речи, свойственных современному русскому языку, следующим образом:

1) существительное,

2) прилагательное,

3) числительное.

4)местоимение (в состоянии разложения)

6)наречие

Система частей речи в структуре предложения сочетается системой частиц речи:

· Частицы в собственном смысле

· Частицы-связки

· Предлоги

К частицам речи Виноградов относит модальные слова, выделяя их в особый структурно-семантический тип слов.

А. Белич думает, что модальные слова следовало бы объединить с частицами, предлогами, союзами в категории реляционных слов-частиц.

В живом языке нет идеальной системы с однообразными, резкими и глубокими гранями между разными типами слов. Грамматические факты двигаются и переходят из одной категории в другую, нередко разными сторонами примыкая к разным категориям.

Выводы:

Чтобы классифицировать части речи, необходимо чётко обозначить и обосновать принципы выделения определённой группы слов в отдельную часть речи;


Из истории учения о частях речи.

Еще в далекие времена люди интуитивно, на основе самых разнообразных

критериев, устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось

удобно установить при описании языков с делением словарного состава по

частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов

и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать

определенные классы слов.

Яска и Панини (V – III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских

языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись

попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или

утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в

предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались ""падеж"" и

""действие"". Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой

критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском

языкознании (Кочергина В. А., 87).

Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в

древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также

артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили

восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие,

предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль

(артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века

стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном

языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи

отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е.

грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию

определенных грамматических форм и значений (например, глаголы – это слова,

изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).

Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в

основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик

новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского

языка (Кочергина В. А., 87-88).

Взгляд на части речи как логико- грамматические категории господствовал

вплоть до конца XVIII – середины XIX в.

В XIX – XX в. традиционная система частей речи перестает удовлетворять

ученых. Появляются указания на непоследовательность и противоречия в

существующей классификации, на отсутствие в ней единого принципа деления.

В XIX в. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности

морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе

каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных

языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом

критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным

разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально- грамматической

точки зрения может служить определение частей речи у Ф. Ф. Фортунатова.

Части речи, называемые им ""формальными классами"", Ф. Ф. Фортунатов

выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения:

слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемые и неспрягаемые.

Исходя из этого, существительное – такой формальный класс (согласно

Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное – такой

формальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа

(Кочергина В. А., 88).

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический

критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки

зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в

роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут

выступать в качестве определений, являются прилагательными. Основываясь на

узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или

иначе связанных с их собственно-лексическим значением, части речи начали

обозначать как ""лексико-грамматические разряды слов"" (Кочергина В. А.,

88).

Трудность в определении частей речи.

Раз можно спорить о том, что является основанием, по которому

выделяются части речи, то, очевидно, распределение слов по частям речи – не

результат логической операции, называемой классификацией, поскольку

последняя, как известно, подчиняется всем правилам деления объема понятия

и, в частности, тому основному правилу, что деление должно производиться по

одному и тому же существенному и, конечно, совершенно определенному

основанию. Там, где само основание деления неочевидно, нуждается в

определении, там не может быть и речи о классификации в научном смысле

этого слова. Подведение отдельных слов под ту или иную часть речи дает

своего рода классификацию слов, однако, само различение частей речи, едва

Каменский М. И., 19-20).

Распределение слов по частям речи не удовлетворяет и другому основному

правилу деления объема понятия, а именно – тому правилу, что члены деления

должны взаимно исключать друг друга. Так как в вопросе о частях речи мы

имеем дело не с классификацией слов, то, может случиться, что одно и то же

слово окажется одновременно подводимым под разные категории. Так, например,

местоимение оказывается в то же время и существительным и прилагательным

(Стеблин-Каменский М. И., 20).

Распределение слов по частям речи не удовлетворяет и третьему основному

правилу деления объема понятия, т.е. тому правилу, что объем всех членов

деления в совокупности должен равняться объему делимого понятия. Но,

поскольку мы имеем дело не с классификацией, нечего опасаться, что

некоторые слова никуда не подойдут – значит они действительно не подводятся

При определении частей речи по лексико-морфологическому или лексико-

синтаксическому признаку всегда выступает транспозиция значений, т.е.

повторение значений морфологических в единицах лексики и синтаксиса.

Например, грамматическое значение именительного падежа повторяет частично

значение подлежащего. Винительный падеж в такой же степени повторяет

значение дополнения. Наклонения в какой-то мере повторяют лексическое

значение модальных слов и т.п. Таким образом, установление частей речи

оказывается не строгим, а произвольным (Кочергина В. А. , 88-89).

Структурное своеобразие каждого языка, очевидное при рассмотрении

системы его частнограмматических (словоизменительных) категорий, привело к

мысли о том, что система частей речи каждого языка тоже должна быть

своеобразна. Поэтому при описании частей речи отдельных языков начинают

вводиться новые термины, чтобы обозначить и выделить это ""своеобразие"".

Проблема осложняется. В связи с этим вопрос об общих принципах и критериях

установления частей речи отходит на второй план, уступая место строгой

описательности классов слов по их формальным показателям, которые пытаются

установить (например, типы словообразования, функционирования в предложении) даже для тех языков, в которых формы словоизменения вообще не развиты (Кочергина В. А., 89).

Наличие нескольких допустимых критериев установления частей речи

привело к тому, что в перечне частей речи одного языка в один и тот же

исторический период устанавливалось различное количество частей речи.

Например, для русского языка А. А. Шахматов устанавливал четырнадцать

частей речи, Д. Н. Кудрявский – четыре части речи, а в ""Академической

грамматике русского языка"" пишут о восьми частях речи.

Каждый ученый, имея дело с одним и тем же фактическим материалом,

осмыслял его, исходя из различных концепций частей речи. Таким образом,

отсутствие общей концепции частей речи, пестрота терминов и дефиниций,

сказываются на обобщающих обзорах в этой области грамматических

исследований.

В современном языкознании вопрос о принципах установления частей речи

до сих пор остается актуальным. Сейчас в лингвистические исследования

втягивается все большее количество языков мира. При этом старые критерии

установления классов слов (частей речи) перестают удовлетворять, так как

эти критерии вырабатывались в основном при исследовании лишь языков

индоевропейской, а также семитской и тюркской семьи.

Современное языкознание выдвигает на первый план описание по таким

принципам, которые, будучи едиными, охватывали бы все известные структурные

типы языков, сведя их описание к общим исходным представлениям.

Классификация частей речи Виноградова В.В. .

В. В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи на базе

углубленного анализа понятия слов, его формы и структуры в языке.

""Выделению частей речи должно предшествовать определение основных

структурно-семантических типов слов"" (Виноградов В. В., 29). Классификация

не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова, хотя лексические

и грамматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль,

причем морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в

""органическое единство"", так как нет ничего в морфологии, чего нет или

прежде не было в синтаксисе и лексике. Анализ смысловой структуры слова

привел В. В. Виноградова к выделению четырех основных грамматико-

1. Слова-названия, к которым примыкают местоимения, образуют предметно

Смысловой, лексический и грамматический фундамент речи и являются

Частями речи.

2. Частицы речи, т.е. связочные, служебные слова, лишенные номинативной

Функции, ближайшим образом связанные с техникой языка, причем их

Лексические значения тождественны с грамматическими, слова, лежащие

На грани словаря и грамматики.

3. Модальные слова и частицы, лишенные, как и связочные слова,

Номинативной функции, но более ""лексичные"": ""вклинивающиеся"" в

Предложение, отмечающие отношение речи к действительности с точки

Зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению, модальные слова

Оказываются за пределами и частей речи и частиц речи, хотя ""по

Внешности"" могут походить и на те и на другие.

4. Междометия в широком смысле слова, не имеющие познавательной ценности,

Синтаксически неорганизованные, неспособные сочетаться с другими

Словами, обладающие аффективной окраской, близкие к мимике и жестам

(Виноградов В. В., 30).

В. В. Виноградов отмечает, что способы выражения грамматических

Значений и сам характер этих значений неоднородны у разных

Семантических типов слов (Виноградов В. В., 33). В системе частей речи,

По В. В. Виноградову, наиболее резко и определенно выступают

Грамматические различия между разными категориями слов. Членение частей

Речи на основные грамматические категории обусловлено:
и т.д.................

Традиционное понимание частей речи зародилось в эпоху Античности (Платон, Аристотель, Диоген) и перешло сначала в европейскую, а затем и в русскую грамматику М. Смотрицкого (1619, 1648): выделяли имена ("бытия") и глагол ("деятельность") ; к частям речи также относили союз ("беспадежная часть речи") и член. М. Смотрицкий, выразил отношения "бытия" (вещи) и "деяний" (деятельности) и установил, что в отношениях "вещь деяние" устанавливаются отношения "качество – качественное отношение " .

Основным объектом изучения у Ломоносова становится "слово во всей совокупности своих свойств и признаков, пока еще не слишком дифференцированных и выявленных сознательным образом": речение "можно понимать и как слово, и как предложение, однако внимание устремлено на слово как на единицу, которая действует на любом языковом уровне (и на лексическом, и на грамматическом; на синхронном и в развитии; и как слово, и как предложение и т.д.)" . Имя определяется как "изображение вещей", а глагол как "изображение деяний " , слово как коммуникативная единица. Такая научная гипотеза объясняет использованное Ломоносовым в "Табели грамматической" терминологическое сочетание "знаменательные части слова", или "знаменательные речения".

В "Российской грамматике" части речи распределяются на главные и служебные. В качестве первых Ломоносов выделяет имена и глаголы, что обусловлено рассмотрением частей речи в отношении к действительности и его утверждением: "Взирая на видимый свет, двоякого рода бытия в нем находим. Первого рода суть чувствительные в нем вещи, второго рода суть оных вещей разные деяния " . Соответственно, "двоякого рода бытия" отражены в "словесных изображениях" – именах и глаголах. В отличие от "главных частей слова" (имени и глагола), "необходимо нужных в изображении самых наших главных понятий", "служебные части слова" (местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие) "в сношении и в сокращении оных служат" . Тем самым разграничение частей речи на главные и служебные основывается на разграничении языковых знаков, отражающих внеязыковую действительность, и языковых знаков, имеющих отношение к отражению взаимоотношений уже между главными частями речи. Например, причастия "служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу", а союз служит "для изображения взаимности наших понятий" и т.д.

Различение главных и служебных частей речи связано с их функциональной неоднородностью по отношению друг к другу: если имя и глагол однородны в функциональном отношении и употребляются для обозначения каких-то явлений действительности, то группа служебных частей речи в функциональном отношении однородности не представляет. Так, наречие служит для краткого изображения обстоятельств, тем самым его функция близка к функции знаменательных частей слова (речи), тогда как функция предлогов и союзов ближе к функции грамматической , чтобы знаменательные части речи "имели между собой соответствие"; а междометие по функции тождественно предложению ("речи", по терминологии Ломоносова).

Если исходить из постулата Ломоносова о том, что имена и глаголы суть изображения вещей и деяний, то определение прилагательных как "качество знаменующих" противоречит пониманию вещи как "любого предмета окружающей действительности" . Существование качеств по отношению к вещам объясняет и отношение между вещью и деянием: "Вещи к качествам не присоединены необходимо, качества без вещи самой быть не могут" .

Логический взгляд на отношения впоследствии стал грамматической традицией и послужил основой определения категориального значения частей речи. Современные научные грамматики отмечают, что "наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака – процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство )" . Именно обобщенные значения, характеризующие все слова любой части речи, присутствуют в лексических и морфологических значениях конкретных слов определенного класса .

Отношения между именами прилагательными и глаголами позволяют выявить статус причастия . Разграничение имен прилагательных и причастий у Ломоносова связано не с их функциональной нагрузкой, а со способом образования – именным или глагольным. Так, характеризуя "порядок речений и их полность", Ломоносов отмечает, что "вольность человеческих мыслей превращает порядок оных и выключает из речи то, чему бы по натуре быть должно было", например: "...земля тучна от росы" – "выключен" глагол бывает . Соответственно, полные имена прилагательные, употребленные в атрибутивной функции, в аспекте теории Ломоносова должны были бы рассматриваться для сокращения речи (т.е. предложений с предикатом, выраженным именем прилагательным) и распространения имени. Кроме того, Ломоносов определяет взаимоотношения между именем существительным и глаголом в предложении, где более важным признается личный глагол, поскольку на нем "всей речи" (т.е. предложения) "состоит сила" .

Таким образом, в "Российской грамматике" обнаруживается двоякий подход к статусу глагола в системе частей речи: 1) в логическом аспекте более важным признается имя существительное; 2) в языковом аспекте, наоборот, глагол – основа речи, ее "сила".

Последующее развитие русской грамматической мысли во многом определялось влиянием "Российской грамматики" М. В. Ломоносова , поэтому период в истории разработки русской грамматики вплоть до 1820-1830-х гг. назван ломоносовским . Так, если в отношении семантики глагола , его функциональной нагрузки и морфологической очерченности еще наблюдаются какие-либо уточнения, замечания, то касательно состава частей речи русского языка и их взаимоотношений между собой, по существу, изменений не отмечается. Исключением является выделение "имени прилагательного в качестве самостоятельного разряда", или части речи, в "Славянской грамматике". Соответственно, причастие исключается из числа самостоятельных частей речи.

На материале русского языка анализ данного состава частей речи приводится в "Русской грамматике" (1831) А. X. Востокова . У Востокова логический аспект в значительной степени сочетается с грамматическим, что и позволяет признать имя прилагательное в качестве самостоятельной части речи, а причастие включить в одну из групп имен прилагательных – двойственных. Причастия у Востокова рассматриваются не в главе об имени прилагательном, а в главе, посвященной глаголу, что свидетельствует о противоречивости статуса причастия в системе взаимоотношений глагола и имени прилагательного.

Определение предмета грамматики и содержание ее основных разделов – морфологии и синтаксиса, а также отношения имени существительного и глагола получают дальнейшее развитие в работе Н. Коноплева: "Глаголы составляют жизнь, душу Грамматики, которая есть верная картина целой природы" .

Исследования А. Г. Глаголева отражают логико-психологический взгляд на части речи: "...самый порядок, в каком сии части следуют одна после другой, объясняется одним только наблюдением постепенного развития душевных способностей человека" . Отношения имени существительного и глагола не конкретизированы, а наречие определяется как "качество глагола, или, другими словами, сказуемое сказуемого, так что в предложении, заключающем наречие, после глагола находятся две мысли: главная и придаточная"; например, в предложении Удовольствия пролетают быстро, которое автор использует в качестве иллюстрации, "первая мысль: удовольствия пролетают, вторая: полет их быстр" . В этом рассуждении сформулирована весьма интересная и важная мысль: наречия выполняют ту же самую функцию (качество глагола), что и полные имена прилагательные в отношении к имени существительному (качество существительного), и способствуют сокращению двух предикативных синтагм в одну.

Использование логико-психологического подхода в объяснении порядка частей речи, времени их появления в речи человека, а также попытка анализа категорий (универсальных и специфических (например, категории компаративности градуалыюсти )) явились развитием логической классификации М. В. Ломоносова.

В трудах Н. И. Греча проведено деление слов на части речи и частицы ; "части речи – слова, выражающие существо и качество или действие оного", а "частицы речи – слова, означающие отношение существ, качеств или суждений между собой" .

Период 1840-1860-х гг. характеризуется лингвистическими трудами Ф. И. Буслаева , в которых получили развитие идеи

А. X. Востокова, Н. И. Греча, Я. Гримма и В. Гумбольдта. Сущность главных частей речи (т.е. глаголов, имен существительных, прилагательных) Буслаев видел не только в том, что "они означают или действие, или предмет, или свойство, но и в том, какой смысл получают они в предложении, изменяясь по спряжениям и склонениям" . Па первом месте в отнесении того или иного языкового образования к частям речи оказывается его грамматическая характеристика. Например, утверждается, что "неопределенное наклонение" (инфинитив) и причастие, хотя и "относятся к именам, от глагола произведенным", однако, видоизменяясь по залогам, видам и временам, должны рассматриваться с глаголами .

Научная дискуссия

Интересны рассуждения Ф. И. Буслаева об отношении слов к Словарю и Грамматике: "В Словаре содержится вещество язык;); Грамматика этому веществу дает образ и смысл; достояние Словаря – только одни неподвижные названия предметов; Грамматика определяет их общее значение и указывает на живое вращение их в языке" . В этом отношении части речи у Буслаева распределены следующим образом: имена существительные, прилагательные и глаголы относятся к Словарю, а другие части речи – к Грамматике, "за исключением производных наречий и разнообразных повторений в образовании имен числительных" . Место, или позиция, определяет форму существования частей речи: "Подлежащее и сказуемое могут выражаться различными формами; подлежащее – существительным, прилагательным, местоимением, глаголом и пр., однако всегда в виде именительного падежа; сказуемое – глаголом, прилагательным, существительным и пр., однако всегда в виде глагола" .

В работе К. С. Аксакова "Опыт русской грамматики" (1860) впервые в истории русской науки получает "недвусмысленное оформление" подход к частям речи как к языковым категориям: "...разделение слов должно быть нс по внутреннему значению, ими выражаемому, – тогда это было бы разделение самих понятий и предметов, – а но той форме, которая им дается самим словом. Основанием деления для слова должно быть слово, и ничто другое" .

Начало следующего этапа в изучении теории частей речи связано с работами А. А. Потебни (работа "Из записок по русской грамматике" (1873)): в его учении о частях речи нашло отражение "углубление учения о слове, о грамматической форме и грамматической категории..." Характеризуя глагол в системе частей речи, Потебня говорил о языке как деятельности и замечал, что "невозможно смотреть на грамматические категории, каковы глагол, существительное, прилагательное, наречие, как на нечто неизменное, раз навсегда выведенное из всегдашних свойств человеческой мысли. Напротив, даже в относительно небольшие периоды эти категории заметно меняются" . Потебня установил влияние частей речи на предложение, его структуру и содержание, утверждая, что "с изменением грамматических категорий неизбежно изменяется и то целое, в котором они возникают и изменяются, а именно предложение" .

Динамический подход к частям речи позволил Л. Л. Потебне определить характер их взаимоотношений в языке, значимость той или иной части речи в тот или иной период развития языка; в предложении главное – глагол :

"Главное (независимое от другого) предложение невозможно (кроме случаев опущения глагола) без verbum finitum (то есть глагола в тесном смысле, без причисления к нему причастных форм)... Само по себе verbum finitum составляет предложение... Поэтому, определивши такой глагол, тем самым определим минимум того, что должно заключаться в предложении..."

Таким образом, значимость глагола как грамматической категории определяется его ролью в раскрытии структуры и содержания предложения.

Важным моментом в дальнейшем развитии теории частей речи в русском языке явилось определение частеречного статуса местоимений и имен числительных, которые были отнесены А. А. Потебней к числу знаменательных слов на основе разграничения ими понятий "отвлеченность" и "формальность": "Число есть одно из высших отвлечений, но числительное не есть слово формальное" . Вывод о том, что "не всякая отвлеченность есть формальность", представляется очень важным и позволяет по-иному подойти к разграничению понятий лексической и грамматической семантики : увидеть особенности рассмотрения грамматической и лексической семантики с точки зрения отвлеченности/абстрактности.

Идея А. А. Потебни об определенном параллелизме служебных слов с морфемами является в некотором смысле весьма актуальной:

"Вся суть их [служебных слов] в том, что они служат указателями функций других слов и предложений. Нередко слова эти лишены даже звуковой самостоятельности... так что могут называться словами лишь в том смысле, в каком суффиксы и предлоги, считаемые слитными, суть слова. Такие слова называются чисто формальными и грамматическими " .

К числу служебных слов А. А. Потебня относил союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы.

Мысли о системе частей речи А. А. Потебни привлекли внимание многих видных лингвистов. Например, грамматическая концепция Д. Н. Овсянико-Куликовского разделяет точку зрения Потебни, исключая два принципиальных вопроса: 1) об отношении грамматического мышления к логическому, где утверждается, что "процессы и формы логической мысли, с одной стороны, и грамматической – с другой, – это явления... родственные" ; 2) об отношении к слову, которое квалифицируется как единица речи.

Состав частей речи у Д. Н. Овсянико-Куликовского такой же, как и у Потебни, и обусловлен подходом к частям речи как грамматическим формам. В качестве "особой грамматической категории" Овсянико-Куликовский выделяет инфинитив, хотя Потебня достаточно четко видел глагольность инфинитива, о чем свидетельствует его рассуждение о различиях инфинитива ("неопределенного наклонения") и отглагольных имен существительных.

Д. Н. Овсянико-Куликовский дает классификацию с учетом знаменательности, обнаруживая определенную закономерность: убывает знаменательность – возрастает формальность. В соответствии с этим автор выделяет четыре группы слов :

1. Знаменательные

  • 1. Существительные (кроме немногих – отвлеченных).
  • 2. Прилагательные.
  • 3. Глаголы (кроме немногих – отвлеченных и связок).
  • 4. Причастия (кроме немногих – отвлеченных).
  • 5. Наречия (кроме формальных).
  • 6. Деепричастия (кроме немногих – отвлеченных)

2. Знаменательные – отвлеченные

  • 1. Глаголы-существительные (быть, существовать); соответствующие причастия и деепричастия (бывший, сущий, будучи), а также отглагольные имена существительные, выражающие отвлеченное понятие бытия (бытие, существование).
  • 2. Числительные

3. Малознаменательные – формальные

  • 1. Местоимения.
  • 2. Формальные наречия.
  • 3. Конкретные (или полуотвлеченные) глаголы-связки (являться, жить, идти, сидеть и др.)

4. Незнаменательные – формальные

  • 1. Отвлеченные глаголы-связки (быть, есть, суть).
  • 2. Предлоги.
  • 3. Союзы

Осознание неправомерности прямого отождествления отвлеченности как лексического значения и формальности позволяет

Овсянико-Куликовскому установить определенные соответствия между лексическим и формально-грамматическим значением и далее рассматривать части речи не в одной плоскости, а в некоторой упорядоченности. В этом плане показателен статус имен числительных, которые признаются знаменательной частью речи, но в силу своего отвлеченного характера отличаются от собственно знаменательных слов, что находит отражение в синтаксисе: числительные сочетаются с собственно знаменательными словами – именами существительными – и квалифицируют их, составляя один член предложения.

Однако в грамматической концепции Овсянико-Куликовского не ясен статус деепричастия – оно рассматривается как самостоятельная часть речи, а при характеристике наречий квалифицируется как их разновидность (ср.: "К числу наречий принадлежат деепричастия, отличающиеся от обыкновенных наречий тем, что в них точка зрения наречия осложнена глагольною" ).

В отличие от А. А. Потебни, рассматривая слова как самостоятельные сущности, Д. Н. Овсянико-Куликовский не отрицал того, что слово живет в предложении, и различал морфологические формы слов и синтаксические формы:

"Если слово взято вне речи-мысли (например, в словаре), то оно не имеет синтаксической формы. Но это не отнимает у него грамматической формы... <...> основной признак синтаксической формы и условие, необходимое для ее осуществления, – это участие слова в акте речи-мысли... Грамматические формы характеризуются особыми суффиксами и окончаниями, по которым их можно отличать одну от другой и распознавать вне фразы" .

Слово – самостоятельная сущность, "ценность сама по себе вне предложения; слово, выступая предложением или его предицирующей (рематической) частью, участвует в речи как член другого предложения, как тематическая его часть, что позволяет, в свою очередь, путем предицирования фиксировать другое слово" .

В дальнейшем эта мысль Овсянико-Куликовского позволила человеку создавать и фиксировать более сложные формы мысли, более сложные логические фигуры, такие как отдельные предложения и тексты.

В. А. Богородицкий в учении о частях речи исходил из методологических принципов И. А. Бодуэна де Куртенэ, который отмечал, что "наиболее целесообразною характеристикою языков была бы их характеристика по общим морфологическим и семасиологическим чертам" . В. А. Богородицкий различал в грамматике морфологию и синтаксис как самостоятельные разделы и считал, что "морфология группирует... слова по характеру их значения и формы в те наиболее крупные разряды, которые известны под названием частей речи" . Он обращал внимание на соподчинение одних частей речи другим , а при распределении частей речи "смешивал" принципы классификаций: 1) морфологический; 2) синтаксический; 3) семасиологический .

Классификация В. А. Богородицкого дает распределение слов в единстве формы и содержания и представляет собой классификацию частей речи во взаимодействии грамматики и семантики. Слова подразделяются им на "слова с собственным значением" (т.е. обозначающие те или иные понятия: имена существительные, личные местоимения, имена прилагательные, причастия, имена числительные, определительно-указательные местоимения, наречия, деепричастия) и "слова без собственных значений " (т.е. сами по себе не обозначающие понятий: предлоги, союзы и частички). Это различение имеет содержательный признак – изменяемость, которая понимается достаточно широко. Например, наречие умно рассматривается как слово с собственным значением, носителем которого служит основа, соединяющаяся с соответствующим окончанием . Тем самым некоторые суффиксы трактуются как окончания в силу их формообразующего характера . Кроме того, содержание "слов с собственным значением" и "слов без собственного значения" обнаруживает различие в синтаксисе.

Другим признаком, устанавливающим "ранговые" отношения между частями речи, является признак "самостоятельности – подчиненности", который действует, релевантен в группе знаменательных частей речи: "...одни слова более самостоятельны, другие же подчиняются им, так как служат определением их" . В содержательном плане это различие проявляется в том, что "самостоятельные слова с собственным значением" отражают мир в форме мысли , а "подчиненные слова с собственным значением" способствуют распространению самостоятельных слов, тем самым отражая действительность, но только в комплексе с основными элементами мысли.

Формальные различия в синтаксическом отношении проявляются в том, что "самостоятельные слова с собственным значением" являются главными членами предложения, между которыми устанавливается и особая связь – координация, а "подчиненные слова с собственным значением" функционируют в качестве второстепенных членов и находятся в подчинительной связи с главными членами предложения. К числу "самостоятельных слов" относятся имя существительное, личное местоимение и глагол ; в число "подчиненных слов" входят имена прилагательные, причастия, имена числительные, определительно-указательные местоимения, наречия и деепричастия.

Разграничение внутри группы "самостоятельных слов с собственным значением" обусловливает соответствующее членение в группе "подчиненных слов с собственным значением".

В семасиологическом отношении слова противопоставлены на предметы (или "личные указания предметов") и действия

В морфологическом плане различия проявляются в характере словоизменения: имена "существительные, как названия предметов, и местоимения, как личные указания предметов... изменяются для показания отношений предметов к действиям и между собою, и такое изменение называется склонением; глагол же изменяется для показания способа и времени действия, а также для показания отношений действия к подлежащему известного лица и числа, и такое изменение называется спряжением" .

В синтаксическом отношении различение имени существительного и глагола обусловливает координационную связь между ними. "Подчиненные слова" распадаются на две группы: относящиеся к существительному и относящиеся к глаголу. Части речи, являющиеся придаточными к имени существительному, служат для определения последнего: а) относительно качества; б) относительно числа; в) относительно указания. Соответственно "подчиненные слова" распадаются на имена прилагательные (а также причастия), имена числительные и определительно-указательные местоимения . В качестве формального признака выделяется согласование с именами существительными. В морфологическом отношении они характеризуются как изменяемые (склоняемые), поскольку наречия рассматриваются Богородицким как "аналогичные, по неизменяемые определения" к глаголу . В синтаксическом плане отличие глагола от наречия (и деепричастия) проявляется в особом виде подчинительной связи, примыкании – в силу морфологической неизменяемости.

В семасиологическом аспекте различия имени существительного и личного местоимения имеют формальное обоснование: "...отсутствие категории рода в личных местоимениях 1-го и 2-го лица и некоторые особые падежные окончания" .

Таким образом, классификация частей речи у В. А. Богородицкого учитывает единство семасиологических и грамматических характеристик частей речи; понятия о частях речи становятся более полными, содержащими, кроме смысловых различий, еще и формальные .

Формально-грамматическая концепция Ф. Ф. Фортунатова стала результатом исследований сравнительного языкознания и определяется приверженностью к форме. Фортунатов отказывается от самого термина "части речи" и заменяет его термином "класс слов". Классификация частей речи предстает как семантико-грамматическая (или грамматико-семантическая) в двух самостоятельных классах: в виде грамматического, или формального, класса целых полных слов и неграмматического класса целых отдельных слов. Понятие "части речи " соотносится с грамматическим (формальным) классом слов.

Фортунатовское понимание частей речи как грамматических классов слов представлено и в теориях современных ученых. Например, В. Г. Руделев формализовал интуитивные представления о языке и в качестве различительных признаков использовал грамматические значения): 1) несоотнесенности с лицом; 2) падежа; 3) рода; 4) лица; 5) вида; 6) числа; 7) сравнения. В результате такого подхода он выделил 16 грамматических частей речи, или формальных классов слов русского языка: 1) полное причастие; 2) полное прилагательное: 3) числительное; 4) краткое причастие; 5) краткое прилагательное; 6) деепричастие; 7) качественное наречие; 8) наречие; 9) местоимение; 10) существительное; 11) псевдоместоимение; 12) перфект; 13) презенс; 14) императив; 15) инфинитив; 16) междометие . Глагол в данной классификации представлен не как единая часть речи, имеющая соответствующие (личные и неличные) формы, а как условное название, объединяющее различные грамматические классы слов. Такие глагольные формы, как перфект (глагол прошедшего времени), презенс (глагол настоящего времени), императив, а также особые формы – причастие (полное или краткое), деепричастие, инфинитив возведены в статус самостоятельных слов.

Синтез формальной классификации слов с широко распространенными теориями частей речи представлен в работах А. М. Пешковского, в которых части речи рассматриваются как "основные грамматические категории", "некие реальности", объективно существующие в языке и выполняющие важную роль в построении научной грамматики . В качестве основных частей речи выделяются имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие, что определяется двумя причинами: 1) эти категории в той или иной степени оформления существуют во всех человеческих языках, независимо от того разнообразия языковых средств, какими они выражаются; 2) они являются категориями, обусловливающими все другие категории.

В общей грамматической картине наиболее важными оказываются имя существительное, глагол и имя прилагательное, сущность которых различна. Рассматривая глагол и имя прилагательное, А. М. Пешковский усматривает их однородность и противопоставленность как в отношении к имени существительному , так и между собой. В отношении к имени существительному они объединены и противопоставлены по признаку несамостоятельности, т.е. обозначают для пас "нечто несамостоятельное, нечто отсылающее нашу мысль на поиски... существительного. Но существительное обозначает предмет", а "прилагательное и глагол обозначают то, что приписывается предметам, – их признаки" . Противопоставленность глагола и имени прилагательного основывается па различиях конкретного наполнения этих признаков: "...категория глагола обозначает действие, а категория прилагательного – качество" . Именно такое качественное различие и нашло отражение в языке .

Унаследовав лингвистическое прошлое и развив научные концепции А. А. Шахматова и Л. В. Щербы, академик В. В. Виноградов установил следующую систему частей речи, ставшую традиционной : 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) местоимение – "особая" часть речи; 5) наречие; 6) категория состояния; 7) глагол; 8) частицы; 9) предлоги; 10) союзы; 11) модальные слова; 12) междометия. Идеи, высказанные им в "Грамматическом учении о слове", получили дальнейшее развитие в современных теориях (П. А. Лекант, М. В. Панов, E. С. Кубрякова, А. Л. Шарандин и др.) .

  • Ср., например: Шарандин А. Л. Глагол в истории отечественного языкознания. К вопросу о месте глагола в системе частей речи русского языка. Тамбов. 2003; Его же. Русский глагол: комплексное описание: моногр. Тамбов, 2009.
  • Ср.: Колесникова С. М. Градуальная лексика в современном русском языке // Вести. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. "Русская филология". Вып. 2. М., 2006. С. 63-69; Ее же. Типология градуального значения в различных частях речи современного русского языка // Функциональная лингвистика: науч, журнал. Вып. 1. Т. 1. Симферополь, 2010. С. 322-324.
  • См.: Ломоносов М. В. Российская грамматика // Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. Т. 7: Труды по филологии (1739-1758). М.; Л., 1952. С. 389-578.
  • Ср.: Щерба Л. В. О час тях речи в русском языке // Щерба Л. В. Избранные труды по русскому языку. М., 1957; Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947; Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Η. Ю. Шведовой [и др.]. М., 2005 (1-е изд. – 1980). Т. 1: Морфология; Лекант П. А. Грамматические категории слова и предложения. М., 2007; Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000; Бабайцева В. В. Избранное. 1955-2005: сб. науч. и науч.-метод. ст. М.; Ставрополь, 2005. См. дои.: Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник: в 2 ч. Ч. 2: Морфология. Синтаксис / под ред. Е. И. Дибровой. М., 2001. С. 14-26 [Знаменательные и незнаменательные части речи; Переходность в системе частей речи и явление синкретизма; О первичных и вторичных частях речи]; Современный русский язык: учебник / под ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. М., 2003; Современный русский язык: учебник / под ред. С. М. Колесниковой. М., 2008.
  • Ср.: Николаева Т. М. Качественные прилагательные и отражение "картины мира" // Славянское и балканское языкознание. [Вып. 7]: Проблемы лексикологии. М., 1983. 235-244.
  • См., например: Журавлев В. К. Диахроническая морфология. М., 2000.
  • Анализ истории учения см. в работах: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972. С. 10 и далее; Су ник О. П. Общая теория частей речи. М.; Л., 1966. С. 14-19; Супрун А. Е. Части речи в русском языке. М., 1971 и др.
  • См., например: Шарандин А. Л. Русский глагол: комплексное описание: моногр. Тамбов, 2009. С. 8-98.
  • См.: Карева Н. В. Наименования глагольных категорий в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2011.
  • Ломоносов М. В. Российская грамматика. С. 408. Здесь и далее выделения в тексте принадлежат автору настоящего пособия.
  • Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989. С. 126.
  • Ломоносов М. В. Российская грамматика. С. 406.
  • См.: Ломоносов М. В. [Материалы к российской грамматике] // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 596b.
  • Ломоносов М. В. Российская грамматика. С. 405.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 408.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 409.
  • Словарь русского языка XVIII века. Л., 1991. С. 101.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 409.
  • Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Η. Ю. Шведовой [и др.]. Т. 2: Синтаксис. С. 453.
  • Русская грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой [и др.]. Т. 2. С. 453.
  • Подробное описание грамматики русского причастия см.: Замятина И. В. Грамматика русского причастия: [моногр.]. Пенза, 2009.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 419.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 567.

Глава 1. История вопроса……………………………………………………………...стр.2-6

Глава 2. Принципы классификации частей речи………………………...стр.7-11

Глава 3.Традиция и новаторство в классификации частей речи…стр.12-13


ГЛАВА 1

История вопроса

Часть речи – это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:

· наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса;

· комплексом определенных морфологических категорий;

· общей системой (тождественной организацией) парадигм и общностью основных синтаксических функций.

В традиционной русской грамматике, отражающей влияние античных и западноевропейских грамматик, сначала насчитывалось восемь, затем девять, теперь же – с включением частиц – обычно выделяется десять частей речи:

· Имя существительное

· Имя прилагательное

· Имя числительное

· Местоимение

· Наречие

· Предлог

· Частица

· Междометие.

Первые 6 частей речи – это знаменательные (полнозначные или самостоятельные) слова , т.е. слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. Предлоги, союзы и частицы – это служебные , т.е. лексически несамостоятельные, слова , служащие для выражения различных синтаксических отношений, а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения. Междометия составляют особую группу слов: они ничего не называют и служат для выражения эмоционального отношения и субъективных оценок.

Кроме того, причастия и деепричастия то рассматриваются в составе форм глагола, то относятся к смешанным, переходным частям речи, то считаются особыми частями речи (в таком случае число частей речи возрастает до двенадцати).

Количеству частей речи в русском языке в учениях некоторых лингвистов то ещё более возрастает, то непомерно уменьшается. Так, академик Шахматов вводил в круг частей речи префикс (например, пре-, наи- и т.п.) и связку. У него получалось четырнадцать частей речи. Если этот перечень дополнить разными другими претендентами на роль частей речи, (например, категорий состояния, распознаваемой в словах можно, нельзя, надо, жаль и т.р., вопросительными словами и частицами, частицами уединяющими, вроде и – и, ни – ни, или – или, относительными словами и т.р.), то число частей речи в русском языке перешагнёт за двадцать. Многие грамматисты (Потебня, Фортунатов, Пешковский) отрицали у числительных и местоимений наличие грамматических признаков особых частей речи, указывая на то, что числительные и местоимения по своим синтаксическим особенностям близки к таким грамматическим категориям, как имена существительные, прилагательные и наречия. При этой точке зрения количество основных, самостоятельных частей речи уже уменьшается на две и сводится к восьми. Однако и среди этих восьми частей речи также оказываются сомнительные, неполноправные. Легче всего оспорить право называться частью речи у междометий, указывая на то, что оно представляет собой специальную форму речи – речь аффективную, эмоциональную или иногда речь активную, действенную, которая во всяком случае остаётся за пределами структуры интеллектуальной речи. Кроме междометий, из группы частей речи легко выпадают служебные слова как выразители чисто грамматических отношений (Вандриес).

Исследователи (например, проф. Кудрявский), придерживавшиеся взгляда Потебни на полный семантический параллелизм частей речи и членов предложения, всегда отказывали в звании частей речи служебным, связочным словам, то есть предлогу, союзу и частице. У таких исследователей количество частей речи ограничивается четырьмя основными: существительным, прилагательным, глаголом и наречием. Если лингвистический скептицизм простирается дальше, то подвергается сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи. Ведь одни разряды наречий находятся в тесной связи с прилагательными (ср. включение качественных наречий на -о в систему имён прилагательных у проф. Куриловича), другие – с существительными, третьи не имеют ярко выраженных морфологических признаков особой категории. В основе некогда принятого последователями акад. Фортунатова грамматического деления слов по различиям словоизменения на:

· Падежные (веселье )

· Родовые (весёлый, -ая, -ое, весел, - а, -о )

· Личные (веселюсь, веселишься )

Лежало именно такое недоверчивое отношение к «грамматичности» наречия. Таким образом, уцелеют лишь три части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол. Но еще в античной грамматической традиции существительные и прилагательные подводились под одну категорию имени. И в современных языках они часто меняются ролями. Вандриес заключает: «Продолжая этот отбор, мы приходим к тому, что существуют только две части речи: глагол и имя. К ним сводятся все остальные части речи».

Из русских грамматистов никто ещё не дошёл до такого ограничения частей речи, но в фортунатовской школе высказывалось мнение, что глагол не соотносителен с именами существительными и прилагательными и что в морфологии можно управиться и без категории глагола. Проф. Петерсон в своих ранних работах по русской грамматике в изложении словоизменения так и обходился без учения о глаголе как особом грамматическом классе. Лишь в более поздних «Лекциях по современному русскому литературному языку» он вынужден был признать глагол как категорию, «обозначающую признак, протяжённый во времени».

Таковы колебания в учении о частях речи. Между разными взглядами лингвистов по этому вопросу – «дистанция огромного размера». А между тем к какой-то системе классификации слов приходится прибегать при изложении грамматики любого языка. Поэтому в грамматиках не редкость заявления вроде следующего: «Учение о частях речи принадлежит к числу наименее разработанных частей грамматики. Традиционная трактовка частей речи считается в современной лингвистике неудовлетворительной. Однако отсутствие сколько-нибудь установившихся научно обоснованных новых точек зрения на этот вопрос заставляет нас в этом отношении держаться в рамках традиции».

Выделение основных структурно-семантических типов слов помогает внести некоторую ясность в учение о частях речи. К частям речи не принадлежат ни модальные слова, ни междометия, ни связочные слова или частицы речи. Круг частей речи ограничивается пределами слов, способных выполнять номинативную функцию или быть указательными эквивалентами названий.

Части речи прежде всего распадаются на две большие серии слов, отличающихся одна от другой степенью номинативной самостоятельности, системами грамматических форм и характером синтаксического употребления.

В одной серии оказываются категории имён, категория местоимений и категория глагола, в другой – категория наречия. В современном русском языке наречия соотносительны с основными разрядами имён и глаголов. Но связь наречий с именами теснее, чем с формами глагольных слов. В современном русском языке происходит непрестанное передвижение именных форм в систему наречий.

Изменения в строе русского языка, связанные с историей связки (вспомогательного глагола), привели к образованию особой части речи – категории состояния. Эта часть речи возникла на основе грамматического преобразования целого ряда форм, которые стали употребляться исключительно или преимущественно в роли присвязочного предиката. Под эту категорию состояния стали подводиться «предикативные наречия» (можно, совестно, стыдно и т.п.), оторвавшиеся от категории прилагательных краткие формы (рад, горазд), некоторые формы существительных, подвергшиеся переосмыслению (нельзя, пора и т.п.).

Так как связка пережиточно сохраняла некоторые формальные свойства глагольного слова, то на развитии категории состояния заметно сказалось влияние категории глагола.

Что касается категории имён, то в русском языке ясно обозначаются различия между именами существительными и прилагательными. От этих категорий в истории русского языка (особенно с двенадцатого – тринадцатого веков) обособилась категория количественных слов – категория имени числительного. Напротив, древний богатый класс указательных слов, местоимений в истории русского языка подвергся распаду, разложению. Большая часть местоименных слов слилась с категориями имён прилагательных и наречий или превратилась в частицы печи, в грамматические средства языка. В системе современного языка сохранились лишь реликты местоимений как особой части речи (предметно-личные местоимения).

Виноградов представляет систему основных частей речи, свойственных современному русскому языку, следующим образом:

1) существительное,

2) прилагательное,

3) числительное.

4)местоимение (в состоянии разложения)

6)наречие

Система частей речи в структуре предложения сочетается системой частиц речи:

· Частицы в собственном смысле

· Частицы-связки

· Предлоги

К частицам речи Виноградов относит модальные слова, выделяя их в особый структурно-семантический тип слов.

А. Белич думает, что модальные слова следовало бы объединить с частицами, предлогами, союзами в категории реляционных слов-частиц.

В живом языке нет идеальной системы с однообразными, резкими и глубокими гранями между разными типами слов. Грамматические факты двигаются и переходят из одной категории в другую, нередко разными сторонами примыкая к разным категориям.

Выводы:

Чтобы классифицировать части речи, необходимо чётко обозначить и обосновать принципы выделения определённой группы слов в отдельную часть речи;

Проблема выделения частей речи есть проблема выделения словоформ. Если представить части речи как классификацию лексем, то сами лексемы должны быть получены как результат морфологического анализа словоформ;

Семантический критерий в наиболее обобщенных своих значениях выделяет четыре класса полнозначных словоформ – существительное, прилагательное, глагол и наречие;

Морфологический критерий выделяет девять классов оформленных словоформ и не оформленные словоформы;

Синтаксический критерий позволяет выделить среди не оформленных словоформ существительные, прилагательные, наречия, компоратив, категорию состояния и модальные слова.

ГЛАВА 2

Принципы классификации частей речи

Морфология – это та часть грамматического строя языка, которая объединяет грамматические классы слов, принадлежащие этим классам грамматические категории и формы слов.

В процессе развития науки о руссском языке за последние два с лишним столетия (от Ломоносова и до наших дней) при описании частей речи учёные исходили из разных классификаций. Важнейшие из них: семантическая, формально-грамматическая, структурно-семантическая . Представители семантического направления (Ломоносов, Востоков, Потебня, Овсянико-Куликовский) при классификации частей речи шли от содержания, от значения слов к их грамматической форме, представители формально-грамматического направления (Петерсон, Пешковский, Ушаков) – от грамматической формы слов к их значению, что в итоге дало не частеречную классификацию слов, а их деление на изменяемые и неизменяемые. Третья группа языковедов (Виноградов, Галкина-Федорук, Гвоздев, Поспелов) исходила из внутреннего единства содержания (значения) и формы слова. Их классификация, именуемая лексико-грамматической и ставшая теперь традиционной, в научном мире получила широкое признание. Однако она имеет весьма существенный недостаток: не за всеми словами (в частности, за местоимениями, междометиями, модальными и служебными словами) признаётся номинативность.

Структурно-семантическое направление, отражённое в «Русской грамматике» (АН СССР, 1980), основывается на взаимообусловленности формы и содержания, структуры и семантики классифицируемых слов. Подобный – функционально-семантический – подход к выделению частей речи в русском языке прежде осуществлялся ещё А. М. Пешковским. И Пешковский склонялся к выделению в русском языке четырёх самостоятельных частей речи: существительного прилагательного, глагола и наречия. Однако М. В. Панову на основе рассмотрения выделенных им семантико-функциональных разрядов лексем удалось обнаружить напряжённое место в системе выделяемых таким образом русских частей речи. Он рассматривает словосочетания бежать наперегонки и бег наперегонки . Первое словосочетание закономерно и лексически и грамматически. Второе словосочетание лексически также закономерно. Но грамматически оно незакономерно: наперегонки – наречие, то есть признак признака, но бег – существительное, то есть грамматически не признак и не процесс. Словосочетание бежать быстро – и лексически и грамматически закономерно. Словосочетание быстрый бег грамматически также закономерно, однако лексически – нет, поскольку лексически бег не есть нечто предметное. Таким образом, противопоставление прилагательных и наречий в рассматриваемом аспекте оказывается несколько размытым. По мнению некоторых исследователей (М.Ф. Лукин), излишней здесь является сугубая морфологизация частей речи, то есть чрезвычайно узкое понимание частей речи, приводящее к тому, что значительно обедняются числительные (выпадают из их системы, например, дробные и порядковые числительные, а слова тысяча, миллион, миллиард неправомерно рассматриваются как существительные), большая часть местоимений дробится и включается в другие части речи (существительные и прилагательные), неоправданно расширяется система прилагательных и т.д.

В основу классификации лексем можно положить выраженность одних и тех же морфологических категорий. В этом случае лексемы дом, животное, зима образуют одну группу, ибо все их словоформы выражают морфологические категории числа, падежа, и только эти категории. С другой стороны, все эти лексемы будут противопоставлены лексемам добрый, старый, большой, поскольку все словоформы последних выражают такие морфологические категории, как род, число, падеж, краткость-полнота. Однако классификация по принципу «выраженность одинакового набора морфологических категорий» не всегда приводит к столь ясным результатам, как в описанном выше случае противопоставления существительных и прилагательных. Принципиальные трудности возникают тогда, когда разные словоформы одной лексемы выражают различные наборы морфологических категорий. Наиболее сложно в этом отношении устроены в русском языке словоформы, традиционно включаемые в глагол. Затрудняет применение данного критерия и другое обстоятельство: среди русских лексем немало таких, которые состоят из одной словоформы и, следовательно, не выражают собою ни одной морфологической категории.

Если бы в основу выделения самостоятельных частей речи был положен единственный признак – наличие общих морфологических признаков, выраженных в самой словоформе, это выглядело бы так:

· Существительные (выражают падеж и число), сюда же попали количественные и собирательные числительные.

· Прилагательные (выражают падеж, число, род и краткость / полноту).

· Инфинитивы (выражают вид и залог).

· Деепричастия (вид).

· Причастия (падеж, число, род, краткость-полнота, вид, залог, время)

· Глаголы изъявительного наклонения настоящего-будущего времени (число, вид, залог, время, лицо, наклонение).

· Глаголы изъявительного наклонения прошедшего времени (число, род, вид, залог, время, наклонение).

· Глаголы сослагательного наклонения (число, род, вид, залог, наклонение).

· Глаголы повелительного наклонения (число, вид, залог, лицо, наклонение).

· Грамматически не охарактеризованные словоформы: несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень и наречия.

В пределах морфологического подхода к выделению частей речи возможна и иная классификация. Она может опираться на особенности строения парадигмы. Ясно, что в этом случае существительные, например, оказались бы противопоставленными прилагательным. Ведь парадигма последних включает противопоставление словоформ по родам, отсутствующее у существительных. При этом ни существительным, ни прилагательным не удалось бы сохранить своего единства. Такое дробление произошло бы не только за счёт неизменяемых существительных и прилагательных. К примеру, в разряд лексем типа молодёжь следовало бы отнести и числительные – собирательные и количественные, а также личные и вопросительные местоимения, ведь у всех этих лексем существуют словоформы только одного числа.

Применительно к неизменяемым словам, то есть к лексемам, состоящим из одной словоформы, оказывается весьма эффективным синтаксический принцип .

Суть этого принципа заключается в определении тех типов лексем, с которыми могут или не могут сочетаться интересующие нас слова, а также в уяснении тех функций, которые эти слова выполнять в предложении. И семантический критерий легко выделяет среди неизменяемых слов наречия. Однако лишь применение синтаксического критерия вводит различные градации среди наречий.

Однако внутри одной лексемы сосуществуют по-разному оформленные морфологически словоформы. Точно таким же образом разные словоформы одной лексемы могут выполнять разные синтаксически функции. Поэтому классификация по принципу «синтаксическая функция» для лексем невозможна в принципе, так же как невозможна для лексем и классификация на основе однородной морфологической оформленности.

Таким образом, семантический критерий в наиболее обобщённых своих значениях выделяет четыре класса полнозначных словоформ – существительное, прилагательное, глагол и наречие. Морфологический критерий выделяет девять классов оформленных словоформ и не оформленные словоформы. Синтаксический критерий, применённый к морфологически не охарактеризованной группе, позволяет выделить среди последних существительные, прилагательные, наречия, компаратив (сравнительную степень), категорию состояния и модальные слова. Синтаксический критерий применить к словоформам в принципе возможно, однако его результаты вступят в противоречие с результатами морфологического и семантического анализа. К лексемам морфологический и синтаксический критерий в принципе неприменим.

Как видим, при классификации частей речи наблюдалось настойчивое стремление группировать части речи по одному какому-либо одноаспектному принципу, в результате чего содержание отрывалось от формы или форма от содержания, что неизбежно приводило учёных к неудаче. Поэтому искать один какой -либо принцип частеречной классификации – дело безнадёжное.

Ещё одна интересная особенность названных частеречных классификаций состоит в том, что все они исходят прежде всего их специфики самих слов языковой системы: или из их содержания, или из их формы, или из единства содержания и формы, как будто языковая система является имманентной, то есть заключённой в самой себе и для себя, как будто её объектом являются только слова и их отношения между собой. Номинация же в них игнорируется или же отходит на задний план.

Лукин предлагает многоаспектный номинативно-грамматический принцип. Сущность этого принципа заключается в том, что определять, классифицировать части речи нужно не по содержанию, не по форме, не по их единству, а прежде всего по трём основаниям:

· Номинации (называнию не только предметов, явлений объективной действительности, но и нашего внутреннего мира. следует различать шесть её родовых категорий: лексическая, грамматическая, ситуационная, модальная, эмоционально-императивная, прямая.

· Частеречному объекту

· Единству содержания и формы

Следуя предложенному принципу, можно выделить тринадцать частей речи.

Однако общепринятое количество частей речи отражено в «Русской грамматике-80». Это перечисленные в предыдущем разделе десять частей речи, среди которых первые шесть - знаменательные, то есть слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. Предлоги, союзы и частицы – это служебные, то есть лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений, а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения. Междометия составляют особую группу слов: они ничего не называют и служат для выражения эмоционального отношения и субъективных оценок. Тут части речи понимаются как грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:

· Наличием обобщённого значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса.

· Комплексом определённых морфологических категорий.

· Общей системой (тождественной организацией) парадигм.

· Общностью основных синтаксических функций.

Однако изменение языка и его грамматического стоя проявляется в различных трансформационных процессах, в том числе и в переходе слов из одной лексико-грамматической категории в другую. Взгляды учёных на это явление значительно расходятся даже в номинации этого явления (некоторые различают полный и неполный переходы, некоторые называют это лексико-грамматической субституцией). Также отличают устойчивый и неустойчивый переход в рамках неполного.


ГЛАВА 3

Традиции и новаторство в классификации частей речи

90-е годы 20-го столетия отмечены в истории современного русского языкознания ростом внимания исследователей к когнитивным аспектам языковых явлений и средств. Когнификативная функция языка – это его роль в обеспечении мыслительного процесса.Некоторые положения когнитивной грамматики имеют много общего с трактовкой слов А.Ф. Лосева, объясняющей части речи не только как языковое выражение логических категорий, но и как результат интерпретативного акта, который превращает абстрактную мыслимость предметов в сообщаемую предметность.

Тема частей речи «отнюдь не является новой» и части речи «принадлежат к числу наиболее описанных разрядов слов» рассматриваются с когнитивной точки зрения, а также анализируется их природа и основания для выделения и развития. Это подсказано кардинальными изменениями в области теоретической лингвистики, прежде всего достижениями двух главных научных парадигм современного языкознания – коммуникативной и когнитивной. В основе методологической базы для объяснения частей речи, созданной Кубряковой, лежит когнитивный подход к частям речи как прототипическим категориям со всеми присущими этим категориям свойствами, прежде всего наличием ядра и дуффузностью, которая возникает как результат последующих трансформаций и семантических сдвигов.

Ряд авторов, известных в современной лингвистике своими новейшими исследованиями в области функционально-семантических категорий, остаётся верным традиционным подходам к системе и критериям выделения частей речи. Мак, Маслов в свои более поздних работах пишет о том, что синтаксические функции частей речи обнаруживают при сравнении языков большее сходство, чем типы формо- и словообразования.

Принцип общего грамматического значения лежит в основе традиционной системы частей речи. Только этот принцип не проведён в ней последовательно, не разграничены разные типы общих грамматических значений, вследствие чего некоторые рубрики, которые фактически перекрещиваются, оказываются расположенными в этой системе в одну линию.

Классификация слов ч тачки зрения собственно функциональной в одной из последних работ Шведовой представлена следующим образом: «слова означающие (местоимения), слова именующие (имена, глаголы, наречия, предикативы), слова связующие (предлоги, союзы) и слова собственно квалифцирующие (частицы, модальные слова, междометия)». Автор это деление классификацией частей речи не называет, подчёркивает, что это классификация слов, но в итоге квалификация слов почти полностью совпадает с самой классификацией частей речи. Примечательно, сто в этой системе, состоящей из четырёх классов, ведущая роль отведена местоимениям как основным выразителям языкового смысла.

«новые подходы к пониманию того, что такое часть речи, найдены в рамках онтологически-энергийной концепции языка – пишут Камчатнов и Николина в одном из своих учебных пособий по теории языка. Следую за концепцией Лосева, авторы выдвигают совершенно новые подходы относительно понимания частей речи. По их мнению, природа языка не в отражении, а в интерпретации, истолковании действительности.

«Коммуникативная грамматика русского языка» , опубликованная в 1998 году, представляет собой новый подход к языку, следует интегративным тенденциям лингвистических направлений. Подчёркивая функциональность и коммуникативность как сущностные свойства языка, авторы в центр грамматики ставят человека как личо говорящее и пишущее и текст как конкретную реализацию языковой системы. Поскольку основным объектом исследования являются текст, предложение и различные коммуникаты, части речи представлены как способы выражения различных типов предложений.

!!! Каждой части речи свойственна предназначенность служению в предложении или в тексте, предназначенность, потенциальная в системе языка и реализующаяся в речевом пространстве.

Принципиально важным свойством выводится свойственная каждой части речи предназначенность служению в предложении или в тексте, предназначенность, потенциальная в системе языка и реализующаяся в речевом пространстве.

Общий пафос разбиения на части речи, по Плунгяну, можно определить как последовательную классификацию лексем по их грамматической и неграмматической сочетаемости, с опорой на принцип «концентрического убывания грамматичности».

Обобщая сказанное, нужно отметить, что части речи рассматриваются как проекция в мир языка разных по своей сути или по их восприятию человеком объектов действительности, то есть как средства выражения мысли.

На наш взгляд, несмотря на определенные расхождения в трактовке. Приведенные тезисы о новом понимании частей речи имеет много общего с ономасиологическим и когнитивным подходами к классам слов. Части речи рассматриваются как проекции в мир языка разных по своей сути или по восприятию человеком объектов действительности, т.е. как средства выражения мысли. Стремление избежать противопоставления структурно-системного и функционально-коммуникативного подходов к языку, своего рода некая «синтетическая» концепция, на наш взгляд, есть одно из самых несомненных достоинст современной лингвистики, позволяющее по-новому и в то же время – в некотором смысле – традиционно взглянуть на вечную проблему частей речи.