Механизм голосообразования строение и функции голосового аппарата. Перстнечерпаловидный парный, образован суставными поверхностями на основании черпаловидного и на пластинке перстневидного хряща. Движение в суставе - вокруг вертикальной оси, при этом гол

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату. Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения. Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами. К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и речи. Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:


Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других. Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека. И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука. На своем пути воздух проходит через голосовые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены - воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук. А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи - та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные). В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность. Именно эти признаки выступают основой фонем системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык. Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците голосовых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

ученица Карасева Ольга, руководитель Колесникова Наталья Михайловна

В работе освещаются основные вопросы:

2.1.1. Гортань- центральный звукообразующий орган;

2.1.2. Дыхательный аппарат. Диафрагма- основная дыхательная

2.1.3. Артикуляционные органы. Резонаторы.

2.1.4. Ротовая полость.

2.1.5. Механизм звукообразования в пении.

продолжительность).

2.2. Певческая установка.

Период мутации.

2.3.2.Мутация у девочек и у мальчиков.

2.3.3. Значение пения в период мутации.

2.4.Вокальный и музыкальный слух.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Выполнила:

Преподаватель вокально- хоровых дисциплин

Колесникова Наталья Михайловна

2009 г.

План:

  1. Введение. Разговорный и певческий голос.

Значение пения в жизни человека.

2.1.1. Гортань- центральный звукообразующий орган;

2.1.2. Дыхательный аппарат. Диафрагма- основная дыхательная

Мышца;

2.1.3. Артикуляционные органы. Резонаторы.

2.1.4. Ротовая полость.

2.1.5. Механизм звукообразования в пении.

Продолжительность).

2.2. Певческая установка.

  1. Возрастные особенности развития голосового аппарата.

Период мутации.

2.3.2.Мутация у девочек и у мальчиков.

2.3.3. Значение пения в период мутации.

  1. Вокальный и музыкальный слух.

Пение оказывает огромное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом- этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно- сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной системой, укрепляет свое здоровье. В Японии, например, где широко распространена дыхательная гимнастика, редко встречается инфаркт миокарда. Пение требует также артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечеткой, неясной, до слушающего не доносится главный компонент речи- ее содержание. Правильная ясная речь характеризует и правильное мышление.

Из всего сказанного, имеющего отношение главным образом к физиологической стороне пения, вытекает, что пение в жизни человека должно занимать не последнее место.

О том, какое значение имеет участие возможно большего количества органов чувств для успешного овладения навыками в педагогике, было известно еще со времен замечательного славянского педагога Я. А. Каменского, «золотое правило» которого гласило примерно так: насколько можно, предоставлять чувствам: видимое- зрению, слышимое- слуху, обоняемое- обонянию, вкушаемое- вкусу, осязаемое- осязанию, а если что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно предоставлять нескольким чувствам. Это правило затем повторялось другими великими педагогами- И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинским- и отразилось в учении И. П. Павлова (динамический стереотип) и А.А.Ухтомского («созвездие центров»). К сожалению, педагоги прошлого не знали о том, что у человека есть еще шестое чувство, так называемое мышечно- суставное. После исследований И.М.Сеченого, И. П.Павлова и Н. И. Красногорского (1910) мышечно- суставное чувство стали называть «двигательным анализатором»; он играет большую роль в становлении как разговорного, так и певческого голоса.

Ребенок уже к концу второго года жизни овладевает речью, у него появляется речевой голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство).

Импульсы, идущие от этих органов в слуховую, зрительную и двигательную зоны коры мозга, создают так называемую обратную связь, благодаря которой возможна коррекция движений речевого аппарата. На этом основано исправление речи логопедами, чтение с губ глухими. Значительно труднее дело обстоит со становлением певческого голоса, при этом «золотое правило» оказывается суженным. Зрение не помогает видеть работу внутренних мышц гортани, слепые не видят и движений артикуляционного аппарата, а поют они в интонационном отношении не хуже зрячих. Артикуляционный аппарат с его ощущением движений при пении играет не главную, а вспомогательную роль: петь можно и с закрытым ртом. Главную роль в пении совместно с дыханием выполняет гортань. Поэтому для певца важно знать физиологическое строение своего певческого аппарата.Ведь процесс пения- суть движений различных групп мышц. В результате длительной и регулярной тренировки они могут стать в той или иной степени автоматизированными, т.е. навыками. Ссылаясь на учение И.И.Павлова, можно заключить, что общие законы формирования условных рефлексов относятся и к певческим навыкам, двигательным по своей природе.

Рассмотрим подробнее строение голосового аппарата и особенности его функционирования в пении. Основными частями голосового аппарата человека являются: дыхательный аппарат- легкие с дыхательными мышцами, гортань с голосовыми связками, где зарождается звук, и артикуляционный аппарат- совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости. Деятельность голосового аппарата в целом подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга.

Гортань- центральный звукообразующий орган. Она выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосовую. Все они сопряжены с движениями голосовых складок- основной группы гортани. Гортань имеет тесную связь с центральной нервной системой. Она представляет собой сложное образование, состоящее из хрящей, мышц и связок. Положение гортани в процессе ее функционирования не остается постоянным: при глотании она значительно поднимается, при выдохе и вдохе соответственно слегка поднимается и опускается. В вокальной практике положение гортани придается большое значение. Размер гортани зависит от пола, возраста и индивидуальных особенностей человека. У мужчин она примерно на 1\3 больше, чем у женщин. Хрящи женской гортани имеют меньшую толщину. Рост гортани в процессе развития организма неравномерен. У мальчиков интенсивный рост происходит в первые ти месяца рождения, а также на 8-9-м месяцах; у девочек- от 1-го до 7-го месяца первого года жизни.

Затем объем и форма гортани мало изменяются. От 3 до 14 лет, т. е. до периода мутации, развитие происходит медленно, постепенно. В период мутации рост ее становится более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на 2\3, а у девочек- на 1\2. К 12-13 годам длина голосовых сладок мальчиков равна 13-14 мм; в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм, а к 25 годам достигает 22-25 мм. У девочек в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее, и у взрослых женщин они достигают 18-20 мм.

Дыхательный аппарат- легкие с дыхательными мышцами. Основание грудной клетки составляет диафрагма- мощная дыхательная мышца, состоящая из поперечно- полосатых мышц. При вдохе она опускается вниз, при выдохе поднимается. Она работает как поршень и является главным регулятором подсвязочного давления в речи и пении.

К артикуляционным органом относятся ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью губами, а также глотка и гортань. Роль резонаторов в человеческом голосовом аппарате выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающие голосовые связки сверху и снизу. Отсюда и название: верхние и нижние. Нижними резонаторами являются трахеи и бронхи. Они придают голосу грудное резонирование, полноту и объемность. То, что находится над голосовыми складками относится к верхним резонаторам. Это глотка и ротовая полость. Верхние резонаторы, к которым относится также и носовая полость, в целом усиливают голос, возникший в гортани, сообщая звуку головное резонирование, значительно влияют на его тембр.

Твердое и мягкое небо с передними зубами- резцами образуют небный свод, строение которого также оказывает свое влияние на тембровые качества голоса. Замечено, что у хороших певцов строение небного свода отличается строгой симметричностью. Ротовая полость сзади широким отверстием- зевом открывается в средний отдел глотки. При пении зев расширяется. Таким образом, благодаря изменениям объема и формы ротового и глоточного резонаторов акустическая настройка их меняется и образуются различные гласные и согласные звуки. Кроме того, именно в речевом тракте создаются определенные резонансные условия, определяющие тембровые особенности голоса.

Звукообразование в певческом голосе является результатом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с голосовыми складками. Механизм звукообразования- чрезвычайно сложный процесс. К моменту начала фонации голосовые складки сближаются и плотно смыкаются. В качестве активной действующей силы в этом процессе выступает напор дыхательной струи. Чем сильнее

натягиваются и сжимаются голосовые складки, тем больше частота их колебания, тем выше голос, и. наоборот. Т.е. Частота их колебаний определяется свойствами тканей голосовых складок в зависимости от их напряжения. Дыхательная система обеспечивает внешнюю силу, действующую на голосовые складки. Эта сила раздвигает складки и она же вызывает обратный эффект, когда складки открыты.

Звуки певческого голоса обладают следующими физическими свойствами: высотой, тембром, силой и продолжительностью. Высота певческого звука определяется частотой колебаний голосовых складок. Тембр и звуковысотный диапазон голоса у каждого певца свой и зависит от природных анатомо- физиологических особенностей его голосового аппарата. Сила певческого звука определяется величиной размаха движений голосовых складок- амплитудой их колебаний. Известно, что чем больше амплитуда, тем сильнее звук. Амплитуда колебания зависит от силы сокращения голосовых мышц, от величины воздушного потока подсвязочного воздуха, а также от состояния и взаимного расположения резонаторных частей.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслаблено; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Приблизительно с 13 лет, иногда раньше иногда позже у подростков начинается период мутации (перемены) голоса, совпадающий с началом полового созревания. И.И. Мечников назвал этот период в жизни человека дисгармоничным, поскольку половое развитие опережает общее физическое созревание организма. Дисгармонично происходит и рост отдельных частей голосового аппарата подростка. Например, голосовые связки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, потому что гортань больше растет в продольном направлении, чем в поперечном, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у взрослого юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста происходит дискоординация и в совместной работе дыхания и гортани.

Следует отметить, что у девочек мутационный период протекает более гладко, чем у мальчиков. Но и у обоих в голосе может появиться сипота, иногда покраснение связок. Период мутации продолжается 1-1,5, иногда- 2. У девочек диапазон не претерпевает больших изменений, голос приобретает грудное звучание, становится более сильным; переход от детского фальцетного звучания на грудной дается легче. У мальчиков голос понижается на октаву и даже больше.

Рост частей гортани и координация ее работы с дыхательным аппаратом и резонаторами протекают гораздо равномернее и глаже,

если школьник и до мутации, и в самом начале ее все время занимается пением. Еще Ламарк полтораста лет тому назад выдвинул правильное положение: все, что упражняется,- развивается, все, что не упражняется,- разрушается. Затем это было повторено отцом лечебной физкультуры П. Ф.Лесгафтом, а на современном физиологическом языке звучит так: все, что не упражняется, - атрофируется от бездействия (Фарфель).

Великие певцы Л. В. Собинов и Е. И. Богданович пели и в гимназическом хоре, и в студенческом хоре при Московском университете; А. В. Нежданова пела с 1 класса до окончания гимназии.

Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата, ему прежде всего должно быть уделено внимание при воспитании голоса. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, как об этом часто пишут, а его развитие и воспитание должны идти всегда впереди. Формула для музыканта: «вижу, слышу, играю»- с заменой последнего слова на «пою» не теряет своего значения и для певца. Слух нужно развивать и воспитывать не только в отношении звуковысотного различения, но и в гармоническом отношении. Для различения звуковых красок, нюансировки.

К сожалению, наше ухо часто бывает беззащитным против вредных влияний окружающей среды. Если к нам в рот попадает что-нибудь несъедобное, мы его выплевываем, если перед глазами появляется неприятная картина, мы глаза закрываем. Но если что-нибудь неприятное действует на наш слух, то от этого не спасает даже вата. Много беспокойства причиняют слуху и различные передачи, музыка, включенные с сильной громкостью. Это со временем снижает слуховой порог и может даже привести к полной глухоте.

В связи со всем сказанным выше, особое внимание следует уделить охране голосового аппарата. Для этого необходимо знать и соблюдать основные правила:

  1. знать и правильно понимать основы анатомии и физиологии голосового аппарата;
  2. максимально бережно относиться к своему голосу;
  3. вести здоровый образ жизни, не поддаваясь вредным привычкам (курению, спиртному и т.д.), что в итоге приводит к патологиям всего голосового аппарата;

Литература:

  1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе.

М: 2000.

  1. Вопросы вокальной педагогики: Вып.5.- М., 1976.
  2. Вебров А. М. Техника постановки голоса.- 2-е изд.- М., 1996.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка.- М., 1968.
  4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики.- М.- 1968.
  5. Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе.- М. , 1969.
  6. Канторович В. С. Гигина голоса.- М.- 1988.
  7. Малинина Е. М. вокальное воспитание детей.- Л.- 1987.
  8. Морозов В. П. Вокальный слух и голос.- М., Л., 1965.
  9. Назаренко И. К. Искусство пения.- М., 1968.
  10. Орлова Н. Д. О детском голосе.- М., 1966.
  11. Стулова Г. П. Хоровой класс (теория и практика вокальной

работы в детском хоре). «Музыка»- М: Просвещение, 1988 г.

  1. Тевлина В. К. Вокально- хоровая работа\\ Музыкальное воспитание в школе: вып.15.- М., 1982.
  2. Шацкая В. Н. Детский голос: экспериментальные исследования.

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани . Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе .

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань , а две - верхнюю (larynx) и нижнюю (syrynx) . Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха .

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса .

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока .

Голосовой аппарат человека

Заболевания

  • острый ларингит, который возникает в результате перегревания, переохлаждения, приёма горячей или чрезмерно холодной пищи, воды, действия газов, дыма или других примесей в воздухе.
  • неврозы, возникающие из-за перенапряжения центральной нервной системы (стресс, нервный срыв, сильный испуг)
  • хронический насморк
  • аденоиды
  • полипы носа
  • заболевания придаточных пазух носа
  • заболевания трахеи
  • бронхов и лёгких

Также вследствие курения происходит обжиг слизистой оболочки гортани и дыхательных путей, появление отёчности, кровоизлияний, утолщений, узлов и полипов голосовых связок

Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое.

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные) . Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные) . Это трахея и бронхи.

Если мы правильно пользуемся резонаторами, правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

Различают три отдела: органы дыхания (механизм дыхания), подающий воздух к голосовой щели; гортань (источник звука) ,где помещаются голосовые складки (голосовые связки) ; артикуляционный аппарат с системой резонаторсных полостей, служащих для образования гласных и согласных звуков. В процессе речи и пения все отделы голосового аппарата работают взаимосвязанно. Энергию звуку сообщает дыхание.

Органы дыхания- это лёгкие с дыхательными путями и мышцами, осуществляющие процесс дыхания. Легкие состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой скопление пузырьков- альвеол, соединённых каналами,образующими систему бронхов. Бронхи правого и левого легкого соединяются в трахею,которая заканчивается гортанью. Бронхи и трахея составляют так называемое бронхиальное дерево.Легкие совместно с бронхами и трахеей вмещают 5-6 л воздуха.Обычный спокойный вдох равен примерно 0,5 л воздуха (дыхательный воздух). Глубокий вдох позволяет дополнительно вместить в легкие 1,5-1,8 л вохдуха(дополнительный воздух). Примерно столько же можно выдохнуть после спокойного выдоха (резервный воздух).Объем воздуха от максимального вдоха до максимального выдоха называется жизненной емкостью легких и равен от 3,5 до 4,5л. При вдохе мышци грудной клетки и диафрагмы расширяют грудную полость в вертикальном, боковом и передне-заднем направлениях, и воздух под воздействием атмосферного давления входит в легкие. Небольшее расширение грудной клетки и наполнение легких происходит в их нижней части за счёт снижения купола диафрагмы и расширения грудной клетки в области нижних ребер.

В пении принято различать несколько типов дыхания: костальное (грудное) с превалированием работы грудной клетки; абдоминальное (брюшное) с превалированием работы диафрагмы;костоабдоминальное (грудодиафрагмотическое, смешанное), в котором грудь и диафрагма учавствуют в равной степени,- клавикулярное (ключичное) дыхание, при котором преобладают движение верхних ребер, ключиц и плеч; в последнем виде дыхания участие диавразмы незначительное.

Гортань- представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования.Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука.В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух.Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.

Длина голосовых связок (складок) обычно зависит от типа голоса. Наибольшей длиной обладают складки баса - 24-25 мм.; баритон -22-24 мм;у тенора и меццо-сопрано -18-21мм; у сопрано - 14-19 мм. Толщина голосовых складок в напряженном состоянии 6-8 мм. Голосовые складки способны смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться.

Артикуляционный аппарат называется полостью, заключенная в упругие стенки,имеющая выходное отверстиеи отзывающаяся на определенные звуковые тоны. Система полостей, расположенная выше гортани, называется надставной трубкой. В нее входят глоточная полость,ротовая,носовая и придаточные полости носа.Благодаря резонатору этих полостей меняется тембр звука.

Бывают верхние и нижние резонаторы певческого аппарата. Верхние резонаторы,лежащие выше гортани:глотка,рот, нос, придаточные полости носа; нижние резонаторы- полости,лежащие ниже глотки: трахея и бронхи (бронхиальное дерево).Верхние резонаторы- придаточные полости носа и носовая полость- имеют стабильную форму и потому обладают неизменным резонатором. Резонанс ротовой и глоточной полостей меняется благодаря работе артикуляционного аппарата, в состав которого входят язык, губы и мягкое небо. Нижние резонаторы влияют на тембр, оказывают воздействие на колебание связок, способствуют повышению актичности их работы при наименьшей затрате энергии.

Высота звука- качество музыкального звука,зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колобаний в секунду).В музыкальном исполнении различают высоту абсолютную (настройка инструмента и певцов по эталону высоты- камертону). В пениивысота звука,образованного над связками, обусловлена частотой колебаний связок. Частота колебаний зависит от степени натяжения, толщины и длины связок. Колебательная работа складок-особая функция гортани. Частота их колебаний не зависит от дыхания.