Как проходят уроки физкультуры в других странах. «Как провести урок физической культуры с пользой». Психологический настрой на занятие

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 628

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

«АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Проблемы урока физической культуры

глазами учащихся

Иванова Анна Геннадьевна

Учитель физкультуры ГБОУ № 628

Санкт-Петербург

2016

Ведение здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом всегда были важны в нашей стране, а за последние 5-6 лет вышли на первые позиции по значимости. Достаточно вспомнить внедрение третьего урока в программу по физической культуре в школе, возрождение комплекса ГТО. Огромным толчком к этому послужило проведение зимних Олимпийских Игр в Сочи. Но, не смотря на это, наблюдается странная тенденция: интерес к уроку физкультуры в школе падает.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с мотивами и интересу школьников к уроку физической культуры.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

КАК ДОЛЖЕН ПРОХОДИТЬ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В основной части работы мы хотим выяснить, какое место занимает физкультура в школе вообще и в нашей гимназии в частности для того, чтобы понять угасает ли интерес к урокам физкультуры или нет.

Сегодня существует много литературы по данной проблеме. В нашей работе мы использовали учебные пособия и учебники по физической культуре.

Изучив доступную литературу, мы получили следующую информацию: физическая культура это часть общей культуры общества, которая направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, а также имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. То есть без физкультуры учебный процесс невозможен.

Как же должна проходить физкультура в школе? Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке, если она имеется. И в спортзале, и на площадке должны быть созданы определенные условия, согласно нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть раздевалок, сколько душевых комнат, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.

Урок является основной формой организации занятий по физической культуре в школе. Отличительные черты урока следующие: постоянный состав учащихся, соответствие учебного материала утвержденной программе и рабочему плану, точное расписание занятий, применение различных методов обучения, руководящая роль учителя.

Каждый урок состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. В основной части урока даются теоретические сведения, осуществляется обучение технике движения, воспитание физических способностей - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс. В конце урока проводятся специальные упражнения, способствующие снижению функционирования всех систем организма до исходного уровня, снятия повышенной эмоциональности учащихся

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Еще физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности детей.

Но социальная активность современных детей реализуется сейчас в основном через социальные сети, сидя за компьютером, а недостаток двигательной активности у школьников неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья.

Приобретенные в школьном возрасте двигательные умения и навыки, а также физические, интеллектуальные, волевые и другие качества становятся базой для быстрого и полноценного овладения профессионально-трудовыми, воинскими и другими специальными двигательными действиями, дальнейшего физического совершенствования в зрелом возрасте. Не меньшее значение имеет вклад школьного физического образования в развитие личности молодых людей, формирование их мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.

КАК ПРОХОДИТ ФИЗКУЛЬТУРА В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

В нашей гимназии физкультура проходит три раза в неделю, каждый урок длится 45 минут, независимо от возраста учащихся. Один раз за время обучения в школе дети имеют возможность один урок в неделю на протяжении учебного года заниматься в бассейне, обычно это параллель третьих классов. В течение учебного года мы на уроках физкультуры занимаемся легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми, кроссовой подготовкой. Гимназия располагает двумя спортивными залами, размерами 24х12 метров с соответствующей разметкой. В залах есть оборудование для занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Для занятий гимнастикой есть снаряды: гимнастический конь, гимнастический козел, гимнастическое бревно, параллельные брусья, шведские стенки, гимнастические канаты, скамейки с зацепами для прохождения полос препятствий. Также имеется разнообразный инвентарь для занятий гимнастикой: гимнастические маты для акробатических упражнений, обручи, скакалки, медицинболы (утяжеленные мячи), гимнастические коврики. Для занятий подвижными и спортивными играми (в нашем случае это баскетбол, волейбол и пионербол) залы оборудованы баскетбольными щитами (по 4 штуки в каждом), волейбольными сетками. В наличии есть также баскетбольные и волейбольные мячи, точного количества которых мы не знаем, но их хватает обычно для всех занимающихся детей, то есть примерно по 25-30 мячей каждого вида. Занятия легкой атлетикой проходят осенью и весной, в первой и четвертой четвертях. Наиболее удобно заниматься легкой атлетикой на улице. Бег на короткие и длинные дистанции, метания на дальность, прыжки в длину с разбега в зале не проведешь. Но у гимназии нет стадиона, и погодные условия в Санкт-Петербурге далеко не всегда позволяют выйти на улицу. В зале можно отработать только технику отдельных элементов: правильность стартовой позиции для длинного и короткого бега, исходные положения для прыжков и метания, передачу эстафетной палочки. Но есть и нормативы и упражнения и в легкой атлетике, которыми можно заниматься в зале: прыжок в длину с места, метания на точность, челночный бег, круговая эстафета. Для этого имеется инвентарь в виде теннисных мячей (они подходят для метания в зале), эстафетных палочек, различных конусов (с их помощью можно размечать дистанцию для челночного бега), также имеется специальная стационарная разметка для прыжков в длину, мишени для метания на точность, стойки и планка для прыжков в высоту, стартовые колодки.

Когда мы выступаем на районных соревнованиях за нашу гимназию, мы бываем в других школах и можем сравнивать. Очень многие школы изначально спроектированы так, что в них только один спортивный зал, гимнастическое оборудование, а именно снаряды, есть очень в редких школах, даже количество баскетбольных щитов больше двух в зале – мало где встречается.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАШЕЙ ГИМНАЗИИ

Но, не смотря на прекрасные возможности нашей гимназии, мы наблюдаем на уроках физкультуры в нашем классе спад интереса к уроку. Сведения, которые нам дали учителя физкультуры о том, какова ситуация в других классах нашей гимназии, говорят о том, что дети стали заниматься физкультурой менее охотно, чем раньше. И чем старше дети, тем меньше у них желания для занятий. Вот тогда-то нам и стало интересно выяснить причины этих изменений. Для того, чтобы понять причины, мы решили опросить детей разных возрастов с помощью анкетирования. В анкетировании принимали участие дети из 1А, 3В, 5А, 5Б, 7В и 8А классов, общим количеством 164 человека. В анкете были следующие вопросы:

  • нравится ли вам урок физкультуры?
  • что вам нравится в уроке больше всего и почему?
  • что не нравится и почему?
  • что бы вы хотели добавить в урок?
  • занимаетесь ли вы физической культурой и спортом где-либо еще кроме гимназии, где занятия Вам нравятся больше и почему?

Ниже мы представляем результаты проделанной работы.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Диаграмма 1. Нравится ли Вам урок физической культуры?

Диаграмма 2. Нравится ли Вам урок физической культуры? Распределение по классам

Диаграмма 3. Что в уроке Вам нравится больше всего?

Диаграмма 4. Что в уроке Вам не нравится больше всего?

Диаграмма 5. Что бы Вы хотели добавить в урок?

Диаграмма 6. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом где либо еще кроме гимназии?

Диаграмма 7. Распределение по классам занимающихся и не занимающихся вне гимназии

ВЫВОДЫ

После проведённого нами анкетирования детей на заинтересовавшую нас тему, мы можем сделать следующие выводы:

  • В нашей гимназии отношение к уроку физической культуры в целом положительное. По общей статистике, урок физкультуры нравится 86% учеников. По статистике 1 и 5 классы одобряют урок физкультуры больше чем остальные классы из опрошенных. Детям нравится заниматься спортивными играми (115 голосов). Также важная роль отводится личности учителя физической культуры, в нашем случае учитель по физкультуре нравится многим детям (93 голоса).
  • Интерес по мере взросления учащихся от класса к классу угасает по следующим причинам: что больше всего детям всех возрастов не нравится кроссовая подготовка (127 человек проголосовали) и занятие теорией (40 человек проголосовали), недостаточно реализуется дифференцированный подход к ученикам на уроках, что приводит к неадекватности физических нагрузок на занятиях (25%); не учитываются интересы школьников при выборе физических упражнений, которые включены в программу ФК в школе (22-32%)
  • На формирование увеличения интереса к уроку физической культуры могут оказывать влияние следующие факторы:
  • Индивидуальный подбор упражнений.
  • Дифференцированная физическая нагрузка.
  • Увеличение количества времени отведенного на спортивные игры.
  • Увеличение количества занятий проводимых на улице.
  • Увеличение количества уроков в неделю.

Занятия по физкультуре в школе очень важны, т.к. анкетирование показало, что 66% учеников не занимаются в спортивных секциях после школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что проблема потери интереса к уроку физической культуры для современной школы действительно является актуальной. Это подтверждается изученными нами исследованиями, проведенными среди учащихся школ города, и анкетированием, проведенным среди учащихся нашей школы. Для того, чтобы поддержать интерес учеников к уроку физической культуры, и как следствие, к ведению здорового образа жизни, мы предлагаем следующие пути и методы решения проблемы:

  1. Увеличение времени, отведенного на спортивные игры, а также внедрение в урок дополнительных спортивных игр, таких как, например футбол.
  2. Дифференцировать подход к физическим нагрузкам и выполнению нормативов, учитывая физические особенности того или иного учащегося.
  3. Огромное желание всех учащихся нашей школы иметь возможность заниматься в плавательном бассейне и на специально оборудованной уличной площадке также сильно повлияли бы на повышение интереса к урокам физической культуры.

Цели, поставленные нами в начале работы, а это выявить отношение учащихся к урокам физической культуры в школе, что такое урок физкультуры, и какое значение он имеет, были достигнуты в ходе работы. Мы выяснили, что отношение к уроку в целом положительное, но есть ряд проблем, решить которые сообща в наших силах. И учителя и ученики должны обратить на это особенно пристальное внимание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анищенко В.С. Физическая культура: Методико – практические занятия студентов:Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999

Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/Д: Феникс, 2003

Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников.- М.: Просвещение, 1972.-

Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад. шк., 1980.

Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. – М.: Логос, 2004.

Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. – Липецк: ЛГУ, 2003.

Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии в школе. Издательство РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург, 2013

Кузьмина С.В., Черняев Е.А. Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития, СПб, 2015.


Уроки физкультуры в начальной школе являются обязательными составляющими любого процесс обучения. Поэтому их ежегодно усовершенствуют и дополняют полезными упражнениями, по словам Министерства образования.

Вообще четкое распределение упражнений, а также разбиение урока по частям является самым правильным. Необходимо как методическая поддержка, так и верное выполнение многих элементов. Вообще по современной методике, урок должен быть разбит на несколько основных частей. Так, сначала идет вводная часть. Здесь решаются все необходимые организационные вопросы. Именно эта часть является одной из самых важнейших. В особенности это касается начальной школы. Учитель должен сам заводить детей в спортивный зал, помочь подготовится к уроку, а также приучить к командам. В данном случае имеется в виду построение. Дети должны понимать, что их основной задачей является стать четко по росту, от самого высокого к низкому. Такое постановление получило название «лесенка». Поэтому построению уделяется особое внимание! Как же правильно построить деток? Для старшеклассников такая процедура известна и понятна в целом. Что же касается малышей, то они не совсем понимают суть дела. Строить деток нужно таким образом, чтобы при передвижении они не мешали друг другу. Кроме того у них должен быть хороший круг обзора, видеть учителя это основная цель. Ну и наконец при выполнении различных заданий педагогу нужно достаточно место для того чтобы в любом случае он мог оказать поддержку. Поэтому построение настолько важно. Также ставить деток рекомендуется по росту или же по уровню их физического развития. В основном всем этим процессом руководит именно учитель по физкультуре, на нем лежит вся ответственность.

Со второго класса, как правило, дети делают все самостоятельно. Стоит только лишь педагогу произнести определенную команду, как все становятся на свои места. На самом занятии учитель может идти рядом с учениками или же впереди, тем самым указывая им путь. Когда он обращается к деткам, то его должны видеть абсолютно все. Поэтому здесь важно не только правильно построить детей, но и выбрать хорошее место для учителя. Большинство педагогов стараются выстраивать ребят вокруг себя, так намного удобнее. При желании можно становиться как угодно, главное чтобы дети это хорошо запомнили. Теперь стоит оговорить длительность вводной части. Для малышей она составляет примерно 10 минут. Дело в том, что детки довольно медленно переодеваются и, попадая в огромный зал, сразу же начинают теряться. Поэтому собрать их и построить сложно. В более «старших» класс начальной школы, а именно в 3-4, все проходит несколько быстрее. Вполне хватит и 5 минут. После вводной части следует подготовительная, она также как и предыдущая решает ряд основных задач. Вообще физкультура для младших школьников должна приносить только лишь положительные эмоции. Поэтому здесь деткам дается время для подготовки к будущим нагрузкам. В этот момент, как правило, проходит разминка, состоящая из определенных упражнений. Они несут обще развивающий характер. В основном это несложные движения, направленные на регулировку координации движений. Начиная с 3го класса, упражнения принимают более сложный характер. Сюда относят различные элементы с палками, мячами, обручами и флажками. При этом выполняется все с элементами движения, приседаний, прыжков и многого другого.

Вообще подготовительные упражнения оказывают хорошее коррекционное воздействие. Именно поэтому в начальных классах подготовительная часть и состоит из обще развивающих элементов. Кроме того, учитель должен самостоятельно подобрать два-три упражнения, которые напрямую будут направлены на двигательные навыки и умения. Разрешается использовать только лишь их, как средство для развития определенных качеств у детей. В подготовительную часть следует включить упражнения, которые предотвращают сопутствующие дефекты двигательного аппарата. Так постепенно длительность подготовительной части увеличивается до 15 минут, и в ее состав входит порядка 10 упражнений.

Нагрузка на уроке физкультуры для школьников должна быть умеренной. Далее наступает время основной части, она, как правило, занимает оставшуюся часть времени. В ней необходимо активизировать все силы на основные упражнения. Это могут быть как действия с элементами гимнастики, легкой атлетики, так и игры различного характера. Рекомендуется проводить эстафеты и соревнования. Так у детей пробуждается чувство командного духа, что весьма полезно. Подбирая упражнения, учитель должен понимать, что их основной целью является соблюдение всех вышеперечисленных качество. Проще говоря, все элементы просто обязаны к чему-то приводить. Министерство образования рекомендует проводить новые упражнения в начале урока, а те, которые направлены на развитие одного из качеств, в основной части. Что касается игр, то они должны быть достаточно подвижными. Желательно отдать предпочтение бегу, прыжкам, эстафетам с мячом и т. д. Вообще многие стараются включать как можно больше гимнастических элементов. Естественно, это хорошо, но нужно все, же активизировать все силы на строевых упражнениях. Ведь в младшем возрасте у многих деток наблюдается состояния потерянности, они просто на просто не могут ориентироваться в пространстве.

Основная часть урока должны быть самой полезной и длится минут 25. Все же рекомендуется отводить немного времени в конце урока для подведения итогов. В этот момент можно выставить оценки, отметить самых активных учеников и поговорить о приобретенных навыках. Ведь только лишь посредствам наблюдения, можно понять какие упражнения для детей были действительно интересными. В целом же структура урока может быть несколько изменена. Все что описано выше скорее относится к основным рекомендациям. Такой является современная программа дисциплины физкультуры. Соблюдать ее или нет, каждое учебное заведение решает само для себя. Вообще учитель должен понимать, что обучать деток физкультуре просто обязано нести в некоторой мере индивидуальный характер. Поэтому присматриваться к поведению детей и учитывать их пожелания тоже необходимо. Рекомендуется на практике поделить все уроки физической культуры на несколько типов. Это могут быть как вводные занятия, когда дети знакомятся с новым материалом и упражнениями, а также комбинированные и контрольно-зачетные. Физкультура для первого класса не должна быть слишком сложной. Поэтому были введены некоторые корректировки в процесс обучения.

На данный момент существует новая нормативно-правовая база физической культуры. Основным лозунгом, которой является «Не навреди! ». Данный принцип на заметку взяли все работники, относящиеся к сфере образования. С первого сентября нынешнего года для всех учеников начальной школы были введены специальные нормы нагрузок. Отныне деток делят на несколько групп, в соответствии с их физиологическими возможностями. На сегодняшний день на школьников дурное влияние оказывают множество негативных факторов. Именно поэтому кто-то является более сильным в плане выносливости, для кого-то же это непостижимая грань. Поэтому те нормативы, которые были ранее просто на просто ушли в никуда. Ведь для большинства детей такая нагрузка является просто непостижимой. Кроме того были полностью убраны те дисциплины, которые дети заранее никак не могут сделать. Проще говоря, ранее существовали такие упражнения, правильное выполнение которых несло вред здоровью ребенка. Поэтому сейчас все изучается крайне тщательно еще до того, как дети начнут заниматься физической культурой. Тяжело в данном случае только лишь учителю. Ведь понять и определить уровень ребенка не всегда так просто. Особенно если речь идет о молодом педагоге. Поэтому здесь необходимо следить за всем более тщательно, дабы никому не навредить. Все упражнения должны нести исключительно пользу и никак не обременять ребенка. Необходимо одновременно обеспечить простоту и соответствующую нагрузку.

17 ноября 2016 года в Академии социального управления города Москвы проходил региональный методический семинар с темой «Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры и внеурочных занятий в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры».

Актуальность темы не вызывает сомнения. Повсеместно, нехватка спортивных залов. Материально-техническая база образовательных учреждений на низком уровне. Загруженность в течение учебного дня школьных спортивных залов так велика, что просто удивляешься педагогическим способностям и мастерству наших учителей. Как можно провести полноценный урок, когда в спортзале одновременно занимаются 2-3 класса, и при чем, не всегда одного возраста?

Я не стану утверждать это про все школы страны. Современные, новые школы оснащены всем необходимым: несколько спортивных и тренажерный залы, плавательный бассейн и хореографические кабинеты. А в старых школах и, в особенности, сельских учреждениях, уже приспосабливать кабинеты под физическую культуру нет возможности из-за роста численности занимающихся. Но выходить победителем из создавшейся ситуации необходимо.

На семинаре я выступил с видео презентацией. Тема: «Организация процесса обучения на уроках физической культуры в условиях неудовлетворительной материально-технической базы в общеобразовательном учреждении».

Как же проводить уроки физической культуры или внеурочные мероприятия в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры?

Поделюсь своими соображениями и примерами из собственного опыта работы.

Первое, что хочется предложить – это заниматься физкультурой как можно больше и дольше на открытом воздухе. Лет 20 назад повсеместно, в нашей стране, проводился час здоровья. Думаю, некоторые из Вас помнят это. На открытом воздухе, в рекреации, коридорах и в спортивных залах учащиеся образовательных учреждений занимались физической культурой и спортом в течение часа в середине учебного дня. И, ведь, получалось не плохо.

А в школе, но не в спортивном зале, рекомендую широко использовать лестничные марши между этажами (можно придумать массу упражнений на развитие быстроты, силы, ловкости и координации движений). Мое спортивное становление начиналось на стадионе, и я помню беговые и прыжковые упражнения на старых, деревянных трибунах.

В рекреации или в маленьком кабинете на гимнастических матах целесообразно выполнять упражнения с элементами акробатики, борьбы и даже подвижными играми.

Я не буду акцентировать Ваше внимание на упражнениях со скакалкой и на занятиях аэробикой (очень много есть методических разработок и упражнений).

Давайте познакомимся с нетрадиционными формами занятий, которые применяются на нашей сельской школе.

Игра «Резиночка». Ох, как она была популярна в Советское время. Помните? И на переменах, и на открытом воздухе во внеурочное время. В нашей школе мои коллеги возродили эти увлекательные и полезные упражнения. С интересом занимаются учащиеся младших классов и среднего звена и не только девочки.

Напомню, что длина резинки 3 метра.

Состоит комплекс из 6 упражнений.

Высоту натянутой резинки изменяют по мере выполнения всего комплекса упражнений.

Год назад меня осенила мысль заменить мяч на волан при метании на дальность. Техника одна и та же, что при метании мяча и волана. Только волан не улетает далеко, как мяч. И можно заниматься практически везде. Выполнять метание волана можно как дальность, так и на точность (в цель).

Я уже успел провести ряд открытых уроков с использованием этого снаряда. И отзывы специалистов (тренеров по легкой атлетике) только положительные.

Ну, а это психологический тренажер под названием «Дружба» на воспитание чувства локтя, коллективизма и сплочение команды. Благодаря этому тренажеру можно легко определить лидера в группе, коллективе.

На полу установлена платформа, на которой лежит теннисный мяч. К платформе прикреплены 6 веревок одинаковой длины (1 метр). Каждому участнику, необходимо взявшись за конец веревки, натягивая к себе, приподнять платформу так, чтобы мяч не упал. Далее, пройти 2-3 метра и в условленном месте опустить на пол. Задача: во время выполнения задания, мяч все время должен находиться на платформе и придерживать его нельзя.

В этом учебном году я заинтересовал учащихся младшего и среднего звена игрой из моего детства «Колесо». Моя затея превзошла все ожидания. Во внеурочное время и во время прогулок на открытом воздухе это занятие стало одним из любимых. Смысл упражнения-игры «Колесо» заключается в катании колеса-обода при помощи проволоки-руля. Инвентарь состоит из проволоки, загнутой определенным образом на конце и колеса, обода от велосипеда. Диаметр колеса не имеет значения, но более маневренными являются диаметром 20-30 см. Можно катать, даже, гимнастический обруч.
Особый статус в моей педагогической практике имеет стретчинг. Не скажу, что сейчас я его часто использую на уроках, но интерес к нему у меня более 10 лет. Периодически я использую его на уроках физической культуры. И вас призываю заинтересоваться им.

Вот один из комплексов индивидуальных упражнений. Коротко познакомьтесь и оцените. Комплекс упражнений предназначен для растягивания мышц (развития их эластичности) и повышения гибкости и подвижности в суставах. Он может использоваться в любой части урока.




Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами новизны. Дети редко утомляются от нагрузок, однако их быстро утомляет монотонность, однообразие. Как сделать урок физической культуры интересным ?


Подготовительная часть урока


Разминка начинается с бега - самого монотонного занятия, которое необходимо разнообразить В стандартном школьном зале один круг в среднем составляет 50 м . Перед пробежкой необходимо четко объяснить классу как бежать, куда бежать. Например,8 кругов против часовой стрелки, 8 по часовой стрелки. После 2 кругов учащиеся по диагонали или боковой линии выполняют беговое упражнение. Более высокая степень организации класса – постановка усложненной задачи: 3 круга по часовой стрелки, 1 круг приставным шагом левым боком, 3 круга против часовой стрелки, 1 круг приставным шагом правым боком, 3 круга по восьмерке используя волейбольную площадку, 1 круг спиной вперед. Во время выполнения задания основная масса учеников думает, как правило, о правильности своих действий, подсказывает направляющему, т.е. активно участвует в разминке.

Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение. Класс рассчитывается на первый-второй и бежит в колонну по одному дистанция друг от друга 1 – 1,5 м. По свистку вторые номера делают ускорение и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и продолжают движение. По второму свистку то же делают вторые номера.

При деление класса на группы во время бега последний учащийся делает ускорение вдоль колонны и становится первым. Бег заканчивается, когда направляющий становится первым. Постановка усложненной задачи: последний бежит змейкой, класс работает при строгой соблюдение дистанции, чтобы не было столкновений.

После объяснения задач урока класс перестраиваться в две колонны по физической подготовке. Первая колонна физически подготовленных учащихся бежит по часовой стрелке, вторая колонна – против часовой стрелке. Разделение на группы позволяет первой колонне пробежать в более высоком темпе, второй колонне выбрать оптимальный темп и не отставать в строю выполняя задания. Учащиеся подготовительной группы выполняют половину от заданной нагрузки, переходить на внутренний круг продолжают движение шагом.

Учащиеся строятся отдельно мальчики, девочки, построение начинается с учеников подготовительной группы и заканчивается самым физически подготовленным учеником (по результатам бега на 500м или 1000м). Каждый учащийся, пробегая 2 круга, продолжает движение шагом.

Вариантов много, главное – поменьше муштры и побольше осмысленности в действиях.

Разминка

Скоротечная (5-7 минутная), эмоциональная и неожиданная по содержанию разминка с упражнениями, требующими напряжения всех сил, быстро приводит ученика в рабочие состояние. В организационном плане очень важен переход от беговой части к разминке. Более высокая организация детей на уроке – самостоятельное перестроение. После разминки если не запланированы эстафеты, то после получения спортивного инвентаря детей занимают свободное место, встав лицом к учителю. Обычно дети сразу выполняют задание правильно.

Сложнее с общеразвивающими упражнениями без предметов, так как они менее интересны. Однако, постоянно меняя форму выполнения упражнений, можно активизировать действия учащихся. Например, класс делится на девочек и мальчиков строится на лицевой линии волейбольной площадки, после выполнения двух упражнений группы поворачиваются направо и меняются местами. Затем каждый ученик занимает свое место и выполняет еще два упражнения, потом снова пробежка. В конце разминки – отжимания: 5 отжиманий и пробежка, затем 4 отжимания и т.д. Обязательное условие – класс пробегает строго в колонне по одному и в полном составе. Количество упражнений варьируется учителем в зависимости от подготовленности класса.

Очень интересно проходят разминки в парах. Например, стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Пружинящие наклоны вперед. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременный мах правой (левой) ногой назад. Стоя спиной друг к другу, руки вверх. Повернуться лицом друг другу. Стоя лицом друг к другу, ноги средней стойке, руки на плечах партнера. Одновременные приседания на одной ноге «пистолетом». Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде быстро встать. Сидя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены вверху. Наклоны вперед назад. Лежа на спине головой друг другу, взяться за руки. Поднять ноги «поздороваться» ногами. Стоя спиной друг к другу, ноги вместе, руки сплетены. По команде перемещение приставным шагом вправо (влево). Прыжки.

Чтобы исключить механическое выполнения упражнений и постоянно поддерживать внимание учащихся, в разминку можно включать задания, требующие не только физического, но и умственного напряжения. Например, упражнения объясняют один раз без показа: 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – ноги врозь, 4 – ноги вместе, 5 – ноги врозь, 6 – ноги вместе, 7– упор присев, 8 – встать. Приседание: 1 – приседание руки вперед, 2 – исходное положение, 3 – приседание руки к плечам, 4 – исходное положение, 5 – приседание руки вверх, 6 – исходное положение. 1 – упор присев, 2 – упор лежа, 3 – упор присев, 4 – упор стоя, 5 – упор присев, 6 – выпрямится.

Оживление в разминку вносят упражнения – «ловушки», заставляющие учащихся быстро реагировать на ситуацию, например, из исходного положения – упор присев, быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямить ноги. Правильное положение – упор стоя, согнувшись.

Главное в разминке – исключить лишнее перестроения, длинные объяснения, длительное выполнения упражнений и большие паузы между ними.

После разминки необходимо уделить 5 минут на развитие физических качеств (силовая подготовка). Девочки и мальчики занимаются в разных местах зала, чтобы избежать насмешки. Например, девочки выполнив упражнения на мышцы спины, затем в колонну по одному приняв упор лежа преодолевают длину зала. В это время мальчики на гимнастической стенки выполняют упражнения на мышцы пресса, затем в колонну по одному выполняют прыжки через скамейку 3 подхода. На следующем уроки группы меняются местами.

В силовую подготовку можно включать множество упражнений, но главное оставить неизменным порядок проведения силовой подготовки: занятия по группам в разных концах зала. В игровых видах удобно проводить силовую группу по следующей схеме:

1. Мальчики играют, девочки тренируются, и наоборот.

2. Две команды играют, остальные тренируются.

Главным условием успешного проведения силовой тренировки является систематичность, т.е. проведение на каждом уроке. Тем самым учитель практически показывает важность физической подготовки, постепенно увлекая их постоянным ростом результатов.

Основная часть урока

Ребенку для развития постоянно требуется не только интеллектуальная информация, но и двигательная. И чем больше двигательных навыков осваивает ученик, тем он быстрее развивается физически и умственно. Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – первые пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. Обучать навыку желательном в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы ученик смог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются разнообразные методы: поточный, фронтальный, групповой, но наиболее эффективный самостоятельный. После показа ребята тренируются самостоятельно, а преподаватель поправляет, подсказывает ученикам. После 5 минут самостоятельных занятий просит некоторых учеников показать изучаемое движение. Вызывать надо как тех, у кого получается, так и тех у кого дела идут не важно. Учитель указывает на ошибки, отмечает отличившихся, подбадривает неудачников. После 2 – 3 уроков тренировки сдается зачет по техники движения.

Главный принцип обучения: не умел – научился – применил. Для учителя очень важно замечать каждого ученика на уроке, особенно в момент совершенствования техники движения, подсказывать, поправлять, отметить малейшие сдвиги в сторону улучшения. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в результатах своего труда, тогда отдача на уроке не замедлить сказаться. Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия: 1) чтобы ученик хотел, 2) чтобы учитель умел. В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если класс достаточно подготовлен, подвижная игра в младшем школьном возрасте. На уроках гимнастики это может быть показ упражнений, соревнования между отделениями. Урок без игры превращается в нудную работу, которую ученики не могут выполнять долго.

Обучая детей, учитель учится сам, постепенно отбрасывая лишнее, делая урок динамичным, интересным.

Заключительная часть урока

Заканчивается урок должен организованно. Построив детей, учитель подводит итоги, хвалит класс или отдельных учеников, обозначает резервы совершенствования. Если коллективная работа строится на началах принудительного среднего учащихся существует темпа, то для компенсации пробелов знаний у сильных и слабых самостоятельная работа по индивидуальным планам.

Литература:

Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5 – 9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гу манит. Изд. ВЛАДОС, 2003. – 144 с.: ил.

Давно доказано, что физкультура в школах имеет огромную и решающую роль в формировании и воспитании полноценной личности ребенка. Этот предмет решает задачи не только укрепления и сохранения в дальнейшем здоровья школьников, но и социальной адаптации, активности и общительности.

Где проходят школьные уроки физкультуры

Уроки физкультуры в школах могут проводиться в спортивных залах, имеющихся почти в каждой школе, на специально оборудованной для занятий площадке или на улице. В спортивном зале и на площадке должны быть созданы условия для занятий согласно установленным нормам. Они определяют, какое количество школьников может заниматься одновременно на отведенной площади, какая должна быть высота потолков в помещении, также нормативы устанавливают обязательное наличие вентиляции и обогрева, необходимого освещения, количество подсобных помещений и раздевалок, душевых кабин и спортивных снарядов. На площадках проводятся спортивные игры: футбол, баскетбол и волейбол. Для них нормативы устанавливают расположение ворот для футбола, баскетбольных корзин и волейбольных сеток.

Из чего состоит урок физкультуры

Уроки физкультуры в школе, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть, или разминка, помогает подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке. В основной части дети разучивают новые физические упражнения, бегают, прыгают, метают, лазают по канату, играют в подвижные игры, проводят эстафеты. И в заключительной части школьникам предлагается отдохнуть, чтобы сердцебиение и пульс пришли в норму, а организм успел отдохнуть.

Подмечено, что уроки физкультуры в школах обычно утомительны для детей в том случае, если они построены строго по программе. Поэтому во время таких уроков детям часто предлагается самостоятельная двигательная активность. Учитель осуществляет проведение таких уроков либо в спортзале, либо на улице, со спортивным инвентарем или без него. Также очень полезно проводить под музыку определенную систему упражнений, это снимает напряжение школьников, помогает развивать в них чувство ритма, координацию и внимание.

Физкультминутки

В понятие «физкультура в школах» также входят разминки или физкультминутки, которые могут проводиться и на других уроках. Если преподаватель видит, что дети устали и плохо усваивают материал, можно в течение пары минут дать им возможность выполнить несложные упражнения, приседания и наклоны, это способствует снятию умственного напряжения. В последние годы физкультминутки проводятся в основном в начальных и реже средних классах, а про старшеклассников, к сожалению, вообще забыли. А зря. Потратив несколько минут на разминку, учителя могли бы получить более высокие результаты своей работы, а также хорошую успеваемость.

Важность медицинских осмотров

Во всех школах проводятся в обязательном порядке плановые медицинские осмотры школьников, целью которых является оценить состояние здоровья каждого ученика, уровень его физической подготовки. На основе данных медицинских осмотров врач рекомендует оптимальные виды физических упражнений и величину нагрузок. В ходе медицинских осмотров выявляются учащиеся, которым в силу их физических и психических отклонений показана лечебная физкультура, такие дети освобождаются от занятий физической культуры в школах. Но это неправильно, так как именно эти дети больше всего нуждаются в благотворном влиянии физических упражнений на их ослабленный организм. В зависимости от состояния здоровья школьников делят на 3 группы по занятию физкультурой: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия для каждой группы устанавливает школа.

Физкультура: программа в начальной школе

Урок в начальной школе направлен в первую очередь на общее оздоровление и физическое развитие учащихся, а также развитие самостоятельного и творческого мышления школьников младших классов. Физкультура в 1-3-х классах необходима детям, так как она помогает воспитывать выносливость, помогает развивать ловкость, гибкость, координацию движений, начальные навыки в командных играх.

Урок физкультуры в начальной школе очень важен. Задача преподавателя физической культуры в младших классах - донести до младших школьников доступные для их возраста физкультурные знания, двигательные навыки и умения, а также способность применять полученные знания в обычной жизни.

Физкультура в начальной школе помогает детям поддерживать тело в хорошей физической форме с ранних лет, формирует уважительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывает в будущих гражданах коллективизм, готовность прийти на помощь, смелость, отзывчивость, исполнительность.

Чем же занимаются конкретно дети младших классов на уроках физкультуры? Уроки физической культуры в младших классах посвящены в основном спортивным играм, различным эстафетам и состязаниям. Теоретические занятия занимают обычно 3-5 минут в начале урока - учитель рассказывает ребятам тематику текущего занятия. Кроме игр и эстафет большое внимание уделяется строевым упражнениям, бегу, ходьбе, прыжкам, лазанию и метанию, акробатическим движениям. В северных широтах уроки физкультуры включают также лыжный спорт. Все это направлено на развитие движения и координации.

В настоящее время урок физкультуры в младших классах проводится 3 часа в неделю. Программой допускается замена одного урока в неделю занятием ритмикой или хореографией.

Урок физкультуры в средних классах

Занятие физкультурой в школе, в средних классах, помогает обучать детей следующим навыкам:

  • Чередование ходьбы и бега.
  • Бег с препятствиями.
  • Правильное дыхание во время движений.
  • Прыжки в длину с разбега.
  • Прыжки в высоту с разбега.
  • Метание мяча в цель с различных расстояний.
  • Ловля мяча как одной, так и обеими руками.
  • Упражнения на гимнастической стенке.
  • Плавание и лыжи.

Кроме вышеперечисленных навыков занятия физкультурой в средних классах обучают ребят проведению закаливания, массажа, психической регуляции и самоконтроля - все это входит в процесс воспитания.

Уроки физкультуры в старших классах

Физическая культура в старших классах служит в формировании привычки подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом по окончании школы, она должна ориентировать молодежь к ведению здорового образа жизни, настраивать на самостоятельные занятия спортом в дальнейшем, учит пониманию огромной ценности поддержания правильного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Травматизм детей на уроках физкультуры в школе

Наиболее всего согласно статистике подвержены различным травмам на школьных уроках физкультуры дети в возрасте 12-14 лет. Печальные цифры говорят о том, что среди учителей, тренеров, преподавателей, медицинских работников и родителей должна вестись работа по профилактике травматизма учеников на уроках физкультуры. Все эти категории должны знать о степени травмоопасности каждого вида спорта, входящего в школьную программу по физкультуре, а также держать под постоянным контролем причины, которые могут привести к плачевным последствиям.

Среди всех многочисленных причин, приводящих к травматизму на уроках физкультуры, самыми главными являются:

  • Недостаточный контроль со стороны медицинских работников за состоянием здоровья учеников.
  • Нарушение дисциплины во время уроков.
  • Неисправное оборудование или его несоответствие антропометрическим данным.
  • Отсутствие спортивной одежды и обуви учеников.
  • Неблагоприятные погодные условия.
  • Низкая квалификация учителя или тренера.

Статистика показывает, что наибольшее число травм, получаемых детьми на занятиях физкультурой в школе, приходится на спортивную гимнастику.

Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты)

Формы организации процесса физкультуры в школе (ФГОС) - это непосредственно уроки физкультуры, спортивные соревнования и праздники, оздоровительные разминки в течение дня, участие в спортивных кружках и секциях, занятия физкультурой и спортом дома вне школы. В свою очередь, все уроки по физической культуре разделяются на 3 вида:

  1. Образовательно-обучающая направленность. На уроках учеников знакомят с практическим материалом и учебными знаниями предмета (название и описание упражнений, методика и техника выполнения и т. д.). На таких уроках обучение проходит с поэтапным формированием двигательной активности детей - начальное изучение, углубленное обучение, закрепление материала и совершенствование полученных навыков.
  2. Образовательно-познавательная направленность. На уроках дети знакомятся с основами самостоятельной организации занятий физической культурой, учатся непосредственно планировать и проводить мероприятия по общему физическому оздоровлению. В процессе обучения они активно используют учебники и методические пособия.
  3. Образовательно-тренировочная направленность. Осуществляется непосредственно на уроках физкультуры для развития физических данных ребят и их активности.

Педагогическая практика

Будущие преподаватели и учителя физкультуры проходят в процессе обучения обязательную практику в школах по физкультуре. Во время прохождения практики студентам предлагается выполнить ряд задач:

  1. Ознакомление с инструкцией студента-практиканта и программой. Необходимые сведения представлены в дневнике практиканта. В программу входит посещение школы в оговоренное время для знакомства, проведения уроков физкультуры в младших, средних или старших классах. Каждый студент-практикант должен провести 6 уроков самостоятельно и 6 уроков в качестве помощника учителя. Общая нагрузка прохождения практики составляет двенадцать часов в неделю.
  2. Посетить 3 урока физкультуры у сокурсника. Цель таких посещений - проведение полного педагогического анализа уроков.
  3. Разработать самостоятельный план по обучению какому-нибудь двигательному действию на период практики.
  4. Написать сценарий праздника для учеников, разработать его и провести мероприятие.