Любовь — пожалуй, самое загадочное из всех человеческих чувств. Она является источником и мощным преобразователем жизненной энергии, облагораживает и активизирует человека. Порой любовь бывает трагичной, неразделённой, непонятой. Но от этого чувство не исчезает — оно лишь разгорается адским пламенем. В творчестве любого писателя и поэта тема любви занимает значительное место. Не представляет исключения и роман Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Отношения главных героев произведения: Григория, Аксиньи и Натальи — образуют классический любовный треугольник, где самой страдающей стороной является, на мой взгляд, Аксинья. Её судьба сложилась драматически: изнасилованная отцом, она была выдана замуж за Степана Астахова. Муж жестоко избивал её. Заваленная работой, одинокая, лишённая ласки, вдали от родных, она покорно несла безрадостное бремя.

Неутолённая жажда счастья нашла у Аксиньи выход в её чувстве к Григорию Мелехову. Эта любовь стала для неё и радостью, и горем — единственным смыслом и оправданием жизни. «Нынче что-то есть радостное. Что же? Григорий: Гриша», — зарождающееся чувство пугало Аксинью, она всеми силами старалась подавить его. Будучи женщиной красивой, она вызывала всеобщее восхищение. Но именно этой героине судьба уготовила очень тяжёлую долю.

Пытаясь переступить через принятые в её среде моральные и семейные нормы, с каждым днём и часом Аксинья всё более и более влюблялась в Григория всем своим истосковавшимся сердцем («Испепеляя щёки, сжигал её беспокойный румянец»).

Их любовь была страстной и пылкой, но для Аксиньи она имела иное значение, чем для Григория. Он — ещё юноша, весёлый «взглагольный» парень; для него любовь к Аксинье — это прежде всего чувственное влечение к красивой женщине. За плечами героини уже много всего: страшная драма надругательства, три года тяжкого замужества. Для неё Григорий — единственная отдушина в постылой жизни («За всю жизнь да горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!»).

Чувство Аксиньи к Григорию оказалось воплощением любви жертвенной, самоотверженной, пренебрегающей и властью традиций, и мнением окружающих, и тяготами жизни («Помнишь, и тебе давно говорила, что пойду за тобой хучь на край света»). Она смогла выдержать всё, ничто не могло сломить её духа: ни изнурительная работа, ни побои Степана Астахова, ни горькая связь с Листницким, ни гражданская война.

Не уступает Аксинье в силе любви и другая героиня «Тихого Дона» — Наталья Мелехова. Шолохов индивидуализирует Наталью, подчёркивает её доверчивую, стеснительную, грациозную натуру. Судьба этой героини, как и судьба Аксиньи, трагична: она выходит замуж за любимого, но не любящего её Григория Мелехова, подчиняясь порыву сердца, сильному и смелому; из-за разрыва с мужем она пытается покончить с собой, впоследствии заболевает тифом и наконец умирает, избавясь от ребёнка, которого носила под сердцем. В Наталье чувства обиды, горечи постоянно боролись с преданной любовью к мужу.

В отличие от Аксиньи, Наталья сдержанна в своих чувствах, Хотя искренность, жертвенность и преданность отличают любовь обеих этих женщин. «Тихая», но сильная любовь Натальи к Григорию была обречена на гибель. Хотя внешне всё было мирно, она чувствовала, что муж тяготится ею.

Григорий много раз предавал Наталью, но она, даже будучи оскорблённой, остаётся верной своему супругу, своей любви, несмотря на пересуды окружающих.

Сам Григорий Мелехов любит обеих женщин по-разному. К Аксинье он испытывает безудержную страсть, от которой теряет голову, забывает о своих обязанностях отца и мужа. Его любовь к Наталье иная — это прежде всего уважение к женщине нежной, хрупкой и чистой.

Мелехов мучается от сознания собственной вины как перед женой, так и перед Аксиньей. Однако именно любовь спасает его от отчаяния, жестокости, придаёт ему сил для борьбы с грязью и кровью войны.

Таким образом, именно в любви по-настоящему раскрывается характер героев романа Шолохова «Тихий Дон». Любовь становится жизненным испытанием, в котором выверяются нравственные силы человека. Мне кажется, что, несмотря на драматичную судьбу, герои романа всё-таки не были обделены жизнью, им довелось испытать редкое и прекрасное чувство, а встретившиеся на этом пути препятствия лишь острее позволили им ощутить вкус счастья.

В судьбе Григория Мелехова, главного героя «Тихого Дона», значительную роль сыграли две женщины, не считая матери. Эти женщины — его возлюбленная Аксинья и жена Наталья.

В судьбах той и другой немало общего. Обе они свою жизнь посвятили единственному любимому мужчине — Григорию, обе подарили ему детей, обе жертвовали собой, страдали. Обе красивы и хозяйственны, добры и ласковы, обе — прекрасные матери.

Казалось бы, одна из них должна выйти победительницей в борьбе за свою любовь и стать счастливой. Конечно, Григорий всегда выбирает Аксинью и стремится только к ней, но и Наталью он по-своему любит. Поэтому не может быть счастлива ни Наталья, которая знает силу привязанности своего мужа к сопернице, ни Аксинья, счастье которой никогда не будет абсолютным, она вынуждена воровать его. Она всегда знала, что у Григория есть семья, которую он не оставит.

Ни одна из двух женщин ни за какие блага в мире не согласилась бы отказаться от своего чувства. Ведь, как ни горька бывает любовь, мы всегда храним ее очень бережно. И сколько бы разочарований она нам ни приносила, мы больше ценим и лучше запоминаем редкие моменты радости. Так и Наталья с Аксиньей любили, прощали, отдавали себя и свою душу любимому, не оглядываясь назад, не загадывая наперед, живя одним моментом.

Гораздо интереснее, чем говорить об и так очевидных чувствах двух женщин, разобраться в том, что чувствует сам Григорий. Поначалу его любовь к Аксинье — лишь безрассудное юношеское увлечение. Его не останавливают такие условные преграды, как замужество Аксиньи. Он идет напролом, добиваясь своей цели, но еще нет в нем места серьезному чувству. Недаром он так легко принимает решение расстаться с Аксиньей, когда улаживается вопрос о его женитьбе на Наталье. Только после свадьбы он осознает, насколько ему дорога Аксинья.

Они уже никогда не смогут забыть друг друга, никогда не смогут разойтись навсегда, но их отношения всегда будут напоминать течение бурной реки. И Аксинья, и Григорий — натуры страстные, несдержанные. Это помогло им преодолеть псе преграды в борьбе за свою любовь, но это же часто и мешало. Они изменяли друг другу, уходили один от другого, пытались бороться с собой. Но все же две эти души находились в такой гармонии, что им невозможно было разлучиться. Это была уже одна душа. Поэтому в самые сложные моменты своей нелегкой жизни Григорий приходит к Аксинье. Поэтому он забирает се с собой и когда уходит из дому, и когда служит в армии, и когда идет в отступление. Часто он обращается с ней пренебрежительно, особенно в начале их отношений. Только эта напускная грубость не может скрыть его нежности к Аксинье. Это так ясно видно в сцене, когда она рожает ребенка. Григорий вначале кричит на нее на чем свет стоит: «чертова сволочь!». И тут же: «Аксютка, горлинка моя!..» Она так на всю жизнь и осталась его «горлинкой», «иезабудиой». Она всегда поддерживала его, заботилась. Не кто иной, как Аксинья, стала матерью его детям после смерти Натальи. Ее он взял с собой, когда пришел из отряда Фомина. Смерть Аксиньи подкосила его, потому что именно эта женщина была тем стержнем, который не позволял Григорию сломаться даже в те дни, когда он смертельно устал от войны.

Смерть Натальи, как это ни странно, также стала для Григория очень тяжелым испытанием, поколебавшим даже его любовь к Аксинье. Ведь именно <>на, правда, косвенным образом, ускорила смерть Натальи. Та пошла к бабке избавляться от ребенка после разговора с Аксиньей. Кстати, и косой себя Наталья покалечила после того, как побывала у Аксиньи. С первого взгляда кажется, что Аксинья была тем человеком, который сломал жизнь Натальи. Но, с другой стороны, большая часть вины лежит на Мелеховых, насильно женивших сына, и на самом Григории.

Наталья при сватовстве показалась ему привлекательной, но он не испытывал к ней никаких чувств. На свадьбе и после нее они были словно чужие. Однажды Григорий честно признался Наталье, что не любит ее. Только дети много лет спустя послужили тем мостиком, который связал его с Натальей. Пусть он никогда не любил ее так, как Аксинью, пусть никогда не ценил ее преданности так, как преданности Аксиньи, но она была матерью его детей, он прожил с ней много лет. Сами того не желая, люди, много лет живущие бок о бок, становятся родными. Смерть Натальи не могла сломить Григория, как гибель Аксиньи, но это была смерть близкого, очень близкого человека. Может быть, Григорий сам не ожидал, что будет переживать уход Натальи так тяжело. И никогда он так до конца и не осознал, как он был привязан к Наталье. Так и не почувствовал, что ровный свет ее любви грел его много лет.

Он любил двух этих женщин. Одну — как возлюбленную, другую — как мать своих детей. Хотя, если посмотреть с другой стороны, ведь и Аксинья родила ему девочку, а Наталья была его возлюбленной. Видимо, каждая из них в отдельности не могла дать Григорию то, чего ждет мужчина от женщины. Вместе они сделали его жизнь полноценной, полнокровной. Судьба Григория неотделима от этих двух трагических судеб, посвященных ему.

Две любви Григория Мелехова. Было у Григория Мелехова за всю его жизнь только две любви - Наталья и Аксинья. На первый взгляд, это разные личности, разные характеры и судьбы. Как противоположные берега одной реки. «Реки» по имени Григорий. На первый же взгляд, Григорий - это единственное общее, что между ними есть. Так ли это?

Наталья - дочь Мирона Григорьевича, хозяина первого в хуторе куреня, любящего и понимающего отца. Аксинью же, шестнадцати лет от роду, изнасиловал отец, которого за это впоследствии до смерти забили жена с сыном.

Наталья вышла замуж по любви, по собственному желанию («Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!»). Не выгодно было Мирону Григорьевичу отдавать дочь за Мелехова, можно было и богаче жениха сыскать, не бабника. Но «Наталья - старшая дочь - была у отца любимицей, оттого не теснил ее выбором». Аксинью «выдали за Степана в 17 лет. Семья, оставшаяся без хозяина, не очень-то спрашивала порченую девку, хочет ли она замуж».

Мелеховы сразу приняли Наталью: «Поспись, поспись, моя ча-дунюшка! Чего вскочила?.. Иди позорюй, без тебя управимся», - так ласково щебетала Ильинична. А Аксинью на другой день после гульбы рано разбудила свекровь: «…Взяли мы тебя не кохаться да не вылеживаться… хозяйство ты к рукам бери, за тобой оно ляжет».

Так по-разному начиналась жизнь у Натальи и Аксиньи. Казалось бы, нет ничего общего между ними, а на самом деле вышло, что есть.

Гришка, этот черный ласковый парень, оказался искрой, которая зажгла сердца обеих женщин. Этот пламень и «выкрасил» их, таких разных, в один - огненный - цвет. Горят им одинаково и пылкая Аксинья, и «на крыге зачатая» Наталья. Мы уже не замечаем разницы в мелочах, в том, как «гордо и высоко несет свою счастливую, но срамную голову» Аксинья и как жалко выглядит! Наталья со слегка склоненной набок головой. На первый план вы-I ходит то большое, что объединило их.

Каждая из них посвятила свою жизнь одному ненаглядному.

Ради него одна всю жизнь прожила в чужой семье (ведь Мелеховы без Григория были чужими для Натальи) в надежде на то, что вернется он, законный. Другая где только не жила, чтобы быть с ним, не имела семьи при живом муже. Обе женщины расцветают, когда Григорий рядом, а когда оставляет, их сотрясают одинаковые рыдания. Самым дорогим, кроме самого Григория, и для Аксиньи, и для Натальи являются его дети; Аксинье все равно, что дети - не ее, она их искренне любит, видя в них Гришку, в трудную минуту заменяет им мать.

Из-за него, Гришки, терпят Аксинья и Наталья не только душевные страдания (Аксинья страдает оттого, что не может жить с любимым по-людски. Наталья получила первые удары вскоре после свадьбы, когда услышала: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…»), но и физические: Аксинья заболела тифом, когда поехала с Григорием в отступление. Наталья пыталась покончить с собой.

И Аксинья, и Наталья остаются верными избраннику до конца дней своих. Причем и смерть обеих связана с Григорием. Наталья, оскорбленная, ослепленная горечью, не захотела родить от Григория и умерла. Аксинья погибает от шальной пули в пути на Кубань, куда повел ее Григорий начать новую жизнь.

Выходит, у Аксиньи с Натальей, несмотря на кажущиеся различия, есть нечто общее, что накрепко связывает их. Аксинья и Наталья - две стороны одного треугольника (третья - Григорий). Их судьбы сошлись из-за любви й уже больше не расходились. Более того, мы видим, что, потеряв жену, Григорий вдруг почувствовал к Аксинье какую-то отчужденность». После смерти Натальи прошло не так уж много времени, как погибла Аксинья. Все кончилось и для Мелехова.

Наталья и Аксинья - как два берега: один - пологий, другой - крутой. Только омываемы они водами одной и той же реки, которая растит на этих берегах одни и те же травы, одинаково ласкает в хорошую погоду, одинаково больно режет льдинами весной.-

Любовь в жизни Григория Мелехова. В эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» реалистично и вместе с тем трогательно изображена история жиз­ни одного человека, пережившего те же катастрофы, взлеты и падения, что и вся страна, в которой он ро­дился и жил.

Главный герой романа Григорий Мелехов на про­тяжении всего произведения вынужден делать вы­бор. Он поставлен в такие условия, когда невозмож­но быть уверенным в своей правоте, когда решение принимается скорее по совести, по велению души, нежели исходя из логических построений. Далеко не всегда Григорий оказывается прав. Он совершает много ошибок, иногда переступает через собственные принципы. Жизнь Мелехова - яркий пример суще­ствования мятущейся души, которая так и не смогла найти своего места в этом мире.

Трагизм судьбы Григория Мелехова усиливает другая линия романа, а именно личная жизнь каза­ка. Он не только не может разобраться с политиче­скими вопросами, но и сердцем со своим не может сладить. С дней своей молодости он всем сердцем лю­бит Аксинью Астахову, жену своего соседа. Но он женат на другой - на Наталье. После многих собы­тий в семье воцарился мир, появились дети, но к ней он так и остается холоден. Не достает жене той стра­стности, которая привлекала Мелехова в Аксинье. Григорий так и говорит: «Холодная ты, Наталья». В сердце Григория постоянно Аксинья. «В нем цве­ло, бродило чувство, он любил Аксинью прежней из­нуряющей любовью, он ощущал это всем телом, каж­дым толчком сердца, и в то же время сознавал перед его глазами, что это сон. И радовался сну, и прини­мал его, как жизнь». История любви пронизывает весь роман. Куда бы Григорий ни бежал, как бы ни пытался порвать с этой женщиной, всегда пути их опять сходятся. И до женитьбы, несмотря на все угро­зы отца, и во время военных действий, когда жизнь Григория и Натальи уже наладилась, и после смерти жены.

Но и здесь главный герой разрывается между двух огней. С одной стороны, дом, семья, дети, с другой сто­роны, любимая женщина. В кровавом круговороте ис­чезло все: родители, жена, дочь, брат, любимая жен­щина. В самом конце романа устами Аксиньи, объясняющей Мишатке, кто его отец, говорит писа­тель: «Никакой он не бандит, твой отец. Он так… не­счастный человек». Сколько понимания, сочувствия в этих словах! Именно чувство к Аксинье было един­ственной по-настоящему искренней и глубокой при­вязанностью Мелехова. После гибели Аксиньи Меле­хов становится непоправимо одиноким. Совершенно один, тихо покачиваясь, стоит на коленях Григорий возле могилы Аксиньи. Тишину не нарушают ни шум сражений, ни звуки старинной казачьей песни. Толь­ко «черное солнце» светит здесь одному Григорию.

Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру по­правлять волосы, ее улыбку, интонации голоса... М. Шолохов. Тихий Дон В судьбе главного героя романа «Тихий Дон» было две женщины - Аксинья и Наталья. Обе они безмерно люби­ли Григория и обе были для него по-своему дороги. Какими разными, на первый взгляд, кажутся нам эти женщины: у каждой свой характер, своя судьба. Но на­крепко связала их жизнь и имя любимого человека - так, что чем дальше, тем ближе они кажутся друг другу. Влюбившись в Аксинью, ответившую ему взаимностью, Григорий вызвал пересуды в хуторе и ссоры в семье - это была зазорная любовь к чужой жене. Непростая была жизнь у Аксиньи до соединения с Мелеховым: в шестнад­цать лет над ней поглумился отец, а через год ее насильно выдали замуж за Степана Астахова, любившего выпить и погулять, ленивого и способного поднять руку на женщи­ну. Мало радости видела Аксинья в новой семье: изнури­тельный труд, побои мужа, смерть ребенка. Тем ярче вспых­нула любовь этой писаной красавицы к молодому, смелому и ласковому Григорию. Наталья выросла в зажиточной семье, любящей и по­нимающей ее. Девушку не неволили в выборе жениха, по­этому замуж она вышла по любви: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!» И пошла - за небогатого, «турка», с грехом за плечами. В новой семье невестку лю­били и даже баловали, но очень скоро Наталья поняла, что по-прежнему ее законный муж Гриша привязан к Акси­нье: «Не люблю я тебя, Наташка, не гневайся». Тут уж сердись не сердись, а ничего не изменишь. И Наталья, бес­конечно любящая мужа, молча страдает, прощает ему из­мены, всегда ждет его возвращения. Терпеливая, доброже­лательная, отзывчивая, она находит утешение в детях. Обе эти женщины, отдавшие Григорию свое сердце, свою самоотверженную любовь, по-своему дороги ему, и обеим он причиняет горе, боль и страдания, не желая того. Акси­нья заболевает тифом во время поездки с Мелеховым в отступление, Наталья, не выдержав душевных мук, в отча­янии пытается покончить жизнь самоубийством. Григо­рий невольно становится виновным даже в смерти люби­мых женщин, но и его жизнь рушится и теряет смысл с их гибелью. И Аксинье, и Наталье Григорий Мелехов принес много страданий, но он явился и светом, путеводной звездой их жизни. Они сами выбрали этот путь и самоотверженно шли по нему до конца. Эти женщины не боялись трудно­стей, ради любимого человека были готовы на жертвы. Ведь не зря же Наталья прощала Григорию его уходы к другой, а Аксинье дороже всех после ненаглядного, милого Гриши были его дети - чужие ей по крови, но родные по знакомым чертам любимого в их лицах. Искренне и са­мозабвенно любит она мелеховских малышей и в трудную минуту заменяет им мать. Через образы Аксиньи и Натальи не только ярче и многограннее проявляется неоднозначная и беспокойная личность Григория Мелехова, но и раскрывается духовная красота, стойкость, высокие моральные качества донских казачек, их способность к бескорыстной и самоотвержен­ной любви, что делает эти образы незабываемыми для чи­тателя.