Какая морфема называется корнем. Корневая морфема (корень) —

Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.

Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.

Шанский: вы-ну-ть

По сопоставлению с глаголами: вы н у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).

В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.

Следовательно, необходимо учитывать новое в науке.

Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

чист до 60 SS

вод (Z движения, водить) более 100 слов

да (пере-да-ть) более 100 слов

Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:

лес лес ок лесоч ек

Корни имеют несколько групп ZZ :

    корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

    с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

    с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

    с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

    с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)

Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:

дом домашний (все равно предметное Z)

соль солить (все равно предметное Z)

ходить хождение

ходьба (Z процесса, движения)

Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:

ход и ть ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)

Но в учебниках в этом вопросе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.

Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:

книг-а/книж-ный г//ж

бросить / бросать / брошу / перебрасывать

с’ // с // ш о//а

жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)

жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)

песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

корм ить/ кормл ю

люб ить/ любл ю (j палатализация в истории языка)

Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):

столØ песокØ

деньØ ночьØ

пятьØ вод-а

где такси

пони там

Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.

пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

до бав ить, у бав ить, при бав ить, при бав ка

при й ти, у й ти, подо й ти, ото й ти

Почему происходит такое явление?

    Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )

    связано с заимствованием

оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

космос (сначала)

затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

  • 3. Синхронные и диахронные аспекты словообразования. Ф.Ф. Фортунатов о членении слова на морфемы. Критерий г.О. Винокура. Различие между синхронными и диахронными способами словообразования.
  • 4. Морфема в сопоставлении с морфемой и словом.
  • 5. Классификация морфем русского языка и принципы их описания.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.
  • 7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.
  • 8. Характеристика суффиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 9. Характеристика префиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 10. Характеристика постфиксальной морфемы в качестве деривационного форманта.
  • 11. Сложные деривационные форманты (конфиксы), их разновидности и особенности.
  • 12. Флексии как комплексные морфемы, их особенности.
  • 13. Вычленение нулевой морфемы в сфере формо- и словообразования. Нулевая морфема
  • 14. Вопрос о субморфах, их классификация и функциональная характеристика.
  • 15. Морфема и алломорф. Понятие позиции в сфере формо- и словообразования. Отличие морфов и их вариантов как конкретных репрезентаций морфемы.
  • 16. Системные отношения в морфемике: синонимия, антонимия, омонимия морфем.
  • 17. Цель и принципы морфемного анализа.
  • 18. Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ.
  • 19. Исторические изменения в структуре основы слова. Опрощение и его причины. Вопрос степени опрощения, точка зрения н.М. Шанского.
  • 20. Исторические изменения в структуре основы слова. Переразложение, его типы. Спорные вопросы, связанные с определением некоторых случаев переразложения.
  • 21. Исторические изменения в структуре основы слова. Усложнение, его типы.
  • 22. Исторические изменения в структуре основы слова. Декорреляция. Народная (ложная) этимология.
  • 33. Словообразовательный анализ. Цель словообразовательного анализа. Отличие словообразовательного анализа от морфемного.
  • 24. Типы основ, участвующих в словообразовательных отношениях. Структура мотивированной основы.
  • 25. Морфонология. Предмет морфонологии. Чередование, его типы.
  • 26. Морфонологические явления: усечение, наращение.
  • 27. Наложение (аппликация) как морфонологическое явление. Наложение и гаплология. Точка зрения в.Н. Немченко.
  • 28. Правило йотированной буквы при морфемном анализе и особенности фонемной структуры русских морфем, которые он отражает.
  • 29. Понятие деривационной мотивации. Мотивированное и мотивирующее слово. Внутренняя форма слова.
  • 30. Степень и характер мотивированности слов. Соотношение лексического и словообразовательного значения. Фразеологическое значение слова.
  • 31. Соотношение формальной и семантической сложности между членами деривационной пары. Определение направленности мотивационных отношений.
  • 32. Полимотивация. Неединственность деривационной структуры мотивированного слова и отражение этого явления в словообразовательном словаре.
  • 33. Расхождение между формальной и семантической производностью.
  • 34. Лексико-семантический и лексико-синтаксический способы словообразования.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: субстантивация. Переход существительных в другие части речи.
  • 35. Морфолого-синтаксический способ словообразования: адъективация, прономинализация.
  • 36. Способы образования слов с простыми основами.
  • 37. Различение префиксального и префиксально-суффиксального способов образования слов с простыми основами.
  • 39. Образование слов со сложными основами. Различение чистого сложения и сложно-суффиксального способов.
  • 40. Нулевая суффиксация в сфере образования слов с простыми и сложными основами. Вопрос о флективном и безаффиксном способах словообразования.
  • 41. Образование сложносоставных слов. Типы сложносоставных дериватов, их отличие от аппозитивных конструкций.
  • 42. Словообразование имён существительных.
  • 43. Словообразование имён прилагательных.
  • 44. Словообразование глаголов.
  • 52. Словообразование глаголов
  • 45. Словообразование наречий.
  • § 242. Лексические дериваты производятся от основ наре_чий, числительных и глаголов.
  • 46. Аббревиация как способ словообразования. Типы аббревиатур.
  • 47. Типы словообразовательных значений: понятие лексической и синтаксической деривации; транспозиционный, мутационный и модификационный типы словообразовательного значения.
  • 48. Словообразовательная система русского языка. Единицы меньше слова и равные ему. Комплексные единицы словообразования, включающие родственные слова.
  • 40. Словообразовательная категория
  • 49. Словообразовательная система русского языка. Комплексные единицы слово-образования, включающие одноструктурные слова. Понятие словообразовательной модели.
  • 50. Слова с простой основой, мотивированные словосочетанием.
  • 6. Характеристика корневой морфемы как компонента простой основы.

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, при руч ить, об руч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

    Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить ловля вылавливать, рука ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

    Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

    Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

    Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.

    Корни могут быть уникальными , например: тюбик, вдруг, если, я, мы и др. Уникальными могут быть только свободные корни.

    7. Характеристика одноморфемной (корневой) и полиморфемной основы в качестве деривационного форманта в процессе образования слов со сложной основой. Понятие суффиксоида.

    Сам по себе корень в словообразовании участвовать не может, только в составе основы. Основа – это та часть слова, которая обязательно содержит в своём составе корень. Основа может быть одноморфемной и включать только корень и полиморфемной , содержащей помимо корня аффиксы. Обычно слово имеет только один корень, однако есть в русском языке слова со сложной основой, т.е. включающие несколько корней (чаще два). Такая ситуация ослабляет статус корня и сближает его с аффиксами. Такие корни принято называть аффиксоидами . Аффиксоиды – это такие корни или сочетаний корня с аффиксами, которые регулярно используются для образования сложных и сложно-суффиксальных слов. Любая сложная основа состоит из аффиксоидов.

    В зависимости от того, какое место аффиксоид занимает в слове, выделяют:

    1. Префиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции приставки (префикса). Типичными префиксоидами являются полу-, пол - (полу защитник, полу лежа, полу денный ); еже - (еже недельник, еже часный ).

    2. Суффиксоиды – корневые морфемы, выступающие в функции суффикса: -вар (мыловар, пивовар), - вед (кра-евед, языковед), - вод (пчеловод, экскурсовод), - воз (лесовоз, углевоз), - дел (винодел, маслодел), - кол (дровокол, ледокол), - коп (землекоп, углекоп), - лов (зверолов, птицелов), - мер (водомер, землемер), - мёт (миноёт, огне-мёт), - лов (птицелов), - провод (газопровод, путепровод), - рез (труборез, хлеборез), - ход (теплоход, эле-ктроход), - носец (орденоносец, рогоносец), - образный (винтообразный, шарообразный), - творный (жизнетворный, снотворный).

    3. Конфиксоиды – корневые морфемы, выступающие в роли конфикса: крест -о- вид - н -ый, железн -о-дорож- н -ый, остр -о-лист- # -ый.

    Ряд аффиксоидов выделяется по семантическому признаку. Например: пушкино вед – пушкин ист .

    Корневая морфема (корень)

    Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.

    Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.

    Шанский: вы-ну-ть

    По сопоставлению с глаголами: вын у ть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).

    В говорах еще говорят: вынять , тогда я//им , следовательно был юс.

    Следовательно, необходимо учитывать новое в науке.

    Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

    Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

    Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

    чист до 60 SS

    вод (Z движения, водить) более 100 слов

    да (пере-да-ть) более 100 слов

    Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:

    лес ® лесок ® лесочек

    Корни имеют несколько групп ZZ :

    · корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

    · с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

    · с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

    · с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

    · с местоименным Z (мой, ты/тебя - супплетивные корни)

    Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:

    дом ® домашний (все равно предметное Z)

    соль ® солить (все равно предметное Z)

    ходить ® хождение

    ходьба (Z процесса, движения)

    Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:

    ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ - исходный глагол)

    Но в учебниках в этом вопросе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.

    Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:

    книг-а/книж-ный г//ж

    бросить / бросать / брошу / перебрасывать

    с’ // с // ш о//а

    жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)

    жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)

    песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

    Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

    корм ить/кормл ю

    люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

    Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):

    столØ песокØ

    деньØ ночьØ

    пятьØ вод-а

    где такси

    пони там

    Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.

    пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

    Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

    добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

    прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

    Почему происходит такое явление?

    1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица )

    2. связано с заимствованием

    оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

    затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

    космос (сначала)

    затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

    Суфффикс

    это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.

    S/О суф . служат для образования новых слов с новым лексическим значением:

    чист ый® чистот а

    чисти ть

    чисто

    чистюл я

    Последний суффикс обычно является показателем ЧР:

    чистот а - сущ.

    чистюл я - сущ.

    чисто - нареч.

    f/О суф . служат для образования Gff S, при этом сохраняется тождество LZ.

    Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы .

    дубок / дубк а (к - алломорф к -ок )

    подарок / подароч ный

    старец / старч еский

    Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми .

    НУЛЕВАЯ МОРФЕМА - ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.

    Нулевой суф . выделяется при сопоставлении с др. словами.

    несØ /несл а

    безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью - Ср. безлошадн ый)

    Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:

    разрывØ разрывать

    переходØ переходить

    Ø в сущ., образованных от прил.:

    сушьØ сухой

    По происхождению суф. м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство - исконно русских.

    Заимствованные:

    ад блокада, клоунада

    аж массаж, типаж, инструктаж

    ант оккупант, диверсант, докторант

    изм историзм, марксизм

    Постфикс

    это аффиксальная морфема, которая служит для образования новых слов и - редко - для образования ff S.

    До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом.

    Постфикс присоединяется к глагольной основе:

    учить ® учиться (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,

    ff - уч-ишь-ся, учащийся ( f причастия)

    Постфикс входит в основу .

    К постфиксам относятся –то, -либо, -нибудь (образуют неопределенные местоимения - кто-то, что-либо, какой-нибудь ), -ка (присоединяются к глагольным основам - почитайØØ-ка - это трудные случаи морфемного разбора)

    Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:

    к-ого-то

    к-ому-то

    к-ем-то

    ч-его-то

    Если мы выделим корень, то в Им. п. будут уникальные окончания: к-то-то

    Главное назначение постфикса - образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:



    Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект - Тв.п.). Следовательно - доставляются - это форма глагола доставлять , и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты .

    Наименьшая формальная часть слова, имеющая значение , называется морфом . (Этот термин иногда употребляют в женском роде - морфа, род. п. ед. ч.: морфы.) Следовательно, дальнейшее деление морфа на части приведет к выделению незначимых элементов - фонем .

    Словоформы состоят из морфов, т. е. каждое слово состоит хотя бы из одного морфа (вчера, там, где, я и т. п.). Для русского языка типичны двух- и трехморфные слова (рек-а, глуп-ый, пере-ши-ть, стен-к-а и т. п.). Самые длинные слова русского языка могут включать семь-восемь морфов (по-на-вы-пис-ыва-л-и ). При анализе слова мы членим его на морфы. Однако в лингвистике употребляется и другой термин для названия наименьших значимых частей слова - морфема.

    Чтобы показать различие между морфемой и морфом, сравним их с фонемой и звуками, представляющими ту или иную фонему. Так, фонема (а) представлена звуками [а], [ ] и [ ] в словах парта - [п ртъ], пятка - [п" ткъ] и пять - [п" т"]. Аналогичное явление наблюдаем в словообразовании, ер.: ленинград-ец и ленинград-ц ; творог и творож -ник . В первой паре слов различные морфы (-ец и -ц- ) представляют одну и ту же суффиксальную морфему, во второй паре слов различные морфы (творог- и творож- ) представляют одну и ту же корневую морфему.

    Таким образом, морфема - это обобщенная единица , тогда как морфы - это конкретные репрезентанты (представители) морфемы, обнаруживаемые при членении слова .

    Тождественные по значению морфы, формальное различие между которыми объясняется только их позицией в слове, являются по отношению друг к другу алломорфами.

    Алломорфы одной морфемы могут выступать в разных словоформах одного слова (например, -ец/-ц- : ленинград-ец, ленинград-ц-а ) и разных лексемах например, книг-/книж- : книг-а, книж-ный ; песок-/песоч- : песок, песочный ; - ик/-нич- : школь-ник, школь-нический ).

    Виды морфем:

    По роли морфем в составе слова они бывают: корневыми и аффиксальными .

    Корневые морфемы – это обязательная часть слова, не существует без корня.

    Аффиксальные морфемы – это факультативная часть слова.

    Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там . Корни - это такие морфемы, которые могут использоваться в речи самостоятельно или в сопровождении одного из видов аффиксов – флексий . Некоторые аффиксальные морфы омонимичны корневым морфам служебных слов: приставка без и предлог без , приставка от- и предлог от , приставка с и предлог с и т. п.

    Свободные корни (радиксы – от лат. radix – корень) – корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов , например: -дом- (дом), -рук- (рука) .

    Связанные корни (радиксоиды – от лат. radix – корень и греч. oid – подобный; термин ввёл в лингвистику А.А. Реформатский) – корни, которые не могут употребляться без словообразовательных аффиксов , например: -нем- (немец, немка), -де- (надеть, одеть, раздеть). Они встречаются в ряде глаголов с приставками (ввергнуть, свергнуть, низвергнуть, отвергнуть ) и в отглагольных существительных (низвержение, свержение, извержение ).

    Слово может состоять только из одного корня (без аффиксов). Таковыми являются несклоняемые слова, например: очень, радио, хаки, метро .

    Аффиксы служебные (факультативные) морфемы, т.е. морфемы, которые могут отсутствовать в слове.

    В дериватологии существует несколько классификаций аффиксов.

    Префикс (от лат. praefixus – прикреплённый спереди) – аффикс, который находится в слове перед корнем, перед другим префиксом или перед двумя другими префиксами (за-бежать, по-на-строить, по-при-на-рядиться ). В школьной практике чаще используется термин приста´вка .

    Суффикс (от лат. suffixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов (дом-ик , лист-оч-ек, разде-ва-лоч-к(а), кис-л-от-н-ость ).

    Флексия (от лат. flexio – сгибание) – аффикс, который находится после суффикса в абсолютном конце слова либо перед постфиксом. В школьной практике чаще используется термин окончание . Флексия выражает грамматические значения слова. Окончания есть только у изменяемых слов, например: пиш-ешь, цветок , умн-ый , дв-а , как-ой . В некоторых сложных словах возможны два окончания, например: кресл-о-качалк-а (ср. кресл-ом-качалк-ой ), дв-е-ст-и (ср. дв-ум-ст-ам ).

    Постфикс (от лат. post – после и fixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове после окончания. В русском языке существуют следующие постфиксы: -то (какой-то), -либо (кто-либо), -нибудь (чей-нибудь), -ся/-сь (умываешься, улыбаюсь), -те (идёмте), -таки (пришёл-таки). В школьной практике постфиксы, как правило, относят к суффиксам.

    Некоторые лингвисты предлагают считать единой морфемой сочетание префикса и суффикса , одновременно присоединяющихся к производящей основе (при префиксально-суффиксальном способе). Такую морфему называют ко´нфиксом (лат. con – вместе). Например: со трапезник , со палатник , анти комарин , су глинок , па сынок .

    Аффиксы, образующие грамматические формы, называют формообразу´ющими (или словоизмени´тельными ). К ним относятся:

    1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.)→сделать (сов. в.));

    2) суффиксы, образующие формы несовершенного вида от форм совершенного вида глагола (переписать→переписывать, напеть→напевать );

    3) суффикс -л - и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёз Ø);

    4) суффикс -ть/-ти/-чь , образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь );

    5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись) (данные суффиксы являются формообразующими, если причастия и деепричастия признаются особыми формами глагола, а не самостоятельными частями речи);

    6)суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядь Ø);

    7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш, образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший );

    8) окончания;

    9) глагольный постфикс -ся/-сь , образующий форму страдательного залога глагола (строиться ).

    Аффиксы, образующие новые слова , называются словообразова´тельными (или словообразу´ющими ). Например: суффикс -тель (учитель, строитель ), префикс анти- (антивирусный, антигерой) .

    Аффиксы, выполняющие одновременно обе функции, называются синкрети´чными . Таковым, например, является префикс с - в слове списать .

    Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы .

    Нулевы´ми формообразу´ющими а´ффиксами являются:

    1) окончания имён существительных мужского рода 2 (школьного) и женского рода 3 типа склонения (стол , дом , мышь , дочь );

    2) окончания имён существительных 1 (школьного) склонения в форме родительного падежа множественного числа (дач, крыш, игр );

    3) окончания притяжательных прилагательных в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (лисий, заячий, медвежий, мамин, отцов, дядин );

    4) окончания качественных прилагательных в краткой форме единственного числа мужского рода (силён, рад, красив );

    5) окончания количественных числительных в форме именительного/винительного падежей (пять, семнадцать, семьдесят );

    6) окончания глаголов изъявительного наклонения в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода (читал, сидел, думал);

    7) окончание личного местоимения он ;

    8) окончания притяжательных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (мой, наш, ваш );

    9) окончания некоторых указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (тот, каков, весь, сам );

    10) окончания причастий в краткой форме единственного числа мужского рода (прочитан, взят, вымыт );

    11) суффиксы, образующие форму прошедшего времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лез Ø, вёз Ø);

    12) суффиксы, образующие форму повелительного наклонения некоторых глаголов (режь Ø, сядь Ø).

    Нулево´й словообразова´тельный су´ффикс выделяется в структуре деривата «при наличии двух условий:

    1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы;

    2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом»

    В.В. Лопатин указывает, что посредством нулевых суффиксов образуются следующие группы производных существительных:

    1) со значением отвлечённого действия (приезжать → приезд Ø, заплывать → заплыв Ø) ;

    2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь Ø, синий → синь Ø) ;

    3) со значением одушевлённого носителя отношения к действию (задираться → задир Øа, прислуживать → прислуг Øа) ;

    4) со значением лица женского пола (супруг → супруг Øа, кум → кум Øа) (см.: Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания. – 1966. – № 1).

    Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:

    1) в структуре существительных со значением «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку» (оборвать → обрыв Ø «место, где оборвано что-либо», гладкий → гладь Ø «гладкая водная поверхность»);

    2) в структуре прилагательных с общим относительным значением (будни → будн Øий «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золот Øой «такой, который имеет отношение к золоту»);

    3) в структуре порядковых числительных (пять → пят Øый, двадцать → двадцат Øый );

    4) в структуре существительных со значением носителя признака (интеллектуальный → интеллектуал Ø, универсальный → универсал Ø);

    5) в структуре сложных существительных со значением производителя действия (книга + любить → книголюб Ø, соль + варить → солевар Ø);

    6) в структуре простых и сложных прилагательных со значением «(не)обладающий тем, что названо производящей основой» (белый + зубы →белозуб Øый , хвост бесхвост Øый );

    7) в структуре некоторых наречий (плавать → вплавь Ø, заменять → взамен Ø, верх → вверх Ø, бок вбок Ø).

    Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов (рук а, руч ной, прируч ить, обруч ение, рук ав ). Корень является обязательной морфемой, не бывает слов без корней. Закрепление за определённой частью речи для корневой морфемы нехарактерно, например: бежать (глагол), бег (существительное), беговой (прилагательное).

    Корень может иметь варианты, возникающие за счет чередования (ловить – ловля – вылавливать, рука – ручка ). Корни могут быть открытыми (оканчиваться на гласный) и закрытыми (оканчиваться на согласный). У именных частей речи (существительное, прилагательное, числительное + местоимение), как правило, закрытый корень. У глаголов корни могут быть как открытыми (жи-тъ, пе-тъ), так и закрытыми (обедать).

    Различают также корни свободные и связанные. Свободными корнями считаются такие корни, которые могут сами по себе составлять основу слова (окн-о, вез-у, тр-и, лев-ый, сын, пе(тъ), син(ий)), но могут употребляться и в сочетании со словообразовательными аффиксами (усынови(ть), перепе-ва(тъ), синеват(ый)).

    Связанные корни (термин Г.О. Винокура) известны только в составе производных основ родственных слов и всегда используются в сочетании со словообразовательными аффиксами: улица, проулок, закоулок ; обуть, разуть; прибавить, убавить; палец, беспалый). Они никогда сами по себе не составляют основу слова. Связанные корни часто характеризуются непрозрачностью семантики. Некоторые лингвисты, например, Е.А. Земская, считают, что такие корни не являются полноценными корнями. Поэтому их предложено называть радиксоидами (от лат. radix – корень и гр. -oid – подобный). Термин «радиксоид» введен А.А. Реформатским. Однако такая точка зрения не совсем обоснована, потому что прозрачность или непрозрачность семантики корня не мешает морфеме выполнять свою главную функцию – выражать вещественное значение того или иного словообразовательного гнезда. Даже связанного корня значение слова понять невозможно. Кроме того, дать толкование свободных корней столь же невозможно, как и связанных

    Особый разряд слов со связанными корнями составляют иноязычные заимствования: агит-ировать, агитация, агит-атор; изол-ировать, изол"-ация, изол"-атор; пекул"-ировать , спекул"-ация, спекул"-ант . В этих словах имеются связанные корни агит-, изол"-, спекул" - и суффиксы со значением действия, отвлеченного действия и действующего лица или предмета. Слова такого рода хорошо членятся, так как входят в двойные ряды отношений - слов с тем же аффиксом и слов с той же основой. Ср. также: тур-изм, тур-ист; ате-изм, ате-ист; эго-изм, эго-ист.