Как извлечь пользу из конфликта. Польза Конфликта — Как Извлечь Позитивные Последстивия. Позитивные функции конфликтов

Как научиться извлекать пользу из конфликта?
(«Other»)

Гнев, страх, отчаяние и разочарование - конфликты всегда сопровождаются сильными негативными эмоциями. Нам больно и обидно, мы хотим, чтобы это поскорее закончилось. Но в любом конфликте есть конструктивное начало, которое может стать толчком к развитию. Предлагаем вам подробнее узнать о природе конфликтов и стратегиях поведения в них.

Что такое конфликт?

Изучением конфликтов занимаются психологи, социологи, политологи и философы. Есть даже отдельная дисциплина - конфликтология. В научной литературе даются десятки определений понятия «конфликт». Вот наиболее типичное из них.

Конфликт - это острый способ разрешения противоречий в интересах. Эти противоречия могут возникать как между отдельными людьми (межличностные конфликты) или их группами (межгрупповые конфликты), так и внутри индивидуума (внутриличностный конфликт).

Современная психология рассматривает конфликты в конструктивном ключе. Считается, что, если научиться ими управлять, из них можно извлечь пользу.

Позитивные функции конфликтов

Разрядка. Из-за постоянных стрессов, внутри каждого из нас - бомба замедленного действия. Если эмоциям не давать выхода, можно «взорваться». Небольшие конфликты помогают снять внутреннее напряжение и предотвращают асоциальные поступки.
Сброс «масок». В конфликтной ситуации открывается истинное лицо человека. Даже близкий друг может показать себя с совершенно неизвестной стороны, причём не всегда хорошей. Социальные конфликты учат лучше разбираться в людях и тщательнее формировать круг общения.
Сплочение. Если речь идёт о межгрупповом противостоянии или конфликте личности и группы, то борьба объединяет членов социальной ячейки. Общие интересы и общий «враг» сплачивают коллектив.
Стимул к улучшению. Конфликт - это сигнал, что отношения зашли в тупик и, чтобы их сохранить, нужно работать над собой. Для здравомыслящего человека конфликтная ситуация - это толчок к развитию.

Как вести себя в конфликте?

По какому сценарию будет развиваться конфликт - деструктивному или продуктивному, - зависит от поведения участников.

Американские психологи Кеннет Томас (Kenneth Thomas) и Ральф Килман (Ralph Kilmann) разработали двухмерную модель стратегии поведения человека в конфликте. Они исходили из того, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы с интересами соперника, а в качестве стратегий они выделили пять основных способов взаимодействия. Это уход, уступка, борьба, компромисс и сотрудничество.

Уход (или уклонение) характеризуется тем, что человек не хочет отстаивать свои взгляды и участвовать в спорах. Ему проще уйти от решения проблемы - «разбирайтесь сами». Такое поведение считается оправданным, когда предмет конфликта настолько незначителен, что не стоит траты времени и сил.

Уступка (или приспособление) - это стратегия, при которой человек готов пожертвовать своими интересами в угоду интересам соперника. Причиной может быть неуверенность в себе или низкая самооценка. Данная модель поведения считается нормальной, если участник конфликта хочет подчеркнуть ценность взаимоотношений с оппонентом.

В состоянии борьбы (или принуждения) человек мыслит так: «Есть моё мнение и неправильное». Он использует все свои силы, связи и авторитет, чтобы подавить оппонента. Здесь действует принцип: либо я прав, и ты мне подчинишься, либо - до свидания.

Если одна сторона в определённой степени принимает точку зрения другой, можно говорить о компромиссе. По сути, это стратегия взаимных уступок, когда каждый участник удовлетворяет лишь часть своих интересов и в результате достигается баланс. Способность личности к компромиссу высоко ценится. Однако из-за половинчатости таких решений компромисс нередко приводит к новым конфликтам.

Пятая стратегия - это сотрудничество. Здесь соперники уважают друг друга. Представления о чёрном и белом у каждого свои, а значит, нужно считаться с интересами оппонента. Стороны готовы к диалогу и ищут общее, устраивающее всех, решение проблемы.

Участники конфликта редко придерживаются какой-то одной стратегии. Как правило, одна модель поведения сменяет другую. Это наглядно демонстрирует следующий видеоролик. Там молодой человек начал с борьбы, затем пошёл на некоторые уступки и, наконец, перешёл к сотрудничеству.

Любое противостояние может быть продуктивным. Чтобы конфликтная ситуация принесла пользу, выбирайте правильную стратегию поведения. Злиться - это нормально. Но важно вовремя взять себя в руки, увидеть возможности для развития и перейти к сотрудничеству.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Наталья Капцова — практик интегрального нейропрограммирования, эксперт-психолог

Время на чтение: 2 минуты

А А

Все, что с нами происходит в жизни – необходимая составная часть нашего развития. Но не все готовы принять аксиому «Все, что ни делается – к лучшему». Только человек, настроенный на позитив, способен увидеть большое в малое, радугу в черном и плюсы даже в проблемах и неприятностях. К таким проблемам относятся и конфликты между двумя людьми, связавшими себя совместной жизнью.

Как извлечь пользу из этих конфликтов и обернуть их на благо отношениям? Каковы плюсы конфликтов?

  • Любой конфликт молодой пары – это возможность более близкого «знакомства» . О хороших сторонах друг друга вы уже знаете, а вот о «темной стороне луны» — почти ничего. Все, что пряталось за молчанием, тщательно скрывалось «чтобы не обидеть» и просто игнорировалось, но копилось, наконец, выплывает наружу. А проблемы есть всегда. Нет такой семьи, где отношения были бы стопроцентно гармоничными. Совместная жизнь (особенно, в самом ее начале) – это «схватка» двух характеров. И до момента, пока супруги не изучат друг друга подобно сообщающимся сосудам, пройдет немало времени. Конфликт позволяет вытащить на поверхность все имеющиеся проблемы и сразу, «не отходя от кассы», их решить.
  • Накопленные внутри проблемы напоминают грандиозную свалку, однажды накрывающую обоих мусорной лавиной. Конфликт позволяет навести порядок у себя в голове и сердце .
  • Выброс эмоций, слезы, битые тарелки может и не очень красиво выглядят, но зато уберегут от неврастении (верной спутницы любителей «держать все в себе»). А заодно покажут партнеру, что вы бываете не только белым и пушистым существом, но и фурией. А также имеете командный голос и знаете пару нехороших слов.
  • Вы не знаете, что он думает об оставленной на ночь немытой посуде, куче нестиранного белья и вашем замусоленном стареньком халате? Конфликт откроет вам глаза на многое , включая все те ваши «изъяны», о которых вы даже не знали.
  • Безусловно, конфликты – явление неприятное и стрессовое. Но как же насыщенно проходит примирение после громкой ссоры!
  • Там, где есть место настоящему чувству (а не холодному расчету), всегда будут эмоции: переживание друг за друга, обиды за невнимательность, желание оградить и защитить, и пр. Поэтому впадать в панику – «Наша семья рушится! Мы снова поссорились!» — не нужно. Нужно услышать друг друга, сделать выводы, найти компромисс и мужество для признания своих ошибок.

Конфликты – это двигатель ячейки общества. Они встряхивают периодически зарастающее тиной семейное болото и обновляют «мутную» воду недопониманий. Но, кроме того, конфликт – это еще и знак того, что наступило время перемен, и пора искать конструктивное решение проблемы.

Приобретая жизненный опыт, каждый из нас начинает понимать, что избежать конфликтов невозможно. Они стали неотъемлемой частью любых отношений. Однако ссора может как разрушить контакт между двумя людьми, так и укрепить его.

Любой человек может обратить конфликт себе во благо. Для этого нужно лишь понять его суть и извлечь из этого выгоду. Нужно всегда помнить, что в любой конфликтной ситуации следует учитывать не только свои интересы, но и интересы собеседника. Таким образом, главная цель при участии в конфликте - выстроить с оппонентом отношения взаимовыгодного торга.

К сожалению, чаще всего в повседневной жизни встречаются так называемые позиционные торги. В этом случае человек даже не пытается слушать своего оппонента, а просто защищает свою позицию любыми аргументами. Совершенно очевидно, что в таком споре истина не родится, а отношения между спорщиками могут навсегда испортиться.

Теперь подробнее рассмотрим, на что стоит обратить внимание, чтобы научиться эффективно спорить с другими людьми. Для начала нужно поставить перед собой целью решение вопроса, а не переход на личности. Каждый участник переговоров независимо от ситуации является человеком и хочет не только разрешить конфликт, но и сохранить взаимоотношения с другими участниками.

Следует выделить три основных психологических аспекта ведения беседы:

— восприятие: всегда ставьте себя на место других людей; не переносите свои проблемы на других; чаще обращайте внимание на то, как Вас воспринимает собеседник. Чаще совершайте неожиданные действия, позволяйте оппоненту «спасти лицо», т.е. не завышайте к нему требований.

—эмоции: учитесь определять чувства собеседника и не стесняйтесь обнаружить свои; позвольте оппоненту выразить эмоции, но не обращайте на нее много внимания.

—общение: Вы должны внимательно слушать собеседника и демонстрировать свое внимание, говорите понятно и ясно.

Помните, что прежде всего нужно уделять внимание предмету спора. Для этого:

Необходимо сформулировать проблему и предложить способ ее решения

При объяснении Ваших интересов необходимо доказать их важность

Попробуйте взглянуть на поднимаемую вами проблему со стороны. Возможно, Вы поймете, что стоит изменить в своих решениях.

Вместе с оппонентом попробуйте определить общие интересы и выгоду. Иногда это бывает достаточно трудно, но Вы должны помнить, что вам нужно установить контакт с человеком, а не разрушить его.

Таким образом, следуя написанным выше инструкциям, Вы сможете извлекать пользу из любых споров и конфликтов.

Главная мысль, которую нужно запомнить - в ходе общения нужно в первую очередь обращать внимание на чувства собеседника, попытаться взглянуть на проблему с его стороны. Конечно, оптимальный способ общения выработается через некоторое время, ведь мы учимся на своих ошибках.

Тем не менее, Вы должны верить, что построение конструктивного диалога возможно с любыми людьми, главное - следовать приведенным выше психологическим аспектам общения, и результат не заставит себя ждать.

Гнев, страх, отчаяние и разочарование - конфликты всегда сопровождаются сильными негативными эмоциями. Нам больно и обидно, мы хотим, чтобы это поскорее закончилось. Но в любом конфликте есть конструктивное начало, которое может стать толчком к развитию. Предлагаем вам подробнее узнать о природе конфликтов и стратегиях поведения в них.

Что такое конфликт

Изучением конфликтов занимаются психологи, социологи, политологи и философы. Есть даже отдельная дисциплина - конфликтология. В научной литературе даются десятки определений понятия «конфликт». Вот наиболее типичное из них.

Конфликт - это острый способ разрешения противоречий в интересах. Эти противоречия могут возникать как между отдельными людьми (межличностные конфликты) или их группами (межгрупповые конфликты), так и внутри индивидуума (внутриличностный конфликт).

Вплоть до середины ХХ века в научной среде и в общественном сознании преобладало негативное отношение к конфликтам. Считалось, что они несут враждебность и агрессию, разрушают социальные связи, поэтому конфликтов лучше избегать.
В 1956 году вышла книга Льюиса Козера (Lewis Coser) «Функции социального конфликта». Она стала бестселлером в США. Опираясь на философские идеи Георга Зиммеля (Georg Simmel), социолог пришёл к выводу, что социальное неравенство в обществе и конфликты на этой почве неизбежны, а конфликт как способ разрешения противоречий полезен.

Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определённый уровень конфликта отнюдь не обязательно дисфункционален, но является существенной составляющей как процесса становления группы, так и её устойчивого существования. Льюис Козер

Ещё дальше пошёл американский психолог, основоположник теории разрешения конфликтов Мортон Дойч (Morton Deutsch). Он разделил противостояния на деструктивные и продуктивные. В деструктивных конфликтах постоянно нагнетается обстановка, увеличивается число участников, ужесточаются способы борьбы. Продуктивные конфликты, напротив, способствуют разрешению проблемы.

Современная психология рассматривает конфликты в конструктивном ключе. Считается, что, если научиться ими управлять, из них можно извлечь пользу.

Позитивные функции конфликтов

1 Разрядка. Из-за постоянных стрессов, внутри каждого из нас - бомба замедленного действия. Если эмоциям не давать выхода, можно «взорваться». Небольшие конфликты помогают снять внутреннее напряжение и предотвращают асоциальные поступки.

2 Сброс «масок». В конфликтной ситуации открывается истинное лицо человека. Даже близкий друг может показать себя с совершенно неизвестной стороны, причём не всегда хорошей. Социальные конфликты учат лучше разбираться в людях и тщательнее формировать круг общения.

3 Сплочение. Если речь идёт о межгрупповом противостоянии или конфликте личности и группы, то борьба объединяет членов социальной ячейки. Общие интересы и общий «враг» сплачивают коллектив.

4 Стимул к улучшению. Конфликт - это сигнал, что отношения зашли в тупик и, чтобы их сохранить, нужно работать над собой. Для здравомыслящего человека конфликтная ситуация - это толчок к развитию.

Как вести себя в конфликте

По какому сценарию будет развиваться конфликт - деструктивному или продуктивному, - зависит от поведения участников.

Американские психологи Кеннет Томас (Kenneth Thomas) и Ральф Килман (Ralph Kilmann) разработали двухмерную модель стратегии поведения человека в конфликте. Они исходили из того, что в любом социальном конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои собственные интересы с интересами соперника, а в качестве стратегий они выделили пять основных способов взаимодействия. Это уход, уступка, борьба, компромисс и сотрудничество.


Стратегии поведения участников конфликта:

Уход (или уклонение) характеризуется тем, что человек не хочет отстаивать свои взгляды и участвовать в спорах. Ему проще уйти от решения проблемы - «разбирайтесь сами». Такое поведение считается оправданным, когда предмет конфликта настолько незначителен, что не стоит траты времени и сил.

Уступка (или приспособление) - это стратегия, при которой человек готов пожертвовать своими интересами в угоду интересам соперника. Причиной может быть неуверенность в себе или низкая самооценка. Данная модель поведения считается нормальной, если участник конфликта хочет подчеркнуть ценность взаимоотношений с оппонентом.

В состоянии борьбы (или принуждения) человек мыслит так: «Есть моё мнение и неправильное». Он использует все свои силы, связи и авторитет, чтобы подавить оппонента. Здесь действует принцип: либо я прав и ты мне подчинишься, либо - до свидания.

Если одна сторона в определённой степени принимает точку зрения другой, можно говорить о компромиссе. По сути, это стратегия взаимных уступок, когда каждый участник удовлетворяет лишь часть своих интересов и в результате достигается баланс. Способность личности к компромиссу высоко ценится. Однако из-за половинчатости таких решений компромисс нередко приводит к новым конфликтам.

Пятая стратегия - это сотрудничество. Здесь соперники уважают друг друга. Представления о чёрном и белом у каждого свои, а значит, нужно считаться с интересами оппонента. Стороны готовы к диалогу и ищут общее, устраивающее всех, решение проблемы.

Участники конфликта редко придерживаются какой-то одной стратегии. Как правило, одна модель поведения сменяет другую. Это наглядно демонстрирует следующий видеоролик. Там молодой человек начал с борьбы, затем пошёл на некоторые уступки и, наконец, перешёл к сотрудничеству.