Личность и культура. Культурные и жизненные сценарии личности. Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование. Психологическая культура личности

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого самосознания, т. е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т. д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.


Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности - быть человеком, т. е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не могли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплановые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции - все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служебного, неформального, досугового, общения в семье и т. д. - в решающей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надоучиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

Практически невозможно дать однозначное определение слову «культура». Этот термин может касаться любого аспекта жизни. В обыденном понимании культура может существовать исключительно в цивилизованном обществе, однако, в реальности дело обстоит несколько сложнее. Стоит помнить, что любая страна имеет свои касательно традиций, правил поведения. Даже примитивное общество обладает своей культурой. Этот термин может использоваться как определение различиям между городским и деревенским течением жизни.

Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. Это две части одного целого. Именно люди создают культуру, которая, в свою очередь, оказывает на них влияние. Это процесс постоянного совершенствования и обновления. Личность является культуры. Человек постоянно совершенствует ее в соответствии с требованиями общества и эпохи. В свою очередь, культура формирует характер человека, делает его более социализированным. Она предполагает определенные правила, без которых невозможно существование ни одного сообщества.

Культура и личность - это достаточно сложное направление в науке, которое можно представить в виде структуры. Человек по отношению к культуре может выступить в несколько ролях. Рассмотрим их все.

Личность является продуктом культуры. То есть только человек, усвоивший все традиции, правила, ценности своего социума может быть адекватен обществу и своему времени.

Личность также выступает и в роли потребителя культуры. То есть человек в готовом виде, чаще всего в форме стереотипов, усваивает язык, традиции, нормы, знания и так далее.

Личность является производителем культуры. Именно человек создает, переосмысляет, дополняет, совершенствует и интерпретирует

Личность - это своеобразный транслятор культуры. Человек передает свои ценности, приоритеты, традиции и правила своим детям, ближайшему окружению.

Культура личности - это необходимый элемент для успешной социализации индивидуума. Ребенок начинает овладевать знаниями, правилами, в чем ему помогают родители. Таким образом, человек становится адекватным культуре, принятой в его обществе. Индивид усваивает определенный набор формируется как личность. Только после этого он сможет успешно функционировать в обществе.

Как уже упоминалось, культура и личность - это две вещи, которые необходимы для социализации. Рассмотрим, на какие именно сферы жизни оказывает влияние культурное развитие.

В первую очередь - это Личность осваивает навыки именно через усвоение определенных правил и норм. Одновременно, культура человека оказывает влияние на умение оценивать свою деятельность и ставить перед собой цели.

Во вторую очередь - сфера общения. Человек не может взаимодействовать с членами конкретного общества, не зная их традиций, правил и норм.

Культура и личность, а также их взаимодействие важно и для сферы самосознания. В этом случае происходит формирование собственного «Я», понимание своей социальной роли.

В подведение итогов можно сказать, что у каждого человека имеется своя особая культура, сформированная под влиянием его окружения. Индивид с младенчества начинает осваивать правила и традиции. Культура - это не просто признак цивилизованного общества, но термин для обозначения устойчивых отличий между определенными группами. Он может относиться к традициям городской или деревенской жизни, к нормам и правилам, существующим в каждой отдельной стране. Кроме того, существует производственная, физическая, интеллектуальная культура, а также множество других ее видов.

Личность и культура.

Выделяют понятия, которые характеризуют духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношение к внешнему миру. Каждое из них имеет специфическое значение, которое подчеркивает определенный аспект в сложной картине внутреннего мира человека.

Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них наследуются. Сами по себе качества индивида не содержат психологические свойства, однако они необходимые для нормального развития психики, становления индивидуальных особенностей и качеств личности (пример: кора больших полушарий необходимая для развития познавательных процессов).

Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, то есть не передаются детям от родителей, но они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обусловливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества развиваются в процессе жизни, становятся все больше выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят один на одного, чем подростки или взрослые люди. В то же время некоторые черты, не затребованные ситуацией, наоборот, затухают, другие частично изменяются. Однако полностью изменить индивидуальность человека невозможно.

Современная наука выделяет два уровня в становлении индивидуальности. Первый связан с особенностями строения и динамикой работы нервной системы, представленной отдельными чертами или качествами (пример: скорость ориентирования). Так как эти черты связаны с динамикой, то они получили название психодинамических. Латеральная организация мозга (то есть доминирование правого или левого полушария) также влияет на развитие индивидуальности.



Важные не столько сами по себе эти черты, а их взаимосвязь между собой, и диспозиция, которая составляет определенный тип личности, второй уровень индивидуальности. Именно это соединения отдельных черт и обеспечивают своеобразность поведения, общения и познания человека, который проявляется в индивидуальном стиле жизни.

Понятие «личность» включает в себя, прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружением, влиянием социальной ситуации. Потому что все люди, которые не изолированы в первые месяцы жизни (дети маугли), ощущают эти влияния среды, итак, каждый человек является личностью в этом плане , потому что его индивидные предпосылки развития психики меняются под влиянием культуры, социума. В то же время существует еще один уровень развития личности , которая предполагает способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, способность сделать разумный и сознательный выбор и преодолеть давление «поля», ситуации . Как правило, это происходит в тех случаях, когда требования среды вступают в разногласие с руководящей мотивацией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.

Проявляется личность в поступках, то есть действиях, которые она делает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок – всегда результат свободного выбора, который нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, последний на самом деле есть несвобода, потому что он означает, что личность не способна контролировать свои действия и делает их под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждением, принципам, которых она соблюдается независимо от тех или других преходящих обстоятельств. Самую важную роль здесь играют моральные принципы. Таким образом, условием свободы оказывается самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «владеть собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Личность и индивидуальность не одно и тоже: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности. В личности индивидуальное, уникальное сочетается из общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности так или иначе выражают какие-то общие черты духовного облика людей, которые живут в данных конкретных исторических условиях.

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает возможности, заложенные в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Личность – категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимыми для жизни в этом обществе социальными качествами. Приобщаясь в процессе социализации к культуре определенного общества, индивид овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Однако накопленное обществом богатство культуры слишком велико и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, в полном объеме. Каждая личность способна овладеть лишь какую-то малую часть культуры.

Этот выбор зависит от массы факторов. Он может составляться как на основе случайного знакомства с теми или другими сторонами культуры и произведениями искусства, науки, философии, техники, так и вследствие целенаправленного и планомерного изучения какой-то одной сферы культурной жизни общества. Во многом он определяется объективными условиями, которые могут либо способствовать культурному развитию личности, либо ограничивать ее доступ к культурным богатствам человечества. Но немалую роль здесь играют и субъективные особенности личности – ее склонности и способности, ее воля и настойчивость.

В силу своеобразности индивидуального выбора у каждой личности образовывается свой особый комплекс освоенных ею культурных достижений человечества – ее культурный диапазон. В течении жизни он изменяется, и чем оказывается шире, тем выше уровень культурного развития личности. От особенностей культурного диапазона личности зависит ее духовный мир, круг ее знаний, запросов и интересов. Повышение уровня культуры порождает у нее новые и более сложные потребности и интересы, а это, в свою очередь, стимулирует дальнейший культурный рост личности.

Рождаясь и воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней идеалы, ценности, нормы. В результате его действия в значительной мере обусловлены ими. Он реализует в своих поступках и в своем жизненном пути предложенные ему культурой программы поведения, часто даже не осознавая того. Не следует, однако, думать, что программирование человеческого поведения культурой в принципе лишает личность свободы выбора действий. Развитая, богатая культура несет в себе необъятное множество разнообразнейших программ и предлагает каждому огромный выбор возможностей. Она открыта и для творческого создания новых программ. Вопрос, однако, в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию и насколько он оказывается в состоянии твердо и последовательно осуществить то, к чему толкает ее свободный выбор.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности – это потребности духовные (ибо материальные обусловленные в конечном итоге биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер). Индивида, который выше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом своей «физической самости».

Культурному человеку не свойственно ограничивать свои духовные интересы одними только утилитарными ценностями, то есть стремиться из всей людской культуры освоить только то, что полезно для выполнения каких-то практических – профессиональных, служебных, бытовых и других – дел. Такая тенденция проявляется, например, в части студентов технических вузов, которые считают достойным внимания только «точное» физико-математическое, техническое знание и с пренебрежением относиться к искусству и всему «гуманитарному» - истории, философии, эстетике. Недооценка общего образования, гуманитарной культуры превращает личность в слугу своей производственной функции, в «фактор производства».

Высшие культурные ценности – добро, красота, свобода справедливость и др. – неутилитарны, они сами по себе никакой практической пользы человеку не приносят. Но во имя ценностей человек временами готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяет то, что называют духовностью.

Духовность личности – ее способность подняться над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» - эта старая истина выражает одно из важнейших условий подлинно человеческого бытия.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура – мир человека. Культура – это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе – формирование развитого самосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных жизненных ситуаций, готовности
к реализации рационального выбора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее не только разбираться в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведении, в настроениях крайней безысходности, в различных формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, однако, понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развитого интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности – духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто уместное лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и ее роли в жизни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности – быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм – вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циник, презирающий нормы человеческой морали. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом, не могли не наложить отпечатка и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость – все это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных духовных деформаций – в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция – это разноплановые понятия. Первое включает в себя определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводят к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции – все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах – служебного, неформального, общения в семье и т.д. – в решающей степени зависят от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем общаешься, отсутствие стремления возвыситься над ним, а тем более давить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходство. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстановке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры – одна из сущностных характеристик общественного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

13.4. Культура как условие существования и развития цивилизации

Понятие цивилизации происходит от латинского слова civis – "гражданин". По мнению большинства современных исследователей, цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Так, "цивилизованный" и "культурный" воспринимаются как понятия однопорядковые, но цивилизация и культура – не синонимы (система современной цивилизации, характерная для развитых стран Западной Европы, США и Японии, одна и та же, хотя формы культуры во всех странах различные). В других случаях этот термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся признаки региона или континента (цивилизация античного Средиземноморья, европейская цивилизация, восточная цивилизация и т.д.). В них в той или иной мере отображаются реальные характеристики, выражающие общность культурно-политических судеб, исторических условий и т.д., но следует отметить, что географический подход не всегда может передать наличие в этом регионе различных исторических типов, уровней развития социально-культурных общностей. Еще одно значение сводится к тому, что под цивилизациями понимают автономные уникальные культуры, проходящие известные циклы развития. Так используют это понятие русский мыслитель Н. Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби. Весьма часто цивилизации выделяются по религиозному признаку. А. Тойнби и С. Хантингтон полагали, что религия является одной из основных характеристик цивилизации, и даже определяет цивилизацию. Конечно, религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека, на искусство, литературу, психологию, на представления масс, на всю общественную жизнь, но не следует и переоценивать влияние религии, ибо цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований взаимообусловлены, взаимозависимы и взаимосвязаны. Не стоит отрицать того, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии. Более того, не столько религия формирует цивилизацию, сколько сама цивилизация выбирает религию и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. Несколько по-иному понимал цивилизацию О. Шпенглер. Он противопоставлял цивилизацию, которая, по его мнению, представляет совокупность исключительно технико-механических достижений человека, культуре как царству органически-жизненного. О. Шпенглер утверждал, что культура в ходе своего развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В современной западной социологической литературе проводится идея абсолютизации материально-технических факторов, выделения человеческой цивилизации согласно уровню технико-экономического развития. Таковы концепции представителей так называемого технологического детерминизма – Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта, О. Тоффлера.

Перечень признаков, которые являются основой для выделения той или иной цивилизации, односторонни и не могут передать сути данной социально-культурной общности, хотя они характеризуют в той или иной мере ее отдельные черты, особенности, определенную специфику, технико-экономические, культурные, региональные своеобразия данного социального организма, не обязательно ограниченного национальными рамками.

В диалектико-материалистической философии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. В первобытном обществе человек был слит с природой и родоплеменной общностью, в которой социальные, экономические и культурные составляющие общества практически не разделялись, причем сами отношения внутри общностей носили в значительной степени "естественный характер". В более поздний период, с разрывом этих отношений, когда к тому времени общество разделилось на классы, механизмы функционирования и развития общества решительно изменились, оно вступило в полосу цивилизованного развития.

Характеризуя этот переломный этап истории, следует подчеркнуть, что цивилизация является той ступенью развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят полный переворот во всем прежнем обществе.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой общих запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т.д. Но любому эволюционному процессу, в том числе и развитию цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации жизни – цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря на объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя государство и право – сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они возникают на базе сложных социально значимых технологий. Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается. Сегодня проблемами цивилизаций, их особенностями занимаются много специалистов – философы, социологи, историки, этнологи, психологи и т.д. Цивилизационный подход к истории рассматривается в качестве противопоставления формационному. Но четкого общепринятого определения формации, да и цивилизации, не существует. Есть много различных исследований, но нет общей картины развития цивилизаций, так как этот процесс сложен и противоречив. И в то же время необходимость понимания особенностей генезиса цивилизаций и рождения
в их рамках феномена культуры становится в современных условиях все
актуальнее.

С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую предоставляет исторический процесс. Классификация формаций и цивилизаций – это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.

Традиционными обычно принято называть такие цивилизации, в которых жизненный уклад характеризуется медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Личность в традиционных обществах реализовывалась только через принадлежность к некоторой корпорации и чаще всего жестко закреплялась в той или иной социальной общности. Человек, не включенный в корпорацию, утрачивал качество личности. Подчиняясь традициям и социальным обстоятельствам, он уже с рождения был закреплен за определенным местом в кастово-сословной системе, ему предстояло усвоить определенный тип профессиональных навыков, продолжая эстафету традиций. В традиционных культурах идея господства силы и власти понималась как непосредственная власть одного человека над другим. В патриархальных обществах и азиатских деспотиях власть и господство распространялись не только на подданных государя, но и осуществлялись мужчиной, главой семьи над женой и детьми, которыми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья – образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока. Но насколько они разные – эти традиционные общества! Как не похожа мусульманская цивилизация на индийскую, китайскую, а тем более на японскую. Да и каждая из них тоже не представляет собой единого целого – как неоднородна мусульманская цивилизация (Арабский Восток, Ирак, Турция, государства Средней Азии и т.д.).

Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких
поколений радикальное изменение социальных связей – форм человеческого общения.

Мощная экспансия техногенной цивилизации на остальной мир приводит к ее постоянному столкновению с традиционными обществами. Некоторые были просто поглощены техногенной цивилизацией. Другие, испытав на себе влияние западной технологии и культуры, тем не менее сохраняли многие традиционные черты. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Их предпосылками были достижения культуры античности и европейского средневековья, которые затем были развиты в эпоху Реформации и Просвещения и определили систему ценностных приоритетов техногенной культуры. Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельном отношении к миру.

Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени. Преобразующая деятельность рассматривается здесь как главное предназначение человека. Причем деятельностно активный идеал отношения человека к природе распространяется и на сферу социальных отношений. Идеалы техногенной цивилизации – это возможность индивида включиться в самые различные социальные общности и корпорации. Человек становится суверенной личностью только потому, что он не привязан к той или иной конкретной социальной структуре, а может свободно строить свои отношения с другими людьми, вливаясь в различные социальные общности, а часто в разные культурные традиции. Пафос преобразования мира порождал особое понимание власти, силы и господства над природными и социальными обстоятельствами. Отношения личной зависимости перестают в условиях техногенной цивилизации доминировать (хотя можно обнаружить немало ситуаций, в которых господство осуществляется как сила непосредственного принуждения одного человека другим) и подчиняются новым социальным связям. Их сущность определена всеобщим обменом результатами деятельности, приобретающими форму товара. Власть и господство в этой системе отношений предполагают владение и присвоение товаров (вещей, человеческих способностей, информации и т.д.). Важной составляющей в системе ценностей техногенной цивилизации является особая ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, которая создает уверенность в том, что человек способен, контролируя внешние обстоятельства, рационально, научно устроить природу и социальную жизнь.

Теперь обратимся к соотношению культуры и цивилизации. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.

Культура есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации – обеспечение общезначимого стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.

Таким образом, цивилизация – это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации получают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической, продовольственной и сырьевой проблемы – все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы философии

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. Уфимский государственный авиационный технический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

П Р Е Д И С Л О В И Е
Философия с момента своего возникновения – а она стояла у истоков науки – всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии,

Мировоззрение, его исторические типы, уровни и формы
Современное общество существует в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Мир и человек, бытие и сознание
Со времени рождения философии прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех з

Роль и значение философии, ее основные функции
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации ч

Философия и наука
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялись. На н

Исторические типы философии
Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды

Античной философии
Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый – рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и К

Реализм и номинализм
Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой рел

Философия эпохи Возрождения и Нового времени
По мере того как в недрах феодализма постепенно развиваются товарно-денежные отношения и складываются зачатки капиталистического производства, назревает потребность в новом видении

Отечественная философская мысль в XI – XIX вв.: основные этапы и особенности ее развития
Вопросы развития философии на обширной территории нашей страны сложны уже потому, что начало этого процесса разновременно у разных народов (в Армении и Грузии, например, он начался

Формирование и развитие диалектико-материалистической философии
Диалектико-материалистическая философия, основы которой были заложены К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895), вобрала в себя существенные достижения предшествующей фи

Зарубежная философия ХХ века
ХХ в. – время суровых испытаний и крутых перемен во всех сферах общественной жизни, что не могло не найти своего отражения в духовной атмосфере, во всех срезах духовной культуры общ

Категория бытия и его место в философии
Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что мы называем "окружающим миром". При всем различии представлений разных люде

Современная наука о системной организации материи
Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм матер

Философия о многообразии и единстве мира
На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира. Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира поста

И качественная специфика
При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов-материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения

Пространства и времени
О том, что такое пространство и время, люди задумывались еще в глубокой древности. В наиболее отчетливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противопо

Понятие природы. Природа и общество
Понятие "природа" охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, и кончая поражающими своими пространстве

Взаимодействие природы и общества. Исторически конкретный характер отношения общества к природе
Зависимость общества от природы прослеживается, следовательно, на всех этапах истории, однако значимость различных составляющих природной среды в разные периоды была неодинаковой.

Сущность и глобальный характер экологической проблемы
До сих пор при анализе отношений в системе "общество-природа" особое внимание было обращено на раскрытие зависимости общества от природы, на их органическую взаимосвязь.

Пути решения экологической проблемы. Понятие ноосферы
Перспектива эта вряд ли способна кого бы то ни было удовлетворить, экологическая проблема встала в форме предельно острой. Есть ли реальные пути ее разрешения, есть ли варианты? Такие варианты есть

Структура сознания и его функции
Можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема соз

Сознание как высшая форма отражения действительности
Положение материалистической диалектики о том, что нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи, предельно просто и понят

Сознание и мозг. Материальное и идеальное
Анализ развития психики животных показывает, что уровень ее развития, а значит, и степень развитости форм отражения являются функцией сложности их поведения, а главное – сложности о

От психики животных к сознанию человека
Происхождение сознания Диалектико-материалистический подход к исследованию сознания предполагает в качестве важнейшей составляющей решение проблемы его происхождения, возни

Сознание и язык. Естественные и искусственные языки
Утверждая, что язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества, следует отметить то, что при этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом

Диалектика как наука
Развивается ли мир и если развивается, то как идет процесс развития? Все ли изменения в нем неповторимы, или есть и такие, которые обязательно повторяются? Каков источник развития,

С движением и изменением
Прежде всего отметим, что под философскими принципами понимается совокупность наиболее общих исходных посылок, основополагающих идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобще

Понятие о законах и категориях диалектики
Категория – древнегреческое слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики – это основные понятия, в которых отражаются существенные стороны всеобщей связи и развити

Основные законы: диалектика количественных и качественных изменений, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания
Рассматривая предметы и явления в их становлении, изменении и развитии, зададимся вопросом: каков механизм развития, его причины, направленность развития? Ответы на этот вопрос дают

Категории диалектики
Наряду с принципиальными и основными законами важнейшее место в структуре диалектики занимают категории, которые отражают всеобщие стороны, свойства, отношения, присущие не всем про

Познание как отражение действительности. Диалектика процесса познания
Любой вид деятельности, больше того, успешная ориентация в мире предполагают адекватное, правильное воспроизведение, отражение действительности, т.е. приобретение соответствующих зн

Роль и место практики в познавательном процессе
Материализм XVII – XVIII вв. в силу своей созерцательности видел, с одной стороны, природу, а с другой – человека, пассивно, подобно зеркалу, отражающего ее. Выше мы уже отметили, ч

Познание и творчество
Человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, ч

Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания.

Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
В процессе познания можно выделить некоторые этапы научного познавательного цикла – постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В

Анализа
9.1. Общество как подсистема объективной реальности, его первичные элементы и теоретическая модель Важнейшей составной частью философии является си

Сущность диалектико-материалистического подхода к обществу
История общества, его развития есть результат деятельности людей, наделенных сознанием. В итоге при анализе общественных явлений возникает своеобразный оптический обман: кажется, чт

Диалектика объективного и субъективного в развитии общества. Проблемы социального детерминизма
Практическая деятельность, общественно-историческая практика – вот тот фактор, который обеспечивает движение человеческого общества и лежит в основе его истории. Это прежде всего ма

Проблемы материалистического понимания истории
10.1. Основные принципы и специфические особенности материалистического понимания истории Общество – часть материального мира, социальная форма движени

Материальное производство
Социально-философский анализ материального производства предполагает рассмотрение следующих основных компонентов материально-производственной сферы: 1) труда как комплексно

Диалектика производительных сил и производственных отношений
Материализмом открыт всеобщий закон развития материального производства – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Это положен

Общественно-экономическая формация
Материализм позволил обнаружить общие повторяющиеся черты в социально-экономическом развитии разных стран и дал основание относить их к определенному общественному типу, названному

Базис и надстройка
Понимание закономерностей общественной жизни связано не только с изучением ее материальных основ, но и с рассмотрением того, как под воздействием бытия и прежде всего материальных у

Социальная эволюция и революция
Наряду с относительно спокойным эволюционным развитием общества, есть и такое, которое отмечено сравнительно более быстро протекающими историческими событиями и процессами, вносящим

Движущие силы и субъекты
ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 11.1. Интересы как побудительная сила деятельности людей Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздейств

Социальная структура общества
Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной вза

Политическая система общества и ее элементы
Важнейшей частью надстройки являются политические идеи, теории, политические отношения и организации, составляющие политическую систему общества, которая возникает на определенной с

Государство: его происхождение и сущность
Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, так как именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым п

Культура и цивилизация
13.1. Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Кул

Духовное производство и духовная жизнь общества
Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостност

Формы общественного сознания
Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практичес

Е) Естественно-научное сознание
Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания – это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной п

Ж) Экономическое сознание
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, эконо

З) Экологическое сознание
В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология (от греч. ekos – жилище и

Общественный прогресс и глобальные проблемы современности
15.1. Соотношение понятий "развитие", "прогресс", "регресс" Проблема исторического прогресса является одной из центральных во

Социальный прогресс и его критерии
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистических ф

Глобальные проблемы современности и основные пути их решения
В процессе исторического развития человеческой деятельности происходит ломка устаревших технологических способов, а вместе с ними и устаревших социальных механизмов взаимодействия ч

Проблема человека и его свободы в философии
Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что такое человек? Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека свя

Личность в различных типах общества
В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого (ро

Культура личности по А.С.Зубре.

Культура личности является определяющим понятием при разработке критериев и показателей сформированности человека культуры — высококультурного человека своего времени.

Детальный анализ культуры личности провёл А.С. Зубра . Учёный считает, что формирование культуры личности исторически становится актуальной целью общественного развития. С этой точки зрения, по его мнению, личность необходимо рассматривать не как объект, а как субъекта формирования. Такой подход к осмыслению культуры личности , утверждает автор, даёт возможность увидеть деятельную сущность личности, её индивидуальную активность. «Личность организует свою жизнедеятельность, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление – формирование своей культуры. Подсистемы, компоненты и качества культуры личности выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности формирования культуры, субъектом этого процесса личность становится по мере своего совершенствования.

Формирование культуры личности , в этом случае, предстаёт не только как движение личности вперёд, но и как движение вверх, к высшим, более совершенным ценностям культуры, к человеческому телесному, психическому, духовному, социальному совершенству. Он подчёркивает, что отсюда возникает необходимость анализа культуры личности как системы, как теоретической модели, учитывая её целостность . Культура личности есть целостное взаимодействие её компонентов .

Рассмотрим, как А.С.Зубр а раскрывает культуру личности и её основные ценности . Основными ценностями личности, по его мнению, являются духовная ценность и индивидуально-личностные ценности . Под ценностями понимаются «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие его положительное или отрицательное значение для человека и общества. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Индивидуально-личностные ценности включают в себя знания, идеи, представления, процессы, предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. В совокупности индивидуально-личностные ценности образуют подсистемы, компоненты, качества , житейские истины, устойчивые нормы нравственности. По их богатству, качеству и разнообразию, по мнению автора, определяется культурный уровень человека .

В системе общей культуры личности А.С.Зубра выделяет её подсистемы: культура деятельности, культура сознания, культура тела, психологическая культура, духовная культура, социальная культура, визуальная культура . Характеризуя каждую из подсистем, автор выделяет компоненты общей культуры личности , которые отражены в разработанной им схеме

Схема 1.

При построении общей системы культуры личности автор за основу берёт подсистему деятельности, которую он понимает как фундаментальную характеристику бытия личности, считает, что культуру личности необходимо осмысливать, прежде всего, через деятельностные характеристики. Культура личности есть то, что обеспечивает реализацию самой деятельности, её имманентный (внутренне присущий какому-либо явлению) механизм, способ её осуществления. При этом культура – не столько продукт предшествующей деятельности человека, она вплетена в саму эту деятельность.

Особо важным, по нашему мнению, является суждение автора о гуманистической сути культуры, которая заключается в том, что деятельность должна быть направлена на благо человека. Культура личности , представленная как гуманистическая ценность , — это мир предметно развёрнутых человеческих способностей, опредмеченной деятельности, пропущенной через сознание. Поэтому культура сознания , как подсистема, является важнейшим звеном в структуре личности .

Под сознанием автор понимает способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни личности, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных уровнях. Культура личности . Культура сознания заключается в том, чтобы верно ориентироваться в мире, познавать, преобразовывать и утверждать себя в нём. Стимулом осознания человеком действительности являются обусловленные потребности и интересы личности. Сознание – подлинный центр духовной жизни, регулятивный принцип, управляющий деятельностью человека. Оно имеет тенденции к самосовершенствованию и проявляется прежде всего как культура самосознания личности , благодаря чему осуществляется понимание окружающей действительности. Культура самосознания – это осмысленное знание, осознанное отражение действительности, связь с целенаправленным изменением себя и мира, способность предвидеть ход событий и участвовать в созидании ценностей культуры .

Культура личности формируется в процессе взаимодействия деятельности и сознания. Эффективная сознательная деятельность в значительной мере зависит от хорошего здоровья и физической развитости, культуры личности , поэтому А.С.Зубра выделяет подсистему «Культура тела ».

Проявления культуры тела – чистота, аккуратность, здоровье, осанка, подтянутость в совокупности формируют гармонический внешний образ. Однако это, по мнению автора, и признаки внутренней организованности, собранности, дисциплинированности. Человек должен быть готов к самостоятельности, самоуправлению и саморегуляции своего здоровья, психики, самоорганизации и выработке навыков и умений обучаться, самосовершенствоваться.

Автор выделяет как высший показатель культуры тела физическое совершенство – это хорошее здоровье и самочувствие, отсутствие отклонений от нормы в работе отдельных органов и систем, правильная осанка, хорошо развитая мускулатура, наличие таких физических качеств , как сила, выносливость, ловкость.

Необходимым условием успеха в различных видах деятельности является психологическая культура . Полноценным партнёром в культуре может быть только личность, способная к адекватной оценке своих мыслей, чувств, поступков. Основу психологической культуры составляют сензитивность как повышенная чувствительность личности к восприятию и пониманию духовного мира других людей; эмпатия, проявляющаяся в способности к эмоциональному сопереживанию с другими людьми; рефлексия как процесс самопознания субъектом собственной психики, своего внутреннего психического духовного состояния, умение представить себя на месте на месте другой личности. Люди различаются не только по тому, что они думают и о чём, но и как они проявляют свои эмоции. Чем разнообразнее эмоциональный опыт человека, тем тоньше и глубже его переживания, тем более насыщена и гибка его эмоциональная культура . Общим показателем психологической культуры личности учёный считает способность понимать людей и умело с ними общаться.

Психологическая культура является неотъемлемой частью духовной культуры . По А.С.Зубре , духовная культура включает в себя компоненты психологической культуры на более высоком уровне и имеет свои специфические компоненты, отражённые в схеме.

Самым важным признаком культуры личности , объединяющим все подсистемы в единую систему является целостность . Этот показатель отражает особое качество, сущностный уровень культуры личности , позволяет объединить деятельность и самосознание, все подсистемы, где интеллектуальный компонент является ведущим и определяет внутреннюю структуру и содержание культуры личности .

Интеллектуальная культура проявляется в способности мышления, познавательных способностях, способности решать мыслительные задачи высокого уровня познавательной трудности, находить выход в новых ситуациях, творческом характере умственной деятельности. Высокая интеллектуальная культура , по мнению автора, включает в себя наличие большого словарного запаса, чтение с высоким уровнем понимания, правильное формулирование и решение проблем, умение думать, прежде, чем совершить действие, проявление интереса к окружающему миру, потребностям других людей и самому себе. Интеллект, по мнению автора, является составным, ведущим, определяющим компонентом духовной культуры личности . «Мыслит не интеллект, а человек, как целостная личность», — заключает он.

Автор выделяет в качестве уровней развития интеллектуальной культуры личности три уровня: рассудок, разум, мудрость. Рассудок (здравый смысл) – низшая ступень логического понимания действительности. Разум – высшая сткпень логического понимания, опрерирование широкими обощениями и ориентирование на наиболее полное и глубокое знание истины, достижение максимального приближения субъективного к объективному, а также единства теоретического и практического мышления. Мудрость – личностная характеристика совершенного знания, предполагающая способность применять это знание в жизни, воспринимать действительность такой, какая она есть, понимать её и в соответствии с этим строить своё поведение и деятельность. Это и разумный образ жизни.

Культура чувств включает в себя эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства . Эстетические чувства – это проявления ценностного отношения человека к миру, выражают идеал и понимание прекрасного и возвышенного, низменного и безобразного, комического и трагического. Это чувства восхищения; чувство героического; вдохновение; чувство удовольствия, отвращения и т.д. Эстетические чувства активизируют поведение и деятельность личности , помогают понять высокое назначение умственного труда, побуждают быть аккуратным, следить за своим внешним видом, быть подтянутым, собранным, пунктуальным и определяют эстетическую культуру личности.

Нравственные чувства – один из основных способов регуляции сознания, поведения, деятельности во всех сферах жизни, действий человека в обществе. Они определяют нравственную культуру личности. Нравственная культура личности – это единство нравственных чувств и интеллекта, моральное сознание личности. Они являются формой выражения морального отношения к миру, людям, труду. Нравственные чувства взаимосвязаны с элементами интеллектуальной культуры , не отделимы от рационально-теоретической стороны сознания. Рациональные элементы (представления о добре, должном, справедливом и т.п.) выступают в форме принципов, идеалов, категорий, норм и т.п. важнейшими нравственными принципами автор выделяет патриотизм, гуманизм, коллективизм, трудолюбие. А.С.Зубра выделяет формы проявления нравственной культуры личности , которые можно понимать, как её показатели: нравственная напряжённость, нравственная зрелость, нравственная надёжность. Нравственная напряжённость – это постоянная готовность на основе знаний, чувств, воли, убеждений, долга и совести к нравственно осознанному практическому действию и поведению. Нравственная зрелость – это умение использовать знания, различать добро и зло, способность личности самостоятельно регулировать и направлять свои желания, интересы, мотивы, поведение в соответствии и общечеловеческими, национальными культурными ценностями , контролировать, сдерживать себя. Нравственная надёжность – это связь и взаимодействие нравственной напряжённости и зрелости – обладание моральной ответственностью с положительной направленностью, что формирует стабильное поведение и деятельность на основе совести.

Интеллектуальные чувства – это любознательность, чувство нового, удовлетворение от познанного, радость открытия, недоумение, сомнение. Они стимулируют интеллект, мышление, побуждают к познанию. В совокупности чувства способствуют изменению уровня и качества поведения, деятельности и культуры личности в целом.

Интеллектуальная культура и культура чувств проявляются не только в познавательной, эмоциональной форме, но и в волевой – в побуждениях, которые являются стимуляторами действия, поступка, поведения, деятельности. Волевая культура как компонент подсистемы психологической и духовной культуры личности представляет собой синтез эмоций и разума. Проявляется во владении и умении управлять собой, в преодолении трудностей, умении и способности выбирать цели, принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца, способность к саморегуляции, сознательному мобилизующему усилию и управлению своим поведением.

Синтезирующим компонентом духовной культуры личности , призмой, через которую личность отражает и оценивает действительность во всём многообразии её форм и вязи, есть мировоззрение. Мировоззренческая культура – ядро культуры личности – все компоненты структуры культуры личности – интеллект, чувства и воля – зависят от мировоззрения и определяют его. Индивидуальное мировоззрение – привилегия личности как социального, мыслящего и чувствующего существа. Мировоззрение личности – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих поведение, понимание мира, места человека в нём и, вместе с тем, жизненные позиции, программа поведения, действия. Включает в себя интеллектуальную и эмоциональную, волевую культуры . Взаимосвязаны, формируют убеждения, которые представляют сплав глубоких знаний, чувств, воли. Убеждения – это осознанные и принятые личностью истинные знания, «окрашенные» эмоцими, чувствами, скреплённые волей, содержащие оценочное отношение к себе, окружающей действительности, социальной среде, превратившиеся в позицию, которая определяет поведение и деятельность. Убеждения – стержневой элемент мировоззренческой культуры личности , выражает её зрелость, отношение к себе, своей стране, к своему народу, к исполнению своих обязанностей, это побудительная сила, управляющая деятельностью и поведением. Уровни мировоззренческой культуры личности : 1.повседневно-практический уровень мировоззрения – взгляды, идеи, основанные на здравом смысле и повседневном опыте. Житейское мировоззрение носит стихийный характер, не отличается продуманностью, системностью, обоснованностью, пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мысли и чувств , ориентации на высокие человеческие ценности. 2.Теоретический уровень предполагает специальный критический анализ и осмысление действительности, теоретическую обоснованность как содержания, так и способа достижения обощённых знаний о действительности, принципах и идеалах, определяющих цели, средства и характер поведения и деятельности людей. Чем крепче убеждения, тем прочнее мировоззрение людей, выше культура личности .

Социальная культура личности базируется на телесной, психологической, духовной, их компонентах , выступает родовым признаком личности и той центральной осью, вокруг которой консолидируются сущностные силы личности. Социальная культура представляет собой взаимосвязанную совокупность социальных компонентов , основанную на двух одновременно действующих принципах. 1 принцип заключается в том, что более общие, более сложные компоненты социальной культуры личности подчиняют себе подсистемы (культура тела, психологическая, духовная культуры ) и их компоненты . 2 принцип состоит в том, что взаимодействие компонентов внутри социальной культуры личности и всех других подсистем допускает относительную самостоятельность каждой системы и каждого компонента культуры личности , и в то же время они зависимы друг от друга. Компоненты подсистемы социальной культуры личности . Статус личности – положение личности в обществе (политическое, правовое, моральное, экономическое). С.л. в системе межличностных отношений определяет её права и обязанности и характеризует её престиж, авторитет, во многом определяет поведение и деятельность. Высокое положение обучаемого в системе отношений в учебном коллективе, уважение товарищей, признание учащегося как труженика в сфере познания формируют такие качества, как самоуважение, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, что ведёт к более ответственному поведению, к своему делу, к умственной деятельности. В процессе обучения школьник меняет свой статус, расширяя тем самым диапазон личностных компонентов, качеств . В тесной взаимосвязи со статусом личности подсистема социально-функциональных ролей. Роли – это способы поведения личности в соответствии с нормами и правилами, осуществляющиеся в зависимости от статуса, положения в коллективе, обществе. Выполнение социальных ролей формирует, обусловливает и направляет проявление множества личностных качеств и свойств. Статус, социальные роли формируются и проявляются в ценностных ориентациях.

Ценностные ориентации отражают направленность активности личности, предпочтения, которые она отдаёт определённым сторонам деятельности. Ценностные ориентации формируются и могут меняться в течение всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, мировоззрении личности.

Ещё более сложным компонентом в социальной культуре личности являются мотивы. Мотивы – это причины, определяющие направленность деятельность личности. Деятельность личности побуждается несколькими мотивами, которые находятся между собой в различных отношениях. В основе конкретного поступка может лежать борьба мотивов, мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, среди них может выделиться основной, ведущий мотив, подчиняющий себе другие. От преобладающих мотивов будет зависеть, какие подсистемы и компоненты культуры личности будут формироваться легче и быстрее, какие труднее и медленнее. Таким образом, понимая культуру личности как систему, состоящую их подсистем и компонентов, качеств , свойств, мы видим, что формирование культуры личности осуществляется в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов и проявляется в визуальной культуре личности .

Визуальная культура личности – это способ выражения внутренней духовной культуры в её внешних проявлениях. Внутренняя и внешняя культура личности тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Визуальная культура включает эмоциональную культуру общения – личного воздействия на других людей в процессе повседневного поведения и деятельности. Всё названное – суть духовной культуры . На какой бы ступени служебной лестницы ни находился человек, нормы культуры требуют от него постоянного признания достоинства каждой личности. Визуальную культуру личности в значительной степени определяют: внешний облик, культура речи, культура общения, культура умственного труда. Внешний облик – подтянутость – признак внутренней организованности, собранности, дисциплинированности. Разумеется внешняя форма лишь производное от внутренней духовной культуры . Если личность духовно бедна, то то никакие заученные манеры и внешний лоск не прикроют её никчемности. При оценке культуры личности важно исходить из единства и взаимосвязи формы и содержания. Внешний облик, умение держаться манеры должны быть красивыми в то же время отличаться простотой и естетвенностью. умение носить одежду – наглядный пример внутренней культуры личности .

Культура речи – красота слова, показатели: лексическое богатство, грамматическая культура, экспрессивность, содержательность, выразительность, задушевность, гибкость интонации.

Интонация, жесты, мимика, выражение лица, глаза. Речь – яркий показатель воспитанности, интеллигентности, важнейший элемент культуры личности .

Культура общения – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (групп, личностей), то есть, это обмен информацией, опытом, а также, результатами деятельности, что является условием развития культуры личности , общества. В общении человек получает не только знания, формирует способы умственной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает эмоции, чувства, формы поведения и деятельности. Общение не существует вне сознания и действий, поступков, поведения людей, поэтому оно представляет собой своеобразный момент перехода от сознания к деятельности, от намерения – к поступкам. В связи с этим общение имеет две стороны: объективную (реализация намерений, интересов, потребностей) и субъективную (мотивы, чувства стремления), что в совокупности составляет единое целое. Показатели : уважение к другим людям, вежливость, чуткость, терпимость, внимательность, доброжелательность, требовательность к себе, готовность прийти на помощь, оказать услугу, скромность, тактичность.

Культура умственного труда . Специфическая человеческая деятельность, сознательность, целенаправленность, трудолюбие, творческость. Исполнительность, точность, добросовестность, усердие.

Таким образом, можно выделить различные модификации, выражающие уровень зрелости культуры личности . Исходя из степени выраженности подсистем, компонентов , особенно психологической, духовной, социальной, интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры , правомерно выделить следующие основные модификации культуры личности : неразвитая культура личности ; сложившаяся в основном культура личности ; зрелая культура личности . Основанием для такого выделения служат количественные и качественные предпосылки: а)определённый объем подсистем, компонентов и качеств личности ; б)степень их усвоенности (насколько они прочно стали достоянием личности конкретного человека); в)направленность личности на определённые виды деятельности (для учащегося – на умственную деятельность); г) определённый уровень социальной активности; д) эффективность, результативность деятельности личности.

Основными показателями неразвитости культуры личности являются 1)ограниченный объем компонентов и качеств; 2)осознание своей личности как телесной, психологической, духовной, социальной сущности на уровне обыденного сознания; 3)примитивный, сумбурный характер мышления, отсутствие чётких ценностных ориентаций , в содержании которых в основном господствуют слабо осознанные, подчас, на уровне инстинкта, эмоции (возмущение, страх, гнев, отчаяние, агрессивность, ненависть, безобразное, низменное) ; 4)доминирование субъективных взглядов над объективным содержанием культуры личности , в частности, человек – серая безликость становится интеллектуальным пассивным потребителем.

Сложившаяся в основном культура личности . Формирование культуры личности – это сознательный, целенаправленный, систематический, целостный противоречивый процесс возникновения, функционирования, развития и совершенствования всех компонентов культуры личности , формирующихся у различных людей в различных условиях по-разному. Но это заметный переход от неразвитой культуры к зрелой культуры личности .

Зрелая культура личности – это высшая ступень в развитии личности, которая отличается наиболее прочным развитием всех компонентов всех компонентов структуры культуры личности , предельной степенью социальной активности. Зрелость культуры личности – это постоянная готовность на основе убеждений к нравственно-осознанному социальному действию, умение пользоваться знаниями, узнавать и различать добро и зло, способность принимать решения, способность к самостоятельности и соответственной деятельности.