Как называли учителя в древней греции. В первобытном обществе

Учитель вечен на земле!
Из истории образования и учительства...

В двадцатом веке и в двухсотом -
Учитель вечен на земле, -

это строчки из стихотворения И. И. Бейнаровича, учителя-историка с 50-летним стажем. А в чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества.

В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы - для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов - готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Более обширным было образование в жреческих школах. Здесь, кроме обучения письму, счёту, чтению, преподавалось также право, астрономия, астрология, медицина, и, конечно, большое внимание уделялось религии.

В античном мире сложились три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).

Античный период с его высокоразвитой культурой и искусством имеет большое значение для формирования учительской профессии. От человека, занимавшегося педагогической деятельностью, требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством. Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». В Древней Греции произошло разделение деятельности по обучению и воспитанию детей и юношества. В Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика» и др.

Люди, занимавшиеся педагогической деятельностью, в Древней Греции назывались:

педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение» - воспитатель) - домашний раб, сопровождавший ребёнка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребёнка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя;

педоном (пайдоном) - воспитатель детей от 7 до 15 лет, в его задачу входила подготовка к военной службе, физическое развитие, воспитание дисциплины, терпеливости, умения переносить физические лишения;

грамматист - учитель грамоты, обучал письму, чтению, счёту;

кифарист - учитель музыки (игры на кифаре, лире), знакомил с поэзией;

дидаскал - учитель хора, хорового пения;

софист - платный учитель, обучал «мудрости управлять частными и общественными делами».

Расцвет греческой культуры во многом обязан этим учителям - грамматистам, дидаскалам, кифаристам и др.

В Древней Греции существовали различные типы учебных заведений. Мусические школы - для детей 7-16 лет, где давалось начальное образование, а также литературное и музыкальное. Гимнастические школы - для детей 12-16 лет, где занимались физической подготовкой детей и подростков. Гимнасии (или палестры) - для юношей 16-18 лет, в них завершалось образование, полученное в мусической и гимнастической школах, обучались философии, литературе, политике, совершенствовались в области гимнастики.

В период расцвета Древней Греции было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарг. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древнем Риме широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков из богатых и знатных семей. Подросток, окончивший такую школу в 15 лет, мог посвятить себя деятельности политического и судебного оратора. Подростки и юноши от 13-14 до 16-19 лет могли обучаться в риторских школах, которые можно назвать высшими учебными заведениями. После падения Римской империи (476 г.) античные школы исчезли не сразу, некоторое время ещё существовали школы грамматиков и риторов.

В средневековую эпоху появляются новые формы обучения и воспитания. Центрами образования становятся монастыри, при них создаются школы, а роль учителей выполняют лица духовного звания: священники и монахи. Но постепенно появляются и городские школы. Развитие торговли, промышленности требует образованных, грамотных людей. Для этих школ купеческими гильдиями и ремесленными цехами приглашаются наёмные учителя. Появляются и частные школы. Учителей становится всё больше и больше, учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе. Это по-прежнему лица духовного звания, позднее - выпускники университетов.

При дворах богатых аристократов были и свои домашние учителя, входившие в состав обслуживающего персонала. Так как системы профессионального образования учителей ещё не существовало, эту задачу выполняли книги. Это были педагогические сочинения Винсента из Бове («О воспитании детей знатных граждан»), Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др.

Фундаментальным произведением, обобщившим всё, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632). Эту книгу можно назвать первой педагогической энциклопедией, где говорилось о цели обучения и воспитания, чему и как учить, какие требования предъявлять. С. Л. Соловейчик так сказал о нём: «Коменский впервые учил учителей преподавать... Его так и называли - «учитель учителей», как позже стали называть немецкого педагога Дистервега - «учитель немецких учителей» и русского педагога Ушинского - «учитель русских учителей».

В 1652 году Я. А. Коменским были написаны «Законы для учителей» - своеобразный кодекс профессиональной чести педагога. Коменскому принадлежит и описание школы, какой она должна быть: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...».

Всё это справедливо и сегодня. В эпоху капитализма школьное дело продолжает бурно развиваться, а профессия учителя приобретает всё более массовый характер. Появляются многочисленные школы и училища различных типов. Наряду с классической школой появляются реальные и профессиональные школы, готовящие кадры для промышленности и торговли. Одновременно в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях было распространено домашнее воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернёров (от фр. Gouverneur - управлять).

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди». Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения... Одно из них – «Поучение Владимира Мономаха».

Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия - было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I был издан указ об открытии цифирных школ. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов». Учителями этих школ должны были стать выпускники Навигацкой школы или Морской академии. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

С развитием горнозаводской промышленности открываются горнозаводские школы для обучения детей нижних чинов грамоте и «горным делам». 1724 год – Петром I подписан Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук с университетскими курсами и гимназией. В 1755 году открывается гимназия для дворян и разночинцев при Московском университете (основан в 1755 г.). Были в России и частные школы, например училище Феофана Прокоповича, созданное в 1721 году.

Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Но чем больше требовалось грамотных людей - для развития производства, строительства, освоения новых земель - тем больше становилось и разнообразных учебных заведений. Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи (например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году), вновь открытые университеты (в Казани, Харькове). Но подбор учителей и педагогов-наставников составлял большую проблему.

До конца XVIII века в России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария. В дворянских семьях по-прежнему продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения - первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования. Появилась чёткая система образования: приходская школа (1 год) - уездное училище (2 года) - гимназия (4 года) - университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию.

Реальное училище давало возможность поступить в технологический институт или сельскохозяйственную академию. Девочки учились отдельно, в женских гимназиях, затем мог ли поступить на Высшие женские курсы. Если в начале XIX века гимназий в России было 32, то к середине века уже около 100, в конце - 165, а в 1915 году средних учебных заведений уже насчитывалось 1798.

Симон Соловейчик в своей книге «Час ученичества» представляет общий ход развития народного образования в России на примере известных, знаменитых её граждан:

«Тенденция обозначается ясно, - пишет Соловейчик, - с каждым десятилетием образование всё более упорядочено. Если продолжать список, то всё чаще станут попадаться два слова: гимназия и университет (или высшее техническое училище, или институт)» .

Россия была разделена на шесть учебных округов - в каждом из них был университет (в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте, Вильно, Харькове). Многие выпускники университетов пополняли число университетских преподавателей.

Рост числа учебных заведений требовал всё большего количества учителей, их по-прежнему катастрофически их хватало. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов.

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3-годичным обучением – учительские семинарии. В 1894-м их было уже 60, в них обучалось 4600 учащихся, в том числе 613 девушек. В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

Постер: иллюстрация Николая Устинова к книге Юрия Коваля «Полынные сказки».

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение - знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет - это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков - с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени - грамматик; учитель третьей степени - ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог - раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень - до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара - разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.

(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер - это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв - единицы; вторая девятка - десятки; третья - сотни.

В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели - это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

Термин «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «педагогика» означает «детовождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который вел за руку ребенка своего хозяина в школу, где обучением занимался другой раб - ученый. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни: обучать, воспитывать, развивать духовно и физически. Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике - в искусство использования этих закономерностей, т.е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство

2. Перечислите известных педагогов древнего Рима и Греции.

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания.

Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений; высокое значение приучения ребенка к труду.

Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.

Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах "Государство" и "Законы". Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны "крепко-накрепко закрыть уши". Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как "Политик" и "Этика". Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной. Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Педагогическая мысль Древнего Рима .

Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи изложил в целом ряде трактатов: "Оратор", "Об обязанностях", "О природе Добра и Зла". Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование.

Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. - 65 г. н. э), философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачей воспитания моральной совершенствование человека. Основным предметом школьного обучения, считал, философию, овладев которой можно постичь природу и самого себя. Основным методом воспитания считал самодвижение к божественному идеалу, а основным средством - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонником энциклопедического образования. Вопросы воспитания были рассмотрены им в таких произведениях, как "Письма на моральные темы", "Нравственные письма к Луцилию".

Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известный римский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогические идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении "О воспитании оратора". Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своей практике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции

1. Школа в Древней Греции. Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе (VI–IV вв. до н.э.). Государство стало брать на себя заботу об обучении и воспитании детей имущих слоев. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх , победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. Зачастую города-полисы не прерывали учебу юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500–428 гг. до н.э.), горожане спросили, чем почтить его память. Он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. Школы были небольшими – 20–50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретках. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было, выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителям немного – примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".

Книг было мало. Знания усваивались на слух с голоса учителя. На начальное обучение тратилось 6–8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по складам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова – имена богов и героев. Потом читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т.п. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.

Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило ), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска абак , разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки от одного до десяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.

В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Эти государства не только представляли различные политические системы (авторитарная в Спарте и республиканская в Афинах), но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.

2. Спартанское и афинское воспитание. Спартанская система воспитания . Спарта представляла собой военный лагерь: победителей было меньше, чем побежденных (9 тысяч рабовладельцев и 250 тысяч рабов). В связи с этим вся жизнь государства была подчинена строгой дисциплине, а быт спартанцев имел своеобразную военизированную форму. Каждый гражданин принадлежал государству и воспитывался сообразно его целям: он должен был защищать государство при нападении врагов. Отсюда цель спартанского воспитания – подготовка физически развитого, сильного духом, разбирающегося в военном деле человека.

Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные же и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть). С самого раннего возраста детям прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. До 7 лет дети воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, в дальнейшем – за счет государства в особых для всех одинаковых учебных заведениях. Один только наследник престола освобождался от обязанности воспитываться в общественном заведении. Сроки государственной системы обучения и воспитания были весьма продолжительными и делились на два больших этапа: с 7 до 18 лет, с 18 до 20 лет.

На первом этапе (до 18 лет) спартиаты воспитывались в агеллах , специализированных государственных учреждениях, существовавших в форме военных лагерей. Воспитание проходило под надзором педонома , человека, который выбирался советом старейшин. Дети вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Весь обиход жизни, начиная с платья и заканчивая стрижкой волос, был строго определен древнедорийскими обычаями. Физическое воспитание включало в себя закалку, привычку к лишениям, умение переносить любую боль. Воспитанники ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Ежедневно предписывалась холодная ванна в Эвроте, здесь же они учились и плавать. Пища была скудная и простая. Верхней одеждой подросткам во все времена года служил легкий плащ. В ходу были наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Эйрены являлись помощниками педономов в физической и военной муштре остальных подростков.

На втором этапе (с 18 до 20 лет) спартиаты продолжали обучение в школах военного искусства эфебиях , где их готовили к военной службе. Военно-гимнастическое воспитание включало в себя бег, прыжки, метание диска и копья, борьбу, рукопашный бой. Нравственно-политическое воспитание предполагало беседы политических деятелей с молодежью. К минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более тщательно: воспитанники пели богослужебные гимны, хвалебные песни в честь граждан, погибших в сражениях за отечество, участвовали в военных танцах. Знаниями не интересовались, даже чтение и письмо не считали нужными. Ораторское искусство не уважали, так как считали его искусством болтать и красиво лгать. Спартанцы предпочитали высказывать свои мысли в немногих словах, четко и кратко отвечать на вопросы (от слова Лакония произошло выражение "лаконическая речь").



Воспитание становилось более суровым. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу. Весьма своеобразно боролись с пороками. Законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться и водили по площади, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница. Даже в этом возрасте железная дисциплина не ослабевала, она стала поддерживаться частыми телесными наказаниями (секли плетьми). Только к 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины.

Женское воспитание в Спарте ничем не отличалось от мужского. Спартанки выходили из гимнастических курсов рослыми, красивыми, сильными, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести. В ведении домашнего хозяйства они были не сведущи: кухня, пряжа, ткацкое дело и т.п. составляли обязанность домашних рабынь. Зато сама спартанка вскармливала своих детей, отлично вела их воспитание, энергично и умно управляла домом. Как член государства она глубоко понимала общественные дела, как супруга и мать оказывала сильное и решительное влияние на мужа и детей и пользовалась в Спарте большим авторитетом.

Таким образом, воспитание в Спарте преследовало цели государства. Государственная воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась непривлекательной и скудной. Гипертрофированная военно-физическая подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Однако не весь педагогический опыт Спарты оказался забытым. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Система афинского воспитания . Афины были очагом многосторонней и духовной культуры в Древнем мире. Афинское воспитание определялось законодательством Солона, которое предоставляло полную свободу индивидуального развития всех сил и дарований каждого гражданина. В Афинах право воспитания принадлежало семье: родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Афинское государство требовало, чтобы родители давали детям образование. По законам Солона, отец, например, не мог претендовать на поддержку со стороны сына в старости, если не давал ему надлежащего образования. Законы Солона обязывали каждого афинского гражданина обучаться грамоте, получить музыкальное образование, знать какое-либо ремесло (земледелие, судостроение, торговля и др.), которое обеспечивало бы ему средства к существованию. Государство заменяло родителей и само воспитывало детей граждан, погибших за отечество.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет родителями и няней. Целью семейного воспитания было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. В семь лет няню сменял педагог (греч. pais – дитя, аqо – веду, воспитываю; дословно – поводырь) – детоводитель . Педагогом часто оказывался самый бесполезный в хозяйстве раб. Ему поручали присматривать за ребенком, играть с ним, внушать делом и словом начала добродетели и приличия, провожать в школу, безотлучно наблюдать за его занятиями, поведением и во всем прислуживать ему. От этого слова и произошло название науки о воспитании – педагогики . С развитием общества роль педагога значительно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, развивать духовно и физически.

Школы в Афинах появились около VII в. до н.э., были частными , следовательно платными . Размещались они в каких-либо лавках или на открытой улице, на рынках. Начальное образование давали два типа частных платных школ: мусические и гимнастические (палестры). Мусическое образование дети получали в школе грамматиста и школе кифариста . Обучение в них осуществлял учитель – дидаскал . В школе грамматиста детей учили читать, писать, считать, рассказывать, декламировать стихи. Чтению учили по буквам и складам; писать по прописям. Для начального письма служили навощенные дощечки и стиль (палочка: с одного конца острая, а с другого лопаточка; острием чертили буквы, лопаточкой заравнивали ошибки). Пособием для чтения служили поэмы Гомера. Читаемые образцы объяснялись учителем и пересказывались учениками, лучшие места заучивались наизусть. Обучение в мусической школе носило синкретический (сочетающий, соединяющий) характер. Например, тексты "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев под музыкальное сопровождение (игра на струнных инструментах).

По окончании грамматического курса или одновременно с ним ученик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста , которая давала музыкальное образование и эстетическое воспитание. Этот курс имел назначение облагородить нрав, развить изящный вкус и дать музыкальные навыки: играть на струнном инструменте (кифаре или лире), петь в хоре при различных богослужебных и праздничных обрядах. В состав музыкального курса входило также изучение стихосложения, ритмики и мелодики стиха.

С 13–14-летнего возраста, когда организм мальчиков физически укреплялся, параллельно с занятиями в школах грамматиста и кифариста или после их окончания, они начинали заниматься гимнастикой в палестре – школе состязаний. Руководил занятиями специальный учитель (педотриб). Занятия начинались с легких упражнений (игра в мяч, плавание), потом переходили к более трудным: борьбе, бегу, прыжкам, метанию диска и копья. В Афинах, даже в мужской гимнастике, преимущественное внимание обращалось на культуру движений и изящную стройность тела. Заканчивалось обучение военными упражнениями, когда мальчики становились юношами. В 18 лет их объявляли вступившими в юношеский возраст, называли эфебами , в 20 лет они получали звание совершенных граждан с правом голоса в народных собраниях.

После окончания обучения в палестре более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии . В V–IV вв. до н.э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. Греческие гимнасии – это обширные огороженные пространства с аллеями, рощами, крытыми и открытыми галереями, купальнями и т.п. В гимнасиях много занимались военно-гимнастическими упражнениями, проводили философские занятия и политические беседы. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Известно, что для Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей .

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18–20-летних юношей в эфебии – общественном учреждении, где работали преподаватели, находящиеся на службе у государства. Их обучали военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр., а также строительству укреплений, управлению военными машинами, несению службы в городских гарнизонах. У эфебов была особая форма одежды – широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

На всех ступенях афинское воспитание было обращено к благоприличиям и нравственности . Поэтому афинянина отличала искренняя религиозность, глубокое почтение к родителям, любовь к добродетели, чувство чести, обдуманность поступков, изящная вежливость и внимание в обращении со всеми. Дисциплина, в которой воспитывался ребенок дома и в школе, была довольно суровой, использовались телесные наказания. Целый ряд правил был направлен на то, чтобы воспитать в детях и даже юношах сдержанность, скромность, здравомыслие: за столом нельзя приниматься за пищу раньше родителей; нельзя сидеть за столом, закидывая ногу за ногу; по улицам следует ходить спокойно, прилично.

Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Де­вушки должны были мало есть, чтобы не утратить легкости и стройности фигуры, избегать солнца. Женщина была прикована к дому, редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было крайне ограниченным: не все умели читать и писать, петь и играть на лире или кифаре, но зато усердно учились рукоделию: прясть, шить, ткать, вязать. Привлекательными в женском воспитании были нравственные качества афинянки: честность, кротость, нравственная чистота.

Таким образом, воспитание в демократических Афинах осуществлялось в интересах государства, однако оно обеспечивало большее разнообразие и богатство для развития народных сил. Стала очевидной необходимость осмысления такого важнейшего явления социальной жизни, как воспитание необходимых полису граждан. В афинском воспитании ценной является идея развития истинно прекрасного в человеке, сочетающего в себе красоту тела и красоту души.

3. Философы Древней Греции о воспитании. В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Основные педагогические идеи получили отражение в учениях таких античных мыслителей, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др.

Демокрит (460–370 гг. до н.э.). Демокриту принадлежат многие утверждения и высказывания, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего развития педагогики. Придавая огромное значение воспитанию, Демокрит отмечал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". В то же время философ указывал, что "воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим". По мнению Демокрита, воспитание преобразует природу человека: "Хорошими людьми становятся скорее от упражнений, нежели от природы.., воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу".

В обучении Демокрит главным считал не количество полученных знаний, а развитие интеллекта: "Многие всезнайки не имеют ума.., прекрасна надлежащая мера во всем. Должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума"; "Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой". В то же время он советовал учителям развивать у детей стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь – легкомыслие".

Сократ (469–399 гг. до н.э.). Об учении Сократа, который не оставил после себя трактатов и книг, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта, его учеников. Сократ считал, что человеческий разум по самой природе своей стремится к истине и добру. Чтобы познать их, нужно углубиться в себя. Старинное изречение "Познай самого себя", начертанное на Дельфийском храме, Сократ напоминал своим собеседникам постоянно. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом.., если получат образование.., становятся полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми". Сократом был разработан и широко внедрен в практику метод вопросно-ответного обучения, или сократический метод . Суть его состояла в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Платон (428–347 гг. до н.э.). Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Государство ", "Законы ", "Диалоги " и др. Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия, где он преподавал многие годы, просуществовало более 1000 лет. Воспитание Платон считал важнейшим фундаментом всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Главную цель воспитания видел в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан. Платон первым попытался определить основные педагогические понятия: "Воспитание – воздействие взрослых на детей, формирование у них добродетели"; "Учение – приобретение знаний посредством наук".

В обучении, утверждал философ, нужно обеспечивать "свободу призвания", т.е. учитывать личные склонности детей: "Пусть воспитатель пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства"; "Детям нужно определять место в жизни не в зависимости от способностей их отца, а от способностей их души".

Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Ближайший ученик Платона, развивал идеи своего учителя, но вместе с тем во многом занимал противоположную этим идеям позицию. Известно его высказывание на этот счет: "Платон мне друг, но истина дороже". Три года был воспитателем Александра Македонского. Создал в Афинах учебное заведение Ликей (школа перипа – прогуливающихся), которым руководил в течение 12 лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. К основным трудам относятся "Политика ", "Поэтика ", "Риторика ", "Физика ".

Педагогические идеи Аристотеля сводятся к следующему. Воспитание – это средство укрепления государственного строя. В извечной проблеме соотношения социальных и биологических детерминант в развитии личности считал, что, с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой, подчеркивал, что "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может". "Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, - отмечал Аристотель, - имеет целью восполнить то, чего недостает от природы". Аристотель создал первую в истории педагогики возрастную периодизацию детей, указал особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Важное значение придавал воспитанию этических добродетелей и считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, через его деятельность: "Назначение человека в разумной деятельности". Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно – становится мужественным, действуя умеренно – становится умеренным.

1. Когда, по мнению ученых, возникло воспитание как сознательная

передача опыта собирательства и охоты?

а) 5 млн лет тому назад в) около 1 млн лет тому назад

б) 2-3 млн лет тому назад г) 50 тыс. лет тому назад

2. Укажите две традиционные концепции происхождения первобыт-

ного воспитания как процесса постепенного приспособления детей к

существовавшему тогда порядку вещей

[а] Эволюционно-биологическая - происхождение воспитания у перво-

бытных людей связано с присущей высшим животным инстинктив-

ной заботе о потомстве

[б] Трудовая - происхождение воспитания связано с развитием и ус-

ложнением трудовой деятельности первобытного человека как не-

обходимым условием его дальнейшего существования

[в] Психологическая - происхождение воспитания связано с проявле-

нием у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым.

3. К какому периоду относится зарождение воспитания как особого

вида человеческой деятельности в первобытном обществе? Факто-

 Несколькими буквами показаны правильные ответы на тестовое задание типа

«Несколько вариантов ответа».

ром такого становления оказалась эволюция материальных связей

между людьми первобытной эпохи

а) 50 тыс. лет назад в) 20-15 тыс. лет назад

б) 40-35 тыс. лет назад г) 5-4 тыс. лет назад

4. Укажите четыре отличительных признака воспитания в раннюю

первобытную эпоху

[б] Цель и содержание воспитания стали сословно-семейными, т.е. дети

воспитывались на примере родителей, а воспитание представителей

различных социальных слоев приобретало заметные различия

[в] Единственными показателями при дифференциации обучения явля-

лись пол и возраст детей

[г] Воздействие воспитания было минимальным.

[д] Появились дома молодежи (по сути, предшественники школ) для де-

тей и подростков

[е] Основной формой воспитания были совместные игры и занятия

[ж] Воспитание постепенно сосредоточивалось в руках специально на-

значенных для этого лиц, т.е. появление зачатков организованных

форм воспитания

5. Укажите четыре основные черты воспитания на исходе первобыт-

но-общинного периода

[а] Воспитание готовило к повседневной жизни всех одинаково, т.е. ос-

нову составляло групповое, коллективное начало

[б] Воспитание представителей различных социальных слоев (вождей, жре-

цов, воинов, рядовых членов общины) приобретало заметные различия

[в] Дети воспитывались на примере родителей. Они воспринимали опыт и

информацию предшественников со слов родителей, путем подражания

[г] Единственными показателями при дифференциации обучения явля-

лись пол и возраст детей

[д] Для детей элиты увеличился срок детства и соответственно усили-

лось воспитательное воздействие

[е] Действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл

6. Как в первобытном обществе называлась процедура посвящения

детей во взрослые? Подготовка молодежи к проведению этого рели-

гиозного обряда представляла собой своего рода прообраз школы

а) Возмужание в) Канонизация

б) Причастие г) Инициация

7. В каком обществе широко использовались инициации?

а) Рабовладельческом в) Феодальном

б) Первобытном

Тема 2. Воспитание и обучение в условиях

цивилизаций Древнего Востока

1. В какой из древних цивилизаций воспитание и обучение детей ос-

новывалось на идее, согласно которой каждый человек должен раз-

вивать свои нравственные, физические и умственные качества, что-

бы стать полноправным членом своей касты?

а) Древний Китай в) Древний Египет

б) Древняя Индия г) Древняя Месопотамия

2. Кому из мыслителей Древнего мира принадлежит едва ли не первая в

истории человечества идея всестороннего развития личности, где преи-

мущество перед образованностью отдавалось нравственному началу?

а) Соломон в) Платон

б) Сократ г) Конфуций

3. Школы Древнего Востока, где готовили писцов клинописных тек-

стов (по-шумерски «эдуббы»)

а) Дома ячеек в) Дома табличек

б) Дома клинописи г) Дома карточек

4. Древнейший тип письма

а) Пиктограмма в) Клинопись

б) Иероглифы г) Фонетическое письмо

5. Назовите мыслителя Древнего мира, чей подход к обучению за-

ключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, лег-

кость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям

а) Соломон в) Кришна

б) Конфуций г) Сократ

6. Что согласно идеям буддизма было главной задачей воспитания в

Древней Индии?

а) Красноречие в) Совершенство в искусстве войны

б) Физическое воспитание г) Внутреннее совершенство человека

7. Как в Древней Индии называли учителя?

а) Декан в) Мудрец

б) Гуру г) Благородный муж

8. В начале I тыс. до н.э. писцы Междуречья для написания исполь-

а) Глиняные таблички в) Бересту

б) Папирус г) Деревянные таблички, покрытые воском

9. Мыслитель Древнего мира, центральным элементом учения кото-

рого был тезис о правильном воспитании как непременном условии

процветания государства

а) Аристотель в) Соломон

б) Конфуций г) Сократ

10. Одна из высших каст в Древней Индии, имеющая наиболее ши-

рокую программу образования

а) Вайшьи в) Шудра

б) Кшатрии г) Брахманы

11. Государство Древнего Востока, особо уделявшее внимание выра-

ботке у детей и подростков нравственных качеств и, прежде всего,

умения слушать и слушаться

а) Древняя Месопотамия в) Древний Египет

б) Древний Китай г) Древняя Индия

Тема 3. Воспитание и школа в Античном мире

Средиземноморья

1. В каком из древних государств воспитание полноправных граждан

было целиком и полностью в ведении государства? Здесь был осуще-

ствлен один из первых известных человечеству опытов огосударст-

вления личности

б) Древний Китай г) Город-государство Спарта

2. Древнегреческий деятель, которого Платон называл первым вос-

а) Плутарх в) Гесиод

б) Гомер г) Евклид

3. Мыслитель Древнего мира, главным дидактическим достижением

которого называют его «майевтику» («повивальное искусство») -

диалектический спор, подводящий к истине посредством продуман-

ных наставником вопросов

а) Платон в) Аристотель

б) Сократ г) Демокрит

4. В каком из древних государств целью воспитания стало всесторон-

нее гармоничное формирование личности, прежде всего с развитым

интеллектом и культурой тела?

а) Древний Рим в) Город-государство Афины

б) Древний Египет г) Город-государство Спарта

5. Кто в Древнем мире впервые поставил в центр нравственного вос-

питания вечные общечеловеческие ценности и где система воспитания

разительно отличалась от других систем следующими чертами: преоб-

ладание веры над наукой; доминирование нравственно-религиозного

воспитания над обучением; осознание высокой важности трудового

воспитания; выдвижение идеала взаимопомощи, смирения, аскетизма?

а) Древние римляне в) Ранних христиане

б) Древние греки г) Древних индийцы в эпоху буддизма

6. Философ, создавший первую теорию воспитания, в которой госу-

дарство является доминирующим и определяющим фактором

а) Платон в) Сократ

б) Аристотель г) Эпикур

7. Где целью государственного воспитания было воспитание войнов?

а) В Афинах в) В Риме

б) В Спарте г) В Египте

8. Создатель первой в истории образования Академии

а) Аристотель в) Квинтилиан

б) Ломоносов г) Платон

9. В Древней Греции «палестра» означала

а) Начальную школу в) Музыкальную школу

б) Массовую школу г) Гимнастическую школу

10. Кто из древнегреческих философов в основу своей философской

концепции положил тезис «Познай самого себя»?

а) Демократ в) Платон

б) Сократ г) Аристотель

11. Какие науки изучались в школе кифариста?

а) Словесные науки в) Музыка

б) Гимнастика г) Религия

12. Кто из философов Античности впервые высказал идею необходи-

мости государственного дошкольного воспитания?

а) Платон в) Аристотель

б) Сократ г) Демокрит

13. Тривиальная школа в Древнем Риме означала

а) начальную школу в) школу пятиборья

б) среднюю школу г) музыкальную школу

14. Создатель первого в истории образования Лицея

а) Коменский в) Платон

б) Аристотель г) Сократ

15. Какой из предметов не входил в «семь свободных искусств»?

а) Грамматика в) Риторика

таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»

а) Демокрит в) Платон

б) Аристотель г) Эпикур

17. Как назывались учителя высшего ранга, странствующие по Древ-

ней Греции?

а) Схоласты в) Эфоры

б) Эпикурийцы г) Софисты

18. Кого в учебных заведениях Афин называли «педагогом»?

а) Воспитателя в) Учителя

б) Детоводителя г) Грамотного человека

19. Доминирующий очаг воспитания детей в Древнем Риме

а) Семья в) Школа

б) Храм г) Форум - место общественных сборищ римлян

20. Учебное заведение в Древнем Риме, готовившие ораторов и поли-

тических деятелей

а) Грамматическая школа в) Риторская школа

б) Тривиальная школа г) Палестра

21. Основной принцип в организации воспитания и обучения в Древ-

них Афинах

а) Агонистика в) Аскетизм

22. Какое воспитание преимущественно давали девочкам в Древней

а) Семейное в) Хозяйственное

б) Военное г) Кулинарное

23. Государственное воспитательное учреждение в Древних Афинах,

посещаемое юношами 16-18 лет для занятий литературой, политикой,

гимнастикой, философией и т.д.

а) Мусическая школа в) Эфебия

б) Школа грамматиста г) Гимнасий

24. Учитель в школе грамматиста в Древних Афинах, который обу-

чал детей чтению, письму и счету

а) Дидаскал в) Педагог

б) Кифарист г) Пайдоном

25. Как назывались в Древней Греции и Риме приспособления для

упражнения в счете?

а) Счетные палочки в) Стило

б) Разноцветные камешки г) Абак

Тема 4. Воспитание и школа в Византии

и на Ближнем Востоке (VII-XVII вв.)

1. Величайшая из добродетелей в Византийской империи

а) Покорность в) Образованность

б) Скромность г) Выносливость

2. Как в Константинополе называлась высшая школа, которая была

организована при императоре Феодосии II в 425 г.?

а) Квадривиум в) Аудиториум

б) Тривиум г) Ликей

3. Язык культуры и воспитания в Византийской империи

а) Латинский в) Славянский

б) Греческий г) Арабский

4. Государство, унаследовавшее эллинско-римскую культуру и обра-

зованность, славившееся во всем средневековом мире высокой куль-

турой домашнего воспитания

а) Византия в) Англия

б) Франция г) Исламский мир

5. Свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю

жизнь мусульманина

а) Коран в) Шариат

б) Адат г) Сунна

6. Одно из основных качеств человека, воспитываемого в исламской

традиции, как в семье, так и вне неё

а) Образованность в) Жестокость

б) Покорность г) Скромность

7. Частная религиозная школа начального обучения в исламском мире

а) Калам в) Китаб

б) Фикх г) Медресе

8. Что, по мнению арабо-мусульманских ученых и мыслителей, надо

избегать в воспитательном процессе?

а) Энциклопедизм в) Аскетизм

б) Самовоспитание г) Фанатизм

9. Священная книга, содержащая более 50 тысяч кратких поучений

(хадисов), четко регламентирующих религиозную и светскую жизнь

мусульманина, служащих ему образцом поведения

а) Коран в) Адат

б) Шариат г) Сунна

10. Что для мусульман являлось важнейшим институтом воспитания?

а) Государство в) Семья

б) Мечеть г) Школа

Тема 5. Воспитание и школа в странах Западной Европы

в эпоху раннего Средневековья

1. Религия, главным образом определяющая специфику школы вос-

питания в средневековой Европе

а) Язычество в) Ислам

б) Христианство г) Буддизм

2. Обучение в средневековой Европе с V в. по XVII в. шло на

а) Латинском языке в) Французском языке

б) Греческом языке г) Старославянском языке

а) Пятью свободными искусствами в) Семью свободными искусствами

б) Шестью свободными искусствами г) Восьмью свободными искусствами

4. Естественное и богоугодное дело в школах средневековой Западной

Европы, создаваемых церковью

а) Физическое воспитание

б) Жестокие наказания

в) Развитие свободной личности

5. Человек, получивший образцовое воспитание в Западной Европе в

раннее Средневековье

а) Рыцарь в) Монах

б) Ремесленник г) Купец

6. Чем определялись цель и содержание каждого предмета в период

Средневековья?

а) Всесторонним гармоничным формированием личности

б) Служебным отношением к религии

в) Развитием науки и стремлением к прогрессу

7. Какие предметы входили в полный курс средневековых наук, на-

зываемых «свободными искусствами»?

а) Грамматика, риторика, диалектика

б) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астроно-

мия, музыка

в) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астроно-

мия, медицина

г) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, астрономия

8. Главные типы церковных учебных заведений в раннесредневеко-

вой Европе

[а] Городские школы [г] Епископальные (кафедральные) школы

[б] Монастырские школы [д] Гильдейские школы

[в] Университеты

9. Учебное пособие средневековой Европы, написанное на латыни,

напоминающее современный букварь

а) Абецедарий в) Библия

б) Псалтырь г) Веды

10. Что в период Средневековья называли «венцом наук»?

а) Грамматику в) Богословие

б) Диалектику г) Медицину

11. Основная форма обучения в среде ремесленников и купцов в пе-

риод Средневековья

а) Монастырь в) Профессиональная школа

б) Университет г) Ученичество

12. Когда в Западной Европе при соборах и монастырях стали появ-

ляться первые университеты?

а) В IX в. в) В XIII в.

б) В XII в. г) В XV в.

13. Как в эпоху средневековья назывались школы для детей купцов?

а) Гильдельские в) Городские

б) Ремесленные г) Цеховые

14. В университетах Западной Европы образовались первые факуль-

теты, какой из перечисленных лишний?

а) Артистический г) Филологический

б) Богословский д) Медицинский

в) Юридический

15. В воспитательной системе рыцарство юным рыцарям необходимо

постичь: «основные ……, войны и религии».

а) начала чести в) начала любви

б) начала жизни г) начала семьи

16. Школы в эпоху Средневековья, организованные и содержащиеся

на средства ремесленников, дававшие общеобразовательную подго-

товку на родном языке

а) Гильдельские в) Городские

б) Цеховые г) Ремесленные

17. Какой факультет выполнял функции подготовительного отделе-

ния в средневековом университете?

а) Начального обучения в) Филологический

б) Артистический

18. Что в рыцарском воспитании являлось средством воспитания на-

стойчивости и способности правильно ориентироваться?

а) Участие в турнирах в) Игра в шахматы

б) Фехтование г) Умение петь и слагать стихи

19. Педагог в средневековой Европе, нанятый общиной на контракт-

ной основе для открытия городской школы

а) Магнискола в) Схоласт

б) Ректор г) Дидаскол

20. Идеология в Западной Европе, стремившаяся примирить, сбли-

зить науку и богословие, светское знание и христианскую веру

а) Патристика в) Теология

б) Философия г) Схоластика

Тема 6. Школа и воспитание в Западной Европе

в эпоху Возрождения и Реформации

1. Какая страна стала родиной эпохи Возрождения?

а) Германия в) Англия

б) Франция г) Италия

2. Критика схоластического образования содержится в книге

а) «Утопия» Т. Мора в) «Город Солнца» Т. Капанеллы

б) «Опыты» М.Монтеня г) «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле

3. В какой строке все имена представляют эпоху Возрождения?

а) Т. Мор, Ф. Рабле, Д. Локк в) Т. Мор, Т. Кампанелла, Сократ

б) Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень г) В.де Фельтре, Т. Мор, Я.А. Коменский

4. Сторонники римско-католической церкви, определившие в качестве

основных средств борьбы с Реформацией инквизицию и воспитание

а) Иеронимиты в) Гуманисты

б) Иезуиты г) Схоласты

5. Кому принадлежит следующий труд: «Золотая книжка, столь же

полезна, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о но-

вом острове Утопии»?

а) Томмазо Кампанелло в) Томас Мор

б) Франсуа Рабле г) Эразм Роттердамский

6. В каком произведении король отдал своего сына ученым-схоластам,

а потом - учителям гуманистам?

а) «Город солнца» в) «Гаргантюа и Пантагриель»

б) «Облака» г) «Эмиль, или О воспитании»

7. Движение передовых мыслителей Западной Европы, поставивших

в центр своего мировоззрения человека, идеала духовно и физически

развитой личности

а) Реформация в) Гуманизм

б) Контрреформация

8. Учебное пособие на немецком языке для начальных народных

школ Германии

а) Катехизис в) Абецедарий

а) Франсуа Рабле в) Эразм Ротердамский

б) Томас Мор г) Томмазо Кампанелло

10. Кто написал знаменитый роман «Гаргантюа и Пантагрюель»?

а) Франсуа Рабле в) Ян Коменский

б) Жан-Жак Руссо г) Томас Мор

11. Общественное движение в Западной Европе (XVI в.), выдвинувшее

лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке

а) Реформация в) Гуманизм

б) Контрреформация

12. Учебное заведение повышенного общего образования, впервые

появившееся во Франции в середине XV в.

а) Дворцовые школы в) Коллежи

б) Гимназии г) Школы иезуитов

13. «Отец» первых гимназий в Германии, едва ли не лучших типов

учебных заведений повышенного общего образования Западной Ев-

ропы XV-XVII вв.

а) М. Лютер в) Ф. Меланхтон

б) И. Штурм г) А. Агрикола

14. Как назывались общественные школы в Западной Европе, одной

из целей которых было научить совместно работать и уважать труд?

а) Дворцовые школы в) Гимназии

б) Школы иезуитов г) Школы иеронимитов

Тема 7. Воспитание, обучение и педагогическая мысль

в славянском мире, Киевской Руси и Русском

государстве (до XVII в.)

1. Высшая социальная и нравственная ценность при воспитании ря-

довых общинников у предков восточных славян

а) Подготовка к ратному делу

б) Умственное воспитание и овладение культовым знанием

г) Ученичество и наследственная передача профессиональных навыков

2. Писчий материал начального обучения в Древней Руси

а) Глиняные таблички в) Береста

б) Пергамент г) Папирус

3. Как назывался обычай восточных славян отдавать детей знати в

другую семью до 7-8-летнего возраста?

а) Наставничество в) Инициация

б) Кумовство г) Крещение

4. Государство, ознакомление с практикой образования и педагогиче-

ской мыслью которого оказало огромное воздействие на воспитание

и обучение в средневековой Руси

а) Англия в) Франция

б) Византия г) Италия

5. На Руси первая «школа учения книжного» открылась в 988 г. в городе

а) Новгород в) Москва

б) Рязань г) Киев

6. Особый дом у восточных славян, где с 12-летнего возраста жили и

совершенствовались в военном деле будущие дружинники

а) Дом молодежи в) Гридница

б) Урочище г) Училище

7. Первое высшее учебное заведение в истории России, основанное в

1687 г. в г. Москве

а) Типографское училище в) Школа математических и навигацких наук

б) Киево-Могилянская академия г) Славяно-греко-латинская академия

8. Хрестоматийное собрание поучений и проповедей из ряда религи-

озных источников, используемое в Древней Руси при обучении и вос-

питании детей

а) Абецедарий в) Изборник

б) Псалтырь г) Часослов

9. Где осуществлялась подготовка ребенка к взрослой жизни в Рус-

ском государстве XIV-XVI вв?

а) В монастырских школах в) В государственных школах грамоты

б) Вне школы г) В военных учреждениях

10. Письменный памятник средневековой Руси XIV-XVI вв., содер-

жащий сведения об идеалах, программе, формах воспитания и став-

ший вершиной русской педагогической мысли того времени

а) «Домострой» в) «Послание Геннадия»

б) «Поучения детям» г) «Русская правда»

11. Где впервые на Руси появилось высшее учебное заведение?

а) в Санкт-Петербурге в) в Киеве

б) в Москве г) во Львове

12. Какой из подходов к воспитанию и обучению в Русском государстве

призывал придерживаться достоинств русской педагогической традиции?

а) Латинофильский в) Славяно-греко-латинский

б) Византийско-русский г) Старообрядческо-начетнический

а) Владимир Мономах в) Ярослав Мудрый

б) Кирилл Туровский г) Княгиня Ольга

14. Первая государственная школа повышенного образования в Рос-

сийском государстве, основанная в 1681 г. в г. Москве

а) Типографское училище

б) Училище при Андреевском монастыре

в) Школа в Богоявленском монастыре

г) Славяно-греко-латинская академия

Тема 8. Школа и педагогика в странах

Западной Европы (XVII - XIX вв.)

1. Крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII в.,

основоположник педагогики Нового времени, автор трудов по вопро-

сам обучения и воспитания детей - «Материнская школа», «Великая

дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа».

а) Френсис Бэкон в) Вольфганг Ратке

б) Жан-Жак Руссо г) Ян Амос Коменский

2. Исторический период эпохи Просвещения, характеризующийся небыва-

лым для того времени подъемом новых педагогических идей, трактатов

а) Вторая половина XVI - конец XVII в.

б) Последняя треть XVII - конец XVIII в.

в) XVIII - первая треть XIX в.

3. Кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию?

а) Фридрих Дистервег в) Жан-Жак Руссо

б) Ян Амос Коменский г) Хуан Луис Вивес

а) Ян Амос Коменский (1592-1670) в) Жан-Жак Руссо (1712-1778)

б) Фридрих Фребель (1782-1852)

5. Ян Амос Коменский стоял на философских позициях

а) Позитивизма в) Сенсуализма

б) Метафизики г) Религиозного идеализма

6. Какие факторы, по мнению Ж.Ж.Руссо, влияют на воспитание че-

ловека и какому должен быть отдан приоритет?

а) Культура, религия, школа. Религиозное воспитание

б) +Природа, люди, вещи. Воспитание, даваемое природой, - главное

в) Труд, коллектив, школа. Трудовое воспитание

7. Какие 4 типа школ были предложены Я.А. Коменским?

а) Тривиальные, элементарные, коллегиумы, университеты

б) Материнские, родного языка, латинские, академические

в) Материнские, пропедиа, педиа, философские

8. Кто был непосредственным предшественником Я.А. Коменского в

выработке дидактических принципов?

а) Хуан Луис Вивес в) Ратихий (Ратке)

б) Эразм Ротердамский г) Мартин Лютер

9. На сколько периодов, по мнению Ж.Ж. Руссо, делится воспитание?

10. Какая из нижеперечисленных работ принадлежит Ж.Ж.Руссо?

а) «Великая дидактика» в) «Мир чувственных вещей в картинках»

б) «Мысли о воспитании» г) «Эмиль, или О воспитании»

предоставлять для восприятия чувствами»

а) Жан-Жак Руссо (1712-1778)

б) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

г) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

12. Согласно теории Дж. Локка

а) Все идеи и принципы имеют врожденную основу

б) Все человеческие знания протекают из опыта

в) Происходит припоминание «высших идей»

картинках»

а) Л.Н. Толстой в) К.Д. Ушинский

б) Я.А. Коменский г) М. Монтессори

гавшей программу воспитания «джентльмена»

а) И.Г. Песталоцци в) Дж. Локк

б) Д. Дидро г) Ж.-Ж. Руссо

15. Кто из названных педагогов впервые научно обосновал дидакти-

ческие принципы и правила?

а) Дж. Локк в) К.Д. Ушинский

б) И.Г. Песталоцци г) Я.А. Коменский

16. Кто является основателем теории и практики дошкольного вос-

а) М. Монтессори в) Ф. Фребель

б) А.С. Симонович

17. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного

языка в первоначальном воспитании и обучении ребенка?

а) К.Д. Ушинским в) Я.А. Коменским

б) В.Ф. Одоевским

18. Формирование характера ребенка, по мнению Дж. Локка, должно

происходить

а) В семье в) В состязаниях

б) В школе

19. Кто из названных педагогов - основоположник классно-урочной

а) Фридрих Дистервег (1790-1866)

б) Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

в) Ян Амос Коменский (1592-1670)

г) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

20. Кто из названных педагогов впервые на практике соединил обу-

чение с производительным трудом?

а) Ж.Ж. Руссо в) И.Г. Песталоцци

б) Я.А. Коменский г) Дж. Локк

21. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.

Коменского?

а) Принцип научного образования в) Принцип свободной творческой личности

б) Принцип добровольности г) Принцип природосообразности

22. Какую цель преследовал Дж. Локк, создавая систему «воспитания

джентльмена»?

а) Воспитать атеиста, свободного от предрассудков, умеющего соеди-

нять личное счастье с благоденствием нации

б) Воспитать делового, практичного юношу с манерами аристократа,

будущего предпринимателя

в) Воспитать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не су-

цесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов

и постепенно восходить ко все более сложному?

а) И.Г. Песталоцци в) Ф. Дистервег

б) Ф. Фребель г) И.Ф. Гербарт

а) Ф. Фребель в) И.Г. Песталоцци

б) Я.А. Коменский

25. Какая из нижеперечисленных систем является системой взаимно-

го обучения?

а) План Трампа в) Йена-план

б) Белл-ланкастерская

Тема 9. Школа и педагогика в России в XVIII-XX вв.

1. Какое учебное заведение было создано в Петровскую эпоху?

а) Смольный институт в) Кадетский корпус

б) Цифирная школа г) Московский университет

2. Кто впервые в России ввел классно-урочную систему в академиче-

ской и университетских гимназиях?

а) М.В. Ломоносов в) Петр I

б) И.И. Бецкой г) Екатерина II

3. В каком городе России и когда учреждается Академия наук?

а) Москва, 1687 г. в) Москва, 1755 г.

б) Петербург, 1725 г. г) Петербург, 1752 г.

4. Видный общественный деятель времен Екатерины II, руководив-

ший делом реорганизации образования и его развитием в России

а) М.В. Ломоносов в) Н.И. Новиков

б) Л.Ф. Магницкий г) И.И. Бецкой

5. Один из инициаторов и активный участник создания Московского

университета (1755 г.)

а) Л.Ф. Магницкий в) М.В. Ломоносов

б) Н.И. Новиков г) И.И. Бецкой

6. В каком году в России была впервые создана государственная сис-

тема преемственных школ?

а) 1764 в) 1917

7. Первое государственное среднее женское учебное заведение в Европе

а) Женская гимназия (1864 г.)

б) Смольный институт благородных девиц (1764 г.)

в) Царскосельский (Александровский) лицей (1811 г.)

г) Императорский женский лицей (1755 г.)

8. С чьим именем связано создание в России воспитательных домов?

а) И.И. Бецкой в) Петр I

б) М.В. Ломоносов г) Николай II

9. Какая книга стала основным учебным пособием для русской шко-

лы в конце XVIII в.?

а) «Российская грамматика» в) «Закон Божий»

б) «О должностях человека и гражданина»

10. Учебное учреждение в России XIX в., дававшее законченное сред-

нее образование и право поступления в университет

а) Уездное училище в) Гимназия

11. Какое учебно-воспитательное учреждение было организовано на

основе активности, творчества, свободы учеников?

а) Смольный институт

б) Яснополянская школа

в) Морской кадетский корпус

12. С какого периода основой политики России в области просвеще-

ния стал лозунг «православие, самодержавие, народность»?

а) Конец XVIII в.

б) Конец XIX в.

13. Основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею

народности

а) М.В. Ломоносов в) Я.А. Коменский

б) К.Д. Ушинский г) Л.Н. Толстой

14. В каком учебном заведении Российской империи на изучение

древних языков отводилось 40% учебного времени?

а) Университет в) Классическая гимназия

б) Духовная семинария г) Лицей

15. Какая из нижеперечисленных работ написана К.Д. Ушинским?

а) «Родное слово» в) «Лебединая песня»

б) «Общая педагогика» г) «Домострой»

16. Какое учебное заведение Российской империи занимало в системе об-

разования промежуточное положение между гимназией и университетом?

а) Прогимназия в) Духовная семинария

б) Лицей г) Дворянский институт

17. Основатель новой школы в хирургии, крупный общественный

педагогический деятель России

а) К.Д. Ушинский в) Н.А. Добролюбов

б) В.И. Водолазов г) Н.И. Пирогов

18. Мыслитель, писатель, вошедший в историю образования России

книг для начального обучения

а) Н.Г. Чернышевский в) Н.В. Гоголь

б) Л.Н. Толстой г) Ф.М. Достоевский

а) Я.А. Коменский

б) П.Ф. Лесгафт

в) К.Д. Ушинский

20. Что, по мнению Л.Н.Толстого, должно быть основным принципом

организации обучения?

а) Соревновательность в) Свобода

б) Наглядность г) Принуждение и наказание

21. Продолжите слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы ученик учился

хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился

охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было...

а) наглядно и понятно

б) понятно и занимательно

в) просто и осознанно

22. Что провозглашалось основой школьного обучения в первые го-

ды советской власти?

а) Нравственность в) Свободное развитие личности

б) Труд г) Всестороннее развитие личности

23. В какой период в советской школе получили распространение

комплексные программы?

а) 1920-е годы

б) 1940-е годы

в) Послевоенный период

24. Советский педагог, ядром теории которого являлось его учение о

коллективе (идея воспитательного коллектива)

25. Выдающийся советский педагог, занимавшийся обоснованием

принципов марксистской перестройки педагогической науки и раз-

работкой основ трудовой политехнической школы

а) Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)

б) Павел Петрович Блонский (1884-1941)

в) Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

г) Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934)

а) Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

б) Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)

в) Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

г) Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)