Мировые полководцы. Великие русские полководцы. Полководцы Великой Отечественной Войны

Вторую Мировую войну называют "Войной моторов" - в этом есть истина, ведь в ней было задействовано огромное воличество танков, самолетов, автомашин и прочей техники. Если бы Германия соблюдала условия Версальского мирного договора 1919 года, то она не имела бы ни единой боевой машины.
Гитлер рискнул обойти это условие...

Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр» - немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны.
Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения на Курской дуге, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. На момент создания машина являлась сильнейшей по вооружению и бронированию среди всех танков мира; такое положение сохранялось как минимум до ноября 1943 года.

Основное оружие «Тигра I», 88-мм пушка KwK 36 L/56 вплоть до появления на поле боя советского ИС не имела сколько-нибудь существенных проблем в поражении любого бронеобъекта стран антигитлеровской коалиции на любых дистанциях боя и ракурсах.

Общее количество выпущенных машин - 1354 единицы

Panzerkampfwagen VI Ausf. B, «Тигр II», или нем. «Königstiger», «Королевский тигр» («Бенгальский тигр» на немецком) - немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков.

Tiger II вооружался очень точным длинноствольным 88мм. орудием длинной 71 калибр с максимальной эффективной дальностью стрельбы 10км и тремя пулемётами MG34/42. Tiger II мог подбить танки Sherman, Cromwell и T-34/85 с расстояния 3500 метров. Экипаж из пяти человек был защищён толстыми наклонными бронеплитами, что делало танк очень трудной мишенью. Только несколько орудий того времени могли уничтожить Tiger II на близкой дистанции. На сегодня не найдено ни одного документа или фотографии,
говорящей что передняя бронепанель башни Tiger II когда либо была пробита в боевых условиях.

Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».

«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Пантера») - немецкий средний танк периода Второй мировой войны.

По мнению ряда экспертов, «Пантера» является лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации.

Орудие KwK 42 имело мощную баллистику и на момент своего создания могло поражать практически все танки и САУ стран антигитлеровской коалиции. Лишь появившийся в середине 1944 года советский танк ИС-2 со спрямлённой ВЛД имел лобовое бронирование корпуса, надёжно защищавшее его от снарядов пушки «Пантеры» на основных дистанциях боя.

Лучше всего «Пантеры» проявили себя в активной обороне в виде засад, отстрела наступающих танков противника с больших дистанций, контратак, когда минимизируется влияние слабости бортовой брони. Особенно в этом качестве «Пантеры» преуспели в стеснённых обстоятельствах боя - в городах и горных проходах Италии, в зарослях живых изгородей (бокажах) в Нормандии. Противник был вынужден иметь дело только с солидной лобовой защитой «Пантеры», без возможности фланговой атаки для поражения слабой бортовой брони.

Ягдпантера (нем. Jagdpanther) - немецкая противотанковая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Оснащение Jagdpanther отличалось от Panther только выхлопной системой, конфигурацией люков и небольшим количеством механических деталей. Jagdpanther был вооружён превосходным длинноствольным 88мм. орудием Pak 43/3 L/71 (то же, что использовалось на Tiger II) и одним 7,92 мм. пулемётом, установленным в передней бронеплите.

Ягдпантера, была, безусловно, лучшим вариантом конверсии танка Pz.Kpfw V Panther, более того, она стала наиболее удачным противотанковым САУ II мировой войны, превосходившим по броневой защите все Советские САУ, и по всем параметрам все САУ союзников.

Panzerkampfwagen III - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год.

Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны до их полного уничтожения в боях. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на значительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода.

«Хетцер» (нем. Hetzer - «Егерь») или Jagdpanzer 38 - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка Pz.KpfW.38(t) в ноябре 1943 - январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий.

Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827

В качестве противотанкового средства 75-мм пушка PaK 39 обладала способностью поражения всех применявшихся во Второй мировой войне средних танков на нормальных дистанциях боя и несколько более ограниченными возможностями по борьбе с тяжёлыми танками.

Бронезащита «Хетцера» была резко дифференцированной: если верхняя лобовая бронедеталь (ВЛД) по меркам 1944 года имела бронезащиту бо́льшую, чем у средних танков 120 мм, то нижняя более чем в полтора раза уступала ей в толщине, а борта и корма корпуса были рассчитаны лишь на защиту от осколков и огня стрелкового оружия

Sturmgeschütz III - немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 самоходок с 75-мм орудиями).

В общем и целом, StuG III был довольно удачным штурмовым орудием, он использовался на всех фронтах как штурмовое орудие и как истребитель танков, как наступательное и как оборонительное оружие. Все версии Stug III имели низкий силуэт, что делало их трудной мишенью и опасным противником. Их экипажи считались элитой бронетанковых войск Германии и имели собственную форму серо-защитного цвета (вариант танковой формы). Stug III имели очень высокий показатель уничтоженных вражеских танков

Panzerkampfwagen IV - немецкий средний танк. Самый массовый танк вермахта (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса.

Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешутц IV, Штуг IV) - средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw IV.

Серийно выпускалась с декабря 1943 до капитуляции Германии, всего выпущено 1108 машин и ещё 31 переделали из танков. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 167. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка Pz Kpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси Pz Kpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.

Hummel (нем. Шмель) (15cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf)) - немецкая самоходная 150 мм гаубица.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года.

Jagdpanzer VI, также широко известный под названием Jagdtiger (нем. «Ягдтигр»), - немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.

Jagdtiger базировался на шасси и компонентах тяжёлого танка Tiger II (Королевский Тигр), но был вооружён 128мм. орудием Pak 44 L/55 (взятым с супертяжёлого танка "Maus") и двумя 7,92мм. пулемётами MG34/42. Орудие имело ограниченный траверс 10 градусов влево и вправо. Это орудие было самым большим и самым мощным противотанковым орудием Второй Мировой Войны. Максимальная дальность полёта снаряда - 22410 метров. Оно могло уничтожить любой из имеющихся в то время танков Союзников, с дистанции, намного превышающей дистанцию ведения огня на поражение любого имевшегося тогда противотанкового орудия Союзников. Орудие устанавливалось в расположенной по центру корпуса, тяжелобронированной надстройке. Боковые бронеплиты надстройки представляли из себя одно целое с боковыми бронеплитами корпуса.

Мощнейшая бронезащита, достигавшая 250 мм в лобовой проекции не пробивалась в упор самыми мощными пушками противника. Однако ценой этих достоинств была очень высокая масса САУ в 75 тонн. Как результат, сильно страдала её подвижность и надёжность.

Дж. Форти "Германская бронетехника во второй мировой войне". Воспоминания американского офицера:

"В1948 году,едва получив офицерские погоны,я получил назначение в Европу. И здесь, на месте бывших боёв в Арденнах, своими глазами увидел то, что когда то было целым полком "Шерманов". Повсюду, сколько хватало взгляда, виднелись перевёрнутые остовы американских танков с сорванными, искоруженными башнями и смятыми корпусами...Что же здесь произошло? Оказывается колонна "Шерманов" подверглась неожиданной атаке с правого фланга. Передовые танки были уничтожены, и тогда замыкающие остановились, повернувшись лицом к нападающему-и тем самым ускорили свою гибель. А уничтожил их... один Jagdtiger.
Его огромный корпус и тогда ещё грозно чернел на фоне фермы, возвышавшейся на холме. Наверно он был подбит с воздуха или же, что более вероятно, взорван экипажем после того, как у них закончились боеприпасы. С тех пор прошло 40 лет, но картина страшного побоища до сих пор стоит у меня перед глазами. Тогда я наглядно убедился в том, что может натворить один единственный истребитель танков."

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) - немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков.

САУ «Фердинанд» была разработана в 1942-1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина.

Боевое применение «Фердинандов» оставило двойственное впечатление. Мощнейшая 88-мм пушка идеально подходила для уничтожения бронетехники противника на любой дистанции боя, и экипажи немецких САУ действительно набирали весьма крупные счета уничтоженных и подбитых советских танков. Мощное бронирование делало «Фердинанд» практически неуязвимым для снарядов практически всех советских орудий при стрельбе в лоб.

С другой стороны, высокая защищённость «Фердинанда» в известной мере сыграла отрицательную роль в его судьбе. Вместо дальнобойного истребителя танков из-за массированного и точного огня советской артиллерии немецкое командование под Курском использовало «Фердинанды» в качестве острия тарана советской глубокоэшелонированной обороны, что было явной ошибкой.
Обездвиженные САУ становились лёгкой добычей пехоты, вооружённой средствами ближнего противотанкового боя, например, бутылками с зажигательной смесью.
Большая масса «Фердинанда» затрудняла его проход по многим мостам, хотя и не являлась запредельно большой, в особенности по сравнению с тяжёлым танком «Тигр II» и САУ «Ягдтигр». Большие габариты и малая подвижность «Фердинанда» не лучшим образом сказывались на живучести машины в условиях воздушного господства авиации союзников.

«Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название - 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI» (нем. Sturmpanzer VI) - германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий.

«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра».

Основным вооружением «Штурмтигра» являлся 380-мм корабельный реактивный бомбомёт Raketenwerfer 61.
Бомбомёт вёл огонь ракетами с твердотопливным двигателем, стабилизировавшимися в полёте за счёт вращения, достигавшегося за счёт наклонного расположения сопел её двигателя, а также вхождения выступов на корпусе ракеты в каналы нарезки ствола орудия. Начальная скорость ракеты на выходе из ствола составляла 300 м/с.

«Штурмтигры» успешно использовались для разрушения занятых англо-американскими войсками укреплений «Линии Зигфрида», а в отдельных эпизодах показали способность успешно бороться с танками противника. Так, в одном случае «Штурмтигру» удалось уничтожить одним выстрелом сразу три танка «Шерман»

«Маус» (нем. Maus - «мышь», также применялись наименования Panzerkampfwagen «Maus» и Porsche 205) - сверхтяжёлый танк, спроектированный в Третьем рейхе в период с 1942 по 1945 годы под руководством Фердинанда Порше. Является самым крупным по массе танком из всех, когда-либо воплощённых в металле (боевая масса - 188 тонн). Было построено всего два экземпляра машины, однако на заводе находилось еще 9 танков, которые были в различных стадиях готовности. На линию фронта эти танки не попали из-за своих размеров и веса. Позже им поручили задачу охранять Рейхсканцелярию и ОКХ в Вюнсдорфе, но они не смогли выполнить и это задание.

Хотя Первая мировая война ознаменовалась появлением танков, Вторая мировая показала настоящую неистовость этих механических чудовищ. Во время боевых действий они сыграли важную роль, как среди стран антигитлеровской коалиции, так и среди держав «оси». Обе противоборствующие стороны создали значительное количество танков. Ниже перечислены десять выдающихся танков Второй мировой войны – наиболее мощных машин данного периода из когда-либо построенных.
10. M4 «Шерман» (США)

Второй по массовости танк времён Второй мировой войны. Выпускался в США и некоторыми другими западными странами антигитлеровской коалиции в основном за счёт американской программы Ленд-лиз, которая обеспечила военную поддержку иностранных союзных держав. Средний танк «Шерман», имел стандартное 75-мм орудие с боезапасом в 90 снарядов и был снабжён относительно тонкой лобовой (51 мм) бронёй по сравнению с другими машинами того периода.

Разработанный в 1941 году, танк был назван в честь известного генерала Гражданской войны в США - Уильяма Т. Шермана. Машина участвовала в многочисленных сражениях и кампаниях с 1942 по 1945. Относительный недостаток огневой мощи был скомпенсирован огромным их количественным: около 50 тысяч «Шерманов» было произведено в течение Второй мировой войны.

9. «Шерман-Светлячок» (Великобритания)

Sherman Firefly - британский вариант танка М4 «Шерман», который был оснащён разрушительным 17-фунтовым противотанковым орудием, более мощным, чем исходная 75-мм пушка «Шермана». 17-фунтовка была достаточно разрушительной, чтобы повредить любые известные танки того времени. «Шерман-Светлячок» был одним из тех танков, что наводили ужас на страны «Оси» и характеризовался как одна из самых смертоносных боевых машин периода Второй мировой войны. Всего их было произведено больше 2 000 единиц.

PzKpfw V «Panther» - средний немецкий танк, появившийся на поле битвы в 1943 году и остававшийся до конца войны. Всего было создано 6 334 единиц. Танк развивал скорость до 55 км/ч, имел прочную 80-мм броню и был вооружён 75-мм орудием с боезапасом от 79 до 82 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов. Т-V был довольно мощным, чтобы повредить в то время любую вражескую машину. Он технически превосходил танки типов «Тигр» и Т-IV.

И хотя позже, Т-V «Пантера» была превзойдена многочисленными советскими Т-34, она оставалась серьёзным её противником до конца войны.

5. «Комета» IA 34 (Великобритания)

Одна из мощнейших боевых машин Великобритании и, вероятно, наиболее лучшее, что было использовано этой страной во Второй мировой войне. Танк был вооружён мощной 77-мм пушкой, которая являлась укорочённым вариантом 17-фунтового орудия. Толстая броня достигала 101 миллиметра. Однако «Комета» не оказала значительного влияния на ход Войны из-за позднего внедрения на поля сражений – примерно в 1944 году, когда немцы отступали.

Но как бы там, ни было, за время своего короткого срока эксплуатации эта военная машина показала свою эффективность и надёжность.

4. «Тигр I» (Германия)

«Тигр I» - немецкий тяжёлый танк, разработанный в 1942 году. Обладал мощнейшим 88-мм орудием с боезапасом в 92–120 снарядов. Успешно применялся как против воздушных, так и против наземных целей. Полное немецкое название этого зверя звучит как Panzerkampfwagen Tiger Ausf.E, союзники же называли эту машину просто «Тигр».

Разгонялся он до 38 км/ч и имел броню без наклона толщиной от 25 до 125 мм. Когда был создан в 1942, страдал от некоторых технических неполадок, но вскоре был избавлен от них, превратившись к 1943 году в безжалостного механического охотника.

«Тигр» был грозной машиной, что заставило союзников разрабатывать более совершённые танки. Он символизировал силу и мощь нацистской военной машины, и до середины войны ни один танк союзников не обладала достаточной прочностью и мощью для противостояния «Тигру» в прямом столкновении. Однако во время заключительного этапа Второй мировой войны, доминирование «Тигра» частенько оспаривалось лучше вооружёнными «Шерман-Светлячками» и советскими танками ИС-2.

3. ИС-2 «Иосиф Сталин» (Советский Союз)

Танк ИС-2 принадлежал к целому семейству тяжёлых танков типа «Иосиф Сталин». Имел характерную наклонную броню толщиной 120 мм и крупное 122-мм орудие. Лобовая броня была непробиваемой для снарядов немецких 88-мм противотанковых пушек на расстоянии более 1 километра. Его производство началось в 1944, всего было построено 2 252 танков семейства «ИС», из которых около половины - модификация ИС-2.

Во время Битвы за Берлин танки ИС-2 уничтожали целые немецкие здания с помощью осколочно-фугасных снарядов. Это был настоящий таран Красной Армии при продвижении к сердцу Берлина.

2. М26 «Першинг» (США)

США создали тяжёлый танк, который запоздало принял участие во Второй мировой войне. Разработан он был в 1944, общее количество выпущенных танков составило 2 212 единицы. «Першинг» был более сложной моделью в сравнении с «Шерманом», обладал более низким профилем и более крупными гусеницам, что обеспечивало машине лучшую устойчивость.
Основное орудие имело калибр в 90 миллиметров (к нему прилагалось 70 снарядов), довольно мощное, чтобы пробить броню «Тигра». «Першинг» обладал силой и мощью для лобовой атаки тех машин, что могли применять немцы или японцы. Но лишь 20 танков приняли участие в боевых действиях в Европе и совсем немногие были отправлены на Окинаву. После окончания Второй мировой войны «Першинги» приняли участие в Корейской войне и далее продолжали применяться в американских войсках. М26 «Першинг» мог бы изменить правила игры, если бы он был раньше брошен на поля сражения.

1. «Ягдпантера» (Германия)

Jagdpanther - один из наиболее мощных истребителей танков во Второй мировой войне. Был основан на шасси «Пантеры», начал эксплуатироваться в 1943 году, и прослужил до 1945 года. Вооружён 88-мм пушкой с 57 снарядами и имел 100-мм лобовую броню. Орудие сохраняло точность на расстоянии до трёх километров и обладало дульной скоростью свыше 1000 м/с.

В течение войны было построено лишь 415 танков. «Ягдпантеры» прошли боевой крещение 30 июля 1944 возле Сент-Мартин Де Буа, во Франции, где уничтожили одиннадцать танков «Черчилль» в течение двух минут. Техническое превосходство и передовая огневая мощь не оказала особого влияния на ход войны из-за позднего внедрения этих монстров.

Вермахту в 37-м году потребовался танк прорыва, который имел бы 50-миллиметровую броню и был в полтора раза тяжелее танка Pz Kpfw IV. Проектирование поручили машиностроительной компании Хеншель в городе Кассель.

Заказом от управления вооружений занялся Э. Адерс, начальник отдела новых разработок, которого впоследствии признали «отцом тигров» (Tigerfater). Его первой машиной стал DW1 (машина прорыва, Durchbruchswagen), изготовленный в единственном экземпляре. DW2 появился в 1938 году. Имея такую же ходовую часть, как и у DW1 (пять катков с индивидуальной торсионной подвеской), машина развивала скорость до 35 км/ч. Э. Адерс в сентябре начал работы над уточненным заданием (масса конкретизировали в 30 тонн). Одновременно к проекту привлекали компании Даймлер-Бенц, MAN и КБ Ф. Порше.


Обозначения экспериментальных машин и тому времени были стандартизированы и заказанной машине присвоили идентификатор VK3001. В шифре первые две цифры – проектная масса, последние - номер образца.

Танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944 года

Высшее немецкое командование осматривает на полигоне, после завершения очередных испытаний, один из первых экземпляров танка «Тигр» (PzKpfw VI Ausf. H). 1942 г.

Новейшие немецкие тяжелые танки «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger I») доставлены на боевые испытания на железнодорожную станцию Мга под Ленинградом, но машинам сразу же потребовался ремонт

За основу Э. Адерс взял машину DW2. Компания Хеншель изготовила четыре прототипа, которые незначительно различались - две машины в марте 1941 года и столько же в октябре. Что эти машины представляли собой? При боевом весе 32 тонны 300-сильный двигатель обеспечивал скорость до 25 км/ч. Ходовая часть – семь (парных и одинарных) катков, размещенных в шахматном порядке, и три поддерживающих ролика. Вооружение танка - короткоствольная 75-мм пушка и два пулемета. Лобовая часть корпуса и башни изготавливались из 50-миллиметровых бронелистов, борта – из 30-миллиметровых. Экипаж танка пять человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывали, началась кампания против СССР. После первых же боев стало ясно, что прототипы Хеншель бой с KB и Т-34 не выдержат. Что касается Порше, то он лишь пробовал себя в проектировании танков. По-видимому это и предопределило дальнейшие неудачи Порше в области танкостроения. Два экземпляра данной машины VK3001 (Р) были изготовлены зимой 40-41 годов. Танк заданной массы не превысил и благодаря паре двигателей имеющих воздушное охлаждение развивал скорость до 60 км/ч. Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

В мае 41-м году компания Хеншель занялась еще одним экспериментальным VK3601 оснащенный пушкой, снаряд которой пробивал бы броню толщиной 100 миллиметров с расстояния 1,5 тыс. метров. Кстати, когда этот танк был изготовлен, толщина бронилистов также составила 100 миллиметров. Машина массой 40 тонн развивала скорость до 40 км/ ч. Ходовая часть состояла из восьми катков большого диаметра (она позже была применена на «Тиграх»).



Министерство вооружений и боеприпасов в июле 1941 года выдало КБ Ф. Порше и фирме Хеншель заказ на VK4501. Предлагалось, что будет спроектирована машина под 88-миллиметровую зенитную пушку образца 1936 г., которая перерабатывалась под танк. Пушку создали в 20-е годы усилиями двух концернов - немецкий Крупп и шведский Бофорс. Имея основным предназначением борьбу с воздушными целями, данная система все-таки прославилась в качестве мощного противотанкового средства. Немцы в такой роли опробовали систему еще в Испании. Особенно активно ее использовали в 40-42 годах на полях сражений Второй мировой против танков имеющих противоснарядное бронирование - советских KB и Т-34, английских и американских «Шерманов», «Грантов» и «Матильд». Бронебойный снаряд выпущенный из нее поражал данные танки даже на дистанциях 2 – 2,5 тыс. метров.

Полуавтоматическое, с клиновым вертикальным затвором орудие дополнялись электроспуском и дульным тормозом. После модернизации его стали называть 8.8cm KwK36 - 8,8-сантиметровая пушка образца 36-го года.

Оба танка VK4501 (Н и Р) должны были изготовить к 20 апреля 1942 года – дню рождения Гитлера. То есть, времени было маловато. Оба конструктора взяли лучшее от предыдущих экспериментальных машин. Выбор после сравнительных испытаний остановили на машине Адерса, хотя Гитлер поддерживал Ф. Порше.

VK4501(P), имевшая конструкторское обозначение «Порше 101», массой 57 тонн развивал скорость до 35 км/ч. Экипаж машины пять человек. «Крупповская» башня и вооружение были такими же, как и у танка соперника. Толщина лобового бронилиста башни и корпуса – 100 миллиметров, бортов - 80 миллиметров.

Система воздушного охлаждения пары бензиновых десятицилиндровых двигателей делала конструкция Порше лучшей машиной для африканских пустынных условий. В июле 1942 года на заводе компании Нибелунг в австрийском Линце даже изготовили пять машин и около 90 корпусов, которые получили обозначение "Tiger(P)" или Pz Kpfw VIP. И те и другие нашли применение: первые использовали в качестве учебных машин, из полуфабрикатов вышли отличные истребители танков.

С августа 1942 года фирма Хеншель организовала серийное производство танков разработанных Адерсом. Позднее аналогичные сборочные линии были открыты фирмой Вегманн. «Тигры» выпускались до августа 44-го года. В 42-м году было построено 84 танка, в 43-м - 647 машин, в 44-м - 623. В апреле 44-го года зарегистрировали максимальный месячный выпуск - 104 танка.

Экипаж немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» демонстрирует возможности своей машины по преодолению противотанковых заграждений

Немецкие танкисты на привале и танк PzKpfw VI «Тигр»

Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» №232 101-го тяжелого танкового батальона СС. Командир танка - унтершарфюрер Курт Клибер из роты Михаэля Виттмана

Первоначально машины официально назывались Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I». С февраля 44-го года, после принятия «Tiger II» на вооружение, название изменили на просто «Tiger I» или Pz Kpfw VI Ausf E. Данная машина не является очередной модификацией «шестерки». Имелась лишь одна модификация. Хотя, конечно, в конструкцию все же вносились изменения во время производства.

Боевой вес серийных машин превысил заданный более чем на 10 тонн. С момента появления танка и на протяжении полутора лет он был сильнейшей машиной в мире практически по всем показателям. В первую очередь, он имел мощное бронирование. Адерс придал корпусу коробчатое прямоугольное сечение за счет незначительного наклона лобовых и вертикальной установки бортовых бронеплит. Такая конфигурация ускорила и упростила технологический процесс. Кроме того, бронеплиты закреплялись сваркой и соединялись на шипах. Это позволяло достигать значительной механической прочности. Для изготовления днища использовался один лист. Броня - хромоникельмолибденовая катаная, гомогенная.

Внутреннее пространство «Тигра» было разделено на четыре отсека. Слева впереди в собственном отделении размещался водитель, справа - радист. Многоступенчатая коробка передач безвального типа имела восемь переднего, а также четыре заднего хода монтировалась между ними. В картер коробки передач помещались многодисковый главный фрикцион, работающий в масле, и тормоз. Дифференциальным механизмом поворота, имеющим двойным подводом мощности, обеспечивалось поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Для управления танком служило рулевое колесо через гидравлический полуавтоматический сервопривод. При отказе рулевого колеса использовались два ручных рычага с приводами на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели, через которую водитель наблюдал за окружающей обстановкой, регулировалась толстой броневой заслонкой перемещавшейся вертикально. При плохой видимости водитель больше ориентировался по расположенному справа курсоуказателю (гирополукомпасу), а не визуально. Люки, прорезанные над головами радиста и водителя, прикрывались крышками оснащенные перископическими приборами наблюдения. Во время стрельбы из лобового пулемета MG34 радист для прицеливания использовал свой перископ.

Под боевое отделение была отведена подковообразная башня, выгнутая из 80-миллиметрового бронелиста с вертикальными стенками, а также средняя часть корпуса, которая от моторного отсека отделялась броневой перегородкой. справа от пушки рабочее место заряжающего, слева - наводчика. Оба имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоком. Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода наводчиком нажатием ногой на педаль. Командир танка дублировал горизонтальную наводку.

Командиру предназначалась устанавливаемая на крыше башни сзади слева цилиндрическая башенка имеющая люк и пять смотровых щелей. С июля 43-го года была заменена унифицированной (такая же, как на «Пантере») сферической башенкой имеющей семь перископических приборов наблюдения по периметру и круговой обвод для перемещения и крепления зенитного пулемета. На передней стенке башни устанавливалось три метательных устройства предназначенных для огня дымовыми гранатами.

88-миллиметровая пушка (L/56) и спаренный 7,92-миллиметровый пулемет смонтированный справа от нее были установлены в броневой маске (толщина 110 миллиметров). Боеукладку размещали ниже погона башни - под поликом башни и по стенкам боевого отделения около водителя. Полуавтоматикой орудия и унитарным патроном обеспечивалась боевую скорострельность в 8 выстрелов в минуту.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

Немецкие танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» 506-го тяжелого танкового батальона весной 1944 года на западной Украине

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская область. Январь 1944 года

«Тигр» стал первым немецким серийным танком имеющим новую ходовую часть, изобретенную Г. Книпкампом. Один борт имел восемь тройных опорных катков расположенных в шахматном порядке на торсионной подвеске имеющих гидравлические амортизаторы на переднем и заднем блоках. Кстати, немцами уже применялась такая конструкция шасси на легких машинах - бронетранспортерах и артиллерийских полугусеничных тягачах. Подвеска равномерно распределяла вес машины по гусенице, незначительно нагружая каждый каток, а также позволяла экономить на бандажах резину. С января 44-го года использовались катки без бандажа с внутренней амортизацией (такие же, как и на «Пантере»).

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL210P45 с жидкостным охлаждением мощностью 650 л.с. В мае 43-го года в связи с переходом на унификацию танкового производства был заменен более мощным и уже проверенным на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия, имеющая гидросервоприводы, и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемым танком с плавным ходом. Водитель не затрачивал значительных физических усилий и не переутомлялся при управлении танком. Освоить управление было несложно. От водителя высокой квалификации не требовалось, и если он погибал, его мог заменить любой член экипажа.

495 ранних «Тигров» были оснащены оборудованием для подводного вождения, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 метра по дну. Кроме того, первые серийные машины вооружались S-средством ближнего боя (Schrapnell). Оно служило для поражения солдат, которые пытались взять повреждённый танк «на абордаж». Пять гранатометов размещенных по краям корпуса танка выстреливали вверх шрапнельные гранаты на 1,5-2 метра. Взрываясь, они засыпали стальными шариками все вокруг на 360 градусов.

Кроме линейных, изготовили 84 командирских танка. Для того чтобы установить вторую радиостанцию, уменьшили боекомплект орудия до 66 выстрелов и убрали спаренный пулемет.

Тигры 2-й дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом

Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» дивизии СС «Дас Райх». Конец 1943 г

Камуфлированный немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» состава 102-го тяжелого танкового батальона СС выдвигается к линии фронта у реки Орн. Сзади, очевидно, установлены дополнительные баки с горючим

Впервые «Тигры» в бой вступили на Восточном фронте осенью 1942 года под Ленинградом в районе станции Мга. В дальнейшем принимали участие в боях на всех фронтах.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf H:
Год выпуска – 1942;
Боевая масса – 57000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры
Длина по корпусу – 6200 мм;
Длина с пушкой вперед – 8450 мм;
Ширина – 3700 мм;
Высота – 2860 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 100 мм (24 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 110 мм (8 град.);
Толщина бронелистов крыша и днища корпуса – 26 и 28;
Вооружение:
Марка пушки – KwK36;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 56 кпб;
Боекомплект – 92 выстрела;
Количество пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект пулеметов – 4800 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P45
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 38 км/ч;
Запас топлива – 570 л;
Запас хода по шоссе – 140 км;
Среднее давление на грунт – 1,04 кг/см2.

Немецкий танк «Тигр» валит дерево для эффектного снимка. Польша. Лето 1944 года

Немецкие солдаты под прикрытием танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» из состава 502-го батальона тяжелых танков под Нарвой. На заднем плане, левее, еще один такой же танк, и далее, правее, еще один «Тигр»

Командир немецкого тяжелого танка «Тигр» смотрит в бинокль

Вид из немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» во время боя. Впереди виден горящий Т-34. СССР, 1944 год

Подбитый и сгоревший тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» «средних» серий выпуска из состава 3-го танкового полка 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Номер советской трофейной команды «308а». Район озера Балатон

Тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжелого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом. Вероятнее всего, этот "Тигр" был подбит еще зимой 1943 года

Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр " из состава 509-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тактический номер танка 331. Танк окрашен коричневыми размытыми пятнами по стандартномутемно-желтому «Dunkel-Gelb». На заднем плане советское полковое орудие обр. 1927 года на конной тяге. Ноябрь 1943 года, район Киева

Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный «Тигр» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО имени Горького в Москве летом 1943 года - Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом осенью 1942 года. Обращает на себя внимание необычное крепление ящика для снаряжения на борту башни, впоследствии никогда не встречавшееся.

Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. Советские солдаты осматривают захваченные немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» с номерами S54 и S51 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945 года

Инвалид войны на выставке трофейной немецкой военной техники в Москве. В центре танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом

В некотором роде является историей войн, то одними из самых значимых фигур ее являются военачальники. Имена великих полководцев, а также подвиги кровавых сражений и нелегких побед занимают особую нишу в мировой истории. Тактика и стратегия ведения войн этими талантливыми в своем деле людьми до сих пор считаются значимым теоретическим материалом для будущих офицеров. Ниже в статье мы представим вашему вниманию имена людей, которые вошли в наш список «Великие полководцы мира».

Кир II Великий

Начиная статью по теме «Великие полководцы мира», мы хотим рассказать вам именно об этом человеке. Гениальный военачальник - царь Персии Кир Второй - считался мудрым и доблестным правителем. Перед тем как родился Кир, его матери предсказала гадалка, что сын ее станет властителем всего мира. Услышав об этом, его дед - Мидийский царь Астиаг, перепугался не на шутку и решил погубить младенца. Однако мальчик был спрятан среди рабов и выжил, а после, заняв престол, воевал со своим венценосным дедушкой и смог победить его. Одним из самых значительных завоеваний Кира Второго было взятие Вавилона. Этот великий полководец был убит воинами из кочевых среднеазиатских племен.

Гай Юлий Цезарь

Выдающийся общественный деятель, блестящий полководец Гай Юлий Цезарь смог добиться того, что даже после его смерти Римская Империя еще пять столетий считалась величайшей и наивлиятельнейшей в мире страной. Кстати, слова «кайзер» и «царь», которые переводятся с немецкого и русского как «император», произошли именно от его имени. Цезарь, безусловно, - величайший полководец своего времени. Годы его правления стали для Римской Империи золотым периодом: латинский язык распространился по всему свету, в других странах при управлении государствами за основу принимались римские законы, многие народы стали следовать традициям и обычаям подданных императора. Цезарь был великим полководцем, однако его жизнь оборвалась от удара кинжалом предавшего его друга - Брута.

Ганнибал

Этого великого карфагенского полководца называют «отцом стратегии». Его главными врагами были римляне. Он ненавидел все, что было связано с их государством. На его счету - сотни сражений, которые совпали по времени с периодом Имя Ганнибала связано с грандиозным переходом через Пиренеи и заснеженные Альпы с армией, в состав которой входили не только воины на лошадях, но и наездники на слонах. Ему также принадлежит ставшая впоследствии крылатой фраза: «Рубикон пройден».

Александр Македонский

Говоря о великих полководцах, нельзя не упомянуть имя правителя Македонии - Александра, который дошел со своим войском чуть ли не до Индии. На его счету - одиннадцать лет беспрерывных сражений, тысячи побед и ни одного поражения. Ему не нравилось враждовать со слабым противником, поэтому в числе его главных врагов всегда были великие военачальники. Его армия состояла из разных подразделений, и каждое из них прекрасно владело своим боевым ремеслом. Разумная стратегия Александра состояла в том, что он умел распределять силы между всеми своими воинами. Александр хотел объединить Запад с Востоком и распространить во всех своих новых владениях эллинистическую культуру.

Тигран II Великий

Величайший полководец, живший до рождества Христова, - царь Армении Тигран Второй Великий (140 год до н. э.— 55 год до н. э.) Им были совершены наиболее значительные завоевания в истории государства. Тигран из рода Аршакидов воевал с Парфией, Кападокией, империей Селевкидов. Им были захвачены Антиохия и даже Набатейское царство на берегах Красного моря. Благодаря Тиграну Армения на рубеже двух тысячелетий стала самой мощной державой Ближнего Востока. В её состав входили Антропатена, Мидия, Софена, Сирия, Киликия, Финикия и т. д. В те годы Шелковый путь из Китая проходил через направляясь в Европу. Тиграна смог покорить лишь римский полководец Лукулл.

Карл Великий

Французы произошли от франков. Их король Карл за свою храбрость, а также за грандиозные сражения получил титул «Великий». За период его правления франки провели более пятидесяти военных походов. Он - величайший полководец Европы своего времени. Все основные сражения возглавлял сам король. Именно при правлении Карла его государство увеличилось вдвое и вобрало территории, которые сегодня принадлежат Французской республике, Германии, некоторые части современных Испании и Италии, Бельгии и др. Он освободил из рук лангобардов Папу Римского, и тот в благодарность за это возвел его в ранг Императора.

Чингисхан

Этот поистине великий военачальник благодаря своему боевому мастерству смог завоевать чуть ли не всю Евразию. Его войска называли ордой, а воинов - варварами. Тем не менее это не были дикие неорганизованные племена. Это были вполне дисциплинированные воинские подразделения, которые шли к победе под предводительством своего мудрого начальника. Побеждала не грубая сила, а просчитанные до мелочей ходы, причем не только собственной армии, но и противника. Одним словом, Чингисхан - величайший полководец-тактик.

Тамерлан

Многие знают этого полководца под именем Тимур Хромой. Это прозвище ему дали за увечье, полученное во время стычек с ханами. Одно его имя наводило ужас на народы Азии, Кавказа, Поволжья и Руси. Он основал династию Тимуридов, а его государство простиралось от Самарканда до самой Волги. Однако величие его заключалось исключительно в силе авторитета, поэтому сразу же после смерти Тамерлана его государство распалось.

Аттила

Имя этого предводителя варваров, с легкой руки которого пала Римская Империя, наверняка известно каждому. Аттила — великий каган гуннов. Его многочисленная армия состояла из тюркских, германских и других племен. Его держава простиралась от Рейна до Волги. В устном германском эпосе рассказываются истории подвигов великого Аттилы. И они, безусловно, достойны восхищения.

Салах ад-Дин

Султан Сирии, которого из-за непримиримой борьбы с крестоносцами прозвали «защитником веры», также является выдающимся полководцем своего времени. Армией Саладина были захвачены такие города, как Бейрут, Акра, Кесария, Ашкалон и Иерусалим.

Наполеон Бонапарт

Многие русские полководцы Великой 1812 года) сражались против армии Наполеона - императора Франции. Целых 20 лет Наполеон занимался осуществлением самых смелых и дерзких планов, направленных на расширение границ своего государства. Вся Европа находилась под его подчинением. Но он не ограничился этим и пытался завоевать некоторые из стран Азии и Африки. Русский поход Наполеона, тем не менее, стал началом конца.

Россия и ее великие полководцы: фото и жизнеописания

Начнем рассказывать о подвигах русских полководцев с описания воинских достижений этого правителя. Князь Новгородский и Киевский Олег считается объединителем Древней Руси. Он расширил границы своей страны, будучи первым русским правителем, который решился нанести удар по Хазарскому каганату. К тому же он сумел заключить выгодные для своей страны договоры с византийцами. Именно о нем Пушкин написал: «Твой щит - на вратах Царьграда».

Добрыня Никитич

О доблести этого воеводы (так назывались великие полководцы России в древности) мы узнаем из былин. Он был одной из важнейших фигур на территории всей Руси, и порой его слава превосходила славу Владимира Святославовича.

Владимир Мономах

О шапке Мономаха наверняка слышал каждый. Так вот, она - реликвия, символ власти, принадлежавший именно князю Владимиру. Его прозвище имеет византийское происхождение и переводится как «единоборец». Он считался лучшим полководцем своей эпохи. Впервые Владимир встал во главе своего войска в 13 лет, с тех пор он одерживал одну победой за другой. На его счету 83 сражения.

Александр Невский

Великий русский полководец средневековья князь Александр Новгородский получил свое прозвище вследствие победы над шведами на реке Неве. Тогда ему было всего лишь 20 лет. Через 2 года на Чудском озере он разгромил орден немецких рыцарей. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Дмитрий Донской

На другой русской реке - реке Дон, князь Дмитрий одержал победу над татарским войском под предводительством хана Мамая. Он также считается одним из величайших русских полководцев XIV века. Известен под прозвищем Донской.

Ермак

Не только князья и цари считаются величайшими русскими полководцами, но и казачьи атаманы, например Ермак. Он - богатырь, силач, непобедимый воин, покоритель Сибири. Он повел войска на победил его и присоединил сибирские земли к России. Существует несколько версий его имени - Ермолай, Ермилк, Герман и т. д. Однако в историю он вошел как легендарный и великий русский полководец, атаман Ермак.

Пётр Великий

Наверняка все согласятся, что Петр Первый - величайший из царей, который невероятным образом изменил судьбу нашего государства, - также является искусным военачальником. Великий русский полководец Петр Романов одержал десятки побед как на поле брани, так и на морях. К его самым значимым походам можно причислить Азовские, Персидский, а также стоит упомянуть Северную войну и знаменитую Полтавскую битву, во время которой русская армия одержала победу над королем Швеции Карлом Двенадцатым.

Александр Суворов

В списке «Великие полководцы России» этот военачальник занимает главенствующие позиции. Он - настоящий герой России. Этому полководцу удалось поучаствовать в огромном количестве войн и сражений, однако он никогда не терпел поражений. Значимыми в военной карьере Суворова являются походы Русско-турецкой войны, а также швейцарский и итальянский. Великий полководец Суворов и сегодня является примером для подражания для молодых ребят - воспитанников главного военного училища РФ.

Григорий Потемкин

Конечно же, при упоминании имени этого у нас сразу же возникает ассоциация со словом «фаворит». Да, действительно, он был любимцем императрицы Екатерины Великой (Второй), тем не менее он также был одним из самых лучших полководцев Российской Империи. Даже сам Суворов писал о нем: «Буду счастлив за него умереть!»

Михаил Кутузов

Лучший российский полководец конца XVIII - начала XIX веков - Михаил Илларионович Кутузов, вошел в историю как первый русский генералиссимус, поскольку в его армии служили воинские подразделения разных народов. Он - герой Отечественной войны 1812 года. Именно ему принадлежит идея создания легкой конницы и пехоты.

Багратион

Еще один из героев войны против Наполеона - грузинский князь Багратион - являлся потомком престола своей страны. Однако в начале XIX века Александр Третий внес фамилию Багратионов в число российско-княжеских родов. Этого воина называли «львом русской армии».

Военачальники XX века

Как известно из истории, с начала XX века политическая ситуация в России резко изменилась: произошло несколько революций, началась Первая мировая война, затем гражданская война и т. д. Российская армия разделилась на две части: «белогвардейцев» и «красных». У каждого из этих подразделений были свои военачальники. У «белогвардейцев» - Колчак, Врунгель, у «красных» - Буденый, Чапаев, Фрунзе. Троцкого принято считать политиком, но не военным, но на самом деле он также очень мудрый военачальник, ведь именно ему принадлежит заслуга создания Красной Армии. Его называли Красным Бонапартом, и победа в Гражданской войне принадлежит именно ему.

Полководцы Великой Отечественной Войны

Вождь народа советского Иосиф Виссарионович Сталин известен во всем мире как мудрый и очень властный правитель. Его считают победителем в 1945 году. Он вгонял в страх всех своих подчиненных. Он был очень мнительным и подозрительным человеком. И результатом этого стало то, что в начале Отечественной войны многих опытных полководцев не было в живых. Возможно, именно из-за этого война продлилась целых 4 года. В числе легендарных военачальников того времени - Иван Конев, Леонид Говоров, Семен Тимошенко, Иван Баграмян, Иван Худяков, Федр Толбухин, ну и, конечно же, самый выдающийся из них - Георгий Жуков, великий полководец мирового значения.

Константин Рокоссовский

Об этом военачальнике хочется поговорить отдельно. Он по праву находится в списке самых выдающихся полководцев Второй мировой войны. Его сила заключалась в том, что его стратегия была хороша как в вопросах обороны, так и при наступлении. В этом ему нет равных. Константин Рокосовский командовал легендарным Парадом Победы на Красной площади в 1945 году.

Георгий Жуков

В том, кого нужно называть победителем Великой Отечественной войны, мнения расходятся. Некоторые считают, что это, естественно, Сталин, ведь он являлся Однако есть политические деятели (не только России, но и мира в целом), которые считают, что заслужил почетного звания не Иосиф Джугашвили, а великий полководец Георгий Жуков. Он до сих пор является самым прославленным из советских маршалов. Только благодаря его широкому кругозору стала возможной идея объединения нескольких фронтов в ходе войны. Это и привело к победе Советского Союза над фашистскими захватчиками. Как же после всего этого не признать, что великий полководец Георгий Жуков и является главным «виновником» Победы?

В качестве заключения

Обо всех выдающихся полководцах за всю историю человечества, конечно, невозможно рассказать в рамках одной коротенькой статьи. В каждой стране, у каждого народа есть свои герои. В этом материале мы упомянули о великих полководцах - исторических личностях, которые смогли изменить ход событий мирового масштаба, а также рассказали о некоторых самых выдающихся российских полководцах.

За весь период существования человечества произошло множество войн, кардинально изменивших ход истории. Немало их было и на территории нашей страны. Успех любых боевых действий всецело зависел от опыта и сноровки военных начальников. Кто же они, великие полководцы и флотоводцы России, принёсшие своей Отчизне победы в нелёгких сражениях? Представляем вам самых ярких отечественных военачальников, начиная со времён Древнерусского государства и заканчивая Великой Отечественной войной.

Святослав Игоревич

Знаменитые полководцы России — это не только наши современники. Были они и в период существования Руси. Ярчайшим военачальником того времени историки называют Киевского князя Святослава. Он взошёл на трон в 945 г., сразу после смерти отца своего Игоря. Так как Святослав был ещё недостаточно взрослым, чтобы управлять государством (ему на момент престолонаследования исполнилось всего 3 года), регентом при нём стала его мать Ольга. Этой героической женщине пришлось возглавлять Древнерусское государство и после того, как её сын подрос. Причина заключалась в его бесконечных военных походах, из-за которых он практически не бывал в Киеве.

Самостоятельно править своими землями Святослав начал только в 964 году, но и после этого он не прекратил завоевательные походы. В 965 г. ему удалось разгромить Хазарский каганат и присоединить ряд завоёванных территорий к Древней Руси. Святослав провёл ряд походов на Болгарию (968—969), захватывая по очереди её города. Остановился он только после того, как захватил Переяславец. В этот болгарский город князь планировал перенести столицу Руси и расширить свои владения до Дуная, но из-за набегов на киевские земли печенегов он вынужден был вернуться с войском домой. В 970—971 годах русские войска во главе со Святославом воевали за болгарские территории с претендовавшей на них Византией. Разгромить могучего противника князю не удалось. Результатом этой борьбы стало заключение между Русью и Византией выгодных военно-торговых соглашений. Неизвестно, сколько завоевательных походов успел провести ещё Святослав Игоревич, если бы в 972 г. он не погиб в битве с печенегами.

Александр Невский

Выдающиеся полководцы России были и в период феодальной раздробленности Руси. К таким политическим деятелям следует отнести Александра Невского. Будучи князем Новгородским, Владимирским и Киевским, он вошёл в историю как талантливый военачальник, возглавивший народ в борьбе с претендующими на северо-западные территории Руси шведами и немцами. В 1240 г., несмотря на преобладание в силах противника, он одержал блистательную победу на Неве, нанеся сокрушительный удар В 1242 г. разбил немцев на Чудском озере. Заслуги Александра Невского не только в военных победах, но и в дипломатических способностях. Путём переговоров с правителями Золотой Орды ему удалось добиться освобождения русской армии от участия в войнах, проводимых татарскими ханами. После смерти Невский был канонизирован православной церковью. Считается покровителем русских воинов.

Дмитрий Донской

Продолжая говорить о том, кто самые знаменитые полководцы России, необходимо вспомнить про легендарного Дмитрия Донского. Князь Московский и Владимирский вошёл в историю как человек, положивший начало освобождению русских земель от татаро-монгольского ига. Устав терпеть произвол золотоордынского правителя Мамая, Донской с войском выступил против него. Решающая битва состоялась на в сентябре 1380 года. Войска Дмитрия Донского в 2 раза уступали по численности армии противника. Несмотря на неравенство сил, великому полководцу удалось разбить врага, практически полностью уничтожив его многочисленные полки. Разгром армии Мамая не только ускорил момент освобождения русских земель от золотоордынской зависимости, но и способствовал усилению Московского княжества. Как и Невский, Донской после смерти был канонизирован православной церковью.

Михаил Голицын

Известные полководцы России жили и во времена императора Петра I. Одним из самых видных военачальников этой эпохи являлся князь Михаил Голицын, прославившийся в 21-летней Северной войне со шведами. Он дослужился до звания генерал-фельдмаршала. Отличился во время взятия в 1702 г. русскими войсками шведской крепости Нотебург. Был командующим гвардией во время Полтавской битвы 1709 г., в результате которой шведам было нанесено сокрушительное поражение. После сражения вместе с А. Меншиковым преследовал отступающие войска противника и заставил их сложить оружие.

В 1714 г. русская армия под командованием Голицына нанесла удар по шведской пехоте возле финской деревни Лапполе (Напо). Эта победа имела важное стратегическое значение в ходе Северной войны. Шведы были вытеснены из Финляндии, а Россия завладела плацдармом для дальнейшего наступления. Отличился Голицын и в морской битве при острове Гренгаме (1720 г.), положившей конец длительной и кровопролитной Северной войне. Командуя русским флотом, он заставил шведов отступить. После этого на было установлено российское влияние.

Фёдор Ушаков

Не только лучшие полководцы России прославляли свою страну. Флотоводцы делали это ничуть не хуже командующих сухопутными силами. Таким был адмирал Фёдор Ушаков, которого за многочисленные победы православная церковь причислила к лику святых. Принимал участие в русско-турецкой войне (1787-1791). Возглавлял у Фидониси, Тендры, Калиакрии, Керчи, руководил осаждением острова Корфу. В 1790-1792 годах командовал Черноморским флотом. За свою военную карьеру Ушаков провёл 43 битвы. Ни в одной из них он не получил поражения. В сражениях сумел сохранить все доверенные ему корабли.

Александр Суворов

На весь мир прославились некоторые полководцы России. Суворов относится к их числу. Будучи генералиссимусом морских и сухопутных войск, а также кавалером всех существующих в Российской империи военных орденов, он оставил заметный след в истории своей страны. Проявил себя в качестве талантливого военачальника в двух русско-турецких войнах, итальянском и швейцарском походах. Командовал в 1787 г. Кинбурнской баталией, в 1789 г. — сражениями под Фокшанами и Рымником. Возглавил штурм Измаила (1790) и Праги (1794). За свою военную карьеру одержал победы более чем в 60 битвах и не проиграл ни в одном сражении. Вместе с русской армией прошёл до Берлина, Варшавы и Альп. Оставил после себя книгу «Наука побеждать», где изложил тактику успешного ведения войны.

Михаил Кутузов

Если спросить о том, кто знаменитые полководцы России, многие люди сразу же вспоминают о Кутузове. И это неудивительно, ведь за особые заслуги этого человека наградили орденом Святого Георгия — высшей военной наградой Российской империи. Носил звание генерал-фельдмаршала. Практически вся жизнь Кутузова прошла в битвах. Является героем двух русско-турецких войн. В 1774 г., в битве под Алуштой, был ранен в висок, в результате чего потерял правый глаз. После длительного лечения был назначен на должность генерал-губернатора Крымского полуострова. В 1788 г. получил второе серьёзное ранение в голову. В 1790 г. успешно руководил штурмом Измаила, где проявил себя как бесстрашный полководец. В 1805 г. отправился в Австрию командовать войсками, выступающими против Наполеона. В этом же году принял участие в Аустерлицком сражении.

В 1812 г. Кутузова назначили главнокомандующим российскими войсками в Отечественной войне с Наполеоном. Провёл грандиозное Бородинское сражение, после чего на военном совете, состоявшемся в Филях, вынужден был принять решение о выводе русской армии из Москвы. В результате контрнаступления войска под командованием Кутузова смогли отбросить врага со своей территории. Считавшаяся сильнейшей в Европе французская армия понесла огромные человеческие потери.

Полководческий талант Кутузова обеспечил нашей стране стратегическую победу над Наполеоном, а ему самому принёс всемирную славу. Хоть военачальник и не поддерживал идею преследования французов в Европе, именно его назначили главнокомандующим объединённых русских и прусских сил. Но болезнь не позволила Кутузову дать очередную битву: в апреле 1813 г. он, дойдя с войсками до Пруссии, простудился и умер.

Полководцы в войне с фашистской Германией

Великая Отечественная война открыла миру имена талантливых советских военачальников. Выдающиеся полководцы России приложили много сил к разгрому гитлеровской Германии и уничтожению фашизма на европейских землях. Отважных командующих фронтами на территории СССР было немало. Благодаря своему мастерству и героизму они смогли достойно выступить против отлично подготовленных и вооружённых по последнему слову техники немецких захватчиков. Предлагаем познакомиться с двумя величайшими полководцами — И. Коневым и Г. Жуковым.

Иван Конев

Одним из тех, кому наше государство обязано победой, являлся легендарный маршал и дважды герой СССР Иван Конев. Начал участие в войне советский полководец в должности командира 19-й армии Северо-Кавказского округа. Во время Смоленского сражения (1941 г.) Коневу удалось избежать плена и вывести из окружения врага управление армии и связной полк. После этого полководец командовал Западным, Северо-Западным, Калининским, Степным, Первым и Вторым Украинскими фронтами. Участвовал в битве за Москву, руководил Калининскими операциями (оборонительной и наступательной). В 1942 г. Конев возглавил (вместе с Жуковым) первую и вторую Ржевско-Сычёвскую, а зимой 1943 г. — Жиздринскую операции.

Из-за превосходства сил противника многие сражения, проведённые полководцем до середины 1943 г., для Советской Армии были неудачными. Но ситуация кардинально изменилась после победы над врагом в битве на (июль-август 1943 г.). После этого войска под руководством Конева провели ряд наступательных операций (Полтавско-Кременчугскую, Пятихатскую, Знаменскую, Кировоградскую, Львовско-Сандомирскую), в результате которых от нацистов была очищена большая часть территории Украины. В январе 1945 г. Первый Украинский фронт под командованием Конева вместе с союзниками начал Висло-Одерскую операцию, освободил от фашистов Краков и Весной 1945 г. войска маршала дошли до Берлина, а сам он лично принимал участие в его штурме.

Георгий Жуков

Величайший полководец, четырежды Герой СССР, обладатель множества отечественных и зарубежных военных наград, был поистине легендарной личностью. В молодости он принимал участие в Первой мировой и Гражданской войнах, битве на Халхин-Голе. К моменту вторжения Гитлера на территорию Советского Союза Жуков был назначен руководством страны на должности заместителя наркома обороны и начальника Генерального штаба.

В годы возглавлял войска Ленинградского, Резервного и Первого Белорусского фронтов. Принимал участие в битве за Москву, Сталинградском и Курском сражениях. В 1943 г. Жуков совместно с другими советскими полководцами осуществлял прорыв ленинградской блокады. Координировал действия в Житомирско-Бердичевской и Проскурово-Черновицкой операциях, в результате которых была освобождена от немцев часть украинских земель.

Летом 1944 г. возглавил крупнейшую за всю историю существования человечества военную операцию «Багратион», в ходе которой от гитлеровцев была очищена Белоруссия, часть Прибалтики и Восточная Польша. В начале 1945 г. вместе с Коневым координировал действия советских войск при освобождении Варшавы. Весной 1945 г. участвовал во взятии Берлина. В Москве 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы, приуроченный к разгрому фашистской Германии советскими войсками. Принимать его было поручено маршалу Георгию Жукову.

Итоги

В одной публикации невозможно перечислить всех великих военачальников нашей страны. Флотоводцы и полководцы России от Древней Руси до наших дней сыграли в мировой истории заметную роль, прославив отечественное военное искусство, героизм и отвагу вверенной в их распоряжение армии.